Алеко в поэме Цыганы Пушкина характеристика и образ

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Образ Алеко в поэме Цыганы

Главный герой поэмы «Цыганы» А.С. Пушкина Алеко предстает перед читателями в образе человека с высокими моральными принципами. Алеко считает себя центром вселенной. Он осуждает общество и вступает с ним в конфликт. Основная ценность Алеко – это свобода. Поэтому он добровольно покидает мир, в котором ему было не комфортно, и уходит в вольный цыганский табор.

Он обретает то, чего так желала его душа: волю, рай, отсутствие правил. Алеко представляется перед читателем в другом свете. Он перестает быть тем своенравным эгоистом, которого рисовал автор на начале произведения.

Молодой человек влюбляется в цыганку, и любовь меняет Алеко. Он становится романтическим, страстным. На первое место у него выходит не собственное «Я», а нежная и ласковая девушка, которая стала по-настоящему ему дорогой. Алеко стал жить ради Земфиры, и наконец, его душа обрела гармонию.

Однако человеческую натуру сложно изменить. Сильный и злой Алеко где-то живет внутри парня. Столкнувшись с предательством любимой женщины, все нутро главного героя вылезает наружу. Эгоизм и чувство собственности являются главными чертами его характера на этом периоде жизни героя.

Он не может пережить предательство. Ревность терзает его. А самолюбие страдает. Он решается на безнравственный поступок – убийство любимой женщины.

Герой поэмы Пушкина является слабым человеком. Только сильные люди способны понять, принять и отпустить по-настоящему любимого человека.

Или Алеко не любил Земфиру? Скорее его любовь по отношению к самому себе перекрыла любовь ко всему остальному: девушке, ее отцу, цыганским устоям. Герой является абсолютно несостоявшейся личностью. У него нет жизненных принципов. Только одни желания. Герой так и не нашел себя.

В связи с этим его быстро охватили плохие чувства. Самое главное – эгоизм и отсутствие разума. Ведь отец Земфиры предупреждал его о том, что все женщины ветрены. Но Алеко уверен в своем выборе, он уверен в своем желании.

Алеко – это трагический герой в произведениях Пушкина А.С., который показывает, что человеческая природа несовершенна. Нужно воспитывать себя, а не винить во всем весь мир.

Образ Алеко

Пушкин написал замечательную поэму «Цыгане» в 1824 году. Одним из героев данного произведения является Алеко. Пушкин сотворил данного героя, как своеобразный образ молодого парня 19 века.

Алеко — человек, который любит справедливость и самое главное для него это достоинство. Для него все придуманные законы в государстве и во всем мире являются рычагом насилия над людьми. Алеко герой, которого можно назвать одним словом – беглец, возможно, его изгнали или может быть он сам решил изменить образ и среду обитания. Еще одним главным аспектом в жизни героя является свобода. Он хочет обрести ее, причем не видит другого варианта, как сделать только в цыганском таборе.

Пушкин строит произведение, основываясь на конфликте между цивильной жизнью и волей, которую олицетворяет табор и Алеко. Автор по своему обосновывает читателю, тот факт, что Алеко расстался с цивилизацией. Читатель воспринимает изгнание Алеко, как его собственный выбор. Герой, значит, владеет многими способностями, если решил покинуть цивилизацию, которая является для него чем-то ущербным.

Жизнь в цивилизации для героя поэмы сложилась не совсем удачно, поэтому он надеется, что находясь «на воле» в таборе, ему удастся построить новую жизнь. У Алеко есть любимая женщина – Земфира. Девушка так же отвечает Алеко взаимность и это для героя самое лучшее в жизни. Но, через некоторое время, Земфира изменила Алеко. Женщина разрушила покой в душе и надежды героя на новую жизнь. Алеко решается на правосудие он хочет убить Земфиру. Интересно то, что герой является олицетворением справедливости, свободы, любви, но кровь, ненависть и насилие в лагерь приносит именно он. Вскоре читателю становится ясно, что Алеко не подходит для жизни в таборе, для свободной жизни. Его снова выгоняют из табора и на этом сюжет, в котором участвует Алеко, окончен.

Автор в произведении рассматривает несколько философий жизни, но Пушкин не принимает сторону той или иной. Это позволяет более точно передать конфликт в поэме. Алеко является тем, кто в данном конфликте идет на самые страшные крайности. Многие критики после прочтения и детального изучения поэмы, очень негативно относятся к герою, они считают героя не состоятельным.

Герой повести олицетворяет трагедию, он трагичен. Алеко не имеет другого пути в жизни, как ступать дорогою зла. Пушкин в своей поэме показал читателю то, что сам человек не может быть совершенным.

Анализ произведения

«Цыганы» — последняя романтическая поэма, написанная Пушкиным, в которой главный герой отказывается от привычной жизни и пытается прижиться в новой обстановке, но оказывается бессилен пред новым укладом и другими взглядами на жизнь. Главной темой литературного произведения является:

  • личная свобода человека, его независимость от правил обязательств;
  • свобода от общества.

Поэма создавалась в период, когда Пушкин испытывал творчески кризис. Его взгляды на мир претерпели изменения. Поэт испытывал сомнения в перспективности романтизма как литературного стиля. Поэма «Цыганы» развенчивает образ романтического героя. Автор отходит от старых идеалов, не выбрав новые ориентиры.

В начале произведения Пушкин обращается к типичному романтическому мотиву — герой бежит от общества и от цивилизации. Он не находит успокоения в непривычной обстановке. Именно поэтому финал произведения мрачен. Фальшь и иллюзорность романтических идеалов подчеркивает поэма «Цыганы».

Анализ произведения показывает, что Пушкин выбрал далекий от реальности сюжет. Находясь на юге России, поэт видел много необычного. Его поражали нравы кочевого народа, которые были непривычны для столичного жителя. Но описание жизни цыган занимает в поэме далеко не первое место. Произведение начинается с появления Алеко в непривычной для него обстановке. Поэт использует типичные для романтического сюжета завязку и развитие событий:

  1. Читатель ничего не знает о жизни Алеко в городе. Неизвестно, какое преступление он совершил, и почему решил покинуть дом. Автор только намекает на прошлые события.
  2. Бегство героя — это протест против общества, которое лишает человека возможности жить свободно и проявлять свои чувства.
  3. Персонаж желает обрести достойную жизнь среди вольных людей, но он забывает о том, что и на свободе существуют ограничения и законы.

Образ Алеко носит биографические черты Пушкина. Неслучайно поэт дает герою свое имя.

Алеко не интересуют традиции и предрассудки цыган. Лишив жизни свою возлюбленную, он посягнул на человеческие ценности. Даже невежественные и вольные цыгане осознают, что человек лишен права судить и убивать виновного, каким бы тяжелым ни был его грех. Анализ содержания можно кратко изложить в сочинении по произведению великого русского поэта.

Главные черты героя

Характерный образ Алеко в поэме Пушкина «Цыганы» — это портрет обычного молодого человека того времени, имеющего хорошее образование и обладающего обостренным чувством собственного достоинства. По сути, автор описывал самого себя, так как был представителем именно этого поколения.

Это мстительный человек, который готов на многое, чтобы сохранить свое достоинство. Вот почему, когда возлюбленная разлюбила, он не видит другого выхода, как отомстить. Но прежде чем убивать неверную и ее любовника, он говорит с ее отцом. Тот как может старается объяснить молодому человеку, что она цыганка и, значит, свободная женщина, поэтому вольна уйти, когда сердце остыло. Такое сообщение буквально взбесило Алеко. Он не приемлет свободы в любви. Для него это чувство лишено выбора и как цепи приковывает к избраннику.

Образ Пушкинского Алеко отражает многие проблемы русского общества начала XIX века:

  • Неудовлетворённость и непонятную тоску молодых дворян.
  • Стремление стать свободными.
  • Поиск лучшей жизни.

По настроению и взглядам на жизнь молодой человек похож на героев «Кавказского пленника». Разочаровавшись в цивилизованном обществе, он стремится найти удовлетворение в воле и беззаботной жизни в таборе. Но этого не происходит.

Пушкинский герой оказался на деле слабым человеком. Он не способен пересилить свой эгоизм и отпустить любимого человека на волю, куда сам так долго рвался.

Образ Алеко показывает несовершенство человеческой природы. Чтобы получить желаемое счастье и свободу нужно научиться понимать желания других и оставлять им выбор своего пути, а не винить во всем окружающий мир.

Развязка событий

Вскоре жизнь изменилась кардинально: молодой человек уличил возлюбленную в измене. Земфира честно призналась, что полюбила другого. С этого момента Алеко лишился душевного спокойствия:

  • слезы душили его по ночам,
  • тоска съедала сердце;
  • утратился интерес к жизни.

Отец девушки, увидев тревожное состояние и страдания юноши, пытался успокоить. Он объяснял, что сердцу нельзя приказать кого-то любить, что невозможно удержать возле себя человека, если чувства прошли.

Он поделился своей собственной историей, как сильно любил мать Земфиры, как долго добивался ответного чувства от прекрасной цыганки Мариулы. Но ее любовь оказалась невечной, через какое-то время она оставила мужа и новорожденную дочку ради другого мужчины. Женщина просто ушла за возлюбленным вместе с другим табором. Юноша искренне не понимал, почему цыган не отомстил сопернику и неверной супруге.

Роковой ночью юноша узнал, что его возлюбленная встречается с новым избранником. Он отыскал изменников, молодым человеком овладел гнев и он вонзил нож в сердце соперника. Земфира в порыве ярости крикнула ему в лицо проклятие, а он не в силах справиться с собой убил и ее.

До восхода солнца просидел окровавленный Алеко в окружении мертвых влюбленных, в таком состоянии его и нашли соплеменники. Они похоронили убитых и молча ушли. Старик постоял у могилки единственной дочери, а затем тихонько прошептал, чтоб тот уходил. Цыгане не хотят жить с тем, кто желает воли и свободы только для себя. Повозки уходили вдаль и скоро скрылись за горизонтом, а рядом поскрипывала одинокая телега на колесах, но под ее крышей уже никто не пел романсы. Алеко остался один на один со своим горем.

Идея поэмы Пушкина «Цыганы»

Поэма «Цыганы» является отражением как личной жизни Пушкина в южной ссылке , так и литературных влияний. Наблюдения над жизнью полувосточного Кишинева, знакомство с бытом бессарабских цыган заставили Пушкина всмотреться в своеобразное местное понимание «любви», которое было совершенно чуждо культурному человеку. Этот интерес Пушкина выразился также в стихах «Черная Шаль», «Режь меня, жги меня».

Оказалось, что среди цыган сохранилась еще та свобода любовных отношений, которая носит черты первобытного общества и в культурной среде давно заменена цепью зависимостей – от писаных законов до условий светского «приличия». Из всех человеческих чувств любовь мужчины и женщины – чувство самое эгоистическое. Пушкин выбрал трудный любовный вопрос для анализа того типа героя, который был свойственен его творчеству периода южной ссылки – человека зараженного ядом «мировой тоски», врага культурной жизни с её ложью. Герои писателей, влиявших тогда на Пушкина (Рене Шатобриана , персонажи Байрона) проклинают культурную жизнь, прославляют жизнь дикарей… Но выдержит ли такой герой первобытную жизнь, со всей простотой её быта, чистотой и свободой чисто растительного и животного бытия? Герой пушкинской поэмы «Цыганы» не выдержал испытания. Одной ненависти к культуре оказалось недостаточным для того, чтобы сделаться дикарем. Выросший в атмосфере эгоизма и насилия, культурный человек всюду несет, вместе с прекрасными словами и мечтами эгоизм и насилие.

Пушкин. Цыганы. Аудиокнига

Cочинение «Алеко»

Алеко — преследуемый «законом» беглец от цивилизации с ее « несвободой », герой последней из цикла «байронических» поэм Пушкина, в которой до предела сгущены все (и без того заведомо неразрешимые) проблемы, какие ставит этот жанр.
А. хочет стать частью «дикого», естественного мира. Когда цыганка Земфира находит его среди пустынной степи, он следует за нею в табор, чтобы стать цыганом. Цыганы не против — их воля не знает запрета (здесь цепи предназначены исключительно для медведя), как не знает и постоянства. Мудрый старик, отец Земфиры, объясняет это новичку — один раз, другой («. не всегда мила свобода / Тому, кто к неге приучен»). Тот заранее согласен — ибо любит Зем-фиру, желает быть всегда с нею — и стать «вольным жителем мира», как «птичка Божия» не знать заботы и труда. Увы, он не догадывается, что цыганы свободны до конца; что при всей своей страстности они не ведают продолжительной, жаркой страсти, а значит, не знают и верности; что ему нужна свобода от чужого диктата, но он никогда не признает чужую свободу от себя самого. Прежде всего — свободу Земфиры любить, кого она захочет.

Так байронически-фрагментарный сюжет, распадающийся на короткие драматические отрывки, приближается к неизбежной кульминации любовного (и смыслового) конфликта. Пространствовав с любимой Земфирой два года, А. вдруг слышит ее намекающую песню: «Старый муж, грозный муж Я другого люблю. » Это — саморазоблачение, контрастно оттененное Земфириным ответом, последовательно-свободным: «ты сердиться волен».

Развязка близка; ее ничто остановить не в силах — даже третье (по литературно-фольклорному счету обязательно последнее) предупреждение старика. Узнав от Земфиры, что русский во сне страшно стонет и рыдает, он вызывает А. на разговор: вновь напоминает, что «здесь люди вольны», рассказывает поучительную историю о своей любви к матери Земфиры, Мариуле, ушедшей с цыганом из другого табора; все напрасно. Застав Земфиру с другим, А. убивает обоих. То есть вершит суд, возможный лишь там, где есть закон. Описав полный круг, действие возвращается в исходную точку — европеец, бежавший от закона на волю, сам судит волю по закону, им же и установленному. Чего же стоит свобода, не сулящая счастья? Чего же стоит цивилизация, от которой не скрыться — ибо она гнездится в самом человеке? А. не находит ответа — он остается совершенно один, отвергнутый (но неосужденный!) табором. В отличие от кавказского пленника из одноименной поэмы Пушкина, он не может вернуться и в «русское», европейское пространство, туда, где «Наш орел двуглавый/ Еще шумит минутной славой».

По закону жанра обстоятельства жизни героя соотнесены с обстоятельствами жизни автора (который и сам «милой Мариулы имя нежное твердил»). Связующим звеном между ними служит не только автобиографический эпилог, не только имя А., сквозь которое просвечивает имя самого Пушкина — Александр. Очень важно предание об Овидии, которое — опять-таки в воспитующих целях — рассказывает старик. Именно с Овидием, которого Рим изгнал из центра империи на северную окраину, в придунайские области, сравнивает себя Пушкин в стихах периода южной ссылки. Именно с Овидием, который среди вольного народа тосковал по империи, сравнивает А. старик. И все же черта, отделяющая внутренний мир автора от внутреннего мира героя, проведена отчетливо. Автор уже постиг, что «всюду страсти роковые / И от судеб защиты нет»; он опытнее и мудрее А.; он не столько рифмует свои переживания с чувствами героя, сколько холодно и жестко анализирует его душевный мир.

Фраза старика, обращенная к А., — «Смирися, гордый человек» — послужила отправной точкой для историософских построений «П

Цыганская жизнь

Таким образом, юноша ищет спасения от душного воздуха цивилизации в дикой культуре цыган. Героя прельщает свобода этого народа. Алеко предается сладостным мечтам о будущем. Юноша желает, чтобы его сын вырос среди цыган, чтобы его ребенок не знал:

…нег и пресыщенья И пышной суеты наук…

Негам и наукам герой предпочитает иное. Алеко хочет, чтобы его будущий сын был:

… беспечен здрав и волен, Не будет ведать ложных нужд; Он будет жребием доволен, Напрасных угрызений чужд …

Пушкин наделяет своего героя чертами бунтаря-Шатобриана. Но Алеко, как и Шатобриан, наследуя жизнь дикаря, сам не сумел стать дикарем. Иногда сердце героя тяготила тоска:

Уныло юноша глядел На опустелую равнину И грусти тайную причину Истолковать себе не смел. С ним черноокая Земфира, Теперь он вольный житель мира, И солнце весело над ним Полуденной красою блещет. Что ж сердце юноши трепещет? Какой заботой он томим?..

Внутренний мир Алеко

Писатель, таким образом, критикует романтические идеалы, потому что герой не достигает желанной цели.

Путешествие, жизнь среди свободного, дикого народа не приносят Алеко облегчения. Наоборот, Алеко грустит, но не понимает причин своего состояния. Юноша тоскует по привычному стилю жизни, по городскому комфорту, по компании интеллектуалов. Герой не вписался в цыганский мир, цыганская вольница не приняла Алеко как часть себя. Суть мира цыган осталась чуждой для юноши, который оказался не готов к свободе чувств и действий.

Пушкин о героях Байрона

Таким образом, русский писатель критикует известный тип байронического героя. Пушкин считает этот тип полностью несостоятельным, эгоистичным. В этих героях, по мнению автора:

… отразился век. И современный человек Изображен довольно верно, С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом …

Александр Сергеевич прошел длительный путь творческой эволюции – от увлечения наследием Байрона до критики байронического героя. Теперь писатель называет персонажей английского поэта «безнадежными эгоистами». Пушкин развенчивает образ Алеко, снимает с героя маску, обнажая его пороки. Писатель воздает юноше по заслугам, наказывая и унижая своего персонажа. Байрон любил и превозносил своих героев, но Пушкин осмелился представить ключевого персонажа поэмы в негативном свете, как антагониста.

Алеко легко сопоставляется с типом байронического героя. Пушкин наделяет своего персонажа манией величия, энергией, мрачностью духа. Алеко, впрочем, лишен ореола мученика, характерного для героев английского поэта.

Алеко и цыгане

Прежняя жизнь главного героя была богатой, он жил в городе, знал роскошь и удовольствия. Характер молодого человека сложен и противоречив: он «не рождён для дикой доли», свобода – в понимании Алеко и цыган – разные вещи. Герой ревнив, он очень страстный и верный человек. Алеко не допускает мысли, что его любимая может предать его. Этот человек принял образ жизни цыган, но не принял их философию, мировоззрение.

Пушкин показывает своеобразие уклада, образа жизни, отношений цыган, образ Алеко призван подчеркнуть несхожесть людей городских с теми, кто привык к свободе во всём. Гордость – это часть натуры Алеко, а для цыган – это порок. Алеко получил свободы лично для себя, благодаря тому, что цыгане приняли его в табор. Но он не понимает, как важно давать свободу другим, Земфира для него – собственность, он не готов понять её, отпустить.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]