Тема России в стихотворении А. Блока «Новая Америка»


Анализ стихотворения Блока «Новая Америка»

Следующий этап в осмыслении темы родины знаменует стихотворение «Новая Америка», являющееся новой ступенью в цикле, посвященном родине; оно свидетельствует о том, что поэт все более глубоко осмысливал судьбы родной страны и находил все более верные ответы на вопрос о ее будущем, о ее счастье. Стихотворение открывается необъятно широкой и торжественной картиной:

  • Праздник радостный, праздник великий,
  • Да звезда из-за туч не видна.

  • Ты стоишь под метелицей дикой,
  • Роковая, родная страна.

В стихотворении «Новая Америка» Блок утверждал, какими обманчивыми являются порою представления о России, — если ограничиться лишь тем, что бросается в глаза, и упустить из виду нечто гораздо более важное и существенное, хотя бы и неприметное с первого взгляда:

  • Там прикинешься ты богомольной,
  • Там старушкой прикинешься ты,
  • Глас молитвенный, звон колокольный.
  • За крестами — кресты, да кресты.

Словно бы ничто не изменилось в этой Руси, и она такая же, как и столетия назад, но если взглянуть пристальней, то и поистине окажется, что Русь уже совершенно не та, какою видится с первого взгляда; она может «прикинуться» смиренной, покорной, богомольной, но ведь это уже одна только видимость, ибо не молитвенное смирение, а нечто совершенно другое различает пытливый взгляд поэта сквозь старые, привычные черты, и совсем иные звоны и голоса слышатся его настороженному, чуткому слуху «под метелицей дикой», проносящейся по просторам родной страны. Поэт говорит о России будущего как о «новой Америке», но вносит он в эти слова особый смысл: здесь «новая Америка» — это не США, не страна бизнесменов, биржевиков (о которых ни одного слова нет в стихотворении); здесь под «новой Америкой» подразумевается край огромных возможностей и талантливого, молодого духом народа, который сумеет претворить — и претворяет — эти возможности на живом, плодотворном деле.

Самое главное, что следует подчеркнуть в стихотворении «Новая Америка», — это то, что, прославляя новую Русь и ее новый облик, ее молодой задор, ее творческие силы, Блок даже и не упоминает предпринимателей, владельцев фабрик и заводов. Он знает — не они создают богатства и, стало быть, не им принадлежит честь и слава завоевания и освоения недр родной страны, ее неисчислимых сокровищ, несущих людям счастливое будущее. Если сравнить цикл «На поле Куликовом» с «Новой Америкой», то нельзя не заметить новой степени зрелости поэта, ибо в «Новой Америке» то, что несла с собой современность, раскрыто более конкретно, и картины злободневной действительности уходят в широкую. устремленную в будущее перспективу; здесь вера поэта в свой народ и его будущее обрела более прочную опору, ибо художник отдает себе уже ясный отчет в том, где заложены богатства и мощь родной страны, от кого именно можно ждать ее обновления, кто является носителем будущего, от кого зависит победа в борьбе за ее благо и процветание; все это и находит свое страстное и торжественное выражение в «Новой Америке» — гимне новой России, одно предчувствие которой преображало обыкновенный и будничный день в радостный и великий праздник.

На первый план в гражданственно-патриотической поэзии Блока выдвигается тема борьбы за будущую Россию. Из понимания того факта, что Россия — страна назревающей революции, вырастала уверенность поэта в том, что родине его предстоит сыграть великую, всемирно-историческую роль в жизни человечества. Даже обращаясь к национальному прошлому, поэт, как мы видели, останавливался на таких исторических событиях, которые позволяли ему связывать их с темой борьбы за будущую Россию («На поле Куликовом»).

«Нам завещана в фрагментах русской литературы от Пушкина и Гоголя до Толстого. в светлых и неподкупных, лишь временно помутившихся взорах русских мужиков — огромная (только не схваченная еще железным кольцом мысли) концепция живой, могучей и юной России, — писал Блок в письме, вступая в спор с Розановым. -. Если есть чем жить, то только этим. И если где такая Россия «мужает», то уж, конечно, только в сердце русской революции в самом широком смысле, включая сюда русскую литературу, науку и философию, молодого мужика, одержанно раздумывающего думу «все об одном», и юного революционера с сияющим правдивым лицом, и все вообще непокладливое, одержанное, грозовое, пересыщенное электричеством. С этой грозой ни один громоотвод не сладит». Таких слов, проникнутых неподкупной любовью к народу и верой в революцию, в ее историческую справедливость, в годы реакции не произносил ни один из символистов и вообще ни один из представителей тогдашней литературы. Пусть представление поэта о надвигающейся революции было смутным, — в самом главном он не ошибался: в воле народа к победе за свободу, в его моральной правоте и неисчерпаемой творческой силе, в том, что правда на его стороне и будущее за ним:

  • Народ — венец земного цвета,
  • Краса и радость всем цветам:
  • Не миновать Господня лета
  • Благоприятного — и нам.

Эта вера в Россию животворила Блока. Даже запечатлев с истинно реалистической беспощадностью отвратительный образ ханжи и стяжателя (в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно. »), поэт наперекор всему мужественно утверждает:

  • Да. И такой, моя Россия,
  • Ты всех краев дороже мне.

Блок здесь ничего не любит и ни чем не любуется, напротив — все ненавидит «священной ненавистью». Но даже с такой Россией он не может «разлучиться», даже такая Россия ему «дороже всех краев» — и не только по велению патриотического долга, но и потому, что за всяческой пошлостью и грязью ему сквозит «мир иной», будущая Россия. Это — «Россия в мечтах». «Она глядит на нас из синей бездны будущего и зовет туда. Во что она вырастет — не знаем; как назовем ее — не знаем». Но мечты об этой будущей России помогали Блоку вынести «непроглядный ужас» и пошлость окружавшей его «лживой жизни», уберегли от отчаяния. Россия Блока — это «легкий образ рая», утешенье и надежда усталого, обездоленного человека. Вспоминая «все, что мучило когда-то, забавляло иногда» — лесть, коварство, славу, злато, «человеческую тупость», все, что составляет «круг постылый бытия», поэт спрашивает: «Что ж, конец?» И отвечает:

  • Нет. еще леса, поляны,
  • И проселки, и шоссе,
  • Наша русская дорога,
  • Наши русские туманы,
  • Наши шелесты в овсе.

Если Вам понравилось сочинение на тему: Анализ стихотворения Блока «Новая Америка». тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями. Нравится

Тема России в творчестве Александра Блока

Этой теме (о России) я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь

Т

радиционная для русской литературы тема России присутствует во всех стихах Блока. Когда на одном из поэтических вечеров поэт читал свои стихи и публика по­просила прочесть о России, он сказал: «Это все — о России». Тема Родины — одна из ве­дущих в поэзии Блока. Открещиваться от реальной действительности миром мечты и религиозной мистики поэт не мог. Осознание Блоком назначения искусства, путей развития было четким при внешнем непостоянстве самооценок, исканий. В письме к К. С. Станиславскому от 9 декабря 1908 г. Блок прослеживает свой путь в искусстве: «Этой теме (о России) я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче со­знаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала моей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении — как стрела, прямой, как стрела — действенный. <…> Несмотря на все мои уклонения, сомнения, покаяния, — я иду». Важным является и следующее сви­детельство поэта: «Если б я не написал „Незнакомку» и „Балаганчик», не было бы на­писано и „Куликово поле». В этом признании Блока — свидетельство его целеустрем­ленности. У Блока формируется четкое представление о роли поэта и поэзии. Житей­ским правилом и его творческим кредо станут слова:

Пускай зоеут: «Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты!» Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта — нет! Покоя — нет!

(«Земное сердце стынет вновь»,

1914)

Стихотворение «Земное сердце стынет вновь» вошло в цикл «Ямбы» (1907-1914), где гражданская тема звучит страстно и гневно, а лейтмотивом настроения автора станут мужество и воля к жизни, воплотившиеся в строках стихотворения «О, я хочу безумно жить» (1914). Блоку близок художник Нестеров, в его картинах, по его соб­ственным словам, он находит «лучшее выражение» темы Родины. В знаменитом сти­хотворении «Осенняя воля»(1905), открывающем серию блоковских стихов о России, со всей силой звучит нежная, преданная и полная щемящей тоски любовь к родному краю, к ее необъятным далям. Образ Руси складывается из точных, подробных дета­лей, таких как «узорный цветной рукав», «красный цвет рябин», «обнаженная земля» на кладбищах осенью.

В них лирический герой ищет спасения и утешения. Образ Рос­сии складывается и из таких деталей, как
«расхлябанные колеи», «плат узорный до бровей», «даль дорожная», «серые избы», «песни ветровые», «глухая песня ямщика».
Лю­бовь к России — это «крест», который «бережно несет» лирический герой, уверенный в том, что
«невозможное возможно»,
что даже самые смелые мечты о будущем России осуществятся при любви к своей земле: «…Тебя жалеть я не умею / И крест свой береж­но несу… / Какому хочешь чародею / Отдай разбойную красу! / Пускай заманит и обма­нет, — / Не пропадешь, не сгинешь ты, / И лишь забота затуманит / Твои прекрасные черты». Образ дороги, осмысляющий пути России в блоковском стихотворении,
про­слеживает гоголевскую традицию России, «бойкой, необгонимой тройки»
из поэмы «Мертвые души»:

И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!

(«Россия», 1908)

Стихотворение «Посещение»(1910) Блок не случайно включил в цикл «Родина»,как бы направляя внимание читателя на более глубокое прочтение его образов. Голо­са в стихотворении напоминают о юношеской любви поэта, о дорогом для сердца об­разе матери. И одновременно образ женщины, наклонившейся над постелью лириче­ского героя, расширяется, разрастается в образ родимой земли, России, которую поэт любит и в радости и в горе. Справедливо и верно отметит В. Н. Орлов: «Собственно ли­рические темы объединены с темой родины, смешиваются с нею, переплетаются, вза­имопроникают друг в друга». В теме России сливается весь поток лирических тем и мотивов поэзии Блока. Образ России сливается с образом тоскующей жены, невесты, матери:

О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь? («Осенний день», 1904)

В стихотворении «На железной дороге»,вошедшем в четвертую книгу стихов по­эта — «Ночные часы»(1911), Блок создает картину русской жизни «страшных лет Рос­сии»,

увиденную глазами страдающего за судьбу своей страны и ее людей человека. В пронзительных строчках, в духе гражданских традиций Н. А. Некрасова, очерчена трагическая судьба девушки, «раздавленной» жизнью, и дана картина общества, без­участного к человеку:

Под насыпью, во рву некошеном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая.

Как клятва верности звучат строки стихотворений цикла «На поле Куликовом»(1908). Образ Руси сопоставляется с образом жены, соединяется в стихотворении во­едино:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь.

Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной, В твоей тоске, о Русь! И даже мглы — ночной и зарубежной


Я не боюсь.
Куликовская битва приобретает в цикле «На поле Куликовом» символистский смысл. В стихотворении «Опять над полем Куликовым»(1908) прошлое своей земли поэт рассматривает в тесной связи с современностью, оно-то и внушает ему веру -несмотря на «мглу» «грядущий день» состоится. В стихотворении реминисцируются строки В. Соловьева, взятые в качестве эпиграфа: «И мглою бед неотразимых / Гряду­щий день заволокло».

Цикл «Родина»(1907-1916) знаменует самый важный этап в творческом пути Бло­ка. Об этом свидетельствует и его письмо матери. В 1911 г. он пишет ей, что у него «определился очень важный перелом. <…> Я думаю, что последняя тень „декаденства» отошла».

Остро звучит тема России

в стихотворениях цикла
«Родина»: «Коршун»(1916), «Новая Америка»(1913), «Рожденные в года глухие»(1914), «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?»(1910), в поэме «Скифы»(1918). Лейтмотив всего цикла можно определить строками из стихотворения «Грешить бесстыдно, непробудно»: «Моя Россия, ты всех краев дороже мне!».Как страстное объяснение в любви к Рос­сии звучат и строки из стихотворения «Русь»(1916):
Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь.

Дремлю -и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь.

Поэзия Блока отразила историческую судьбу России во всех ее трагических проти­воречиях. С общенародной точки зрения осмысляется им и война, уносящая человече­ские жизни в стихотворении «Коршун»:

Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней,


Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?
В стихотворении «Новая Америка»Блок осмысляет будущее России. Она оборачи­вается для него «новым ликом»: «на пустынном просторе, на диком»

перед мыслен­ным взором лирического героя предстают
«фабричные трубы», «многоярусные корпу­са завода».
В письме к матери он размышляет о будущей России: «Для меня мыслима и приемлема будущая Россия, как великая демократия (не непременно новая Амери­ка)».

В каждой строке стихов Блока о России — чувство спасительной веры в «новый век», в грядущее: «И я люблю сей мир ужасный: / За ним сквозит мне мир иной, / Обе­тованный и прекрасный / И человечески простой». Поэт мучительно размышляет, предъявляет «спрос к себе», — что сделать,

чтобы «обетованный и прекрасный мир» состоялся:

И с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой!

<…>
Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моем, И падают светлые мысли, Сожженные светлым огнем.
(«Опять

с вековою тоскою», 1908)

Тема России раскрывается и в поэме «Соловьиный сад»(1915). Поэма является од­ним из ярчайших образцов поэтического мастерства Блока, в ней поэт размышляет о сущности жизни, о ее ценностях. В основе поэмы лежит мысль о том, что призвание человека — труд и борьба, что за «неприступной оградой» соловьиного сада не спря­чешься от трудностей и сложностей жизни. В поэме Блок развивает проблему выбора судьбы, используя поэтику фольклора, развивает тему «дороги крестом».

Соблазн «со­ловьиного сада» побуждает героя бросить трудовую жизнь, своего осла с тяжелой по­клажей, дом на песке под скалой, чтобы познать «жизнь другую». Но, попав в сад, ли­рический герой не может забыть свою прежнюю трудовую жизнь на берегу моря, усталую поступь своего осла: «Пусть укрыла от дольнего горя / Утонувшая в розах сте­на, — / Заглушить рокотание моря / Соловьиная песнь не вольна». Герой бежит из сада, покидает возлюбленную и «чуждый край незнакомого счастья», куда не доносятся «жизни проклятья», и возвращается в трудный мир. Однако жизнь за время его отсут­ствия изменилась. Осла его нет, он не может найти свой дом, брошенный им ради сладкой песни:

А с тропинки, протоптанной мною, Там, где хижина прежде была, Стал спускаться рабочий с киркою, Погоняя чужого осла.

Поэма «Соловьиный сад» прочитывается как притча.

Смысл поэмы —
иносказа­тельный.
«Море» в символике Блока является воплощением жизненной стихии во всех ее противоречивых проявлениях: никакие сладостные
«соловьиные песни»
не

должны и не могут заглушить призывный рокот волн житейского моря.

Человек, в контексте творчества поэта-гуманиста А. Блока, не может жить в отры­ве от других людей. Жизнь жестоко мстит за измену ей, мстит душевной опустошен­ностью, отчаянием, одиночеством.

Стихотворение Блока А.А. «Новая Америка»

«Новая Америка»

Праздник радостный, праздник великий, Да звезда из-за туч не видна… Ты стоишь под метелицей дикой, Роковая, родная страна.

За снегами, лесами, степями Твоего мне не видно лица. Только ль страшный простор пред очами, Непонятная ширь без конца?

Утопая в глубоком сугробе, Я на утлые санки сажусь. Не в богатом покоишься гробе Ты, убогая финская Русь!

Там прикинешься ты богомольной, Там старушкой прикинешься ты, Глас молитвенный, звон колокольный, За крестами — кресты, да кресты…

Только ладан твой синий и росный Просквозит мне порою иным… Нет, не старческий лик и не постный Под московским платочком цветным!

Сквозь земные поклоны, да свечи, Ектеньи, ектеньи, ектеньи — Шепотливые, тихие речи, Запылавшие щеки твои…

Дальше, дальше… И ветер рванулся, Чернозёмным летя пустырем… Куст дорожный по́ ветру метнулся, Словно дьякон взмахнул орарем…

А уж там, за рекой полноводной, Где пригнулись к земле ковыли, Тянет гарью горючей, свободной, Слышны гуды в далекой дали…

Иль опять это — стан половецкий И татарская буйная крепь? Не пожаром ли фески турецкой Забуянила дикая степь?

Нет, не видно там княжьего стяга, Не шеломами черпают Дон, И прекрасная внучка варяга Не клянет половецкий полон…

Нет, не вьются там по́ ветру чубы, Не пестреют в степях бунчуки… Там чернеют фабричные трубы, Там заводские стонут гудки.

Путь степной — без конца, без исхода, Степь, да ветер, да ветер, — и вдруг Многоярусный корпус завода, Города из рабочих лачуг…

На пустынном просторе, на диком Ты всё та, что была, и не та, Новым ты обернулась мне ликом, И другая волнует мечта…

Чёрный уголь — подземный мессия, Чёрный уголь — здесь царь и жених, Но не страшен, невеста, Россия, Голос каменных песен твоих!

Уголь стонет, и соль забелелась, И железная воет руда… То над степью пустой загорелась Мне Америки новой звезда!

Стихотворение Блока А.А. — Новая Америка

Тема России в стихотворении А. Блока «Новая Америка»

Стихотворение «Новая Америка» (цикл «Родина») было создано Блоком в 1913 году, накануне первой мировой войны. Можно сказать, что данное произведение стало этапным для поэта — оно подводит итоги и, в то же время, рисует новый портрет России, новую перспективу ее развития. В начале стихотворения лирический герой обрисовывает свое отношение к родине – для него это «родная», больше того, «роковая» страна. Судьба героя неразрывно связана с судьбой России, его «крест» — быть рядом с ней всегда, и в горе, и в радости. История родины лирического героя наполнена драматическими событиями – с момента своего образования она «стоит под метелицей дикой». Неужели в ее судьбе «только страшный простор пред очами, Непонятная ширь без конца?» — задается герой терзающим его вопросом. В своем произведении Блок создает разные лики России, пытается понять, какова она была и какой стала теперь: «Утопая в глубоком сугробе, Я на утлые санки сажусь». Первоначально (и обманчиво) Русь кажется богомольной, скорбной, смиренной: Там прикинешься ты богомольной, Там старушкой прикинешься ты, Глас молитвенный, звон колокольный, За крестами — кресты, да кресты. Но сама русская природа («ладан твой синий и росный»), сам дух страны говорят герою об иной сущности его родины – «Нет, не старческий лик и не постный». И в этом стихотворении Россия выступает у Блока в образе девушки, духовной невесты поэта. Он видит, что за скромным московским платочком скрываются не только покорно-робкие глаза, но и речи и вольные мысли («запылавшие щеки твои»). Далее поэт говорит о переменах, о смутном времени, в которое вынуждена жить его Русь. Время ускоряет свой ход, изменения, хорошие или плохие, коснулись и России: «И ветер рванулся, Черноземным летя пустырем», «Тянет гарью горючей, свободной, Слышны гуды в далекой дали. » Что это за тревожный зов? Отвечая на вопрос, Блок напоминает об основных этапах славной истории нашей страны: о войнах с половцами, о татаро-монгольском нашествии, о битвах с турками. Но нет, тревожная гарь – не признак новой войны с внешними врагами. Это нечто другое, еще неизведанное, а потому тревожное: Нет, не вьются там по ветру чубы, Не пестреют в степях бунчуки. Там чернеют фабричные трубы, Там заводские стонут гудки. На Русь, степную, деревенскую, нищую, наступает нечто совершенно новое – прогресс, цивилизация. Она постепенно меняет облик Руси: Путь степной — без конца, без исхода, Степь, да ветер, да ветер, — и вдруг Многоярусный корпус завода, Города из рабочих лачуг. Как, по мнению поэта, страна воспринимает это и каково его собственное отношение к таким переменам? Герой радуется изменениям его родной страны: «Новым ты обернулась мне ликом, И другая волнует мечта. » Он видит новые перспективы ее развития, новый путь обретения мощи, силы, богатства: «Черный уголь — здесь царь и жених». Пусть лик России изменился, и теперь путь ее, по убеждению Блока, неразрывно связан с индустриализацией, но Руси красит этот новый вид: «Но не страшен, невеста, Россия, Голос каменных песен твоих!» Таким образом, новая эпоха дарит лирическому герою надежду – он видит великое будущее страны, ее положительные изменения и большие перспективы, связанные с цивилизацией, прогрессом. Показательной является, на мой взгляд, перекличка первой и последней строфы стихотворения. Если в начале произведения лирическому герою не была видна «звезда», которая здесь выступает символом надежды, то в последней строфе он смог увидеть ее: То над степью пустой загорелась Мне Америки новой звезда! Почему в стихотворении появляется образ «новой Америки»? Мне кажется, здесь есть перекличка с выражением «открыть Америку». Когда Колумб нашел неизвестный континент, сколько надежд и перспектив родились вместе с этим открытием! Так и у Блока – он «открыл новую Америку» для себя, увидев новую Россию. Да и сама страна начала новый этап в своем развитии, она сама для себя открыла «новую Америку». Таким образом, стихотворение Блока «Новая Америка» — это взгляд поэта на свою родину в начале нового, неизведанного еще, пути. Он осмысляет ее перспективы, соотносит их с длинной и богатейшей историей страны. В результате Блок приходит к выводу, что технический прогресс, индустриализация принесет России новые возможности, даст мощный толчок к ее дальнейшему развитию. Больше того, поэт считает, что с приходом этого нового этапа над его страной загорелась новая звезда – звезда надежды на прекрасное будущее.

Тема России в стихотворении А. Блока «Новая Америка»

«Новая Америка»

Стихотворение «Новая Америка» стала неким этапом в осмыслении А.Блоком темы родины. Автор в нем находит ответы на вопрос о счастье родины, о ее будущем. Начинают произведение торжественные и пафосные слова о «роковой стране». Представления обывателя о России, часто поверхностны, из-за чего теряется настоящее лицо страны, часто спрятанное в глубине.

С первого взгляда может показаться, что за века существования на Руси ничего не изменилось. Но пристальный взгляд позволяет увидеть перемены. Автор говорит о будущей России как о «новой Америке», внося в смысл этих слов не капиталистический уклад, а смотрит как на страну с большими возможностями. Страну, которая растит таланты, народ, который на деле доказывает свою исключительность. Автор в стихотворении славит не предпринимателей и бизнесменов, а обращает внимание читателя на молодые силы. Именно благодаря задорным молодым талантам страна богата духовно. Настоящее богатство, мощь и силы страны заложены не в недрах земли, и заключаются не в материальных ценностях. Духовное богатство народа несет в себе счастливое будущее для государства.

Стихотворение «Новая Америка», стало своеобразным воспеванием новой Руси, прославляющем новый ее облик. Родина вступает для автора в образе невесты поэта. Он представляет, как за платком скрываются не только робкие глаза, но вольные мысли. Напоминает о разных эпохах истории России: атаки половцев, войны с татаро-монголами, турками. Следующим этапом стал приход цивилизации, прогресса. Они меняют облик страны, герой тревожится, но затем он рад этим изменениям. Становятся понятными новые пути обретения силы и богатства. Новый облик, красит страну.

С приходом новой эпохи, приходит надежда на счастливое будущее, принесенное прогрессом. Первая и последняя строфа стихотворения связаны между собой. Звезда, которую автор не смог увидеть вначале произведения, стала ясно видна. Это своеобразный символ надежды и веры на светлое будущее. Как Колумб некогда открыл Америку, так и Блок для себя открыл «новую Америку», – родину вначале своего нового пути.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]