Труды и дни гесиод краткое содержание. Описание и анализ поэмы «труды и дни» гесиода

  • Краткие содержания
  • /
  • Разные
  • /
  • Гесиод — Труды и дни

В поэме воспевается всемогущий Зевс, который все решает на Земле. Его кары избежать нельзя. Ему подчиняются боги, которые следят с неба за жизнью людей. Четыре поколения людей уже сверг Зевс, теперь на Земле живет пятое поколение. Чтобы его Зевс не сверг, певец учит этих людей, как правильно жить и работать.

Дидактическая поэма Гесиода учит, как правильно жить и работать.

Популярные сегодня пересказы

  • Дедушка Мазай и зайцы — краткое содержание рассказа Некрасова
    Автор рассказывает историю о жизни старого дедушки Мазая. О деревенской бытности крестьянства. О свое дружбе с главным героем.
  • У войны не женское лицо — краткое содержание книги Алексиевич
    Ужасное время войны не обошло и женский пол. Издревле водится, что военное дело – это мужская профессия. Однако, жизнь распоряжается совершенно иначе. Люди привыкли, что женщины могут помогать военнослужащим
  • Три брата — краткое содержание сказки Братьев Гримм
    В сказке «Три брата» состарившийся отец долго не мог решить вопрос, кому из сыновей оставить дом в наследство. Думал он, гадал и, наконец, нашел решение: отправить братьев обучаться ремеслу.
  • Флаги на башнях — краткое содержание повести Макаренко
    В повести рассказывается о беспризорниках, которые перевоспитывались в колонии Первого мая. С первых страниц перед нами предстает судьба одного из таких мальчишек-12-летнем Ивана Гальченко

Краткое содержание Гесиод Труды и дни

Певец призывает Муз воспеть всемогущего Зевса. Затем поет «правду» о мире богов, в котором есть две Эриды. Одна злая, вызывает войны, другая – полезная для людей, всякого побуждает к труду. Затем рассказывает, что боги спрятали от людей источники пищи, чтобы люди денно и нощно трудились ради пропитания. Это сделал Зевс, разозлившись на Прометея, когда тот украл огонь и раздал его людям.

После этого Зевс приказал Гефесту сделать из воды и земли с человеческим голосом и девичьим обличием Пандору. Этот подарок отвезли к Эпиметею. Пандора открыла сосуд с бедами и выпустила их наружу. Певец делает вывод, что замысла Зевса избегнуть нельзя. Далее он рассказывает о поколениях людей, созданных Зевсом: золотом, из серебра, медном, полубогах. Теперь поколение железных людей. И его скоро Зевс уничтожит. Певец говорит о том, что боги наблюдают за жизнью людей. Он желает слушателю, чтобы того не постиг голод. Для этого нужно трудиться.

Затем он дает наставления, как работать в течении года, советы мореплавателям, житейские советы. Поэма заканчивается перечислением дат удобных для всяких дел.

Оцените произведение:

  • 2.9

Голосов: 73
Читать краткое содержание Гесиод — Труды и дни. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Общей целью участников экспедиции было исследование планеты. Они поставили задачу — поселить пантиан, так как их планета была мертва. Пока все занимались исследованием планеты

Наступает очередной учебный год, и в школу приходит новый преподаватель математики Харлампий Диогенович. Этот мужчина сразу выделялся среди своих коллег, был очень серьезным и умным. На его занятиях в классе царила неимоверная тишина и дисциплина

Начинается опера со сцены в прекрасном саду в горах. Там принцесса, которая и не знает, что она дочка короля, грустит. Она молода и прекрасна, ее возрасту свойственны сомнения-волнения

«Время всегда хорошее» — это увлекательная современная книга про современных подростков, написанная в соавторстве Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак.

Рассказ о маленьком десятилетнем мальчике Мите, который жил в селе Закопанка. И тут барыня решила продать всю его семью. С тех пор он живет один у барыни бедной помещице и овдовевшей Мавры Ермолаевны

Симпосий Συμπόσιον

Автор поэмы «Труды и Дни» — прежде всего человек, исполненный высокого уважения к труду. Он сам привык к суровым условиям повседневной жизни, к тяжелым работам, которые вознаграждаются скудным результатом. Поэтому он и берется так смело за свою серьезную задачу: дать свод завещанной веками народной мудрости, установить ее кодекс в стихотворной форме, в поэме, которая должна была служить как бы писанным законом для человека, привязанного к земле как источнику существования. Подчиненный этой руководящей идее, он открыто глядит в лицо всем тем разочарованиям и огорчениям, какие являются уделом труженика в течение долгого ряда лет и кладут свой отпечаток на его настроение. Задача смелая, свидетельствующая о большой нравственной силе автора, закаленного тяжелым житейским опытом. В то время как обыкновенно поэзия отвращается от реального мира, чтобы в мире идеального искать забвения от скуки и тревог жизни, здесь перед нами поэт, который, не менее другого располагая способностью дать волю своему воображению и погрузиться в область мифа, предпочитает не порывать своих связей с землей и обыденной жизнью. Мало того, что он не пренебрегает мелочами жизни, сухими практическими наставлениями, техническими описаниями, —он даже их любит, во-первых, ради них самих, во-вторых, ради их пользы, так как они могут служить указаниями, как лучше делать нужное дело. Реализм его поэзии коренится в существе самого его характера. Он для него не школьная доктрина, а отражение уклада его жизни, самых сокровенных его мыслей и чувств. Как крестьянин Гесиод склонен к недовольству, к ворчливости, к обвинению людей и обстоятельств в том, что так тяжела его жизнь, к преувеличению разочарований, к умалению выгод своих занятий. Но при всем этом он далек от упадочных настроений. С огромным терпением борясь против трудностей, наслаждаясь редкими мгновениями физического и душевного отдыха, он в глубине души чувствует удовлетворение тем, чего достигает благодаря своей работоспособности, энергия, благоразумно. Особенно характерно для него сочетание этих различных элементов. «Труды и Дни»-произведение индивидуальное в настоящем смысле слова, носящее печать личности автора, как и позднейшая лирическая поэзия VII-VI веков, например творчество Архилоха. Поэма «Труды и Дни» состоят из следующих частей, довольно ясно выделяющихся по самому своему содержанию. Первая часть (до ст. 317) есть увещание брата Перса, вызванное стараниями последнего оттягать у поэта часть отцовского наследства при помощи неправедных судей. Поэт развивает в ряде эпизодов мысль о господстве в мире несправедливости: а) в изображении двух Эрид, т. е. распри доброй и дурной, благородного соревнования и ссоры (ст. 11- 26); б) в истории Пандоры, посылаемой Зевсом людям в наказание за похищение огня с неба Прометеем (ст. 42-105); в) в картине смены на земле поколений от золотого до железного века, с наступлением которого отлетели с земли благородное негодование и стыд (αἰδὼς καὶ νέμεσις)·, г) в басне о соловье и ястребе, которая должна иллюстрировать бесправное положение небогатого труженика по отношению к аристократам (ст. 202-212); д) в рассуждении о неправде (σχόλια δίκη) и беззаконии (ἀτασθαλία), губящих род человеческий (ст. 213-285); е) в призыве к Персу вернуться на нелегкую стезю добродетели, обитающей на неприступной вершине, и обратиться к труду (ст. 286-316). Остановимся на первых трех эпизодах. В рассказе о двух Эридах поэт вохваляет ту из них, которая олицетворяет соревнование, питающее собственнический инстинкт, и побуждает стремиться к обогащению:

Видит ленивец, что рядом другой близ него богатеет,
Станет и сам торотиться с посадками, с севом, с устройствомДома. Сосед соревнует соседу, который к богатствуСердцем стремится.
(Ст. 21-24)

Вторая Эрида только отвлекает от полезного труда, заставляя терять время на бесплодные для бедняка судебные процессы:

Не поддавайся Эриде злорадной, душою от дела
Не отвращайся, беги словопрений судебных и тяжеб,Некогда времени тратить на всякие тяжбы и речиТем, у кого невелики в дому годовые запасыВызревших зерен Деметры, землей посылаемых людям.Пусть, кто этим богат, затевает раздоры и тяжбыИз-за чужого достатка.
(Ст. 28-34)

Весьма интересен эпизод о Пандоре, сотворенной Гефестом из земли и воды.

Афине
Зевс приказал обучить ее ткать превосходные ткани,А золотой Афрэдите — обвеять ей голову дивнойПрелестью, мучащей страстью, грызущею члены заботой.Аргоубийце ж Гермесу, вожатаю, разум собачийВнутрь ей вложить приказал и двуличную, лживую душу.
(Ст. 63-68)

Пандора — орудие мести Зевса людям за похищение с неба огня Прометеем, сыном Иапета, о котором поэма Гесиода является древнейшим свидетельством. Недальновидный брат Прометея Эпиметея (что значит по-гречески «крепкий задним умом») принимает Пандору в дар от богов, хотя Прометей предупреждал, чтобы он ничего не брал от Зевса. Наделенная даром льстивых вкрадчивых речей, Пандора сняла крышку с рокового сосуда, где таились всевозможные бедствия и вредоносные болезни, и наслала их на смертных.

Только Надежда одна в середине за краем сосуда
В крепком осталась своем обиталище, — вместе с другимиНе улетела наружу: успела захлопнуть ПандораКрышку сосуда по воле эгидодержавного Зевса,Тысячи к бед улетевших меж нами блуждают повсюду.Ибо исполнена ими земля, исполнено море.
(Ст. 96-101)

Этот мотив пессимизма повторяется в поэме и дальше, например в ст. 174-175:

Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел бы, иль позже родиться,
и во всей картине железного века, которая заканчивается словами: «От зла избавленья не будет» (ст. 201). Картина смены веков имеет совершенно исключительное значение в мировой литературе. Поэт впервые запечатлел в ней представление античности о непрерывном регрессе в сфере духовной и материальной. Она является развитием более общего изречения житейской мудрости у Гомера (Од. II, 276):

Редко бывают подобны отцам сыновья, но по большей
Части все хуже отцов, лишь немногие лучше.
Перенесение в далекую, незапамятную древность состояния земного совершенства — учение о «золотом веке» — свойственно народным представлениям и известно у многих народов.[1] К нему надо отнести и библейское учение о земном рае, основанное на вавилонских мифах.[2] Но это общее представление развито Гесиодом в целую систему ступенеобразного падения человечества. Если сравнить схему Гесиода с более поздними литературными оформлениями той же мысли, например в «Метаморфозах» Овидия (I, 89-150), то мы замечаем одно существенное отличие. У Овидия непрерывное падение, образно выражаемое в понижении ценности металла, которым обозначается «век»: золото, серебро, медь, железо. У Гесиода нисхождение временно задерживается: четвертое поколение — это герои, герои Троянской и Фиванской войн; время жизни этого поколения не определяется никаким металлом. Сама схема, безусловно, древнее времени Гесиода. Герои — вне ее. Это осложнение, вероятно, есть дань авторитету героического эпоса, хотя против его идеологии и направлена оппозиция того класса, к которому принадлежит Гесиод. Авторитет гомеровских героев заставил автора вывести их за рамки мрачной картины третьего («медного») поколения.[3] Мы находим легенду о смене веков в античной литературе, кроме Овидия, у Арата, отчасти Вергилия, Горация, Ювенала и Бабрия. Вторая часть поэмы (ст. 317-382) представляет собою цепь разрозненных наставлений морального характера. За нею следует третья, основная и наибольшая по размеру часть, собственно «Труды» земледельца, настоящий сельскохозяйственный кодекс (ст. 383-617), заканчивающийся словами: «Вот как дели полевые работы в течение года!» Несмотря на обилие чисто практически советов и технических описаний (например, подробнейшее описание изготовления плуга, ст. 427-436), и эта часть довольно художественна. Характерна, например, пластичность образа холодного северо-восточного ветра Борея (ст. 507-517)

К нам он из Фракии дальней приходит, кормилицы коней,
Море глубоко взрывает, шумит по лесам и равнинам.Много высоковетвистых дубов и раскидистых сосенОн, налетев безудержно, бросает на тучную землюВ горных долинах. И стонет под ветром весь лес неисчетный.Дикие звери, хвосты между ног поднимая, трясутся, —Даже такие, что мехом одеты. Пронзительный ветерИх продувает теперь, хоть и густо

косматы их груди.Даже сквозь шкуру быка пробирается он без задержки,Коз длинношерстных насквозь продувает. И только не можетСтад он овечьих продуть, потому что пушисты их руна, —Он, даже старцев бежать заставляющий силой своею.
Не менее художественно описание летнего зноя, когда и труженику-земледельцу выпадает часок отдыха в тени скалы, за кубком вина (ст. 582-595)

В пору, когда артишоки цветут и, на дереве сидя.
Быстро, размеренно льет из-под крыльев трескучих цикадаЗвонкую песню свою средь томящего летнего зноя, —Козы бывают жирнее всего, а вино всего лучше,Жены всего похотливей, всего слабосильней мужчины,Сириус сушит колени и головы им беспощадно.Зноем тела опаляя. Теперь для себя отыщи тыМесто в тени под скалой и вином запасися библинским.Сдобного хлеба к нему, молока ст козы некормящей,Мяса кусок от телушки, вскормленной лесною травою,Иль первородных козлят. И винцо попивай беззаботно.Сидя в прохладной тени и насытивши сердце едою,Свежему ветру Зефиру навстречу лицо повернувши,Глядя в прозрачный источник с бегущею вечно водою.
Это описание знойного лета было впоследствии переложено лирическим поэтом VII века до н. э. Алкеем в следующих стихах:

Сохнет, други, гортань! Дайте вина! Звездный ярится Пес,
Пекла летнего жар тяжек и лют; жаждет, горит земля.Не цикада- певец. Той нипочем этот палящий зной!Все звенит да звенит в чаще ветвей стрекотом жестких крыл,Все гремит, — а в лугах злою звездой никнет сожженный цвет.Вот пора! помирай! Бесятся псы, женщины бесятся.Муж без сил: иссушил чресла и мозг пламенный Сириус.
[4] (Перев.
Вяч, Иванова
)

Другие мотивы поэзии Гесиода также воспроизводятся в позднейшей греческой литературе. Так, Добродетель, обитающая на неприступных вершинах, куда ведет нелегкая стезя, -мотив, повторяемый Симонидом Кеосским. Изображение доброй и злой жен, воспроизведенное Семонидом Аморгским в его «Зеркале женщин», позже в бесчисленных повторениях распространяется в европейских литературах языческого и христианского времени. Ко второй часта поэмы примыкает отрывок, содержащий наставления по мореплаванию (ст. 618-694), в котором мы находим автобиографические указания поэта. Однако то, что сообщается им о посещении города Халкиды на острове Эвбее (ст. 651-662), считается критикою подлизанным, так как этому противоречит ст. 650, где говорится о том, что поэт никогда не плавал по морю.[5] Третья часть (ст. 695—764) содержит ряд общих предписаний по поводу различных житейских обстоятельств, начиная с наставлений о женитьбе (ст. 695-705). Затем речь идет об отношении к товарищам (ст. 705-723), к чему отчасти примешиваются всякие суеверные приметы, как, например (ст. 750-752):

Мало хорошего, если двенадцатидневный ребенок
Будет лежать на могиле. — лишится он мужеской силы;Или двенадцатимесячный: это нисколько не лучше.
Наконец, четвертая часть — календарь, указывающий, что в какой день надо делать, по существу же это свод различных суеверий. При этом различаются дни счастливые и несчастливые (ст. 825):

То, словно мачеха, день, а другой раз — как мать человеку.

Поэма в 828 стихов полного единства не представляет. В научной литературе на этот счет имеются самые разнообразные мнения. Особо следует выделить точку зрения А. Кирхгофа и Фикка, применявших к поэме Гесиода «теорию основного ядра» гомеровских поэм (см. выше, главу VI, стр. 120) и в своих изданиях выделявших различными шрифтами то, что принадлежит древней поэме от позднейших добавлений. По свидетельству Павсания (IX, 31, 4), «беотийцы, живущие около Геликона, говорят, ссылаясь на предание, что Гесиод ничего другого не сочинил кроме «Трудов»; да и из них они исключают вступление — обращение к Музам, говоря, что поэма начинается с того места, где речь идет о «Распрях». Там, где находится источник, они показывали мне даже свинцовую доску, большая часть которой пострадала от времени; на ней написаны «Труды»». Он добавляет, что, по другим свидетельствам, Гесиод сочинил много поэм, а именно: «О женщинах, или «Великие Эои», «Феогонию», «На гадателя Мелампа», «О схождении в Аид Тезея с Пирифоем», «Наставления Хирона Ахиллесу» и все, что содержится в «Трудах и Днях».
[1] Этнограф Ф. Гребнер отмечает его у индейцев Центральной Америки (F. Gräbner, Der Weltbild der Primitiven, стр. 122). [2] Сходные моменты находят и в индийской философии. Ср. R. Roth. Der Mythus von den fünf Menschengeschlechter bei Hesiod und die indische Lehre von der vier Weltalter. Тюбинген, 1860. [3] Ср. E. Rohde, Psyche, т. I, 3–е изд., crp. 98. [4] „Бесятся псы“—вольность переводчика. [5] Ад. Кирхгоф (SB d. Preuss. Ak. d. Wiss, 1892, стр. 265 сл.) доказывал, что именно это место из „Трудов и Дней“ дало повод к написанию „Состязания Гомера с Гесиодом“, возникшего еще в эллинистическую эпоху (не позже III века до н. э.), но дошедшего до нас в той обработке, какую это сочинение получило в середин· II века н. э. ‹ 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО ЭПОСА Вверх 3. СТИЛЬ ГЕСИОДА И ЧЕРТЫ РЕАЛИЗМА В НЕМ ›

Одно из произведений Гесиода — поэма «Труды и дни», где описываются:

— обращения к брату поэта Персу, который ведёт с Гесиодом тяжбу о наследстве; — истории о Прометее и Пандоре; — об ухудшении человеческого рода; — о важности здравого размышления, честного труда и справедливого обогащения; — необходимые условия для разумного хозяйствования; — подготовка к пахоте и озимому севу; — меры предосторожности от холода и болезней; — сбор винограда; — мореплавание: наставления и предостережения; — выбор жены и т.п.

История Прометея, кратко рассказанная у Гесиода, легла в основу сюжета трагедии «Прометей прикованный» древнегреческого драматурга Эсхила, жившего на два века позже.

«Труды и дни» относятся к той группе величайших шедевров мировой литературы, центральные темы которого знает любой образованный человек, даже никогда не читавший само произведение и с трудом припоминающий имя его автора.

Гесиод призывает сограждан к праведному труду. Он даже придумал вторую Эриду — богиню трудового соревнования (тогда как в «Илиаде» Эрида является богиней раздора). Гесиод жил в те времена, когда политическая власть в Греции ещё принадлежала родовой аристократии, но экономическое господство перешло уже в руки богатых, зачастую безродных. Быть бедным становилось стыдно, богач же мог быть горд и смел. Фантазёр Гесиод признавал не всякое богатство. Одно дело богатство, нажитое насилием и обманом. Другое — то, что приобретено честным трудом. В реальной жизни второго было слишком мало, а первое торжествовало. Всюду царил произвол сильного. И главное — лучшие времена позади! Гесиод рассказывает легенду о пяти поколениях людей — золотом, серебряном, бронзовом, героическом и железном. Золотое и серебряное поколения относятся ко временам господства отца Зевса — Крона, три последних — к эпохе владычества Зевса. Первое поколение было создано богами из золота, и жили те люди как боги. Так последующие поколения становились все хуже и хуже, а дальше будут ещё худшие. Сейчас настало время железных людей:

Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжелые дадут им боги… Железные люди непременно погибнут. А потом станет легче.

От этого рассказа Гесиода пошло выражение «золотой век» — время, когда люди были честными, совестливыми, трудолюбивыми и жили счастливо. Хорошо было бы вернуться в прежние времена и восстановить добрые отношения между людьми.

В поэме Гесиода высказана еще одна важнейшая мысль, на которой обычно не акцентируют внимание. Меняются не только времена — меняются человеческие рода, то есть люди золотого поколения родственно не связаны с людьми железного поколения. Со временем люди золотого поколения стали добрыми демонами, следящими за делами людей на земле; люди серебряного рода стали блаженными под землёй; воинственные люди медного (или бронзового) рода самоистребились и сошли в Аид безвестными; люди рода героев либо погибли в боях, либо в счастье и изобилии проводят жизнь на Островах блаженных. Железные люди ни с кем из прежних людей родства не имеют и стать счастливыми не могут и не имеют на то права.

Поэма «Труды и Дни» пользовалась в Греции грандиозным успехом, а потому сохранилась целиком. Для древних греков она была сокровищницей моральных сентенций и полезных советов.

Пока Гесиод занимался созданием поэмы, Перс вновь подал на него в суд и с помощью неправедных судей отсудил у поэта большую часть его достояния. Процесс был долгий и дорогостоящий. Гесиод разорился, впал в нищету. Тяжёлым трудом пришлось ему восстанавливать свое состояние».

Еремин В.И., 100 великих поэтов, М., «Вече», 2006 г., с. 19-20.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]