Сочинение Природа в романе Евгений Онегин Пушкина (Роль природы)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Роль природы в романе Евгений Онегин

Природа является одним из основных персонажей произведения, поскольку пейзажные зарисовки присутствуют на протяжении всего повествовательного сюжета, представляя собой либо целые картины, либо легкие упоминания.

Природные зарисовки имеют в романе особое значение, поскольку автор представляет их в разных ролях, например, в форме создания особенного фонового рисунка для сюжетной линии, создания лирического настроения. Кроме того, пейзажные описания, используемые поэтом в лирических отступлениях, являются повествовательной паузой с целью переноса читателей в иной временной период.

Также посредством природных изображений демонстрируется взаимосвязь пейзажа и основных персонажей произведения.

Ключевой персонаж романа, Евгений Онегин, представляет автором в образе чуждого природе человека, городского жителя, который оказавшись в деревенских условиях не в состоянии постигнуть красоту русской природы, являющейся для него обыденностью, поскольку мужчина далек от поэзии и осознания прекрасного, развращен праздной городской жизнью.

Особая авторская любовь к природе раскрывается с появлением в романе главной героини в образе Татьяны Лариной, поскольку посредством пейзажных описаний поэт изображает поэтичную и мечтательную душу девушки, тонко чувствующую красоту российских просторов. С помощью отношения героини к природе автор подчеркивает ее чувственное мировосприятие, а также изображает широкую и красивую русскую душу. Природа помогает автору передать чувства ожидания первой влюбленности, а также истинный романтизм женской души.

На протяжении повествовательного сюжета в романе изображаются все времена года, отражаются приход весны и осени, а зимний и осенний период упоминаются даже два раза.

Своеобразие природных зарисовок в романе заключается в использовании автором удивительных поэтических сравнений, которые способствуют оживлению природы, ее одухотворению, а также литературных художественных приемов в виде эпитетов, метафор, контрастных гипербол, разнообразных определений, обилия глаголов, легкой иронии, позволяющих ощутить движение времени посредством окружающей природы.

Отличительной особенностью романа в стихах является изображение ярких, красочных природных картинок, ставших впоследствии крылатыми и самостоятельными творческими произведениями.

Роль природы

В знаменитом произведении всеми известного классика своеобразно показаны картины русского быта, с описанием красот родных мест.

Замечательные живописные объекты мы видим в 4 главе. Именно здесь наряду с этим описанием раскрывается душа одной из главных героинь — Татьяны. Девушка воспринимала мир через прелести природы. Особенно ярко Пушкин показывает зимнее время года. Да и понятно. Ведь в ту эпоху многие писатели обращали свои взоры к описанию русской зимы. Перед нами открывается картина, где крестьяне встречают по-особенному зимнюю пору. Не менее, прекрасно он описывает весну, используя яркие краски. Таким образом, Александр Сергеевич показывает обновление души человеческой в момент пробуждения природы.

Но если при представлении Татьяны Александр Сергеевич прибегал к более сочным описаниям, то, Онегин, же у него вызывает насмешку своим пренебрежением к природе. Евгению было скучно в деревне, хотя он и считал это место милым уголком. Его привлекал Петербург со своими яркими огнями. Ленский же был более романтичным молодым человеком. Ему нравились закаты и тихие вечера. Даже место, где похоронили Ленского описано таким образом, чтобы показать, каким был этот юноша, как он видел окружающий его мир.

Если же подробно изучить биографию Пушкина, то можно подметить, что из всех времен года его привлекала осень. Именно в осеннюю пору он написал много замечательных произведений. И в романе «Евгений Онегин» Пушкин отзывается с особой теплотой. Лето тоже привлекло поэта. Тихий вечер со своими необыкновенными звуками навевает на читателей полное умиротворение и благодать. Только Татьяна никак не наслаждается прелестями лета. Она страдает.

Если внимательно прочитать творение, то можно подметить, что любое описание природы связано с представлением читателю крестьянской жизни.

Александр Сергеевич остро чувствовал прелесть природы, как бы сливался с ней воедино. В этом конечно он и отметил разницу между ним и Онегиным. Изображая неповторимую прелесть русской деревни, он отмечает каждый уголок, показывает то, что не видно нам в обыденной жизни. Все картины природы, представленные нам, помогаю понять образы героев произведения, и прививают подрастающему поколению любовь к родным местам через восприятие живописных мест. И каждый из нас может гордиться своей Родиной, так как у каждого есть свой милый уголок.

Отношение Онегина и Татьяны к природе

Евгений Онегин

Евгений, выросший вдали от природы, относится к ней прохладно. Он неспособен долго любоваться красотой пейзажей. Приехав в деревню, он восторгается новой обстановкой, но проходит несколько дней и молодого повесу обуревают хандра и скука. Восхитительные пейзажи кажутся ему обыденными, а потом и вовсе надоедают.

Главный герой привык к роскоши, его натуру можно назвать развращённой. Избалованный светскими удовольствиями, Евгений не развивался духовно, поэтому в его душе нет места восхищению естественной средой. До понимания истинных ценностей Онегину далеко, поэтические чувства ему чужды.

Отношение Онегина к природе можно понять по словам, которыми он характеризует Ольгу: «Как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Молодой человек проводит параллель между чертами девушки и прекрасным явлением природы, которое кажется ему лишённым смысла и привлекательности.

Красоту русской природы Пушкин доносит через образ Татьяны. Главная героиня — романтичная, мечтательная девушка, тонко чувствующая прелесть окружающего мира. Она трепетно любит всё живое, при этом её натура воспринимает и внутреннюю красоту людей, в отличие от Онегина, способного замечать только внешний лоск.

У Татьяны добрый характер и широкая душа, поэт раскрывает сущность девушки, изображая природу такой, какой видит её Ларина. Больше всего героиня любит русскую зиму. Вот каковы зарисовки зимних картин природы в романе «Евгений Онегин»:

У Татьяны добрый характер и широкая душа

  • «лёгкие узоры»;
  • «деревья в зимнем серебре»;
  • «блистательным ковром»;
  • «бразды пушистые».

Девушка живёт в предвкушении первой любви, поэтому способна разглядеть великолепие в обычных явлениях. Поэт часто показывает её на фоне пейзажей. Татьяна любуется луной, падающими звёздами, небом.

Крестьяне тоже живут в единении с природой, но это обусловлено необходимостью. У Татьяны иная ситуация: тонкая душевная организация предопределяет отношение к мирозданию и умение жить в гармонии со стихией.

Сочинение

Природа в творчестве Пушкина «Евгений Онегин» считается основным персонажем романе, так как пейзажные зарисовки есть на протяжении всей сюжетной линии, представляя красочные пейзажи или лёгкие упоминания.

Пейзаж в романе занимает особое место, так как автор показывает его с разных сторон. Например, в качестве центрального рисунка для воплощения, создания весёлое настроение. Ещё природные зарисовки, используются поэтом в конкретном отступлении, но считаются длительной паузой, позволяющей сделать перенос в другое временное пространство.

Ещё через естественные пейзажи прослеживается взаимодействие природных элементов и душевных качеств героев романа.

Центральный герой истории, Евгений Онегин, представляется авторам в образе человека, который не подходит для деревенской жизни, поэтому он не может оценивать красоту природы. Эти пейзажи он считает обыденностью, так как мужчина далёк от поэзии и осознания прекрасного, он развращён весёлой и шикарной жизнью.

Очень сильно авторская любовь к природе развивается с проходом Татьяны Лариной, так как через природные пейзажи поэт изображает в виде красивой и мечтательной девушки, которая хорошо чувствует красоту отечественных просторов. Её образ можно заметить на фоне ночного неба, падающей звезды, луны. Через Татьяну автор показывает своё отношение к природе. С помощи взаимодействия героини к природе автор демонстрирует её восприятие окружающего мира, а также отражает её великолепные душевные качества. Природа помогает автору отразить влюблённость и романтичную нежную душу.

В сюжете произведения показаны все времена года, показана весна, осень, зима, но необходимо отметить, что осень и зима отражены два раза.

Разнообразие природных пейзажей в романе автор создал благодаря оригинальным сравнениям, которые помогают оживить природу. При создании образа следует отметить оригинальные приёмы в виде эпитетов, метафор, контрастных гипербол, разных определений, обилие глаголов, лёгкой иронии, помогающей понять движение времени через окружающую природу.

Стоит отметить, что основными нюансами романа в стихах принято отмечать изображение великолепных природных картинок, ставших мировыми эталонами. Описание природных пейзажей помогает лучше понять русскую душу, понять жизнь простого человека в отдалённом селе. Отражается солидарность крестьянина с природой. Через природу образы персонажей обретают смысл и помогают читателю оценить все лучшие человеческие качества.

Картины природы в романе «Евгений Онегин»

Прожив в Крыму и побывав на Кавказе, Пушкин имел право, и мог сравнивать:

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим…

Читая эти строки

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Явственно представляешь себе серое тяжелое небо, солнце, спрятавшееся за свинцовыми тучами. В строках Пушкина природа оживает, становится одухотворенной. Небо осенью дышало. И понимаешь, что дыхание неба – это ветры. Скрытое за тучами, реже блистает солнце.

Лесов таинственная сень обнажается — облетают листья не зеленые, а желтые, бурые, даже оранжево-красные и лес оголяется, остаются стволы деревьев, лес становится светлее, прозрачнее.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин описывал преимущественно погоду родного Михайловского, писал о том, что видел сам. И по этим стихам можно прийти к выводу, что рядом с его селом леса были преимущественно лиственные. Холод, дожди с заморозками, какое уж тут веселье. Прошел ноябрь. Стихли сезонные работы. Вот уже и мороз сковал речку льдом:

Удивительное сравнение. Тут крестьянские мальчишки на коньках катаются, а где-то на паркетном полу танцуют роскошные господа. Зимние балы это тоже необъемлемая часть зимних праздников. Взгрустнулось поэту по Петербургской жизни. А тут незадачливый гусак

Восхитительная картина зимнего утра, первого снега. Но в следующей главе «Евгения Онегина» Пушкин пишет:

А как же «Мелькает, вьется первый снег»? Получается что где-то в ноябре выпал первый снежок, и потом больше его не было. До 3-го января.

Рассказывая о ямщике в кибитке, о мальчугане, играющем с собакой, и выражающем радость по поводу первого снега, Пушкин говорит:

Изящного, может быть, и немного, но это картины того времени. И нам, поколению ХХ-ХХI веков, эти деревенские зарисовки очень даже интересны.

А вот в романе наступает весна:

Весна – это время года, когда все живое пробуждается от спячки. Когда природа радуется каждому солнечному лучику. Но что происходит с нашим поэтом?

Из поэтических творений Пушкина мы знаем, что он предпочитает осень. В это время года в нем пробуждается вдохновение, музы посещают его уединенный дом. Похоже, что поэт и сам не понимает, что происходит с ним.

Промелькнуло лето, и снова наступила осень.

Насколько точны и выразительны у Пушкина сравнения, эпитеты и метафоры. Под пером Александра Сергеевича все оживает: север дохнул, завыл, словно предвещает приход зимы и вот сама зима, как живая: пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла берега с рекою. И всем доставила безграничную радость.

Описания природы помогают читателю ощутить бег времени в романе, увидеть среду обитания, в которой жили герои произведения.

Популярные сегодня темы

  • Квашня в пьесе На дне Горького сочинение
    Квашня – одна из персонажей произведения «На дне». Женщина, которая несмотря на обстоятельства, проявляет доброту к окружающим людям.
  • Про войну
  • Сочинение Чем народ отличается от населения страны?
    В истории понятие «народ» и «население» в конкретных контекстах выступает в качестве синонимов, если рассматривать эти определения, то они будут иметь конкретные отличия. В действительности население — это группа людей
  • Образ и характеристика Алёши Пешкова из повести Детство Горького сочинение
    В первой части своей автобиографической трилогии, Алексей Максимович Горький описывает своё детство. Алексей Пешков рано потерял отца, и детство будущего писателя прошло в семье его деда, Василия Васильевича Каширина.
  • Главные герои сказки Морозко (характеристика главных и второстепенных персонажей)
    Народные сказки, самые любимые произведения у детей. В них всегда добро побеждает зло, а слабый показывает свою силу и любовь к своим близким и друзьям. Не исключение и сказка «Морозко»

Любовь Татьяны к родному краю

Наиболее красочное описание природы в «Евгении Онегине» появляется с повествований о главной героине романа. Писатель с особой любовью рассказывает о земных красотах, приоткрывает занавес поэтичности натуры Татьяны Лариной. Тонкая, мечтательная душа девушки горячо воспринимает русскую природу, демонстрирует неприязнь ко всему светскому. Автор произведения преподносит героиню, как ценителя прекрасного, доброго снаружи и внутри.

Прочитав цитаты с отношением героини к природе, можно легко понять, что Ларина тонко и чувственного воспринимает мир. Ей нравится русская зима, весна, осень, лето. Романтичная девушка любит наблюдать за ночными пейзажами, ночным небом, падающими небесными светилами.

Евгений Онегин, (отрывки в стихах)

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Но наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнёт и нет: известно это, Хоть мы признаться не хотим. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

Встаёт заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк; С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк; Его почуя, конь дорожный Храпит — и путник осторожный Несётся в гору во весь дух; На утренней заре пастух Не гонит уж коров из хлева, И в час полуденный в кружок Их не зовёт его рожок; В избушке распевая, дева Прядёт, и, зимних друг ночей, Трещит лучина перед ней.

И вот уже трещат морозы И серебрятся средь полей… (Читатель ждёт уж рифмы розы; На вот, возьми её скорей!) Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд; На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и падает; весёлый Мелькает, вьётся первый снег, Звездами падая на брег.

ГЛАВА ПЯТАЯ

В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа, Снег выпал только в январе, На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стёклах лёгкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок весёлых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Всё ярко, всё бело кругом.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь, Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно…

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Ещё прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей.

Как грустно мне твоё явленье, Весна, весна! пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови! С каким тяжёлым умиленьем Я наслаждаюсь дуновеньем В лицо мне веющей весны На лоне сельской тишины! Или мне чуждо наслажденье, И всё, что радует, живит, Всё, что ликует и блестит, Наводит скуку и томленье На душу мёртвую давно, И всё ей кажется темно?

Или, не радуясь возврату Погибших осенью листов, Мы помним горькую утрату, Внимая новый шум лесов; Или с природой оживлённой Сближаем думою смущённой Мы увяданье наших лет, Которым возрожденья нет? Быть может, в мысли нам приходит Средь поэтического сна Иная, старая весна И в трепет сердце нам приводит Мечтой о дальней стороне, О чудной ночи, о луне…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: