Чем объясняется симпатия вернера к печорину. Сравнительная характеристика Печорина и Вернера из романа «Герой нашего времени» Лермонтова


Образ Печорина в романе Герой нашего времени характеристика по главам

Образ Георгия Александровича Печорина в романе «Герой нашего времени», написанном Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838-1840 годах, представляет собой совершенно новый типаж главного героя.

В основу романа легли личные наблюдения автора за изменением менталитета в те года. В данном сочинении-эссе будет проведён анализ этого нестандартного для русской литературы персонажа.

Кто такой Печорин

Богатый и не самый счастливый жизненный опыт приводит его к разочарованию и потере интереса к чему-либо.

Всё в жизни герою приедается: земные удовольствия, высший свет, любовь красавиц, наука – всё, по его мнению, происходит по одним и тем же схемам, однообразно и пусто.

Герой определенно является скептиком, однако нельзя сказать, что ему чужды чувства. Георгий Александрович обладает высокомерием и самолюбием (хотя самокритичен), питает привязанность к своему единственному товарищу, доктору Вернеру, также ему доставляет удовольствие манипуляция людьми и их страдания как следствие.

Для всех окружающих герой непонятен, а потому его часто называют странным. Печорин неоднократно подтверждает противоречивость своего характера.

Эта противоречивость рождена борьбой разума и чувств внутри него, наиболее ярким её примером является его любовь к Вере, которую Георгий осознает слишком поздно. Итак, рассмотрим этого героя в действии через краткую характеристику по главам.

Характеристика Печорина по главам в романе

Спустя некоторое время, Бэла наскучивает Печорину, молодой человек разбивает девушке сердце. В конце главы её убивает из мести Казбич, а помогающий в преступлениях Печорину Азамат навсегда изгоняется из семьи. Сам Георгий Александрович лишь продолжает своё странствие, не чувствуя вины за произошедшее.

Повествование последующей главы «Максим Максимыч» ведёт некий штабс-капитан. Будучи знакомым с Максимом Максимычем, рассказчик случайно становится свидетелем его встречи с Печориным. И снова герой проявляет своё равнодушие: совершенно холоден юноша к своему старому товарищу, с которым не виделся многие годы.

«Тамань» третья повесть в романе, представляющая собой уже записки в дневнике самого Печорина. В ней по воле судьбы молодой человек становится свидетелем контрабандистской деятельности. Девушка, участвующая в преступлении, заигрывала с Печориным, чтобы «убрать» его.

В эпизоде попытки утопления Печорина мы видим его отчаянную борьбу за жизнь, которая всё-таки ему дорога. Однако и в этой главе герой по-прежнему равнодушен к людям и их судьбам, которые в этот раз испорчены его невольным вмешательством.

Печорин играет с их жизнями в своё удовольствие, ломая их: Мэри остаётся несчастной девушкой с разбитым сердцем, а Грушницкий погибает в дуэли.

Георгий холоден в отношении всех людей в этом светском обществе, кроме своей давней знакомой Веры.

Некогда у них был мимолётный роман, но при новой встрече их чувства обретают вторую жизнь. Георгий и Вера тайно встречаются, однако её муж, узнав о наличии любовника, решает увезти её из города. Это событие заставляет молодого человека осознать, что Вера – любовь его жизни.

Георгий бросается вдогонку, но оказывается слишком поздно. В этом эпизоде главный герой раскрывается с совершенно новой стороны: как бы юноша ни был холоден и циничен, он тоже человек, даже его не может обойти стороной это сильнейшее чувство.

В последней части «Фаталист» герой показывается потерявшим малейший интерес к жизни и даже ищущим собственной смерти. В эпизоде спора с казаками за картами читатель видит некую мистическую связь Печорина с фатумом: Георгий и раньше предвидел события в жизни людей, а в этот рез предугадал смерть поручика Вулича.

Создаётся некое впечатление, будто молодой человек всё уже познал в этой жизни, которой ему теперь не жалко. Георгий произносит о себе следующие слова: «И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно».

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого

Эти два персонажа встретились в произведении, как старые друзья, но настоящей дружбы между ними все же не было. Даже, наоборот, позже они стали неприятными друг другу, ведь они приметили одну и ту же женщину, и с того момента начали друг другу противостоять. Печорин — двадцатипятилетний богатый человек из столицы, в его семье есть аристократы. У него светлые вьющиеся волосы и карие холодные глаза. Выглядит он всегда очень опрятным и ходил в дорогих вещах. А его товарищ Грушницкий — двадцатилетний черноволосый дворянин со смуглой кожей из бедной семьи из села. Но такая жизнь ему оказалась не по нраву, он всегда хотел быстрей покинуть свое родное село и добиться большого успеха.

К Мери герои относились по-разному. Например, Грушницкий по-настоящему привязался к девушке, он готов ее завоёвывать. Этим он и поделился с Печориным, который то и стал его главным конкурентом. Печорин же относился ко всему, как к некой игре, он хотел привязать мери к себе, хотя и та ему была и не нужна.

Грушницкий не сразу распознал истинные намерения и отношения к себе Печорина и поэтому долгое время доверял ему. Молодые люди оказались людьми чести, так как никто из них не отказался от дуэли, оба уважают и ценят себя. В этом их, пожалуй, единственной сходство. Также они оба молоды и симпотичны.

Различий же большое множество, она очень разные. Печорин холодный и циничный молодой человек, а также слишком самоуверенный. Он никогда никому не раскрывается, предпочитает держать язык за зубами и слушать других. Второй молодой человек является пустозвоном, также он вспыльчивый. Он любит много говорить, но мало делать.

У Печорина жесткий темперамент, а Грушницкий, наоборот, мягкотелый. Женщины всегда отдают свое предпочтение Печорину, нежели его товарищу, ведь в нем нет такой харизмы. Также Печорин умен по сравнению с Грушницким. Печорин может быть наглым и дерзким по отношению к людям, а его приятель же, напротив, скромный и часто чувствует себя неловко. Грушницкий любит современное общество, находится на светских мероприятиях.

У этих двух героев очень много различий, но также немало и схожих черт. Оба они являются дворянами, воспитанными и образованными, а также они военные, которые проходили службу на Кавказе. Также оба героя гордые и любят себя.

Печорин и Грушницкий имеют как положительные, так и отрицательные качества. Оба героя схожи между собой, но в это же время абсолютно разные.

Другие темы: ← Жизнь и судьба Печорина↑ ЛермонтовОбраз Печорина →

`

Описание внешности Печорина

Из множества цитат, описывающих его внешность, наиболее выразительна о его глазах, которые «не смеялись, когда он смеялся! <,>, Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Его взгляд всегда оставался спокойным, лишь иногда выражая некий вызов, наглость.

Детство Печорина

Узнав о детстве главного героя, его жизненный путь становится понятным. Будучи маленьким мальчиком, в нём пресекались лучшие стремления его души: во-первых, того требовало аристократическое воспитание, во-вторых, его не понимали, герой с детства был одинок.

Подробнее о том, как происходила эволюция доброго мальчика в безнравственную социальную единицу, показано в таблице с цитатой самого Печорина:

Популярные сегодня темы

Произведение «Мальчики» относится к целому циклу рассказов под названием «Братья Карамазовы». Главные герои – это Николай Красоткин и Илья Снегирев.

Большинство картин В.М. Васнецова пронизаны чувством патриотизма, величия русской земли и её защитников. Так и на картине «Богатырский скок» мы можем увидеть статного, сильного, мужественного и серьёзного богатыря

Перед каждым человеком открыты любые двери. Он может стать писателем, художником, юристом и так далее. Главное, чтобы для достижения цели человек предпринимал активные действия, а не просто лежал на диване.

Одним из основных персонажей произведения является Александр Матвеевич Кирсанов, лучший друг главного героя Лопухова.

Летние каникулы всегда были для меня настоящим праздником. Не исключением стал и этот раз. В данном сочинение я расскажу о том, как провел лето.

Характеристика и образ Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение 9 класс

Образ Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова — это образ уставшего от жизни человека, который ищет радость и счастье в издевательствах, и моральными пытками над людьми.

Конечно, как человек этот герой не полностью отрицательный. В нем есть очень много светлых и теплых черт личности, только в силу привычки, да и в силу времени он гасит их, подавляет их разными способами.

Показательно, что Лермонтов специально делает своего героя военным. Если бы, например, Печорин был или сыщиком, или почтальоном, буря в его душе смотрелась бы попросту смешно.

А так он всегда ходит по самому краю. Всегда на передовой, и даже в моменты, когда смерть уже вот-вот схватит офицера, он не печалится. Если выражаться современным языком — ему как бы и все равно.

Но это не значит, что ему не нравится жить. Просто жизнь для него нечто мимолетное, и, если вдруг она закончится, ну и пусть. Именно поэтому, как кажется мне, он многими воспринимается как аморальный герой. Захотелось ему соблазнить чью-то жену — он ее берет и соблазняет. Плохо это или хорошо — вопрос вторичный. Во-первых, плохо для кого и хорошо для кого. А во-вторых, он по-человечески просто так устроен.

И это некая новая стадия “брать от жизни все”. Для того времени, в котором и происходит действие романа “Герой нашего времени”, минутка забавной тавтологии, сам архетип, сам вид такого человека был в новинку. Значит ли это, что все, повально все были Печоринами и жили именно такой жизнью? Да нет, не значит.

Ведь это была не массовая социальная волна людей, которым все равно на будущее, прошлое. Для них было важно существование одного временного промежутка — настоящего. Бесспорно, это был фантастический феномен, объяснить которые можно только теперь, и то не полностью. Но как по мне, огромную роль сыграл и сам роман, ибо теперь каждый третий стал Печорином. Как говорится, идиотами вдруг стало быть модно.

Лермонтов безусловно герой. Написать роман, создать фабулу, развить ее, причем не старым добрым вот вам начало, а вот вам конец, а создать мозаику, и чтобы читатель собирал этот пазл, как ему хочется. Но Печорина придумал не он. Он просто явил его миру, сделав из героя модный социальный тренд.

Я странен… а не странен кто же?… А. С. Грибоедов

Автор и герой… Они, конечно же, близки в поэзии, почти равны. Но в прозе дистанция между ними гораздо больше, даже если речь и идет о прозе поэта. И, анализируя образ Печорина из романа «Герой нашего времени», ни в коем случае нельзя забывать и о другом Печорине — из «Княгини Лиговской». В какой-то мере он предшествует Печорину из «Героя нашего времени», но разница между этими двумя образами очень большая. Первый (хронологически) Печорин во всем отличается от второго, но очень похож на Лермонтова. Внешне он некрасив, автор описывает его примерно так: невысокий, коренастый, темноволосый и темноглазый молодой человек, с некрасивым, но живым лицом. Таким мы видим его на страницах «Княгини Лиговской». А теперь возьмите автопортрет поэта. Не правда ли, очевидно, что в образе Печорина Лермонтов изобразил самого себя?!

И внутренний свой мир он полностью отдал герою «Княгини Лиговской». Печорину здесь свойственны необычайные внутренние терзания и противоречия. И сквозь завесу литературных приемов, сквозь сюжет и композицию мы видим, что Печорин — это сам Лермонтов… Дистанция между автором и героем «Княгини Лиговской» практически отсутствует…

Совсем иного Печорина видим мы в более позднем романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Все то, что могло бы натолкнуть читателя на мысли об идентичности автора герою, отсутствует. Печорин здесь красив — Лермонтов много раз подчеркивает, что он нравится женщинам. Его любят Бэла, Вера, Мери… И даже в подробном описании героя нет ни малейшего сходства с автором… И этот Печорин тонко чувствует, тонко мыслит. Но с первых страниц он вызывает у нас только отрицательную реакцию. Лишь позже Лермонтов раскроет мотивы его странного, на первый взгляд, поведения, когда раскроется внутренний мир его героя в дневниковых записках.

Интересно, что образ Веры — единственной любимой женщины героя — абсолютно одинаков в обоих романах, вплоть до внешности. Это свидетельствует о том, что автор работал над образом именно Печорина.

Художественные задачи романов совершенно разные. В «Герое нашего времени» Печорин ни в коем случае не должен был восприниматься читателем как alter ego автора, и Лермонтов проводит очень тонкую границу. Но все равно мы чувствуем их необычайную близость. Да, Печорин близок Лермонтову, как, пожалуй, ни один герой не близок своему автору. Ведь, кроме лермонтовской прозы, мы знаем еще его стихи. Конечно, нельзя ставить знак равенства между Печориным и лирическим героем поэзии Лермонтова, но, на мой взгляд, это почти одно и то же… В них много общего. Внешняя холодность и безразличность, странным образом сочетающаяся с внутренней решимостью; огромный творческий потенциал, который не успел использовать Лермонтов и не мог использовать его герой… И горькая, безысходная судьба…

Читаемое в разделе:

  • Сочинение на тему «Творчество М. Ю. Лермонтова»
  • Система образов в романе «Герой нашего времени»
  • Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
  • Особенности композиции романа «Герой нашего времени»
  • Сочинение на тему: «Мцыри и природа»
  • Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
  • Роль портретных описаний в прозе Лермонтова

Ранее опубликованные в разделе:

  • Особенности композиции романа «Герой нашего времени»
  • Система образов в романе «Герой нашего времени»
  • Композиция романа «Герой нашего времени»

Новые материалы раздела:

  • Сочинение на тему: «Мцыри и природа»
  • Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
  • Роль портретных описаний в прозе Лермонтова
  • Крупные поэтические формы в творчестве М.Ю.Лермонтова
  • Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Вариант 2

М.Ю.Лермонтов в своем романе “Герой нашего времени” создал немало образов, но одним из самых ярких и неоднозначных героев произведения является главный герой, Григорий Печорин.

Печорин служит на Кавказе, он красив, умен, умеет находить общий язык с людьми и вообще достаточно легко понимает людей, может с легкостью манипулировать ими, не зависит от мнения окружающих. Первое знакомство с Григорием идет от лица Максима Максимыча. Так, мы узнаем, что главный герой украл девушку из родного аула. Она была нужна ему, так как была во внимании всех, чтобы потешить свое самолюбие. Печорин пробудил в Беле чувства, но, как только получил взаимность, она стала ему не нужна и вскоре погибла. Это изменило и сломило душу Григория, хоть и со стороны казалось, что он равнодушен к гибели девушки.

В целом, во всем образе Печорина присутствует двойственность: в одежде- помарканность, но черты аристократа, во внешности- брови темные, волосы светлые, добился — теряет интерес, страдает, но не показывает этого.

Григорий равнодушен ко всему, легко отпускает прошлое, бежит от себя. У него нет того места, куда бы он мог вернуться, он одинок, так как ведет дневник своих переживаний, ему некому довериться и высказаться. Печорин недоверчивый, замкнутый, не делает выводов, не анализирует свои поступки. Он постепенно умирает морально, как личность. При встрече с контрабандистами он показывает, что его привлекает свобода, он не боится умереть. В то же время в них он пытается найти близких себе людей,но не находит места ни с одними, ни с другими, так как он чужой везде.

Сочинение Образ и характеристика Печорина

Книга «Герой нашего времени» была написана в 40-х годах 19 столетия во времена жестокой политической репрессии. Главным героем романа является Григорий Печорин.

Григорий Печорин – интеллигентный человек с критическим складом ума. Герой был не удовлетворен жизнью, и не видел пути обретения счастья. По сравнению с Онегиным, Печорин не плыл по течению жизни, а старался найти свой путь. Героя нельзя назвать отрицательным или положительным человеком. По отношению к другому человеку он был высокомерен и холоден, при этом герой не обладал инфантильностью и безвольностью. В молодом возрасте Печорин наслаждался жизнью и получал все при помощи денег. Вскоре такая жизнь ему надоела, и он пустился в свет. Хотя на тот момент Печорина раздражало внимание светских девушек, разговоры друзей и само общество.

Скука заставила героя изучать и читать книги, особенно научную литературу. Вскоре книги не приносили ему радости, и он решил уехать на Кавказ. На кавказской земле он познакомился с Беллой, которая очаровала его красотой. Печорин принял Бэллу за ангела, который пришел ему помочь. Чуть позже он понял, что она никак не отличается от тех светских девушек, а ее простосердечие и невежество стали его раздражать.

Печорин обладал противоречивым характером. Он считал, что его жизнь состоит из неудачных и грустных противоречий рассудка и сердца. Противоречивость влияет на мысли и поступки Григория. Автор полностью подчеркивает все странности героя от внутреннего до внешнего облика. Несмотря на возраст, Печорин обладал детской улыбкой. Герой отличался небрежной и ленивой походкой. Он имел крепкое здоровье и слабые нервы. Печорин скептически относился к людям. Печорин как разочарованный человек жил только опираясь на свое любопытство. В некотором смысле герой приносил только несчастье и сам счастья не имел. Он отрицал семейное счастье и любовь. При знакомстве с женщинами он был честолюбивым и тщеславным.

Глубокие чувства он испытывал к Вере и боялся ее потерять. Герой оценивал и называл себя «нравственным калекой», которая потеряла свою хорошую половину души. Его внешние противоречия и поведения не давали Печорину жить полноценной жизнью.

В предисловии автор написал, что Печорин является портретов с пороками всех людей 19 столетия. Трагедия заключается в том, что такой человек не способен к великим жертвам на благо общества и ради своего счастья

Сочинение Печорин и Максим Максимыч

Над произведением «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов начал работать в 1836 году, в совсем юном возрасте.

Именно от Максим Максимыча читатели узнают о Печорине. Он описывает его, как странного и противоречивого человека. Но это не значит, что Максим Максимыч испытывает к нему только отрицательные эмоции, Печорин предстает перед читателями, как обычный человек, не хороший и не плохой. Сам же Максим Максимыч одинок, у него нет жены, а о родителях он давно не слышал. Он посвятил всю свою жизнь службе, тем самым она заменила ему всех. Максим Максимыч мягко относится к Печорину, прощая ему все его проказы, также он заботится о Беле, пытаясь помочь ей в ее ситуации. Он очень спокойный и рассудительный человек, дружелюбен ко всем и добросовестно служит своей родине и доволен своей жизнью. Когда он познакомился с Печориным, он очень привязался к нему и стал ждать его после его отъезда, но ему стало более одиноко, как только он его дождался, поскольку был встречен с холодностью Печорина.

Образ Печорина представляет собой молодого, богатого человека. Назвать легкомысленным его нельзя, поскольку он знает свои цели и уверен в них. Единственными качествами, которыми Печорин может похвастаться – это эгоизм и цинизм. Лермонтов собрал в нем качества, присущие молодежи того времени. Сравнив два этих персонажа, можно увидеть большую разницу между двумя поколениями. Поскольку один принимает всех людей с их достоинствами и недостатками, а второму важен лишь он сам.

Максим Максимыч – открытый пожилой человек, он одинок и не скрывает этого, а Печорин наоборот же прячет свое одиночество под своим эгоизмом и цинизмом. Печорин не может найти себе место в своей жизни. Несмотря на то, что он был воспитан в светском обществе, он не умеет сдерживать свой характер и ценить любовь с дружбой. Нельзя сказать, что Печорин отрицательный герой романа, поскольку в нем присутствуют такие качества, как честность, храбрость, острый ум, наблюдательность, а также он хорошо разбирается в людях. Смотря на недостатки других людей, он пытается им противостоять, и, наверное, поэтому Лермонтов назвал его героем того времени.

Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов, чтобы яснее показать характер главного персонажа произведения, Печорина, показать все его проблемы, связанные с его существованием в то время, знакомит этих двух совершенно разных человека.

Сочинение 4

Литература и история ходят за руку. Роман «Герой нашего времени» и его персонажи стали отражением условий жизни в России именно в то время. Роман был написан, когда свобода мыслей, слов, действий жестоко подавлялась. Были видны только потери, а внутри страны велась огромная работа. Лермонтов старался показать трагическую сторону существования и выживания в России. Проведена параллель между героями романа и настоящими людьми, которые должны были жить как в казарме. Показана ничтожность существования людей как личностей, какими бы талантливыми они ни были.

Повествование о главном герое Печорине ведется от нескольких лиц: сначала это рассказ от лица Максима Максимыча, он показывает свое отношение к персонажу. После это рассказ от лица автора, то есть самого Лермонтова, отношение его к герою. А затем это рассказ изнутри, из записей в дневнике. И это не случайно. Лермонтов хочет показать многогранность и разносторонность Печорина, а вместе с ним и всего русского общества. В Печорине борются 2 противоречия, как во внешности, так и в душе. Он молод, но можно заметить морщины, когда он смеется, его глаза не смеются.

Печорин умный и образованный человек, с широкими взглядами, культурой. Он не может сидеть на одном месте, его отличает стремление к действию, смена окружения. Каждый раз, когда пора бы остановиться, ему прискучивает его жизнь, и он снова пытается изменить ее. Но Печорин расходует свои силы на те действия, которые его недостойны: он похищает Бэлу, а после она ему неинтересна. Пытается разрушить деятельность контрабандистов, но никакой цели или выгоды не преследует. Добивается Мери, а после бросает ее наедине с разочарованиями. Ему плевать на чувства других героев. Он эгоист, но пытается себя оправдать.

Возможно, в другие времена его жизни, он был бы не таким героем, но сейчас не только он сам стал нравственным калекой, ему помогло стать таким окружение. Он научился ненавидеть, скрывать свои чувства, стал лжецом, лицемером. Он ломает судьбы, разбивает любовь и веру в него, Печорин – жертва общества.

Однако Лермонтов показал и историю любви героя. Веру он полюбил по-настоящему. И хотя между ними была преграда, ее муж, Печорин всеми силами добивался своего. И добился, ведь Вера тоже полюбила его. Она полюбила его такого, каким он являлся на самом деле. А взамен получила только страдания –, как и все, кто близко сходился с ним.

Слово «герой» имеет несколько значений. Никаких героических подвигов Печорин не совершал, а значит, Лермонтов хотел показать, что это всего лишь один персонаж. И этот один персонаж отразил всю суть общества того времени, молодых людей, которые не смогли найти себе применения в мире.

Сочинение на тему отношение лермонтова к печорину

Мое отношение к Печорину. Почему он герой своего и нашего времени? Уже более полутора веков живет в русской литературе роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Не устарел ли он для нашего времени? Чем он может быть полезен для поколения людей начала 21-го века? Лермонтов очень удачно назвал свой роман, читатель уже заранее как бы бывает предупрежден в современности своего героя. В чем же секрет долголетия этого романа? Само долголетие произведения уже говорит о том, что это великое произведение. Оно переросло рамки своего времени благодаря тому, что в нем великий художник Лермонтов показал важнейшие законы человеческой жизни, которые действуют и в нашей жизни. В романе герои задают вопросы самые главные, решают проблемы не сиюминутные, а вечные, над которыми думали люди в прошлом, думают сейчас и будут думать в будущем. Что это за вопросы? Прежде всего — о смысле жизни. Как по-разному относятся к ним персонажи «Героя нашего времени»: о них или размышляют, или их не знают вовсе. Но прежде всего хочется понять, что вкладывает писатель в понятие «герой», какое из значений используется в романе? Так как центральное место в романе отведено Печорину, то это слово относится прежде всего к нему. Можно ли сказать о Печорине, что он — «выдающийся своей храбростью и доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги»? О храбрости его есть в романе подтверждение Максима Максимыча, который был свидетелем того, как Печорин один «на кабана ходил». Но «самоотверженность» и «подвиги» — эти понятия к его жизни явно не имеют никакого отношения. Он сам в своем журнале, который является как бы исповедью его перед самим собой, говорит о том, что он никогда ничем ни для кого не жертвовал. Даже в любви. Он и любил только себя или кого-то ради себя, или свои удовольствия. А его безумно храбрые поступки: похищение Бэлы, дуэли, любовные романы — подвигами никак не назовешь, потому что они несли людям гибель или сильнейшие страдания. И он сам это замечает и говорит: «Сколько раз я играл роль топора в руках судьбы, как орудие казни я упадал на головы обреченных: часто без злобы, всегда без сожаления…» «Без злобы» — значит, не нечаянно, не под действием страсти, а холодно и расчетливо. «Всегда без сожаления» — это особенно страшно в нем, т. е. совершенно безразлично к людскому горю, и причем, это постоянное состояние его души: ледяная пустыня, укрывшая под слоем вечной мерзлоты все живое. Он сознавал, что является причиной многих и многих бед и даже трагедий для всех тех, кто с ним соприкасается. Как будто его основное занятие — делать людей несчастными: Бэла и Грушницкий погибают, тяжело страдает княжна Мери, становится жертвой коварства Печорина отец Бэлы, которого убивает Казбич, глубоко оскорблен в своих дружеских чувствах к Печорину Максим Максимыч, нарушена жизнь «честных контрабандистов», а слепой мальчик остается совсем один, и это для него оборачивается тоже трагедией. Какую цель имели все эти поступки? Для чего он вмешался в чужую жизнь и разрушил ее? От скуки и ради собственного удовольствия! Все это делает этого человека крайне непривлекательным и опасным для общества, потому что ради того, чтобы получить удовольствие, он переступает не только законы нравственные, не только идет против совести, но и совершает уголовные преступления. И хотя его никто не наказывает, преступления — то совершены! А самое неприятное то, что он не чувствует за собой никакой вины, а оправдывает себя дурными нравами в обществе, которые якобы испортили его. Но, как болезнь не поразит сильный организм, так и внешние воздействия не окажут плохого влияния на сильную душу, имеющую высокую нравственность. А значит, душа его оказалась слабой, не укорененной в добре! Самооправдание имеет страшный результат: он не имеет ничего против того, чтобы быть орудием казни для других. Ему нравится власть над людьми, нравится мучить людей — все это является следствием страшной гордыни, которая и его мучит, потому что счастья он тоже не испытывает. Скука жизни преследует его, томит, толкает на бессмысленные авантюры с риском для жизни, и в конце концов он погибает, потому что жить ему нечем, истощились все силы его души на пустые развлечения. Он так и не отыскал высокого смысла своей жизни, который он подозревал и ради которого ему были даны и ум, и здоровье и душевные силы. Жизнь растрачена напрасно, не принесла добрых плодов, не оставила по себе доброй памяти. И это герой? Есть еще значение слова «герой» — «лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи или среды». Печорин выделяется среди персонажей романа, он кажется странным и доброму Максиму Максимычу, и странствующему офицеру, от лица которого ведется рассказ о Печорине. Чем же он выделяется? Все вокруг него живут и наслаждаются жизнью, не задумываются о смысле ее. Печорин же об этом думает, и поступки свои анализирует, в отличие от других. Это говорит о нем, как о человеке более глубокой натуры, чем окружающие его люди, о более высоком уровне развития его сознания. Ему мало просто жить, как живут и животные, ему надо ради чего-то жить. Но вот дорасти до ответа на вопрос о смысле жизни он не смог. Он пошел по пути «жить — ради удовольствия», который ему подсказало современное общество, и он прошел по этому пути дальше всех и обнаружил в конце пути — тупик. А из тупика выход — только вверх! А до Бога он не дорос. Жизнь без Бога — жизнь без смысла, это не жизнь, а самоубийство. Итак, можно ли Печорина назвать «героем» в смысле — «характерный представитель общества?» Навряд ли. Он такой в романе один. Но таких, может быть, в жизни становится все больше? Печорин — это образ-символ. Он убедительно показывает, что жизнь ради удовольствия лишена смысла, счастья, ведет к преступлению и, в конечном итоге, — к гибели. Есть еще два значения в слове «герой», и мне кажется, именно они объясняют значение образа Печорина: он — «главное действующее лицо» в романе и «лицо, привлекшее к себе внимание», в данном случае Лермонтова, своей незаурядностью и выдающимися способностями, или «лицо, являющееся предметом восхищения и подражания». Лермонтову его герой явно нравится, он любуется его отвагой, его знанием людей, его умом. Он сочувствует и оправдывает своего героя, и все-таки показывает неизбежность его гибели, потому что светские удовольствия иссушили его сердце, сделали его неспособным не только к любви, но и к дружбе. Он совершенно охладел к службе. Он равнодушен ко всему и ко всем, он мертв душой. Печорин — герой не только своего, но и нашего времени. С тех пор мало что изменилось в жизни людей. Как тогда Печорин был один из немногих, кто задумывался над смыслом жизни и назначением человека, так и теперь таких людей мало. И сейчас люди, живущие по принципу «Для блага ближнего живи!» — кажутся странными основной массе прожигателей жизни, которые живут по своему принципу: «Живи в кайф!» Как и во времена Лермонтова идеалами общества были богатство, карьера и слава, так и сейчас люди живут в основном для приобретения материальных благ, добиваются всеми способами чинов и наград и этим бывают вполне довольны. И мало среди них счастливых, потому что только служение высоким целям и идеалам, самопожертвование ради них, любовь к людям, чувство исполненного долга дают ощущение счастья и полноты жизни!

Вариант 5

Григорий Печорин это главный герой произведения «Герой нашего времени». Автором этого произведения является Михаил Юрьевич Лермонтов. Многие критики признали Печорина одним из самых интересных героев творчества Лермонтова. Печорин разрушает жизни других людей, но в это же время окружен уважением и любовью. У него невозможно выделить положительные или отрицательные стороны характера. Можно сказать, что это нейтральный герой. Но в это же время можно сказать, что это не так, так как он стоит в центре сюжета и все произведение построено вокруг него. Можно сделать вывод, что в нем есть и белые и черные качества.

Образец 6

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – шедевр русской письменности. Автор создал немало занимательных образов в произведении, но главным героем является молодой дворянин Григорий Печорин.

Печорин – человек молодых лет, уже успевший разочароваться в жизни и устать от светских встреч, внимания девушек и от своего существования в целом. Он не хочет плыть по течению жизни, а напротив, отчаянно пытается найти свою дорогу и место в жизни. Героя нельзя назвать положительным или отрицательным. Во взаимоотношениях с окружающими он, бесспорно, открывается читателю как жестокий, эгоистичный, властный и самолюбивый молодой человек. Но если разобраться с его внутренним мироощущением, то мы можем понять, что Печорин сам страдает от того, как живет.

Скука побудила в герое желание потешаться над слабостями других людей, унижать их и ставить ниже себя. Уставший от внимания светских барышень, он хочет ощутить на себе любовь простой девушки, даже дикарки. Но разочаровывается и в ней. По безответственности Григория девушка погибает. Герой рушит жизни всех окружающих его людей, даже не стараясь это сделать.

Опять же из-за скуки он заигрывает с невестой своего друга, молодого поэта Ленского. Ленский же оскорбляется и вызывает Печорина на дуэль. И вместо того, чтобы попросить прощения у друга за свое безнравственное поведение, Григорий соглашается на вызов и убивает приятеля.

Герой ломает судьбы многих девушек. Княжну Мери он с усердием добивается, а после оставляет ее наедине со своим разочарованием. Лишь только одну девушку, Веру, он любит по-настоящему. Но даже ей он принес страдания, впрочем, как и всем, с кем Печорину приходилось связывать свою жизнь.

Григорий оправдывает свое поведение временем, в котором живет. Он говорит, что общество испортило его, а он – всего лишь его жертва. Он научился лицемерить, лгать и эгоистично поступать по отношению к другим. Григорий – яркий представитель нравственно искалеченной дворянской молодежи.

Несмотря на то, что Печорин обладает большой душевной силой, он растрачивает ее совсем не там, где нужно. Он бы мог направить свой потенциал в правильное русло, но не знает, где его дорога. Лермонтов вложил в этого героя образ всех молодых людей, не нашедших себя в этом мире.

Чем Лермонтов и Печорин не угодили современникам

В двух небольших залах находятся экспонаты, свидетельствующие, с одной стороны, о действующих лицах эпохи, когда «Герой нашего времени» вышел в свет, а с другой — раскрывающие самые разнообразные трактовки романа и его главного героя Григория Печорина. Этот образ далеко не всем пришёлся по нраву, вызвав одинаково резкие отзывы императора Николая I и декабриста Вильгельма Кюхельбекера, который сказал: «Всё-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, каков его гадкий Печорин».

— В литературе и культуре того времени был запрос на положительного героя, – объясняет куратор выставки, заведующий Дома-музея Лермонтова Сергей Шаулов. – Этот запрос был и официальный со стороны императора Николая I и министра просвещения Уварова и вполне естественный.

Шаулов отмечает, что многого в романе мы сегодня не понимаем. Прежде всего, бытовых подробностей. Например, почему Грушницкий так напоказ носит свою шинель, и почему в этой солдатской шинели больше нравится дамам. Всё дело в том, что он делает вид, что не юнкер, а разжалованный офицер – разжалованный либо за дуэль, либо по политическим мотивам. Грушницкий представляет из себя то, чем не является. Именно поэтому Печорин, говоря о его взаимоотношениях с Мери, язвительно скажет: «В шинели ты бы ей нравился больше».

В витринах можно увидеть первое полное издание «Героя нашего времени», которое вышло в 1840 году в «Отечественных записках». Там же ранее вышли стихи Лермонтова и повести «Бэла», «Фаталист» и «Тамань», которые, как известно, стали составной частью романа. Карикатура на главного редактора журнала Андрея Краевского, который в прямом смысле ездит на писателях, и его портрет в молодости также представлены на выставке. Рядом иллюстрации художницы Татьяны Мавриной к роману Сергеева-Ценского «Мишель Лермонтов». Это масштабное произведение советского прозаика было своеобразным ответом на повесть «Большой свет», которую написал современник Лермонтова граф Сологуб.

— Для многих современников, особенно для тех, кто был выше Лермонтова по положению, он стал фигурой отчасти комической. Именно этим объясняется повесть «Большой свет», которую в советское время воспринимали, как карикатуру на Лермонтова, – рассказывает Сергей Шаулов. – Однако интересно, что тот образ, который даётся в иллюстрациях Татьяны Мавриной, это не образ из романа Сергеева-Ценского, потому что там вполне советский Лермонтов, борец с режимом, бунтарь и одиночка. То, что изображает Маврина, ближе всего к герою повести Сологуба Мишелю Леонину – образу не очень удачного светского человека, как долгое время воспринимали Лермонтова.

Что уж говорить, если даже Краевский через несколько десятков лет после гибели поэта писал, что «Лермонтов больше всего увлекался не литературой, а светскими дамами, романов с коими имел по пять-шесть одновременно». Вот почему интересно, насколько такое разное отношение трансформировалось в живописи, посвящённой роману «Герой нашего времени», русских и советских художников. Их картины расположены во втором зале. Говоря об этих полотнах, куратор выставки выделяет две тенденции. Первая – показать роман в его реальных, бытовых и исторических обстоятельствах, а вторая – его символическое прочтение.

Первая тенденция характерна в основном для девятнадцатого века. Например, две литографии, посвящённые «Княжне Мери», живописуют персонажей сообразно с эпохой, в которой развивалось действие романа, минимизируя любую метафорическую трактовку. Иными предстают иллюстрации Владимира Бехтеева и Федора Константинова, выполненные уже в советское время. Например, Казбич и Бэла в одноимённой картине Бехтеева показаны в момент, когда разбойник заносит кинжал над молодой черкешенкой. Изображение оставляет ощущение вневременности, передавая не бытовые подробности, а внутренне напряжение героев. Обращают на себя внимание и акварели Татьяны Мавриной к «Тамани». В них видна страстность Ундины, в самой фигуре которой заметны мстительность и злоба по отношению к Печорину, разрушившему жизнь «честных контрабандистов». Таким образом «Герой нашего времени» становится героем каждого времени.

Отвечая на вопрос корреспондента «МК», насколько в живописном восприятии романа отразилось утверждение Белинского, что в Печорине Лермонтов изобразил себя, Сергей Шаулов отметил, что художники действительно часто делали Печорина похожим на Лермонтова, хотя подчеркивали и существенные их различия. В реальности автор и персонаж далеко не одно и тоже.

— В каком-то смысле Печорин – это действительно Лермонтов. Но это, вероятно, тот Лермонтов, которым он был в момент замысла, и тот Лермонтов, которого сам Лермонтов успел в себе переработать и превзойти. Он чрезвычайно быстро менялся, развивался и рос. Да и описан Печорин так, что внешне его нельзя спутать с автором.

На экране во втором зале появляются цитаты из романа и отзывы на него современников, среди которых, помимо комплементарных, есть негативные оценки императора Николая I, который, как известно, вообще не очень любил Лермонтова и даже, как гласит легенда, после гибели поэта сказал: «Собаке – собачья смерть!».

— Тут нужно учитывать контекст – говорит Сергей Шаулов. – Николай I запретил дуэли, ужесточил за них наказание, вплоть до Сибири. Уже получил громкую оплеуху, когда на дуэли в 1837 году погиб Пушкин, и тут на дуэли погибает ещё один поэт. Этим объясняется его реакция.

Думаю, что при всей нелюбви к кому бы то ни было, ему бы хватило выдержки выразиться как-то иначе, если бы речь шла не о дуэли. Потом он подумал и выдал другую фразу: «Погиб тот, кто мог заменить нам Пушкина». Обычно считается, что эта фраза была сказана для публики. Николай ведь думал, что он Пушкиным управляет, и он подцензурный ему поэт. Точных данных, что он так же хотел взять под руку Лермонтова, нет.

Зато известно, что Михаил Юрьевич хотел выйти в отставку и издавать журнал вместе с Краевским, которому бы отводилась роль фактического, технического и коммерческого, распорядителя, и с графом Сологубом – человеком экстра-высшего света, женатым на Софье Виельгорской, дочери негласного придворного концертмейстера Николая I. Посаженым отцом на их свадьбе был никто иной, как сам император. Сологуб в истории с изданием журнала был бы, с одной стороны, представителем Николая в редакции, а с другой, посредником редакции при дворе. Лермонтов вполне с этим соглашался, и, судя по его поведению до дуэли, совсем не против был занять нишу при дворе. Так что у Николая были основания полагать, что в этом смысле Лермонтов мог бы стать для него заменой Пушкина.

Выставка «“Герой нашего времени”. Выход в свет» продлится до 25 апреля.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: