Сочинение-миниатюра «Каким предстаёт герой в ранней лирике Маяковского?»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Маяковский
  • Лирический герой Маяковского

В. Маяковский, один из самых ярких представителей футуризма 20 века. Считается что благодаря ему футуризм получил известность. Так же Маяковский был известен как автор советских плакатов и лозунгов. Его признавали одним из лучших поэтов советского времени. Владимир Владимирович, был весьма неординарным человеком, он таил в себе несколько личностей. Несмотря на свой бунтарский характер, Маяковский мечтал найти свое место в жизни. Он умел заразить свое энергией каждого, кто находился с ним рядом.

Дитя поэта это его Лирический герой, который из года в год повествует о своем отце. Герой несет в себе черты характера своего создателя, он такой же неповторимый каким является сам поэт. Лирический герой Маяковского был истерзан велики чувством влюбленности. Как например в стихотворении «Лиличка» герой испытывает муки любви. Автор сравнивает свои эмоции и чувства с неукротимой бурей.

Маяковский воплощает свою чувства на бумаге, говоря о том, что любящее сердце не может быть смиренно оковами. Поэт всегда оставался верен своим силам, свой страсти и преданности.

Тема трагедии одиночества- одна из самых ярких тем лирики Владимира Владимировича. Для него тема одиночества и непонимания, была очень тяжелой для поэта. Он старался найти выход из своих страданий от одиночества. Но все его старания были напрасны. Как и Лермонтов, Маяковский описывает свое ощущение одиночества в стихотворной форме.

Считая себя одиноким в этом мире, он выражал свое негативное отношение к миру и к тем, кто считал себя хозяином этого мира. Именно поэтому, Владимир Маяковский считал себя пророком революции, и с огромным воодушевлением называет себя 13 апостолом.

После смети Поэта, Цветаева написала о том, что Несмотря на весь почет и уважение, Россия, так и не поняла, кто был Маяковский и кем он был. Она была одной из немногих, кто понимал суть его произведения «Домой». Где автор писал, что хочет быть понят своей страной.

Боль и страдание, были одни из самых важных эмоциональных составляющих душевного состояния Маяковского. Эти эмоции возникаю у него после столкновения в окружающим миом. Лирического героя Маяковского приводит в отчаяние его несовершенство. По произведениям поэта, понятно, что его нервы не выдерживают. И буквально каждое его любовное произведение окрашено болью и страданием. Маяковский был одним из немногих поэтов, который не изображал в своих произведениях счастливую любовь. Если бы предвестием революции и протестом существующему строю, была поэма «Облако в штанах», то она давно уже перестала бы интересовать читателя. Эта поэма так же как и многие другие произведения писателя была о трагической любви. Именно эти трагичные чувства поэта создали лирического героя.

Рассуждение

Владимир Владимирович Маяковский (1893г.-1930г.) знаменательный поэт ХХ века. Он является самым популярным представителем литературного направления – футуризм. Так же, можно отметить, поэт выдвигал лозунги в поддержку власти советского союза.

Владимир Маяковский, в своё время проявил себя как совершенный поэт, деятель своего искусства. Прежде всего, он отличался своим грубым темпераментом. Маяковский скрывал свои истинные чувства и его считали, если можно так сказать, неординарной личностью. Человек, находящийся с ним рядом, мог зарядится его энтузиазмом.

Рассуждая о Владимире, можно понять, что его лирический герой был противопоставлен людям, которые не воспринимали и не хотели воспринимать творчество этого поэта. Обиды и высмеивания характеризуют отношение общества к лирическому герою творчества Маяковского. Его искусство отличалось от остального, у него было своё уникальное чувство красивого, отличающееся от других. Как раз с этого протеста лежит начало Маяковского. Лирический герой представлен перед нами как храбрый и уникальный человек, который хочет достичь нового. Перед читателем он возносит впечатление грубого гиганта, который пытается защититься от непонимающего его потока людей. Здесь же опять открывается тема одиночества. Основные эмоции героя, были боль и страдания даже от наименьшего воздействия от общества. С начала и по конец его творчества лирический герой меняется и приобретает новые качества. Он имеет две совершенно разных стороны. Первая имеет качества человека ждущего больших перемен, но другая сторона была грустной, и сентиментальной. Именно под грубостью он скрывал свою ранимую сторону.

Раскрывая тему любви в произведениях поэта, можно отметить, что он отличался от других писателей. Когда другие писали о счастливой, прекрасной любви, он писал о любовных травмах, с грустью и страданием. Возможно, что конкретно из-за этих чувств Маяковский создал своего лирического героя.

Важные художественные особенности лирического героя основаны в новаторстве поэта, таких как употребление глубоких метафор, уникальный тип рифм, и интересная графика произведений- лесенка.

Можно сделать вывод, что лирический герой стремится к продвижению от трагичного воздействия к счастливой жизни. В этом пути хранится неизвестная тайна образования нового сознания.

Лирический герой ранней поэзии В. Маяковского: кто он

Приложение

Методическая разработка урока литературы в 11 классе

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ РАННЕЙ ПОЭЗИИ

В. МАЯКОВСКОГО: КТО ОН?

(метапредмет «Знание»)

Тип и вид урока: урок обобщения учебного материала на основе анализа литературного содержания для его обобщенного представления с использованием метапредметного приема контрастного схематического выражения признаков изучаемого предмета.

Цели урока:

• предметные – сформировать у учащихся обобщенное знание о личностных качествах лирического герой, отраженных в ранней поэзии В. Маяковского;

• личностные – показать учащимся «сочетание» в личности противоречивых качеств и убедить их в необходимости развития личностно и социально значимых качеств;

• метапредметные – актуализировать у учащихся представление о метапредмете «Знание», сформировать метапредметный прием обобщения знания на основе контрастного схематического выражения признаков изучаемого предмета.

Методы и технологии: технология обучения в сотрудничестве, фронтальная, индивидуальная, групповая и парная работы.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя (фронтальная работа).

Продолжаем разговор о поэзии В. Маяковского. Сегодня на уроке у нас будут гости, которые станут участниками нашей беседы и выскажут свое мнение о творчестве поэта. Итак, разрешите их представить:

– Борис Пастернак, поэт и писатель;

– Анатолий Луначарский, писатель, переводчик публицист и первый нарком просвещения;

– Юрий Карабчиевский, писатель и литературный критик;

– Андрей Платонов, писатель;

– Борис Эйхенбаум, литературовед и историк литературы.

Среди них есть современники В. Маяковского и люди, родившиеся уже после его гибели. Что же говорят они о его творчестве?

«Какая радость, что существует и не выдуман В. Маяковский: талант, по праву переставший считаться с тем, как пишут у нас нынче» (Борис Пастернак).

«В. Маяковский – личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненная глубокого и несколько истерического лиризма» (Анатолий Луначарский).

«Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины. Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебрегает чьим-либо мнением – и стремится любым способом покорить аудиторию» (Юрий Карабчиевский).

Что же имеют в виду эти люди? Выразите мысль одним предложением (Талант, реформатор стихосложения, человек тонкой душевной ориентации, но в то же время – певец насилия).

Что же мы можем сказать о таком восприятии людьми В. Маяковского? (Люди воспринимали В. Маяковского и его творчество неоднозначно, противоречиво).

Обратимся к произведениям поэта. Кто в лирических текстах очень часто выражает позицию, мировосприятие автора? (Лирический герой).

Значит, о чем мы будем говорить на уроке? Сформулируем тему урока и запишем ее в рабочих тетрадях. (Лирический герой ранней поэзии В. Маяковского: кто он?)

2. Актуализация знаний, необходимых для обобщения литературного материала (групповая работа).

Для дальнейшей успешной работы по выяснению, каков же образ лирического героя ранней поэзии В. Маяковского, нам необходимо вспомнить и уточнить некоторые аспекты. Ответьте на вопросы и запишите их в рабочих тетрадях. Обсудите с другими обучающимися свои записи.

1. Кого мы называем лирическим героем?

2. Какими качествами обладают лирические герои известных вам произведений?

3. Какие метапредметы уже нам известны? (Метапредметы «Знак / Символ», «Знание», «Проблема», «Задача». Все они являются обобщенным выражением содержания любой науки).

4. Какие действия необходимы для того, чтобы обобщить что-то? (Нужно внимательно изучить имеющиеся данные, найти в них интегрирующую основу или самое общее начало, выявить элементы, характеризующие это начало, выразить их смысл и установить возможные связи между элементами и с началом в зависимости от поставленной цели).

3. Обобщение литературного материала.

3.1. Предварительная работа по анализу ранней поэзии В. Маяковского для выделения и характеристики личностных качеств лирического героя произведений поэта.

Помня о том, что отношение к В. Маяковскому противоречиво, выберите эпиграф для урока, который, по Вашему мнению, лучше всего отражает его тему (индивидуальная работа с последующим обсуждением).

Вам завещаю

Я сад фруктовый

Моей великой души…

Я хочу быть понят моей страной.

А не буду понят, что ж.

По родной стране пройду стороной,

Как проходит косой дождь.

Хорошо вам!

А мне

Сквозь строй,

Сквозь грохот

Как пронести любовь к живому?

Нам предстоит говорить о лирическом герое. Обратимся к произведениям В. Маяковского. Одним из первых было стихотворение «А вы могли бы». Послушайте его в чтении Б. Ветрова (Аудиозапись). О чем это стихотворение? (Непонятно). Логичен ли вопрос, внесенный в заглавие? (Приводит в смятение, вызывает непонимание).

В. Маяковского, действительно, понять сложно. А что говорят по этому поводу наши гости? Чтение высказывания А. Платонова: «В. Маяковский – поэт, установивший новую форму поэзии и определивший новый дух её. Именно поэтому он требует вначале усилия для понимания… А. Пушкин тоже не всем вначале был понятен, многие современники Пушкина предпочитали ему авторов восемнадцатого века. Чтение классика — новатора всегда сначала работа, а потом уже радость и польза…».

Повлияли ли слова А. Платонова на ваше восприятие В. Маяковского? Вчитаемся в стихотворение еще раз. Самый верный способ понять В. Маяковского – перевести его в прозу. Для этого поработайте с первыми двумя строчками его стихотворения и ответьте на вопросы.

1. Как воспринимает лирический герой окружающую действительность? Каким словом ее называет В. Маяковский? (Не принимает серый обывательский мир, пытается бунтовать и сделать мир ярче, преобразовывая его).

2. Что он видит в студне? (Океан).

3. Если лирический герой видит в студне океан, то какая способность развита в нем? (Воображение, фантазия).

4. Какая сфера человеческой жизни не может существовать без воображения, без фантазии? (Искусство).

Значит, лирический герой – это человек искусства, который стремится … Продолжите фразу письменно в рабочих тетрадях (… преобразовать существующий мир).

Сформулируйте тему произведения. (О преобразующей силе искусства). Что теперь Вы можете сказать о лирическом герое? Сформулируйте самостоятельно вывод (Не принимает серенький, обывательский мир, он одинок в нем, пытается себя противопоставить окружающей действительности. У него развито воображение, бунтарский дух).

Продолжим работу с стихотворением. Найдите в нем слова, противоположные следующим и запишите их в рабочих тетрадях:

будни – (краски)

студень – (океан)

водосточные трубы – (флейта)

Какова эмоциональная окраска слов: негативная или позитивная? Сформулируйте соответствующий вывод (Очевидно противопоставление окружающей действительности и мечты, фантазии). К чему призывает нас поэт? (В обычном видеть прекрасное). В чем необычность построения последних четырёх строк? (Разбиваются на отдельные отрезки). С какой целью это делает поэт? (Показывает читателю нужную интонационную установку, делает значимым отдельное слово).

В разговор вступает Б. Эйхенбаум, говоря о том, как нужно читать В. Маяковского: «… не по строкам, а по дыханию, потому что каждое слово надо кричать полной грудью. Местами можно немного стихнуть, тогда растягиваются и строки».

Стихотворение заканчивается вопросом: «А вы ноктюрн сыграть могли бы?». Казалось бы, обычный вопрос. Именно на этом можно закончить предложение. Ну, тогда это не был бы В. Маяковский. С присущей футуристам дерзостью он продолжает: «На флейте водосточных труб?». Слушатель потрясен, поэт добился своей цели – взбудоражил ум, встряхнул от спячки. В чем же В. Маяковский видит цель поэзии? (Заставлять людей думать).

Прослушайте текст стихотворения «Послушайте!» (Чтение стихотворения в аудиозаписи). Какая фраза определяет состояние лирического героя? (Вопрос). Зачем нужны этому кому-то звезды, почему они необходимы? Ответьте словами В. Маяковского (Чтобы обязательно была звезда! – клянется – не перенесет эту беззвездную муку!). Почему возник этот вопрос в его душе? (Задумывается о смысле жизни). Звезды несут свет, который прогоняет страх, овладевающий людьми в темную мрачную ночь.

Стихотворение, несомненно, философское. Какова его тема? (Смысл жизни, назначение творчества). Кому из известных Вам поэтов XIX века близок В. Маяковский? (А. Пушкину).

Что же волнует лирического героя? Над чем он задумывается? (Вопрос смысла жизни). К Маяковскому можно относиться по-разному, можно соглашаться и не соглашаться с гостями, лирическим героем. Но то, что творчество поэта задевает, не оставляет равнодушными – это факт.

3.2. Представление личностных качеств лирического героя в ранней поэзии В. Маяковского на основе построения обобщенной схемы.

Прочитайте тексты стихотворений и определите качества, присущие их героям. Запишите эти качества в рабочих тетрадях (индивидуальная работа). Обсудите качества с соседом по парте и при необходимости дополните друг друга (групповая (парная) работа). В рабочих тетрадях схематично выразите эти качества лирического героя, распределив их в двух столбцах на положительные и отрицательные (групповая работа).

Сочетание противоречивых личностных качеств
Трагическое

одиночество

Духовная развитость с богатым воображением и фантазией
Эгоизм Интеллектуальная

развитость, заставляющая думать людей

Бунтарство Готовность к преобразованию существующего мира (реформаторство)
Пессимизм Эстетическая утонченность (в обычном видеть прекрасное)
Эпатажность Широкое восприятие мира (не серого, обыденного) с определенным смыслом

Рисунок. Схема обобщения литературного знания на основе контрастного выражения признаков объекта.

Выразив схему, обсудите ее с учащимися из других групп. При необходимости дополните ее. Запишите в рабочих тетрадях вывод о качествах лирического героя в ранней поэзии В. Маяковского.

Выраженная вами схема является видом обобщения в рамках работы с метапредметом «Знание». Данный вид обобщения можно успешно использовать при изучении других школьных дисциплин, пользуясь теперь уже известным вам алгоритмом действий

Выводы.

Рефлексия.

Д/З.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]