Любовь… Пожалуй, нет человека, который хоть раз не задумывался бы о ней. Что это? То, чем жив человек? Или делающий тебя уязвимым пустяк? Глубокое и сильное чувство или мимолетная привязанность? Любовь с первого взгляда? Счастливая? Неразделенная? От этих вопросов кружится голова. А ответов на них… нет. Люди на протяжении веков ищут эти ответы, но если и находят, то для каждого они свои. Поэтому и говорят, что любовь — это что-то вечное, непреходящее. Она волновала, волнует и будет волновать сердца и души людей.
На стыке 19 и 20 веков сокровищницу русской литературы пополнили произведения двух писателей: Ивана Бунина и Александра Куприна, которые нашли свои ответы на «вечные» вопросы. И рассказали об этом миру. Казалось бы, эти два писателя совсем не похожи друг на друга. Даже внешне их отличие настолько велико, что кажется, будто у них не может быть ничего общего. Пушкин называл Кюхельбекера «братом по музе, по судьбам». Едва ли можно сказать так о Бунине и Куприне, ведь их судьбы заметно отличались. А вот муза, кажется, была одна и та же…
Любовь как солнечный удар и любовь как смерть — мысли двух великих писателей весьма похожи. Что есть солнечный удар, как не крохотная гибель? Ласковое солнце греет, обнимает за плечи… Кажется, ты уже не можешь без него. И тут то, что так долго доставляло тебе лишь радость, «бьет по голове», затуманивает сердце и разум, а после себя оставляет еще много и много боли и неприятной тяжести в голове и слабости — в теле.
«Солнечный удар» у Бунина бросает в пучину страстей безымянного поручика и его такую же безымянную спутницу. Знавшие друг друга лишь три часа, пьяные то ли от солнца, то ли от хмеля, то ли друг от друга, они сходят с парохода неизвестно где, в каком-то маленьком городишке, и проводят вместе несколько незабываемых часов. И здесь «незабываемых» — не высокопарное или пошлое слово, нет. Оно искренно: «…как только вошли и лакей затворил дверь, поручик так порывисто кинулся к ней и оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой».
Чувство, захлестнувшее двух людей с головой, продлилось совсем недолго: лишь ночь и немного утра. Но оставило незарастающий след в душах обоих.
Расстались они легко, лишь «при всех» поцеловались на пристани. Но после этого расставания началась та самая мука, какая всегда бывает, когда приходишь в себя после солнечного удара.
Поручик терзался. Даже один-единственный день без Нее казался невыносимым, бесконечно долгим и пустым. Номер, в котором все дышало Ей, опустел. Вместе с ним опустело и сердце поручика, лишившееся счастья.
Лишь на следующее утро ему стало лучше. Но мир изменился для этого человека, и нежное солнце, которое свело его с, пожалуй, самой большой любовью его жизни, стало «бесцельным». Едва ли умерла душа поручика, но, полюбив, он все-таки погиб.
Полюбив, погиб и герой повести А. Куприна «Гранатовый браслет » Желтков . Он много лет пылко и тайно любил одну-единственную женщину, недосягаемую женщину, не обращая внимания на других. Он любил самоотверженно, такой любовью, «о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
Но Вера, возлюбленная «Г.С.Ж.», не сумела увидеть в этом чувстве ту самую любовь. Она прошла мимо Аносовой, едва коснувшись.
Желтков совершил во имя этой любви подвиг. Лишив себя жизни, он избавил от страданий Веру Николаевну, которая тяготилась чувством тайного обожателя.
Насколько же сильно надо любить человека, чтобы совершить подобное?..
Любовь, которая «сильна, как смерть». Да, это не «солнечный удар» Бунина. Но и то, и другое подтверждает мысль о том, что истинная любовь всегда трагична, жертвенна, самоотверженна. И, конечно, приходит далеко не ко всем. Она может появиться и исчезнуть, точно солнечный удар, точно молния в грозовом небе, и оставить после себя след, который уже ничем и никогда не изгладить. Полюбив, вы что-то отдаете другому. И в первую очередь — душу. Такая любовь не исчезает просто так. Наверное, лишь вместе с человеком. Можно присыпать ее какими-то страстями, другими чувствами, но она будет жить, пока жив ты.
Великая любовь — великие произведения. Два разных писателя, даже внешне непохожих настолько, что кажется, будто у них не может быть ничего общего. Но у них единая муза.
Чувства и интеллект сделали человека наивысшей ступенью эволюции. Любовь и дружба объединяют людей, побуждают к созиданию, вдохновляют на подвиги. Истинная любовь и истинная дружба — состояния, ощутить которые стремится каждый человек. Главное, чтобы чувства были настоящими и взаимными. Многие задаются вопросом о том, что такое истинная любовь. Как не спутать ее со страстью, влюбленностью или дружбой? Ответы на эти и другие вопросы — в данной статье.
Тезисы
- Сила любви заставляет человека меняться ради того, кого он любит
- Любовь не всегда красива внешне, она выражается в счастье внутри человека
- Любовь может заставить человека пойти на необдуманные, бесстрашные и даже безнравственные поступки
- Суть любви заключается в том числе и в том, что любящий человек никогда не причинит боли возлюбленному
- Любовь к людям — это способность пожертвовать собой ради их счастья
- Любовь открывает в человеке лучшие чувства
Признаки настоящей любви
Эмоциональное увлечение, удовлетворение плотских потребностей, боязнь одиночества — наши чувства и эмоции маскируются под любовь и могут годами одурманивать человека. Все потому, что четкого ответа на вопрос о том, что такое истинная любовь, никто не дал.
В 2010 году ученые Всемирной организации здравоохранения признали светлое чувство болезнью. Психическое заболевание получило порядковый номер — F 63.9. Симптомы недуга хотя бы раз в жизни ощущал каждый: потеря сна, навязчивые мысли, резкая смена настроения, скачки давления, импульсивные поступки.
Однако когда на ночь повышается давление и нет сна, о приближении большой любви мы думаем в последнюю очередь. Истинное чувство сложно поддается объяснению, распознать его можно по перечню явных признаков.
Аргументы
Л.Н. Толстой «Война и мир». Настоящей можно назвать любовь Пьера Безухова к Наташе Ростовой. Он знал, что Наташа — невеста Андрея Болконского, его друга, поэтому не позволял себе лишнего. Лучшие чувства Пьера проявлялись в готовности помочь, поддержать в трудной ситуации. Он уважал человека, которого любит. У Пьера была возможность ухаживать за Наташей, когда князь Андрей был в отъезде, но он считал низким препятствовать чужому счастью, рушить отношения близких для него людей. Такова настоящая любовь: она живет внутри человека, проявляется в благородных поступках.
А. Куприн «Гранатовый браслет». Способным на истинную любовь оказывается Желтков, обыкновенный чиновник. Любовь к Вере Шеиной — основа его жизни. Все свое существование Желтков посвятил этой женщине. Он понимал, что они не могут быть вместе: уж очень сильно различалось социальное положение этих двух людей. Желтков не мешал Вере Николаевне жить, не мечтал ее завоевать, а просто любил — это было для него высшим счастьем. Самоубийство героя — это не трусость, ведь он ушел из жизни, чтобы не мешать Вере Шеиной. Желтков подарил ей самое дорогое, что имел — гранатовый браслет. Он простился с жизнью с чувством благодарности за все, что подарила ему любовь.
М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Любовь Маргариты к Мастеру можно назвать настоящей, невероятно сильной. Маргарита готова пойти на все, что позволит ей снова быть с любимым человеком. Она вступает в сделку с дьяволом, становится королевой на балу у сатаны. И все ради одного человека — Мастера, без которого она жить не может. Любовь побуждает человека совершать самые безумные поступки. Сила любви выше чувства страха. Маргарита доказывает это, за что и получает награду — вечный покой вместе с Мастером.
Джек Лондон «Мартин Иден». Выходец из рабочего класса, бедный молодой моряк Мартин Иден влюбляется в Руфь Морз — девушку, принадлежащую к высшему сословию. Любовь побуждает малообразованного юношу развиваться, чтобы преодолеть пропасть, разделяющую его и Руфь. Мартин Иден много читает, начинает писать свои произведения. Скоро он становится одним из самых образованных людей, имеющих на все собственный взгляд, чаще всего отличный от господствующих в обществе мнений. Мартин Иден и Руфь Морз помолвлены, но это держится в тайне, ведь молодой человек по-прежнему старается стать писателем, но так и не имеет денег в кармане. В Мартина Идена никто не верит: ни сестры, ни Руфь, ни семья Морзов. Он же во имя любви усердно трудится: пишет, спит по четыре часа, читает, снова пишет, потому что любит Руфь по-настоящему, хочет обеспечить их счастье. После скандала вокруг личности Мартина Идена, устроенного молодым репортером, помолвку разрывают. Руфь не желает даже говорить с ним. Но когда он становится популярным, богатым, получает признание, тогда его и начинают любить. Руфь уже не против выйти за него замуж: она говорит, что всегда его любила, что совершила ужасную ошибку. Но Мартин Иден не верит этим словам. Он понимает, что ничуть не изменился за это время. Когда помолвка была разорвана, произведения, получившие признание, уже были написаны. А значит, раз Руфь рассталась с ним тогда, она по-настоящему не любила. А вот любовь Мартина Идена была истинной, настоящей, чистой.
М. Горький «Старуха Изергиль». Настоящей может быть не только любовь между двумя сердцами, но и любовь к людям в целом. Данко, герой произведения, жертвует жизнью во имя спасения людей. Его цель благородна. Данко вырывает из груди сердце и освещает им путь. Люди выходят из леса и оказываются спасены. Но никто уже не помнит о подвиге героя, а ведь он отдал жизнь ради счастья окружающих.
А что такое большая любовь
Умение жертвовать своими интересами ради любимого человека люди всегда считали признаком настоящей большой любви. История знает множество примеров, когда ради любимого человека люди отказывались от своих амбиций, призвания, меняли образ жизни и даже веру.
Способность полностью раствориться в человеке, посвятить свою жизнь заботам о нем, сделав его интересы приоритетными, дана далеко не каждому из нас. Не все смогут полностью подавить в себе личность и перестроить свою жизнь так, чтобы стать просто «дополнением» своего любимого.
Женам многих гениев было знакомо, что такое большая любовь. Нам известно немало примеров, когда ради таланта мужа женщина жертвовала своей карьерой, временем, желаниями, переставая быть отдельной личностью и становясь дополнением своего гениального мужа. Такая поистине большая любовь достойна восхищения.
- Жизнь, озаренная светом большой любви
Освещение своей жизни, свершений и начинаний нежными чувствами тоже является примером большой и чистой любви. Возможно, каждый хотел бы так жить, но не многие способны. Жизнь самого обычного человека может стать совершенно другой, когда он вдруг влюбится и поймет, что готов на многие подвиги ради любимого.
Он старается не просто строить отношения с любимым, он начинает дышать и жить в унисон со своими чувствами. Это придает ему силу, веру в себя, притягивает успех. Он взлетает вверх по карьерной лестнице или добивается небывалых успехов в творчестве, черпая вдохновение в любимом и семье. Появляется настойчивое желание добиться еще больших вершин, чтобы улучшить благосостояние любимой семьи.
Присутствие рядом любимого человека дарит нам крылья, постоянно крепнущие для достижения новых целей. Вот это и есть большая любовь, не приносящая страдания, а помогающая человеку не только стать счастливым, но и с успехом полностью раскрыть свои возможности. Неважно, в какой сфере раскроется потенциал, важно чувствовать поддержку любимого и самому любить.
К сожалению, не всем дано испытать подобные чувства. Но те счастливчики, жизнь которых озаряет любовь, дарят и окружающим волны добра и особую ауру. Те, кто оказывается рядом, сразу чувствуют, что жизнь этого человека освещена любовью.
Рекомендуемые статьи по данной теме:
- Манипуляции, поклонение и самолюбование: как жить с мужчиной нарциссом?
- Фразы для знакомства, после которых мужчина позовет на свидание
- Тренинг, психолог или экстрасенс: куда податься, когда все сложно?
- Жизнь, которая посвящена большой любви
Такие отношения напоминают больше не любовь, а зависимость. Люди живут не для любимых, а во имя любви. Однако, какими бы сильными не были чувства, жизнь только из них состоять не может и не должна.
Отодвигание всех остальных составляющих жизни на задний план, выдвижение вперед лишь любовных чувств может привести к патологии отношений. В них приоритетным становится не любовь к человеку, а само понятие «любить». Столь неправильное восприятие отношений может привести к довольно печальным последствиям.
Человек начинает постоянно искать и менять объекты любви, чтобы только испытать то самое начальное чувство, эйфорию от влюбленности, яркие вспышки эмоций.
Как только яркость эмоций сменяется спокойствием, предыдущие отношения быстро надоедают. Возникает жуткая потребность начать что-то новое, оставив прежние отношения в прошлом. Либо наступает губительная для отношений апатия. Люди со своими чувствами, надеждами и желаниями воспринимаются в качестве «объектов» и не более.
Тема любви в русской литературе XIX-XX веков. Примеры
Тема любви в русской литературе – одна из основных. Поэт или прозаик открывает перед своим читателем томления души, переживания, страдания. Да и лирика эта была всегда востребована. Действительно, можно не понимать тему отношения автора к собственному творчеству, аспекты философской прозы, но вот слова любви в литературе произнесены настолько доступно, что позволяют применять их в различных жизненных ситуациях. В каких же произведениях особо ярко отражена тема любви? Каковы особенности восприятия авторами этого чувства? Об этом расскажет наша статья.
Место любви в русской литературе
Любовь в художественной литературе существовала всегда. Если говорить об отечественных произведениях, то на ум сразу приходят Петр и Феврония Муромские из одноименной повести Ермолая-Еразма, относящейся к древнерусской литературе. Напомним, что другие темы тогда, кроме христианских, были табу. Такая форма искусства была строго религиозной.
Тема любви в русской литературе возникла в XVIII веке. Толчком к ее развитию послужили переводы Тредиаковским произведений зарубежных авторов, ведь в Европе уже вовсю писали о прекрасном любовном чувстве и отношениях между мужчиной и женщиной. Далее были Ломоносов, Державин, Жуковский, Карамзин.
Особого своего расцвета тема любви в произведениях русской литературы достигает в XIX веке. Эта эпоха подарила миру Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева и многих других корифеев. У каждого писателя было свое, сугубо личное отношение к теме любви, которое можно прочесть сквозь строки его творчества.
Почему мы влюбляемся в одних и игнорируем других
(зачастую более выгодных и привлекательных партнеров)
Наверняка, вам известно выражение «наступать на одни и те же грабли». Зачастую оно применяется тогда, когда звучат некие истории из личной жизни. Многие мужчины и женщины, выбирают партнеров, которые во многом похожи на их предыдущих пассий, и зачастую даже не отдают себе в этом отчет. Почему же так происходит?
Можно назвать три причины такого явления:
1) Идеал в подсознании.
С юных лет в подсознании многих мужчин появляется образ идеальной партнерши. Он может быть сформирован под влиянием многих факторов – матери, героини фильма, привлекательной и доброй соседки и так далее. Пройдут годы, и мужчина, возможно, даже не вспомнит, почему именно у него вызывают трепет, например, брюнетки и девушки с зелеными глазами. Конечно же, идеал складывается с нескольких характеристик, которые не обязательно должны быть «совершенными» в общепринятом понятии. Как только молодой человек все же встречает девушку, которая обладает хоть какими-то качествами, идеализируемыми ним в подсознании, он начинает испытывать к ней сильные чувства. Более того, иногда подобные встречи воспринимаются мужчиной, как подарок судьбы, удивительное совпадение или мечта, которая неожиданно стала явью. В действительности подобные знакомства не имеют ничего общего с чудом – это итог подсознательного поиска идеальной партнерши.
2) Нарциссизм.
Как ни странно, но нарциссизм также порою играет роль в поиске идеальной партнерши. Наверно, вы не раз слышали, как какой-то парень говорит о своей возлюбленной: «Мы так похожи!», «У нее такие же вкусы в еде, как и у меня», «У нас одинаковое чувство юмора, мы понимаем друг друга с полуслова», «У нее в детстве тоже были проблемы с родителями». Считая себя в чем-то идеальным или ущемленным, мы видим эти черты в других людях, считая их близкими себе по духу. Так как человек зачастую себя любит, то это чувство он готов распространить и на того, в ком он в той или иной степени видит свое отражение.
3) Комплекс Эдипа.
Бытует мнение, что почти каждый мужчина несет в себе комплекс Эдипа – это может выражаться довольно явно или же слабо. Что имеется в виду? Как ни крути, если мальчик растет с матерью, то она невольно становится первой женщиной, к которой он начинает испытывать сильные чувства. Да, они имеют определенные отличия от тех чувств, которые впоследствии он будет испытывать к сверстнице, но все же они очень сильны, и накладывают определенный отпечаток. Многим мальчишкам их мать кажется «самой красивой в мире», «самой умной» и так далее. Подсознательно эта установка может остаться. В итоге с юности молодой человек будет обращать внимание на девушек, которые имеют некое сходство с его матерью. Это может быть черта характера, цвет волос, манера говорить, хозяйственность и многое другое.
Также может сложиться и совершено противоположная ситуация. Если у мужчины были тяжелые отношения с матерью, и некоторые моменты из детства он не может вспоминать без содрогания, то, вероятно, он будет искать партнершу, которая будет иметь как можно меньше общего с его родительницей.
Любовная лирика Пушкина: новаторство гения
Тема любви в русской литературе 19 века особых высот достигла в творчестве А. Пушкина. Лирика, воспевающая это светлое чувство, у него богата, многогранна и заключает в себе целую череду особенностей. Разберем их.
- Внежанровость. В любовной лирике Пушкин полностью подчиняет форму содержанию, отказывается от существующих канонов. Мы не найдем у него элегию, романс или послание. А будет одно произведение, совместившее в себе эти жанры. Как пример можно привести известное всем стихотворение «К****», посвященное А. П. Керн. Это, с одной стороны, послание (жанр четко прослеживается), но есть черты романса (раскрыты глубоко личные переживания, произведение невероятно музыкально и певуче) и даже элегии (эмоциональность).
Любовь как отражение личностных качеств в «Евгении Онегине»
«Евгений Онегин» – произведение, где тема любви в русской литературе звучит особенно выразительно. Здесь показано не просто чувство, а его эволюция на протяжении жизни. Кроме того, через любовь раскрываются основные образы романа.
В центре повествования герой, чье имя вынесено в заглавие. Читатель вынужден на протяжении всего романа терзаться вопросом: способен ли Евгений любить? Воспитанный в духе нравов великосветского столичного общества, в чувствах он лишен искренности. Находясь в «духовном тупике», он встречает Татьяну Ларину, которая, в отличие от него, умеет искренне и бескорыстно любить.
Татьяна пишет Онегину любовное письмо, он тронут этим поступком девушки, но не больше. Разочаровавшись, Ларина соглашается на брак с нелюбимым и уезжает в Петербург.
Последняя встреча Онегина и Татьяны случается по прошествии нескольких лет. Евгений признается молодой женщине в любви, но она отвергает его. Женщина признается, что все еще любит, но связана обязательствами брака.
Таким образом, главный герой романа Пушкина проваливает экзамен любовью, он испугался всепоглощающего чувства, отверг его. Прозрение наступило слишком поздно.
Запретная любовь лучше открытой?
Многие считают, что обычная любовь не так изысканна и интересна, как запретная. Порочная страсть заставляет вас еще больше желать партнера. Это восхитительный микс: черная любовь и роковая страсть, которая доводит людей до безумного сладостного исступления. Может ли такая любовь быть настоящей?
Парень и девушка
К сожалению, зачастую нет. Чаще всего искра в отношениях гаснет именно тогда, когда запретная любовь перестает быть запретной. Однако, здесь много своих исключений. Если человек не просто следует вкусам и тенденциям, пытаясь поиграть в опасную любовь, а действительно встретил родственную душу, с которой не может встречаться в открытую, история круто меняет ход. И как в «Ромео и Джульетте», в таком случае вы вполне можете найти свое любовное предназначение.
Парень и девушка
Любовь Лермонтова – недостижимый идеал
Иной была любовь к женщине для М. Лермонтова. Для него это чувство, которое поглощает человека полностью, это сила, которую ничто не может победить. Любовь по Лермонтову – это то, что однозначно заставит человека страдать: «Всякий плакал, кто любил».
Неразрывно эта лирика связана с женщинами в жизни самого поэта. Катерина Сушкова – девушка, в которую Лермонтов влюбился еще в 16 лет. Стихотворения, посвященные ей, эмоциональны, рассказывают о неразделенном чувстве, желании обрести не только женщину, но и друга.
Наталья Иванова, следующая женщина в жизни Лермонтова, отвечала ему взаимностью. С одной стороны, в стихотворениях этого периода больше счастья, однако и здесь проскальзывают нотки обмана. Наталья во многом не понимает глубокую душевную организацию поэта. В тематике таких произведений также произошли изменения: теперь они сосредоточены на чувствах и страстях.
Совершенно по-иному отражены отношения с Варварой Лопухиной. Любовью здесь проникнуто все существо поэта, о ней говорит природа, даже Родина.
Любовь становится молитвой в стихотворениях, посвященных Марии Щербатовой. Написано всего 3 произведения, но каждое из них – шедевр, гимн любви. Как считает Лермонтов, он нашел ту самую женщину, которая понимает его полностью. Любовь в этих стихотворениях противоречива: способна излечить, но и ранить, казнить и вернуть к жизни.
Истинная любовь и ее подражатели
Отличайте любовь от влюбленности! Последняя может постигнуть в двух видах — увлечением и романтической любовью. В первом случае пара окунается в омут непреодолимого физического влечения, нередко до откровенности, искренности и взаимного доверия дело не доходит. Во втором случае баланс плотского желания и душевного единения соблюдается. Перерастет ли влюбленность в истинную любовь, смогут ответить только мужчина и женщина, готовые идти на компромиссы друг ради друга, преодолевать проблемы, сохранять духовную и физическую верность.
Отличайте любовь от страсти! Партнеров притягивает лишь физическая оболочка, внешность. Такие отношения не выходят на уровень чувств.
Отличайте любовь от дружбы! Симпатия, понимание, доверие, откровенность, преданность, верность без плотского влечения. Аргументы истинной любви в данном случае убедительны, но внешняя привлекательность крайне важна на начальной
Отличайте любовь от привычки! Близость между партнерами ненастоящая. Отсутствуют искренность, доверие, понимание. Ситуация имеет место, когда страсть или влюбленность угасают.
Отличайте любовь от зависимости! Влюбленность, вызванная всплеском гормонов, длится от 6 до 18 месяцев. Зависимость способна длится годами, характеризуясь неконтролируемой страстью и паническим желанием быть рядом с человеком вожделения.
Тяжелый путь к счастью героев «Войны и мира» Толстого
Рассматривая, как представлена любовь в художественной литературе, следует остановить внимание и на творчестве Л. Толстого. Его эпопея «Война и мир» – произведение, где любовь так или иначе коснулась каждого из героев. Ведь «мысль семейная», занимающая в романе центральное место, неотрывно связана с любовью.
Каждый из образов проходит тяжелый путь, но в итоге находит семейное счастье. Есть и исключения: Толстой ставит своеобразный знак равенства между способностью человека бескорыстно любить и его нравственной чистотой. Но и к этому качеству нужно дойти чередой страданий, ошибок, которые в конечном счете очистят душу и сделают ее кристальной, способной любить.
ТОП-5 современных сериалов про большую любовь
- Черная любовь (2015, Турция)
В основе сюжета сериала «Черная любовь» лежат отношения между Нихан, дочерью в прошлом богатого бизнесмена, и Кемалем, сыном простого парикмахера. Их чувства должны пройти серьезные испытания. Отец Нихан Ондер практически разорен, его компаньон Галип бей шантажирует и вынуждает согласиться на свадьбу Нихан со своим сыном Эмиром.
Смогут ли Нихан и Кемаль, выросшие в совершенно разных мирах, сохранить свои чувства, не потерять веру друг в друга, выжить в сложнейших обстоятельствах и понять, что такое большая любовь?
- Тихий Дон (2015, Россия)
Экранизация классики российской литературы. Роман не только о большой любви, но и о жизни соседей, станичников, казаков, которых испокон веков связывают родство, дружба, любовь, общий труд и военная служба. Действие фильма начинается в 1912 году. Когда-то прочный и самодостаточный мир хутора Татарский, станицы Вёшенской, его самобытный уклад, привычки и особая система взглядов и ценностей начинают рушиться под давлением кровавой революции. Дон разделяет ненависть. Братоубийственная война растворяет казавшиеся ранее незыблемыми вековые основы донской жизни, обесценивая землю, семью, хутор, воинский долг. Военные и политические события, происходящие в стране, не проходят мимо семей Мелеховых, Коршуновых и Астаховых.
На фоне событий века начинается история большой любви горячего казака Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой, замужней казачки. Перелом в истории страны, погубивший уклад донского казачества, совпадает с драматическими событиями в личной жизни Григория.
- Война и мир (2016, Великобритания)
Британский телесериал режиссера Тома Харпера, снятый для канала ВВС по одноименному роману великого русского классика Льва Толстого. В роли Наташи Ростовой снялась Лили Джеймс, в роли Пьера Безухова — Пол Дано, в роли Андрея Болконского — Джеймс Нортон.
Действие романа начинается в Москве. В то время, когда армия Наполеона Бонапарта вероломно завоевывает Европу, столица России еще занята привычными заботами. Семейство Ростовых готовится к важному балу. Это первый бал в жизни юной Наташи, мечтающей о большой любви. Но каким будет ближайшее будущее, когда французы выиграют бой под Аустерлицем и начнут свое наступление на Москву? Роман посвящен не только причудливому переплетению жизней главных героев, счастье которых напрямую зависит от благополучия России. Британская экранизация акцентирована именно на чувственных переживаниях трех главных героев — Наташи Ростовой, Пьера Безухова и Андрея Болконского.
Это сериал о том, что такое большая любовь, счастье, страдание, добродетель и равнодушие.
- Джодха и Акбар: История великой любви (2008, Индия)
Благодаря пронзительной мелодраме мы переносимся в Индию конца XVI века. Правит страной юная наивная принцесса Джодха, желающая выбрать такой путь развития государства, который избавит его от раздирающих внутренних противоречий и столкновений индусов и мусульман. Она знает, что к Индии приближается злейший враг в лице великого завоевателя Акбара, известного своим хладнокровием и жестокостью. Многотысячное войско Акбара может захватить родную страну Джодхи. Принцесса не может допустить этого и идет на решительный шаг — она лично встречается с Акбаром, чтобы обсудить все вопросы. В тот момент она даже представить себе не может, что этот человек станет самой большой любовью всей ее жизни.
- Дневники вампира (2009, США)
Родители Елены Гилберт и ее брата погибают в автокатастрофе. Дети тяжело переживают потерю. Отвлечься от горьких мыслей девушке помогает влюбленность. Но есть одно но — ее любимый настоящий вампир и ему 162 года. Его зовут Стефан Сальваторе. Благодаря вечной молодости он прекрасно вливается в коллектив школы. Ему очень интересна Елена, так напоминающая девушку, которую он очень любил в конце XIX века. В ту девушку был влюблен и брат Стефана Дэймон. Этот по-настоящему кровожадный вампир намерен при помощи Елены возродить к жизни свою любовь. Удастся ли ему осуществить свой план? Кому отдаст предпочтение юная Елена?
Испытание любовью в творчестве И. С. Тургенева
Образы любви в литературе XIX века – это и герои Тургенева. Автор каждого из них проводит через испытание этим чувством.
Единственный, кто проходит его – Аркадий Базаров из «Отцов и детей». Может, именно поэтому он и является идеальным героем Тургенева.
Нигилист, отрицающий все окружающее, Базаров называет любовь «дурью», для него это лишь недуг, от которого можно излечиться. Однако, встретившись с Анной Одинцовой и влюбившись в нее, он меняет не только свое отношение к данному чувству, но мировоззрение в целом.
Базаров признается Анне Сергеевне в любви, но она отвергает его. Девушка не готова к серьезным отношениям, не может отречься от себя ради другого, даже любимого человека. Здесь она терпит фиаско в испытании Тургенева. А Базаров – победитель, он стал тем героем, которого искал для себя писатель в «Дворянском гнезде», «Рудине», «Асе» и других произведениях.
Познание себя через любовь
Последние несколько лет мир захлестнули движения, последователи которых начинают говорить откровенно о себе, своей инаковости и табуированных до этого вещах. Me Too, Black lives matter, LGBT… За всем этим, помимо сложных социальных, политических и экономических процессов, стоит и то, что современный уровень жизни позволяет людям обратиться к себя. Поэтому сейчас для многих авторов любовь становится тем средством, через которое мы познаём себя, находим путь к себе настоящему.
Именно такой показана любовь в романе Андре Асимана «Восемь белых ночей», где два главных героя на протяжении недели пытаются понять, что испытывают друг к другу, готовы ли они сейчас затянуть другого в отношения, смогут ли они дать то, что необходимо. С первых минут знакомства они понимают, что нравятся друг другу, но, только разобравшись с собой и поняв, чего они действительно хотят, дают волю чувствам.
Любовь становится новым этапом жизни героев. Ведь они преодолели сложности, прошли испытания, наступает время радости от объятий, слов о любви и создания семьи.
Ана Шерри,
автор романов «Я подарю тебе крылья», «Хрупкое равновесие», «Ла Элиза»
Признание себя, своей самости часто становится признанием инаковости, отличности от «нормы», которая когда-то была создана обществом, с последующим принятием себя целиком. Поэтому герои современных романов не боятся признаваться себе, родным и миру в том, что они геи, подверглись насилию в детстве, имеют лишний вес или проблемы с ментальным здоровьем. Авторы показывают, все достойны и заслуживают любви, никто не вправе решать, как и кого любить, на это не может повлиять пол, возраст, национальность, социальное положение. Писатели выводят из тени тех, кого туда прятали многие десятилетия. И такие «неправильные» отношения показываются с не меньшей чувственностью, страстью и трепетом, чем история Ромео и Джульетты пять столетий назад.
Здесь показателен роман Мюриель Барбери «Элегантность ёжика». Всю жизнь главная героиня чувствовала, что отличается от людей, окружающих её, она обожала Толстого тогда, когда другие ничего, кроме бульварной прессы, в руки не брали, смотрела «Бегущего по лезвию» — когда другие лишь мыльные оперы. Она стеснялась себя, потому как ей, консьержке, положено говорить с ошибками, смотреть второсортные сериалы и ни в коем случае не читать классику. Но встретив человека, который смог разглядеть в ней ту, что она скрывала под маской на людях, женщина приняла себя и обрела счастье с собой и любимым человеком, несмотря на преклонный возраст, огромную разницу в социальном положении и косые взгляды окружающих.
Или же роман «Станцуй на моей могиле» Эйдана Чамберса, где два главных героя сталкиваются с первым по-настоящему сильным чувством. Отношения между Давидом и Алекси совершенно не порицаются со стороны автора, их учителя, соцработника или девушки-англичанки. А трагедия случается совсем не потому, что два молодых человека влюбились друг в друга, а потому, что два не готовых к чувствам человека не смогли совладать с ними, принять их.
В нашумевших же романах Андре Асимана чувства, возникшие между двумя главными героями, заканчиваются вообще не трагедией. Финал «Зови меня своим именем» говорит нам, что Оливер и Элио не могут быть вместе, намекая, одной из причин становится неприятие подобных отношений со стороны общества. Однако уже в «Найди меня», прожив целую жизнь друг без друга, они, наконец, понимают, что в какой-то момент свернули не туда и отказались от того, кого любили по-настоящему. Спустя тридцать лет Элио и Оливер возвращаются в дом где-то на севере Италии, друг к другу, к себе.
Авторы больше не намекают на подобные отношения, а говорят о них напрямую, не порицают и не дарят им трагичный конец.
«Мастер и Маргарита» – мистическая история любви
Тема любви в русской литературе 20 века растет и развивается, крепнет. Ни один писатель и поэт этой эпохи не обошел эту тему стороной. Да, она могла трансформироваться, например, в любовь к людям (вспомним горьковского Данко) или Родине (это, пожалуй, большая часть творчества Маяковского или произведений военных лет). Но есть исключительная литература про любовь: это проникновенные стихотворения С. Есенина, поэтов Серебряного века. Если говорить о прозе – это в первую очередь «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.
Любовь, возникающая между героями, – внезапная, она «выскакивает» ниоткуда. Мастер обращает внимание на глаза Маргариты, такие грустные и одинокие.
Однако в самый критический момент только любовь помогает Маргарите спасти Мастера и их чувство, пусть даже и не в человеческом мире.
«С любимыми не расставайтесь…»5
Когда приходит настоящая любовь, люди начинают осознавать всю бренность бытия. Каждая минута, проведенная вдвоем, абсолютно бесценна. Если нет возможности быть всегда вместе, пара умеет довольствоваться малым и терпеливо ждать следующей встречи. Их не трогает ни расстояние, ни время, проведенное раздельно. Им достаточно телефонного звонка, смски, одной луны на небосклоне.
Если пара находится в браке, то, чтобы не случилось, какие бы перипетии их не коснулись, они переживут их вместе. В этой паре могут быть скандалы, ссоры, обиды. В этой паре могут быть шторма и ураганы. Кто-то из супругов может потерять себя в алкогольной зависимости, получить срок и валить лес лет 8. Но они не расстанутся. Никогда.
Просто знают, что каждый из них сердце другого, вот только бегает отдельно. Между этими людьми невероятно прочная связь разорвать, которую может только смерть. Кстати, есть тихое подозрение, что один дожидается другого среди звезд, и по млечному пути они пойдут вместе. Так что все бяки, происходящие с ними – это не повод для развода.
Любовная лирика Есенина
Тема любви в русской литературе XX века – это еще и поэзия. Рассмотрим в этом ключе творчество С. Есенина. Поэт неразрывно связывал данное светлое чувство с природой, любовь у него крайне целомудренна и сильно привязана к биографии самого поэта. Яркий пример – стихотворение «Зеленая прическа». Здесь все милые Есенину черты Л. Кашиной (ей посвящено произведение) представлены через красоту русской березки: тонкий стан, косички-ветви.
«Москва кабацкая» открывает нам совсем иную любовь, теперь она «зараза» и «чума». Подобные образы связаны, прежде всего, с душевными переживаниями поэта, чувствующего свою ненужность.
Исцеление приходит в цикле «Любовь хулигана». Виновница – А. Миклашевская, вылечившая Есенина от терзаний. Он снова поверил в то, что есть настоящая любовь, вдохновляющая и возрождающая.
В последних своих стихотворениях Есенин осуждает лживость и неискренность женщин, он считает, что это чувство должно быть глубоко искренним и жизнеутверждающим, давать человеку почву под ногами. Такое, например, стихотворение «Листья падают, падают листья…».
Просто так. 2
Первое, что осознает человек живущий с настоящим чувством – безвозмездность. В таких отношениях самоотверженность просто зашкаливает. От человека ничего не надо. Совсем ничего. Просто, чтобы только жил. И неважно где: рядом или на другом краю вселенной. Главное, чтобы жил. И все. Чтобы более точно понять, как можно любить просто так, достаточно вспомнить о своих родителях или детях. Их любят просто так, ни за что. Просто потому, что они есть. И когда они уходят, появляется невыносимое чувство пустоты. Не зря же говорят «душу вынули». А теперь, взгляд на свою половину. Ну как? Просто так? Или за определенные заслуги?
Это же утверждение работает и в другую сторону. Как? Да очень просто! Наравне с тем, что ничего не жну, еще хочется и отдавать. Отдавать все, что есть. Время, тело, душу. Все становится абсолютно неважным. Все обесценивается, в хорошем смысле этого слова. Щедрость не знает границ. Только надо отличать истинную щедрость от желания купить человека. Это легко определяется по его отношению. Есть притча про мужа и жену.
Они были бедны. Но у нее были шикарные волосы, а него часы, которые он получил по наследству. И вот близилось торжество их пары. Жена заметила, что у супруга нет часов. На вопрос, где они, муж ответил, что потерял. Жена нашла эти часы в ломбарде. Она выкупила их, продав свои шикарные волосы. В этот день была их годовщина. Когда она пришла домой, любимый спросил, где ее волосы. Она молча протянула ему его часы. А он так же молча протянул ей серебряный гребень невероятной красоты. Мораль ясна, да? А теперь вопрос: всегда ли любящие люди готовы на подобный поступок?
Настоящая любовь не требует подвигов и поступков. Ей все равно, принес цветы, не принес. Купил молоко, не купил. Есть квартира, машина, дача или нету. Такая любовь живет на полную катушку и у нее нет тормозов.
Поэты Серебряного века о любви
Тема любви в русской литературе Серебряного века – это творчество не только С. Есенина, но и А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, О. Мандельштама и многих других. Всех их объединяет очень тонкая душевная организация, а страдание и счастье – вот главные сподвижники музы поэтов и поэтесс.
Примеры любви в русской литературе XX века – это великие А. Ахматова и М. Цветаева. Последняя – «трепетная лань», чувственная, ранимая. Любовь для нее – смысл жизни, то, что заставляет не только творить, но и существовать в этом мире. «Мне нравится, что вы больны не мной» – ее шедевр, полный светлой грусти и противоречий. И в этом вся Цветаева. Таким же проникновенным лиризмом пропитано стихотворение «Еще вчера в глаза смотрел». Это, пожалуй, своеобразный гимн всех разлюбленных женщин: «Мой милый, что тебе я сделала?».
Совсем иная тема любви в русской литературе в изображении А. Ахматовой. Это напряженность всех чувств и помыслов человека. Ахматова сама дала этому чувству определение – «пятое время года». Но если бы не было его – не видны бы стали остальные четыре. Любовь у поэтессы – громкая, всеутверждающая, возвращающая к природным началам.
Источники:
https://kritika24.ru/page.php?id=30932 https://bank-argumentov.info/problema-ljubvi/ https://fb.ru/article/214800/tema-lyubvi-v-russkoy-literature-xix-xx-vekov-primeryi