Краткое содержание романа Д. Остен «Гордость и предубеждение»


Книга первая, главы 1–12

В один прекрасный день население сравнительно небольшого графства Хартфордшир потрясла и взволновала новость о том, что у богатого, роскошного поместья Незерфилд появился хозяин, некий молодой человек по имени мистер Бингли. Больше всего это событие переполошило женщин, у которых были молодые дочки на выданье. Мистер Бингли вдруг стал объектом охоты и лакомым куском для молоденьких незамужних девиц.
К числу таких «охотников» за завидным женихом относилось и семейство Беннет. Мать пяти девочек, миссис Беннет, не отличалась тактом, была вспыльчивой, впечатлительной и эмоциональной женщиной. Главной её мечтой было удачно выдать замуж своих ненаглядных дочерей, после чего она могла бы вздохнуть с облегчением. Её супруг, глава семейства Беннет, был полной противоположностью своей жены – он был сдержанным человеком, который всегда рационально мыслил. Характер от отца достался только старшим дочерям – Джейн и Элизабет.

Любопытная миссис Бенет узнала от знакомых, что молодой мистер Бингли появится на предстоящем балу не один, а со своими друзьями. Бингли оказался завидным женихом не только из-за своего немалого состояния, но и из-за весьма красивой внешности. Слухи подтвердились: на балу молодой человек был не один, его сопровождали две его сестры, супруг старшей из них и близкий друг Бингли — мистер Дарси. Дарси произвел на всех неприятное впечатление, поскольку казался очень заносчивым, гордым и высокомерным человеком.

Старшая дочь семейства Беннет – Джейн – на балу буквально очаровала мистера Бингли своей красотой, скромностью и сдержанностью. Кроме того, Бингли заметил, что Элизабет так же является прекрасной, воспитанной девушкой с хорошими манерами, и попытался обратить на нее внимание своего друга. Дарси воспринял этот совет без особого интереса и высказал свое мнение другу. В этот момент, волей случая Элизабет оказалась рядом и услышала разговор молодых людей. После услышанного в сердце юной девушки зародилась неприязнь к мистеру Дарси, граничащая с отвращением.

Спустя некоторое время, сестры мистера Бингли, которым, по-видимому, Джейн пришлась по душе, пригласили ее к себе в гости. Волей случая девушка заболела и вынуждена была остаться в поместье Бингли. Её сестра отправилась к ней в Незерфилд. Из всех людей, что жили в поместье, только сам Бингли обращался с гостьей хорошо. Джейн пошла на поправку и сестры покинули Незерфилд.

Главы 13–23

Беннетов навестил нежданный гость — мистер Коллинз, который приходился мистеру Беннету кузеном и являлся единственным наследником поместья. Молодой пастор имел приход. Его покровительница, Леди Кэтрин де Бёр, настаивала на том, чтобы мистер Коллинз как можно скорее женился и привел в дом хозяйку. В тот момент он вспомнил о своих родственницах. Изначально его внимание привлекла Джейн, но миссис Беннет сообщила ему, что сердце юной особы уже занято. Тогда он переключил внимание на Элизабет и предложил ей выйти за него замуж. Лиззи довольно решительно ему отказала, и это обстоятельство очень огорчило её мать: если бы она приняла его предложение, то вопрос с наследством был бы решен. Пастор не был так огорчен и перед своим отъездом сделал предложение Шарлотте Лукас, подруге Лиззи.

Несмотря на то, что мистер Дарси вдруг стал уделять Элизабет внимание и постоянно оказывался рядом, она была твердо уверена в том, что он относится к ней с презрением. Её неприязнь к нему подкрепилась рассказом мистера Уикхема о том, как Дарси «жестоко с ним обошелся»: он отказал офицеру в должности священнослужителя, которую завещал ему отец.

Другой Дарси

Путешествуя со своими родственниками, Элизабет посещает прекрасный замок, хозяином которого является, по рассказам местных жителей, некий молодой господин. Человеком этим оказывается не кто иной, как Дарси. В главе, которая описывает эти события, он предстает перед Элизабет в ином свете. Нет ни высокомерия, ни презрительного холодного взгляда, что так раздражали девушку.

Следует сказать, что этой неожиданной встрече предшествовали не менее важные события. Дарси однажды признался мисс Беннет в своих чувствах, но совершил это в столь заносчивой форме, что лишь усилил неприятное о себе впечатление. Делая девушке предложение, он заметил, что шаг этот для его социального положения будет чуть ли не губительным. А позже его репутация в глазах Мисс Беннет окончательно была погублена лживым рассказом мистера Уикхема. Правду Элизабет позже узнала и долгое время корила себя за то, что несправедлива была с Дарси. И новый его образ, в котором он предстал в замке, оказался как нельзя кстати. С того момента Элизабет больше не противилась своему чувству.

д остин гордость и предубеждение краткое содержание

Наша статья представляет собой сжатый пересказ сюжета, которым обладает роман «Гордость и предубеждение». Краткое содержание не включается в себя описания некоторых второстепенных, но все же немаловажных образов. А главное, никаким образом не может передать неповторимого английского юмора, который характерен для знаменитой писательницы девятнадцатого века.

Книга вторая, главы 1–4

Надежда Джейн на то, что они с Бингли поженятся, была разрушена: она получила письмо, в котором говорилось, что мистер Бингли вместе со своими сестрами остается в Лондоне. Её родня тётя, миссис Гардинер, желая как-то поддержать племянницу, пригласила ее к себе в гости в Лондон, чтобы та развеялась. Миссис Гардинер была очень заинтересована историей, поведанной офицером Уикхемом. В то время, когда все это происходило, она была еще незамужней девушкой и жила в тех краях. Слух об этом донесся и до нее.

По приезде в Лондон Джейн окончательно разочаровалась и упала духом: вопреки ее надеждам и ожиданиям семейство Бингли не желало контактировать с ней и не пыталось поддерживать общение.

Главы 5–19

Весной Лиззи получила письмо от своей подруги Шарлотты. Та приглашала ее навестить их с мистером Коллинзом в поместье Хансфорд. По прибытии Элизабет успела отметить тот факт, что женитьба не повлияла на ее кузена и не изменила его манеры – он уже с порога успел утомить ее своими монотонными речами.

Леди Кэтрин де Бёр пригласила к себе семейство Коллинз. Элизабет также была приглашена. Леди Кэтрин была очень знатной и богатой аристократкой, которая грезила о женитьбе мистера Дарси на ее дочери. Этот союз был запланирован ею еще тогда, когда те были детьми.

Некоторое время спустя поместье Хансфорд посетил мистер Дарси. Он всячески старался как можно чаще пересекаться с Лиззи. За это время юная девушка отметила, что Дарси не такой уж плохой человек, каким показался вначале. Но все внезапно поменялось после того, как она случайно узнала, что Дарси «позаботился» о мистере Бингли и уберег его от необдуманной женитьбы и последствий, которые бы она за собой повлекла.

Мистер Дарси признался Лиззи в своей любви к ней. Девушка, окончательно потерявшая всякое уважение к Дарси, в грубой форме отказала ему во взаимности. Она обвинила его в том, что он разрушил своим вмешательством судьбу ее сестры, и припомнила ему незаслуженное плохое отношение к Уикхему. Она назвала его жестоким и высокомерным человеком, который любит только себя, и выказала свое нежелание терпеть его недостатки.

На следующий день Дарси привез Лиззи письмо. Он объяснил всю ситуацию с Бингли и выразил свое искреннее сожаление о том, что он так необдуманно разрушил их счастье с Джейн. Также в этом письме он открыл Элизабет глаза на то, кем на самом деле является Уикхем. Оказалось, что тот был невероятно жадным человеком, который не оценил всего того добра, что делал для него отец Дарси. Лиззи, узнав всю правду, пожалела о том, что нагрубила Дарси и обвинила его в эгоизме.

Расшифровка Джейн Остин. «Гордость и предубеждение»

Почему Джейн Остин в своем романе так увлеклась темой зрения и оптики

Автор Татьяна Смолярова

В 2021 году на экраны выйдет новая экранизация романа Джейн Остин «Pride and Prejudice» — «Гордость и предубеждение» (иногда это назва­ние переводят на русский язык как «Гор­дость и предрассудки»). О новом филь­ме известно пока немного. Телесериал выпускает британская телеком­пания ITV. Над ним работает драматург Нина Рейн, которая в одном из много­численных интервью, данных по этому поводу, заметила: любимый всеми роман Джейн Остин представля­ется ей гораздо более взрослым, чем принято о нем думать. На этих взрос­лых мрачных аспектах она и предпо­лагает сосредоточиться. Видимо, нужно ожидать «Гордость и предубеждение» «18+».

В тех же интервью Нина Рейн говорила и о том, что каждому поколению нужны свои «Гордость и предубежде­ние», свое новое прочтение, иллюстрация, экранизация. И это действительно так. Редкое десятилетие ХХ века обходилось без новой экранизации. Cамыми известными, наверное, были фильм 1940 года, в котором мистера Дарси сыграл сэр Лоуренс Оливье, и две последние экра­низации — 1995 и 2005 года. Мини-сериал Би-би-си, снятый в 1995 году, с Коли­ном Фёртом и Дженнифер Эль в главных ролях (этот фильм имел продол­жение на современный лад — «Дневник Бриджит Джонс», где тот же Колин Фёрт играл персонажа по фами­лии Дарси), и англо-французско-аме­риканский, но по своей сути совершен­но голливудский фильм «Гордость и предубеждение» с Кирой Найтли в главной роли.

Почему это так? Почему этот роман Джейн Остин экранизировался больше всех остальных? Почему каждый раз возникает потребность в новом видео­ряде, в картинке? Может быть, в самом тексте Джейн Остин заложено нечто, что каждый раз требует новой зритель­ной реализации? Давайте поду­маем почему.

«Гордость и предубеждение» действи­тельно самый известный, самый читаемый и самый любимый роман Джейн Остин. Она относилась к нему с особой нежностью — как к трудно рожденному ребенку, работала над ним очень много лет. Первая версия, которая называлась «Первые впечатле­ния», «First Impressions», относится к 1796–1797 годам. Тогда роман не был опубли­кован, и Джейн Остин вернулась к работе над ним много лет спустя. Известная нам версия «Гордости и предубеждения» вышла в свет в 1813 году, имела ошеломитель­ный успех и стала в Англии «книгой года» — люди рекомендовали ее друг другу, ею зачитывались; кто-то, естественно, критиковал, но в целом это был большой успех.

Дело происходит в английской провин­ции рубежа веков — начала XIX века. И прежде всего мы знакомимся с семей­ством Беннет, в котором есть пять дочерей, которых нужно выдать замуж. Ситуация довольно тяжелая, потому что приданого нет. И даже дом, в кото­ром девушки живут со своими родите­лями, мистером и миссис Беннет, передается только по мужской линии. Поэтому за отсутствием в семействе Беннет братьев в случае кончины отца дом этот перейдет какому-нибудь дальнему родственнику. И если сестер вовремя не выдать замуж, перспективы их весьма неутешительны. Именно мыслями о возможном замужестве дочерей занята сто процентов времени их говорливая и, как сказал бы Николай Васильевич Гоголь, «несколько приглу­по­ватая» мать миссис Беннет. На са­мом деле, может быть, она не столь глупа, но это мы поймем ближе к концу романа (как поймем и многое другое).

В эту сельскую местность приезжают из Лондона два чрезвычайно завидных, богатых и состоятельных жениха — мистер Бингли и мистер Дарси. И, естест­венно, к ним обращаются взоры многих семей вокруг, в том числе взоры семейства Беннет.

Мистер Дарси принадлежит к богатей­шим и наиболее знатным английским семьям. Его мать была дочерью лорда, и само его имя, Дарси, — норманнского происхождения, что свидетельствует о том, что семья эта не только чрезвы­чайно богата, но что это действительно очень древний английский род. И на этом роду (в прямом смысле этого слова, точнее выражения) мистеру Дарси написано жениться на своей двоюродной сестре — дочери чрезвы­чайно знатной, богатой и столь же несимпатичной дамы леди Кэтрин де Бург, которая живет неподалеку от Беннетов. И мы понимаем, что Дарси этого очень не хочется, но что ему делать, он пока не решил.

Мистер Бингли с самого начала симпа­тизирует старшей из сестер Беннет, Джейн. А мистер Дарси и вторая по стар­шинству сестра и главная героиня романа Элизабет, Лиззи Беннет, сначала страшно друг другу не нравятся. Дарси на балу в поместье Меритон замечает, что Элизабет недостаточно хороша собой, чтобы вскружить ему голову, «not handsome enough». Недостаточно исключительна для того, чтобы Дарси пригласил ее на танец. Она же сразу видит в нем неприятного дерзкого сноба, и таковы их первые впечатления друг от друга.

Как предубеждения мешают главным героям

Надо сказать, что, хотя Джейн Остин и отказалась от первого названия своего романа, «Первые впечатления», первые впечатления, поверенные и проверен­ные дальнейшими событиями и соб­ствен­ным опытом, остаются главной темой книги. Этот роман можно читать как мысленный эксперимент об удель­ном весе, о важности исходных данных человека, его природного ума и сметли­вости, остроумия — и опыта. Того, что приходит со временем, появляется постепенно.

Надо сказать, что, несмотря на все привходящие обстоятельства и имуще­ствен­ные, социальные и классовые различия между главными героями романа, Элизабет Беннет и мистером Дарси, их счастливому воссоединению с самого начала мешают главным образом они сами — их гордость, их предубеждение. И если на пути другой пары, которая постоянно присутствует в романе, старшей сестры Джейн и мистера Бингли, встают какие-то реальные препят­ствия, которых мы скорее ожидаем в тексте романа — не вполне приключенче­ского, но тем не менее развивающегося по этим законам, то на пути мистера Дарси и Элизабет встают прежде всего внутренние препятствия.

Вернемся к повествованию. Там проис­ходит довольно много разнообразных событий: к Элизабет сватается совер­шенно пародийный персо­наж мистер Коллинз — дальний родственник, который предполагает унаследовать дом семейства Беннет и который служит в церкви при доме вот этой самой знатной и неприятной Кэтрин де Бург. Элизабет отвергает его предложение, чем при­водит в полную ярость собственную мать.

Первые неприятные впечатления Элизабет от мистера Дарси, который, как мы помним, показался ей чрезвы­чайно высокомерным, гордым снобом, усиливаются, когда в романе появля­ется мистер Уикхем, сын бывшего дворецкого отца мистера Дарси. Он вы­рос с ним вместе и обвиняет мистера Дарси в разнообразных грехах — и Элизабет верит ему. Эти сплетни, рассказы, пришедшие со стороны, также должны быть скорректированы, проверены, поверены собственным опытом и собственными впечатлениями.

Все кончается хорошо: Джейн выходит замуж за мистера Бингли, Элизабет выходит замуж за мистера Дарси, и обе свадьбы совершаются в один день. Мы имеем здесь дело с двойным хеппи-эндом. При всем успехе книги даже сама Джейн Остин писала о том, что, может быть, роман этот слишком легкий, слишком искрящийся, слишком игривый.

Почему герои в романе постоянно переглядываются и рассматривают друг друга

Если мы вглядимся попристальнее — а надо сказать, что все герои постоянно вглядываются, всматриваются, разгля­дывают, смотрят друг на друга при­стально, — мы действительно увидим, что зрение играет в тексте романа и в развитии его сюжета огромную роль. Обратимся хотя бы к выбранной наугад цитате. В поместье Меритон впервые приходят Дарси и мистер Бингли, и появляется тот самый мистер Уикхем, воспитывавшийся вместе с мистером Дарси, а впоследствии предавший его и чуть было не соблаз­нив­ший его любимую младшую сестру Джорджиану.

Когда Уикхем впервые появляется в поле зрения остальных героев, мы читаем:

«Мистер Дарси подтвердил это кивком головы и, вспомнив о своем намерении не засматриваться на Элизабет, вне­запно остановил взгляд на незнакомце. Элизабет, которая в это время случайно посмотрела на того и другого, была поражена действием на них этой встре­чи: оба изменились в лице, один поблед­нел, другой покраснел. Через несколько секунд мистер Уикхем притронулся рукой к шляпе — привет­ствие, на которое мистер Дарси едва ответил. Что это могло означать? Придумать этому объяснение было невозможно, и так же невозможно было удержаться от желания проникнуть в скрывающуюся за этим тайну». Пер. И. Маршака.

В русском тексте мы не отдаем себе отчета в том, какую роль играет зрение в повествовательной ткани «Гордости и предубеждения», потому что очень много слов теряется в переводе — так сказать, lost in translation. Потому что Джейн Остин использует весь спектр многочисленных английских глаголов зрения. Но даже если мы сейчас не бу­дем вдаваться в лингвистические подроб­ности, даже в русском переводе мы видим постоянный обмен взгляда­ми, сложную зрительную сеть, сложный зрительный диалог.

«Вспомнив о своем намерении не за­смат­риваться…» — вот это, например, пред­положение смотреть, но смотреть определенным образом, не останав­ливать слишком долго взор на Элиза­бет. Таких моментов — с подробным, тщатель­ным, скрупулезным описанием взгляда как действия — в романе очень много.

Автор сценария самой удачной, на мой взгляд, экранизации романа, мини-сериала 1995 года, — Эндрю Дэвис. На ютубе существует несколько интер­вью с ним и записанных лекций, в которых он очень интересно расска­зы­вает о том, как текст романа превра­щался в киносценарий. В коротком интервью Дэвис формулирует пять правил превращения текста в кинотекст и говорит, что в романе «Гордость и предубеждение» один взгляд равен десяти тысячам слов. При этом он гово­рит, что снять взгляд в кино не так-то просто, и рассказывает, как снималась сцена в музыкальной комнате, где Эли­за­бет Беннет и мистер Дарси смотрят друг на друга из двух углов. Как снят этот безмолвный диалог. И мы понима­ем, что в этом романе, где речь играет такую важную роль, все самое главное тем не менее происходит по ту сторону слов.

Основные события происходят в пуб­личном пространстве, у всех на виду, и потом обсуждаются героями наедине. Элизабет Беннет обсуждает происхо­дящее то со своей сестрой Джейн, то с подругой Шарлоттой Лукас, то со своей тетушкой миссис Гардинер. Интересно, что одним из самых частотных слов в романе является глагол observe, который близок русско­му «наблюдать». Слово observation — это и наблюдение (то есть собственно процесс наблюдения за чем-то, процесс зрительного постижения), и некоторый вывод, который делается потом. По-английски можно даже сказать observe someone.

У нас нет сейчас времени подробно обсуждать, хотя это очень интересно, различия оттенков значения глаголов зрения в английском и в русском языке, которые, как я уже сказала, не всегда удается передать в переводе. Приведу один пример. Речь идет о встрече Дарси и мистера Коллинза, который служил священником в поместье Кэтрин де Бург: «Последний [то есть мистер Дарси] смотрел на Коллинза с нескры­вае­мым изумлением». В английском оригинале читаем: «Mr. Darcy was eyeing him with unrestrained wonder». «Was eyeing him» — здесь, в русском переводе, «последний смотрел». Но слово «смотрел» нейтрально. Перевести это словом «глазел» было бы неправильно. Мне кажется, что в этом глаголе, eye и eyeing, почти тактильная, осязающая, ощупывающая сила зрения действительно ощущается особенно остро.

Если мы обращаемся к теме оптики как к некоторому возможному ключу и еще одному способу прочтения романа, то понимаем, что все изменения, происхо­дя­щие с его героями, которые, собственно, и ведут к счастливому разрешению ситуации, могут описы­ваться в терминах изменения точек зрения, перспектив, смены дистанции.

У Джейн Остин была знаменитая современница, сначала некоторое время учившаяся химии, но потом все-таки сосредоточившаяся на литературе, в том числе детской, — Анна-Летиция Барбо. Ее трактат «О предрассудках» («On Prejudice») написан одновременно с романом Джейн Остин. Всю теорию предрассудков Барбо строит на теории перспективы, то есть полностью переводит на язык зрения и визуаль­ного опыта.

Зрение оказывается в романе аналогом понимания. И это тоже зафиксировано в английском языке: когда мы говорим «I see», это значит «Я понимаю». И когда Элизабет читает письмо от мистера Дарси, в котором рассказы­вается истинное положение дел, все, что случилось между ним и мистером Уикхемом, а также между ним и мисте­ром Бингли, Элизабет говорит сначала: «Как слепа я была», — а потом: «Я понимаю».

Последний пример, который я хотела бы привести, — сцена, когда Элизабет разглядывает портрет мистера Дарси в картинной галерее в его поместье Пемберли, которое они посещают с ее любимыми дядей и тетей Гардинер. Это посещение Пемберли, как она скажет в самом конце романа своей сестре Джейн, и решило все дело, ее судьбу.

По картинной галерее и по всему дому в поместье Пемберли Гардинеров и Элизабет водит домоправительница мистера Дарси мисс Рейнолдс, едва ли случайно оказывающаяся однофами­лицей одного из самых знаменитых британских живописцев XVIII века Джошуа Рейнолдса, первого президента британской Академии художеств.

«Разглядывая множество семейных портретов, которые едва ли могли привлечь внимание постороннего, Элизабет искала среди них един­ствен­ное лицо со знакомыми чертами. В конце концов оно бросилось ей в глаза, и она была поражена удивительным сходством портрета с мистером Дарси».

Казалось бы, это сходство не так удивительно. Но!

«На полотне была запечатлена та самая улыбка, которую она нередко видела на его лице, когда он смотрел на нее. Несколько минут Элизабет сосредото­ченно в него вглядывалась, и, покидая галерею, она еще раз к нему подошла, услышав от миссис Рейнолдс, что портрет был написан еще при жизни прежнего хозяина [то есть отца мистера Дарси]. В эту минуту Элизабет явно испытывала к оригиналу портрета более теплые чувства, чем когда-либо на протяжении их знакомства».

Это довольно любопытный момент: портрет, изображение может изменить отношение человека к тому, с кого он был написан. И только в этом прони­занном сетью взглядов и зрительных диалогов тексте романа общение с портретом может оказаться настолько важным.

Почему Джейн Остин так увлеклась темой зрения и оптики

Постоянные эксперименты со взгля­дами, со зрением в «Гордости и пред­убе­­ждении» совершенно созвучны своему времени. Рубеж XVIII–XIX веков, особенно конец XVIII века, или, как принято говорить, длинный XVIII век, — время всевозможных оптических экспериментов. В 80-е годы XVIII века появляются воздушные шары. Значит, появляется еще одна, прежде неведомая точка зрения, и, как кто-то писал, история воздушных шаров в гораздо большей степени принадлежит истории зрения, чем истории воздухоплавания. В эти же 1880–90-е годы огромной популярностью пользуются волшебные фонари и камеры-обскуры.

К самому рубежу веков относится появление первых панорам и диорам — в Лондоне, потом в Париже. В Лондоне существовал театр, который назывался Эйдофусикон (его открыл француз Лютербург), и этот театр часто считают предвестником кино: в нем разнообраз­ные пейзажи и виды сменяли друг друга. Внимание было обращено к зрению как к человеческой способ­ности, возможности. И даже в России Михаил Муравьев написал пространное дидактическое стихотворение «Зрение», в котором с большими физиологиче­скими подробностями изложил, ­как именно изображение фиксируется ретиной. Весь процесс зрения становится поэтической темой.

Почему Джейн Остин подробно описывает поместье Пемберли

В последней части нашего разговора мне хотелось бы обратиться к третьей книге романа. Собственно, мы уже обратились к ней, потому что сцена, в кото­рой Элизабет Беннет стоит в картинной галерее Пемберли, проис­ходит в пер­вой главе третьей книги, одной из самых главных в романе, более длинной, чем все остальные, и заклю­чаю­щей в себе одно из самых подробных описаний.

Мы все время говорили об обилии глаголов зрения и зрительных эпизодов в романе, но собственно описаний в нем довольно мало. В первой главе третьей книги мы находим чрезвычайно подробное описание поместья мистера Дарси — не только дома, в котором мы уже оказались вместе с Гардине­рами и Элизабет, но и окружающего его сада. Обратимся к этому описанию.

«Ожидая появления Пемберлейского леса, Элизабет всматривалась в дорогу с большим волнением. И когда, мино­вав сторожку, они нако­нец свернули в усадьбу, возбуждение ее дошло до предела. Отдельные части обширного парка составляли весьма разнообразную картину. Начав осмотр с одного из его самых низменных мест, они неко­торое время ехали по красивой, широко раскинувшейся роще. <�…> На протяжении полумили они медленно поднима­лись и в конце кон­цов внезапно выехали на свободную от леса возвышенность, с кото­рой широко открывался вид на долину с господским домом, стоявшим на ее противоположном краю. Это было величественное каменное здание, удачно расположенное на склоне гряды лесистых холмов. Протекавший в доли­не полноводный ручей без заметных искусствен­ных сооружений Вот это отсутствие искусственных сооруже­ний здесь чрезвычайно важно. превра­щался перед домом в более широкий поток, берега которого не казались излишне строгими или чрезмерно ухожен­ными. Элизабет была в восторге. Никогда еще она не видела места, которое было бы более щедро одарено природой и в кото­ром естествен­ная красота была так мало испорчена недостаточным человеческим вкусом».

Я специально прочитала эту довольно длинную цитату, потому что все описание пейзажа в Пемберли изоби­лует подробностями и этим отличается от остального текста романа. Поместье Пемберли и сад, окружающий дом мистера Дарси, — чрезвычайно яркий пример английского парка, английского сада, противопоставленного в культур­ном сознании XVIII века французскому регулярному парку.

Конечно, эти два понятия относитель­ны. В конце XVIII века, когда Джейн Остин писала свой роман, английские сады распространились уже по всей Европе, в том числе и во Франции, и в России. Но нам важно противопо­став­­ление, присутствующее в романе, между садом регулярным, размерен­ным, симметричным, где все находится на своих местах (а таков парк, окружаю­щий поместье Розингс, где живет Кэтрин де Бург, человек чрезвычайно ограни­ченных взглядов, не меняющий своих точек зрения и не меняющий своих перспектив), и парком в поместье Пемберли, главным свойством которого оказывается непредсказуемость, перемена, движение.

«Отдельные части обширного парка составляли весьма разнообразную кар­тину» («The park was very large, and contained great variety of ground»). Англий­ское слово variety, «разнообра­зие», и разные его произ­водные напол­няют собой это описание пейзажа. Ни Гардинеры, ни Элизабет не знают, что они увидят в следующий момент, не знают, куда они выйдут, не знают, через какой мостик перейдут. И даже когда они осматривают дом, из каждого окна им открывается новый вид. То есть здесь ключевым оказывается изменение, перемена, движение.

Все, о чем мы говорим, является составляю­щими чрезвычайно важного для кон­ца XVIII века, прежде всего для Англии, представления о живописном, picturesque. Вот еще одна маленькая цитата: «Они теперь шли по восхити­тель­­ной тропинке у самой воды. С каждым шагом перед ними открыва­лись все более красивые склоны, все более живописный вид на приближав­шуюся лесную чащу».

Первое значение слова «живописный» (в русском языке еще и «картинный») — это пейзаж, который хорошо будет смотреться на картине. Культура живо­пис­­ного была чрезвычайно важна в Англии последнего десятилетия XVIII века. О живописном, о picturesque, написаны специальные трактаты. Суть сводилась к тому, что человек должен смотреть вокруг особым образом: его зрение должно быть подготовлено, образованно, и поэтому начинать живописные путешествия следовало с Озерного края, Lake District, в Англии. Он был разнообразен, спускался и поднимался и был непредсказуем. Именно в Озер­ный край собирались ехать Гардинеры и Элизабет Беннет, но не смогли, потому что, как мы помним, мистер Гардинер не мог долго отсутствовать. И тогда они едут в Дер­бишир (часть английского Мидлендс), в середину Англии, — это было не так далеко.

Внутри этой совершенно реальной части Англии помещается вообра­жаемое поместье Пемберли, которое оказывается ярким воплощением всех свойств живописного пейзажа. И совер­шенно не случайно, что именно проходя по этому пейзажу — пейзажу, разворачивающемуся во времени, — Элизабет многое понимает.

Пейзаж живописного парка проходится, разворачивается, читается только во вре­мени — его нельзя понять сразу, его нельзя охватить взглядом. Здесь мы можем вспомнить, как Николай Михайлович Карамзин, в 1790 году совершая свой гранд-тур, писал, как ему не понравился Версаль. Карамзин писал: «Лудовик XIV с Ленотром запе­ча­тали мне воображение, которое ничего тут не может придумать, ничего представить иначе». В пейзажном парке (который, кстати, был очень мил сердцу Карамзина) все ровно наоборот: огромная роль отведена воображению, которое должно достроить некоторую данность до новой, у каждого своей картины.

Как английский пейзажный парк связан с научным мышлением XVIII века

Развитие пейзажного английского парка в XVIII веке созвучно другим чрезвычайно важным явлениям и тенденциям английского Просвеще­ния. Понятие «век» относительно — его можно начинать с разных точек. И, навер­ное, самым правильным было бы отсчитывать XVIII век от, может быть, первых трудов Ньютона. XVIII век был веком развития эксперимента, веком ухода от геометрического мышления.

Французский парк — с его симметрией, с центральной перспективой — был апогеем картезианства и аксиомати­ческого мышления, когда мы можем сделать выводы на основе исходных данных, не добавляя к ним собственный опыт. Таким образом устроено научное знание. Весь XVIII век был развитием эксперимента. К началу XIX века, когда Джейн Остин работала над «Гордостью и предубеждением», эксперименталь­ные науки — химия, биология, физика — как раз оформились и стали самостоятельными.

Знаменитые современники Джейн Остин, поэты Озерного края Уильям Вордсворт и Кольридж, не случайно предпочитавшие Озерный край другим областям Англии, в начале XIX века были замечены на публичных лекциях, которые читал в Лондоне химик Хэмфри Дэви. Когда их спросили, что они там делают, кажется, Кольридж ответил, что им нужно обновить свой запас метафор. И химия оказывается для этого чрезвычайно благодатной сферой.

Мы здесь говорим не только о развитии эксперимента в науке, но и о том, что это ее экспериментальное измерение становится и поэтической темой. Оно обладает потенциалом обновления запаса метафор, которыми еще нужно будет учиться пользоваться. И развитие экспериментальной новой науки (она так и называлась тогда — new science) не случайно совпадает со временем развития романа как жанра.

В XVIII веке история знания и история литературы развиваются параллельно. И если в XVII веке ученый как бы проходил по симметричным и разме­рен­ным аллеям французского парка, то в XVIII веке зрение, наблюдение, познание становится возможным только как результат собственного опыта и собствен­ного эксперимента.

В романе Джейн Остин мы видим, что на смену гордости и предубеждению, на смену существующей системе имущественных, классовых, социаль­ных различий, с которых мы начинали, приходит единственное различие, которое представляется Джейн Остин существенным: различие между людь­ми, способными к внутреннему движе­нию, и людьми, к нему не способ­ными. Причем эти люди могут принад­лежать к самым разным классам.

К внутреннему движению леди Кэтрин де Бург оказывается так же не способна, как миссис Беннет. А главные герои романа, Элизабет Беннет и мистер Дарси, проходят путь, который позво­ляет им воссоединиться. Не случайно их встречи в поместье Пемберли проис­ходят каждый раз по разные стороны мостов и мостиков.

За что режиссеры любят роман Джейн Остин

Мы говорили о внимании Джейн Остин к зрению, обмену взглядами, к самому феномену человеческого зрения. Мы го­во­рили и о важности движения в рома­не: в книге есть путешествия, побеги, прогулки. Наверное, из этого постоян­ного внимания Джейн Остин к взгляду и к зрению и из постоянно присут­ствую­щего в романе движения, из двух этих составляющих и складыва­ется текст, существующий по обе стороны слов, который делает этот роман столь благодатной почвой для экранизаций. И на вопрос, который мы задали в нача­ле — заключено ли в самом тексте Джейн Остин что-то, что требует постоян­ной новой зрительной реализа­ции, — наверное, можно ответить положительно. 

Проект создан при поддержке

Книга третья, главы 1–8

Семейство Гардинер и Элизабет отправились в небольшое путешествие, чтобы осмотреть Дербишир. Во время своей поездки они посетили Пемберли – поместье мистера Дарси. Юная девушка была впечатлена его роскошью и даже немного замечталась, представив себя в роли его хозяйки. Лиззи услышала много хорошего о хозяине поместья от домоправительницы, которая очень уважала его. Она отметила, что Дарси – это прекрасный человек, отличающийся своим благородством.

Гости, посетившие Пемберли, были очень удивлены появлением в поместье его хозяина. Элизабет была смущена этой случайной встречей. Но мистер Дарси, словно позабыв об их недавнем раздоре, вел себя очень учтиво с Лиззи. Супруги Гардинер оценили его гостеприимность, и он сразу пришелся им по душе, оставив впечатление приятного молодого человека.

Вскоре семейство Беннет потрясла ужасная новость. Элизабет получила письмо, в котором Джейн рассказывала ей, что их младшая сестра Лидия сбежала из дома. Мистер Уикхем обольстил еще совсем юную, немного глуповатую и ветреную кокетку своей учтивостью, приятными речами и обаянием, из-за чего девица, совершенно не думая о своей семье и грядущем позоре, сбежала вместе с офицером. Об этом инциденте узнал и мистер Дарси. После этого он сразу же покинул поместье. Лиззи, и без того расстроенная полученными новостями, решила, что Дарси просто не хочет пятнать свое имя общением с их семейством.

Тут же начались поиски сбежавшей парочки: дядюшка Гардинер отправился в Лондон, надеясь найти молодых людей. К счастью, ему это удалось. Он сразу оповестил семейство Беннет, сообщив им в письме о том, что Лидия и мистер Уикхем скоро поженятся. Все единогласно решили, что такой удачный исход всей этой неприятной истории – заслуга дядюшки, ведь тот наверняка пообещал молодому офицеру крупную сумму денег, за то, чтобы он женился на Лидии. Женитьба прикрыла факт их позорного бегства.

Лиззи очень пожалела о том, что рассказала Дарси об ужасном поступке своей младшей сестры. Не сделай она этого, он, возможно, и не узнал бы ничего о побеге Лидии. Но уже ничего изменить было нельзя.

Гордость и предубеждение краткое содержание

Роман «Гордость и предубеждение» Остин был написан в 1813 году. В книге описывается жизнь английского дворянства в глубинке в первой половине XIX века. Главной в произведении является тема любви, возможность распоряжаться своей жизнью по собственному усмотрению. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Гордость и предубеждение» по частям и главам.

Главные герои Мистер Дарси – умный, гордый, замкнутый молодой аристократ с чувством собственного достоинства. Мистер Бингли – красивый молодой человек, богатый, прекрасно воспитанный, романтичный. Элизабет (Лиззи) Беннет – умная, проницательная, рассудительная девушка. Джейн Беннет – старшая дочь супругов Беннет, красивая, нежная, умная девушка, самый близкий человек Элизабет. Другие персонажи Мистер Беннет – глава семейства, ироничный, замкнутый, умный мужчина. Миссис Беннет – взбалмошная, невежественная супруга мистера Беннета. Мэри, Китти, Лидия – младшие дочери супругов Беннет. Мистер Коллинз – священник, родственник Беннетов, к которому должно перейти их имение. Мистер Уикхем – молодой привлекательный офицер, подлый и меркантильный. Супруги Гардинер – близкие родственники семьи Беннет, добрые, порядочные люди. Краткое содержание

Книга первая Главы 1-12 Жители графства Хартфордшир были взбудоражены неожиданной новостью – в богатом поместье Незерфилд собирался поселиться молодой мистер Бингли. На него уже смотрели «как на законную добычу той или другой соседской дочки», и матушки, в семьях которых были девицы на выданье, мечтали заполучить этот лакомый кусок. Не стало исключением и семейство Беннетов, у которых было пять незамужних дочерей. Миссис Беннет была «была невежественной женщиной с недостаточной сообразительностью и неустойчивым настроением», которая отчаянно мечтала выдать дочерей замуж. Мистер Беннет напротив, был спокойным, рассудительным и ироничным человеком. Эти качества унаследовали только две его дочери, самые старшие – Джейн и Элизабет, которые уже были готовы к замужеству. Миссис Беннет удалось выяснить, что мистер Бингли намеревался прибыть на предстоящий бал «с целой компанией своих друзей». Мистер Бингли «оказался молодым человеком с благородной и приятной наружностью». Он появился на балу в сопровождении двух сестер, мужа старшей сестры и своего хорошего приятеля, мистера Дарси, которого все считали заносчивым и неприятным молодым человеком. На званом вечере мистер Бингли был очарован Джейн – красивой, скромной, милой девушкой. Он обратил внимание своего друга на Элизабет, но тот не проявил к девушке никакого интереса. Свидетелем этого разговора невольно стала Элизабет, у которой возникла глубокая неприязнь к мистеру Дарси. В скором времени сестры мистера Бингли пригласили Джейн Беннет отобедать у них. Однако девушка, попавшая под проливной дождь, сильно простудилась, и осталась в Незерфилде до своего выздоровления. Элизабет прибыла в поместье, чтобы ухаживать за больной сестрой. Невольно она оказалась в обществе, в котором лишь мистер Бингли проявлял искренний интерес к ее сестре. Как только Джейн поправилась, сестры вернулись домой.

Главы 13-23 Семейство Беннетов навестил мистер Коллинз – кузен мистера Беннета, и единственный его наследник по мужской линии. Это был молодой еще мужчина, пастор, который «удостоился прихода в поместье ее светлости леди Кэтрин де Бёр». Именно она надоумила мистера Коллинза поскорее жениться, и тот вспомнил о своих родственницах. Поначалу его выбор пал на Джейн, но узнав, что ее сердце занято, он просто сменил «одну кузину на другую», и предложил Элизабет стать его женой. Девушка дала решительный отказ, чем несказанно огорчила свою мать – миссис Беннет мечтала, что брак одной из дочери на мистере Коллинзе разрешит проблемы с наследством. Впрочем, пастор не терял времени даром, и перед отъездом успел обручиться с Шарлоттой, близкой подругой Элизабет. Мистер Дарси стал проявлять к Элизабет знаки внимания, однако девушка была уверена, что он ее презирает. Ее негативное отношение к молодому аристократу только укрепилось, когда она услышала историю от мистера Уикхема о непорядочном поведении мистера Дарси. По его словам, Дарси якобы не исполнил волю покойного отца и отказал ему в обещанном месте священника.

Книга вторая Главы 1-4 Джейн получила письмо, из которого узнала, «что Бингли и его сестры обосновались в Лондоне на всю зиму». Ее надежды на скорую свадьбу с мистером Бингли были разрушены. Узнав о личной драме Джейн, тетушка, миссис Гардинер, предложила ей погостить у них в доме в Лондоне. Кроме того, она заинтересовалась историей, рассказанной мистером Уикхемом – в девичестве она жила в тех краях, и что-то слышала об этом. Оказавшись в Лондоне, Джейн с грустью убедилась в том, что семейство Бингли не намерено поддерживать с ней знакомство.

Главы 5-19 Весной Элизабет получила приглашение от Шарлотты, теперь уже миссис Коллинз, навестить их в Хансфорде. При встрече она заметила, что «женитьба нисколько не изменила манер ее кузена», который с первых минут утомил ее своим красноречием. Вскоре вся компания удостоилась чести быть приглашенной в дом к Кэтрин де Бёр – богатой аристократке, мечтавшей женить мистера Дарси на своей «бледной и болезненной» дочери. Спустя время Хансфорд навестил и сам мистер Дарси. Он намеренно подстраивал встречи с Элизабет, во время которых девушка смогла разглядеть в нем немало положительных качеств. Однако все изменилось, когда Элизабет узнала, что Дарси спас Бингли от «от неприятностей, связанных с неразумной женитьбой» на ее сестре. Это известие вызвало у Лиззи глубокое душевное потрясение. В тот же день мистер Дарси признался Элизабет в своих чувствах. В ответ он услышал нелестные слова в свой адрес, поскольку его «злонамеренное и неблагородное вмешательство» в судьбу Джейн, а также подлое поведение по отношению к мистеру Уикхему указывали на его жестокий, эгоистичный, высокомерный характер, с которым Элизабет не готова была смириться. На следующее утро мистер Дарси вручил Элизабет письмо, в котором выразил сожаление о вмешательстве в отношения Джейн и Бингли. Он также открыл глаза на истинную сущность мистера Уикхема, который оказался подлым, алчным и лицемерным человеком. После прочтения письма Элизабет «стало бесконечно стыдно за свое поведение».

Книга третья Главы 1-8 Вместе с любимой тетушкой Гардинер и ее супругом Элизабет отправилась с небольшое путешествие по Дербиширу. На их пути оказалось и прекрасное старинное поместье Пемберли, принадлежавшее мистеру Дарси. Элизабет с любопытством принялась его рассматривать, представляя себя его хозяйкой. От домоправительницы она узнала немало интересных фактов из жизни мистера Дарси, которого та буквально боготворила за доброту, справедливость и мягкий нрав. Неожиданно в поместье появился и сам мистер Дарси, чем вызвал смущение у Элизабет – «от стыда и унижения она почувствовала себя совершенно подавленной». Однако мистер Дарси был настолько любезен и деликатен, что Лиззи вскоре успокоилась. Он оказался гостеприимным хозяином, который совершенно очаровал супругов Гардинер. Отдых Элизабет был нарушен тревожным письмом от Джейн. Большим потрясением для всего семейства Беннетов стал побег одной из младших дочерей, Лидии. Юная кокетка польстилась на сладкие речи Уикхема, и сбежала вместе с ним, покрыв несмываемым позором не только себя, но и всех сестер. Об этом стало известно мистеру Дарси, который, никому не сказав ни слова, покинул поместье. Элизабет была уверена, что он просто не захотел запятнать себя общением с ней. Дядюшка Гардинер тут же отправился в Лондон на поиски беглецов, и к большому удивлению вскоре их нашел. В письме к Беннетам он сообщил о скорой свадьбе Лидии и мистера Уикхема. Все решили, что «без дядюшки тут, конечно, не обошлось». Он наверняка посулил подлецу Уикхему кругленькую сумму, чтобы тот спас от позора пустышку Лидию и женился на ней. Теперь Элизабет «горько раскаивалась, что в расстройстве чувств высказала мистеру Дарси свои опасения за судьбу Лидии». Можно было надеяться, что Дарси ничего бы не узнал о позорном поступке сестры. Но теперь было уже слишком поздно.

Главы 9-19 При встрече Лидия проболталась сестрам, что на ее свадьбе присутствовал мистер Дарси. Элизабет была глубоко поражена этой новостью. От дядюшки Гардинер она узнала, что это именно мистер Дарси вынудил Уикхема жениться на Лидии, заплатив ему круглую сумму. В Незерфилд вернулся мистер Бингли, который поспешил нанести визит семейству Беннетов. Он сделал приложение Джейн, и это был «самый благополучный, самый мудрый и самый естественный конец». Миссис Беннет, вне себя от счастья, «рассказала об этом всем меритонским знакомым». Между Дарси и Элизабет также произошло объяснение, в этот раз уже окончательное. Они поженились, и зажили «спокойной и достойной семейной жизнью в Пемберли».

Заключение В произведении Джейн Остин описывается проблема свободы выбора. Главная героиня, несмотря ни на что, отстаивает свое желание выйти замуж по любви, а не по расчету, как было принято в те времена. В итоге она обретает вполне заслуженное счастье.

После ознакомления с кратким пересказом «Гордость и предубеждение» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Главы 9–19

Лидия вместе со своим новоиспеченным супругом приехала домой. И во время разговора за ужином она случайно проболталась о том, что мистер Дарси был у нее на свадьбе. Лиззи очень удивилась этому. Кроме того, мистер Гардинер рассказал ей о том, что Дарси заплатил Уикхему много денег. Алчный Уикхем, получив деньги, женился на Лидии. Получилось, что Дарси спас семейство Беннет от позора.

Для всех было неожиданностью, что в поместье Незерфилд вернулся его хозяин. Сразу по приезде, Бингли нанес визит Беннетам. Оставшись наедине с Джейн, он сделал ей предложение, которое юная девушка с радостью приняла. Миссис Беннет очень обрадовалась тому, что еще одна дочь удачно вышла замуж.

Безумно любящие друг друга Лиззи и Дарси наконец-то признались друг другу в своих чувствах, выразив всю любовь, которую они чувствовали. Влюбленные поженились, безмерно осчастливив мать Элизабетт. Супруги зажили счастливой жизнью в поместье Пемберли, и грезы Элизабет о том, что она будет там хозяйкой, оказались явью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: