Зачем нужен дневник читателя
Прежде всего читательский дневник является своеобразной шпаргалкой для ребенка. Она помогает ему вспомнить содержание книги, главных героев, основную мысль. Кроме того, с его помощью дети приучаются не только к систематическому чтению, но и приобретают начальные навыки написания сочинений.
Читательский дневник учит детей:
- анализировать прочитанное;
- делать выводы;
- структурировать мысли;
- запоминать ключевые моменты;
- пересказывать.
Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а вот рассказать про что она не может. В этом случае чтение стает малополезным.
Илья в ссоре с князем Владимиром
Стольный князь Владимир устраивает пир для князей, бояр и богатырей, а лучшего из богатырей, Илью Муромца, не приглашает. Илья сердится, берет лук со стрелами, сбивает золочёные маковки с церквей и созывает голь кабацкую — собирать золочёные маковки и нести в кабак. Князь Владимир видит, что вся городская голь собирается вокруг богатыря и вместе с Ильёй они пьют и гуляют. Опасаясь, как бы не вышло беды, князь советуется с боярами, кого им послать за Ильёй Муромцем, чтобы пригласить его на пир. Те подсказывают князю послать за Ильёй его названого крестового брата, Добрыню Никитича. Тот приходит к Илье, напоминает ему, что у них с самого начала был уговор, чтобы меньшему брату слушаться большего, а большему — меньшего, а потом зовёт его на пир. Илья уступает своему крестовому брату, но говорит, что никого другого не стал бы и слушать.
Как оформлять читательский дневник в 4 классе
В системе образования нет жестких требований по оформлению дневника читателя. Учитель имеет право предлагать свой вариант его ведения. На сегодняшний день имеются следующие способы оформления читательского дневника:
- Готовый печатный дневник по классам в соответствии с ФГОС. Они оформлены очень красочно, с игровыми моментами.
- Электронный читательский дневник. С его помощью можно не только дать информацию о прочитанных за лето книгах, но и приобрести навыки печатания. Можно в электронный вариант вставлять картинки, фотографии. Он позволяет исправить свои ошибки, увидеть их.
- Готовые шаблоны дневника читателя. Ребенку остается только заполнить титульный лист.
- Изготовленный своими руками. Ребенок берет обычную тетрадь, делает в ней подробный отчет по книге, описывает главных героев, высказывает свои мысли. На обратной стороне отчета можно сделать иллюстрацию прочитанного, обложку тетради – оформить героями прочитанных книг. Тогда эта тетрадь превращается в настоящее произведение искусства, другой такой уже нигде не будет.
Илья Муромец и Калин-царь
Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.
В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.
Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.
Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего — только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.
Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, — это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.
Как заполнять дневник читателя
В 4 классе детям можно немного усложнить план работы над дневником читателя. Они в силах уже сделать своеобразную аннотацию на прочитанную книгу. План заполнения дневника:
- Фамилия, Имя, Отчество автора произведения.
- Название книги.
- Год написания книги.
- Жанр книги. Что это рассказ, басня, стихотворение, сказка, роман, поэма, сказ.
- Главные герои и их характеристика.
- Главная мысль книги.
- Отзыв о книги. Здесь ребенок пишет, что ему понравилось или кто понравился, что не понравился или кто не понравился.
- Словарь незнакомых слов с объяснением их значения.
- Иллюстрация к прочитанному.
Не нужно подробно переписывать главы. Ребенку следует описать основные моменты, пометить важные детали. В дальнейшем, при работе в классе с этим произведением, дети могут активно пользоваться читательским дневником. Он поможет вспомнить детали произведения, те моменты, которые вспоминаются с трудом.
Анализ основных произведений для 4 класса
Ниже мы предложим вариант ведения дневника читателя по основным произведениям 4 класса.
Аксаков «Аленький цветочек»
Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич.
Название произведения: «Аленький цветочек».
Жанр: сказка.
Главные герои произведения:
- Купец. Торговец. Имел трех дочерей.
- Младшая дочь. Добрая девушка, которая не побоялась спасти отца и отправилась к чудищу.
- Чудище. Страшиле, который на самом деле был заколдованным сыном короля.
- Сестры. Старшие дочери купца, злые, завистливые.
Краткое содержание:
Купец как-то отправился по делам торговли и спросил у каждой дочери, какой им привести подарок. Старшие дочери спросили у него украшения, младшая – цветочек аленький. Окончив свои дела, купец купил старшим дочерям подарки, но не мог найти аленького цветочка.
После того, как на его караван напали разбойники, купец спасся чудом. Он оказался в волшебном замке с прекрасным садом, где обнаружил аленький цветочек и сорвал его. Это действие вызвало гнев у хозяина замка – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но вместо него должна прийти одна из его дочерей.
Когда младшая дочь узнала о беде, которая нависла над отцом, она ушла к чудищу и жила в его замке, как госпожа. Чудище было добрым, приветливым, исполняло все ее желания. Как-то она отпросилась домой, проведывать родных, должна была вернуться в определенное время. Но, завистливые сестры перевели часы. Из-за чего младшая дочь купца опоздала и нашла мертвым чудище. Девушка заплакала и сказала, что любит его. Вместо страшного чудища появился прекрасный королевич, который женился на ней.
Основная мысль сказки: часто внешность бывает обманчива. Страшное чудище может быть заботливым, любящим человеком.
Погорельский Антон «Черная курица, или Поземные жители»
Автор: Антоний Погорельский.
Название произведения: «Черная курица, или Подземные жители».
Жанр: сказка.
Главные герои:
- Алеша. Одинокий, мечтательный мальчик, хороший товарищ.
- Чернушка. Курица — в мире людей, министр – в подземном мире. Справедливый, мудрый.
- Король. Мудрый, благодарный.
- Учитель. Жесткий, строгий.
Краткое содержание:
Уже два года Алеша жил в пансионате, далеко от дома. Когда других детей забирали домой на выходные, мальчик ухаживал за курицами, среди которых ему особо полюбилась одна, Чернушка. Как-то кухарка решила зарезать ее на обед. Алеша узнал об этом и спас свою любимицу.
Следующей ночью к Алеше пришла Чернушка и привела его в подземный город. Там курица превратилась в министра, а король этого государства отблагодарил ребенка волшебным зернышком. С тех пор Алеша не тратил время на уроки, все знал на отлично. Но, мальчик должен был взамен все держать в тайне.
После этого Алеша изменился, потерял друзей, стал плохо себя вести. Однажды мальчика решили наказать, и от страха он все рассказал учителю. В ночь к нему пришла Чернушка, попрощалась с ним. Алеша заболел. После выздоровления стал прежним хорошим мальчиком, продолжил хорошо учиться и нашел себе друзей.
Основная мысль сказки: если человек получает все даром, не прилагая усилия, то это не приносит ему добра. Нужно уметь держать свое слово.
Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»
Автор: Павел Бажов.
Название произведения: «Малахитовая шкатулка».
Жанр: сказ.
Главные герои:
- Настасья. Строгая вдова, которая не понимала, что творится с ее дочерью.
- Танюшка. Дочь. Добрая, хозяйственная, рукодельница.
- Странница. Хозяйка медной горы, которая многому научила Танюшку.
- Паротя. Жестокий управляющий.
Краткое содержание:
Настасья после смерти мужа осталась одна с тремя детьми. От супруга у нее была шкатулка с украшениями. Украшения никто не мог носить кроме Татьяны. Однажды к ним в дом пришла странница и научила девушку вышивать, подарила ей пуговицу, которую отдала ей в качестве советника.
В доме Настасьи случился пожар, и она решила продать украшения, которые купила жена Пароти, но носить их не смогла. Паротя заказал Татьяне вышить свой портрет, который увидел барин. Предложил Татьяне выйти за него замуж и показать царицу. Девушка согласилась, пришли они во дворец. Она там всех затмила своей красотой.
После того, как пришла в зал царица, Татьяна прошла в стену, а пуговица осталась на полу. Барин после этого пить стал, а люди видеть одновременно в одинаковых платьях двух Хозяек.
Основная мысль: нужно уметь ценить красоту души, а не внешнюю и золото в карманах.
Антон Чехов «Каштанка»
Автор: Антон Павлович Чехов.
Название произведения: «Каштанка».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
- Лука Александрыч – хозяин Каштанки.
- Каштанка – умная собачка, веселая. Работала в цирке.
- Мсьё Жорж – внимательный к животным дрессировщик, приютил Каштанку, назвал ее Теткой.
- Иванович – важный гусь.
- Федор Тимофеевич – вечно недовольный кот.
- Хавронья Ивановна – добродушная свинья.
Краткое содержание:
Каштанка жила с Лукой Александрычем и его сыном. Однажды она потерялась и прибилась к хорошему человеку, который оказался дрессировщиком цирка. Он оценил собаку и стал готовить ее к выступлению. Однажды от несчастного случая умирает гусь, и дрессировщик выставляет на сцену Каштанку. В это время Лука Александрыч с сыном были на представлении, они узнают свою собаку, кричат ее. Каштанка бежит к ним.
Основная мысль: как бы собаке не было хорошо, она всегда бежит к своему хозяину. Собака – это лучший друг человека.
Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
Автор: Евгений Шварц.
Название произведения: «Сказка о потерянном времени».
Жанр: сказка.
Главные герои:
- Петя – неторопливый, ленивый мальчик.
- Злые и коварные волшебники.
- Маруся, Наденька, Вася – друзья Пети.
Краткое содержание:
Петя – ученик третьего класса, плохо учился, всегда опаздывал. Однажды он пришел в школу и увидел, что превратился в старичка, которого не узнала даже мама. Мальчик испугался и побежал куда глаза глядят. Забежал в лес, увидел там злых волшебников, нечаянно узнал, что это они забрали его время и у таких же еще троих ребят.
Петя пошел на поиски других детей, находит их. Мальчик всех ведет в дом к волшебникам. Там друзья прячутся и ночью отматывают часы назад, после чего превращаются обратно в детей и перестают тратить время зря.
Основная мысль: нельзя тратить время зря, нужно учиться, заниматься полезными делами.
Саша Черный «Игорь Робинзон»
Автор: Саша Черный.
Название: «Игорь Робинзон».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
- Игорь – мальчик-фантазер, добрый, смелый, непослушный, находчивый.
- Цезарь – умная собака, пудель.
- Настя – кухарка.
- Жибер – садовник, добрый человек.
Краткое содержание:
Как-то Игорь остался дома один, ему стало скучно. Он отправился на лодке поиграть в адмирала. Лодка поплыла, ее прибило к острову, на котором жили кролики. Игорь воодушевился, представил себя Робинзоном и стал осматривать остров. За это время лодку унесло. Мальчик кричал, но его никто не слышал.
Ночью пришла крыса, мальчик отгонял ее. Он услышал лай. Это к нему приплыл Цезарь. Игорь отправил с ним записку, которую увидел садовник, но ничего не понял. Собака повела садовника к берегу пруда, и тот сообразил в чем дело, сел на лодку и спас мальчика. Игорь стал считать своим спасителем Цезаря и сделал ему медаль.
Основная мысль: нужно думать о последствиях своих действий. Если бы Игорь слушался маму и не стал играть на воде, то ему бы удалось избежать неприятностей.
Михаил Зощенко «Елка»
Автор: Михаил Михайлович Зощенко.
Название произведения: «Елка».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
- Минька – глупый, невоспитанный мальчик.
- Леля – дерзкая, находчивая девочка.
- Мама – добрая, гостеприимная. Защищает своих детей, когда те неправы.
- Папа – умный, строгий, умеет настоять на своем.
Краткое содержание:
В канун Нового года Минька с Лелей пробрались в комнату с подарками. Ребята стали с елки снимать сладости и откусывать их. Минька залез на стул, чтобы сорвать высоко висящее яблоко, но сорвался, упал и разбил куклу. Брат с сестрой убежали, испугавшись.
Пришли гости, мама начала им раздавать подарки. Внезапно она обнаружила обкусанные сладости и поняла, чьих это рук дело. Тогда мама подарила паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Тот обиделся и ударил его. Мама девочки, которой предназначалась кукла, обиделась, что она со сломанной рукой.
Гости стали высказывать свое недовольство, а мама – заступаться за детей. После чего гости ушли, обидевшись. Папа на это сказал, что ни праздника, ни подарков не будет. Выключил свет. Все ушли спать.
Основная мысль: нельзя быть жадным и обижать людей. Если пригласили гостей, то нужно проявлять гостеприимство, иначе можно остаться одиноким.
Это только основные произведения в списке чтения для детей 4 класса. По предложенному примеру можно составить отзывы на другие, заданные книги.
Описание книги “Илья Муромец и змей”
Описание и краткое содержание “Илья Муромец и змей” читать бесплатно онлайн.
«Не в котором царстве, не в котором государстве жил-был мужичок и с хозяюшкою. Живет он богатой рукой, всего у него довольно, капитал хороший имеет. И говорят они промеж собой, сидя с хозяйкою: „Вот, хозяйка, довольно всего у нас, только у нас детей нету; станем просить бога, авось господь нам создаст детище хотя бы напоследях, при старости“. Стали просить бога, и забрюхатела она, и время пришло – родила детище. Прошел год, и два, и три года прошли, ноги у него не ходят, а должно б ему ходить; восемнадцать годов прошло – все без ног сидит…»
Илья Муромец и змей
Не в котором царстве, не в котором государстве жил-был мужичок и с хозяюшкою. Живет он богатой рукой, всего у него довольно, капитал хороший имеет. И говорят они промеж собой, сидя с хозяйкою: «Вот, хозяйка, довольно всего у нас, только у нас детей нету; станем просить бога, авось господь нам создаст детище хотя бы напоследях, при старости». Стали просить бога, и забрюхатела она, и время пришло – родила детище. Прошел год, и два, и три года прошли, ноги у него не ходят, а должно б ему ходить; восемнадцать годов прошло – все без ног сидит.
Вот пошел отец с матерью на покос убирать сено, и остался сын один. Приходит к нему нищенский братия и просит у него милостыньку: «Хозяинушка! Сотвори старичку господню милостыньку Христа ради!» Вот он ему и говорит: «Старичок господень, не могу я тебе подать милостыньку: я без ног». Вошел старичок в избу. «Ну-тка, – говорит, – встань-ка с постели, дай мне ковшичек». Вот, взявши, дал ему ковшичек. «Поди, – говорит, – принеси мне водицы». Принес ему воды и подает в ручки: «Извольте, старичок господень!» Вот он ему назад и отдает. «Выпей, – говорит, – в ковше всеё воду». Опять посылает он его за водою: «Опять сходи, принеси другой ковшик воды». Шедши он за водою за которое дерево ни ухватится – из корню выдернет. Старичок господень и спрашивает у него: «Слышишь ли теперь в себе силу?» – «Слышу, старичок господень! Сила теперь во мне есть большая: кабы утвердить в подвселенную такое кольцо, я бы смог поворотить подвселенную». Как принес он другой ковшик, старичок господень выпил полковша, а другую половину дал ему выпить: силы у него и поубавилось. «Будет, – говорит он, – с тебя и этой силы!» Помолился старичок господень богу и пошел домой. «Оставайся, – говорит, – с богом!»
Скучно ему лежать, и пошел он копать в лес, свою силу пробовать. И ужахнулся народ, что́ он сделал, сколько лесу накопал! Вот идет и отец с матерью с покосу. Что это такое? Лес весь вырыт; кто такой вырыл? Подходят ближе. Жена и говорит своему мужу: «Хозяин, ведь это наш Илюшенька роет!» – «Дура, – говорит он, – не может наш Илюшенька это сделать; пустяки, что это наш Илюшенька!» И подошли к нему: «Ах, батюшка ты наш, как тебе господь создал это?» Вот и говорит Илья: «Пришел ко мне старичок господень, милостыньку просить стал; я ему и отвечаю: „Старичок господень, не могу я тебе милостыньку подать: я без ног“. Вот он ко мне и пришел в избу: „Ну-тка, говорит, встань-ка с постели, дай мне ковшичек!“ Встал я и дал ему ковшичек. „Поди, говорит, принеси мне водицы“. Принес ему воды и подал в ручки. „Выпей, – говорит старичок, – в ковше всеё воду!“ Выпил – и стала во мне сила великая!»
Вот сходятся мужики на улицу, говорят промеж собою: «Вона какой он стал сильный, могучий богатырь! – называют этак мужики Илью. – Вишь он наделал какую ко́пать! Надобно, – говорят, – в городе объявить про него». Вот узнал об нем и государь, что есть такой сильный, могучий богатырь; призвал его к себе, и показался[1] он государю, и нарядил его государь в платье, како следует. И показался он всем и служить стал хорошо. Вот и говорит государь: «Сильный, могучий ты богатырь! Подымешь ли мой дворец по́д угол?» – «Извольте, ваше царское величество! Хошь набок, как угодно подыму его». Вот у царя дочь прекрасная, красавица такая, что не можно вздумать, ни взгадать, ни в бумаге пером написать. И показалась она ему оченно, и хочет с ней обвенчаться.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.