«Дубровский»: анализ произведения и его содержание

метки:

Дубровский, Произведение, Повесть, Рассказ, Роман, Научить, Пушкин, Троекуров лучшие книги для детей 8 — 11 лет!

  1. Александрова Т. Домовенок Кузька
  2. Беляев А. Человек-амфибия
  3. Бианки В. Рассказы о животных
  4. Волков А. Волшебник Изумрудного города
  5. Волков А. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
  6. Голявкин В. Рассказы
  7. Губарев В. Королевство кривых зеркал
  8. Дефо Д. Робинзон Крузо
  9. Драгунский В. Смешные рассказы школе
  10. Киплинг Р. Маугли
  11. Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес
  12. Лагин Л. Старик Хоттабыч
  13. Лафонтен Басни
  14. Медведев В. Баранкин, будь человеком!
  15. Михалков С. Басни
  16. Михалков С. Праздник непослушания
  17. Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля
  18. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей
  19. Олеша Ю. Три толстяка
  20. Осеева В. Рассказы
  21. Пивоварова И. Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса
  22. Прокофьева С. Приключения желтого чемоданчика
  23. Пушкин А. Сказки
  24. Распе Р.Э. Приключения барона Мюнхаузена
  25. Родари Дж. Приключения Джельсомино

Характеристики героев и разберем особенной тщательно. Также представим небольшой обзор критических отзывов на произведение современников автора.

История создания

В основу была положена история, которую Пушкину рассказал его приятель П. В. Нащокин. Таким образом, имеет реалистические корни роман «Дубровский». Анализ произведения поэтому необходимо начинать именно с этого.

Итак, Нащокин встретил в остроге белорусского дворянина, который долго судился с соседом из-за земли, был выгнан из имения и затем, оставшись с несколькими крестьянами, начал заниматься грабежом. Фамилия того преступника была Островский, Пушкин заменил ее на Дубровский, а действие произведения перенес в 20-е годы 19 века.

Изначально Пушкин озаглавил роман датой – «21 октября 1832 года», которая обозначала начало работы над романом. А известное всем название произведению дал уже редактор перед публикацией в 1841 году.

Краткое содержание: завязка

Еще в школе дети изучают роман «Дубровский». Анализ произведения (6 класс – время, когда ученики знакомятся с ним впервые) обычно производится по схеме. И если первым пунктом является описание истории создания, то далее должно идти краткое содержание романа.

Помещик Кирилла Петрович Троекуров, отставной генерал-аншеф, классический своенравный и богатый барин, его прихотям угождают все соседи, а губернские чиновники при виде него трепещут. Он дружит со своим соседом и бывшим товарищем по армейской службе Андреем Гавриловичем Дубровским, небогатым и независимым дворянином, бывшим поручиком.

Троекуров всегда отличался скверным и жестоким характером. Не раз он издевался над своими гостями. Излюбленной его выходкой было запереть одного из приехавших к нему в комнате с медведем.

Сочинение 2

В романе Пушкина А.С. «Дубровский» мы знакомимся с двумя помещиками, которые были друзьями до определенного времени. Звали их Троекуров Кирила Петрович, он слыл самодуром, а все потому что имел большие капиталы и Дубровский Андрей Владимирович барин средней руки. Различие их было все в том, что у одного все было заранее схвачено, никто не смел ему перечить, он мог покровительствовать любому. Все зависело от желания и настроения. Многие соседи не раз задумывались, что может связывать этих совершенно разных людей.

Так бы жизнь и шла своим чередом, если бы не один случай, который перевернул судьбы не только наших героев, но и их детей, не говоря о крестьянах. В один прекрасный день, кто из друзей встал не стой ноги непонятно, но Дубровский всегда пользовавшийся благосклонностью Троекурова попал в немилость. И все от того что не лестно отозвался о друге и его жизни, что страшно не понравилось тому. Всегда снисходительно относился Кирила Петрович к замечаниям соседа, а тут рассвирепел. Непонятно что произошло с Андреем Владимировичем, всегда такой покорный, добродушный, тут показал характер и как потом выяснилось совсем не к месту. Ему, как всегда, безропотно отнестись к чудачествам друга и попросить прощение, а он наоборот проявил твердость в своих взглядах. В этот момент Дубровский старший совсем не подумал о сыне, которого лишил средств к существованию из-за какой-то совершенно нестоящей, такой цены, размолвки.

Иногда надо быть очень внимательным к своим суждениям не только с теми кого не знаешь, но с хорошо знакомыми. Ведь не всегда люди могут пропускать обиды мимо ушей. Иногда сделав слишком много для человека ниже их по социальному статусу они могут потребовать к себе даже не уважения, а подобострастия. Чтобы не только терпел, но восхвалял своего благодетеля.

Роман заставляет нас задуматься, что не стоит отстаивать правду и учить жизни людей которые владеют большими капиталами. Даже если они не правы все будет на их стороне, ни кто не посмеет ослушаться, потому что это дороже выдет.

Развитие действия

Как-то приезжает к Троекурову Дубровский, и помещики ссорятся из-за дерзости слуги гостя. Постепенно ссора превращается в настоящую войну. Троекуров решает отомстить, подкупает судью и, благодаря своей безнаказанности, отсуживает у Дубровского Кистеневку, его имение. Узнав вердикт, помещик сходит с ума прямо в зале суда. Его сын, гвардейский корнет Владимир, вынужден оставить службу и приехать из Петербурга к больному отцу. Вскорости старший Дубровский умирает.

Приезжают судебные чиновники, чтобы оформить передачу собственности, они напиваются и остаются ночевать в имении. Ночью Владимир поджигает дом вместе с ними. Дубровский вместе с верными крестьянами становится разбойником. Постепенно он наводит ужас на всех окрестных помещиков. Нетронутым остаются только владения Троекурова.

В семью Троекурова приезжает учитель, чтобы поступить на службу. Дубровский перехватывает его на полдороге и подкупает. Теперь он сам под видом Дефоржа отправляется в имение врага. Постепенно между ним и Машей Троекуровой, дочерью помещика, возникает любовь.

Месть, как социальный протест в романе «Дубровский»

Сын провинциального помещика, после смерти отца, незаконно лишается крова. Он возглавляет бунт крестьян своего имения и становится разбойником. Месть – главная цель его жизни. Однако образ Владимира автор идеализирует. Перед читателем он предстает не простым разбойником, а борцом за справедливость. Он умен, добр, смел, красив. Все его действия, борьба против несправедливости, проснувшаяся любовь к дочери своего врага, не оставляют в сердце читателя равнодушия.

Все поступки и характеристики главных героев романа «Дубровский» объясняются временем, в котором они живут. В романе затронута главная острая проблема прошлого века: взаимоотношения крестьян и помещиков. И с помощью крестьянского бунта под предводительством Владимира Дубровского Пушкин очень полно показывает картину несправедливости и угнетения крестьян помещиками.

Развязка

Лучше всего рассматривать роман целиком. А анализ произведения «Дубровский» по главам будет провести довольно проблематично, так как они являются элементом одного целого и вне контекста теряют большую часть смысла.

Итак, Троекуров решает выдать дочь замуж за князя Верейского. Девушка против и не желает выходить за старика. Дубровский предпринимает неудачную попытку предотвратить их брак. Маша посылает ему условный знак, он приезжает спасти ее, но оказывается поздно.

Когда свадебный кортеж следует из церкви в имение князя, люди Дубровского окружают его. Владимир предлагает Маше свободу, она может бросить старого мужа и уйти с ним. Но девушка отказывается – она уже дала клятву и не может ее нарушить.

Вскоре губернским властям едва не удается поймать банду Дубровского. После этого он распускает своих людей, а сам отправляется за границу.

Несколько интересных сочинений

  • Смысл названия романа Капитанская дочка Пушкина
    «Капитанская дочка» — историческая повесть Александра Сергеевича Пушкина, отразившая время правления Екатерины Великой. Повествование ведется от лица Петра Гринева, который на момент написания произведения является достаточно пожилым человеком
  • Анализ романа Униженные и оскорблённые Достоевского
  • Анализ сказки Коняга Салтыкова-Щедрина сочинение
    Основной идеей произведения является раскрытие социального неравенства существующего общественного строя, представленное писателем на примере образа трудолюбивого Коняги.
  • Анализ рассказа Говори мама говори Екимова
    Каждый родитель боится быть брошенным своим чадом. Страшно в какой-то момент прийти к осознанию, что в тебе не нуждаются, что ты уже не нужен. В старости родители надеются на заботу со стороны своих детей, на благодарность и любовь.
  • Образ и характеристика Веры Ростовой в романе Война и мир Толстого сочинение
    Вера Ростова, героиня романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», является одним из наиболее интересных второстепенных персонажей произведения.

Главный герой повести «Дубровский» — молодой офицер Владимир Дубровский. Его отец, отставной поручик, владел небольшим имением. Старший Дубровский дружил с богатым соседом, помещиком Троекуровым, с которым когда-то вместе служил. Но между друзьями произошла ссора. Тогда своенравный Троекуров решил отомстить соседу, и отсудить у того имение. Затея удалась, и старший Дубровский серьезно заболел после этого. Владимиру Дубровскому пришлось оставить службу и выехать к больному отцу.

Владимир успел застать отца живым, но тот был в очень плохом состоянии. Ситуацию невольно усугубил Троекуров, который решил помириться со старым другом и для этого приехал в отсуженное им имение Кистеневка. Однако старший Дубровский при виде обидчика настолько разволновался, что с ним случился удар. Владимир Дубровский в сердцах отказал Троекурову в приеме и тот уехал в состоянии озлобления. Через некоторое время Владимир сообщил всем обитателям имения, что его отец скончался.

Разозленный Троекуров отправил чиновников забирать имение Дубровских прямо в день похорон его бывшего друга. Крестьяне, узнавшие, что они переходят к другому хозяину, попытались бунтовать, но Владимир их успокоил, как мог. Испуганные чиновники остались ночевать в имении, боясь нападения крестьян.

Ночью Владимир принял решение сжечь родной дом, чтобы он не достался Троекурову. Он отправил кузнеца Архипа открыть дверь в дом, чтобы чиновники могли из него выбраться. Сам Дубровский с верными крестьянами покинул усадьбу, скрывшись в неизвестном направлении. Но Архип, наоборот, запер дверь, и когда дом запылал, из него никто не смог выйти. Чиновники погибли в огне.

Вскоре в окрестных местах появились разбойники, начались грабежи на дорогах и в поместьях. Народная молва приписывала все эти нападения молодому Дубровскому. Не трогали разбойники только Троекурова, и причина этому была непонятна.

У Троекурова была дочь по имени Маша. В раннем детстве она играла с маленьким Володей Дубровским, но после того много лет с ним не встречалась. Кроме того, у Троекурова был еще маленький сын, для которого он решил нанять воспитателя из французов. Вскоре в доме появился молодой человек, которого звали Дефорж. Ни Троекуров, ни Маша не обращали на молодого воспитателя особого внимания, пока тот не стал объектом излюбленной шутки хозяина дома. Дефоржа втолкнули в комнату, где был привязан голодный медведь. Так обыкновенно любил пошутить Троекуров. Однако Дефорж не испугался и застрелил медведя, чем заслужил уважение Троекурова. Маша тоже стала обращать больше внимание на молодого француза и постепенно влюбилась в него.

Но каково было удивление Маши, когда однажды Дефорж назначил ей свидание и признался, что на самом деле он — Владимир Дубровский. Дубровский объяснил Маше, что любовь к ней принудила его отказаться от планов мести Троекурову. После свидания с Машей Дефорж-Дубровский покинул дом Троекуровых.

Спустя какое-то время к Маше посватался богатый сосед Троекурова – князь Верейский. Отец Маши был очень доволен этим сватовством, но сама она не хотела выходить замуж за пятидесятилетнего старика. Воспитанная в домашних условиях и оттого будучи наивной, Маша написала князю письмо с просьбой отказаться от сватовства. Но Верейский не внял ее уговорам, и сообщил о письме Маши ее отцу. Свадьбу решено было ускорить, а невесту посадили под замок. Маша сумела сообщить Дубровскому о предстоящей свадьбе, так нежеланной для нее. Но Дубровский опоздал. Когда он настиг карету с князем и Машей, было уже поздно – венчание состоялось. Маша не могла нарушить обязательств, данных ею перед церковным алтарем, и она отказалась уезжать вместе с Дубровским.

А вскоре из-за постоянных преследований и столкновений с правительственными солдатами Дубровскому пришлось распустить верных ему людей и покинуть родные края. Таково краткое содержание повести.

Главная мысль повести «Дубровский» состоит в том, что горячность и поспешность в действиях никогда не приводили ни к чему доброму. Как отец Владимира в сердцах поссорился с Троекуровым, отчего вскоре потерял здоровье и имение, так и его сын в порыве горячности принял решение сжечь родной дом, чтобы тот не достался Троекурову. Следствием его несдержанности стала гибель людей, а сам Дубровский перешел в разряд нарушителей закона, разбойников. Повесть А.С.Пушкина «Дубровский» учит быть вдумчивым и хладнокровным в принятии важных решений и не поддаваться эмоциям, которые могут способствовать неправильному выбору способов решения проблемы.

В повести мне понравился главный герой, Владимир Дубровский. Он наделал много ошибок, но при этом имел открытую душу. Когда однажды он остановил посыльного с деньгами, которые одна женщина послала своему сыну, Дубровский не стал отнимать этих денег и отпустил посыльного. Владимиру Дубровскому свойственно также и великодушие. Когда он осознал, что полюбил Машу Троекурову, дочь человека, который погубил его отца, он сумел найти в себе силы, чтобы простить Троекурова и отказаться от планов мести.

Какие пословицы подходят к повести «Дубровский»?

Всякому своя обида горька. Любовь не пожар, а загорится — не потушишь. Умей прощать и мощь твоя умножится.

Откровенно говоря, возрастные рамки, что устанавливаются при рекомендациях на книги, меня всегда несколько смущают. Прежде всего стоит помнить, что все дети разные. Кто-то в 10 лет читает философию, а кто-то продолжает любить русские народные сказки. Существуют и вундеркинды, читающие такое, название чего я вряд ли смогу грамотно написать. Поэтому эти самые рамки все-таки очень относительные. Понятное дело, что Льва Толстого не стоит читать в первом классе самому обыкновенному ребенку, т.е. ребенку с нормальным развитием без перегибов к заумности или, напротив, к какой-либо отсталости. Есть список лучших книг

, которые рассчитаны на нормальных, самых обыкновенных
детей начальной школы
, т.е. где-то от 8 лет до 11. Существуют школьные программы по внеклассному чтению. Книги, включенные в этот список, распределены по возрастному признаку. Но так или иначе, всё все-таки зависит от учителя, и списки литературы очень часто урезаются. Мало того, и нормальные дети друг от друга отличаются. Кому-то читать Велтистова сложновато. А кто-то в те же 11 лет проглатывает Электроника взахлеб. Бывают дети прилежно читающие все, что задает учитель на лето. Но им этого мало. Они желают взглянуть на мир детской литературы шире. При этом родители хотели бы быть уверены, что выбор книг для их детей на все сто проверенный опытом поколений. Самым лучшим способом не ошибиться в книгах, что читают ваши дети, это прежде прочитать книгу самим. Но не всегда у взрослых бывает на то время. Одно могу сказать — помните, воспитывает по-настоящему только то, что пропускается ребенком через сердце! Это доказано. Поэтому нужно быть крайне внимательными к тому, ЧТО ваши дети смотрят и ЧТО читают. Я со своей стороны предлагаю
список
проверенных и
самых лучших книгдля детей
начальной школы, т.е. возраст которых 8 — 11 лет. Книги эти многим очень хорошо известны. Кто-то когда-то читал их сам. Возрастные рамки я сознательно размыла, опираясь на все ту же разницу среди детей. Был ли бы из чего выбирать. Итак,

лучшие книги для детей 8 — 11 лет!

  1. Александрова Т. Домовенок Кузька
  2. Беляев А. Человек-амфибия
  3. Бианки В. Рассказы о животных
  4. Волков А. Волшебник Изумрудного города
  5. Волков А. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
  6. Голявкин В. Рассказы
  7. Губарев В. Королевство кривых зеркал
  8. Дефо Д. Робинзон Крузо
  9. Драгунский В. Смешные рассказы школе
  10. Киплинг Р. Маугли
  11. Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес
  12. Лагин Л. Старик Хоттабыч
  13. Лафонтен Басни
  14. Медведев В. Баранкин, будь человеком!
  15. Михалков С. Басни
  16. Михалков С. Праздник непослушания
  17. Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля
  18. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей
  19. Олеша Ю. Три толстяка
  20. Осеева В. Рассказы
  21. Пивоварова И. Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса
  22. Прокофьева С. Приключения желтого чемоданчика
  23. Пушкин А. Сказки
  24. Распе Р.Э. Приключения барона Мюнхаузена
  25. Родари Дж. Приключения Джельсомино

Анализ произведения Пушкина «Дубровский»: тема и идея

Это произведение является одним из самых значимых в творчестве писателя. В нем Пушкин отразил очень многие проблемы своего времени. Например, самодурство помещиков, произвол чиновников и судий, бесправие крепостных и разбойничество как реакция на все это непокорных и отважных людей.

Тема разбойничества ради благих целей не нова в мировой и русской литературе. Образ благородного и свободолюбивого разбойника не оставил равнодушными многих писателей романтического направления. Однако не только этим объявляется интерес Пушкина к данной теме. Долгие годы в России был распространен разбой. Грабителями становились бывшие солдаты, обнищавшие дворяне, убежавшие крепостные. Однако народ винил в грабежах не их, а власть, которая довела их до этого. И Пушкин решил в своем произведении показать, почему честным людям приходится выходить на большую дорогу.

Своеобразие конфликта

Продолжаем описывать анализ произведения Пушкина «Дубровский». 6 класс, а именно в нем изучают роман, уже знаком с таким понятием, как «конфликт», поэтому его обязательно нужно будет рассмотреть.

Итак, в романе всего 2 конфликта, которые разительно отличаются как по своей природе, так и по социальной значимости. Первый имеет яркую общественную окраску и связан с сословным неравенством. В нем сталкиваются Андрей Дубровский и Кирила Троекуров. И в результате он приводит к бунту Владимира, который не может смириться с произволом. Это основной конфликт романа.

Однако существует и второй, связанный с темой любви и семейно-бытовых отношений. Проявляется он в носильной выдаче замуж Маши за старого князя. Пушкин поднимает тему женского бесправия, говорит о невозможности влюблённых быть счастливыми из-за прихоти родителей.

Оба этих конфликта объединяет фигура Кирилы Троекурова, который и стал причиной бед как Дубровских, так и родной дочери.

Вынужденный разбой

Но Владимира Дубровского назвать единомышленником крестьян и их заступником трудно. Им руководит лишь чувство мести за обиду, которую нанес Троекуров его отцу. Тема романа «Дубровский» – как беззаконие может повлиять на судьбу человека. Владимир стал разбойником поневоле, а не по убеждениям. Он был вынужден стать бунтарем, бросив тем самым вызов обществу. Однако этот вызов не стал выходом из ситуации. Это не принесло ничего хорошего в жизнь героев.

Выдвинутый Владимиров Дубровским протест – единственно возможная в то время форма самозащиты. Таким образом, герой пытается не стать таким же, как Троекуров. Он самоутверждается как личность. Но все изменения происходят только в судьбе героя, не затрагивая его характера. Отсутствие эволюции во внутреннем мире, Пушкин считает главной причиной поражения, которое потерпел Дубровский в своих начинаниях.

Подводя итог, можно утверждать, что Владимир – жертва обстоятельств. Он чужой для крестьян. Он оказался за чертой закона, за чертой любви. И он не может исправить ситуацию и вернуть прежнюю жизнь и свой статус.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Образ Владимира Дубровского

Главный герой романа – Владимир Андреевич Дубровский. Анализ произведения позволяет дать ему весьма лестную характеристику. Он бедный дворянин, ему 23 года, у него величественный вид и зычный голос. Несмотря на свое положение, он не утратил чести и гордости. Он, как и его отец, всегда хорошо относился к крепостным и заслужил их любовь. Именно поэтому они вступили с ним в сговор, когда он задумал сжечь имение, а затем начал разбойничать.

Мать его умерла, когда ему был только год. Однако он знал, что родители его женились по любви. Такого будущего он хотел и для себя. Маша Троекурова стала для него той самой единственной любовью. Однако в дело вмешался ее отец. Владимир предпринял отчаянную попытку спасти любимую, но не смог. Благородство его проявилось и в том, что он покорно ушел, когда Маша отказалась убежать с ним. Можно сказать, что это герой воплощает в себе понятие дворянской чести.

Тематика и проблематика романа Пушкина «Дубровский»

В интересующем нас художественном произведении можно выделить несколько тем.

  • Помещичий быт. Троекуров держит в страхе всю округу и развлекается тем, что устраивает злые шутки над гостями и соседями. Дубровский-старший завидует на троекуровскую псарню. Князь Верейский откровенно скучает и визиты соседям наносит из желания развеять скуку. Все в окрестностях боятся богатого и влиятельного Троекурова.
  • Дружба. Троекуров и Дубровский-старший дружат, но ссорятся из-за пустяка. В итоге один из них отнимает у другого имение, а того разбивает паралич, когда он видит бывшего приятеля в окошко.
  • Любовь. Характеризует взаимоотношение Маши и Дубровского. Оказывается силой, способной смягчить ожесточенное сердце, заставить простить врага.
  • Бунт. Сначала крепостные Дубровских бунтуют, не желая переходить в собственность Троекурова. Затем сам Владимир Дубровский сжигает свой дом, чтобы он не достался никому другому, и становится разбойником.
  • Отношение к крестьянам. Дубровский разговаривает со своими людьми мягко и уважительно, они уходят с ним в лес добровольно. Троекуров обращается с крепостными жестоко, хоть те и гордятся принадлежностью ему как самому влиятельному барину в окрестности. Дубровского крестьяне любят, Троекурова боятся.
  • Семья. Владимир питает теплые чувства к отцу, несмотря на то, что не видел его 12 лет. Тот, хоть и беден, отправляет сыну на содержание достаточно большие суммы, чтобы тот не бедствовал. Троекуров нанимает для своих детей учителей, но сам их воспитанием не занимается. Заставляя дочь выйти за старого князя, руководствуется расчетом, не принимая во внимание чувства Маши.
  • Разбойничество. Дубровский становится разбойником, но грабит не всех и отнимает не все. Он щадит Троекурова, так как влюблен в его дочь, помещицу-вдову, которая отправляет сыну на содержание с трудом набранные деньги. Его можно назвать благородным разбойником.
  • Крепостное право. Крепостных Дубровских передают Троекурову против их воли. Они являются такой же собственностью, как имение или земля.

Проблем в романе Пушкина «Дубровский» тоже поднимается несколько.

  • Беззаконность, несправедливость. Имения Дубровских Троекуров лишает в обход закона. Сила и деньги позволяют обходить закон. Торжествует несправедливость.
  • Пагубность мести. Жажда мести, которая заставляет Дубровского сжечь дом и создать из крепостных банду разбойников, приводит героя в тупик. В результате он вынужден отказаться от мести, но это не возвращает ему прежнего положения в обществе, не дает возможности просить руки возлюбленной. В результате Маша обвенчана с другим и не может оставить своего мужа, уйти с любимым.
  • Сила любви. Желание отомстить в Дубровском так сильно, что он добровольно делает себя изгоем, подаваясь в разбойники. Однако встреча с Машей заставляет его отступиться от своих злых намерений, в том числе и по отношении к отцу девушки.
  • Хрупкость дружбы. Поссорившись из-за пустяка, бывшие приятели становятся ярыми врагами.
  • Протест против крепостничества. Крепостные Дубровских первыми поднимают бунт, потому что не хотят принадлежать Троекурову. Они не хотят быть вещью, передаваемой из рук в руки. Нельзя относиться к людям как к бездушным созданиям, распоряжаться их судьбами.
  • Важность образования. Троекуров – необразованный и невежественный человек. В этом автор видит порочность его натуры, предпосылки к возникновению вредных привычек, жестоких шуток над людьми, неспособность считаться с чувствами других людей, в том числе и собственной дочери.
  • Благородство и честь. Благородство Дубровского состоит не только в том, что он не грабит бедных. Он честно признается Маше в любви и не скрывает от него своего имени. Он носит с собой пистолеты на случай, если его попытается обидеть человек более знатный, чтобы защитить свое достоинство. Он не склоняет Машу к нечестным или пагубным поступкам, защищает ее бескорыстно, думая не о своем, а о ее благополучии. Сама Маша тоже действует честно и благородно. А вот князя Верейского, который насильно берет замуж девушку, которая его не любит, благородным человеком назвать нельзя. Не относится к числу благородных поступков и лишение своего бывшего друга имения, как это сделал помещик Троекуров.

Можно говорить о том, что затронутые Пушкиным в «Дубровском» проблемы носят как личностный, так и общественный характер.

Образ Троекурова

Чтобы обличить таких, как Троекуров, писался роман «Дубровский». Анализ произведения дает нам понять всю низость и беспринципность этого человека. Для него нет ничего святого. Он с одинаковой легкостью сживает со свету своих слуг и друзей. Даже смерть товарища и хорошего приятеля не остановила его алчности. Не пожалел он и свою дочь. Ради выгоды Троекуров обрек Машу на несчастливую жизнь в браке и лишил ее настоящей любви. При этом он уверен в своей правоте и даже не допускает мысли о том, что может быть наказан.

Главные герои и их характеристика

  1. Кирила Петрович Троекуров принадлежал к знатному дворянскому роду. Дослужился до чина генерал-аншефа. Выйдя в отставку, поселился в селе Покровском. Физически был необыкновенно силён. Имел пороки человека необразованного. Пылкий нрав его не позволял вести размеренную жизнь. Каждый вечер был навеселе. Отличался хлебосольством. Дом его никогда не пустовал, а собирал людей самого высокого звания. Невзирая на лица и должности, Троекуров вёл себя надменно. Никто не имел права не явиться в назначенный час, а тем более, отказаться от приглашения. Одно только имя его заставляло окружающих трепетать. С крестьянами и дворовыми обращался своенравно. В порыве гнева двух учителей засёк до смерти. Любимое занятие – охота. Гордостью Троекурова была псарня, где более пятисот гончих и борзых собак «жили в довольстве и тепле». Кирила Петрович не был корыстолюбив. Человеческие чувства ещё сохранялись в его душе и иногда прорывались наружу. Когда суд вынес решение о передаче Кистенёвки в его полное владение, сердце его не возрадовалось. Он сочувствовал своему бывшему товарищу, решив помириться. К сожалению, этот порыв души привёл к трагическому исходу. Такова характеристика Троекурова.
  2. Андрей Гаврилович Дубровский – обедневший дворянин, в чьём владении находилось сельцо Кистеневка с семью десятками крепостных душ. По характеру человек прямой, нетерпеливый, гордый и решительный. Имел собственное мнение, не боялся его прямо высказывать. Будучи бедным, отказался от покровительства богатого товарища, сохранив свою независимость. Рано овдовев, обожал сына. Заботясь о его будущем, ничего не жалел для приличного его содержания. Видел в сыне свою опору в старости. Опытный охотник, «тонкий ценитель псовых достоинств». Без него Кирила Петрович никогда не выходил на охоту.
  3. Владимира Дубровского судьба совсем не баловала. Материнской заботы и ласки он не знал: мать умерла рано. Отец отдал семилетнего мальчика на воспитание в Петербургский кадетский корпус, по окончании которого Владимир служил в гвардии. О своём будущем молодой человек нисколько не заботился, зная, что всегда найдёт богатую невесту. Позволял различные прихоти, ни в чём себе не отказывая. Получив письмо от Егоровны, решился поехать к отцу, которого очень любил, и, если понадобится, выйти в отставку. Владимир Андреевич обладал чутким и отзывчивым сердцем. С уважением и признательностью относился к своим дворовым. В Кистенёвке его любили, и дворня с радостью встречала своего молодого хозяина. Будучи честным и справедливым, он не предпринимал никаких мер, чтобы имение осталось за ним, так как верил в справедливое решение суда. Вынужденно став разбойником, славился великодушием, умом и отвагой. Поместий своего «обидчика» не грабил, чем вызывал у окружающих удивление. При первой встрече с Машей Владимир испытывает смущение, трепет. Его изменившийся голос говорит о том, что девушка произвела на него неизгладимое впечатление. Любовь к Маше помогает отказаться от мщения бывшему товарищу отца. Отныне все люди, связанные судьбой с Марьей Кириловной, становятся для героя неприкосновенными. Ненависть уступает место прощению. В доме Троекурова все почитают его своим человеком. Смелость, отвага, решительность, находчивость – важные качества его характера, в полной мере проявившиеся в столкновении с медведем, который был застрелен верной рукой «француза». Человек искренний, Дефорж «открывает» Маше своё настоящее имя. Он не хочет, чтобы в их отношения вкралась хоть капелька лжи, таков прямолинейный характер Дубровского. При этом он осознает, что Маша может быть с ним только при самых трудных для неё жизненных обстоятельствах. Она – дочь своего отца, и живёт по законам дворянского общества, а Владимир эти законы нарушил.
  4. Семнадцатилетняя Маша – дочь Троекурова, который искренне любит её, но не всегда считается с её желаниями. Доверия между ними не существует. Маша никогда не делилась с отцом своими сокровенными чувствами. Так же, как и Владимир Дубровский, не знала материнской нежности, выросла в полном одиночестве. Всё её образование заключалось в чтении романов французских авторов. Хорошо владея французским языком, выступала в качестве переводчицы для отца. При этом грубые обороты речи всегда деликатно смягчала. Девушка талантливая, Маша обладала прекрасными музыкальными способностями. Марья Кириловна, начитавшись французских книг, мечтала о романтической любви, героем её романа должен стать человек отважный, представитель аристократической среды. На появление в доме Дефоржа, учителя Саши, она никак не реагировала. Когда же француз, не растерявшись, справился с медведем, героиня вынуждена была признать его храброе сердце и гордое самолюбие. Полюбив «молодого разбойника», Марья Кириловна обращается к его помощи, когда отец даёт согласие на предложение князя Верейского о браке с его дочерью. Когда же Дубровский «предоставляет ей свободу», она отказывается её принять, объяснив, что чтит обряд венчания и не может пойти против него. Верная клятве перед богом, Маша остаётся с нелюбимым мужем.
  5. Образ Пушкина. Повествование в романе ведётся от лица автора, который описывает события в хронологическом порядке простым, доступным языком. Его отношение к происходящим событиям проявляется в описаниях поступков героев, психологических характеристиках, данных персонажам. Так, волнение мыслей Кир Троекурова за судьбу своего старого соседа сказалось в «насвистывании» им начальной строки из стихотворения Г. Р. Державина «Гром победы раздавайся». Эпиграфом к IV главе первого тома не случайно Пушкин взял стих из оды Г. Р. Державина «На смерть князя Мещерского». Эти строки предопределяют трагические события, о которых пойдёт речь. Пушкин будто предупреждает: время скоротечно. В гостеприимный и светлый домик Дубровских пришло горе: не стало хозяина.
  6. Пейзаж у автора не «живёт» отдельно сам по себе. Он является средством психологической характеристики персонажей и средством выражения мыслей и чувств автора. Когда хоронили старика Дубровского, «день был ясный и холодный». «Осенние листья падали с деревьев», символизируя завершение жизни светлого, честного человека. Переживая смерть отца, Владимир уходит в рощу, чтобы побыть наедине с природой и насладиться покоем, царящим в ней. Долго созерцает он «тихое течение ручья, уносящего несколько поблёклых листьев». Пушкин создаёт яркую метафору: жизнь на Земле не прекращается, а отжившие свой век простые смертные уходят из неё.

Если говорить об отношении Пушкина к Владимиру Дубровскому, то он не идеализирует своего героя, не восторгается его «героическими» поступками, не восхваляет его лучшие черты характера. Он, скорее всего, сочувствует юноше, которому обстоятельства не дали раскрыться в полной мере, а, наоборот, сделали жизнь его никчёмной, никому не нужной, вынудили его покинуть родину. Авторская позиция – сочувствие.

Роман в оценке критиков

Что же думали критики о романе «Дубровский»? Анализ произведения помог нам понять, что Пушкин написал довольно злободневную книгу. Однако Белинский, например, назвал ее мелодраматичною, а Дубровского героем, который не вызывает сочувствия. С другой стороны, критик высоко оценил достоверность, с какой Пушкин изобразил Троекурова и помещичий быт своего времени.

П. Анненков отмечал, что роман имеет романтический конец, несообразный с его содержанием, но описанные характеры отличаются особой психологичностью и достоверностью. А. Григорьев также подчеркивал жизненность описанной ситуации и реалистичность персонажей.

«Дубровский»: анализ произведения кратко

Если необходимо сделать краткий анализ. То можно написать следующее. Главная тема произведение – разбойничество в России. Идея – показать, как люди становятся на этот путь, и кто тому виной. Пушкин старался обличить власть и показать социальную несправедливость, царящую вокруг. В произведении два конфликта – социальный и любовный. Первый связан с неограниченной властью имущих, а второй с полной родительской властью над своими детьми. Главным виновником выступает Троекуров, воплощающий классический тип русского барина.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]