Сочинение на тему любовная лирика в творчестве блока

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Блок
  4. Тема любви в творчестве Блока

Любовь — это нежное чувство, которое не может обойти ни одного человека даже с самым черствым сердцем. Любовная лирика представлена во многих стихотворениях русских поэтов, и в них она раскрывает огромную палитру человеческих чувств. Произведения, написанные классиками русской литературы, находят признание и в кругу современных читателей.

Одним из мастеров любовной лирики является Александр Блок. Тема любви — центральная в творчестве поэта. В своем цикле стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блок использует устаревшую лексику, символизм, уделяет особое внимание цветам и звукам. Таким образом, автор привлекает внимание читателя, заставляет его задуматься, остановить свое внимание на ключевых моментах. Через метафоры и эпитеты читатель может проследить за душевными переживаниями не только главного героя произведений, но и самого Александра Блока. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» поэт размышляет об образе идеальной женщины. Основу женского образа составляет любимая супруга А. Блока Любовь Менделеева. В своих стихотворениях поэт говорит о светлом, непостижимом и святом по отношению к женщине, сочетающей в себе гармонию, красоту и таинственность. Но все меняется, когда любимая жена, Любовь Дмитриевна, уходит из жизни. Александр Блок тяжело переживает утрату супруги и пишет стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», в котором он вспоминает чувства и мгновения, подаренные любовью.

В последующее время Александр Блок вновь обращается к теме любви, и на свет появляется цикл стихотворений под названием «Незнакомка». Но читатель уже не увидит тех светлых чувств, удивительного и воздушного женского образа, о которых писал поэт раннее. Жизнь превращается в пьянство и представляет собой грязь и ужасную скуку.

Однако поэт пишет не только о любви между мужчиной и женщиной, ведь чувство любви многогранно. После написания цикла «Стихи о Прекрасной Даме» поэт переживает волнения и перемены в России, о чем говорят его произведения: «Бежим, бежим, дитя свободы…» (1900 год), «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?…» (1910 года), «Унижение» (1911 года), «Новая Америка» (1913 года). В данных стихотворениях Блок описывает чувство тревоги, депрессию, разочарование в окружающей действительности. Любовь исчезает из произведений Александра Блока и заменяется «горькой» и «низкой страстью». Лирический герой проживает одинокую, наполненную переживаниями, жизнь.

Позже у А. Блока появляется новое видение любви к Родине — тревога и беспокойства плавно переходят в огромную любовь к России. Для поэта Родина — это верная и единственная жена, которой он отдан всем сердцем.

Любовная лирики в творчестве Александра Блока достаточно противоречива, но она занимает центральную позицию и остается актуальна во все времена.

Любовная лирика А. Блока (Блок Александр)

Особое место в русской литературе XX века занимает любовная лирика. Каждый писатель по-своему описывал волшебное чувство любви, создавал особенные женские образы, находил их воплощение в различных предметах и явлениях. На мой взгляд, одним из самых выдающихся поэтов, обращавшихся в своём творчестве к любовной лирике, является А.А. Блок. Он имел свое, иное, неповторимое, восприятие любви, стремился найти идеал.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Творческая судьба поэта всегда была неразрывно связана с его личной жизнью. Главной и единственной женщиной, вдохновлявшей его на всём пути, стала Л.Д.Менделеева. На первом этапе своего творчества он посвятил возлюбленной сборник «Стихов о Прекрасной Даме», сюжет которого – это сюжет страстного ожидания и волнующей встречи. Молодой, окрылённый чувством неземной любви поэт, видел в обычных вещах нечто неземное. Пространство цикла «Стихов о Прекрасной Даме»- это мир конкретно-чувственных явлений, наполненный иным таинством содержания. В нём автор создал образ идеальной, недосягаемой женщины, называя её по-разному: Владычица вселенной, Душа Мира, Непостижимая, Прекрасная Дама, Царица Неба. О силе чувств поэта свидетельствует приравнивание его любви к чему-то мистическому, наделение возлюбленной признаками настоящего божества. Себя же поэт называет коленопреклонённым монахом, рабом, рыцарем. Лирический герой не испытывает радость обретения счастья, он мыслит свою жизнь лишь как молитвенное служение возлюбленной. Создавая цикл «СПД», Блок отрешился от реальности, ушел в созданный им мир. Дальнейший путь его творчества Прекрасная Дама сопровождала уже в других образах. Именно начальный период творчества Блока назван «тезой», о чём свидетельствует вера поэта в нереальное, неземное.

Данный этап творчества поэта так же, как и остальные, наполнен различными образами, цветами, ритмичностью и носит название «синтез».

Анализируя творческий путь Блока, я поняла смысл высказывания А. Белого. Действительно, этот писатель через весь путь пронёс свои жизненные убеждения, воплощая их в творчество. Все произведения различных этапов его жизни связывает символика образов, цвета, таинственность, поиски идеала, образ Прекрасной Дамы. Отличительной чертой женщины в произведениях Блока является нереальность, туманность, загадочность. Всех их связывает одно — отношение автора к героине. Причиной тому стало единственность вдохновительницы поэта с героинями произведений. Ведь именно Менделева и была Прекрасной Дамой, Незнакомкой и Катькой в произведениях Блока.

Её облик полуреален, она отстранена от окружающей действительности, как будто не принадлежит ей. В то же время Незнакомка вполне реальна, ее внешность невольно возникает перед мысленным взором благодаря мелким деталям:

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Источник

LiveInternetLiveInternet

В Государственном музее-заповеднике А.А.Блока в селе Тараканово к дате смерти поэта был открыт памятник. Рядом с церковью Михаила Архангела, где Блок венчался с Любовью Менделеевой, ставшей для поэта Прекрасной Дамой, стоит теперь скульптурная композиция Александра Рожникова. Супруги стоят в крестьянской одежде: Блок – в русской рубахе, Менделеева – в длинной, в пол, юбке, с длинной же косой и платком на плечах .

Александр Блок был одим из самых ярких символистов двадцатого века. Его «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» и цикл стихов о Прекрасной Даме до сих пор у всех на слуху. За пронзительной любовной лирикой поэта стоит личная семейная драма.

И его единственная любовь и муза.

Днем вершу я дела суеты, Зажигаю огни ввечеру. туманная — ты Предо мной затеваешь игру. Я люблю эту ложь, этот блеск, Твой манящий девичий наряд, Вечный гомон и уличный треск, Фонарей убегающий ряд. Я люблю, и любуюсь, и жду Переливчатых красок и слов. Подойду и опять отойду В глубины протекающих снов. Как ты лжива и как ты бела! Мне же по сердцу белая ложь.. Завершая дневные дела, Знаю — вечером снова придешь.

(5 апреля 1902)

Любовь Менделеева (17 лет) в роли Офелии в домашнем спектакле. 1898г.

С Любовью Менделеевой, дочерью знаменитого ученого, Александр Блок познакомился, когда девушке только-только исполнилось 16 лет. Она любила розовый цвет, мечтала стать драматической актрисой и Блоком совсем не прельстилась. Наоборот, называла его «позером с повадками фата». Однако после шести лет почти маниакальных ухаживаний Блока Любовь согласилась стать его женой.

Любовь Дмитриевна Менделеева

Мне страшно с Тобой встречаться. Страшнее Тебя не встречать. Я стал всему удивляться, На всем уловил печать По улице ходят тени, Не пойму — живут, или спят… Прильнув к церковной ступени, Боюсь оглянуться назад. Кладут мне на плечи руки, Но я не помню имен. В ушах раздаются звуки Недавних больших похорон. А хмурое небо низко — Покрыло и самый храм. Я знаю- Ты здесь Ты близко. Тебя здесь нет. Ты — там.

(5 ноября 1902)

«Прекрасная дама» худ. Илья Сергеевич Глазунов

«Незнакомка» (отрывок) И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль.

(24 апреля 1906. Озерки)

Так земная женщина Любовь Менделеева превратилась в ту самую Прекрасную Даму, Незнакомку и Деву Марию русской поэзии. Блок боготворил ее и в каждом ее жесте видел мистическое знамение. Конечно, позже поэт примет революцию, затем разочаруется в ней и напишет множество значимых произведений на социальные темы. Но в нулевые годы двадцатого века, Блок влюблен, молод, и готов поставить свою жену на пьедестал, чтобы потом всю жизнь ей поклоняться. Неприступная, непорочная и неуловимая – такой он увидел Менделееву впервые, такой и увековечил ее в литературе.

Она молода и прекрасна была И чистой мадонной осталась, Как зеркало речки спокойной, светла. Как сердце мое разрывалось!.. Она беззаботна, как синяя даль, Как лебедь уснувший, казалась; Кто знает, быть может, была и печаль… Как сердце мое разрывалось!.. Когда же мне пела она про любовь, То песня в душе отзывалась, Но страсти не ведала пылкая кровь… Как сердце мое разрывалось!.. (1898)

Сегодня шла Ты одиноко, Я не видал Твоих чудес. Там, над горой Твоей высокой, Зубчатый простирался лес. И этот лес, сомкнутый тесно, И эти горные пути Мешали слиться с неизвестным, Твоей лазурью процвести. (2 июня 1901)

Л.Д.Блок. Портрет работы Т.Н.Гиппиус. 1910 г.. Холст, масло

Их любовь была трагична и – для Блока – вечна: его Прекрасная Дама стала одним из самых красивых образов русской любовной лирики. Несмотря на все трудности Менделеева осталась с ним до самого конца. И уже при смерти поэт скажет, что в его жизни было «две женщины – Люба и все остальные».

Тема любви в творчестве Блока

Личный опыт каждого человека помогает выстроить понимание загадочного чувства, называемого любовью. Эта тема в литературе является самой многогранной. Мнение А.А. Блока об этом прекрасном чувстве менялось на протяжении всего периода творчества. Автор рос, развивался, и вместе с этими изменениями тема любви раскрывалась для него с разных сторон.

В его первых стихотворениях тема любви звучит с трепетом и восторгом. На тот момент он был влюблен в Любовь Менделееву, и все творения посвящал ей. Блок описывает абсолютно чистую любовь к прекрасной девушке, которую он не смеет нарушить близким знакомством. Герой Блока чаще всего наблюдает за девушкой со стороны. Поэт рисует идеальный, обожествленный образ, называет возлюбленную мадонной, пречистой девой. Блок видит любовь сквозь призму своих религиозных чувств – герой в стихотворениях преклоняется перед ней, как пред чем-то великим и в то же время прекрасным. Ранние произведения Блока более возвышенные, в них нет примитивности, приземленности. Тема любви у Блока строится на недосказанности, он дает читателю возможность задуматься над тайной бытия.

Менделеева была не единственной любовью автора. Позже он увлекся актрисой Натальей Волоховой, игравшей в драме Блока. Нежные чувства к ней выражены в цикле «Снежная маска». Образ возлюбленной обрисован реалистично – это уже не божество, а земная женщина, с которой можно общаться на равных. Чувства становятся не такими светлыми, и автор даже говорит, что «устал от ласк подруги» в произведении «Второе крещенье». Тема любви сравнивается Блоком с вьюгой, заставляющей лирического героя пропадать во тьме, или замерзать в снегах. Чувство ложится камнем на душу, не принося удовольствия.

После леденящих чувств прошлого цикла, цикл «Кармен» напротив – соткан из страсти. Героиня Блока – женщина пробуждающая страсть «окно, горящее не от одной зари», а вместе с ней и творческую искру «и видит творческие сны». Он вырисовывает яркий образ женщины-современницы, цыганки или славянки, такой же свободолюбивой, как и сам лирический герой.

Напряженная ситуация в стране, разруха и голод заставляют Блока взглянуть в глаза ужасающей действительности. Главной героине «Незнакомки», интеллигентно дышащей «духами и туманами» тяжело в этой новой жизни. И тема любви к женщине в творчестве Блока сплетается с любовью к родине. Он называет Русь своей женой, и вместе с ней чувствует боль от происходящего.

На протяжении творческого пути Блок пытался понять, что для него есть любовь, ведь на каждом этапе жизни она была разной.

Развитие темы любви в поэзии А.Блока. Адресаты любовной лирики. Анализ 2-3 стихотворений. Наизусть.

Билет 12

Новаторство Чехова-драматурга. Принципы «новой драмы». Бывшие и нынешние хозяева вишневого сада в комедии А.П.Чехова.

Новаторство:

1. Новый тип названия.

Само название пьесы «Вишневый сад» стало новым в наименовании драматических произведений. Русская литература традиционно выносила в заглавие или имя главного героя, или обозначение конфликта произведения, или основную тему. Обозначение в заглавии конкретного понятия подводит зрителя или читателя к обобщенному восприятию картин жизни в пьесе.

Новая образная система. В «Вишневый сад», как и в других пьесах Чехова отсутствует

Деление на отрицательных и положительных персонажей — это еще одно проявление новаторства автора.

Новый вид конфликта. Еще одно достижение Чехова-драматурга, которого не знала классическая драматургия, — отсутствие внешнего конфликта. Чехов показывает конфликт внутри каждого человека, конфликт судьбы и жизни.

Новизна жанрового решения пьесы, появление подтекста. Жанрово «Вишневый сад» определяют как лирическую комедию. Чехов, усматривая в жизни много комического, обращает внимание на чувства героев, их тонкие оттенки, что создает лиризм комедии.

Принципы «новой драмы»:

1. Сближение различных литературных родов – проникновение в драматургию лирической стихии. Важно не событие, а переживание этого события.

2. Характер героя раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья.

3. Разрушается «сквозное действие», ключевое событие, организующее единство классической драмы.

4. Нет абсолютно счастливых и абсолютно несчастных людей, нет положительных и отрицательных героев.

5. Конфликт приглушён, действие развивается неторопливо, часто прерывается лирическими излияниями героев, воспоминаниями. Особое значение придаётся паузам.

6. Герои многоговорят и не пытаются услышать друг друга. Возникает проблема непонимания, слова утрачивают смысл.

7. В пьесах много внесценических персонажей. Они расширяют эпическое пространство.

8. Особое значение приобретает неведомый классической драме подтекст: многое скрыто за обычными словами-репликами, за интонацией или жестами.

9. Нет деления актов на явления – появление очередного героя не вносит в конфликт новых перипетий.

Бывшие хозяева вишневого сада:

Любовь Андреевна Раневская Гаев – брат Раневской

Это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя и ничего не понимая.

А.М.Горький

Пьеса «Вишневый сад» была создана Чеховым в 1903 году. Ос­новная ее тема — гибель дворянского гнезда в результате распада экономики и психологии дворянства. Характеры и настроения ухо­дящего с исторической сцены класса воплощены в пьесе в образах Раневской и Гаева. Лопахин правильно называет их «легкомысленными, неделовыми, странны­ми людьми».

Безволие, неприспособленность, романтическая восторжен­ность, неустойчивость психики, неумение жить характеризуют, прежде всего, Раневскую. Личная жизнь этой женщины сложилась неудачно. Потеряв мужа и сына, она поселилась за границей и тра­тит средства на человека, который ее обманул и обобрал. После продажи вишневого сада она снова уезжает в Париж. В сущности Раневская эгоистична и равнодушна к людям. Жизнь ее пуста и бесцельна, хотя она и много говорит о своей нежной любви к людям, к вишневому саду.

Таким же, как и Раневская, безвольным, никчемным в жизни человеком является и ее брат Гаев. Всю жизнь он прожил в имении, ничего не делая. Он сам сознается, что проел свое со­стояние на леденцах. Единственное «занятие» его — бильярд. «Деловая» связь с городом выражается у него только в покупке анчоусов и керченских сельдей. Гаев несколько грубоват.

Эти люди, привыкшие беспечно жить, не работая, не могут осмыслить даже трагизма своего положения. У них отсутствуют подлинные, глубокие чувства. И Раневская, и Гаев в сущности не любят родину и живут только личными чувствами и настроениями.

Нынешний хозяин вишневого сада:

Лопахин

— единственный в пьесе, кто много и с удовольствием трудится. Заработав большие деньги, не дрожит над ними: постоян­но дает в долг Раневской, зная, что она никогда их не вернет. Он искренне хочет помочь Раневской. Поначалу Лопахин не собирается при­обретать сад, но когда он вместе с Гаевым оказывается на аукционе, то уже не может совладать с собой. В Лопахине сочетается грубость и мягкость, невоспитанность и интеллигентность.

Развитие темы любви в поэзии А.Блока. Адресаты любовной лирики. Анализ 2-3 стихотворений. Наизусть.

Определяющей темой в лирике Александра Александровича Блока по праву можно считать тему любви. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» поэт доносит сложное и противоречивое чувство. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось. Первые стихотворения Блока о любви восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён и которая вдохновляла его («Дева», «Заря», «Величавая Вечная Жена», «Непостижимая», «Стихи о Прекрасной Даме» и другие). В молодые годы, до женитьбы на Л. Д. Менделеевой, увлёкшись элегантной, красивой дамой, на двадцать лет старше его, Блок писал стихи, посвящая их К.М.С., то есть Ксении Михайловне Садовской («Я думал, что умру сегодня к ночи…», «Помнишь ли город тревожный…», «Аметист», «Твой образ чудится невольно…» и другие). Первая книга Блока создана под влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама. Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена, и просто «ласковая, милая», «вечно молодая». Миф о Софии, Мировой Душе, становясь темой лирических стихотворений, делал неузнаваемой связанную с ней природную, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца). Эта мифологическая сторона ранней лирики Блока до сих пор не вполне осознана ни читателем, ни исследователями его творчества. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт – роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, – необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ.

К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капли пошлости и приземленности. «Стихи о Прекрасной Даме» также отчетливо выявили невозможность жизненной гармонии (мотивы «кощунственных» сомнений не только в собственной призванности, но и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»).

Адресаты любовной лирики:

Ксения Михайловна Садовская

Знакомство произошло в Германии, куда юноша ездил вместе с матерью. Ее красота и смелое, завлекательное кокетство сильно действовали на юношеское воображение. «Рай» был взорван, он ощутил биение сердца, первое нахлынувшее чувство туманило разум. Они потянулись друг к другу. Но первая любовь остыла так же внезапно, как и началась, остались только пылкие юношеские стихи. Ей он посвятил цикл стихотворений «Через 12 лет».

Любовь Дмитриевна Менделеева

Она была Прекрасной Дамой Блока и в жизни, и в стихах. Ей он посвятил цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В него вошло 93 стихотворения о любви. Менделеева предстает перед нами недосягаемой, недоступной. Все 800 стихотворений, посвященные Любови Дмитриевне, сочетают в себе реальное и мистическое. Стихи о «Прекрасной Даме» наполнены какой-то неразгаданной тайной.

Наталья Николаевна Волохова

Зимой 1906г. Блок познакомился с актрисой театра Натальей Волоховой. Ей он посвятил циклы стихов второго тома «Снежная маска» и «Фаина». Она принимала поклонение и любовь поэта, но влюблена в него не была. Этот странный, легкий и мучительный роман длился почти 2 года. Если в «Снежной маске» образ женщины выступает еще как яркий символ роковой и трагической страсти, то в «Фаине» уже четко возникает характер «темной женщины», «женщины-змеи».

Любовь Андреева-Дельмас

Героиней 3 тома «романа в стихах» стала певица Любовь. Блока поразило ее исполнение партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Она была одной из самых счастливых привязанностей Блока. Цикл, посвященный ей, состоит из 10 стихотворений. В цикле господствуют настроения отчаяние, жажды гибели.

Вывод:

• В своей ранней лирике поэт обращается к теме Прекрасной Дамы. Красота, гармония и неразгаданная тайна — все это сочетает в себе Прекрасная Дама.

• Любовь к женщине, перерастая себя, превращается в любовь к Родине — той единственной, которой верен всем сердцем. Так и видоизменялась тема любви в творчестве А. А. Блока: от возвышенной, прекрасной перед таинственной незнакомкой к единственной любви, любви на всю жизнь — к Родине.

Сочинение Любовь в творчестве Блока

Жизнь Александра Блока была трудной и витиеватой. И не для кого не секрет, что все свои эмоции и переживания, в том числе, и любовные, все поэты переносят на бумагу. Вот и Блок не исключение.

Его творчество можно разделить на 3 этапа, и все они связаны исключительно с женщинами, и его любви к ним.

Наиболее интересным для меня является первый этап его творчества и, соответственно, первый сборник «Стихи о Прекрасной даме». Строки пронизаны яркими, «вкусными» эмоциями. Но это отнюдь не страсть, а слепая, вечная (как кажется) привязанность и любовь, от которой щемит сердце, о которой иногда думаешь, что ее не может существовать, настолько она идеальна. Стихотворения были посвящены будущей жене Александра Блока Людмиле Менделеевой. Но по моему мнению, они пронизаны юношеским максимализмом.

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Согласитесь. Это так похоже на трепетную юношескую влюбленность, робкую, иногда даже безответную.

Но и история любви поэта и его жены Людмилы оказалась палкой о двух концах. То ли не выдержав сложного характера Александра Александровича, то ли оони оба уже выросли из этих чувств, женщина уходит от него к на тот момент очень перспективному писателю Андрею Белому. И этим всем событиями видно отражение в творчестве Блока.

Теперь его «детища» стали абсолютно другими: осмысленными, с другой ритмикой и интонациями. Да и к объекту обожания теперь относится не как к чему-то неземному и не досягаемому, а к как вполне приземленному, но все также желанному нечто. Почему нечто? Да потому что он и как женщину ее особо не воспринимал. Ему просто нужно было кем-то восхищаться и кого-то любить.

К моему большому сожалению, в одном из последних циклов стихотворений Блока под названием «Кармен», посвященного танцовщице балетной труппы, на выступления которой часто ходила Александр Блок, я увидела не любовь, а именно страсть, которая вряд ли зканчивается чем-то хорошим, а ведь так хочется верить в неземную бесконечную любовь. До селе не известно, была ли эта женщина любовнице поэта, но между ними была страсть, которая и позволила писать ему такие прекрасные стихотворения.

Александр Блок ушел из жизни весьма молодым, но он так и остается символом Серебряного века русской литературы.

Вариант 4

Любовь – это то, что дается нам свыше. У каждого человека понимание любви разное: кто-то отдается этому чувству полностью, а кто-то не понимает, насколько важно и приятно любить, и быть любимым. Многие поэты, писатели, психологи, ученые пытались дать ответы на многие вопросы о любви, но однозначных ответов нет.

Александр Александрович Блок – поэт, который часто обращался к теме любви в своей лирике. Он был влюблен в Любовь Дмитриевну Менделееву, поэтому произведения искусства часто были посвящены именно этой женщине. В Прекрасной Даме сочиталась загадка, красота и гармония. Блок жил ожиданиями и желаниями, но боялся быть отвергнутым. Он любил как женщину, перед которой нужно преклоняться и которой нужно восхищаться. Его любовь к Менделеевой можно назвать неземным и божественным чувством.

Л.Д. Менделеева была для А.А. Блока чем-то сверхъестественным. Он восхищался этой женщиной, знал, что она близко, но в то же время понимал, что недосягаема. Именно возможность восхищаться женщиной и чувствовать, что она близко, дало начало многим шедеврам поэзии Блока. Он видел, как быт и будни меняют женщин в худшую сторону, поэтому хотел сделать все для своей возлюбленной.

А.А. Блок всегда на собственном жизненном пути мечтал найти свой идеал, родственную душу, но, к сожалению, ему так и не удалось найти ту, которая будет с поэтом и в радости, и в горе. Любовь Менделеева не выдержала, устала от божественной любви Блока и ушла от него к Андрею Белому. Несмотря на боль и разочарование, стихи великолепного Александра Блока остались.

Блок искал пути к реальной жизни, на которых его ожидали разочарования, взрывы отчаяния, попытки пересмотра своих жизненных целей и т.д. Но поэту удалось доказать, что он – глубокий человек с большим сердцем. Александр Александрович Блок в своих произведениях показал, какой он человек, как он относиться к народу и любви. Он провел параллель между красивым, прекрасным и тем, что действительно важно: помощь народу, который так нуждается в спокойствии и мире.

Несмотря на то, что жизнь поэта-лирика оборвалась очень рано, популярность стихотворений Александра Александровича Блока не угасает и в наше время. Он всегда воспринимал все происходящее вокруг него чувствами. Поэтому его произведения искусства наполнены загадками, мистицизмом и имеют невероятную притягательность.

Любовь без «химии». Странный брак Александра Блока и Любови Менделеевой

Стана ее не коснулся рукою, Губок ее поцелуем не сжег… Всё в ней сияло такой чистотою, Взор же был темен и дивно глубок.

Эти стихи русский поэт Александр Блок посвятил своей будущей супруге Любови Менделеевой, старшей дочери знаменитого химика Дмитрия Ивановича Менделеева, создателя Периодической системы элементов.

Статья по теме «Невыносимые пошляки». За что Александр Блок ненавидел средний класс

Саша и Люба были знакомы друг с другом буквально с детских лет, но сблизились летом 1895 года, отдыхая в подмосковных имениях, которые были у обоих уважаемых семейств. В ту пору у интеллигенции был в моде любительский театр. Постановка «Гамлета», где Блок играл принца, а Любовь Менделеева — Офелию, стала для них судьбоносной. К тому моменту юный поэт уже пережил страсть к 37-летней замужней многодетной даме Ксении Садовской, но, видимо, чувство любви к ней изжил не окончательно, поэтому в тот период у него появляются стихи с пометками, где значатся инициалы и его зрелой пассии, и юной девы. Блоку — 17, Менделеевой — 16. Идеальная пора для любви. Но после того дачного сезона молодые люди расстались. Обычная, казалось бы, история. Ну кто в этой жизни не переживал дачных романов? Но тут всё пошло по другому сценарию.

Позже в мемуарах «И были, и небылицы о Блоке и о себе» Любовь Дмитриевна напишет: «О Блоке я вспоминала с досадой. Я помню, что в моем дневнике, погибшем в Шахматове, были очень резкие фразы на его счет вроде того, что „мне стыдно вспоминать свою влюбленность в этого фата с рыбьим темпераментом и глазами…“ Я считала себя свободной». Но, когда в 1901 году они ненароком увидятся в Санкт-Петербурге, Любовь Дмитриевна напишет «Эта встреча меня перебудоражила». «Перебудоражила» она и Блока, так как с той встречи он начал посвящать Любочке прекрасные стихотворения и называть её Прекрасной Дамой, Вечной Женой, Таинственной Девой. Когда Блок сделает официальное предложение, и Люба, и всё семейство Менделеевых встретит его очень благожелательно.


«Незнакомка». Стихотворение Александра Блока Подробнее

Весной 1903 года пара обручилась, а 30 августа (по новому стилю) прошло венчание в церкви села Тараканово. Затем молодые отправились в квартиру Блока в Санкт-Петербурге. К сожалению, идеальным этот союз поэта и музы мог показаться только на момент ухаживаний. В первую брачную ночь Блок сообщил молодой супруге, что считает физическую любовь недостойной их высоких чувств и близости между ними не будет: не может же он на самом деле совокупляться с ней так, как совокупляются с какой-нибудь падшей женщиной. Юная супруга была в ужасе, она решила, что Сашура, как она его звала, её разлюбил. Но Блок заверил девушку, что, наоборот, слишком любит ее, но она для него почти святая, воплощение Вечной Женственности. И предаваться плотским радостям с ней кощунственно.

Статья по теме

Почему любовь втроём? Как Блок и Белый чуть не сошлись на дуэли

Блок поцеловал жену в лоб и ушел спать в другую комнату. Девушка самыми разными средствами пыталась разбудить страсть мужа. В ход шли все женские хитрости, чья действенность проверена веками: красивые наряды, белье, свечи… Но Блок был непреклонен. И даже страдания молодой женщины его не смягчили . «Не могу сказать, чтобы я была наделена бурным темпераментом южанки. Я северянка, а темперамент северянки — шампанское замороженное. Только не верьте спокойному холоду прозрачного бокала, весь искрящийся огонь его укрыт лишь до времени», — писала Менделеева в воспоминаниях.

Если бы тогда молодая знала, что эта «брачная ночь» — не помутнение рассудка разволновавшегося молодого супруга, а пытка, на которую она обречена на всю оставшуюся жизнь, может, сбежала бы назад в отцовский дом на следующий же день. Но она продолжала надеяться, что когда-нибудь соблазнит мужа. И в течение года после свадьбы оставалась девственницей. А вот молодой муж в плотских радостях с другими женщинами себе всё это время не отказывал. Они же не богини, что тут ограничивать себя? Через год ей всё же удалось завлечь мужа в постель. Особого удовольствия процесс не доставил ни ей, ни ему.

Позже в союзе Блока и Менделеевой появилось третье «слагаемое»: поэт Борис Бугаев, он же Андрей Белый. Вот он Любовь Дмитриевну любил именно как женщину. Этот «тройственный союз» продлился до 1907 г., после чего Блок-Менделеева разорвала отношения с Белым. Но чувств Блока к ней это практически не изменило.


Две дамы Блока: великий поэт скончался от сердечной тоски? Подробнее

К слову сказать, «Прекрасными Дамами» Блок называл и актрис Наталью Волохову, Любовь Дельмас, и своих почитательниц, и даже обычных проституток. Да и вообще он был феноменальным ходоком, в своих воплощенных в жизнь сексуальных фантазиях ни в чем себя не ограничивавшим.

В конце концов интимные отношения с женой перестали быть для Блока такой уж редкостью. Вот только ей самой, по свидетельству Менделеевой, они уже были не в радость: «Редкие, краткие, по-мужски эгоистичные встречи». Продолжалась такая жизнь полтора года.

Статья по теме

Король и маг порока. Соперниками Александра Блока были… женщины

Биограф Блока Владимир Новиков утверждал: «Между супругами нет того, что составляет земную сторону брака. Блок убеждает Любовь Дмитриевну в том, что им не нужно „астартической“ любви. Он делает это вполне искренне, но в то же время не по свободному выбору, а вынужденно. Налицо некая психофизиологическая аномалия, которая препятствует обыкновенной телесной близости. По сути дела, предпринята попытка брака, состоящего исключительно в душевном и духовном единении супругов».

Естественно, воздержание для молодой женщины было в тягость, и она начала заводить любовников. Первым был поэт Георгий Чулков, за ним последовали другие, часто это были актеры. О каждом новом любовнике Любовь Дмитриевна честно писала мужу и докладывала: «Люблю только тебя».

Когда же женщина забеременела от артиста под псевдонимом Дагоберт, Блок это известие принял вполне благожелательно: «Будем растить». Своих детей поэт иметь не мог из-за перенесенного сифилиса. Но ребенок умер вскоре после рождения.

С годами Блок понимает, что любовь всех проституток, танцовщиц и актрис не заменит ему чувств Любаши. Но к тому моменту женщина уже отдалилась от него, пробудившаяся женственность бросает её из одного бурного романа в другой. В конце жизни Блок окончательно осознает, что для него существует одна женщина, — Люба — называет её такой же красивой, как в юности… Хотя Анна Ахматова о жене Блока напишет следующее: «Она была похожа на бегемота, поднявшегося на задние лапы. Глаза — щелки, нос — башмак, щеки — подушки». Да и внутренне она, по признанию поэтессы, «была неприятная, недоброжелательная, точно сломанная чем-то». Но Блок, как утверждала Ахматова, и в конце жизни видел в Любови Дмитриевне ту девушку, в которую когда-то влюбился… И любил ее.

Любовь Дмитриевна переживёт мужа на 18 лет. После его смерти она замуж больше не выйдет. Последним ее словом будет «Сашенька».

Популярные сегодня темы

В данной статье мы разберемся в причинах и мотивах, основываясь на которые, главный герой романа Преступление и наказание Раскольников решился на совершение преступления

Сегодня часто поднимается вопрос о ценности истории. Одни говорят, что исторические события ушли в прошлое, и мы уже не имеем к ним отношения. Другие, наоборот, утверждают, что необходимо помнить о подвигах деятелей своей Родины

Любовь. Как же много смысла кроется в одном слове. Любовь не просто чувство, любовь – это нечто более глубокое и серьезное. Она приносит и радость, и боль, и счастье, и печаль. В любви сокрыто многое.

Любовная лирика Блока сочинение


Любовная лирика Блока сочинение
План

2. Адресаты лирики Блока

3. Особенности лирики

Когда Александру было 16 лет, выехав с матерью на заграничный курорт, он встретил свою первую любовь. Ей оказалась женщина зрелого возраста, Ксения Садовская. Конечно, чувства оказались безответны, но в душе и памяти Блока навсегда остался вдохновляющий на написание лирических строк, очаровательный образ. На творческий путь поэта повлияло много известных и примечательных личностей. Являясь почитателем творчества Фета, Жуковского, Владимира Соловьева, Блок определил творческое направление своих произведений.

Началом творческой биографии был символизм, неразрывно связанный с лирической темой любви. Любовь для Александра Блока была высшим смыслом жизни. Именно этому чувству он и посвятил свои произведения.

Первый сборник «Стихи о Прекрасной Даме» посвящен чувствам к своей будущей жене Любови Менделеевой. Но хотя его музой и стала именно она, написанные поэтом строки не описывают полностью ее образ. Скорее его лирический герой питает чувства к некому мистическому идеалу женщины, облик которой на протяжении всего цикла остается неясным, туманным и уводит героя в мир фантазии и тайн. Грезя о встрече с женщиной-загадкой он, в то же время опасается ее явления в реальность. Боясь разрушения своих иллюзий, того что действительность окажется душевным бедствием.

Сборник «Кармен» посвящен исполнению роли Кармен оперной дивой тех времен Любови Дельмас. Любовь главного героя здесь превращается в бурную, обжигающую страсть. В сборнике «Страшный мир» отражается действительность, происходящая с автором. В этом цикле происходит описание соседства любви с тревогой, страсти с муками. Это самый непростой период жизни Блока, сопровождавшийся разочарованием и отчаяньем автора в целом мире.

Главной чертой лирики Блока стало создание поэтических образов и символов по конкретным существующим женщинам и отношениям с ними. Все его произведения проникнуты невероятной действительностью событий и психологических переживаний. В своих лирических стихах поэт мастерски сочетает разные стили художественные средства. Блоковская лирика обладает невероятной живостью происходящего, легкостью и простотой восприятия. Строки передают ощущения и впечатления поэта, заставляют сопереживать и воодушевляют.

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]