Людмила Улицкая, «Сонечка»: краткое содержание, анализ произведения


Немного об авторе произведения

«Сонечку» Улицкой (краткое содержание повести представлено ниже) во Франции признали лучшей переводной книгой. За несколько лет до получения премии по одной из книг писательницы было снято два фильма. Это были киноленты «Сестрички Либерти» В. Грамматикова и «Женщина для всех» А. Матешко.

Людмила Улицкая окончила биологический факультет МГУ. Некоторое время работала в Институте общей генетики. В 1970 году ушла с государственной службы. На протяжении многих лет Улицкая писала очерки, пьесы, рецензии на художественные произведения, занималась также переводом стихотворений с монгольского языка. Затем начала писать рассказы. Наиболее известные произведения – «Казус Кукоцкого», «Девочки», «Искренне ваш, Шурик», «Бедные родственники».

Людмила Улицкая «Сонечка»

«…Брутальный Онегин, изнемогавший под тяжестью влюбленного взора, назначил своей молчаливой поклоннице свидание в боковой аллее скверика и не больно, но убийственно оскорбительно шлепнул её два раза под одобрительный гогот четырех засевших в кустах одноклассников, которых можно было бы порицать за душевную грубость, если бы все эти юные соглядатаи поголовно не погибли в первую же зиму грядущей войны…»
«Сонечка»

От слога Улицкой почти осязаемо веет русской классической литературой. Длинные описания, внимательные и, в то же время, чуть отстраненные наблюдения, редкие, случайные диалоги. Писательница-рассказчица. Она повествует не спеша, никуда не торопясь: хочешь — слушай, хочешь — нет. Издательство «Эксмо» наделило «Сонечку» толстыми, почти картонными страницами и тем самым сыграло на руку автору — при таких условиях овладение книгой происходит степенно, в ритме авторского повествования: эти жесткие бумажки как-то не получается быстро листать. К тому же тяжелые листы на подсознательном уровне прибавляют повествованию некой значительности, особенности, фундаментальности.

Книга «Сонечка» — невосклицательное повествование о любви к книгам, о любви к жизни, о любви к искусству и о любви, как об искусстве — о редчайшем даре уметь любить. О Сонечке, о человеке, которого воспитали книги, о том, как книги могут воспитать. История её трогательна, но без особых выкрутасов: росла, читая книжки, выросла, читая книжки, была счастлива. Потом на замену книгам появились муж, дочь, дом. Она тоже была счастлива. Она была счастлива даже тогда, когда на замену ей у мужа появилась другая женщина. «Как это справедливо, что рядом с ним будет эта молодая красотка, нежная и тонкая, и равная ему по всей исключительности и незаурядности, и как мудро устроила жизнь, что привела ему под старость такое чудо, которое заставило его снова обернуться к тому, что в нём есть самое главное, к его художеству». Вы можете себе представить женщину, которая будет думать так, осознав измену любимого ею мужа? Некрасивая девочка Сонечка, книжная девочка Сонечка, когда вырастет, совершенно искренне будет думать так. В финале этой истории книги вновь займут свое место, заменяя выросшую дочь и потерянного супруга.

Главная ценность «Сонечки» для меня в том, что генетик Улицкая сумела вывести и описать тот редкий — существующий ли? — тип людей, что принимают несчастья не как наказания, не как кару божью (и, конечно, несправедливую), а как ТО, ЧТО ДОЛЖНО СЛУЧИТЬСЯ. Без строптивости, но и без покорности. Не злость, не жажда мести, не смирение помогают им пережить беды. Только любовь, необъятная, такой редкой чистоты, что она кажется безумием в нашем безумном мире. Любовь к людям. Когда горишь, потому что кому-то будет теплее от твоего огня. И это не презренное осознанное самопожертвование с тайной надеждой на благодарность, а — дар, умение радоваться и своему счастью, и чужому — как своему. В прорисовке своего персонажа автор зашла так далеко, что даже в романе про неё, Сонечку, сама Сонечка смотрится как бы не главной героиней, а просто одной из.

Биолог по образованию и генетик по профессии Людмила Улицкая пришла к писательству поздно, в зрелом возрасте. Сначала был биологический факультет МГУ. Потом — правда, недолго — камерный еврейский театр, должность завлита. Потом курсы мультипликационной режиссуры. «Писание» началось со сценариев программ для телевидения, а потом и пьес для любимых ею кукольных театров. Первые рассказики печатались в журналах в начале 80-х. Но её самостоятельная книга случилась много позже. «Сонечка» была первым и сразу удачным книжным детищем — книга вошла в список финалистов Букеровской премии 1993 года, была отмечена престижной французской премией Медичи и итальянской премией Джузеппе Ацерби. Однако появилась она впервые не в России и не на русском языке. Сначала книгу распробовали в Париже на французском (вот ведь же какой этот Париж — всем находится место в этом городе любви), а уж потом издали и на родине у автора.

За последние 10 лет у Улицкой вышло 5 книг, — немного, в общем. Впрочем, редко да метко: их читают на семнадцати языках, и автору они регулярно приносят дивиденды в виде каких-нибудь литературных премий. Основными почитателями Улицкой небезосновательно называют женщин, причем, женщин неглупых, так сказать, интеллектуального склада. Но я уверена, что мужчина с хорошим литературным вкусом и, особенно, в сентиментальном настроении одолеет прозу Улицкой без труда и с удовольствием.

Елизавета Калитина

«Сонечка»: краткое содержание

Улицкую можно смело назвать мастером новеллы. Она создала множество замечательных рассказов. Повесть, о которой идёт речь в сегодняшней статье, более объёмное произведение, нежели те, что, например, вошли в сборник «Девочки». Но значительно меньше «Казуса Кукоцкого». Автору удивительным образом удалось поведать кратко и лаконично историю длиною в жизнь.

План краткого содержания «Сонечки» Улицкой:

  • Детство.
  • Библиотека.
  • Война.
  • Роберт Викторович.
  • Ссылка.
  • Москва.
  • Яся.
  • Лия и Рахиль.
  • Софья Иосифовна.

Тема: Творчество Л.Улицкой. Повесть «Сонечка».

Учебная дисциплина: Отечественная литература

Учебная группа: КДК-2, КДР-2, КДД-2, КДБ-2, КДВ-2, КДЭ-2, КДХ-2

Преподаватель: Тихомирова Н.Ф.

E-mail

Тема: Творчество Л.Улицкой. Повесть «Сонечка».

Повесть «Сонечка».

Для нас очень важны приемы и способы автора, которые она использует для создания образа главной героини: поэтика имени, портретная и речевая характеристики, поведение и поступки, также ее вещный мир. Данные грани художественного мира произведения Улицкой приобретают завершенность при их рассмотрении в контексте культурных традиций. Тем более что имя героини, вынесенное в заглавие повести, выполняет роль «интертекстуального» сигнала, выводящего читателя на классические произведения: Софья из «Недоросля» Д.И. Фонвизина (1782) и «Горя от ума» (1822 – 1824) А.С. Грибоедова, Соня из «Преступления и наказания» (1866) Ф.М. Достоевского и др.

Традиционно в русской литературе все героини, наделенные этим именем, считаются носителями мудрости (это их основная характеристика). Это добрые, «кроткие» женщины, способные помочь и выслушать, смиренно несущие свой крест, но верящие в конечную победу добра. Данные качества неизменно угадываются не только в Соне Достоевского, но и в Софье Петровне из «задержанной» одноименной повести Л. Чуковской (1939 – 1940, опубл. 1988) и «официально» признанной героине Ю. Трифонова из «Дома на набережной» (1976).

Однако «религиозная» составляющая в образах женщин с именем София в полной мере раскрывается только с появлением работ «возвращенных» философов: В. Соловьева – «Оправдание добра» (1897), П. Флоренского «Имена» (1914) и др. Наблюдения ученых о преображающей силе божественной любви не могут не вбирать в себя сегодняшняя культура и современная проза, в которой – целый ряд произведений, в названия которых вынесено имя София. Оно привлекает внимание и авторов, наследующих традиции реалистического письма (Ф. Искандер «Софичка»), и тех, кто испытывает влияние постмодернистской эстетики (Т. Толстая «Соня»).

Героиня Л. Улицкой умеет быть смиренной и «благодарной жизни», способна на самоотречение, что роднит ее с традиционными образами Софии в русской литературе и, конечно, с Соней Достоевского. Близость к Соне Мармеладовой прослеживается и в религиозном подтексте, подсвечивающем образ современной Сонечки. Но она – иудейка. Тем самым автор подчеркивает мысль: в XX в. не имеет значения, к какой конфессии принадлежит человек, лишь бы в его сознании присутствовала память о высоких нравственных ценностях. Да и не делает Улицкая свою героиню идеальной: вера её носит явно приниженный характер. Авторская ирония по отношению к Сонечке, наличие в заглавии повести «этически двусмысленного» уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк- позволяют провести параллель с рассказом А. П. Чехова «Душечка».

Наследуя чеховскую манеру повествования, технику портретирования, внимание к психологическим деталям и другие способы выражения авторской оценки, Л. Улицкая, возможно, пробует дописать на новом материале «Душечку» А.П. Чехова. Ее героиня остается со своими детьми, наблюдает за их взрослением, но это усугубляет трагическое звучание финальных строк повести, где перед нами одинокая «толстая усатая старуха Софья Иосифовна», которая «вечерами, надев на грушевидный нос лёгкие швейцарские очки, уходит с головой в сладкие глубины» книжного мира. Но разве только неблагодарные дети – причина одинокой старости Софьи Иосифовны? Л. Улицкая настаивает на том, что даже материнская любовь не должна быть настолько всепоглощающей, чтобы женщина забывала о себе, превращалась в добровольную рабу, ей необходимо сохранять в себе живую душу.

В повести Л. Улицкой «Сонечка» была выявлена одна из устойчивых доминант прозы Улицкой – опора на реальные человеческие судьбы, обращение к значимым событиям в отечественной истории и культуре. Так, в Роберте Викторовиче – муже главной героини, знаменитом художнике, угадывается то Р. Фальк, то В. Вейсберг, писавший геометрические фигуры «белым по белому». Образ художника у Л. Улицкой подсвечивается и деятельностью «закадровых» персонажей.

Как известно, в первой четверти XX века в русской и западной культуре господствовали модернистские течения, с которыми был хорошо знаком Роберт Викторович. Герой встречался с французским поэтом Аполлинером (1880 – 1918) – «лидером авангарда, автором термина “сюрреализм”», «знакомится с Гауди», испанским «архитектурным гением» (1852 – 1926), славившимся своими модернистскими инновациями. Значимо и другое модернистское течение – кубизм, оказавшее значительное влияние на объединение московских живописцев – «Бубновый валет», к которому, вероятно, принадлежал Р. Фальк. Это сегодня наши соотечественники получили возможность на страницах популярных изданий и на художественных выставках увидеть полотна Пикассо, Сезанна, Ларионова. А в годы «железного занавеса» культура авангарда была под строжайшим запретом.

Наряду с персонажами, имеющими реальных прототипов, в современной повести присутствуют вымышленные персонажи. Это Таня – дочь Сонечки и Роберта Викторовича. Ее имя традиционно ассоциируется с пушкинской Татьяной Лариной, в «поле» которой «господствует поэзия Верности и Долга, свобода понимается как сознательная жертва собой для счастья других. К сожалению, современная Татьяна далека от классического образа, ей чужды понятия и поступки «высокого» смысла. Л Улицкая с горечью констатирует: нравственность не передается по наследству, ее необходимо воспитывать.

Образ Яси тоже «разрушает традиционные для русской культуры представления о женской скромности, верности и жертвенности». Ее имя дает возможность предположить, что Яся Л. Улицкой близка к образу Аси И.С. Тургенева, произведения которого не раз упоминаются в тексте повести. Но если тургеневские героини любили самоотверженно, достойно, «у них ни одно чувство не было вполовину» (И. Тургенев), то современной Ясе чужда чистота человеческих отношений.

Л. Улицкая не дает ответа на вопрос: кто прав? Но ей, вероятно, ближе жизненные принципы Сонечки и Роберта Викторовича, которые сохранили себя, свои надежды и свое достоинство. Все было направлено на то, чтобы их «вывести, как клопов, чтобы и духу их не было, – а дух-то и остался» (И. Пруссакова). Этот «дух» сохранился в Роберте Викторовиче благодаря живописи, а в Сонечке его поддерживают книги. Таким образом, искусство, литература, ее «великий вирус» (В. Маканин) работают на «очеловечивание» человека. У молодого же поколения (Тани и Яси) к нему – иммунитет, поэтому происходит процесс «убывания» нравственности, утраты высоких духовных качеств. О чем и сама писательница, и ценители ее произведений явно сожалеют.

Детство

Сонечка родилась в обычной еврейской семье, в годы НЭПа. Ее отец был часовых дел мастером. Во время новой экономической политики открыл небольшую мастерскую. Дела его шли хорошо. Но власть переменилась, и отцу Сони, человеку, испытывающему отвращение к поточному производству, пришлось устроиться на завод.

Как описывает свою героиню Улицкая? Какое занятие любила Сонечка превыше всего? Ответы на эти вопросы позволят понять проблематику произведения. Девочка с ранних лет превыше всего любила читать. Любовь к литературе обрела форму лёгкого помешательства. Стоило лишь открыть книгу, и она словно выпадала из реальности, откуда вернуться могла лишь после прочтения последней страницы.

Героиня Людмилы Улицкой до определённого момента жила исключительно книгами. Переживания Наташи Ростовой в ее душе находили такой же сильный отклик, как и гибель маленькой племянницы. Она словно огорожена была от всего, что происходило вокруг. Но, как уже было сказано, до определенного момента.

Выдержка из текста

Традиционно исследователи отмечают специфику авторского подхода со следующей позиции: «В гипотетическом классическом ряду Улицкая оказывается полномочным представителем по крайней мере трех крупных историко-литературных контекстов. Тем не менее, можно с уверенностью говорить, что творчество Л. Жанры в современном литературоведении – это исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках).

Традиционно исследователи отмечают специфику авторского подхода со следующей позиции: «В гипотетическом классическом ряду Улицкая оказывается полномочным представителем по крайней мере трех крупных историко-литературных контекстов. Тем не менее, можно с уверенностью говорить, что творчество Л. Жанры в современном литературоведении – это исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках).

Улицкой;

  • рассмотреть роль писательницы в современном литературном процессе;
  • охарактеризовать категорию времени («образ времени») как одну из составляющих художественно картины мира в литературном произведении;
  • проследить, как Л.Улицкой повесть «Сонечка», вышедшая в свет в 1992 году и опубликованная в журнале «Новый мир» (1992, № 7), за которую в 1993 она была номинирована на премию Буккера, и роман «Медея и ее дети» (1996).

Жанр произведений Улицкой чаще всего характеризуется как «семейный роман», «семейный эпос».

Первые литературные публикации Л. Широкую известность и даже популярность Улицкая приобретает в начале 1990-х годов после выхода на экраны двух фильмов, снятых по ее сценариям и публикации повести «Сонечка» в журнале «Новый мир».

Как и у большинства современных писателей, детские произведения исследуемого автора не являются основным типом литературного выражения писателя.

Теоретическая значимость работы состоит в приращении научного знания о сущности и особенностях графического романа как жанра литературы. Основные теоретические положения работы могут быть использованы в качестве методологической основы проведения дальнейших научных исследований проблем и перспектив развития графического романа.

Читаемая на одном дыхании, издаваемая большими тиражами, этот жанр считается второстепенным, недостойным внимания исследователей.Теоретические проблемы, связанные с авантюрным романом, настолько не разработаны, что ее история и специфика до сих пор еще не выяснены и нуждаются в историко-литературном анализе.

Свой роман автор, Владимир Шаров, создавал с две тысячи первого по две тысячи седьмой год. Уже только этот, достаточно продолжительный для написания книги срок, выделяет его из числа современных литераторов, большинство из которых штампуют свои произведения по одной книге в год. Однако, если не знать изначально год написания романа «Будьте как дети», можно подумать, что создан он был годах в шестидесятых семидесятых двадцатого века, но никак не в нашем двадцать первом столетии. Вероятно, такое ощущение у меня создалось оттого, что несмотря на обилие грусти, переживаний, трагических судеб, страницы произведения дышат спокойствием, умиротворением. Создаётся впечатление, как будто читаешь евангельскую притчу На протяжении четырех сотен страниц (ни единого диалога: глухой, но ничуть не вязкий текст) Шаров соединяет роман семейный, исторический и богословский; российские события последних столетий служат ему подспорьем для размышлений о вынесенном в заглавие романа завете — и наоборот: через него он вскрывает подводные течения русской истории. Композиция напоминает ожерелье или скорее чётки: Шаров нанизывает фрагмент за фрагментом, бесконечно усложняя действие, вводя все новых и новых персонажей.

Организация мини отеля

Библиотека

В школе Соня училась средне. Кое-как сделав уроки, она снова окуналась в мир русской литературы. Впрочем, и зарубежная проза ее привлекала. Внешне она не была хороша с тобой. Хотя старшая сестра, дабы успокоить Соню, не раз говорила о необыкновенной красоте карих глаз.

Кем мечтала стать девочка, с ранних лет ничего не замечавшая, кроме книг? Сонины грезы за пределы литературного мира не выходили. Заветной мечты у нее не было. После окончания школы девушка подала документы в библиотечный техникум.

В книгохранилище Соня проработала несколько лет. Затем начальница, такая же одержимая читательница, уговорила ее поступить на факультет филологии. Однако Соня так и не стала студенткой университета. Шел 1941 год.

Анализ повести Л. Улицкой «Сонечка»

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 23Следующая ⇒

Сонечка — милая барышня, воспитанная на классической литературе. Её главной страстью с детства было чтение. В книги Сонечка погружалась, как в омут, что позволило ей спокойно пережить все мировые катаклизмы.

Сонечка взрослеет и вся её жизнь связана с книгами. Она будет работать в книгохранилище, закончив библиотечный техникум. Однажды в военном Свердловске она встречает мужчину, талантливого художника, которому суждено стать её мужем.

Они познакомились в библиотеке, куда Роберт Викторович зашел за книгами на французском языке. Когда Сонечка заполняла формуляр, «он понял, что перед ним — его жена». И не было долгого ухаживания. Он пришел через два дня со свадебным подарком — нарисовал её, Сонечки, портрет и сделал предложение. Так они и поженились. Их отношения складывались довольно удачно, если не считать двух событий.

Первое — однажды на фразу Сонечки: « … кончится война, и тогда заживем такой счастливой жизнью», муж ответил: «мы с тобой всегда останемся в проигрыше, какой бы из людоедов ни победил». Правильная Сонечка пытается спорить с мужем, но автор замечает: «Подводная часть культурного айсберга была у них единой». Это проблема деклассакции интеллигентов в России. Муж тогда уснул, а Сонечка долго лежала в темноте, отодвигая от себя страшную догадку, что муж её обладал опасным знанием. Он был амнистирован после пяти лагерных лет. Второе — ещё в медовый месяц их скоропалительного брака Сонечка узнала, что её муж совершенно равнодушен к русской литературе, находя её «голой, тенденциозной и нестерпимо нравоучительной». Завязалась дискуссия, которая все же закончилась «горькими слезами и сладкими объятиями». К русской литературе они уже больше никогда не возвращались.

Из возвышенной барышни Сонечка превращается в практичную хозяйку, обустраивает дом, создает уютный быт. Она растворяется в семейной жизни, в своем муже, все делает для него, любя его бесконечно. А Роберт Викторович со «отмечал убедительную художественность, высокую осмысленность и красоту Сонечкиного домашнего творчества». Рождение дочери приносит героине двойное счастье.

Семья Сонечки выживала в тяготах «неустроенности, нищеты, холода». Сначала они жили в подвале заводоуправления, затем Роберту Викторовичу пришло предписание немедленно вернуться в башкирское село Давлеканово, где надлежало «дотягивать ссылку», и где жить пришлось «в зыбком доме из сырых саманных кирпичей». Главной заботой было топливо, хозяин часто уезжал в степь, чтобы нарезать сухостойных высоких трав. С верхом груженой телеги хватало на двое суток топки.

А Сонечка занималась домашними делами. «В лучшие дни — это был густой суп из конины, картошка с подсобного огорода и пшено, присланное отцом». Автор уделяет большое внимание описанию ежедневных трудовых забот, это детальный рассказ о семейном быте, его неустроенности, о мелких и больших заботах семьи. Улицкая показала нам, как трудно было выживать в годы послевоенного лихолетия, поднимать семью, растить детей.

Безденежье, голод, холод, болезни легли на плечи главной героини, но она справлялась с тяготами семейного быта мужественно и терпеливо. Сонечка — женщина, освещенная изнутри подлинным светом, она стала «сладкой ношей для не утружденных семьей плеч» художника. Она похоронит мужа и сохранит ему верность на всю оставшуюся жизнь. А на его похоронах она умело устроила вернисаж его картин, обеспечив усопшему супругу посмертную, мировую «настоящую, шумную славу», а себе — безбедное существование.

Сонечка нашла внутреннюю опору в семейной жизни, в преданности мужу, в обустройстве быта. Она нашла свою «тему существования».Она видела свое счастье в служении семье. В жизни Сонечки была великая измена, которая должна была омрачить взаимоотношения между супругами. Сонечка жила с мужем и его любовницей. Конечно, уже ни о каких отношениях между женой и мужем говорить было нельзя. Все было безнадежно испорчено. Но она — Сонечка — поистине великая женщина, сумевшая простить мужу измену и сохранить священные узы семьи.

⇐ Предыдущая12Следующая ⇒


Ссылка

У героини повести Людмилы Улицкой – Сонечки – судьба была непростая. Она вышла замуж за нищего художника и разделила его участь. Соня уехала с ним в Башкирию, где он должен был отбывать ссылку. Семья жила в невыносимых условиях. Ко всему можно привыкнуть. Но Соня больше не читала. В ссылке родилась дочь Таня.

Причиной единственного разногласия между Робертом Викторовичем и его женой стало расхождение во взглядах на русскую литературу. Сорокасемилетний художник предпочтение отдавал зарубежной прозе.

Яся

Прошли годы. Дочь Таня повзрослела. У неё начался лёгкий, несерьезный роман. А еще у дочери появилась подруга Яся. Это была девушка редкой славянской красоты: невысокая, с мраморной белой кожей и точеной фигурой. По натуре своей она была содержанкой. С ранних лет умела нравиться мужчинам и извлекать из этого выгоду. Возможно, такой Ясю сделала жизнь.

Она выросла в детдоме. В Москву приехала с наивной и отнюдь не оригинальной мечтой – стать актрисой. Куда больше шансов у неё было пополнить ряды ночных бабочек. Но этого не произошло. Однажды Яся попала в хлебосольный дом Сони. И надолго здесь задержалась.

У Яси начался роман с Робертом Викторовичем. Сначала главная героиня ничего не знала об этом, когда все всплыло, скандал не устроила, ненавидеть Ясю не стала. К девушке она относилась почти как к родной дочери.

Лия и Рахиль

Яся стала музой Роберта Викторовича. После 20-летнего перерыва он снова взялся за холст. Но от жены своей не уходил. Татьяна уехала в Ленинград. Соня проводила вечера в пустой квартире, в то время как ее муж в мастерской вдохновлялся музой в лице подруги дочери. Смерть его была немного скандальной. Он умер в постели, в порыве страсти.

Соня организовывала похороны. При этом находила силы успокоить свою молодую соперницу. Один из старых друзей художника, увидев двух этих женщин рядом, произнес: «Лия и Рахиль… Неужели Рахиль может быть так прекрасна?» Он сравнивал любовницу и отвергнутую жену покойного живописца с библейскими персонажами.

Анализ «Сонечки» Улицкой

Писательница рассказала об уникальной личности, которую можно отнести к редкому типу праведниц. Соня имеет все основания чувствовать себя несчастной, обманутой, покинутой. Тем не менее ничего, кроме любви, в ее душе нет. Когда же тоска и одиночество становятся слишком сильными, она ищет спасения в книгах.

Отзывы о «Сонечке» Улицкой смешанные. Образ праведницы нравится не всем. Более того, он вызывает недоумение, раздражение. Все же многие читательницы (произведение ориентировано на женскую аудиторию) восхищаются главной героиней повести Людмилы Улицкой. Ведь у Сони стоит поучиться стойкости, терпению, милосердию, умению прощать, преданно любить и во всем видеть хорошее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]