Отчаянная мать Марина Цветаева и несоветская Анна Ахматова: 5 любопытных фактов о великих писательницах


Несоветская Анна Ахматова

Имевшая непролетарское происхождение и писавшая отнюдь не большевистские стихи Анна Ахматова имела с советской властью непростые отношения. Первый муж (хотя и бывший) – Николай Гумилев был расстрелян как враг народа. Были арестованы многие близкие и знакомые.

А вот ее саму почему-то не арестовали. Хотя не печатали и держали под подозрением. Еще до эпохи Большого террора советские органы вели слежку за Ахматовой, в ее квартире было тайно установлено записывающее устройство для фиксации крамольных разговоров. К Сталину не раз обращались за одобрением на арест Ахматовой, но он так и не разрешил. Более того, в конце 1930-х Ахматову приняли в Союз писателей, начали печатать. Из Ленинграда ей удалось благополучно уехать в эвакуацию, и там к ней опять же относились как к официально признанной поэтессе – публикации, творческие вечера. Плюс забота друзей и знакомых.

И вдруг после войны грянуло выступление партийного начальника Жданова. Ахматову выгнали из Союза писателей. Снова угодили в лагеря ее сын Лев и третий муж Николай Пунин, который в заключении умер. Лев Гумилев провел в заключение несколько лет и потом обижался на мать, что она прилагала мало усилий для его освобождения. Хотя бедная Анна Андреевна усердно пыталась писать письма с просьбами облегчить его участь. Даже самому Сталину писала.

Потом опять наступило затишье, Ахматову восстановили в Союзе писателей, выделили дачу в Комарово…

Лирика А. Ахматовой и М. Цветаевой.

«Я голос ваш, жар вашего дыханья…» (по лирике А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой). Сравнение лирических героинь Ахматовой и Цветаевой.

Вступление

“Я голос ваш, жар вашего дыханья…”- так начинается одно из любовных стихотворений Анны Андреевной Ахматовой “Многим”. Эти строки как нельзя лучше раскрывают направление творчества писательницы. Ее стихотворения близки многим женщинам, ведь Анна Андреевна в полной мере могла прочувствовать любовные переживания и отразить их на бумаге. Такой же способностью обладала и Марина Ивановна Цветаева. Ее поэзию так же, как и поэзию Ахматовой, можно считать общечеловеческой, глубокой, всесторонней. Их творчество отличается тонкостью ощущений, музыкальностью, искренностью. Однако именно разница произведений Ахматовой и Цветаевой позволяют читателям в полной мере познать все стороны женской души.

Анна Ахматова

Несомненно, при сравнении творчества обеих писательниц нельзя не отметить расхождение характеров лирических героинь. Их личность напрямую зависит от отношения поэтов к любви. Для Анны Ахматовой любовь является чувством, которое имеет как созидательную, так и разрушительную силу. Из-за этого автор раскрывает любовь в самом ее драматическом, интимном виде. Это всегда кульминация. Мы не узнаем ни предшествующих событий, ни последующих. Читателю позволяют увидеть только переломный момент:

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Лирика Ахматовой и Цветаевой

Лирическая героиня Ахматовой умеет любить горячо и искренне, но, к сожалению, её чувства редко бывают взаимны. Женщина претерпевает унижения, страдания и боль, но, несмотря на все это, она остается гордой и непоколебимой. Героиня не пытается удержать возлюбленного, не унижается перед ним, не просит вернуться. Она понимает, что это не имеет никакого смысла:

Сердце к сердцу не приковано. Если хочешь, уходи.

Героине некуда податься со своей земной, несчастной любовью. Она словно говорит сама с собой в состоянии порыва, хотя внешне остается спокойной. Женщина не считает нужным разъяснять все, притворяться и лгать. Лирический субъект готов смириться с любыми последствиями сказанного.

Марина Цветаева

Совершенно иного персонажа мы видим в стихотворениях Марины Цветаевой. Героиня словно живет в двух разных мирах одновременно: в мире реальном и фантастическом, внутреннем. Это прежде всего сильная личность, стремящаяся понять и пережить всё на этом свете:

Ты сам мне подал — слишком много!Я жажду сразу — всех дорог!

Ею движет жажда полноты жизни. Это стремление узнать все в этом мире и вдохновляет ее на новые стремления. Лирический субъект приходит к любви как к “той самой новости, которая всегда нова”. Любые ее проявления важны для героини, ведь к этому чувству невозможно привыкнуть. Любовь для Цветаевой противоречива, изменчива, из-за чего слишком удивительна:

Быть нежной, бешеной и шумной, — Так жаждать жить! — Очаровательной и умной, — Прелестной быть! Нежнее всех, кто есть и были, Не знать вины… — О возмущенье, что в могиле Мы все равны!

Лирика Цветаевой

Эти светлые эмоции могут быть и лукавой игрой, и трагедией:

Не поцеловали – приложились. Не проговорили – продохнули. Может быть – Вы на земле не жили, Может быть – висел лишь плащ на стуле.

Но, несмотря на отрицательные стороны любви, в жизни лирической героини они играют немаловажную роль: она готова принять все то, что преподносит ей судьба. К сожалению, жизнь разводит двух предназначенных друг другу людей, поэтому в стихотворениях Цветаевой так же, как и у Ахматовой, часто появляется мотив разлуки и несчастной любви. Поэтому это чувство поменяло свое направление: “Теперь я знаю и говорю каждому: мне не нужно любви, мне нужно понимание. Для меня это — любовь”.

Вывод

Любовь для Ахматовой и Цветаевой является всеобъемлющей. Неудивительно, что многие их стихотворения посвящены теме, в которой сплетаются различные эмоции. Из-за разных характеров лирических героинь, из-за авторского стиля написания произведений перед читателем открываются все стороны женской души. Это позволяет нам по-разному посмотреть на столь светлое чувство.

Перейти к другим сочинениям

«Реквием» А. А. Ахматовой

Правда Луки в пьесе Горького «На дне»

Гранатовый браслет

Что может стать крахом цивилизации. «Господин из Сан-Франциско».

Рутина существования и радость жизни И. А. Бунин

Анализ «Крещенская ночь» И.А. Бунина.

Легенда о Данко.

Марина Цветаева: поэтесса и мать

Одна из самых известных отечественных лирических поэтесс, Марина Цветаева, прожила трагическую жизнь, в которой были встречи, расставания и потери. Причиной этого были в основном жизненные обстоятельства – воспитанная в интеллигентной и небедной по меркам дореволюционной России семье, Цветаева оказалась не готова к тем тяжелым условиям, в которых ей и ее детям пришлось выживать в первые послереволюционные годы, когда даже в крупных городах царила разруха и нехватка продуктов.

Сама Цветаева хотела, чтобы ее дети выросли уникальными, необычными, одаренными и – похожими на нее. Именно похожей на себя, уже в самые юные годы сочинявшую стихи, Цветаева считала свою старшую дочь Ариадну. А вот младшая дочь – Ирина – таких надежд не подавала. И, нуждаясь, Марина Цветаева отдала своих детей в приют, где маленькая Ирина и умерла. Потом знакомые обвиняли Цветаеву в том, что она не только отдала детей в приют, но и даже не пришла на похороны дочери.

Стихи. Разбор

Попробуем разобрать несколько стихов, чтобы выявить особенности любовной лирики Цветаевой, произведения которой находят отзыв в душах современных любителей поэзии, что само по себе не так уж и удивительно.

Несмотря на то что Марина Цветаева жила в достаточно отдаленное от нас время, произведения ее все еще актуальны. Ведь человеческие чувства и эмоции, которые так образно отображены в ее творчестве, неизменны. К тому же она влюбляет в свои стихи благодаря удивительному таланту выражать свое мироощущения в простых и понятных каждому строках: здесь не нужно корпеть над мудреными словами, пытаясь вникнуть в суть того или иного стихотворного произведения.

Зачем исчезала Агата Кристи?

Одна из самых популярных писательниц XX века, Агата Кристи, в начале 1920-х годов получала большие гонорары, о ней и ее книгах много писали и говорили. У Кристи был муж и дочь. Но однажды декабрьским вечером 1926 года Агата Кристи вышла из своего дома и исчезла! Полиция и почитатели писательницы начали поиски, число участников которых составило пятнадцать тысяч человек! Среди них был даже сам Артур Конан Дойл, который тоже не смог вычислить, куда подевалась Агата. Конечно, в поисках пришлось принять участие и мужу писательницы, который, как оказалась, в это время отдыхал в Испании со своей любовницей. Многие даже обвиняли его в тайном убийстве жены. Потом Агата Кристи сама нашлась, и не стала объяснять причины исчезновения. Возникли даже версии, что от переживаний она на время ощутила себя совсем другим человеком и в этом качестве скрылась. Однако с неверным мужем Арчи она все же развелась…

Арсений Тарковский – последняя любовь Марины Цветаевой

Отец знаменитого режиссера Андрея Тарковского – Арсений Тарковский – возник в жизни Цветаевой в 1940 году. Он недавно стал членом Союза писателей как незаурядный переводчик. Марина прочла его перевод стихов туркменского поэта Кемине, осталась в восторге и написала ему «секретное» письмо, пригласив на встречу.

Арсений Тарковский

Тарковский не восхищался поэзией Цветаевой, более того, считал, что «как поэт она закончилась в 1916 году». К тому же он только недавно получил развод у первой жены и женился повторно, Марина была старше его на 15 лет. Для неё же он стал глотком воздуха, надеждой на то, что жизнь всё-таки продолжается, любовь ещё возможна, а стихи могут писаться с прежними порывами. И она пустилась в новый роман со свойственной ей эмоциональностью, полностью, без остатка.

У Тарковского не было далеко идущих планов, он очень быстро начал тяготиться этими отношениями, стараясь свести их на «нет». На книжный базар весной 1941 года Арсений пришёл вместе с женой, увидев Марину, сделал вид, что они не знакомы. Позднее Тарковский говорил: «Прозевал я Марину… Не понял ее трагического характера…».

Она написала в честь этой любви стихотворение «Всё повторяю первый стих…», Тарковский прочитал его лишь в 1982 году.

Такова была непростая любовь поэтессы, с надрывом, со страстями, с трагедиями, отдаваемая без остатка. А может, так и должно быть у одарённых людей? Большинство романов Цветаевой так и остались лишь на бумаге и в её воображении, переродившись в прекрасные стихи на все времена.

Абиссинская принцесса Вирджиния Вулф

Известная английская писательница Вирджиния Вулф, автор многих популярных романов, была одним из инициаторов грандиозного розыгрыша. В компании своего брата и его троих друзей в феврале 1910 года она явилась на один из британских военных кораблей, изображая из себя делегацию абиссинской королевской семьи. Для этого все пятеро «почетных королевских гостей» мастерски загримировались, облачив себя в восточные одежды и тюрбаны. А изъяснялись, произнося бессмысленные фразы и выражения, среди которых присутствующим запомнилось восклицание: «Бунга! Бунга!». Потом в газетах было опубликовано фото «абиссинских королевских особ» и раскрыты их реальные личности. Был невероятный скандал!

Другая сторона Мариэтты Шагинян

В самом начале 1920-х годов Мариэтта Шагинян была среди советской интеллигенции известна как автор внушительных статей на культурологические темы и редактор произведений писателей-классиков. Поэтому, когда под псевдонимом «Джим Доллар» была напечатана и сразу стала популярной серия приключенческих повестей «Месс-Менд», то возникли споры – кто же настоящий автор? Тогда считали, что Джим Доллар – это Илья Эренбург или Алексей Толстой, а может быть – целая группа молодых малоизвестных писателей. Шагинян в своих мемуарах рассказывала, как она тихо смеялась про себя, слыша все эти разговоры. Ведь никто не мог поверить, что серьезная Мариэтта написала это увлекательное произведение, где были погони, чудеса техники, ученая собака, тайное братство рабочих и фейерверк юмора.

До новых книг!
Ваш Book24

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: