Литературное краеведение «Тема малой Родины в творчестве поэтов – земляков»


Образ Родины в творчестве русских поэтов

В произведениях многих русских классиков звучит тема Родины. Она проходит через их творчество красной линией. Любовь к своей Родине, к своему народу выступает источником вдохновения для многих композиторов, художников, писателей и поэтов. Стремление сделать свою родную страну еще лучше, еще прекраснее является основой для их произведений. Родина вызывает в каждом человеке самые теплые чувства. И сложно назвать поэта или писателя, который бы не посвятил своей Родине строки, идущие от души, самые искренние, самые трепетные. Литературный материал, связанный с темой Родины, огромен. В данной статье анализируется образ Родины в творчестве таких поэтов, как:

  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Ф. И. Тютчев
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блока
  • В. А. Маяковского
  • С. Е. Есенина.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Вариант 4

Большинство русских поэтов, обращались к теме родной земли и каждый по-разному чувствовал любимую всем Россию. Эта тенденция не обошла и творчество Александра Блока.

И по итогу теме родины стала основной линией в его поэзии. Поэт постепенно раскрылся в этой тематике, его пришлось пройти года нравственного становления.

Пройдя через многое – боль, сострадание и непоколебимую веру в родину, тема родной земли стала под итогом творчества Блока.

В раннем творчестве поэта появлялись зарисовки пейзажа родины, описания любимых поэту мест. Так же большую часть творчества Блока занимает период дореволюционный, И в этот период все в мире фальшиво и продажно – и любовь, и дружба, и искренность.

И благодаря чувству с помощью которому Блок продолжает творить и есть неисчерпаемая любовь к родине. Развитие творчества Блока не просто и не гладко, но очень чувствуется строгая логика родины. При поиске своих идеалов и верного пути становления, Блок сопоставляет прошлое и будущие России и посвятил этому целый цикл “На поле Куликовом”.

Блок, описывая старину России, придает ей особою окраску. “И вечный бой! Покой нам только сниться…”.

Блок считает, что именно в прошлом существует праведная сила, которая помогает не свернуть с пути. Самым ярким примером и самым осмысленным произведением поэта стихотворение “Осенняя воля”.

В дальнейшем оно признано самым серьезным воплощением в тематике родины.

В данном произведении лирический герой облачен одиночеством, и только любовь к Родине и к ее природе придает ему способность преодолеть тягостное чувство, хотя изображенные пейзажи бедны и скудны.

6 стр., 2850 слов

Основные мотивы лирики Блока. Образ лирического героя

… «шифр» ранней лирики Блока? Вспомним, что такое символ для поэтов блоковского поколения. Это особый тип образа: он нацелен не … господством белого, алого и золотого цветов в живописной палитре. Основной раздел «Стихов о Прекрасной Даме» был в первом … атмосфера влюбленного ожидания уступает место настроениям недовольства собой, самоиронии, мотивам «страхов», «смехов», тревог. В поле зрения героя …

Тонкой нитью в произведения Блока тянется любовь к женщине, но она эквивалентна любви к России. В начале читатель думает, что в стихотворении речь идет о женщине, но только в конце понимает, что о родине. В своей жизни Блок столкнулся с потерей жены и начал бояться и потерять Россию, стал писать менее о события происходящих в его время, не освещая детали, не обнажая правду.

Бурей звал Блок свою родину, которую он понимал и знал. «Трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный день» – как после сильной бури.

Очень часто в своей лирике поэт освещал не современную родину, богатство ее старинного наследия и путь ее становления через века. Блок был мастер описывать родину то в образе волшебной страны, то в образе сильной и смелой женщины, наделенной тайною.

Такие образы были новаторством в поэзии того времени. Чаще родина представлялась в образе матери. Представляли ее женщиной не совершенствовавшейся, ей предначертана судьба, и она просто ждет изменений от действий ее детищ.

Во так и выглядел образ матери – родины.

Блок изображал ее портрет совсем иным. Он наделил ее волевыми, таинственными, непредсказуемыми чертами характера, принадлежавшими молодой и сильной женщине. Ярко было подчёркнуто в его произведениях, что страна может и преодолеет все. Она активно развивается и не стоит на месте, шагая вперед.

Борьба за светлое будущее и не прекращающие движение объединяется в ее образе, показывая всю душевную красоту и многогранность. Творчество Александра Блока звучало именно в те годы, когда Россия огромными шагами двигалась на встречу катастрофе. В строках лирики любовь приобрела нотки драматизма.

Прошли года, но и сейчас творчество Александра Блока звучит актуально и современно. Освещая читателям неисчерпаемую любовь и уважение к своей родине.

11 класс

Образ Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова

Великий поэт М. Ю. Лермонтов испытывал к Родине огромную любовь. Он желал своей стране процветания и счастья, любил свой народ, любил природу своей Родины. По мнению поэта, любовь к Родине означает борьбу за ее свободу, и ненависть к тем, что держит страну в рабских цепях. Тема Родины затронута во многих его произведениях. Например, любовь к Родине является темой таких его стихотворений, как «Поле Бородина», «Бородино», «Жалобы турка», «Два великана». Однако с наиболее полной силой эта тема раскрывается в его стихотворении «Родина», которое Лермонтов написал за несколько месяцев до своей гибели. В этом стихотворении поэт говорит о неведомой великой силе, которая зовет его к родным местам. В произведении патриотизм поэта противопоставляется официальному патриотизму. Прежде всего, поэт говорит о кровной связи с родной природой, со свои народом, с горестями и радостями русского народа. При этом свою любовь к Родине поэт считает странной, так как любит он только природу, народ, а официальную Россию, с ее самодержавно-крепостническим строем – «страну господ», поэт ненавидит.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Образ Родины в русской поэзии 440 ₽ Реферат Образ Родины в русской поэзии 250 ₽ Контрольная работа Образ Родины в русской поэзии 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В стихотворении «Родина» отражается горячая любовь поэта к родной природе, в нем Лермонтов воссоздает великолепные картины родной природы, где и разливы рек, подобные морям, и молчание степей, которое поэт называет холодным, и «безбрежное колыханье» лесов. Он говорит о величии родной природы, о ее силе и необыкновенной красоте.

Жизнь простого народа для поэта близка и понятна. Лермонтову было дорого все то, что связано с жизнью русского крестьянина.

Тема патриотизма занимает важнейшее место в лирике Лермонтова. В 1830 году поэт написал стихотворение «Поле Бородина», которое является воплощением чувств и мыслей, живущих в душе Лермонтова. А «Бородино», написанное несколькими годами позже Лермонтовым, который достиг политической зрелости, является одним из самых любимых произведений поэта. Данное стихотворение – это рассказ простого солдата о Бородинском сражении. В нем отражается настоящий патриотизм русского народа, патриотизм, в котором нет места хвастовству, позерству.

Замечание 1

Драматические события в стране всегда отражались в творчестве поэтов. Люди, преданные своей Родине, не могут спокойно жить, глядя на то, как преследуется все лучшее.

Вариант 2

Раскрыть образ Родины работа не легкая. Многие поэты в русской литературы пытались преподнести читателю свой образ отчизны. Для знаменитого поэта Блока, данная тема всегда стояла на первом месте. Однажды, когда поэт выступал перед аудиторией, кто-то из зала попросил прочитать стихотворение о России. Блок долго не думая ответил, что его работы все про Россию.

В стихах стал просматриваться образ Родины постепенно. Стихотворения Блока нельзя отнести к конкретному случаю, где только и говорится о любви к Родине. Поэт умел мастерски ввести образ Родины в каждое свое стихотворение. Блок сопоставляет свою любимую страну со свободой, силой, уверенностью.

Более развернуто и ярко данная тема была выражена в цикле «Родина», который был написан Блоком и является одной из лучших его работ. Главная тема, которая освещается в этом цикле, это история России и дальнейшая е судьба. Также поет, написал произведение «На поле Куликовом». Автор вспоминает об этом сражении. Он считает, что это событие очень символичное и стоит о нём помнить.

По ходу творческой жизни поэта, тема Родины полностью овладела им. Поэт очень глубоко проникся данной темой. В его работах видно, что образ Родины передан не так как у многих поэтов.

Образ не заключается в простом описании чего-то абстрактного. Родина Блока не имеет границ и времени. Она проникает везде, и поэт доносит это до читателя.

Исходя из этого, можно понять, почему образы Родины Блока настолько многогранны и уникальные.

Очень нестандартно Родина предстает перед читателем в стихотворении «Русь». В этой работе автора, страна представлена чудесной и с множеством загадок и тайн. В такой стране живут колдуны и ворожеи. Автор показывает нашу Родину во всей её красе, описывая замечательные пейзажи.

Много поэтов русских, показывают Родину для читателя в образе матери. Но, Блок не идет по такому пути, он единственный, кто показал Родину в образе красивой молодой девушки, в которую он безумно влюблен. Эта женщина имеет безграничную силу, и пленить ее никому не удастся.

Родина в образе женщины, показана полной сил и энтузиазма для новых открытий и этапов жизни. Предавая Родине сильные черты, автор не забывает и про романтику. Кроме этого, Блок упоминает о нищете, бездорожье, а также о невзрачных деревянных избах.

Но вопреки этому, поэт верит в светлое будущее своей любимой страны, которая всегда будет сильной и свободной.

Образ Родины в творчестве Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева

Творчество Н. А. Некрасова пронизывает чувство пламенной любви к своей Родине. В своем стихотворении «Тишина» поэт заявляет об этой бесконечной любви. Образ Родины- матери проходит через все творчество Некрасова.

Замечание 2

Однако, любя Родину, поэт ненавидел существовавший строй царской России.

И в этой любви и ненависти одновременно заключается своеобразие патриотизма Некрасова.

Необходимо заметить, что поэты, отмечая талант народа, его трудолюбие, с ненавистью отзываются о равнодушных к народным нуждах властвующих слоях. Многие произведения Некрасова посвящены тяжелой доле русских крестьян.

Ф. И. Тютчева называют великим певцом красоты русского края. В стихотворениях поэта природа выступает как живая сила, способная переживать и чувствовать. Любовь к Родине в творчестве поэта выражается в его безграничной любви к родной природе, поэт, подобно художнику, видит то, что не способны увидеть другие.

Афоризмы

  1. «Для отечества сделано недостаточно, если не сделано всё». Известный французский революционер М. Робеспьер был истинным патриотом своей страны, поэтому считал, что человек должен всю свою жизнь положить на благо отечества. По его мнению, люди обязаны сделать всё, что в их силах, для того чтобы у их Родины было достойное будущее.
  2. «Нет ничего худшего, чем блуждать в чужих краях». Древнегреческий поэт-сказитель Гомер говорил о том, что у человека в сердце всегда таиться тоска по родине, если он находится вдали от неё. Поэтому он и считал, что нет ничего хуже, чем отсутствие возможности вернуться домой.
  3. «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». Английский поэт Джордж Гордон Байрон считал, что человек рождается с чувством патриотизма. Если же гражданин не способен любить своё родное государство, значит он не способен на любовь в принципе.
  4. «Любовь к Родине доказывается не словом, а делом». Известный русский литературный критик В.Г. Белинский говорил о том, что слова ничего не значат, нужно все свои чувства доказывать поступками, в том числе и любовь к Родине.
  5. «У всех две родины: одна по рождению, другая по гражданству». Древнеримский оратор и философ Цицерон несколько тысяч лет назад говорил о том, что у человека существует две родины: одна достаётся ему по наследству, а вторая обретается уже в осознанном возрасте, при выборе гражданства.
  6. «Самое лучшее предназначение – защищать своё отечество». Русский поэт и государственный деятель Российской империи Г.Р. Державин был уверен в том, что наилучшее человеческое предназначение заключается в защите своей Родины.
  7. «Любовь к Родине начинается с семьи». Английский философ, историк и политик Фрэнсис Бэкон говорил о том, что человек должен, прежде всего, уважать и любить свою семью. Всё начинается с малого. Лад в доме приводит к миру и согласию в стране.
  8. «Приятно и почётно умирать за отечество». Древнеримский поэт Гораций считал, что нет более почётной смерти, чем отдать жизнь за свою Родину. Своим высказыванием он призывал соотечественников к патриотизму.
  9. «Кто не принадлежит своему отчеству, тот не принадлежит и человечеству». Заслуженный литературный критик В.Г. Белинский считал, что человек может считаться человеком только, если приносит пользу своему отечеству. Остальные люди людьми называться не имеют права, по его мнению.
  10. «Позорить своё отечество – значит предавать его». Французский писатель Виктор Мари Гюго говорил о том, что не обязательно совершать государственную измену, для того чтобы стать предателем. Достаточно просто совершить недостойный поступок, запятнавший честь своей Родины.

Новаторство Блока в описании Родины

Множество предшественников этого поэта олицетворяли родные края в своих произведениях. Чаще всего Родина описывалась в образе женщины, но, как правило, она выступала в роли матери, которая дает жизнь человеку. В творчестве Блока все несколько иначе.

Да, конечно, он ее тоже олицетворял, но только не делал из нее мать. Он представлял родной край, как подругу, невесту или жену человека. Родина всегда рядом с лирическим героем, будь то радость, печаль или что-то другое.

9 стр., 4249 слов

Тема родины в лирике Блока

… Блока Это сочинение списано 83 817 раз По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В …

Она его никогда не покинет и всегда станет надежной опорой, поддержкой если это действительно нужно. При всем этом она не покровительствует человеком, а более того – сама нуждается и просит у человека защиты. Как правило, такая тема, как Родина в произведениях Блока раскрывается посредством развития образа.

На этом приеме построены буквально все варианты подачи, о которых было сказано выше. Несмотря на то что образ Родины часто воспринимается абстрактно, поэт старался сделать свою Родину живой, вдохнуть в неё жизнь.

Александр Александрович не хотел чтобы читатель видел только изображение или картинку, он старался затронуть глубокие чувства.

Заслуга поэта в том, что он смог объединить прошлое и настоящее, и этим внёс большой вклад в развитие поэтической культуры нашей страны.

Вариант 2

Серебряный век – смутное, темное и противоречивое время в русской поэзии.

Людям, воспитанным на творчестве таких великих поэтов как Пушкин и Лермонтов, трудно понять идеи писателей-модернистов, которые проповедовали культ красоты и самовыражения.

Однако именно в это время приходит одно из самых интересных литературных направлений – символизм. Одним из самых ярких поэтом серебряного века можно считать представителя младшего символизма Александра Блока.

Александр Блок жил в тяжелый период времени и это не могло не отразиться в его произведениях, но вместе с этим в них обязательно присутствуют символы. Блок пишет стихотворения на разные темы: любви, войны, философские темы, но самой главной в его творчестве является тема Родины. Стихотворение “На железной дороге” начинается с осмысления судьбы родины через женскую судьбу:

Железная дорога выступает символом пути и судьбы, а тему дороги и жизненного пути автор задает через вереницу вагонов.

Тема родины также широко отражена в стихотворении Александра Блока «Россия», включенном в цикл стихов «Родина» (1907-1916), центральной темой здесь является судьба России, которая также как и в стихотворении «На железной дороге» осмысливается через женскую трагическую судьбу.

Герой «России» признается ей в огромной, великой любви. Позже Блок преодолевает символизм, но реалистические символы остаются в его произведениях: Блок остается верен самому себе и стремится к совершенствованию.

Еще одно стихотворение – «Русь», написанное в 1906 году, пронизано духом древности. Автор уносит нас в прошлое. Лирический герой произведения видит в Руси особенную загадку.

Здесь Русь предстает не только как волшебная, загадочная страна, вместе с тем она еще и нищая, печальная, но лирический герой искренне влюблен в нее. Имея особые отношения с Родиной, он довольно часто называет её женой, ведь именно с ней человек проходит свой жизненный путь.

Именно в стихотворениях Александра Блока тема Родины прослеживается наиболее ярко. Для его произведений характерно осмысление значения России, его исторического пути. В них можно предугадать будущее страны.

Его произведения, посвященные теме Родины, насыщены теплотой, сопереживанием и верой в самое лучшее будущее любимой страны, несмотря на то, что он замечает её недостатки, определенные трудности и рассказывает об этом читателям, Александр Блок также искренне сострадает его самой любимой и родной стране.

Понятие Родины для Блока

Рассуждения о Родине и России не сразу появились в произведениях Блока. Эта тема пришла к нему несколько позже, стала своеобразным подытоживающим этапом в жизни человека, но даже несмотря на то, что она пришла к нему поздно, это был один из самых важных этапов в жизни и судьбе человека.

1 стр., 466 слов

Стихотворение блока как отражение его души

… как подчеркивалось многими писателями и поэтами, остается на всю жизнь. И любовь к Родине — столь же постоянное чувство для Блока. Образ Блока угадывается и за строчками стихотворения … прошли через душу Блока. Он пропускал … его стихах: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви! («Россия») В этих строках ощущается пронизывающая любовь к родной стране, …

Родина в произведения Александра Блока пришла после длительных скитаний по стране, множества пережитых страданий, что только еще больше способствовало погружению писателя в саму тему, стало подталкивать его к написанию, интриговало больше и больше. Именно это и является причиной тому, почему писатель отказался описывать Родину в образе некоего абстрактного явления.

Такой шаблонный подход к описанию родного края ему не подходил, чем «грешило» в свое время множество известных личностей.

Россия для Блока существовала и существует всегда, как константа, у которой значение остается неизменным. Она не существует только сейчас, она была и будет оставаться всегда, несмотря ни на что. Родной край способен проникать в вещи, судьбы человека, рассеиваться в воздухе, впитываться в землю, в общем – он существует везде и что-то несомненно будет напоминать о Родине.

Таким образом, становится вполне ясно, почему в творчестве Блока у Родины нет какого-то единого лица.Как уже было сказано выше – Блок регулярно использовал несколько различных подходов для описания Родины. Специалисты выделяют несколько:

  • Сказочность.

В данном случае Родина у Блока является не персонифицированным волшебным краем, где обитают разные загадочные существа, присутствуют загадки, тайны.

  • Романтичность. Один из самых популярных приемов у писателей, когда родной край описывается в образе возлюбленной, а главный герой предстает молодым человеком, не способным устоять перед нежностью, трепетностью любимой.
  • Историзм.

В данном случае родные места описываются с исторической точки зрения. События, которые происходили на этом месте в прошлом, обладают своей историей, которая и рассказывается читателю.

  • Бедность и страдание. Здесь следует отметить, что писатель описывает не Родину, а скорее, ее жителей.

Они живут не в самые лучшие времена, испытывают сложности, трудности, с которыми пытаются как-то бороться. Люди принимают родной край таким, какой он есть и живут не покидая его, но надеются на положительные изменения в скором будущем.

  • Оптимистичность. Своеобразный аналог предыдущего подхода. Писатель опять же описывает настроения людей, которые жаждут хороших изменений в будущем.

— Образ живого существа. Подход тоже очень часто используется писателями для описания Родины. Родные края – некое живое существо, подобное самому человеку, но оно не обладает какими-то внешними отличительными чертами, их можно только почувствовать.

Сочинение Родина в лирике Блока

Кто из людей не думал на тему Родины, что это земля где ты живешь или это страна, в которой ты родился это вечный вопрос. Тему Родины затрагивали и поэты, но каждый по-своему.

Каждый из них переживал за страну по-своему кто в серьез кто просто ради приличия все по-разному. Кто-то любил Родину за природу, кто-то переживал за страну и народ.

У всех Родина одна, но видели, они ее по-разному.

А.Блок, прежде чем преступить к написанию произведений про Родину попробовал много других направлений. Но про Россию, про Родину он начал писать, после того как увлекся окружающим миром вокруг себя.

В глазах поэта Родина выглядела по-разному как две стороны одной медали. Вроде бы все хорошо и все всем довольны с другой бедность и нищета простых людей. Он как можно лучше раскрыл тему многогранности и величии России развитие экономики и промышленности и безработицу на улицах.

В итоге главное, что видим мы во всех его произведениях, – это бесконечная любовь поэта и вера в силу и возможности России.

Он полон уверенности в том, что, сколько бы не пришлось пережить страданий и падений, она все равно выстоит, и будет идти, вперед, развиваться и становиться более сильной.

Все испытания, которые выпали на ее пути это все мелочи, они делают ее только совершеннее и могущественней.

А. Блок видит не только современную любимую ему Родину. Он показывает все ее внутренние богатства и путь дальнейшего развития своей страны. Он представляет ее в своих произведениях во всей красе, рисуя разные ее образы. То он описывает ее, как волшебную страну, населенную тайной, то предстает она в образе молодой и сильной женщины.

Для поэта Россия выглядит, словно многодетная мать, выращивающая кучу детей и которая хочет успеть помочь всем и сразу. Эта женщина, которая отдала все свои силы и теперь ждет от своих сыновей и дочерей тепла и ласки. она ждет ответной любви от своих чад..

Но есть и противоречия где поэт наоборот видит ее юной и дерзкой девушкой. Которая пытается все делать по своему, ей не кто не указ, что захотела, сделала, захотела пошла вперед не спрашивая не у кого разрешения. Вот такой он видит свою Родину Россию матушку.

Для 11 класса

Примеры похожих учебных работ

«С малой родины моей начинается Россия»

… с малой родины начинается наша большая страна – Россия. … есть своя история, свои красивейшие и исторически-значимые места. С раннего детства мои родители … а крыши, кажутся волнами, изумительные храмы напоминают корабли, зачерпнувшими в паруса …

Блок и Пушкин о назначении поэта

… не берётся исполнять требования толпы. Цель поэзии — это поэзия. * * * Поэт — величина неизменная. Могут устареть его язык, его приёмы; но сущность его дела не устареет. …

Расовая дискриминация. Проблемы расовой дискриминации в некоторых странах СНГ, России

… принадлежности. Глава 3. Причины расовой дискриминации. Основные причины дискриминации некоренного населения в современном … расизма. Основные положения, направленные на предотвращение расовой дискриминации, содержатся в Европейской конвенции по …

Образ родины в поэзии маяковского. : Тема родины в творчестве Маяковского

… символ морали, а с ним неразрывно связаны двенадцать гвардейцев. Таким образом, тема Родины в творчестве Блока, Есенина, Маяковского выражена по-разному. Но всех этих поэтов роднит то, что они тесным …

Литература для всех

А.А. Блок «Россия» Образ Родины А.А. Блок раскрывает в стихотворении «Россия» через любовь к женщине: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви! Россия, её просторы — «дорожная даль», «расхлябанные колеи», «река», «лес, да поле» — сливаются воедино с образом возлюбленной, которая имеет «разбойную красу» и одновременно «прекрасные черты». Кажется, что Россия — это и есть непредсказуемая, прекрасная и нищая дева, которую поэт может постичь, обратившись к образу женщины и сопоставив её с любимой Родиной. Практически каждое четверостишие начинается с описания страны, ее красот, а заканчивается обращением к образу возлюблённой: А ты всё та же — лес, да поле, Да плот узорный до бровей… Дорога долгая легка, Когда блеснёт в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка… Россия манит Блока, завораживает своей красотой, обаянием, хотя «избы серые» говорят о бедственном положении большинства населения страны. Стихотворение «Россия» Александр Блок пишет, опираясь на традицию изображения образа Родины в русской классической литературе. Так, Н.В. Гоголь в своей поэме «Мёртвые души» в конце первого тома в одном из лирических отступлений выводит образ Руси как «птицы-тройки». Так же и у Блока: Опять, как в годы золотые, Три стёртых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи… Подобно поэтическим произведениям Н.А. Некрасова, здесь «дорога долгая легка» под звуки «глухой песни ямщика». Блоковское стихотворение написано четырёхстопным ямбом, который придает всему поэтическому произведению особый ритм, мелодию. Здесь поэтом используются ярких эпитетов («годы золотые», «спицы росписные», «расхлябанные колеи», «нищая Россия», «песни ветровые», «разбойную красу», «в дали дорожной»); метафоры («треплются шлеи», «вязнут спицы», «плат узорный до бровей»); олицетворения («одной слезой река шумней», «блеснет … мгновенный взор», «звенит …песня»). Все художественно-выразительные средства помогают создать глубокий, емкий, красочный образ России.

Цикл «На поле Куликовом» (1919). Родина для А. Блока понятие многогранное. В цикле «На поле Куликовом» поэт пишет об историческом прошлом Руси. Еще в 1908 году А. Блок писал К.С. Станиславскому: «В таком виде стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно произношу я имя: Россия. Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель». Цикл «На поле Куликовом» состоит из пяти стихотворений. В примечании к циклу Блок писал: «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Лирический герой цикла ощущает себя современником двух эпох. Первое стихотворение цикла играет роль пролога и вводит тему России: О Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!.. На необозримых просторах Руси идет «вечный бой», «летит, летит степная кобылица». В третьем стихотворении появляется символический образ Богородицы как воплощение светлого, чистого идеала, который помогает выстоять в годину тяжелых испытаний: И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда. Заключительное стихотворение цикла окончательно проясняет его общий замысел: поэт обращается к прошлому для того, чтобы найти соответствия настоящему. По мнению Блока, время «возвращения» наступает, грядут решающие события, которые по своему накалу, размаху не уступают Куликовской битве. Цикл завершается строками, написанными классическим четырехстопным ямбом, в которых выражена устремленность лири­ческого героя в будущее: Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. — Молись!

Тема России в лирике Александра Блока

Приюти ты в далях необъятных, Как и жить и плакать без тебя… По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений Блока цикл «Родина» ярко свидетельствует о величине и глубине поэтического дарования его создателя. Этот цикл принадлежит к позднему этапу творчества Блока.

I. Связь блоковского образа России с традициями русской классической литературы.

II. Своеобразие блоковского видения России. 1. Колдовская, необычайная Русь в раннем творчестве. («Русь» 1906 г.) Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями И мутным взором колдуна.

2. Ассоциация родины с женщиной (невестой, женой, возлюбленной): а) по-женски трагическая судьба России («На железной дороге») б) нищая Россия и её разбойничья краса в стихотворении «Россия»; в) образ «светлой жены» в цикле «На поле Куликовом».

3. Мотив пути, осмысление судьбы России в цикле «На поле Куликовом»: а) связь времён, величие России в исторических событиях; б) прошлое взывает к будущему, устремлённость к будущему – страшным годам; в) слитность лирического героя с судьбой России.

Трагическая история страны, ее народа – это крестный путь, который она должна пройти, чтобы достичь истинного величия.

5. Восторг и отчаяние, ожидание фатальных катаклизмов и «поэтизация гибели» («Два века», поэма «Возмездие»; Россия – спящая красавица)

6. Образ Христа в осмыслении темы. («Я не предал белое знамя», «Родина», «На поле Куликовом»)

7. Боль за Россию, безмерная к ней любовь. Желание быть с ней в самые страшные годы. («Осенняя воля», «Коршун», «Земное сердце стынет вновь…») Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни. А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней. — Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?

8. Россия – сфинкс, с, варварски-гордой и нежной душой. Призыв к миру. «Скифы»

III. Восторг и отчаяние, безмерная боль и любовь, роковые предсказания и вера в Россию. Как и большинство поэтов Серебряного века, Блок был озабочен историческим будущим страны, в его стихах звучат сомнения и тревога. В то же время поэт наполняет свои произведения большой любовью к Родине. Он верит в талантливость и духовную силу народа, верит, что Россия пройдет через очистительный огонь катастроф и выйдет из них невредимой и обновленной: Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты.

И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка.

Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914) Поэт ввел в стихотво¬рение библейские образы: хаты, кроткий Спас, рать святая, рай. Лирический герой сопоставляется поэтом с богомольцем. При¬рода воспринимается поэтом как божественный храм. Бог, дере¬венский пейзаж и родина сливаются, образуя единую картину мира. «Голубая Русь» является для лирического героя лучшим местом мира: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». В стихотворении используются глаголы в форме будущего времени или условного наклонения: лирический герой только собирается отправиться в путь для того, чтобы познать беско¬нечные просторы родной земли. Используемые Есениным худо¬жественно-выразительные средства, прежде всего олицетворе¬ния, создают живой образ мира, раскинувшегося между небом и землей. В стихотворении употребляются аллитерации (повторя¬ются свистящие согласные звуки), которые создают выразитель¬ный звукописный образ разъедающей до слез сини бескрайних русских просторов: Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Стихотворение написано четырехстопным хореем. Есенин¬ский хорей романсово протяжен, богат пиррихиями, которые придают напевность, лирическую плавность, задушевность все¬му произведению.

С. Есенин «Запели тесаные дроги» Запели тёсаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты.

Опять я тёплой грустью болен От овсяного ветерка, И на извёстку колоколен Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озёрную тоску.

Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылём. <1916>

В стихотворении «Запели тесаные дроги» проявился типичный для С.А. Есенина прием: развитие патриотической темы через пейзажную зарисовку, обращение к родине через любование ее богатейшей природой. В основе данного произведения лежит традиционный для русской классической поэзии путевой сюжет, где тема дороги связана с темой исторического пути России. Отсюда столь динамичное начало, воплощающее семантику движения: Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты.

Дроги — простая повозка без кузова для езды в поле. Часовни и колокольни — неотъемлемая часть типичного русского пейзажа, а вот определение «молитвословный» ковыль, несомненно, выступает средством создания возвышенного поэтического стиля. С.А. Есенин подчеркивает, что христианство для русского народа даже не столько философские убеждения, сколько традиционный уклад жизни, воспринимающийся как естественный, привычный, а потому «И на известку колоколен Невольно крестится рука». В стихотворении необычайно много слов с семантикой настроения: «теплая грусть», «люблю до радости и боли», «озерная тоска», «холодная скорбь». Они призваны передать глубину патриотического чувства лирического героя, подчеркнуть эмоциональную насыщенность его переживаний. Оксюморонно окрашенные душевные порывы («теплая грусть», «люблю до радости и боли») эффектно оттеняют сопряжения других контрастных образов в стихотворении. Часовни и кресты, например, напоминают о том, что душа человека возносится на небо, а тело уходит в землю. Примечателен также пейзаж в третьей строфе, построенный на цветовом контрасте: «малиновое поле И синь, упавшая в реку». Синь — одновременно и небо, отраженное в воде, и цвет чистой воды в реке. А эпитет «малиновое» к слову «поле» не столько отражает пышное и цветастое разнотравье родных полей, сколько призвано подчеркнуть возвышенное отношение к родине, на древний манер названной Русью, а не Россией, придать стихотворному повествованию большую значимость и торжественность. Малиновый цвет привносит праздничный оттенок. Известно, что он широко использовался в нарядном народном костюме. Синий и малиновый — яркое, благородное цветовое сочетание, как нельзя более удачно соответствующее образу величавой отчизны. В четвертой строфе стихотворения «Запели тесаные дроги» иносказательно выражена тревога о дальнейшей судьбе России: Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу.

В 1916 году, когда было создано это стихотворение, в стране уже ощущался натиск назревших социальных противоречий, ветер предстоящих исторических перемен, но, тревожась неведением, поэт все-таки вверяет свою судьбу судьбе отчизны. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу, —- восклицает он. Все стихотворение пронизано ощущением раздолья, широты горизонтов бескрайних родных степей и полей. Словно последний аккорд, представлен в стихотворении финальный звуковой образ: «звенят родные степи Молитвословным ковылем». «Звон» — характерный звуковой образ для Есенинской поэтики. В его лирике звенеть может буквально все: ветер, ивы, березы, тополя. Причем во многих стихотворениях с темой звона связаны изобразительно-выразительные средства языка религиозной тематики. Не есть ли в этих образах своеобразная отсылка к церковному колокольному звону, приглашающему на службу всех христиан и воплощающему в конечном итоге идею соборности, духовного единения?

Сергей Есенин «Спит ковыль. Равнина дорогая…» «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925). В стихотворении поэт размышляет о родине, ее судьбе. Лирический герой знает только одну родину и считает себя «поэтом золотой бревенчатой избы» И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. Стихотворение философично: лирический герой размышляет о бренности земного бытия. Стихотворение наполнено трагиче¬ским пафосом.

Как и В.В. Маяковский, и А.А. Блок, С.А. Есенин встретил революцию с восторженным воодушевлением. Мать моя — родина, Я — большевик, — восклицает он в произведении «Иорданская голубица». Однако не все перемены в общественной жизни пришлись поэту по праву. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» заключена скрытая полемика с теми, кто за порывами безудержного стремления к новаторству забывает о корнях, об истоках, о традициях. С.А. Есенин осторожно относился к новомодным переменам. Он не пытался выпячивать противоречия в своих взглядах, но и замалчивать их не мог и не хотел. Стихотворение открывается картиной мирно спящей природы: Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой тяжести полынь.

В нем противопоставлен свет луны (как символ традиционалистского начала) и новый свет (символ новой эпохи). В стихотворении возникает образ раздольного степного пейзажа. Горькая степная трава полынь — образ, навевающий тоску. Журавли символизируют разлуку. Эпитет «золотой» по отношению к избе подчеркивает значимость для поэта деревенского жизненного уклада. «Свинцовый» же в выражении «свинцовой свежести полынь», наоборот, выступает в этом стихотворении только как цветовой эпитет. Во второй строфе лирический герой размышляет о мучительном поиске смысла существования, о стремлении души каждого русского человека вернуться домой: Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси? С глубокой искренностью лирический герой размышляет о жизни, в которой каждый человек должен занимать предназначенное судьбой место. Для русского крестьянина таким местом исконно являлась изба — воплощение традиционного размеренного уклада жизни, ориентированного на согласие с природой и миром. Яркая, запоминающаяся фраза «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы»- итог жизненных исканий поэта.

«Я последний поэт деревни», — пишет С.А. Есенин в одноименном стихотворении. И в этом категоричном заявлении звучит глубокое осознание важности своей социальной миссии как своеобразного долга перед земляками. Патриархальная деревня есенинского детства противопоставлена в них уверенным и неизбежным шагам слепого технического прогресса. В стихотворении «Я последний поэт деревни…» это сделано более конкретно: На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. В произведении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» заявление о том, что прогресс несет в себе не только созидательное, но и негативное, разрушительное начало сформулировано более абстрактно, оно граничит с недосказанностью: По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новыо На мои поляны и луга.

Нет столь обычного для ранних есенинских произведений сладостного любования красотами родной земли. Вернее, любование это становится лишь увертюрой для предстоящего проблемного взгляда на современную поэту деревню. Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть. Сколько безысходности и душевной боли в этом невольно выплеснувшемся горьком возгласе!

М.Ю. Лермонтов«Родина» (1841).

По своему содержанию стихотворение рез­ко контрастирует с другим лирическим произведением поэта «Прощай, немытая Россия». В «Родине» выражена тонкая, чистая любовь к России народной. Композиционно в произведении можно выделить две части: в первой части поэт с присущей ему экспрессивностью, страстностью отвергает все формы казенного патриотизма, его не прельщает

Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Поэт признается в искренней любви к истинной родине: Люблю отчизну я, Но странною любовью, Не победит ее рассудок мой…

Лирический герой видит в России и долготерпенье русского народа, и величавую неподвижность, и патриархальность. Со слов «Но я люблю, за что, не знаю сам…» начинается вторая часть стихотворения, в которой сначала изображается широкая панорама всей России, затем вместе с лирическим героем движемся по ее дорогам. Взгляд поэта останавливается на все более конкретных деталях, он видит Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно… Поэт как бы вбирает все то, что дорого обычному крестьянину, простому русскому человеку. История создания. Стихотворение «Родина» в автографе имеет дату 13 марта 1841 года и называется «Отчизна». Показательно, что написанное на Кавказе стихотворение рисует пейзажи среднерусской полосы. Известно, что незадолго до создания этого произведения Лермонтов на короткий срок приезжал из действующей армии в Петербург. Его впечатления от путешествия через Россию и легли в основу стихотворения. Жанр и композиция. В стихотворении «Родина» преобладают реалистические тенденции, которым соответствуют принципы изображения. Стиль лишен патетики, но в соответствии с художественной идеей он неоднороден. Стихотворение можно условно разделить на две неравные части: 1-я часть — полемическая, она составляет начальные шесть строк стихотворения; 2-я часть — элегия, в которой выражены патриотические чувства поэта как глубоко личные. 1-я часть представляет общий тезис, особенностью которого является то, что он дается не в виде утверждения, а как отрицание всего того, что не может для автора быть объяснением его любви к родине. Он трижды дает отрицание того, что могло для других стать таким объяснением. Вся вторая часть стихотворения и есть это объяснение, но оно особое. Это не система доказательств, не подбор соответствующих доводов, а эмоциональная, пропитанная авторским лиризмом картина родной страны. Здесь преобладает описание, а не рассуждение, причем композиция этого описания тоже весьма необычна. Взгляд автора идет от общего плана, чему соответствует как бы «взгляд сверху», при котором возможно обозревать «ее степей холодное молчанье, / Ее лесов безбрежных колыханье, / Разливы рек ее, подобные морям». Затем точка зрения смещается: вместе с лирическим героем взгляд «спускается на землю», и тогда появляются «проселочный путь», встреченные по дороге «дрожащие огни печальных деревень», увиденная им «на холме средь желтой нивы» «чета белеющих берез». Затем движение взгляда как будто останавливается, сосредоточиваясь на деталях той картины, которая окружает поэта: «полное гумно», крестьянская изба, «с резными ставнями окно». А в конце лирический герой перестает быть только наблюдателем и сам становится участником того, что происходит в глубинах жизни родной страны: И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. Так уже композиционная организация стихотворения показывает, насколько необычны были идеи, заложенные в нем.

Лермонтов «Прощай, немытая Россия» (1841) В стихотворении выражено презрение к России официальной, к народу, терпящему тиранию и превратившемуся в нацию рабов: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Лирический герой мечтает покинуть «страну рабов, страну господ», скрыться от постоянного преследования властей: Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. По мнению С. Наровчатова: «Эти стихи — эпитафия всей николаевской России».

Любовь Лермонтова к Родине иррациональна, это “странная любовь”, как признается сам поэт (“Родина”). Ее нельзя объяснить рассудком. Но я люблю — за что не знаю сам? Ее степей холодное молчанье Ее лесов безбрежных колыханье. Разливы рек ее подобные морям…

Позже о похожем своем чувстве к Отчизне почти афористично скажет Ф. И. Тютчев: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить… У ней особенная стать: В Россию можно только верить

В чувстве Некрасова к Родине заключены боль от сознания ее убожества и в то же время глубокая надежда и вера в ее будущее. Так, в поэме “Кому на Руси жить хорошо” есть строки: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!

А есть и такие: В минуту унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю . Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю.

Сходное чувство любви, граничащее с болью, обнаруживает и А. А. Блок в стихах, посвященных России: Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма! Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться… Вольному сердцу на что твоя тьма

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]