Александр Сергеевич Пушкин — величайший писатель, произведения которого знает каждый, они и по сей день являются образцом красоты и разнообразия русского языка. С детства люди читают его сказки, рассказы, романы, учат наизусть стихотворения и строчки из «Евгения Онегина». Написанные им строки не просто интересны, а заставляют задуматься, из них можно вынести мораль. Так, одним из самых знаменитых пушкинских произведений является сборник «Повести Белкина», в который входят пять новелл, в их числе и «Выстрел». Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.
История создания
«Повести Белкина» были написаны в один из самых продуктивных периодов творчества Пушкина — в Болдинскую осень 1830 года. Писатель был вынужден вести затворническую жизнь в имении Большое Болдино из-за того, что в то время распространился холерный карантин. Кроме того, на тот момент Александр Сергеевич был вдохновлён подготовкой к свадьбе с Натальей Гончаровой, этот фактор также повлиял на создание большого количества шедевров. Главным законом, по которому он писал «Повести Белкина», как он сам говорил, были точность и краткость.
Из его дневников и черновиков известно, что изначально повесть должна была состоять только из первой главы. Она была написана 12 октября и заканчивалась словами «окончание потеряно», тем самым автор хотел сохранить тайну развязки, чтобы читатель сам мог ее додумать, но спустя два дня, Пушкин создал вторую часть произведения «Выстрел». Из уст современников, а также и от самого Пушкина известно, что история, рассказанная в повести, автобиографична. Она связана с дуэлью Александра Сергеевича с офицером Зубовым (она произошла в 1822 году в Кишиневе), на которую писатель пришел с горстью черешни и демонстративно ею завтракал, пока соперник стрелял. Изначально автор не включил ее в сборник, так как хотел выпустить как самостоятельное произведение, но затем передумал, и при первом издании она заняла четвёртое место среди пяти рассказов, расположившись между «Барышней — крестьянкой» и «Метелью».
Жанр, направление, смысл названия
Жанр «Выстрела» определяется по-разному, так как авторское его определение не совпадает с тем, как его обозначают критики. С одной стороны, книга Пушкина названа «Повести Белкина», то есть «Выстрел» является повестью, но некоторые филологи назвали ее новеллой. Однако, принято считать правильным авторское определение, поэтому «Выстрел» является повестью.
Название само за себя говорит о том, какая тема будет центральной в произведении. Сам выстрел преследует читателя с первых строчек рассказа: стены в комнате Сильвио изрешечены следами от выстрелов, он стреляет каждое утро в карту, а диалог графа и рассказчика начинается с того, что офицер замечает простреленную картину. То есть название связано не только с главным событием, вокруг которого разворачивается сюжет (дуэлью). Его смысл проходит через всю повесть красной нитью.
Направление, характерное для повести, называется «реализм». Все герои и события являются жизненными и вполне реалистичными в той среде, где вращался Пушкин. Однако в нем прослеживаются и черты романтизма — образ главного героя типичен для романтического мировоззрения. Он ценит идеалы чести и гордости выше реалий своей жизни и живет эмоциями.
Жанр, направление
Как уже было указано выше, данное произведение относится к жанру повести, литературное направление – реализм. Герой Сильвио поначалу предстает перед нами романтическим персонажем, но к концу произведения мы понимаем, что перед нами не такой простой персонаж, как могло бы показаться на первый взгляд. Смелость его поступков, живость и дерзость в принятии решений выдают пылкий нрав героя, что говорит о его принадлежности к реалистическому направлению.
Жанр произведения – повесть, на это указывает объем книги и количество сюжетных линий в ней.
Композиция
Произведение состоит из двух глав, описывающих события, произошедшие с разницей в пять лет. Повествование ведётся от первого лица, офицера, который стал свидетелем того, как разворачивалась история отношений между двумя людьми на протяжении нескольких лет. Композиция произведения весьма необычна, так как рассказчик узнает о событиях, не будучи свидетелем, ему повествуют о них участники конфликта.
Сначала присутствует эффект загадочности, так как офицер-рассказчик намекает читателю на то, что за необычным поведением его знакомого (одного из будущих дуэлянтов) стоит какая-то история. Ее мы узнаем только в самом конце главы, когда свой секрет раскрывает лично офицеру Сильвио. Тогда история обрывается, и следующий виток ее развития мы узнаем спустя несколько лет, когда рассказчик случайным образом знакомится со вторым участником конфликта (графом). И снова сначала видим героя со стороны, не подозревая, кто он на самом деле, и только в ходе «случайного» диалога с ним, от лица офицера узнаем его истинную роль в сюжетной линии.
Вариант 2
История создания
Повесть «Выстрел» является четвертой по счету в цикле «Повести Белкина». Произведение, состоящее из двух частей было написано на основе реального случая из жизни автора. Однажды А.С. Пушкина вызвал на дуэль товарищ, обвинив его в нечестной игре в карты. Когда противник целился, писатель спокойно ел черешню (этот момент отражается в тексте повести).
Стоит отметить тот факт, что изначально, написанное в 1830 году произведение не предполагало наличие второй части, а в конце первой главы даже была приписка: «Окончание потеряно». Однако через пару дней все же у автора созрело продолжение и произведение приобрело окончательный вид, 14 октября 1830 года.
Жанр
Произведение относится к жанру повети, а литературным направлением является реализм.
Сюжет и тема
В произведение поднимается очень важная тема – ценность жизни человека.
События произведения развиваются в России в начале двадцатого века, временной промежуток растягивается на несколько лет.
Главным рассказчиком является один из молодых офицеров, которые так тяготели к обществу отставного военного Сильвио. Герой любит проводить время с бывшим офицером, но чувствует, что у того есть какая – то тайна.
Однажды Сильвио решается покинуть место своего обитания и перед отъездом решается поведать товарищу одну историю. Как – то он поспорил с молодым графом и получил от него пощечину, что очень унизило и оскорбило офицера, он вызвал обидчика на дуэль. Однако, во время поединка ему пришло осознание того, что молодой человек совсем не дорожит своей жизнью. Будучи отменным стрелком Сильвио, дождавшись выстрела соперника так и не спустил курок. Граф же промахнулся.
Несколько лет отставной военный вынашивает мысли о мести, когда он сможет вызвать в обидчике страдания и испуг. Слухи о намеренье молодого графа жениться побуждают в нем мысли о том, что наконец настал час расплаты.
Спустя несколько лет рассказчик случайно оказывается в доме графа и узнает продолжение старой истории. Сильвио встретился со своим обидчиком, жребий первого выстрела достался сопернику, но он промахнулся, на шум выстрела прибежала молодая жена графа. Увидев смятение и робость на лице обидчика, Сильвио не стал разрушать его семейное счастье, а выстрелив в место, куда угодила хозяйская пуля покинул поместье и больше его никто не видел. Позже рассказчик узнает, что герой погиб в одном из сражений.
Главные герои
В повести выделены три главных героя, выступающими рассказчиками.
Офицер Сильвио – представлен добрым и порядочным человеком, со своими тайнами, которые словно тяжелый груз лежат на его душе. Но все его положительные качества очернены злобой и мстительностью к человеку, который превзошел его.
Граф – соперник Сильвио, молодой человек из богатой и знатной семьи. Веселый и остроумный, храбрый и успешный. Поспорил с Сильвио и дал ему пощечину.
Рассказчик – офицер, которому участники событий рассказывают свои истории. Хороший знакомый Сильвио, с уважением относящийся к старшему товарищу.
Композиция
Произведение делится на две части, в которых описываются события, произошедшие с разницей в пять лет. Офицер – рассказчик намекает читателю на некую историю, скрывающуюся за поведением его знакомого. История раскрывается в конце первой главы, но обрывается и продолжение начинается спустя несколько лет, когда рассказчик встречается со вторым участником конфликта.
Суть
В «Выстреле» есть три основных действующих героя: гусар Сильвио, граф и офицер-рассказчик. В начале мы от лица офицера знакомимся с Сильвио, они находятся в близких дружеских отношениях, что отмечается самим автором. Гусар любит стрельбу, практикуется каждый день и может попасть даже в муху на стене, по словам рассказика. Кроме того, Сильвио пользуется популярностью среди других офицеров, которые видят в нем свой авторитет, приезжают ежедневно к нему домой, чтобы поиграть или просто побеседовать за шампанским. На одной из таких встреч молодой офицер повел себя неподобающе, фактически оскорбив Сильвио, и все ожидали, что Гусар вызовет на дуэль грубияна. Но этого не произошло. Этот факт поразил офицеров, но спустя какое-то время об этом все забыли, кроме рассказчика, который увидел слабость в Сильвио и не мог понять, чем она оправдана.
В один день гусару пришло письмо, прочитав которое, Сильвио объявил о скором отъезде. Перед тем, как покинуть свою усадьбу, он решил объясниться с рассказчиком, так как чувствовал изменение во взаимоотношениях с офицером.
В ходе беседы Сильвио поведал давнишнюю историю, которая случилась с ним во время службы. Он был не менее популярен среди товарищей, чем является сейчас среди офицеров, ему нравилось его положение в полку, но в какой-то момент появился некий граф, который, как казалось Сильвио, был лучше него во всем и хотел занять его место. Пропитавшись завистью, гусар нашел способ спровоцировать графа на дуэль. В назначенное время в назначенное место граф явился с шапкой черешни, хоть первый выстрел и достался ему, он промазал и лишь продырявил фуражку Сильвио. Когда же настал черед стрелять гусару, тот, посмотрев на графа, который демонстративно ел черешню, понял, что тот не ценит жизнь, и это убийство не доставит ему удовольствия, поэтому отсрочил свой выстрел.
Этим Сильвио объяснил свое нежелание подвергать себя опасности в дуэли с молодым офицером. В письме, полученном утром, сказано, что граф женится на молодой красавице. Гусар же, поняв, что время выстрела пришло, отправился в город, чтобы завершить начатое.
Основные события второй главы начинаются уже несколько лет спустя (5-6). Рассказчик поселяется в деревне и хочет проведать своих новых соседей. Офицер приходит в дом графа с графиней, сперва ему сложно начать разговор, но он замечает картину с двумя пулями, сплавленными друг с другом, очевидно, от двух выстрелов в одну точку. Это озадачивает рассказчика, и он начинает вспоминать о своем давнишнем друге Сильвио. Тут граф решает узнать имя меткого стрелка, про которого рассказывает гость, и чуть ли не теряет дар речи, когда слышит, как того звали. Оказывается, что граф и является тем самым противником Сильвио, с которым тот так жаждал закончить дуэль.
Тогда рассказчик узнает вторую часть истории, которая произошла после отъезда гусара из поместья.
В один день граф по возвращении домой обнаружил в своем кабинете давнего знакомого. Сильвио потребовал выстрел, который не сделал тогда, но решил дать еще один шанс выстрелить оппоненту (жребий выпал именно так, поэтому первым стрелял граф). Однако, он попал в картину, в этот момент домой вернулась Мария, которая бросилась сначала на шею мужу, затем в ноги Сильвио, умоляя прекратить. Муж попросил графиню ждать за дверью и не унижаться, после подготовился к выстрелу, зная, что он будет смертельным, и потребовал стрелять. Сильвио же опустил пистолет, поняв, что добился того, чего хотел, получил ту эмоцию и, уходя, практически не глядя, из дверей стрельнул ровно в то же место в картине.
Сочинение на тему выстрел пушкин 6 класс
5. Изучение нового материала. 5.1
Учитель: Как мы услышали, вы кое-что знаете о дуэли. Но для того чтобы рассмотреть явление дуэли в конкретном литературном произведении, необходимо понять, что такое дуэль, и почему она была так популярна на протяжении нескольких веков среди людей разного возраста, разных национальностей? Какие правила существовали на дуэлях? Для этого несколько учеников подготовили для нас доклад на тему “10 фактов о дуэли”. (доклад на тему “10 фактов о дуэли”) Учитель: Итак, дуэль, как мы услышали,была очень необычным явлением. Эта тема коснулась не только творчества А.С. Пушкина, но и его жизни, так трагично оборвавшейся в самом расцвете. Сегодня мы посмотрим на примере повести “Выстрел”, как дуэль может изменить судьбу, характер человека. Но перед тем, как мы начнем анализировать текст повести, давайте узнаем как она появилась в творчестве Пушкина для этого послушаем доклад на тему “История создания Повестей Белкина” ( доклад на тему “История создания “Повестей Белкина”звучит под музыку Чайковского “Осенняя песня”из цикла “Времена года”.)
5.2. Работа по содержанию и анализу повести.
Учитель: Пушкин был автором не только лирических, но и прозаических произведений. Один из исследователей творчества Пушкина говорил о его прозаических произведениях: “Проза Пушкина экзотична и легка, как его собственные рисунки пером, которые он любил за их воздушность и выразительность”. Давайте же окунемся в этот интереснейший мир Пушкинской прозы. – Какое событие лежит в основе повести? Ученик: Дуэль Сильвио и графа. – Кто является главными действующими лицами повести? Ученик: Сильвио, граф и рассказчик. – От чьего имени ведется повествование? Ученик: От лица рассказчика, который служил в части, где жил Сильвио, о через несколько лет жил в деревне рядом с графом. – Для чего вводится образ рассказчика? Ученик: Для того, чтобы со стороны показать то, что произошло между Сильвио и графом. Также он служит связующим звеном в композиционном построении повести. – Как относятся к Сильвио в Гусарском полку? (найти по тексту) Ученик: Он имел сильное влияние на молодых офицеров. – После какого эпизода Сильвио теряет свой авторитет в полку? (найти по тексту) Ученик: После того как он не вызвал на дуэль своего обидчика. – А почему Сильвио отказался от дуэли? (Найти по тексту) Ученик: Потому что он не имел права подвергать свою жизнь опасности, так как не отомстил своему врагу. – Найдите в тексте эпизод, описывающий первую дуэль Сильвио и
перескажите
его. (Ученик пересказывает эпизод первой дуэли графа с Сильвио). – Почему Сильвио не выстрелил соперника? Ученик: Потому что соперник был очень спокоен, что задевало Сильвио. И тот оставляет за собой право выстрела. – Кто рассказывает, чем закончилась вторая дуэль Сильвио и графа? Ученик: граф. – Мальчики подготовили для нас инсценировку второй дуэли. Давайте посмотрим. (Трое учеников показывают инсценировку второй дуэли) – Я просила вас подготовить дома вопросы для интервью, которое можно было бы взять у участников этой дуэли и сегодня у вас есть такая возможность. Возможные вопросы: – Почему Сильвио не выстрелил и в этот раз? – Почему в этот раз граф был взволнован? – Повлияло ли на поведение Сильвио присутствие жены графа? Учитель: Молодцы, ребята! Я думаю, что и актеры и журналисты немного устали, поэтому предлагаю немного отвлечься и расслабиться. – Как нам уже известно на дуэлях чаще всего стреляли из пистолетов, ну а на балах девушки и юноши учились стрелять глазками. Вот и мы сейчас потренируемся в этом нелегком искусстве. – Откройте широко глазки. Необходимо настроить прицел. Для этого поводите глазками по кругу слева направо. Теперь закройте глазки, расслабьтесь. Открывая глаза, стреляем в правый верхний угол. Закрываем глаза. Открывая, стреляем в левый верхний угол. Закройте. Теперь открываем и стреляем по очереди сначала в соседа слева, а теперь справа. Теперь закрываем и расслабляемся. Я считаю до трех, открываем глаза и продолжаем урок. – Теперь давайте обратимся к композиции повести. Для начала вспомним, что такое композиция? Ученики отвечают. – Правильно. Композиция – это последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. – Итак, из скольких глав состоит повесть? Ученик: Из двух. – А на сколько смысловых частей можно разделить повесть? Ученик: На четыре. – Давайте попробуем их озаглавить Ученики: 1 глава: Рассказ офицера о Сильвио и рассказ Сильвио о первой дуэли. 2 глава: Рассказ офицера о графе и рассказ графа о второй дуэли. – Какой можно сделать вывод о композиции данной повести? Ученик: Такое построение позволяет расширить временные и пространственные границы действия и создать неослабевающее сюжетное напряжение. – Теперь проанализируем эпиграфы к данному произведению. Как вы заметили, их два. Для начала вспомним из курса русского языка, что такое эпиграф? Ученик: Эпиграф – это короткий текст или цитата перед текстом, выражающий основную идею, настроение всего сочинения. – Посмотрите на доску: – Как вы думаете, для чего Пушкин взял два эпиграфа к повести? Ученик: Они относятся к разным частям текста. Первый к первой главе. Второй ко второй. – Кто же по-вашему является победителем во второй дуэли? Ученик: Сильвио, так как он одержал нравственную победу. А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока- Как дуэль могла повлиять на жизнь человека? Ученик: Дуэль в те времена была делом чести, а потому могла полностью изменить жизнь человека, стать основой жизни, и главное после этого было остаться нравственным и гуманным человеком.
6. Закрепление материала–
Теперь я предлагаю Вам ответить на вопросы теста по теме урока. Вам даны листочки с пятью вопросами. При ответе на все вопросы вы получаете – 5. на четыре – 4 и т.д. На работу с тестом дается 3 минуты, затем листочки собираются для оценивания
7. Подведение итогов урока.
– Ребята, вы сегодня хорошо работали. Давай подведем итоги нашей работы. – Что нового вы сегодня узнали? – Что вам понравилось? – Что не понравилось? Учитель выставляет оценки за урок. Оценивая при этом не только правильность ответов, но и самостоятельность, и оригинальность мышления. Учитель задает домашнее задание. – Следующий наш урок будет посвящен образу Сильвио в повести “Выстрел”, поэтому я предлагаю Вам выполнить следующие задания на выбор: 1. Нарисовать портрет Сильвио. 2. Выписать портретную характеристику Сильвио. 3. Найти, что обозначает имя Сильвио? (Записано на доске)
Тест по повести “Выстрел”А.С.Пушкина.
1.Повесть “Выстрел” А) начинает цикл “Повести Белкина” Б) находится в середине цикла. В) завершает цикл “Повести Белкина”. 2.“Ему было около тридцати пяти лет…к тому же его обыкновенная угрюмость и злой язык…какая-то таинственность.”Это описание: А) графа; Б) рассказчика; В) Сильвио. 3.Композиция – это: А) перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычайная последовательность слов в предложении. Б) последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. В) короткий текст или цитата перед текстом, выражающий основную идею, настроение всего сочинения. 4. Сильвио не выстрелил во второй раз в графа: А) потому что испугался; Б) потому что увидел смятение и робость графа; В) потому что пожалел жену графа. 5.Слово дуэль происходит от слова А) война; Б) битва В) два. Приложение
Главные герои и их характеристика
- Сильвио
, очевидно, является достаточно самолюбивым и гордым человеком, который не прощает того, что кто-то кажется ему лучше самого себя. Именно поэтому он негативно относится к графу, который поначалу даже хотел начать с ним дружбу, а далее Сильвио сам провоцирует конфликт, кидая острое оскорбление в сторону графа. Также он является злопамятным человеком, так как каждый день думает о том, как отомстить сопернику, тренируется ради этого, чтобы не растерять навык. Высшей точкой его эмоционального развития является тот момент, когда он не опускается до мести, не стреляет в графа, понимая, что это будет низко. - Граф
же является достаточно спокойным человеком, хоть и не менее высокомерным и наигранным, чем Сильвио, судя по его поведению на дуэли (граф не случайно принес черешню). Очевидно, что образ графа является положительным, в том числе потому, что Пушкин писал его с себя. В ситуации, когда Сильвио легко мог его убить, граф ведет себя крайне достойно и благородно, не унижается. Возможно, именно это заставляет Сильвио отказаться от выстрела, так как он видит, что противник — достойный человек. - Рассказчик
в повести является сторонним наблюдателем, который смотрит на события реалистично и трезво оценивает ситуацию. Судя по тому, что Сильвио любил с ним беседовать и считал другом, несмотря на разницу в возрасте почти в десять лет, офицер является совсем не глупым человеком. Он позволяет взглянуть читателю на происходящее со стороны, создает эффект присутствия там в реальном времени.
Краткое содержание
В одном из гарнизонов жизнь офицеров идет весьма предсказуемо. Только по вечерам в квартире одного офицера, Сильвио, устраиваются вечеринки с шампанским. Рассказчик понимает, что тот хранит какую-то тайну, ведь он довольно угрюм, очень остр на язык, гораздо старше и опытнее остальных сослуживцев.
О нем известно только то, что когда-то он служил в гусарском полку, но по каким-то причинам вышел в отставку. О себе он никогда не рассказывал, и никто не имел представления о его доходах и о состоянии. Таинственности ему добавляло то, что он отменно стрелял, и это было его настоящим увлечением. Ни на какие расспросы Сильвио никогда не отвечал, мрачно уходя от ответа.
В один из вечеров офицеры играли в карты. По своему обыкновению, Сильвио молча исправлял ошибки играющих в записях. Но в какой-то момент новому офицеру показалось, что допущена ошибка, и тот ее исправил. Сильвио вновь поправил запись, бледнея от злости. Молодой офицер был взбешен и бросил в него подсвечник. В свою очередь, хозяин встал и указал ему на дверь. Всем показалось очень странным, что происшествие закончилось подобным образом, многие ожидали дуэли. Это испортило сложившуюся репутацию Сильвио, однако скоро ситуация была забыта.
В один из дней им был получен пакет. Очевидно, Сильвио давно его ждал, поскольку он поменялся в лице и сообщил присутствующим, что обстоятельства в его жизни меняются и он уезжает. Вечером все были приглашены на прощальный ужин.
После него Сильвио неожиданно попросил рассказчика задержаться, чтобы открыть некоторые подробности его прошлого. Он рассказал, что в молодости всегда был ярким, веселым и первым в полку. Он жил и наслаждался этим обстоятельством, пока не появился более блистательный молодой человек, к тому же обладающий знатной фамилией и очень богатый. Дружбы между ними не получилось по вине Сильвио, которого не радовала конкуренция.
Однажды он спровоцировал скандал, и молодой граф, оскорбившись, дал ему пощечину. За это он был вызван на дуэль, которая должна была состояться на рассвете. В назначенный час Сильвио явился подготовленным, а его соперник ел на ходу черешню, равнодушно сплевывая косточки. Первый выстрел достался ему. Он произвел его в фуражку Сильвио и дальше ел ягоду. Его соперник, видя такое равнодушие, отложил дуэль, оставив за собой свой выстрел.
Шесть долгих лет он мечтал отомстить. И вот им получено письмо о том, что молодой граф женится. Подходящий час настал, поэтому Сильвио заторопился с отъездом. Ему было интересно посмотреть, придет ли теперь соперник на дуэль с черешней.
Спустя много лет рассказчик оказался в одном имении, где жил, занимался делами и страдал от одиночества. Узнав, что приезжают его соседи, он сразу отправляется к ним с визитом. Граф и графиня оказались очень приятными людьми. Рассказчика заинтересовала одна картина, на которой кроме изображения были две пули, всаженные друг в друга. Он поделился, что знал человека, который виртуозно стрелял. И тогда граф поведал историю картины.
Около 5 лет назад они с супругой проводили в этом доме медовый месяц и им доложили о визитере. Гостем оказался Сильвио, который напомнил о несостоявшейся дуэли. Графу снова досталось право первого выстрела, и он направил пистолет на картину. Напуганная супруга просила их остановиться, а затем упала в обморок. Сильвио отказался стрелять. По его словам, он увидел все, что хотел – страх и смятение, именно то, чего ему не хватило много лет назад. Он, не целясь, произвел выстрел в картину и покинул дом.
Сильвио увидел страх в глазах графа и произвел выстрел в картину
Рассказчик больше никогда не виделся с Сильвио, но, по слухам, тот погиб в сражении.
Темы и проблемы
В данном произведении затрагивается несколько важных тем и проблем. Этическая проблематика особенно многогранна и интересна.
- Основная проблема — честь и бесчестье
. Сильвио, как романтический герой, очень остро воспринимает проблему своей чести и, видя, что граф угрожает его репутации, сразу же хочет вернуть ее, выйти на дуэль. Но, опуская дуло пистолета в кульминации повести, Сильвио как бы восстанавливает свою честь, понимая, что с его стороны будет низко убить графа. - Также поднимается проблема ценности собственной жизни
. Сначала, ничем не дорожа, граф готов легко распрощаться с жизнью, поэтому спокойно стоит и ест черешню перед Сильвио. Но когда у него появляется Мария, которая любит его, граф начинает осознавать ценность бытия, так как не хочет делать больно ей, расставаться со счастьем, которое обрел в семье. Подобный сюжет наверняка навеян тем, что Пушкин переосмыслил смысл и своего существования благодаря любимой женщине (рассказ был написан накануне свадьбы писателя). - Кроме того, повесть заставляет задуматься о том, в чем смысл мести
. В данном случае Сильвио не хочет, чтобы граф умер, а хочет заставить его бояться, унижаться, молить о прощении, потому что знает, что это будет для соперника гораздо сложнее, чем просто умереть. Главный герой жил ради этой мести, но стоило ли оно того? Он посвятил всего себя этой сжигающей душу идее, потратил время и силы. В финале даже непонятно, кто победил, а кто проиграл? Если граф обрел смысл жизни, то Сильвио его утратил, ведь мщение больше не было его стимулом к существованию. - Основная тема — великодушие и прощение.
Герой вовремя осознал, что не имеет морального права убивать человека, который, по сути, ничего ему не сделал. Более того, он пожалел Марию, которая ни в чем не виновата, но обречена стать жертвой его самосуда. - Другая важная тема — любовь
. Она показала графу значимость жизни и спасла его, ведь именно жена сделала то, чего так хотел Сильвио — бросилась на колени и молила о пощаде ради спасения супруга.
Основная идея
Смысл повести «Выстрел» заключается в том, чтобы показать значимость гуманизма в жизни человека. Люди должны выбирать не месть, а великодушие, ведь только оно освобождает душу из оков обиды. Сильвио и так потратил лучшие годы, ожидая момента для выстрела, но в эту заветную секунду понял важную истину — право выстрела не дает ему права убить человека. Его месть — всего лишь жалкое и подлое убийство того, кто не смог по закону чести защитить себя.
Главная мысль книги — утверждение вечных идеалов — любви, верности и доброты. Именно эти чувства помогли графу осознать, что жизнь ценна сама по себе. Если раньше он был слеп и играл с нею, то после женитьбы понял, как важно сохранить то, что имеешь, ради тех, кому ты дорог.
Чему учит?
Произведение учит читателя тому, что нужно уметь простить, отпустить обиду. Только так можно сохранить свою честь. На примере Сильвио писатель показывает то, как можно совладать с эмоциями, руководствоваться разумом, а не желанием мстить.
Также после прочтения повести «Выстрел» невольно начинаешь задумываться о том, что является в жизни по-настоящему ценным: не положение в обществе, не богатства (писатель указывает на материальную обеспеченность графа), а любовь близких, семья.