Арбузов, «Иркутская история»: краткое содержание и анализ произведения


Начало повествования

Начинается пьеса Арбузова «Иркутская история» с того, что автор рассказывает о двух девушках по имени Валя и Лариса. Они вместе работают возле одной из городских строек в продовольственном магазине. Внимание автор концентрирует на первой из героинь. Вале дали прозвище Дешевка за ее образ жизни и отношение ко всем происходящим событиям. Девушка всегда делает все, руководствуясь первым желанием, а последствия ее не волнуют. Близкий друг Вали, Виктор Бойцов, устраивает знакомство для девушки с машинистом Сергеем Серегиным. Он мастер, который отвечает за работоспособность шагающего экскаватора. Витя является его помощником в работе, а потому хорошо знает своего начальника.

Откровенный разговор

В продолжении произведения Алексея Арбузова «Иркутская история» Виктор пообещал сходить с Валей на просмотр фильма. Внезапно у него появляется дополнительная работа от главного начальника Степана Сердюка по починке экскаватора. Чтобы не пропали билеты и не расстроилась девушка, товарищ Вали просит знакомого подменить его на сеансе. Тот соглашается и идет на просмотр вместе с ней.

Когда кино закончилось, Сергей с Валей сели на скамейке в ближайшем парке и начали разговор. Девушка поделилась мечтаниями и сказала, что желает быть похожей на Кармен. Она не верит, что такая женщина может быть отрицательным персонажем при том, что про нее сняли такую великолепную пьесу. Сергей также открывает душу Вале, рассказывая о неудачной женитьбе. Героиня спросила о причине расставания, но мастер по экскаватору ответил лишь о ненастоящей любви. Валя на это ответила, что ей хотелось бы верить в существования таких мощных и правдивых эмоций, ведь одной быть в этой жизни слишком страшно.

Арбузов А.Н. Иркутская история читать краткое содержание, пересказ

На одной из строек Иркутска в продовольственном магазине работают две девушки — Валя и Лариса. Валя — кассирша, ей двадцать пять лет. Это веселая девушка, мало задумывающаяся о своем поведении и образе жизни, за что и заслужила прозвище Валька-дешевка. Её друг Виктор Бойцов, ровесник Гали, знакомит её с Сергеем Серегиным. Серегин — мастер-машинист на шагающем экскаваторе. Виктор — его первый помощник, электрик. Виктор обещает Вале пойти в кино, а потом — на танцы, но поскольку начальник, Степан Егорович Сердюк, дает ему задание, касающееся починки экскаватора, Виктор просит Сергея пойти с Валей вместо него. После кино Валя и Сергей сидят на скамейке в парке и разговаривают. Валя рассказывает, что хочет быть похожей на Кармен, — раз про нее написали такую замечательную оперу, значит, она не может быть отрицательным героем. Сергей рассказывает Вале о том, что уже был женат. На Валин вопрос о причине развода отвечает, что, видимо, «в помощи друг друга не нуждались. Не настоящая, значит, была любовь». Валя говорит, что ей бы очень хотелось, чтобы существовала настоящая любовь, потому что одной — страшно. Пока они разговаривают, к скамейке подходят два парня и начинают оскорблять Валю. Сергей бьет одного из них по лицу. Валя просит у Сергея прощения и убегает. Действие переносится на берег Ангары. Лариса и Валя пьют пиво и разговаривают. Валя рассказывает подруге, что ей пришло письмо от неизвестного. Там было написано, что человек живет не зря и не напрасно. От его дела должно все вокруг становиться лучше. Счастье нельзя испытывать в одиночку. Приходит Виктор. Лариса оставляет их одних. Валя говорит ему, что собралась идти замуж — хоть бы и за него. Тот в ответ говорит, что это было бы смешно, им и так хорошо. Комната девушек в общежитии. День рождения Вали. Она приглашает Виктора и Сергея. Сергею, однако, она не говорит о том, по какому поводу у нее собираются гости. Виктор обрадован тем, что будет Сергей. Ему «не улыбалось» проводить вечер в обществе двух девушек. Сергей советует Виктору жениться на Вале. Тот отвечает, что ему неохота себя связывать. За столом Валя читает вслух письма от неизвестного, в том числе и то, где неизвестный просит её выйти за него замуж. Валя же говорит, что лучше выйдет за Виктора, но он от нее отступается. Тогда Сергей признается, что письма писал он и что он никогда не сказал бы об этом, не отступись Виктор от Вали. Валя выгоняет Виктора. Тот обещает это запомнить. Виктор начинает пить, прогуливать работу. Он просит Сергея оставить Валю, но Сергей её любит и Виктору отказывает. На свадьбе у Вали и Сергея Лариса знакомится с Сердюковым. Виктор на память о себе дарит Вале колечко и убегает. Проходит время. У Вали и Сергея родились близнецы — Федор и Леночка. Сергей советует Вале идти учиться, а потом работать. Он считает, что человеку для счастья нужно, чтобы дело его было хоть чуточку лучше, чем он сам. Тридцатое июля. Очень жаркий день. Сергей берет полотенце и идет на Ангару окунуться.

—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Внезапное событие

Пьеса А. Арбузова «Иркутская история» продолжается тем, что к Сергею с Валей подходят два парня. Они узнали девушку, а из-за ее прозвища сразу начались оскорбления. Мужчина не потерпел такого в сторону своей новой знакомой, а потому ударил по лицу одного из незнакомцев. Увидев это, Валя с извинениями перед Серегиным убежала к себе домой.

После этого события переносятся на берега Ангары, где сидят две подруги с магазина возле иркутской стройки и пьют пиво. Лариса внимательно слушает речь двадцатипятилетней Вали. Она говорит о странном письме, которое не так давно получила без указания адресанта. В нем были написаны абстрактные вещи о пользе каждого человека для окружающего мира. Также говорилось о том, чтобы любое действие было направлено на улучшение и самосовершенствование. В конце было сказано, что счастье невозможно ощущать, будучи одинокой. Размышления о странном письме прерывает Виктор, который приходит к двум подругам. Лариса сразу удаляется, чтобы оставить его наедине с Валей.

Странное празднование

События произведения Арбузова «Иркутская история» продолжаются на берегах Ангары. Валя признается Виктору, что желает выйти замуж, а кандидатом называет его. Парень на такое заявление лишь улыбается, так как не воспринимает подобное всерьез. Он отвечает Вале, что им и сейчас хорошо, а женитьба будет лишней.

После этого автор переносит читателей к девушкам в общежитие, где собрались несколько людей отпраздновать день рождения Вали. Героиня зовет к себе Виктора с Сергеем, но при этом не упоминает о личном празднике. Она просто приглашает мужчин в гости, которые ничего не подозревают. Виктор сразу обрадовался, что его товарищ также будет присутствовать, ведь быть весь вечер в компании одних девушек не хотелось по разным причинам. Во время веселья Сергей советует своему подчиненному жениться на Вале, но тот отвечает, что не желает связывать себя этими узами. Внезапно виновница праздника достает письмо от незнакомца и начинает читать. В конце него прозвучало предложение выходить замуж.

Алексей Николаевич Арбузов. Иркутская история

На одной из строек Иркутска в продовольственном магазине работают две девушки — Валя и Лариса. Валя — кассирша, ей двадцать пять лет. Это веселая девушка, мало задумывающаяся о своем поведении и образе жизни, за что и заслужила прозвище Валька-дешевка. Её друг Виктор Бойцов, ровесник Гали, знакомит её с Сергеем Серегиным. Серегин — мастер-машинист на шагающем экскаваторе. Виктор — его первый помощник, электрик.

Виктор обещает Вале пойти в кино, а потом — на танцы, но поскольку начальник, Степан Егорович Сердюк, дает ему задание, касающееся починки экскаватора, Виктор просит Сергея пойти с Валей вместо него. После кино Валя и Сергей сидят на скамейке в парке и разговаривают. Валя рассказывает, что хочет быть похожей на Кармен, — раз про нее написали такую замечательную оперу, значит, она не может быть отрицательным героем. Сергей рассказывает Вале о том, что уже был женат. На Валин вопрос о причине развода отвечает, что, видимо, «в помощи друг друга не нуждались. Не настоящая, значит, была любовь». Валя говорит, что ей бы очень хотелось, чтобы существовала настоящая любовь, потому что одной — страшно.

Пока они разговаривают, к скамейке подходят два парня и начинают оскорблять Валю. Сергей бьет одного из них по лицу. Валя просит у Сергея прощения и убегает. Действие переносится на берег Ангары. Лариса и Валя пьют пиво и разговаривают. Валя рассказывает подруге, что ей пришло письмо от неизвестного. Там было написано, что человек живет не зря и не напрасно. От его дела должно все вокруг становиться лучше. Счастье нельзя испытывать в одиночку. Приходит Виктор. Лариса оставляет их одних. Валя говорит ему, что собралась идти замуж — хоть бы и за него. Тот в ответ говорит, что это было бы смешно, им и так хорошо.

Комната девушек в общежитии. День рождения Вали. Она приглашает Виктора и Сергея. Сергею, однако, она не говорит о том, по какому поводу у нее собираются гости. Виктор обрадован тем, что будет Сергей. Ему «не улыбалось» проводить вечер в обществе двух девушек. Сергей советует Виктору жениться на Вале. Тот отвечает, что ему неохота себя связывать.

За столом Валя читает вслух письма от неизвестного, в том числе и то, где неизвестный просит её выйти за него замуж. Валя же говорит, что лучше выйдет за Виктора, но он от нее отступается. Тогда Сергей признается, что письма писал он и что он никогда не сказал бы об этом, не отступись Виктор от Вали. Валя выгоняет Виктора. Тот обещает это запомнить.

Виктор начинает пить, прогуливать работу. Он просит Сергея оставить Валю, но Сергей её любит и Виктору отказывает.

На свадьбе у Вали и Сергея Лариса знакомится с Сердюковым. Виктор на память о себе дарит Вале колечко и убегает.

Проходит время. У Вали и Сергея родились близнецы — Федор и Леночка. Сергей советует Вале идти учиться, а потом работать. Он считает, что человеку для счастья нужно, чтобы дело его было хоть чуточку лучше, чем он сам.

Тридцатое июля. Очень жаркий день. Сергей берет полотенце и идет на Ангару окунуться. По дороге к реке он встречает мальчика и девочку, которые присоединяются к нему: дети идут ловить рыбу.

Тем временем к Вале приходит Виктор. Он до сих пор не может забыть её и очень страдает. Валя же любит Сергея. Неожиданно приходит их друг Родик и рассказывает о том, что Сергей утонул. Мальчик и девочка, которые ловили рыбу, перевернулись на плоту. Сергей спас их ценой своей жизни.

После гибели Сергея вся его бригада решает работать за него, а деньги отдавать Валентине. Против один Виктор. Он считает, что это должно Валю унизить. Валя, однако, принимает деньги. Тогда Виктор обвиняет её в иждивенчестве. Он любит Валю и хочет, чтобы она сохранила человеческое достоинство. Он говорит ей то же, что когда-то сказал Сергей: что она должна идти учиться и работать. Зовет её к ним в смену. Валя соглашается. В ней, кажется, зарождается новое чувство к Виктору, хотя она и не торопится это признавать. Голос Сергея желает Виктору счастливого пути в жизни.

Ю. В. Полеж

Информация о работе «Алексей Николаевич Арбузов. Иркутская история»

Раздел: Краткое содержание произведений Количество знаков с пробелами: 3939 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Алексей Николаевич Арбузов. «Иркутская история»

30825

0

0

… . И тогда в действие вступает вторая кульминация драмы — второй драматический этап любви, — осознавший свои чувства Виктор, и его новое отношение к осиротевшей Вале. Нарушая все законы драматургии Арбузов позволяет «Иркутской истории» подойти ко второй своей кульминации, хотя всем известно, что накал, апогей бывает в пьесе однажды, затем развязываясь, отпуская нервы и устремляясь к финалу. Но в « …

Гвардия в декабрьские дни 1825 года

179233

0

3

… улицы, расстроив порядки солдат. К 5 часам вечера восстание было подавлено; начались аресты его участников. Так трагично, и так безжалостно было подавлено восстание 14 декабря 1825 года в котором немалое участие приняла гвардия, которая как видно сражалась сама с собой, защищая интересы разных правящих верхушек. Выстрелы на Сенатской площади возвестили о том, что на исторической арене появилось …

Все изложения

198572

0

0

… с такой силой писчебумажная работа. С тайным волнением ждал я раздачи тетрадей с сочинениями. Многие из них учитель ругательски ругал за примитивность изложения, главным образом за отсутствие собственных слов и мыслей. Кипа тетрадей на классном столе становилась все меньше и меньше, и скоро там сиротливо заголубела ; тоненькая тетрадка. «Моя!» Учитель взял ее, бережно развернул — у меня сердце …

Пути развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области

141784

2

0

… класс комплект, 173 человека, из них 55 девочек и 118 мальчиков (Приложение 15). (24). Глава 3. Центры дополнительного образования в системе культуры Советского района Демократизация и гуманизация системы образования создали условия для активного развития сферы дополнительного образования детей, объективно объединяющей в единый образовательный процесс воспитание, обучение и развитие. (20, …

Ошеломляющее признание

В пересказе «Иркутской истории» Арбузова кратко необходимо описать сцену празднования дня рождения в общежитии. Прочтение письма вызвало смятение среди всех присутствующих в комнате. Валя после некоторого времени заявляет, что не хочет связывать жизнь с незнакомцем и предпочла бы Виктора, но он отказывается.

Тогда Сергей объявляет о том, что является автором тех строк, которые недавно прозвучали в комнате. Мастер по экскаватору добавил к своей речи утверждение о том, что никогда бы не признался о написании анонимного письма. Только вот Виктор отказался от Вали, а потому он имеет моральное право рассказать об этом. В порыве эмоций девушка выгоняет своего друга из комнаты.

Витя шокирован происходящими событиями, но послушался подругу. На выходе он сказал, что запомнит весь сегодняшний день. Жизнь для парня теряет всякий смысл, и он начинает искать утешение в алкоголе. Даже на работу он перестал выходить, а это грозит увольнением.

Любовные перипетии

В повествовании Алексея Арбузова «Иркутская история» с момента праздника начинаются настоящие любовные перипетии. Виктор начал прогуливать работу, а когда появлялся, то всегда заводил разговор с Сергеем о Вале. Он просил бросить девушку, но мастер отвечал отказом, ведь чувства в сердце были настоящими.

После этого рассказ набирает обороты, и события проносятся с большой скоростью мимо читателей. Автор показывает свадьбу Вали и Сергея с гостями, весельем, счастливыми молодоженами. Лариса на свадьбе знакомится с привлекательным начальником стройки по фамилии Сердюков. Виктор также приходит на праздник с подарком в виде кольца. Он дарит его бывшей подруге и просит не забывать его. С тех пор проходит много времени, Сергей с Валей живут семейной жизнью и у них родились близняшки. Девочку назвали Лена, а парня Федор. Муж героини настаивает на том, что ей необходимо получить образование, а потом идти на работу. Аргументирует он это тем, что повседневное занятие должно хоть немного приносить удовольствие.

Краткое изложение сюжета “Иркутской истории” Арбузова

Сюжет «Иркутской истории» прост и в основе своей мелодраматичен. В центре, как почти в каждой арбузовской пьесе, любовный «треугольник». Молодые сибирские рабочие Виктор и Сергей полюбили одну и ту же девушку Валю, кассиршу из продмага. Валя отвечает взаимностью Виктору, она устала от одиночества и мечтает о семье, но избранника явно смущает ее легкомысленная репутация «Вальки-дешевки». Так героиня становится женой Сергея Серегина, которому прошлое Вали безразлично. Как и Таня в более ранней арбузовской пьесе, героиня с упоением погружается в милый ее сердцу семейный быт, становится счастливой матерью двоих детей. И вновь драматург намеренно резко разбивает личное счастье героини — на этот раз гибелью Сергея.

Почему драматург так настойчиво и жестко опрокидывает семейное благополучие своих молодых героинь? Быть может, потому, что, по мнению Арбузова, прочным бывает только то, что не получено «в подарок», а выстрадано и понято тобой. Так или иначе, ради внутреннего становления и обретения себя героини Арбузова всегда проходят через трагедию. Так происходит и с Валей: гибель мужа, чувство ответственности за судьбу семьи во многом меняют ее. Сначала она спокойно, как должное, принимает помощь друзей Сергея, отдающих ей и детям часть заработка. Но постепенно мысли о жизни за чужой счет все больше тяготят Валю. Она понимает, что у нее теперь достаточно сил и достоинства для того, чтобы самостоятельно решать судьбу свою и своих детей.

Несмотря на изрядную долю мелодраматизма и сентиментальности в рассказанной им истории, Арбузов сумел создать произведение поэтичное и художественно убедительное. В отличие от более ранних своих пьес, автор широко использует в «Иркутской истории» приемы сценической условности. Резкое смешение бытового и условно-театрального пластов, ретроспекция в организации действия, временной монтаж, свободное перенесение событий из недавнего прошлого в настоящий день — все это было необходимо Арбузову для того, чтобы активизировать связь между зрителем и сценой, придать событиям значительный характер и даже эпический размах. Для этой же цели в действие вводится Хор, который, по замыслу драматурга, должен был стать «душой пьесы, душой, которая любит, страдает, верит и отвечает за героев». Подобно Хору античной драмы, Хор в «Иркутской истории» поясняет зрителям обстановку, излагает предысторию героев, вступает с ними в беседу, обсуждает происходящие события. Часто к Хору действующие лица пьесы обращаются за поддержкой, а затем сами становятся его участниками.

Такой смелый художественный эксперимент был принят далеко не всеми критиками: многие справедливо упрекали автора в том, что присутствие на сцене Хора обязывало к большему философскому наполнению, к большей содержательности раздумий о современности. Действительно, в «Иркутской истории» соединение сентиментальности, эпики и публицистики выглядело не всегда органично.

Краткий пересказ

Семейная трагедия

В кратком содержании «Иркутской истории» Арбузова сложно передать все тонкости и основных событий, и трагедии, которая случилась 30 июля.

Невероятная жара стояла на дворе, а потому Сергей решил взять полотенце и пойти искупаться на реку. По дороге к нему присоединяются двое детишек с удочками. Они идут ловить рыбу, а для этого будут использовать плот. К Вале тем временем приходит Виктор и говорит, что никак не может ее забыть. Девушка влюблена в Сергея, а потому ничем не может помочь парню. В это время приходит друг семьи Родик и сообщает о том, что муж Вали утонул. Он спасал двух детей, что перевернулись на плоту. Ему это удалось сделать, но сам он не выжил.

Трагедия стала неожиданностью для всех знакомых этого сильного мужчины. Бригада мастера сразу же решает работать вместо него, а вырученные деньги отдавать семье погибшего сотрудника.

Краткое содержание: Иркутская история

Валя-молодая девушка, которая работают в магазине на одной из строек далекого Иркутска. Вале двадцать пять и она кассир. Веселая и легкомысленна, она мало задумывается о том, как нужно вести себя, за что заслужила то, что все в округе называют ее Валька — дешевка. Ровесник Вали и ее друг, Бойцов Виктор работает электриком и помощником машиниста шагающего экскаватора Сергея Серегина. Однажды Виктор знакомит Сергея со своей подругой Валей. Дело в том, Валя с Виктором собираются пойти вместе в кино, а после на танцы, но Сердюк Степан Егорович, начальник Виктора, поручает ему ремонт экскаватора, оттого Виктор вынужден попросить своего друга Сергея сходить с Валей.

Посмотрев кино, молодые люди расположились на скамейке в парке. Сергей рассказывает девушке, что уже был когда-то женат. Валя интересуется, отчего Сергей и его бывшая жена расстались, Сергей говорит, что их любовь была ненастоящей, что они друг в друге не нуждались. Валя, в свою очередь делится с Сергеем сокровенными мыслями. Она признается, что очень бы хотела, чтобы в мире в самом деле была настоящая любовь. Говорит, что быть одиноким, это страшно. Неожиданно к молодым людям подходит два парня, и начинают оскорблять девушку. Сергей заступается за нее и дерется с одним из парней. Валя быстро убегает, перед этим попросив прощения у Сергея. Берег Ангары. Две молодые девушки разговаривают, попивая пиво, это Валя и ее подруга Лариса. Валя рассказывает, что получила письмо от неизвестного ей человека. В письме написано о том, что от дел человека все окружающее становится лучше и потому человек не зря живет в этом мире, а само счастье невозможно почувствовать в одиночестве. В это время к девушкам подошел Виктор, Лариса уходит, и молодые люди остаются вдвоем. Валя вдруг говорит, что хотела бы выйти замуж за Виктора, но парень смеется и парирует, что и без того им с Валей хорошо.

Действие переносит нас в комнату женского общежития. У Вали день рождения. Она зовет Сергея и Виктора, хотя друзья не знают по какому поводу праздник. Виктор радуется возможности провести вечер с Сергеем, поскольку оставаться с двумя девушками, Валей и Ларисой, одному ему не очень хочется. Во время вечера Сергей говорит Виктору о том, что ему следовало бы жениться на Вале, но Виктор не хочет обременять и связывать себя женитьбой.

Валя решает почитать письма, написанные для нее неизвестным. В одном письме ей предлагают выйти замуж, на что девушка замечает, что хотела бы выйти именно за Виктора, но он не хочет этого. После этого Сергей признается в том, что это он автор писем. Он говорит что не признался бы ни когда в этом, если бы Виктор не отказывался от Вали и женился бы на ней. Вспыхивает ссора и Валя прогоняет Виктора. Парень уходит, но обещает, что он это не забудет.

После этого Виктор начинает прогуливать и пьянствовать. Он просит Сергея бросить Валю, на что тот не соглашается, поскольку по настоящему любит девушку. Наступает день свадьбы Сергея и Вали. Виктор дарит девушке колечко и исчезает. Лариса, лучшая подруга, подруга Вали, во время свадьбы знакомится со Степаном Сердюковым. Время идет. В семье Сергея и Вали появляются близнецы — девочка Лена и мальчик Федор. Сергей предлагает Вале учиться и только потом идти работать.

Наступил конец июля. В этот солнечный и жаркий летний день Сергей отправляется искупаться. По пути к нему присоединяются мальчик с девочкой, которые идут на рыбалку. В это время к Вале является Виктор, который признается, что не может забыть девушку, что он сильно страдает и мучается. Валя говорит ему, что любит своего мужа, Сергея. В это время неожиданно заходит друг Вали с Сергеем и говорит, что случилось несчастье — муж Вали, Сергей утонул. Он рассказал, что во время рыбалки мальчик с девочкой стали тонуть — они перевернулись на самодельном плоту. Сергей спас детей, но сам погиб.

Вся бригада, где работал Сергей, решает помогать Вале тем, что будут работать за погибшего Сергея, а заработанные деньги отдавать его жене и детям. Виктор один против этого. Он заявляет, что это должно унизить Валю, но женщина принимает помощь. После этого Виктор начинает обвинять Валю в том, что она иждивенка. Он говорит, что любит ее и очень хочет помочь ей сохранить свое достоинство. Он, как и Сергей в свое время, советует Вале идти учиться. Проходит время. Виктор зовет Валю работать в их бригаде, на что девушка соглашается. В ней начинает просыпаться новое чувство к своему старому другу, но Валя пока боится признаваться в этом самой себе. Виктор слышит голос своего умершего друга. Сергей желает Виктору счастья.

Краткое содержание пьесы «Иркутская история» пересказала Осипова А.С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Иркутская история». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Заключительная часть

Благие намерения бригады не поддерживает только Виктор по личным причинам. Обида не девушку, злость и другие сильные негативные чувства здесь оказались ни при чем. Парень просто считает, что принимать деньги в подобной ситуации будет унизительно.

Виктор любит Валю и напоминает о желании Сергея. Тот говорил, что она должна идти учиться, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь. Несмотря на все аргументы, героиня принимает деньги от бригады. С его стороны обвинения в адрес Валентины могли выглядеть невероятно глупо в свете трагедии, но он лишь желал сохранить достоинство девушки. Виктор приглашает ее к ним в бригаду на работу по сменам. Она соглашается, а по истечению некоторого времени чувства к бывшему другу начинают воскрешаться. Валя не признается в этом, ведь пока точно не разобралась в своих эмоциях.

Пьеса завершается тем, что голос Сергея желает Виктору успеха на сложном жизненном пути. Это краткое содержание передает все основные сюжетные перипетии, что случались в произведении с героями.

Сила одного человека

В анализе «Иркутской истории» Арбузова следует в первую очередь отметить, что любовь здесь — не главная тематика. Она органично вплетена в сюжет, автор делает акцент совсем на других аспектах. Произведение, в первую очередь, показывает человека нового времени, который является сильной личностью. Он осознал себя и помогает это сделать другому персонажу, который мечется по разным сторонам на жизненном пути. Это показано на примере Сергея и Вали. Девушка никак не могла найти для себя вторую половинку, всегда следовала первому порыву сердца. Из-за этого она была близка к нравственному падению, но знакомство с Сергеем все изменило. Одним своим письмом и признанием о том, что автором является именно он, мужчина рушит цинизм девушки.

Валя любила Виктора, но только Сергей предложил ей именно то, чего она хотела больше всего. Мужчина обеспечил поддержку, уход и хорошую семейную жизнь. Остальные кавалеры Вали хотели только кратковременных чувств, из-за чего и появилось обидное прозвище главной героини.

Иркутская история (пьеса А. Арбузова)

Пьеса «Иркутская история» вышла на сцену в 1959 году. Если можно говорить о большом, серьезном событии — театральном, гражданском, общественном, психологическом, — именно оно произошло вместе с выходом этой пьесы. Её автор, А.Н. Арбузов, о котором стали почтительно забывать, «проснулся», как принято писать в театральных рецензиях «ведущим драматургом». Это негласное первое место обычно занимает кто-либо из наиболее репертуарных, нравственно-авторитетных писателей. И нет здесь ничего зазорного. Если чемпионов знает спорт, если звезд знает кино, если лидеров знает политика, отчего бы и литературе не знать властителей дум. Как справился Арбузов с «шапкой» и «бармами», полученными при негласном этом избрании, мы еще попробуем рассказать. А пока — в советской литературе, советском театре появилась «Иркутская история».

Поначалу пьесу сразу же захотели вывести из разряда любовных драм: любовная ее стихия мешает ясному гражданскому звучанию. Появились статьи, где наивно разделяются сферы чувств и сферы труда, будто бы в жизни не связаны эмоции и идеи, будто бы любовь не несет в себе никаких элементов общественного бытия времени. «Многие считают, — говорилось в подобных статьях, — что пьеса Арбузова о любви… потому-то она и пользуется такой популярностью, потому-де спектакль на «вечную тему» так долго не сходит со сцены многих театров… Но спектакль вахтанговцев — это меньше всего спектакль о любви… это взволнованный и честный рассказ о рабочей семье экипажа большого шагающего». Таким образом, пьеса Арбузова, посвященная силе преобразующей любви, вдруг стала рекламироваться как рассказ об экипаже большого шагающего. К счастью, эта идея не осталась в умах ни театральных коллективов, ни зрителей. «Иркутская история» — пьеса о любви и одновременно о новом типе жизни людей, о том, как один человек, осознавший себя личностью, может поднять другого, сделать личностью и его, разрушить одиночество и цинизм, искусственно создаваемые иногда вокруг себя слабыми и неуверенными. Именно любовь дважды спасла героиню пьесы от нравственного падения. Первый раз это была любовь Сергея Серегина, которая помогла ей обрести женское достоинство. Во второй раз это была любовь Виктора, которая помогла ей обрести человеческое трудовое достоинство. Любовь связалась здесь и с жизнью экскаваторщиков, и с коллективной их моралью, и с величием новой стройки. И уже не различишь, где в пьесе — гражданское, а где — лирическое, — это особый сплав публицистического лиризма, героических чувств, гражданских эмоций и глубоко личных переживаний. Все спаяно и потому прекрасно, потому так сильно отозвалось в сердцах современников — они узнали и о новом уровне чувств, и о новой радости труда.

Главная героиня пьесы — кассирша Валька, которую за легкость поведения так и называли «Валька-дешевка». Думала она, что главное — красивое личико, привычные любовные признания, вороватые поцелуи в темноте последнего сеанса да бойкий, острый язычок городского мещанства, одновременно и приманивающий парней и отталкивающий их, когда ухаживания переходят границу. Наиболее постоянным был при ней Виктор. Не щадил и он Валиной репутации, и он говорил о ней цинично, неуважительно, грубо. О том, чтобы жениться, не было и речи. Вот бы насмешил всю стройку, ведь с ней можно и так, без обязательств. Но случилось неожиданное, то, чего не поняли, не узнали, пока что еще не почувствовали они оба. Из пошлой этой историйки рождалась история их любви — Валя и Виктор полюбили друг друга. Но Виктор еще и не подозревал об этом, поощряемый Валиным легкомыслием к без обязательной канители вечерних свиданий, ленивой болтовни, к привычному, гаденькому неуважению. Валя отчетливее слышала свою любовь, но ей не давала высказаться гордость, а вдруг он высмеет, оборвет ее. Да и странным казалось хорошее, нежное чувство — ведь привыкла размениваться на случайные встречи, на липкий уют чужих комнат, на легкую свободу неподотчетных совести дней.

Так и не слышали они пока что друг друга, разговаривая каждый день, так и не знали друг друга, каждый день встречаясь. А потом появился Сергей, друг Виктора, давно приметивший Валю, разгадавший за внешней бравадой ее чистое сердце. Сергей предложил ей стать его женой, и Валя согласилась. Тут мы подходим к самому переломному, самому драматическому моменту пьесы.

На секунду остановимся, чтобы разглядеть нечто очень существенное — писатель совершает сдвиг в области морали, явление не такое уж частое, обычно сюжет движется по традиционным дорогам моральных правил. Но Арбузов решается на акцию сложнейшую, он ищет своего нового поворота, новых возможностей для разговора о новом уровне человеческих отношений. Сколько помнит себя человечество — любовь двоих была главной основой для соединения, конечно если речь шла об условиях нормальных, не трагических, не социально- искривленных. Брак без любви всегда почитался куплей-продажей, цинизмом, несчастьем, нарушением естественных человеческих норм. Там, где речь шла о настоящей любви, к ней не примешивалось ни доводов рассудка, ни голоса уважения, ни мыслей о нужности или ненужности решительного шага. Все, что шло от разума, оскорбляло, принижало подлинную любовь, сводило ее до уровня обычных житейских дел, где можно было и продумать все выгоды и невыгоды предпринятого союза, и порассуждать о возможном его финале. Стоило только Вронскому на один из бесконечных вопросов Анны Карениной о любви ответить ей, что он ее уважает, как она поняла, что любовь его кончилась, и прозвучала отчаянная, трагическая ее реплика: «Уважение выдумано вместо любви. Там, где нет любви, говорят об уважении». Нечто прямо противоположное найдем мы в «Иркутской истории». Валя любит Виктора, но замуж выходит за Сергея. На секунду ужаснулись все окружающие, те, кто знал больше, чем сами герои, — Хор, существующий в этой пьесе, «Что ты делаешь? Одумайся, Валентина. Ведь ты не любишь его», — так скажет ей Хор в Последнюю ночь перед свадьбой с Сергеем.

Ужаснется Хор, но не испугается автор. Валя выйдет замуж за Сергея без печали, без осуждения, напротив, в белом подвенечном платье будет Валя на свадьбе, и этим нарядом подчеркнет писатель, что все правильно, все хорошо, все как надо. Бывают случаи, когда любовь вовсе не главное, для того чтобы соединиться с человеком, — скажет Арбузов. Многие твердили Вальке о любви, но никто, ни один из них не сказал Валентине об уважении, о высоте ее женского достоинства. Все предлагали ей любовь, один Сергей предложил ей уважение, дружбу, товарищескую поддержку. Любовь тех, других, была легкой и не пробуждающей душу, уважение этого заставило Валю одуматься, почувствовать радость семьи, вкус верности, счастье покоя. И важнее всех любовных признаний оказались ей сейчас эти слова доверия, уважения, слова–аванс ее будущей чистой жизни. Это нечто совершенно новое в пьесе «Иркутская история», нигде не встречавшаяся ранее точка зрения на союз людей, на возможные мотивы этого союза, среди которых любовь вовсе не единственная, благородная, бескорыстная причина. И то, что Сергей решился жениться на Вале, понимая, что любви с ее стороны, той самой настоящей, единственной любви, нет, что она идет к нему, боясь одиночества, боясь окончательно потерять себя, делает его натурой исключительной, незаурядной. Где тут говорить о его «обыкновенности», «обычности». Необычный человек экскаваторщик Серегин — крепкая рабочая закалка, высокая трудовая гордость помогли ему стать законодателем и новых моральных категорий. Он — не политик и не ученый, не государственный деятель и не писатель — устанавливает свой закон жизни. Уважение, доверие — вот главное между людьми, а любовь придет, она не может не прийти, если в основе ее заложено товарищество, взаимное понимание, трогательное желание помочь, поддержать, спасти.

…Сергей гибнет. Валя остается одна с дочкой и сыном. Почему гибнет Сергей? Нередко этот вопрос задавали себе зрители, читатели, недоумение по этому поводу высказывалось и в отдельных критических статьях. Смерть Сергея не обязательна в сюжете «Иркутской истории», все здесь случайно, случайно он оказывается на реке, где тонут дети, случайно ему приходится стать их спасителем и утонуть самому. Нет неизбежной закономерности этой гибели, она вроде бы ничего не обозначает, ничего не символизирует. А ведь в драме смерть — это тоже особое раскрытие и характера, и авторской идеи. Но закономерность гибели Сергея все же проступает в драме, если мы посмотрим на судьбу героя с позиций новых моральных критериев, выдвинутых автором в «Иркутской истории». Сергей первым решился на поступок, всегда почитаемый и безрассудным и отвратительным — назвать своей женой девушку, еще не полюбившую тебя той не рассуждающей любовью, о которой мечтают в пьесах Арбузова. Такой любви нет у Вали к Сергею, но он решается первым изменить нечто устойчивое, освященное веками. А первые часто гибнут. И пусть то будет великий подвиг или едва видимый сдвиг в сфере морали, эти люди достойны быть трагическими героями, судьба их необычна, подвержена самым непредвиденным поворотам. И своя драматическая вина есть у Серегина, к идеалу прорывается он через нарушение идеальной гармонии. А те, кто нарушает гармонию, чтобы потом когда-либо она стала еще более идеальной, в чем-то и виновны перед своим историческим мигом. Гибель их есть искупление необычного поступка, непривычного решения, неожиданных изменений в заведенном пути морали, человеческих отношений. В этом смысле, не просто сюжетном, но в высшем нравственном, необязательная, не продиктованная условиями пьесы смерть Сергея — закономерна. Он умирает затем, чтобы снова торжествовала любовь, но пусть зазвучат в ней и новые, им добытые мотивы — уважения, доверия, дружбы.

И тогда в действие вступает вторая кульминация драмы — второй драматический этап любви, — осознавший свои чувства Виктор, и его новое отношение к осиротевшей Вале. Нарушая все законы драматургии Арбузов позволяет «Иркутской истории» подойти ко второй своей кульминации, хотя всем известно, что накал, апогей бывает в пьесе однажды, затем развязываясь, отпуская нервы и устремляясь к финалу. Но в «Иркутской истории» взлет идей и страстей повторяется дважды, что и придает этой пьесе неповторимое обаяние, особый драматический привкус дисгармонического изящества. Казалось бы, что дальше — умер герой, совершилось нравственное возрождение героини, куда еще двигаться сюжету? Но смерть героя — еще не вся драма, на сцену выступает Виктор, доселе оттесненный перипетиями жизни Вали и Сергея. Бригада, где работал погибший Серегин, решает выплачивать Вале и ее детям зарплату, которую получал раньше ее муж, а теперь будут вырабатывать его товарищи. Валя принимает это решение друзей Сергея как естественное и справедливое. Но тут неожиданно идет против всех Виктор. Тот самый Виктор, который не очень поначалу разбирался в вопросах морали, сейчас говорит об унижении человека подачками, деньгами, не заработанными им самим. Несчастье — потеря любимой — сделало Виктора умнее и мужественнее, интеллигентнее и прозорливее. И Вале предлагают пойти работать к ним, на шагающий экскаватор, где трудился Сергей. Пьеса начинается и кончается самой важной для Арбузова сценой. На мостике, возле тускло горящего фонаря, стоит Валя, в руке ее зажата первая в жизни, поистине трудовая зарплата.

Появляется Виктор. «Валя. Витенька. . . родной. . . Спасибо». «Виктор. За что?» «Валя. Получка. Первая». Эта сцена важнее всего для драматурга. Ею он начинает и кончает пьесу, потому что в этот момент героиня обретает человеческое достоинство, достоинство труженика. И снова любовь дает ей этот толчок. И быть может, Валя еще будет с Виктором, то тоже очень важно, для писателя — любовь, пройдя через все испытания, выдерживает их, мужает, ей не страшны даже и ошибки, истинное прорвется, покажет себя. В тонкой психологической манере письма Арбузова это предощущение возможного счастья Вали и Виктора, счастья, очищенного и искупленного трагедией Сергея, разлито в воздухе, оно в зрительных образах, сделанных поистине театральным писателем. Вот Валя выходит из родильного дома с близнецами. Идет развернутая литературная арбузовская ремарка: «Сергей протягивает ей цветы. Она целует его и передает ему ребенка. Сергей осторожно кладет его в колясочку… Нянечка передает Сергею второго ребенка. Чтобы освободить место, Сергей наклоняется к колясочке и на мгновение отдает ребенка Виктору. Виктор смотрит на ребенка, потом на Валю». Вот все и сказано. Хотя впрямую не сказано ничего. Сергей отдает ребенка Виктору, как бы предопределяя возможное будущее, когда Виктор должен будет заменить его детям отца. В этой короткой пантомиме — образный намек на последующие события, события, что разыграются, быть может, уже за рамками пьесы.

Как бы два плана есть в этой драме — план реальный, житейский история века, строящего новых людей. История житейская завязывается нарочито простенько, как бы между прочим, соскользнув из раздумий Хора, из патетики пролога. Валя и ее подружка Лариса закрывают маленький магазинчик, где одна — кассирша, другая — заведующая. Мешая им уйти, появляется подвыпивший прохожий, требующий пол-литра. Не сердясь, привычно отшучиваясь, девушки спроваживают веселого покупателя. А потом пройдут события — разные, большие и малые, другими станут люди, погибнет Сергей, и в финале снова появится прохожий. Он не ищет пол-литра, его слова совсем другие и о другом: «Я брожу по Ангаре… Я вижу, как недалеко от меня, на откосе, расположились шестеро рабочих и рядом с ними девушка. Они сидят, не жестикулируя, словно думают каждый о своем. Но о чем же?.. Почему эти люди занимают меня?.. Я прислушиваюсь и не могу уловить ни слова. А внизу, у самого берега, какая-то женщина стирает белье. Один из мужчин заметил ее, сказал что-то батальным, и они молча смотрят вниз, на реку. «Какай между ними связь?..» Поначалу, только завязывалась житейская история — Валька и Лариса шутили с пьяненьким прохожим. Обычное дело, ничего особенного, а к финалу все приобрело нравственный смысл, на жизни людей сказалась история, через частные судьбы и вдруг проявилось общественное течение времени, и вместо прохожего вдруг появился Прохожий, вместо дружка-собутыльника — Наблюдатель, вместо человечка из Валькиного окружения — Автор, осмысляющий события Времени. И уже не о Вальке-дешевке болтает прохожий, о Валентине — жене Серегина, собирающейся работать на экскаваторе, думает он, смотря вниз, на реку, где она стирает белье. Прошла пьеса, прошла драма — и все изменилось: и в тех, кто был перед нами, и в самих читателях, зрителях. «Идеальный исход работы над пьесой, — говорит Арбузов, — это когда слово «конец» обозначает, что и автор, размышлявший в течение всего действия, и его зрители — все поняли, что им не нужно больше ни одной реплики, ни одного дополнительного объяснения». И в финале «Иркутской» истории -не нужно ничего больше. Валя на мостике с получкой, зажатой в руке, и Виктор, робко спрашивающий о будущем, все и обо всем здесь сказано. Мы поняли, какая связь была между разными людьми и какая связь была между ними и веком. Эта связь людей называлась новой моралью, это единство со временем называлось строительством Иркутской ГЭС в середине двадцатого века.

В художественном построении «Иркутской истории» видное место занимает хор. Это обстоятельство вызвало целую дискуссию, участники которой высказывали полярно противоположные взгляды. Роль хора весьма многообразна. В одних случаях хор поясняет зрителю обстановку, в других, раздвигая рамки времени, излагает предысторию героев. В третьих — он вступает с ними в беседу. В четвертых — он произносит вслух скрытые мысли героев. А в сцене с Сердюком в хоре звучит голос давней возлюбленной Сердюка — фронтовой санитарки. Девичий голос этот рассказывает зрителю о печальном заблуждении героя: Сердюк полагал, что любимая изменила ему. На самом деле она была убита.

В любом из этих применений хор обогащает выразительность пьесы. Непривычный для современного зрителя, он уже по этой причине обостряет его интерес к происходящему на сцене, придает свежесть его восприятию. Хор существует в драматургии ни много ни мало три тысячелетия. Вероятно, никто не будет оспаривать, что за это время он доказал свою оправданность как средство сценической выразительности.

Хор сопровождает людей и дела этой пьесы, Хор, уже давно ставший неотъемлемой частью арбузовских произведений. Разные были мнения высказаны о Хоре в «Иркутской истории». Считался он и не нужным, и искусственным, и ничего не меняющим в ходе сюжета, и претенциозным. Думается, дело состояло в том, что ни один из театров, включая и Театр имени Вахтангова, давшего этой пьесе путевку в огромную сценическую жизнь, не сумел разглядеть в ее Хоре своеобразный замысел драматурга. Хор появлялся на различных сценических площадках либо в абстрактных концертных костюмах, подчеркивающих его остраненность, либо в будничных комбинезонах, подчеркивающих, что Хор — это как раз не абстракция, не символика, но обычное окружение героев, их друзья по работе. Но если внимательно вглядеться в реплики Хора, открывающие пьесу, когда Первый юноша, Второй юноша и Девушка заговорят о силе изменяющей человека любви — можно распознать и нечто другое. Сразу же за этими репликами, сказанными юношами и Девушкой, в сюжет вступят Валя, Сергей, Виктор. Их выход не обозначен, они не появляются и не уходят, а как бы преобразуются из Хора, будучи за секунду назад юношами и Девушкой вообще, — они обретают конкретные имена и конкретные судьбы. Хор это олицетворенные души Вали, Сергея и Виктора, их олицетворенный внутренний мир, лучшее в них, чего они еще не знают о себе сами. То, что Валя, Сергей и Виктор говорят обычно, буднично и просто, их двойники в Хоре повторяют патетически, эмоционально, в высоком лирическом регистре. Люди не могут сами говорить о себе словами торжественными, звучными, громкими. Это было бы и неправдиво и неестественно. Но люди, преображенные в Хор, как бы отделившиеся от земной своей оболочки, могут говорить о себе, друг о друге словами яркими, праздничными. От Сергея, реально действующего в драме, мы бы никогда не услышали того, что говорит в ней Второй юноша: «А разве не может случиться, что сила моей любви переменит тебя неузнаваемо, и ты станешь такой прекрасной, что даже я сам не узнаю тебя?» Но от этих слов, не сказанных Сергеем в сюжете, особый новый свет падает на его характер, собранный, строгий, не склонный к чувствительным излияниям. Соединив в своем сознании Сергея реального и Сергея из Хора, выговаривающего то; что неслышно звучит в душе арбузовского героя, мы познакомимся с человеком более содержательным, более многогранным, чем если бы судили по одному лишь конкретному тексту бригадира экскаваторщиков. Хор в «Иркутской истории» — это не комментарии и не аккомпанемент, не абстрактные символы и не обычные рабочие парни и девушки. Хор из «Иркутской истории» — это лирические отступления пьесы, ее патетический план, ее поэтический подтекст. Таким образом, в «Иркутской истории» — одной из ключевых драм Арбузова — соединяются вместе многие роды искусств — язык кинематографа, патетика поэзии, условность театра, эпичность литературы, правда документа, правда большой иркутской стройки середины двадцатого века…

Заканчивались пятидесятые годы. Наступали новые — шестидесятые. Рубежом между ними в творчестве Арбузова была «Иркутская история» — пьеса, близкая и годам прошлым и времени наступающему.

Осознание потери

Анализ произведения «Иркутская история» Арбузова не может обойтись без упоминания любовного треугольника. Разрушение цинизма — лишь одна сторона отношений. Читателю открываются метаморфозы с главной героиней и Виктором. Тот всегда относился к Вале легкомысленно, жениться не думал, ведь из-за этого над ним могли посмеяться на работе. Даже отзывался он не слишком любезно о ней, но в один момент появляется Сергей.

Сильная личность сразу же нарушает естественный порядок дел предложением руки и сердца. Валя получает желаемое, а Виктор только после потери осознает свои чувства. В анализе «Иркутской истории» Арбузова нельзя не отметить, что смерть Сергея является драматическим моментом, который показывает, как он изменил жизнь других людей. Валя пошла на другую работу, Виктор больше не скрывает своих чувств. Утверждение Сергея о том, что люди должны делать окружающий мир лучше, будто были услышаны. Именно потому в конце звучит от него пожелание успеха Виктору на его жизненном пути.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]