Образ матери Остапа и Андрия («Тарас Бульба»)
Образ матери Остапа и Андрия не является главным в произведении, однако играет весьма существенную роль в понимании как жизни, быта и обычаев запорожцев, так и внутреннего мира героев повести.
Вероятно, объективно эта женщина ещё не старая (если учесть, что в те времена девушки выходили замуж рано, а её старшему сыну, Остапу, было двадцать два года, можно предположить, что ей около сорока лет), однако выглядит она старухой, и сам муж, Тарас Бульба, и автор именно так называют её: «старуха», «старушка».
Автор с большим сочувствием, теплотой и проникновенностью описывает эту женщину, которой выпала, как и остальным жёнам запорожских казаков, нелёгкая доля — месяцами не видеть мужа («безжённый рыцарь» — говорит о Тарасе писатель, в те времена воины не баловали жён своим вниманием), испытывать тоскливое одиночество, а когда дети вырастали, по существу, лишаться их — молодых людей забирала Запорожская Сечь, и далеко не каждому удавалось остаться в живых, постоянно участвуя в боевых походах. Это тоже примечательные реалии того непростого времени. Потому так тяжело на душе у матери, наконец-то дождавшейся своих сыновей и вынужденной вновь прощаться с ними, не зная, придётся ли увидеться вновь. Потому-то постоянными эпитетами, связанными с её образом, являются «добрая», «бедная»; потому прибегает автор к традиционному фольклорному приёму — женскому плачу, описывая бессонную ночь матери, проведённую около своих сыновей. Не случайно возникает сравнение женщины-матери со степной чайкой, мечущейся над своими детёнышами, старающейся закрыть их от опасности, уберечь от возможной гибели.
Предлагаем вашему вниманию фрагменты, показывающие безраздельную материнскую любовь, глубокое страдание матери Остапа и Андрия, нежность к своим детям и нестерпимую боль от скорой разлуки с ними: «…Никто бы не мог описать всей безмолвной силы её горести, которая, казалось, трепетала в глазах её и судорожно сжатых губах…»; когда все уснули, «она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, расчёсывала гребнем их… кудри и смачивала их слезами… Рыдая, глядела она им в очи…»; когда сыновья вместе с отцом выехали за ворота дома, «она со всею лёгкостью дикой козы, несообразной её летам, выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и обняла одного из них с какою-то помешанною, бесчувственной горячностью…» Используя лаконичные и точные изобразительно-выразительные средства языка, жанр плача, писатель с предельной выразительностью рисует образ матери Остапа и Андрия, точно и ярко передаёт силу её страдания и любви.
Использованы материалы книги: М.Б. Ганженко, Ж.Н. Критарова, А.Д. Жижина. Литература. 7 класс. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014
Конспект урока литературы в 7 классе Образ матери в произведении НВГоголя Тарас Бульба
Конспект урока по литературе в 7 классе.
«Образ матери в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (2 часа).
Цели урока:
- Анализ литературного произведения «Тарас Бульба»;
- Развитие умений работы с текстом;
- Развитие коммуникативных навыков учащихся.
Задачи:
- Обратить учащихся на мастерство Н.В. Гоголя в изображении женского характера;
- Умение находить изобразительно-выразительные средства в тексте.
Оборудование:
Портрет Н.В. Гоголя;
Учебник литературы для 7-ого класса под ред. В. Я. Коровиной 2012г.;
Отрывки из фильма «Тарас Бульба».
Ход урока:
- Сообщение целей урока;
- Проверка д/з
1 учащийся рассказывает биографию Н. В. Гоголя.
2 учащийся отвечает на вопросы:
— Каковы были исторические условия, о которых Н. В. Гоголь написал свою повесть?
— На основе чего Гоголь создал свое произведение?
— Жанр этого произведения? Как это понимать?
3 учащийся отвечает на вопросы по первой главе:
— С чего начинается первая глава?
— Почему хлопцы смутились?
4 учащийся делает сообщение о Тарасе Бульбе (по 1-ой главе);
- Слово учителя:
Образ Тараса Бульбы в произведении раскрывается постепенно. Но Гоголь также больше внимание уделяет его жене, матери Остапа и Андрия.
Как известно, самое святое слово на земле – мама. Это первое слово говорит с любовью ребенок, который едва научился произносить слова. Да и во всех произведениях устного народного творчества: в пословицах, поговорках, загадках, мы находим прекрасные строки о матери. Вот, например:
Мать кормит детей, как земля людей, как земля людей.
Без матки пчелки – пропащие детки.
Куда матушка, туда и дитятко.
— Зачитайте, какие вы нашли пословицы и поговорки о маме.
IV.
— А как описывает Гоголь мать Остапа и Андрия в «Тарасе Бульбе»? (вопросы даны заранее, записаны в тетради).
— Какими прилагательными наделяет Гоголь мать?
— Найдите в 1 главе портрет матери (когда она только что увидела сыновей)
Бледная, худощавая и добрая мать.
— Какое слово находит Гоголь, чтобы описать ее отношение к детям?
Ненаглядные дети.
— Из-за чего так ругалась мать?
Из-за того, что вместо доброго приветствия Тарас Бульба задумал биться с ними на кулаки.
— Докажите, что отношение к детям у Тараса Бульбы и его жены было разное?
Для матери эти 20-летние сынки были детьми. «И придет же в голову этакое, чтобы дитя родное било отца». А для Тараса Бульбы: «Ваша нежба – чистое поле да добрый конь».
— Как восприняла мать слова Тараса Бульбы о будущей поездки в Запорожье.
«И всего только одну неделю быть дома».
Жалостливо, со слезами на глазах.
— Важен ли для Бульбы домашний очаг, уют в доме?
Нет, он готов швырять горшки и фляжки.
«На что нам эта хата?»
— Что испытала старушка, узнав о скором отъезде сыновей?
«Безмолвная сила ее горести, которая трепетала в глазах ее и судорожно сжатых губах».
— Что испытала мать, когда увидела сыновей, одетых в военные доспехи?
«Бедная мать, как увидела их, и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее».
— Зачитать сцену прощания. Сделать вывод.
«Матери было очень тяжело. Ведь сыновья – это последнее, что у нее было в жизни. Она, рыдая, надела им иконки на шеи. Не смогла выдержать, бросилась к меньшому».
— Какие глаголы использовал Гоголь, чтобы показать чувства матери?
«Она прилипнула к седлу меньшого, с отчаянием не выпускала его из рук своих».
— А что же произошло, когда казаки выехали?
«Она, несообразно возрасту, со всею легкостью дикой козы, выбежала за ворота».
— Как отнеслись к этому сыновья?
«Они ехали и сдерживали слезы, да и сам Бульба, хотя был суров и строг с женой, был смущен. Но через некоторое время хутор стал исчезать из виду, Остап и Андрий ехали дальше, прощались с детскими играми».
Просмотр отрывка из художественного фильма «Тарас Бульба».
— Как относится Гоголь к образу матери?
Он жалеет ее. Называет бедной старушкой, жалкой женщиной.
— Почему? (сообщение учащихся)
«Она была жалка, как все женщины того удалого века. Молодость ее дивно прошла, и все чувства обратились у ней в одно материнское чувство. Она глядела на сыновей всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться».
— Что изменило ее лицо, которое было когда-то прекрасным?
«Оскорбления, побои мужа, страдания, одиночество. Она, как степная чайка, вилась над детьми своими».
— Какие изобразительно-выразительные средства Гоголь использует?
Сравнения, эпитеты.
V.Вывод:
Гоголь с любовью и жалостью, сочувственно изображает нам бедную старушку. Мы понимаем, что Гоголь хотел нам показать не только участь женщин того времени. А разве сейчас не горька подчас женская доля?
Мы должны любить, беречь, заботится о своих матерях, не давать им прежде времени состариться, не огорчать их.
Д/З:
- Написать домашнее сочинение на тему «Образ матери в «Тарасе Бульбе»;
- Ответить на вопросы, записанные в тетради:
А) какие изобразительные средства использует Гоголь, показывая образ матери;
Б) С какой целью он это делает?
Образ матери, Андрия и Остапа, жены Тараса Бульбы
Образ матери, конкретной матери Андрия и Остапа, жены Тараса Бульбы, и образ всеобщий, собирательный, в котором воплощены тоска и слезы всех матерей Украины, появляется вновь на страницах гоголевской эпопеи. В начале битвы под Дубно, когда «тысяча смертей» глядит на запорожцев из широкой пасти невиданной пушки, предсказывается страшное горе: «Не по одному козаку взрыдает старая мать, ударив себя костистыми руками в дряхлые персы. Не одна останется вдова в Глухове, Немирове, Чернигове и других городах. Будет, будет, сердечная выбегать всякий день на базар, хватаясь за всех проходящих, распознавая каждого из них в очи, нет ли между их одного, милейшего всех. Но много пройдет через город всякого войска, и вечно не будет между ними одного, милейшего всех».
Подобный обобщенный образ, как бы синтезирующий множество страдающих матерей, сестер и вдов, нередко встречается в украинских песнях:
- У Глухов!, у город! Стрельнули з гармати, Не по одом козаченьку Заплакала мата.
- «Ненька старенька, козацька матусенька», ожидающая возвращения казаков из похода, тщетно ищущая между ними своего сына, является и з других песнях — «Ой мала вдова сина сокола», «Ой порошить» и др.
Образ матери овеян лиризмом и, будучи безымянным, знаменует не только хранительницу очага, опору семьи, но и вырастает до символа многострадальной родины, горестно провожающей своих сыновей в огонь войны.
Здесь характерно и то, что у современников Гоголя, у лиц из его украинского окружения, образ песенной чайки воспринимался не только в смысле «чайка-мать», но и ассоциировался с их родиной — Украиной. И эти грани образа, его полифоническое звучание по-своему отразились в гоголевской эпопее. С образом матери в повести Гоголя связаны и общечеловеческие мотивы. Величественны подвиги запорожцев, изображенные в повести, стократно воспета в народных песнях их борьба за такие великие ценности, как личная свобода и национальное достоинство.
Гимном родному народу, его славной истории звучат страницы произведения. Но сами по себе войны, кровавые сражения, взаимные жестокости, гибель сотен и тысяч люде, страдания и муки их близких не отвечают гоголевскому этическому идеалу, мыслимой им гармонии человеческих отношений. Неоднократно называет Гоголь тяжелое, ( мутное время, изображенное в «Тарасе Бульбе», «страшным веком», «свирепым веком».
Описывая жизнь Остапа, писатель скажет: «Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества. Напрасно некоторые, немногие, бывшие исключениями из века, являлись противниками сих ужасных мер».
Насилие порождало насилие. Боль за казненного сына заживает душу Тараса нестерпимым гневом и жаждой мести. Войско его не только предает пламени пожаров восемнадцать польских местечек, около сорока костелов, расправляется со шляхтой и разрушает имущество польских магнатов, но и безудержно казнит людей невинных: «Не уважили козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они; зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвинулась бы самая сырая земля, и степовая трава поникла бы от тяжести долу. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя. «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!» — приговаривал только Тарас».
Сурова правда войны, и в этих описаниях Гоголь не приукрашивает историческую действительность, как позднее и Шевченко в «Гайдамаках», по поводу которых Добролюбов писал, что поэт «ни стихом» не погрешил против исторической истины, создав поэму, «совершенно верную народному характеру», и проникшись настроением эпохи.
В суровых условиях народной войны матери и жены не могут отвратить гибель своих любимых, они проливают ручьи слез, но благословляют мужей и сыновей на битву.
Бессильна и любовь людей, разделенных войной, принадлежащих к противоборствующим сторонам. «Известно, — пишет Гоголь,- какова в русской земле война, поднятая за веру: нет силы сильнее веры. Непреоборима и грозна она, как нерукотворная скала среди бурного, вечно изменчивого моря. Из самой средины морского дна возносит она к небесам не проломные свои стены, вся созданная из одного цельного, сплошного камня. Отовсюду видна она и глядит прямо в очи мимо бегущим волнам. И горе кораблю, который несется на нее! В щепы летят бессильные его снасти, тонет и ломится в прах все, что ни есть на них, и жалким криком погибающих оглашается пораженный воздух».
Краткий пересказ