Творчество В. В. Маяковского дооктябрьского периода (продолжение)


Что такое неологизм?

Прежде чем начать разбирать неологизмы Маяковского, дадим определение термину «неологизм». Итак, это слово имеет древнегреческие корни и состоит из двух корней: «неос» (переводится как «новый») и «логос», что значит «слово». То есть неологизмами называют новые, только созданные слова или сочетания слов. В речи они сразу становятся заметны благодаря своей свежести и новизне.

Говоря об авторских неологизмах, имеют в виду те слова, которые были придуманы писателем и использованы им в своих произведениях. Эти неологизмы, в отличие от тех, что используются в повседневной речи, бытуют в основном только на страницах литературных произведений.

Фразеологизмы Маяковского

Автор: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку фразеологизмов русского и советского поэта Владимира Маяковского.

Всего в эту подборку их вошло порядка 50.

Авторские фразеологизмы (крылатые выражения) Маяковского сгруппированы по произведениям.

Фразеологизмы из поэмы «Хорошо!»

  • И жизнь хороша, и жить хорошо
  • Жизнь прекрасна и удивительна
  • Землю попашет, попишет стихи
  • Юноше, обдумывающему житье
  • Лет до ста расти нам без старости
  • Планов громадье
  • Шаги саженьи
  • Свободный труд свободно собравшихся людей
  • Моя милиция меня бережет

Фразеологизмы из поэмы «Во весь голос»

  • Товарищи потомки
  • Наступить на горло собственной песне
  • Шершавым языком плаката
  • О времени и о себе
  • Сочтемся славою
  • Как живой с живыми говоря
  • Мы диалектику учили не по Гегелю

Фразеологизмы из поэмы «Владимир Ильич Ленин»

  • Близнецы-братья
  • Самый человечный человек
  • Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй

Фразеологизмы из стихотворения «Левый марш»

  • Ваше слово, товарищ маузер!
  • Кто там шагает правой? Левой, левой, левой!

Фразеологизмы из стихотворения «Стихи о советском паспорте»

  • И разных прочих шведов
  • Я волком бы выгрыз бюрократизм

Фразеологизмы из пьесы «Баня»

  • Сделайте нам красиво
  • Время, вперед!

Фразеологизмы из стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо»

  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Вырастет из сына свин, если сын свиненок

Фразеологизмы из стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»

  • Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь
  • Хорошее отношение к лошадям

Фразеологизмы из стихотворения «Сергею Есенину»

  • В этой жизни умереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней
  • Для веселия планета наша мало оборудована

Прочие фразеологизмы Маяковского

  • Светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца! («Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»)
  • Кому бублик, а кому дырка от бублика («Мистерия-буфф»)
  • Начинается земля, как известно, от Кремля («Прочти и катай в Париж и Китай»)
  • Работа адовая («Разговор с товарищем Лениным»)
  • Мелкая философия на глубоких местах («Мелкая философия на глубоких местах»)
  • У советских собственная гордость («Бродвей»)
  • Прозаседавшиеся («Наш быт. Прозаседавшимся»)
  • Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть («Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»)
  • Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо («Домой!»)
  • Хрестоматийный глянец («Юбилейное»)
  • Больше поэтов, хороших и разных («Послание к пролетарским поэтам»)
  • Себе, любимому («Себе, любимому, посвящает эти строки автор»)
  • Простое, как мычание («Владимир Маяковский»)
  • Поэзия — езда в незнаемое («Разговор с фининспектором о поэзии»)
  • Если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно («Послушайте!»)
  • Стрекозёл («Любовь»)
  • Любовь поцветет, поцветет и скукожится («Обыкновенно так»)
  • Я хотел бы жить и умереть в Париже («Прощанье»)
  • Любовная лодка разбилась о быт («Неоконченное»)
  • Нигде кроме как в Моссельпроме

В советский период он «нес идеи в массы» и здесь особенно нужны были образные, доходчивые формулировки. Основной состав крылатых выражений Маяковского (1893—1930) представлен «планов громадьем», «близнецами-братьями», «товарищем маузером» и прочими приметами новой советской жизни, уже в позднее советское время приобретшими в обыденной речи ироническое значение.

К счастью, из-под приравненного к штыку пера поэта иногда вырывались трогательные лирические строки, некоторые из которых стали со временем фразеологизмами (например, «если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно»).

Как и многими людьми моего поколения, школьный Маяковский был воспринят мной скорее не как поэт, а как пропагандист советского строя. Во времена брежневского застоя энтузиазм начального этапа строительства коммунизма звучал уже как-то одиозно. К тому же, моя бабушка, наблюдавшая Маяковского в Петрограде, составила о нем совсем не лестное представление: наглый, самовлюбленный, вычурный. Это, конечно, частное мнение, но на меня оно оказало ощутимое влияние.

Широко известно высказывание поэта Марины Цветаевой: «Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый поэт встал и человека убил». Мне кажется, что это вообще был редкий среди поэтов эксперимент: Маяковский как поэт встал на позицию победившего большинства, трудящихся масс, а в итоге – на позицию пусть новой, но власти.

Обычно, наоборот, поэт одинок в мире и не чувствует единения с большинством и с властью, тем более – с попирающими и уничтожающими меньшинство. Добавим сюда продвигаемую Маяковским идею поэзии как производства и жесткие идеологические установки, реализуемые им в своих стихах. И возникает вопрос: как ему так долго удавалось выдерживать противоречие между всем этим и «поэзией как ездой в незнаемое»?

Наверное, это было осознанное принесение «незнаемого» в жертву «партии». Возможно, трудно было также отказаться от места главного, громкого, безапелляционного поэта — выразителя воли и достижений Советской России. Собственно, и «товарищ маузер» сказал свое слово тогда, когда право Маяковского на это «свято место» было подвергнуто большому сомнению со стороны настоящих пролетарских поэтов. Так или иначе, но, как и следовало ожидать, этот эксперимент закончился трагически.

Характерная деталь: на испугавшей Сталина своей многолюдностью похоронной процессии людей нервировал лязг единственного венка, произведенного из металлолома, болтов и гаек, с надписью на ленте: «Железному поэту – железный венок».

В продолжение темы крылатых выражений поэтов вы можете прочитать:

  • Крылатые выражения Державина
  • Крылатые выражения Пушкина
  • Крылатые выражения Лермонтова
  • Крылатые выражения Некрасова
  • Крылатые выражения Есенина

Если вам понравилась эта статья и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на нее в социальной сети, то я ведь только за!

Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии также всячески приветствуются!

Почему в текстах Маяковского так много неологизмов?

Неологизмы в стихотворении Маяковского – это не просто попытка автора украсить свой текст, это, как бы странно это ни звучало, социальное явление. Учеными давно доказано, что активное образование неологизмов начинает происходить в то время, когда в стране наступает нестабильность или начинает активно развиваться технический прогресс. Исходя из этого, неудивительно, что огромное количество неологизмов появилось именно в начале XX века. Это время характеризуется и сменой власти в стране, и активной урбанизацией.

К слову, сами футуристы, к коим относился Маяковский, провозглашали начало технической революции и предрекали технике великое будущее.

Однако, кроме этих чисто внешних фактов, не стоит и забывать о таланте самого поэта. Маяковский изобретал новые слова для того, чтобы более ярко и образно передать свои чувства и ощущения. Например, «опожаренный» песок (из стихотворения «Лиличка») – в этом неологизме намного больше эмоций, чем в словах «жаркий» или «горячий», он представляет собой неологизм от слова «пожар», которое вносит дополнительные значения: пылать, гореть, сгорать, обжигаться, терять (так как при пожаре обычно что-то оказывается уничтоженным) и пр.

Имажинист или Поэт, писавший знаменитой стихотворной лесенкой

Авангардизм и футуризм — это лишь начало жанров, но не их продолжение. Поэт, писавший знаменитой стихотворной лесенкой, активно начал развивать еще никому не известное направление в футуризме, можно сказать, что Маяковский был его создателем.

Который ставил на первое место не столько форму, сколько образ. От прочтения стихотворений сразу должен появляться некий зримый вид того, о чем хочется рассказать, такие произведения очень яркие и показательные, а порой и резонансные. Правда, имажинизм был лишь временным явлением, притом, краткосрочным, а потому быстро распался, а писателей предавали забвению, а то и вовсе — травле. Такая судьба постигла и нашего поэта. Писавший знаменитой стихотворной лесенкой, великий, гениальный Маяковский был не понят современниками, отвергнут ими. Его яркие выражения, резкие фразы, создание четких образов постепенно переставали нравиться публике, творчество оставалось по-простому «грубым», но очень глубоким, а пролетариат становился образованным, но немного поверхностным.

Немного о языке Маяковского

Неологизмы Маяковского – неотъемлемая часть самобытного языка его поэзии. Но почему именно этот прием стал для него одним из основных?

Как отмечалось выше, Маяковский относился к футуристам, а точнее, к такому его направлению, которое носило название кубофутуризм. Кубофутуристы считали, что для нового времени нужны новые формы, поэтому они активно дополняли и обновляли язык своей поэзии. Их целью было создание нешаблонного, оригинального и свежего слова. Маяковский как один из кубофутуристов раздвинул словообразовательные рамки родного языка, что позволило ему создавать оригинальные и яркие образы.

Для примера возьмем строчку из уже упомянутого нами стихотворения «Лиличка»: «…обезумлюсь, отчаяньем иссечась». Эти два неологизма (обезумлюсь и иссечась) помогают писателю очень емко передать состояние лирического героя.

Окказионализмы из поэмы«Облако в штанах»

Тетраптих – наиболее насыщенное окказионализмами произведение: выжиревший, изъездеваюсь, огромив, славословятся, залежанные, декабрый, окошенное, любеночек, коночек, свылись, тинится, покреплюсь, наслезненные, поцелуишко, выстони, размозолев, безъязыкая, испешеходили, златоустейший, крикогубый, исслезенные, изругивался, иссосанной, потноживотные, неисцветшую, выпляшет, крыластый, кудластый, божище, божик. У Маяковского слова, прежде всего, несут смысловую нагрузку в тексте, красота и необычность формы не имеют решающего значения. Поэт не хвалится своим даром, а выражает мысль всеми доступными средствами. Зачастую его новообразования дают оценку, причем, негативную. Они усиливают грубый нажим кисти, жесткость подачи и тембра, которыми славится Маяковский. Для кубофутуриста не последнюю роль играет звучание слов, броское и хлесткое, как смысл его стихов. Этого результата он добился, максимально выжимая родной язык. Творчество выходит за рамки поэзии.

Конечно же, мы разобрали только ограниченное количество примеров исключительно для демонстрации индивидуального авторского метода Маяковского и особенностей его неповторимого стиля, не притязая на полноту исследования. Футуристы сделали колоссальный выброс творческой энергии, порождения которого до сих пор изучены не в полной мере. Важно то, что понимание методологии и алгоритма новообразований поможет современным авторам продолжить столь же качественно работать с родным языком и раскрывать его потенциал. Любителям классики подобное внимание к поэзии принесет наиболее полное осознание и наиболее сильное ощущение любимых стихотворений.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Самые интересные неологизмы поэта

Теперь перечислим самые известные и необычные неологизмы Маяковского. Примеры:

  • «Сердцелюдые» — такое название Маяковский дает людям, которые могли бы жить на Марсе (поэма «Про это»).
  • «Голоштанный» — эту характеристику поэт дает народу, который должен был выбрать власть буржуев или Советов, в своем произведении «Владимир Ильич Ленин».
  • «Дрыгоножество» — этот эпитет достается балерине Кшесинской, которая была фавориткой Николая II.
  • «Серпастый» и «молоткастый» паспорт становится предметом гордости поэта.
  • «Испавлиниться» — такую характеристику дает Маяковский дому, из каждого окна которого должны были быть видны цветы.
  • «Быкомордая» и «мясомясая» орава предстает перед читателем в ранних произведениях поэта.
  • «Верблюдокорабледраконьи» эскадры описываются в поэме «Пятый Интернационал».
  • «Задолицей» называет Маяковский полицию в той же поэме, посвященной Ленину.

Жизнь Маяковского

Его отец был запорожским казаком. Мама — дочерью капитана Кубанского пехотного полка. У поэта были две сестры — старшая и младшая. Поэт с детства учился рисованию, сам научился читать.

Отец Маяковского умер от заражения крови, когда поэту было 13 лет. После этого его семья переехала за старшей дочерью в Москву.

Маяковский учился в Строгановском художественно-промышленном училище (сейчас Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова).

Затем в Училище живописи, ваяния и зодчества, откуда был исключён за участие в мероприятиях и диспутах футуристов.

Читайте больше про Футуризм.

Аресты Маяковского

В четырнадцать лет Маяковский вступает в партию большевиков. За участие в этой (тогда подпольной) организации Маяковского впервые арестовали. Впрочем, вскоре освободили за малостью лет.

Потом Маяковского арестовывали ещё дважды, так как своё участие в организации он не прекратил.

Третий арест произошел в июле 1909 года и закончился тюремным сроком. Большую часть этого срока (Маяковского выпустили в январе 1910) он провёл в Бутырской тюрьме. Поэту было 16 лет.

Агитационные плакаты Маяковского

В 1919 году начинает сотрудничать с Российским телеграфным агентством (РОСТ). Создаёт рисунки и тексты к агитационным плакатам «Окна сатиры РОСТА», которые считаются первыми рекламными объявлениями.


Плакат РОСТа № 539. 1920. Источник: Селезнёв Л. А. МАЯКОВСКИЙ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)

Выставка Маяковского

В 1930 году поэт проводит выставку «20 лет работы Маяковского».

Сатира в его произведениях сыграла с ним злую шутку. Власти считали, что он критикует существующий строй. Критики не считали его писателем-революционером, негативно принимали его произведения, считали, что он «больше не поэт».

И хотя выставку посетили несколько тысяч человек, известные писатели и поэты, равно как и государственные лица, на неё не пришли.

Неологизмы Маяковского: «Необычайное приключение…» (стихотворение)

Произведение было написано в 1920 году, и главным его героем стал сам автор. Основная тема – нелегкий, но благородный поэтический труд. Стихотворение построено на диалогах и характеризуется ярко выраженным публицистическим началом. Главным художественным приемом стало сравнение – Маяковский сравнивает творческий путь поэта с жизнью солнца.

Теперь более подробно поговорим о том, какие использованы неологизмы стихотворении Маяковского «Необычайное приключение». А точнее, перечислим их и опишем их функцию:

  • «Горбил» пригорок – сравнение пригорка с горбом.
  • «Деревний» — слово деревня используется в мужском роде.
  • «Златолобо» — о солнце, то есть «золотой лоб» — неологизм используется для более красивого и емкого выражения смысла.
  • «Луч-шаги» — лучи Солнца сравниваются с шагами, которые свидетельствуют о приближении Солнца к Поэту.
  • «Взорим» — то есть взойдем – так зовет с собой Поэта Солнце.
  • «Сонница» — противопоставление слову «бессонница», то есть сонливость, желание заснуть.

Мы перечислили все неологизмы в стихотворении Маяковского «Необычайное приключение». Из приведенных примеров можно заметить, что поэт использует новые слова для придания более яркой образности своему стихотворению, а также желая сделать свои выражения более точными и меткими.

М. Л. Гаспаров Владимир Маяковский

Но кроме того, и это главное, его говорящий — человек современности, объявляющий новые истины, для которых старый язык не приспособлен: отсюда — подчеркнутое старание сломать привычные традиционные формы языка. («Сломать старый язык, бессильный догнать скач жизни». I, 350. «Мы приказываем чтить права поэтов… на непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку» — «Пощечина общественному вкусу», XII, 245. «Слова у нас, до важного самого, в привычку входят, ветшают, как платье. Хочу сиять заставить заново величественнейшее слово — партия»). Поэтому вдобавок к образу мира, образу адресата и образу говорящего, можно сказать, что для Маяковского существен образ языка как такового. Когда его союзники, формалисты из Опояза и Московского лингвистического кружка, говорили, что героем всякой поэзии является язык, то применительно к Пушкину или Надсону это была метафора, но применительно к Маяковскому буквально точное выражение. Г. О. Винокур, сам вышедший из Московского лингвистического кружка, хорошо это понимал: оттого он подчеркивал самим заглавием своей работы, что Маяковский был именно новатором языка, а не только новатором стиля.

Языковой образ говорящего в стихах Маяковского целиком строится как образ площадного митингового оратора. Маяковский сам декларировал это с навязчивой настойчивостью — от проповедника улицы, «крикогубого Заратустры» в первой его поэме до «агитатора, горлана, главаря» в последней. Маяковский и в реальном поведении старался вписываться в этот образ — отсюда его страсть к публичным выступлениям, свойский тон и зычный голос перед публикой, многократно описанные мемуаристами. Из этого образа могут быть выведены все черты поэтики Маяковского. Стих без метра, на одних ударениях,- потому что площадной крик только и напирает на ударения. Расшатанные рифмы — потому что за этим напором безударные слоги стушевываются и неточность их созвучий не слышна. Нарочито грубый язык — потому что на площадях иначе не говорят. Нововыдуманные слова, перекошенные склонения и спряжения, рваные фразы — как крушат старый мир, так взламывают и язык старого мира. Гиперболические, вещественно-зримые,плакатно-яркие образы — чтобы врезаться в сознание ошалелой толпы мгновенно и прочно. Все черты поэтики Маяковского возникли в литературе русского модернизма до него, но только у него получили единую мотивировку, которая сделала их из экспериментальных общезначимыми.

Задача нижеследующего разбора — показать, как с вещественностью мира, ощутимостью адресата и огрубленностью стиля в поэтике Маяковского соотносятся конкретные особенности языка: нестандартный отбор слов, нестандартное словоизменение, нестандартное словообразование, нестандартное словосочетание, нестандартное словоосмысление. О нестандартной метри-

Особенности образования слов у Маяковского

Изучая творчество поэта, филологи поняли, что созданных писателем слов настолько много, что можно создать целый словарь неологизмов Маяковского. Кроме того, они вывели определенные закономерности в словообразовании поэта. Перечислим некоторые из них:

  • Писатель часто пользуется приставками «рас» и «раз». Например, «распразднуем», «распархивался», «размайся», «разгазелись», «раздокажу» и т. п.
  • К глаголам Маяковский любит присоединять «вы» и «в», что наделяет слова такими значениями, как полное завершение, законченность и исчерпанность: «высверлит», «взгромоздя», «выхваливает», «высинить».
  • Употребляя с глаголами «за», поэт наделяет их значением начала действия: «засвистывают», «завинчусь», «затрубадурила».
  • Присоединение приставок «до» и «про» обозначает доведение дела до конца: «доскакиваем», «процеловали».
  • Часть глаголов Маяковский образует от существительных, используя вышеозначенные приставки: «размедведил», «выметаллизировал».

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 226683

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]