Сочинение на тему: Образ матери в поэме Ахматовой «Реквием»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ матери в поэме Реквием Ахматовой

Пора сталинских репрессий коснулась и великую поэтессу Анну Ахматову. В те времена она потеряла самых близких ей людей: мужа и сына. Мужа Николая казнили, а сын Лев оказался в тюрьме. Поэтесса пытается передать всю горечь утраты в своей поэме «Реквием», а вместе со своей болью описывает трагедию всех матерей в целом и всего народа в те ужасные времена.

Героиня поэмы – мать, но Ахматова употребляет местоимение «мы», тем самым подчёркивая, что это общее горе всех людей. Она наблюдала за лицами матерей, стоящими у ворот тюрьмы, в мороз, в жару, в дождь. В их глазах была боль, отчаяние и …любовь. Эта боль не имеет границ, никто не способен ее выдержать, лучше умереть, чем испытать материнское горе. Анна Ахматова, находясь в этих унизительных очередях, вымаливая вместе с подругами по несчастью хоть какую-то информацию о своём сыне, писала эти строки. Вернее, не писала, а хранила их в своей памяти, ведь в то время за эти слова и мысли она могла оказаться там же, где и её сын.

Жизнь главной героини потеряла смысл без родной кровиночки. Внутри неё борются все чувства одновременно: бессилие, гнев, мужество, усталость, тоска и порой кажется, что она сходит с ума. Она готова на всё ради единственного сына. Но хуже всего неизвестность…

Ахматова в чем-то сравнивает героиню с Богоматерью, с её болью и страданием, которые она испытывала, сопровождая своего единородного сына Иисуса на Голгофу.

Поэма написана для матерей, страдающих от непередаваемой боли, живущих бесконечным ожиданием. В то время, когда Анна писала поэму, она сама была истощена и измучена, морально и физически. Ахматова в своих строках хотела донести до читателя такую истину, что даже если у человека вырвать, отобрать самое дорогое, что у него есть в жизни, душу убить просто невозможно.

В поэме автор как-бы отображает весь народ в целом в образы сына и матери. Ни с чем нельзя сравнить эту материнскую боль, разрывающую душу и сердце. Какие ощущения испытывает мать, когда ничем нельзя помочь своему ребенку? Отчаяние, бессилие, злость… Остаётся только молиться за своих сыновей и ждать.

Какие мысли только не лезут в голову: уж если всё равно умирать, то почему не сейчас? И кончились бы эти муки и воспоминания. И слёз давно уж нет. Но надо как-то жить дальше, но сил тоже нет.

Анна Ахматова в заключении с некой горькой иронией пишет, что если уж она заслужила себе памятник после смерти, то не надо устанавливать его в каком-нибудь живописном месте, он должен стоять у этих красных стен тюрьмы. Эти два года своей жизни, Анна с десятками других матерей провела здесь и это время показалось для всех них вечностью.

«Образ матери страдалицы в поэме Анны Ахматовой «Реквием»»

Года сталинских репрессий были ужасным периодом в жизни советского народа: миллионы лучших людей объявлялись «врагами народа», исчезали безследно, попали в тюрьмы. О них можно было говорить лишь шепотом, от родных «врагов народа» отворачивались. Не прошла эта горькая чаша и семью Анны Ахматовой. Еще в 1920 г. был расстрелян большевиками ее первый муж Н. Гумилев, известный русский поэт, в прошлом офицер царской армии. 1935 г. за «нетрадиционную» деятельность были арестованные ее сын Лев Гумилев и второй муж; М. Пунин. После письма Ахматовой к Сталину их освободили. Тем не менее 1939 г. Льва Гумилева арестовали вторично. Приговор — десять лет исправительно-трудовых лагерей. Ахматова пережила длинные года отчаяния и страха. И таких людей были миллионы. Поэтому поэма о пережитых страданиях, которую Ахматова пообещала написать одной из таких измученных женщин «с голубыми губами», является голосом целого народа. Изображая всенародную трагедию, Ахматова персонифицирует образ народа в образах матери и сына. Насильнический разрыв между ними приводит к нарушению гармонии — основы основ. Боль раненной матери не уравнять ни с чем, и только через ее скорбь можно вообразить большую трагедию той эпохи.

* Приговор… И сразу слезы хлынут, * Вот от всех уже отделена, * Словно с болью жизнь из сердца вынут, * Словно грубо навзничь опрокинут, * Но идет… Шатается… Одна.

Горе матери настолько безграничное, что она смотрит на него словно отстраненно, ей не верится, что она сможет все выдержать. И польется над закованной страхом горя страной вопль души матери:

* Семнадцать месяцев кричу, * Зову тебя домой, * Бросалась в ноги палачу, * Ты сын и ужас мой.

Жизнь матери без сына теряет свой смысл, наверное, легче было бы умереть, не терпеть такое горе. И она находит в себе мужество идти этим крестным путем, как когда-то Богоматерь сопровождала своего сына в его страданиях. Через это органически вплетается в поэму раздел о смертной казни Иисуса Христоса:

* Магдалина билась и рыдала, * Ученик любимый каменел, * А туда, где молча Мать стояла,

* Так никто взглянуть и не посмел.

Когда распяли Иисуса, то даже те, кто кричали: «Распни его, распни», не могли взглянуть на Мать, так как ее страдание — это более всего бедствие на земле.

Страх потерять сына делает счастливые, теплые материнские лица застывшими, скорбными. Героиня поэмы собственными глазами видела,

* …как опадают волосы, * Как из-под век проглядывает страх, * Как клинописи жесткие страшны * Страдание выводят на шоках, * Как локоны из пепельных и черных * Серебряными делаются вдруг…

Поминая всех умерших в эпилоге поэмы, автор концентрирует внимание на оскорблении матери как обобщенном образе всех женщин. Они разные извне, за характером, за силой воли, но всех их соединило одно горе, постигла одна судьба. В каждой из них Ахматова находить что-то свое, а в себе — каждую из них:

* Для них соткала я широкий покров * Из бедных, у них же подслушанных слов, * О них вспоминаю всегда и везде, * О них не забуду и в новой беде…

Правдивое произведение Анны Ахматовой о жизни советского народа в 30-те года XX ст. смогло выйти из печати на ее родине лишь 1988 г., когда прошло уже много лет после смерти автора поэмы. «Реквием», написанный в 1935- 1940-х гг., жил необыкновенной жизнью — лишь в сердцах и в памяти людей, которым поэт тайно, шепотом доверил «слово» правды о смертной эпохе и про живую человеческую душу, которую нельзя убить.

Трагедия народа в «Реквиеме» Ахматовой

(346 слов)

«Женский, материнский, вопль не только о себе, но о всех страждущих – женах, матерях, невестах, вообще о всех распинаемых» – так назвал «Реквием» Ахматовой писатель Борис Зайцев. Замысел поэмы родился в бесконечных очередях перед тюремными воротами. Анна Ахматова провела в них долгие часы с передачами для супруга и сына. Ее произведение – действительно крик «стомильонного народа», «широкий покров», сотканный из шепота, едва уловимого в очереди ожидания казни. Шепота беспредельной тоски по тем, кому предначертаны мучительные дни в неволе и безвестная смерть у кирпичной стены.

Репрессии 20-х – 30-х годов налетели на страну, как ураган, сжали людей плотным кольцом страха. Беда приходила в дома из неоткуда, приносила разруху и несчастья, не оставляла надежды. Длинные цепочки жен и матерей так называемых «врагов народа» выстраивались перед тюрьмами, простаивали там сутками, но, чаще всего так и не дождавшись хотя бы маленькой весточки о судьбе родных, возвращались домой, чтобы после короткого передыха снова встать в очередь.

У детей осужденных не было практически ни единого шанса остаться незамеченными, их арестовывали следом за родителями. Вот эту трагедию безысходности и описывает Ахматова в поэме. занимает история собирательного образа семьи (который в равной степени изображает и семью автора), подвергнутой репрессиям: «Муж в могиле, / Сын в тюрьме». Повествование ведется от лица женщины, которая ничем не может помочь своему ребенку. Все, что ей остается, это терпеть и ждать… ждать смерти, ибо надежды на избавление нет. Восьмое стихотворение «К смерти» говорит об этом: «Ты все равно придешь – зачем же не теперь?». Смерть – это покой, забытье, отсутствие боли. В ней видят единственное спасение, а пока унять агонию можно, лишь попытавшись «память до конца убить».

Ахматова посвятила «Реквием» своим «невольным подругам» тех семнадцати месяцев, что она провела в бесплодных попытках чем-то помочь сыну. «Вместо предисловия» она привела один из эпизодов этого времени – обмен парой фраз между ней и женщиной из очереди. Смысл этих двух реплик до конца может понять только тот, кто пережил все ужасы «двух осатанелых лет», о которых пишет автор. Она до конца жизни сохранила воспоминания о постигшем, как лично ее, так и весь русских народ несчастье. «Реквием» – памятник тому времени и тем событиям. О них не должно забывать.

Автор: Полина Матвеюк
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение на тему «Трагедия человека в тоталитарную эпоху в «Реквиеме» А. А. Ахматовой»

Анне Ахматовой довелось жить в страшное время — эпоху тоталитарного государства, когда, выражаясь словами Бориса Пастернака, сам воздух «пах смертью».

Тяжелые испытания выпали на долю многих авторов Серебряного века: кто-то стал эмигрантом, кто-то находился в изоляции на собственной Родине, кто-то был в лагерях. Ахматова не избежала общей участи.

Ее муж был расстрелян, а сын арестован. Именно арест сына послужил первым шагом к созданию «Реквиема».

Важно

Поэма «Реквием», как зеркало, отразила жизнь в тоталитарном государстве. За это нужно благодарить не только гений автора, но и искренность, с которой Ахматова говорит о своем горе. Но это личное горе — лишь капля в море общенациональной трагедии. Ахматова хоть и пишет все время «я», но речь идет о всенародной беде.

Личное становится общим. Ахматова лишь «одна из». В толпе перед закрытыми дверями тюрьмы нет поэтов, есть только матери, жены, дочери. Она среди них — «трехсотая, с передачею».

Именно об этих сотнях, а может быть, и тысячах женщин, думала Ахматова, когда писала:

Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река…

Ахматова сказала то, чего не умел, да и не решался высказать никто. Женщины, которых она называла «невольными подругами двух моих осатанелых лет», не могли не только помочь своим близким, но и рассказать о своих страданиях. У Ахматовой была такая возможность; как истинный поэт и искренний человек, она не могла не написать о том, что ей довелось пережить.

До какого предела может дойти человек в своих страданиях? На этот вопрос не может ответить никто. Но всякий поймет, что именно человек, дошедший до предела, может радоваться смерти. Так и Ахматова, не видя уже никакой надежды, обращается к смерти:

Я потушила свет и отворила дверь Тебе, такой простой и чудной.

Наверное, самым тяжелым для всех тех женщин, о которых пишет автор, был не столько сам приговор, сколько его ожидание. В главе «Приговор» есть слова:

Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь.

Но в этих словах не звучит равнодушие, которое обычно наступает после долгих непрекращающихся страданий. Самое ужасное заключается как раз в том, что равнодушия не наступит никогда.

Мать и сын связаны так крепко* что эту связь не разорвать, даже если ребенок умирает.

Совет

Ахматова не предпринимает даже попытки описать чувства матери, потерявшей ребенка:

А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.

Сложно себе представить, но это была трагедия миллионов людей по всему Советскому Союзу. Наверное, в нашей стране не было ни одной семьи, которой не коснулись бы репрессии. Нельзя было жить без оглядки на соседа, который мог оказаться доносчиком.

Нельзя было спокойно спать, потому что в любой момент могли раздаться шаги за дверью и твоего близкого или тебя самого уводили в неизвестность. Может быть, ненадолго, может быть, навсегда. На допрос или на расстрел.

Кто мог знать? Тем более что в подавляющем болыпшкте случаев за человеком не числилось никакой вины, неизвестно было, зa что его уводят. У людей не было ни определенности, пи уверенности в завтрашнем дне. Только напряженное ожидание разлуки, горя, беды, смерти.

Россия была практически мертва, что с такой горечью звучит в «Реквиеме»:

И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград.

Люди в ту эпоху были точно такими же «ненужными привесками». Человеческая жизнь обесценилась настолько, что людей давили, как бессловесных тварей. И не сотнями, не тысячами, а сотнями тысяч:

Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами

И под шинами черных «марусь».

Конечно, и сама поэма, и ее автор были бы уничтожены все тем же безжалостным режимом, запиши Ахматова хоть строчку. Но записывать было нельзя, и она хранила поэму в памяти. Даже это было опасно, тем более что Ахматова рисковала читать свое произведение вслух. Но, тем не менее, поэма сохранилась. «Реквием», порожденный кровавой эпохой, не мог быть уничтожен ею.

В эпилоге поэмы Ахматова пишет:

А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество…

На самом деле Ахматова сама воздвигла себе памятник, написав «Реквием», он увековечил ее имя. Однако «Реквием» — это еще и памятник той жестокой эпохе, которая не так уж далека от нашего времени. Поэма — лучшее доказательство тому, что ни одно государство, ни один правитель, сколь бы безжалостны они ни были, не могут уничтожить искусство.

Источник: https://schoolsochinenie.ru/tragediya-tcheloveka-v-totalitarnuyu-pohu-v-rekvieme-a-a-ahmatovoy.html

«Трагедия народа в поэме Ахматовой «Реквием»»

Поэма А. Ахматовой «Реквием» — уникальное произведение в истории русской литературы. Об ужасах сталинских репрессий она написала именно тогда, когда они происходили, правдиво рассказав о трагедии личности, семьи, народа. В поэме воссоздана собственная трагедия А. Ахматовой: был арестован и семнадцать месяцев провел в сталинских застенках ее сын Лев, род арестом находился и муж Н. Пунин, погибли близкие и дорогие ей О. Мандельштам, Б. Пильняк. Эти события и легли в основу «Реквиема». И в поэме перед нами охваченная горем женщина, мать, жена, которая «кидалась в ноги палачу», над которой стояли «звезды смерти», которая сама не верит в возможность пережить такое:

* Нет, это не я, это кто-то другой страдает. * Я бы так не могла, а то, что случилось, * Пусть черные сукна покроют…

Смерть для этой женщины — единственная возможность избавиться от страданий, это блаженство покоя и отдых. И желание, чтобы она наступила скорее, пронизывает всю поэму: Ты все равно придешь — зачем же не теперь? Я жду тебя — мне очень трудно. Я потушила свет и отворила дверь Тебе, такой простой и чудной. Но смерть, постоянно призываемая смерть, даже как будто уже наполовину пережитая, все равно не приходит. Эта женщина живет на грани жизни и смерти, в каком-то особом состоянии предсмертия:

* И только пышные цветы, * И звон кадилънцй, и следы * Куда-то в никуда…

И в этом состоянии она оказывается способной увидеть саму себя как бы со стороны и среди других страдающих женщин — как часть трагедии народа. Так возникают в поэме эти страшные картины: Ленинград, болтающийся «ненужным привеском» возле своих, и «осужденных полки», и «короткая песня разлуки». Именно поэтому памятник поэту, который возникает в конце поэмы, на самом деле является памятником всенародной трагедии, ведь стоит он там, где больше всего было человеческих мучений:

* …здесь, где стояла я триста часов * И где для меня не открыли засов. * Затем, что и в смерти блаженной боюсь * Забыть громыхание черных «Марусь»…

Это действительно память, потому что жива остается только она — память о самых мучительных моментах человеческой истории, которые поэт, превращенный в памятник, обречен переживать снова и снова, бесконечно оплакивая страдающих и усопших («И пусть с неподвижных и бронзовых век, как слезы, струится подтаявший снег»). Поэма А. Ахматовой «Реквием» — это осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, который основан на крови, страданиях, унижениях как отдельной личности, так и целого народа. Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить от имени народа. Поэма «Реквием» — не только скорбный плач, но и суровое предупреждение человечеству.

Образ матери и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».

Поэма «Реквием» создавалась в конце 30-х годов XX столетия, в разгар сталинского террора, который не обошел и семью А. Ахматовой: был арестован и репрессирован ее сын. Но содержание поэмы не сводится только к семейной трагедии. В эпиграфе и в «Предисловии» поэтесса Подчеркивает общность участи героини со всеми:

…Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был…

Особое место в поэме занимает «Вступление», в котором дается эпически обобщенный образ времени:

Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград…

Такая обстановка заставляет забыть об обычных темах поэзии, о нормальных человеческих интересах, обо всем, что составляет наше представление о нормальной жизни:

Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат — Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги постылые солдат.

Для героини распалась связь времен: она не может связал настоящее с прошлым, и себя не узнает:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла…

И далее:

Показать бы тебе, насмешнице И любимице вех друзей, Царскосельской веселой грешнице, Что случится с жизнью твоей…

Трагедия — арест сына, произошедшая в жизни лирической героини, — это не только трагедия самой А. Ахматовой, это боль и страдание многих женщин, с которыми вместе проводила дни и часы в тюремных очередях поэтесса. Полнейшая, чудовищная утрата всего, что составляет смысл жизни любой матери:

…Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне…

В жизни лирической героини рухнуло все: она не может более ни на кого опереться ни вокруг себя, ни даже в самой себе. Ничего не осталось: все прежние понятия, ценности и весь прежний опыт раздавлены, уничтожены.

Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать.

Так тяжело оставаться в этой жизни, что у героини возникает только такие мысли:

…У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела. Надо снова научиться жить.

«Реквием» — мрачное, трагическое произведение, в котором трагическое доходит до степени ужасного. Героиня терпит полное духовное поражение, в беспросветном своем одиночестве она теряет самое себя и призывает смерть:

…И поняла я, что ему Должна я уступить победу, Прислушиваясь к своему Уже как бы к чужому бреду.

В эпилоге героиня связывает свое личное горе с всенародным и теперь прямо говорит о себе как о «гласе народном»:

…Мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ…

Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой «Реквием»

Новая эпоха, начавшаяся в стране после револю­ции, была воспринята А. Ахматовой как трагическое время потерь, горя и разрушений. Свое предназначе­ние с ее приходом она видела в том, чтобы до конца разделить судьбу своей страны, своего народа. Об этом говорится в эпиграфе поэмы:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,—

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Ахматова ощущает боль родины как свою собствен­ную, и по этой причине отказывается от эмиграции.

Поэма «Реквием» при жизни поэта не была напеча­тана. Она оказалась слишком правдивым и горьким повествованием о страшных для России годах. Поэма выходит за рамки личной боли. Она являет собой глу­бокое размышление о судьбе всего народа, перенесше­го «страшные годы ежовщины».

Ахматова посвящает поэму «невольным подругам» двух своих «осатанелых лет», отстоявших долгие ме­сяцы в тюремных ленинградских очередях, пережив­ших горе, перед которым «гнутся горы», надеявших­ся на спасение и перенесших тяжесть приговора.

«Это было, когда улыбался только мертвый»,— так характеризует Ахматова время, описанное в поэме. Говоря о страданиях родины, она олицетворяет ее: «И безвинная корчилась Русь..»

Строфы поэмы написаны разным стихотворным раз­мером, что придает им неодинаковое звучание. То отча­янный крик слышится в них, то стон, то плач, то погре­бальная песня. Скрежещут постылые двери, гудят па­ровозы, плачут дети, громыхают черные маруси….

Трагедия России отразилась в трагедии личной судьбы поэта. Ахматовой пришлось пережить гибель двух мужей, созерцать исковерканную судьбу сына, самой терпеть преследования. «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне»,— пишет она. Глубокое горе матери заключено во многих строках поэмы. Ог­ромная трагедия происходящего в том, что «не разо­брать теперь кто зверь, кто человек». Героиня поэмы пытается мужественно переносить ниспосланные ей удары.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь…

Самое тяжелое — «память до конца убить». Она об­ращается к смерти с просьбой прийти поскорее: «Ты все равно придешь — зачем же не теперь?». «Мне очень трудно»,— умоляет героиня. Такая боль легко может довести человека до безумия, лишить его жела­ния жить, надеяться. «Уже безумие крылом души на­крыло половину»,— звучит как последний стон.

Глубок смысл названия поэмы. Победа историче­ской памяти над забвением — основной пафос «Рек­виема». Поэма стала памятником и живым, и мерт­вым, а сама Ахматова — голосом национальной траге­дии.

Литературовед Б. Зайцев писал о «Реквиеме»: «Я-то видел Ахматову «царскосельской веселой грешницей» и «насмешницей»… Можно ли было предположить…, что хрупкая эта и тоненькая жен­щина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих — женах, матерях, невестах… ». Зайцев о мужскую силу стиха, «гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным зво­ном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое».

«Образ матери в поэме А.Ахматовой «РЕКВИЕМ»

Тема:

«Образ матери в поэме А.Ахматовой «РЕКВИЕМ»
«Анна Ахматова — целая эпоха в поэзии нашей страны. Она щедро одарила своих современников человеческим достоинством, своей свободной и крылатой поэзией — от первых книг о любви до потрясающего по своей глубине «Реквиема». К. Паустовский. План урока Вступление. Слово об Ахматовой. Историческая справка (судьба Л.Гумилева). Исторические и литературные параллели. История создания «РЕКВИЕМА». Обоснование выбора названия. Чтение поэмы под музыку Моцарта. Анализ поэмы (тема, идея, образы, худ. средства). Итоги, выводы. Домашнее задание — творческая работа. 1. Слово учителя Анна Ахматова… Какое гордое, величественное имя! Это имя пытались вычеркнуть из скрижалей русской литературы, стереть из памяти народной, но оно всегда оставалось эталоном порядочности и благородства, маяком для ослабших и разуверившихся. Мы уже изучали творчество этой поэтессы, когда говорили о «серебряном веке» русской поэзии. Вы запомнили её лиричной, несколько экстравагантной, окутанной загадочной любовной дымкой. Сегодня мы поговорим об иной Ахматовой, той, что взяла на себя смелость стать голосом «стомильонного народа», той, чья материнская скорбь, отлитая в лаконичные строки, потрясает силой своего страдания и сегодня. Мы будем читать «РЕКВИЕМ». Такое произведение могло родиться только в душе женщины, испытавшей мучительную боль за судьбу сына. Ахматова обладала прозорливостью, свойственной только великим поэтам. Она предвидела трагическую судьбу Николая Гумилева — за несколько дней до его смерти написала страшные строки: Не бывать тебе в живых, Со снегу не встать. Двадцать восемь штыковых, Огнестрельных пять. Горькую обновушку Другу шила я. Любит, любит кровушку Русская земля. А потом горько раскаивалась в своем предвидении: Я гибель накликала милым, И гибли один за другим. О, горе мне, эти могилы Предсказаны словом моим. И потом, когда в 1933 году её сын Лев Гумилев был впервые, тогда еще просто случайно, арестован, её чуткое материнское сердце сжалось от рокового предчувствия. Она вспомнила сроки из стихотворения Марины Цветаевой, написанные еще в 1916 году: Рыжий львеночек С глазами зелеными, Страшное наследие тебе нести. Она волновалась не зря… 2. Историческая справка о судьбе Л.Гумилева В октябре 1935 г. последовал второй арест. Сам Лев Гумилев говорил об этом так: «Тогда шла в Ленинграде травля студентов из интеллигентных семей… В числе арестованных оказался и Н. Н. Пунин, искусствовед, сотрудник Русского музея. Мама поехала в Москву, через знакомых обратилась с письмом к Сталину… Вскоре освободили нас всех, поскольку был освобожден самый главный организатор «преступной группы» — Н. Н. Пунин… Меня, правда, после этого выдворили из университета, и я целую зиму голодал». Третий арест пришелся на октябрь 1938 года, когда репрессии по отношению к инакомыслящим приняли страшные масштабы. В этот раз не помогли никакие письма и просьбы — Лев Гумилев был приговорен к 10 годам заключения; но в связи со снятием Ежова этот страшный срок был заменен на 5 лет исправительно—трудовых лагерей. Всю жизнь Лев Гумилев будет расплачиваться за то, что он сын великих родителей. 3. Исторические и литературные параллели Вы на уроках истории, безусловно, говорили о страшных годах сталинизма, о массовых репрессиях 1937—1938 годов. Эти годы траурной лентой вплетены в историю России. Я прошу сделать небольшой экскурс в историю, чтобы вы почувствовали атмосферу того времени. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИЦЫ. Ахматова находилась под пристальным вниманием ОГПУ и как жена контрреволюционера, и как опальная поэтесса. Не участвуя в активной оппозиции, но и не воспевая новую жизнь, она просто очень мало пишет и еще меньше печатается; существует за счет переводов и редко публикуемых статей. Она ещё не причислена к когорте «внутренних эмигрантов», объявленных партией изгоями, числится лишь в «попутчиках», но постоянно чувствует на себе настороженный взгляд «Усача» (так называла она Сталина) и живет под угрозой каждодневного ареста. Время страха за себя, за своих родных и близких было для многих временем отчаяния и неверия в справедливость. Конечно, об этом нельзя было молчать, но говорить вслух, значит, подписать себе смертный приговор. Такие произведения создавались, но о публикации не могло быть и речи. Многие бережно хранили в себе воспоминания о тех годах, чтобы позже (ведь верилось в лучшее), не расплескав боли и отчаяния, донести правду до читателя. И лишь после смерти Сталина становится возможной публикация многих произведений. Спустя годы появляются «Один день Ивана Денисовича» и Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, «Софья Петровна» Лидии Чуковской, «Белые одежды» Дудинцева, «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова. Я хочу зачитать вам отрывок из романа Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», который событийно перекликается с «Реквиемом» Ахматовой. (Читается отрывок из романа «Дети Арбата» — арест сына.) «Звонок, отчетливо прозвеневший в коридоре, сразу разбудил его. Был второй час ночи. Звонок повторился настойчиво и твердо. Саша вышел в коридор, снял цепочку. — Кто? — Из домоуправления. Узнав голос дворника, Саша повернул ключ. В дверях стоял дворник, за ним незнакомый молодой человек в пальто и шапке и два красноармейца с малиновыми петлицами. Властно отстранив Сашу, молодой человек вошел в квартиру. Один красноармеец остался у дверей, другой прошел на кухню и встал у черного хода. Настороженно разглядывая Сашу, молодой человек протянул ему ордер на обыск и арест. Мама сидела на кровати, сгорбившись, придерживая на груди белую ночную сорочку, седые волосы падали на лоб, на глаза, и она искоса, остановившимся взглядом смотрела на уполномоченного, вошедшего в комнату. — Мама, не волнуйся… У меня обыск. Это недоразумение. Это выяснится. Уполномоченный велел открыть шкаф, вывернуть карманы пиджака, там оказалась записная книжка с адресами и телефонами… Все, что он счел подозрительным, аккуратно сложил в папку. Обыск закончился. — Собирайтесь. Мама собирала Сашины вещи, руки ее дрожали. — Сашенька, смотри, что я тебе положила,— дрожащими руками Софья Александровна раздвинула край узелка,— вот мыло, зубной порошок, щетка, полотенце… Голос ее дрожал. — Вот гребешок, вот… вот шарфик твой… шарфик… Ее слова перешли в рыдания, она изнемогала, умирала, перебирая эти вещи, вещи ее мальчика, которого отрывают от нее, уводят в тюрьму. Софья Александровна опустилась в кресло, рыдания сотрясали ее маленькое полное тело. За одну ночь из красивой женщины Софья Александровна превратилась в седую старуху. Первое время ей казалось, если она предстанет перед теми, кто арестовал Сашу, их сердца дрогнут, ведь у них тоже есть матери. Потом увидела много таких матерей — их вид не трогал ничьих сердец. Они стояли в длинных очередях, и каждая боялась, что та доля сострадания, которая еще, быть может, теплится за глухими дверьми, достанется не ей, а той, кто пройдет в эту дверь раньше. Ночью она не спала — на чем спит он? Не могла есть — что ест он, сгорбившись над тюремной миской, он, живое и дорогое ей существо, ее жизнь, ее кровь? Окоченевшая, угнетенная сознанием своего бессилия, одинокая и страдающая, она возносила молитвы Богу, которого давно покинула, а сейчас молила, чтобы дух добра и милосердия, вездесущий и всепроникающий, смягчил сердца тех, кто будет решать Сашину судьбу». 4. История создания «Реквиема» Душевная боль, рожденная несправедливостью судьбы к сыну, смертельный страх за него, сжимающий кровоточащее материнское сердце, — все это выплеснулось в стихах. В душевных муках рождался «РЕКВИЕМ». Пять лет, с большими перерывами, писала Ахматова эту, может быть самую важную, поэму. Поэт по преимуществу женской темы — любви, ревности, разлуки, Ахматова стала в «Реквиеме» поэтом скорби. Один из почитателей Ахматовой вспоминает, что на его вопрос: «Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?», она ответила: «А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти». Лидия Чуковская говорила, что Ахматова в сороковом году в атмосфере особой торжественности дала ей прочитать «Реквием», записанный на листе, а затем уничтожила запись. Весь текст хранился лишь в памяти близких, преданных людей, и в 1962 году, когда все стихи были полностью скомпонованы и записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: » «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал». В 1963 году поэма была опубликована за границей и лишь в 1987 году стала известна широкому читателю в России. «Реквием» ошеломил даже русскую эмиграцию. Вот свидетельство Бориса Зайцева: «Да, пришлось этой изящной даме из «Бродячей Собаки» испить чашу, быть может, горчайшую, чем всем нам, в эти воистину «окаянные дни». Я—то видел Ахматову «царскосельской веселой грешницей» и «насмешницей»… Можно ль было предположить тогда, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но обо всех страждущих — женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?» 5. Обоснование выбора названия поэмы Прежде чем послушать поэму, подумаем над названием, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика. — Что такое «реквием»? (В католической церкви заупокойная месса. Название дано по первому слову латинского песнопения: «Вечный покой даруй им, Господи»; траурное полифоническое произведение.) — Что значит «полифоническое»? (Многоголосное.) Запомним, мы еще вернемся к этому термину. —Кто автор самого знаменитого музыкального «Реквиема»? (Моцарт.) —Каких композиторов, написавших «Реквием», вы знаете ещё? (Верди, Берлиоз)
Разумеется, Анна Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам легче будет воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из «Реквиема» Моцарта — «Лакримозу». Это одно из любимых произведений Анны Андреевны.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

— Ваше впечатление? Как вы можете охарактеризовать это музыкальное произведение? Какие эмоции оно рождает? (Это торжественная, грустная, скорбная музыка…)

— Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого—нибудь, либо трагическим событиям; таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, утраты, поминовения.)

6. Чтение поэмы

Сейчас вы услышите голос самой Анны Ахматовой. Вслушайтесь в него. Он обманчиво монотонный, глуховатый, сдержанный, но потрясающе глубокий, словно пропитанный болью пережитого.

Звучит голос Ахматовой, читающий начало «Реквиема».

(Включается видеозапись фильма «Реквием». На фоне кадров Петербурга звучит голос Ахматовой)

(Учитель продолжает чтение)

7. Анализ произведения

Вы, конечно, обратили внимание на даты, стоящие под частями поэмы. Нетрудно подсчитать, что она создавалась в течение пяти лет, явно соотносящихся со временем арестов сына. Но ведь предисловие и эпиграф обозначены гораздо поздними датами.

— Как вы думаете, почему? (Эта тема, эта боль не отпускали Ахматову многие годы.)

— Как бы вы определили тему

поэмы?
(Единение с народом в страшные годы «ежовщины», материнская скорбь как символ народной беды, тема памяти.)
— Обратите внимание на эпиграф. Какие строки выражают основной пафос, идею

? (
«Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был».
)

— «Вместо предисловия» написано прозой. Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность?

(Слова женщины, стоящей рядом, Ахматова воспринимает как некий наказ, и выполнение его — это своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях)

— Найдите приметы времени в прозаическом предисловии.

(Тюремные очереди, «опознал» вместо «узнал», разговоры шепотом, голубые от голода и нервного истощения губы)

Термин «полифония» уже прозвучал на уроке. Полифония значит «многоголосие». Многоголосие «Реквиема» Ахматовой буквально.

— В чем явно прослеживается многоголосье? (Во—первых, главы не выдержаны в едином размере, некоторые напоминают народные песни—причитания, некоторые — колыбельные. Разные оттенки душевных мучений отображены в различных по ритмике строках. Во—вторых, лирическая героиня выступает в поэме в нескольких ипостасях, говорит разными голосами.)

На доске написано:

— Подумайте, какие фрагменты озвучены голосом матери, а где звучит голос автора. (В «Посвящении» и «Эпилоге» мы слышим голос автора, выполняющего взятое на себя обязательство рассказать о страшном времени, а в остальных главах звучит голос Ахматовой — матери, безумно страдающей за судьбу сына.)

Образ матери — центральный, главенствующий. Но, несмотря на то, что в основной части Ахматова рассказывает про свои личные страдания, тема единения с всеобщей народной болью, заданная в эпиграфе, предисловии и в посвящении, позволяет воспринимать материнскую скорбь поэтессы как вселенскую. Это особо подчеркивает небольшая, но очень весомая по своей значимости глава «Распятие». В отличие от других глав, она имеет свой эпиграф, взятый из Библии. К библейской тематике мы обращались не единожды, поэтому я попросила проанализировать главу и найти иллюстративный материал к ней одну из учениц.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

«Библия всегда являлась источником вдохновения для творческих людей. Писатели и поэты находили отражение своих идей, мыслей и чувств в великой книге.

Не раз к Библии обращалась и Анна Ахматова. Произведение Анны Ахматовой «Requiem» чрезвычайно трагично по своей сути. Кульминацией страданий матери в поэме «Requiem» становится 10-я глава. Небольшая по объёму, она несёт огромную смысловую нагрузку. Именно в этой главе раскрывается вся боль героини — матери, потерявшей сына. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, Девы Марии, страдания сына с муками Христа, распятого на кресте.

Появляется образ «Небеса расплавились в огне». Это знак великой катастрофы, всемирной исторической трагедии. Слова, произносимые Христом накануне своей человеческой смерти, вполне земные; обращение к Богу — упрёк, горькое сетование о своем одиночестве, покинутости, беспомощности. Слова же, сказанные матери, — простые слова утешения, жалости. «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи».

Безмолвие матери на фоне «хора ангелов» и рыданий Магдалины, а также своеобразная оптическая изоляция (в её сторону «так никто взглянуть и не посмел») делают Мать центральной фигурой композиции. Евангельский первоисточник помогает Ахматовой описать то, что творилось в её душе и душах тысяч других матерей.

Горе — есть горе, оно одинаково и для небожителей и для простых смертных. Читая главу «Распятие», невольно вспоминаешь картины Рембрандта, Рубенса, Васнецова, Веронезе и многих других, обращавшихся к этой же теме.

На каждой из этих картин мы находим скорбную фигуру матери — она всегда рядом со страдающим сыном. На картине П. Веронезе мы видим лицо матери, склонившейся над своим сыном. Из ее глаз текут слёзы… Евангельский лик женщины на картине Васнецова «Плащаница» напоминает икону скорбящей матери.

Больше всего меня поразила картина Рембрандта «Снятие с креста». Рембрандт изобразил фигуру матери, лишившейся чувств, и, вопреки канонам, пишет её лицо, обезображенное страданием. Современные художники увлечены этой же тематикой. Очевидно, библейский сюжет вечен.

Распятие в «Реквиеме» — вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешительные страдания.»

А теперь я хотела бы вернуться к одной из тем поэмы — теме ПАМЯТИ. Для акмеистов, к которым принадлежали и Ахматова, и Гумилев, важнейшим этическим компонентом творчества являлась категория памяти.

—Для чего человеку нужна память? Я попросила подумать вас над этим дома. Ваши выводы? (Ответы могут быть совершенно разноплановые)

— Память — это важнейшая категория человеческого разума… или души?

— Почему для поэтессы так важно сохранить память о прошлом?

— Почему она, измученная горем, вначале зовет смерть, а когда проваливается в небытие («уже безумие крылом души накрыло половину»), пугается? (Она понимает, что ТАМ не будет НИЧЕГО, что ей не удастся сохранить в памяти самое дорогое и святое: «милую прохладу рук», «лип взволнованные тени»)

— В «Эпилоге» идет явная перекличка с «Памятником» Пушкина. Ахматова, правда, не описывает сам памятник, а определяет место, где он должен стоять: «…здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов». А где это — «здесь»? (У тюремной стены, памятник должен стоять на фоне красных кирпичных стен Крестов)

Конечно, у любого, кто увидел бы предполагаемый памятник Ахматовой у тюремных стен, возник бы вопрос, почему он поставлен именно здесь? А ответом бы стал «РЕКВИЕМ»

А ведь памятник, поставленный Ахматовой на Комаровском кладбище, примерно так и выглядит: кирпичная стена, а на — ней барельеф Ахматовой.

— В «Посвящении» Ахматова постоянно употребляет местоимение «МЫ» (покажите на примере). Зачем она делает этот акцент? ( В данном случае «Я» обозначало бы только личное горе, а местоимением «МЫ» поэт подчеркивает общую боль и беду)

—Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать общее материнское горе? (Гиперболу: » гнутся горы, не течет великая река»; сравнения: «словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут»)

Читая знаменитые строки «Вступления», понимаешь, что это пишет человек, до дна испивший чашу отчаяния. На уроках литературы мы много говорили с вами о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором, она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала и счастье, и разочарования.

— Каким же рисует она этот город сейчас? («ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград»)

—Ахматова расширяет географию народной беды, перенося нас к кремлевским стенам, в Москву. Яркая метафора

Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь

требует расшифровки («звезды смерти», скорее всего, олицетворяют кремлевские звезды, как некий символ государства, допустившего беззаконие, «черными марусями» называли машины (они же тюремные воронки), на которых увозили арестованных, колоритный глагол «корчилась», по—видимому, означает мучительное несопротивление )

8. Выводы

Арестованный сын — боль, никогда не заживающая рана Ахматовой. Но материнская скорбь расширена до масштаба народной беды, общерусского горя: за нею тысячи женщин у ворот тюрьмы, страдающих, как она. Она получает силы, чувствуя себя их голосом, передавая их немой вопль:

Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов…

Реквием по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению, поколению, из которого уже к сороковому году мало кто уцелел. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осужденным. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.

9. Домашнее задание.

Напишите творческую работу по теме: «Образ матери в поэме А.Ахматовой «РЕКВИЕМ»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]