Король смеха: 10 интересных фактов из биографии Аркадия Аверченко

  • 13 Июня, 2019
  • Искусство
  • Олег Петров

Биографию Аверченко должны знать поклонники отечественной литературы. Это популярный писатель 20-го века, которого любят за легкий слог и веселый нрав. Он был внимательным и ироничным литератором, который всегда умел подобрать точное и емкое слово, раскрывая социальные проблемы и беды окружающего его общества. К сожалению, Аверченко прожил недолгую жизнь, но за это время занял свое место среди лучших русских юмористических писателей.

Детство и юность

Рассказывать биографию Аверченко начнем с 1881 года, когда он родился в купеческой семье. Герой нашей статьи появился на свет в Севастополе. Его родителей звали Сусанна Павловна и Тимофей Петрович. Они воспитывали 10 детей. Правда, трое сыновей умерли в младенчестве. Аркадий был единственным мальчиком, который рос среди 6 сестер.

В детстве он отличался крайне слабым здоровьем. Но даже этот неблаговидный факт биографии Аркадия Аверченко в его собственном изложении звучит забавно. Он постоянно подтрунивает над своими болезнями в мемуарах, написанных в 1903 году.

“Штык”

Новым этапом в биографии и творчестве Аркадия Аверченко становится решение о начале издания журнала “Штык”. Он сам выполнял роли редактора, автора и иллюстратора.

На страницах “Штыка” в большом количестве выходят его собственные юмористические рассказы, которые он сопровождает шаржами и карикатурами. Издание пользуется успехом у публики.

Следом Аверченко пробует выпускать журнал “Меч”, но он таким популярным не становится. Вскоре его приходится закрыть.

Образование

При этом из-за болезней герой нашей статьи не смог поступить в гимназию, поэтому не получил начального образования. Самые большие проблемы у него были связаны со зрением.

В результате Аверченко стал самоучкой, самостоятельно освоив школьную программу за домашними книгами. В этом ему помогали сестры.

Вскоре в биографии Аркадия Тимофеевича Аверченко наступила еще одна черная полоса. Семья оказалась на грани банкротства, после того как разорился бизнес отца.

Писарь

Из-за этого Аркадию уже в 15 лет пришлось пойти работать. Поначалу он был писарем в компании, которая занималась грузоперевозками. Затем уехал на более перспективное место на Донбасс. В конторах при угольных шахтах он провел следующие четыре года.

О времени на рудниках он всегда вспоминал как об одном из самых сложных этапов своей биографии. Аверченко много трудился, а единственным развлечением в то время было пьянство.

Даже это тяжелое положение он в будущем с юмором опишет в своих рассказах. Когда в 1900 году узнал, что его контора переезжает в Харьков, сильно этому обрадовался. По его собственному признанию, в большом городе он сразу расправил плечи. К тому периоду относятся и его первые литературные опыты.

Дебют

«Король смеха», как неоднократно называли Аверченко, начал писать в харьковской газете «Южный край». Его первый опубликованный рассказ назывался «Как мне пришлось застраховать жизнь». В биографии и творчестве Аверченко это произведение играет особую роль. Ведь это стал его первый текст, с которым познакомились читатели. Литературный дебют состоялся в 1903 году.

После этого в печати выходят еще несколько его юмористических рассказов, которые закрепляют за ним репутацию талантливого и образованного автора.

Петербург

В столице Аркадий Аверченко на первых порах работал преимущественно в третьесортных изданиях. Но здесь он, наконец, получил признание. В Петербурге удача улыбнулась ему. Сотрудники журнала «Стрекоза», который на тот момент терял своих подписчиков, решили однажды организовать новое периодические издание. Среди организаторов был Аркадий Аверченко.

Журнал этот назвали «Сатириконом». И главным редактором стал сам Аверченко. Биография и творчество писателя тесно связана с этим сатирическим журналом. Именно здесь появились самые знаменитые рассказы. «Сатирикон» стал чрезвычайно популярен, прежде всего благодаря произведениям Аверченко. Во время работы в этом журнале писатель смог найти собственный стиль. Однако в рассказах, которые публиковались в «Сатириконе», присутствовала политическая направленность. Аверченко не раз подвергался судебному разбирательству. Однако на популярности его литературных творений это сказывалось самым благоприятным образом.

В 1911 году Аверченко путешествует по европейским городам. Поездку он организовывает вместе со своими коллегами. Путешествие по Европе вдохновляет его на написание сатирического очерка. Работу в журнале писатель совмещал с рецензированием громких театральных постановок. Но свои критические статьи он имел обыкновение подписывать различными псевдонимами.

«Штык»

Новым этапом в биографии и творчестве Аркадия Аверченко становится решение о начале издания журнала «Штык». Он сам выполнял роли редактора, автора и иллюстратора.

На страницах «Штыка» в большом количестве выходят его собственные юмористические рассказы, которые он сопровождает шаржами и карикатурами. Издание пользуется успехом у публики.

Следом Аверченко пробует выпускать журнал «Меч», но он таким популярным не становится. Вскоре его приходится закрыть.

Работа в журнале

Около года герой нашего повествования трудился в харьковских сатирических журналах. Согласно воспоминаниям знакомых и близких, крайне невезучим человеком был Аркадий Аверченко. Биография (краткая) этого писателя не случайно изложена в книге Александра Века «Великие неудачники».

В журналах «Штык» и «Меч» Аверченко регулярно публиковал свои небольшие произведения, которые у читателей пользовались популярностью. Но отчего-то спустя год молодого писателя уволили со словами: «Вы ни к черту не годитесь, хотя и хороший человек». И он покинул Харьков, не выплатив денежные долги, которые у него странным образом появились за весьма короткий срок.

Проблемы с начальством

Из-за его любви к сатире в биографии писателя Аверченко постоянно возникали проблемы. Его писательскими опытами было крайне недовольно начальство. В результате его даже вынудили покинуть город в 1907 году.

Из Харькова он решает переехать в Петербург, чтобы быть ближе к самым известным представителям творческой элиты страны. В столице Российской империи он продолжает писать сатирические произведения.

Переезд в Петербург

Приехав в Петербург, открыл новый этап в своей биографии Аверченко. Очень быстро ему удается и здесь завоевать популярность, став весьма заметной фигурой.

Аркадию Тимофеевичу удается занять место, для которого, как многим казалось, он просто был создан. У него был удивительный талант подмечать нелепое и смешное. Он его реализует в полной мере, делая это остро и едко.

Для начала Аверченко устраивается на работу редактором в журнал «Стрекоза». В 1908 г. начинает сотрудничать с «Сатириконом», который быстро превращается в трибуну современной тому времени социальной сатиры. Это настоящее яркое культурное явление, которое все вокруг охотно обсуждают. Заканчивается это тем, что Аверченко из постоянного автора становится главным редактором этого журнала.

Писатель в годы Гражданской войны

После Октябрьской революции большевики закрыли «Новый Сатирикон», как и другие оппозиционные журналы. Аверченко был на стороне Белого движения, в 1921 году написал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», и его талант признал Ленин.

В краткой биографии Аверченко важно отметить эпизод жизни, когда он покинул Крым и вновь начал путешествовать — на этот раз с гастролями. Аверченко посетил Румынию, Польшу, Германию, Константинополь и Прибалтийские страны. Прибыв в Прагу, Аверченко остановился там и добился такой же популярности, как и в родной стране.

Журнал «Сатирикон»

Рассказывая кратко самое главное о биографии Аверченко, стоит отметить, что под его началом журнал быстро стал одним из самых популярных в стране. В нем охотно публикуются самые известные писатели того времени.

В «Сатириконе» выходят рассказы Осипа Дымова, Надежды Лохвицкой, известной как Тэффи, Леонида Андреева, Саши Черного. Иллюстрации создают самые известные художники того времени.

Читателям особенно понравился этот журнал, потому что его авторы никогда не позволяли себе переходить на личности. Они не обличали конкретных индивидов, а рассказывали об общих тенденциях, системных проблемах общества, которые затрагивали всех и каждого.

Именно в «Сатириконе» при Аверченко появляется уникальный жанр лирической сатиры. Его особенность заключается в тонких наблюдениях за сущностью человека, которые пропитаны самоиронией. Рассказывают, что журнал читал даже император Николай II, собирал номера вместе, чтобы подшивать их.

Настоящим хитом становится публикация «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом». В него входят юмористические произведения Дымова, Тэффи, Иосифа Оршера. Аверченко берется описать Новое время. Одним из самых запоминающихся становится его рассказ «Открытие Америки».

Анализируя кратко биографию и творчество Аверченко, нужно отметить, что на пик своей славы он, пожалуй, вышел в 1910 году, когда были изданы три его книги. Пресса оставляла о них восторженные отзывы, сравнивая автора с О. Генри и Марком Твеном.

Рассказы героя нашей статьи были настолько популярны, что некоторые превращались в театральные постановки.

В 1912 году он выпускает еще два сборника под названиями «Рассказы для выздоравливающих» и «Круги по воде». В эти годы он активно путешествует, рецензирует сценарии театральных постановок по своим произведениям, пишет новые рассказы.

Благополучие в один миг обрывается после Октябрьской революции. Журнал Аверченко большевики приказывают закрыть, посчитав его неблагонадежным и буржуазным. Фактически Аверченко оказывается в изгнании. Из Петербурга он сначала уезжает на юг. Два года живет в Севастополе, а в 1920 году отправляется в эмиграцию.

За границей Аверченко работает над проектом театра, который был основан еще в Севастополе, продолжает писать рассказы. Адаптироваться на Западе было непросто, так как он не знал ни одного иностранного языка. Благо в то время в Европе было огромное количество эмигрантов из России. Так что часто складывалось ощущение, что ты по-прежнему дома.

В этот период творчество Аверченко резко меняется. Он начинает уделять больше внимания острым социально-политическим темам. Тональность его прозы меняется. При этом чувствуется тоска по родине. В 1921 году в Париже выходит сборник его памфлетов «Дюжина ножей в спину революции».

В рассказах, которые Аверченко пишет на протяжении 1920-х годов, он пытается осмыслить события, произошедшие в России, осознать их разрушительные последствия. Много внимания он также уделяет судьбам эмигрантов, которые пытаются найти новый смысл жизни, оказавшись вдали от дома.

В конце жизни Аверченко останавливается в Чехии. Здесь выходят его книги «Записки Простодушного», «Рассказы циника», «Шутка мецената».

Аркадий Тимофеевич Аверченко. Биографическая справка

Первый рассказ Аркадия Аверченко «Уменье жить» был опубликован в харьковском журнале «Одуванчик» в 1902 г. В октябре 1903 г. в Харькове в газете «Южный край» был опубликован его рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь».

Серьезной заявкой литератора явился рассказ «Праведник», опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале для всех» в 1904 г.

В период революционных событий 1905-1907 гг. Аверченко обнаруживает публицистический талант, широко публикуя в периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески.

В 1906 г. он стал редактором сатирического журнала «Штык», быстро запрещенного цензурой. После закрытия этого журнала возглавил журнал «Меч», тоже вскоре закрытый.

В 1907 г. Аркадий Аверченко переехал в Петербург и начал работать секретарем редакции сатирического журнала «Стрекоза». Через год он предложил реорганизовать издание и с 1 апреля 1908 г. «Стрекозу» сменил новый еженедельник «Сатирикон». За время работы Аверченко в «Сатириконе» этот журнал стал необычайно популярен, редкий номер издания обходился без рассказа или юморески Аверченко. По мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны.

В 1910 г. вышли три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: «Веселые устрицы», «Рассказы (юмористические)», книга 1, «Зайчики на стене», книга 2.

В 1910-1912 гг. Аверченко неоднократно совершал путешествия по Европе со своими друзьями — художниками Радаковым и Ремизовым, о которых рассказал в вышедшей в 1912 г. книге «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу».

В том же году вышли книги «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», утвердившие за Аверченко звание «короля смеха». Позже появились произведения «О хороших в сущности людях» (1914), «Сорные травы» (1914 — под псевдонимом Фома Опискин), «Чудеса в решете» (1915), «Позолоченные пилюли» (1916), «Синее с золотом» (1917).

Аверченко писал также многочисленные театральные рецензии под псевдонимами А-е, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.

В 1913 г. редакция «Сатирикона» раскололась, и «аверченковским» журналом стал «Новый Сатирикон».

Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к cоветской власти. Февральскую революцию Аверченко приветствовал, но Октябрьскую не принял.

В августе 1918 г. «Новый Сатирикон» был запрещен. Осенью 1918 г. писатель уехал на белогвардейский юг, там он сотрудничал в газетах «Приазовский край» и «Юг», выступал с чтением своих рассказов.

В начале апреля 1919 г. он приехал в Севастополь. Здесь вместе с писателем Анатолием Каменским Аверченко заведовал литературной частью театра-кабаре «Дом артиста», созданного в Севастополе в сентябре 1919 г. Одной из первых постановок театра стала новая пьеса Аверченко «Лекарство от глупости», в которой автор выступал и в качестве актера. В начале 1920 г. севастопольский театр «Ренессанс» поставил пьесу Аверченко «Игра со смертью».

В апреле 1920 г. в Севастополе открылся театр «Гнездо перелетных птиц», в котором писателя-юмориста принимали всегда с радостью. Он гастролировал с театром по Крыму, побывав с концертами в Балаклаве, Евпатории и Симферополе.

В октябре 1920 г. Аверченко отбыл в Константинополь (Стамбул) с одним из последних врангелевских транспортов, успев перед отъездом издать сборник рассказов и фельетонов «Нечистая сила».

В Константинополе в то время находилось огромное количество русских беженцев. Аверченко совмещал творческую деятельность с организаторской: создал эстрадный театр «Гнездо перелетных птиц», сам возглавлял труппу (этот театр, вместе с кабаре Александра Вертинского «Черная роза», был самым известным в эмигрантской среде). Аверченко совершил несколько гастрольных поездок по Европе, а затем эмигрировал через Константинополь за рубеж.

В 1921 г. в Париже был опубликован сборник памфлетов Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», за ним последовал сборник «Дюжина портретов в формате будуар».

13 апреля 1922 г. Аверченко переехал в Софию, затем в Белград, однако ни в одном из этих городов надолго не остался. 17 июня 1922 г. он переехал на постоянное место жительства в Прагу.

Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский. Работая в известной газете Prager Presse, Аркадий Аверченко написал много рассказов, в которых чувствовалась ностальгия и огромная тоска по родине, один из которых — рассказ «Трагедия русского писателя».

В Праге он успел написать и опубликовать сборники рассказов «Дети», «Смешное в страшном», «Записки Простодушного. Я в Европе», «Отдых на крапиве», пьесу «Игра со смертью» и др.

В 1924 г. Аркадий Аверченко перенес операцию по удалению глаза, после которой долго не мог оправиться; вскоре резко стала прогрессировать болезнь сердца.

28 января 1925 г. его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек». Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер.

Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.

Последней работой писателя стал юмористический роман «Шутка мецената», написанный в Сопоте в 1923 г. а изданный в 1925 г. уже после его смерти.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Семья

Писатель никогда не был женат. При этом у него было несколько романтических отношений, но доподлинно ни об одном из романов не известно. Рассказывали, что у него родился сын, когда он еще жил в Харькове.

Считается, что у Аркадия было ироничное отношение к противоположному полу из-за того, что он вырос в окружении сестер. Поэтому не помышлял никогда о серьезных отношениях, сводя все к легкому флирту. По слухам, часто он заводил отношения с замужними женщинами. Якобы чтобы точно обезопасить себя от брака.

По всей видимости, в романтических отношениях Аверченко состоял с Софьей Меттер. Об этом можно судить по их переписке. В тот момент оба жили в Петербурге. Этот роман продлился два года. Видимо это были одни из самых продолжительных отношений в его жизни.

Меттер позже вышла замуж за живописца Николая Ремихова, который, кстати, работал в «Сатириконе», когда там редактором был Аверченко.

В 1912 году в жизни писателя появляется новая женщина. Это актриса Александра Садовская. У нее было трое детей и муж, поэтому о браке помышлять не приходилось. Отношения тщательно скрывались, при этом многие биографы считают, что Садовская сыграла важную роль в судьбе писателя. Именно ей он посвятил сборник «Круги по воде». Возможно, одного из своих сыновей она родила от писателя.

Во время эмиграции романтические отношения Аверченко преимущественно выстраивает с актрисами. В Константинополе — с Юлией Горской, а позже — с Раисой Раич.

Смерть писателя

У Аверченко было слабое зрение из-за травмы, которую он получил, когда был совсем маленьким. В 1925 году ситуация осложнилась, ему пришлось лечь на операцию по удалению поврежденного глаза.

Хирургическое вмешательство прошло с осложнениями. В тяжелом состоянии его пришлось оставить в госпитале. Он долго не приходил в себя после наркоза. Сказались проблемы с сосудами, сердцем и почками.

Фактически выбраться из этого болезненного состояния ему так и не удалось. 12 марта Аверченко не стало.

На родине он на протяжении многих лет считался запрещенным автором. Активно публиковать его произведения начали только в 1980-е годы. С тех пор русский читатель заново открыл для себя его юмористические рассказы.

Чехия

В 1922 году Аверченко переехал в Болгарию, затем в Белград. После этого прожил несколько месяцев в Праге. В Чехии он мгновенно обрел популярность. Однако вдали от родины его жизнь становилась все сложнее. В последний, поздний период он написал несколько произведений, посвященных ностальгии по России. Одно из них – рассказ «Трагедия русского писателя».

В 1925 году здоровье писателя резко ухудшилось. Ему сделали операцию, которая дала осложнение на сердце. В этом же году Аркадий Аверченко ушел из жизни. Русский писатель-сатирик похоронен на пражском кладбище. Последней его работой стал роман «Шутка Мецената». Это произведение было написано за два года до смерти автора, но издано в 1925 году.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]