ПИСЬМО ТРИДЦАТЬПЯТОЕ
О РУССКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвящённых временам года: осень, весна, зима – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжёлых зимних облаков, и т.п. В русской природе нет вечных, не меняющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозелёных деревьев. Всё в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Деревья – то с голыми ветвями, создающими своеобразную «графику зимы», то с листвой яркой, весенней, живописной. Разнообразнейший по оттенкам и степени насыщенности цветом осенний лес. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющихся под действием сильного или слабого ветра (картина «Сиверко» Остроухова), дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег – сухой и мокрый. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение – в пределах года или суток.
Все эти изменения есть, конечно, и в других странах, но в России они как бы наиболее заметны благодаря русской живописи, начиная с Венецианова и Мартынова. В России континентальный климат, и этот континентальный климат создаёт особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и её самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетой Тютчевым, и особенной тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин.
Но в России, в отличие от юга, особенно где-нибудь на берегах Белого моря или Белого озера, необыкновенно длинные вечера с закатным солнцем, которое создаёт на воде переливы красок, меняющихся буквально в пятиминутные промежутки времени, целый «балет красок», и замечательные – длинные-длинные восходы солнца. Бывают моменты (особенно весной), когда солнце «играет», точно его гранил опытный гранильщик. Белые ночи и «чёрные», тёмные дни в декабре создают не только многообразную гамму красок, но и чрезвычайно богатую палитру эмоциональную. И русская поэзия откликается на всё это многообразие.
Интересно, что русские художники, оказываясь за границей, искали в своих пейзажах эти перемены времени года, времени дня, эти «атмосферические» явления. Таков был, например, великий пейзажист, оставшийся русским во всех своих пейзажах Италии именно благодаря этой своей чуткости ко всем изменениям в «воздухе», — Сильвестр Щедрин.
Характерная особенность русского пейзажа есть уже у Венецианова. Она есть и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени – черта, как бы соединяющая людей России с её пейзажами.
Но не стоит увлекаться. Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы – это не окружённые стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации.
Поэтому если я говорю о том, что свойственно русскому пейзажу или русской поэзии, то эти же свойства, но, правда, в какой-то уже иной степени, свойственным и другим странам и народам. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а и для других. Они выясняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому должны быть понятны и для других народов, они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у иных.
Если я говорю сейчас о том, что русский художник особенно чуток к изменениям годовым, суточным, к атмосферным условиям и прочему, то сразу же на память приходит великий французский художник Клод Моне, писавший лондонский мост в тумане, или Руанский собор, или один и тот же стог сена при разной погоде и в разное время дня. Эти «русские» черты Моне отнюдь не отменяют сделанных мною наблюдений, они лишь говорят, что русские черты в какой-то мере являются чертами общечеловеческими.
Композиция
Произведение условно можно разделить на три части. В первой части автор раскрывает всю прелесть природы, пробуждающейся после зимнего сна. Тает снег, бегут ручьи, ещё совсем немного – и деревья наденут своё зелёное убранство, а соловьи будут разливаться звонкими трелями. Весна только вступает в свои владения, но уже понятно, что злые метели и снежные бури позади, впереди – солнце, цветущие луга и пение птиц.
Во второй части лирический герой делится своими переживаниями, которые возникают у него с приходом весны. В каждом человеке, будь то труженик или беззаботный ребёнок, с приходом весны просыпаются надежды и светлые мечты, возникает чувство неподдельной радости и счастья, предвкушение прекрасных перемен. Кажется, будто вместе с зимой ушли все беды и проблемы, и впереди ждёт лишь безоблачное счастье.
В финальной части произведения звучит радостная весть – «Весна!», знаменующая собой слияние природного и человеческого торжества. Стих состоит из пяти четверостиший. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.
Лето в творчестве русских поэтов
Традиционно летние месяцы ассоциируются с трудом крестьян. Практически каждый известный поэт воспевает труд крестьян в своем творчестве. Произведения поэтов звучат как песни народа. Среди известных произведений, посвящённых этой тематике, – «Косарь» А. В. Кольцова. В нем автор описывает энергичный, наполненный энтузиазмом труд селян.
А. Н. Майков описывал крестьянский труд по-своему. Его стихи звучат спокойно, обстоятельно, с расстановкой.
А. А. Фет использует лиричность в описании этого времени года и труда русского народа. Так или иначе, несмотря на разные описания поэтов, все они безусловно с огромным уважением и почитанием относились к нелегкому крестьянскому труду.
Замечание 1
Природа лишь дополняет художественность стихов. Особое место в летней поэзии отдано крестьянским детям, которые искренне рады природным летним дарам. Эта линия имеет место быть в произведениях Некрасова, Тютчева.
Дмитрий Кабалевский, «Весна»
Игорь Грабарь. Мартовский снег. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В творчестве Дмитрия Кабалевского, классика советской музыкальной школы, общественного деятеля и педагога, мотивы весны встречались не раз. Например, весенние ноты звучат на протяжении всей оперетты «Весна поет», поставленной впервые в ноябре 1957 года на сцене Московского театра оперетты. Лихо закрученный сюжет сочинения в трех действиях был посвящен советской весне, символом которой была Октябрьская революция. Ария главной героини «Опять весна» подытоживала основную идею композитора: счастье заслуживается только борьбой.
Спустя три года Дмитрий Кабалевский посвятил еще одно произведение этому времени года — симфоническую поэму «Весна», которая сосредоточена вокруг звуков просыпающейся природы.
Симфоническая поэма «Весна», соч. 65 (1960)
Николай Римский-Корсаков, «Снегурочка»
Исаак Левитан. Март. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Знакомый многим с детства сюжет весенней сказки обрел музыкальную форму благодаря интересному стечению обстоятельств. Николай Римский-Корсаков познакомился со сказкой Александра Островского в 1874 году, но она произвела на композитора «странное» впечатление.
Только спустя пять лет, как вспоминал сам автор в своих мемуарах «Летописи к моей музыкальной жизни», он «прозрел на ее удивительную красоту». Получив разрешение Островского воспользоваться сюжетом его пьесы, композитор написал свою знаменитую оперу за три летних месяца.
В 1882 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы «Снегурочка» в четырех действиях. Островский высоко оценил труд Римского-Корсакова, отметив, что не мог никогда представить «более подходящей и живо выражающей всю поэзию языческого культа» музыки к своему сочинению. Образы юной дочери Мороза и Весны, пастуха Леля и царя Берендея получились настолько живыми, что сам композитор назвал «Снегурочку» «лучшим своим произведением».
Чтобы понять, какой видел весну Римский-Корсаков, стоит послушать начало «Пролога» и «Четвертое действие» его оперы.
Александр Глазунов, «Времена года: весна»
Борис Кустодиев. Весна. 1921. Художественная галерея Фонда поколений. Ханты-Мансийск.
В феврале 1900 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера аллегорического балета «Времена года», в котором разворачивалась вечная история жизни Природы — от пробуждения после долгого зимнего сна до затухания в осеннем вальсе из листьев и снега.
Музыкальным сопровождением задумки Ивана Всеволожского стало сочинение Александра Глазунова, который на тот момент был известным и авторитетным музыкантом. Совместно со своим учителем Николаем Римским-Корсаковым он восстановил и закончил оперу Александра Бородина «Князь Игорь», дебютировал на Всемирной выставке в Париже и написал музыку к балету «Раймонда».
Игорь Стравинский, «Весна священная»
Николай Рерих. Эскиз декорации к балету «Весна священная». 1910. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
Другой «весенний» балет принадлежит еще одному ученику Римского-Корсакова — Игорю Стравинскому. Как записал композитор в своих воспоминаниях «Хроника моей жизни», однажды в его воображении совершенно неожиданно возникла картина языческих ритуалов и девушки, пожертвовавшей своей красотой и жизнью во имя пробуждения священной весны.
Своей задумкой он поделился с художником-сценографом Николаем Рерихом, который был так же увлечен славянскими традициями, и антрепренером Сергеем Дягилевым.
Именно в рамках Русских сезонов Дягилева в Париже в мае 1913 года состоялась премьера балета. Публика языческих плясок не приняла и осудила «варварскую музыку». Постановка провалилась.
Главную идею балета композитор позже описал в статье «Что я хотел выразить в «Весне священной»: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного». И эта необузданность действительно чувствуется в магической экспрессии музыки Стравинского, полной первозданных человеческих чувств и природных ритмов.
100 лет спустя, в том же театре на Елисейских Полях, где «Весна священная» была освистана, выступали с этой оперой труппа и оркестр Мариинского театра — на этот раз уже с аншлагом.
Часть первая «Поцелуй Земли». «Вешние хороводы»
1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное построение предложения с косвенной речью Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Д) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом | 1) Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим. 2) Идя вдоль берега, оказалось, что все удобные для рыбалки места заняты. 3) Благодаря труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря. 4) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве. 5) Одной из черт, свойственных Антону Павловичу Чехову, была его непосредственность. 6) Совершенствуя технику чтения, не забывайте о правильной интонации. 7) Сергей сказал, что я вернусь на следующей неделе.
9) Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни. | |||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: | ||||
А | Б | В | Г | Д |
2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) ошибка в построении сложного предложения Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 1) Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, сквозь трубочку тонкой струйкой бежала вода. 2) Уподобляя занятия наукой игре, психологи подчёркивают творческое начало в научной работе. 3) В повести ХVII века «Начало царствующего великого града» можно найти одну из гипотез, объясняющих значение слова «Москва». 4) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре». 5) Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко. 6) Те, кто читал критическую статью Н. А.Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства». 7) В жизни случаются разочарования, и неприятности были – их нужно научиться преодолевать.
9) Многие из тех, кто читал произведения С.Д. Довлатова, восхищались тонким чувством юмора писателя. | |||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: | ||||
А | Б | В | Г | Д |
3. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) ошибка в построении сложного предложения | 1) Мы обращаемся со своей проблемой к Ирине Ивановне, которая не может не волновать всех нас. 2) Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелёв. 3) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К. Паустовского «Оресте Кипренском» 4) В.Г. Белинский написал около 20 статей и рецензий, специально посвящённые творчеству Н.В. Гоголя. 5) Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном». 6) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство. 7) Регистрация была проведена сразу по прибытию участников симпозиума в аэропорт.
9) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта. | |||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: | ||||
А | Б | В | Г | Д |
4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) ошибка в построении сложного предложения Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 1) Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных. 2) В патриотическом гимне «Певец во стане русских воинов», который был написан Жуковским в октябре 1812 года, изображаются не военные действия, а настроение поэта – участника сражения. 3) Родители опасались то, что состояние сына ухудшится. 4) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реалной жизни, ошибаются. 5) Существуют свойства личности, благодаря которым можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие. 6) Через год после выставки картины «Ночи на Днепре» А.И. Куинджи продемонстрировал зрителям ещё одну картину, применив тот же световой эффект. 7) Иван Андреевич внимательно осмотрелся и идёт прямо к столу, о котором только что говорили свидетели.
9) Ф.М. Достоевский писал, что отличительная черта русского национального характера – это чувство справедливости. | |||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: | ||||
А | Б | В | Г | Д |
5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) ошибка в употреблении имени числительного | 1) Академик Ф.И. Буслаев часто говорил, что он убеждён в необходимости основательного преподавания языка. 2) Новый законопроект взволновал и активно обсуждался в широких кругах общественности. 3) По приезду в санаторий мы тут же созвонились с родными, сообщив приятную новость. 4) Те, кто преподаёт науки, служат делу просвещения, снаряжают молодых в долгий путь по жизни, развивают их ум и способности, благословляют на творческий поиск. 5) Используя языковые средства выразительности, текст выглядит более убедительным. 6) К. Паустовский утверждал, что всюду: в городе и в деревне, на севере или на юге страны – он прислушивался к русской речи. 7) Когда Константину позвонили, он сказал, что я приду немедленно.
9) К троим саням, несущимся по дороге к лесу, были привязаны разноцветные ленты, развевающиеся на ветру и ещё более создающие впечатление разгульного шабаша. | |||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: | ||||
А | Б | В | Г | Д |
6. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное построение предложения с косвенной речью Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Д) ошибка в употреблении имени числительного | 1) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперёд. 2) В городе создана специальная комиссия по градостроительству, которой поручено координировать работу всех строительных фирм. 3) Пятеро монашек торопливо покинули храм и направились к центру города, видимо, получив какое-то срочное поручение. 4) Все, кто посмотрел новую киноверсию «Войны и мира», был возмущён вольностью иностранного кинорежиссёра в искажении содержания романа. 5) Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся в юности. 6) Книга не только даёт пищу уму, но и пробуждает душу. 7) Свою решимость он подтвердил, что «я готов выступать в суде свидетелем».
9) Лингвистика не теряет не только своеобразия своих методов, но и щедро делится ими со смежными науками. | |||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: | ||||
А | Б | В | Г | Д |
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) ошибка в построении сложного предложения | 1) Антитеза, которая передаёт внутреннее состояние М.Ю. Лермонтова, часто встречается в его стихах и прозе. 2) В картине художника Богатова «Соседки» обращает на себя внимание роскошный интерьер комнаты. 3) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью. 4) Задание, выполняющееся нами, не вызвало особых затруднений. 5) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечали её поэтичность и живописность. 6) Благодаря состоявшегося разговора с Гайдном решение Бетховена учиться у знаменитого композитора и ехать в Вену укрепилось. 7) В картине «Спящем пастушке» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
9) Олег Александрович хотел, чтобы я напомнила руководителю музыкального кружка, чтобы она уточнили репертуар ансамбля на ближайшее выступление. | |||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: | ||||
А | Б | В | Г | Д |
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) ошибка в построении сложного предложения Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 1) Все, кто однажды почувствовал вкус поэтического слова, не сможет разлюбить поэзию. 2) Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика. 3) Он почему-то решил то, что ему надо срочно бежать на вокзал за билетом, потому что боялся опоздать. 4) Все, кто в других странах любит русскую культуру, знают имена великих поэтов и писателей – Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого. 5) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре). 6) Одним из упрямцев, умевшими отстоять своё мнение перед преподавателем, был Дельвиг. 7) В описании Петербурга на страницах романа «Преступление и наказание» Достоевский использует мрачные краски, преимущественно темные, грязно-жёлтые, и этим показал своё отношение к городу Раскольникова
9) О своем отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум». | |||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: | ||||
А | Б | В | Г | Д |
9. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) ошибка в употреблении имени числительного | 1) Во время ремонта пришлось не только менять все окна, но и межкомнатные двери. 2) Тема детства находит художественное истолкование в картине А. Пластова «Первый снег». 3) Согласно правил современного делового этикета, первым из лифта выходит тот, кто находится ближе к двери, и неважно, мужчина это или женщина. 4) Сохраняя в своей лирике пушкинский образ пророка, Некрасовым отвергается другой важный символ поэтического мира Пушкина – образ «поэта-жреца». 5) Предложения лингвистов по изменению правил орфографии русского языка широко обсуждались в прессе. 6) Как хозяева, так и гости были рады встрече с известнейшим поэтом. 7) Отец рассказывал, что в нашей школе была интересная традиция: раз в год мы всей школой ходили в поход.
9) В палате, куда определили отца, лежали три больных. | |||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: | ||||
А | Б | В | Г | Д |
10. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное построение предложения с косвенной речью Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Д) ошибка в употреблении имени числительного | 1) В стихотворении «Мудрость языка» Борис Слуцкий вспоминает историю создания слова «лётчик» Велимиром Хлебниковым. 2) На витрине самыми запоминающимися были двое штук часов в виде фигур животных, выполненных из слоновой кости. 3) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть. 4) Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справится с контрольной работой. 5) Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. 6) Будучи мёртвым языком, латынь использовалась как международный язык науки. 7) Отец рассказывал, что мы и через двадцать лет после окончания института каждый год ездим на встречу выпускников.
9) Благодаря трудолюбию и сообразительности абитуриенту удалось справиться со сложным заданием. | |||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: | ||||
А | Б | В | Г | Д |
11. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) ошибка в построении сложного предложения | 1) Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. 2) Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь равномерно, излучает электромагнитные волны. 3) В романе «Войне и мире» показана история трёх семейств: Болконских, Ростовых и Курагиных. 4) В повести «Капитанская дочка» имеется ряд эпизодов, указывающие не только на жестокость обеих борющихся сторон, но и на их способность к милосердию и великодушию. 5) Уникальным явлением в жанре эссе стал роман А.И. Герцена «Былое и думы», который был назван «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма». 6) Подобно многим другим произведениям Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет. 7) По возвращению в Петербург Толя отказался ехать домой сразу из аэропорта.
9) Те, кто не смог понять и оценить новаторство Пушкина, постоянно обвиняли его в простонародности. | |||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: | ||||
А | Б | В | Г | Д |
12. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) ошибка в построении сложного предложения Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 1) Замечательным русским поэтом, тонко чувствующий природу, является С. А.Есенин. 2) В рассказе «Рождение корабля» Борис Шергин показывает, как русские мастера строили морские суда. 3) Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе. 4) В журнале «Литературном наследии» можно найти новые интересные сведения о творчестве Л.Н.Толстого. 5) Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека. 6) Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие в технической олимпиаде. 7) В тексте поднимается проблема «отцов и детей», ставшая традиционной для русской классики, и раскрыто отношение автора к молодому поколению.
9) Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для абонентов сотовой связи специальную экоакцию. | |||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: | ||||
А | Б | В | Г | Д |
13. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) ошибка в употреблении имени числительного | 1) Все семь пришедших были приятно удивлены добродушным приёмом и надеялись на то, что будут приглашены на вторую встречу, которая, по прогнозам, должна была состояться через месяц. 2) Вследствие густого тумана вылеты самолётов были отменены. 3) Необходимость в сумке-термосе может возникнуть во время длительной поездки на машине либо по приезду на дачу в жаркий полдень. 4) Стараясь убедить читателей, многое зависит от того, какие примеры вы приводите. 5) Начав заниматься музыкой, я полюбил оперу. 6) В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от восхода до заката», будут звучать самые известные концертные произведения. 7) Нередко художник-витражист дополняет свой рисунок чёрными линиями, которые нанесены кистью на поверхность стекла.
9) Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. | |||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: | ||||
А | Б | В | Г | Д |
14. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное построение предложения с косвенной речью Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Д) ошибка в употреблении имени числительного | 1) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются. 2) У неё браслеты были на обоих руках, а перстнями и кольцами унизаны все пальцы 3) Ч. Айтматов как-то заметил, что бывают дни, когда всё ладится и жизнь прекрасна. 4) Отец, позвонивший вчера поздно вечером, сообщил, что заболел, и сказал, что «я остаюсь дома». 5) Все, кто изучал труды Г.О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики. 6) Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со своей повестью до начала следующего года. 7) Кто, как не классики литературы, должны быть авторитетом в плане владения русским языком?
9) Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь даже равномерно, излучает электромагнитные волны. | |||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: | ||||
А | Б | В | Г | Д |
15. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) ошибка в построении сложного предложения | 1) Сравнивая слова «рад» и «отрада», надо учитывать, что исторически они происходят от разных корней. 2) Сразу по приезде приехавшие родственники к нам в гости поселились на даче. 3) Те, кто увлекается творчеством Булгакова, знают, что о романе «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей. 4) Иней ОДЕЛ все деревья в серебристые наряды, и всё вокруг заискрилось и заиграло на зимнем солнце, создавая ощущение праздника. 5) В обширном арсенале средств современной медицины железо остаётся неизменным компонентом при лечении малокровия как средство, которое улучшает состав крови. 6) Изучая растения средней полосы, обратите внимание на их отличие от растений других зон. 7) Благодаря нашего проводника поход оказался очень интересным.
9) Я не заметил, что успел ли Сергей выйти до возвращения Николая Петровича. | |||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: | ||||
А | Б | В | Г | Д |
Сергей Рахманинов, «Весенние воды»
Архип Куинджи. Ранняя весна. 1890–1895. Харьковский художественный музей.
Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!
Федор Тютчев
Именно эти строки Федора Тютчева легли в основу одноименного романса Сергея Рахманинова «Весенние воды». Написанный в 1896 году, романс завершал ранний период творчества композитора, еще наполненный романтическими традициями и легкостью содержания.
Стремительное и бурлящее звучание весны Рахманинова соответствовало настроению эпохи: к концу XIX века, после господства критического реализма и цензуры второй половины столетия, общество пробуждалось, в нем нарастало революционное движение, а в общественном сознании присутствовала тревога, связанная со скорым вступлением в новую эпоху.