Анализ главы Максим Максимыч: Герой нашего времени — роман Лермонтова

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Лермонтов

К работе над романом «Герой нашего времени» Лермонтов приступил в 1838 году. Глава «Максим Максимыч» была дописана и впервые опубликована в мае 1940 года.

По жанру данная часть произведения является рассказом, написанного в виде путевого очерка.

В главе «Максим Максимыч» автор показывает отношение Печорина к своим старым друзьям.

Максим Максимыч – один из главных героев рассказа. Это пожилой военный человек в звании штабс-капитана, но, несмотря на возраст, бодрый и энергичный. Максим Максимыч долгое время служит на Кавказе и хорошо знает здешние места и традиции горцев. Он прост и открыт в общении, умеет расположить собеседника к себе. Максим Максимыч готов каждому прийти на помощь и дорожит дружбою. Он любит жизнь и принимает её такой, как есть.

Григорий Печорин – полная противоположность добродушному и отзывчивому штабс-капитану. Это молодой, красивый, образованный и умный офицер. Он находится в постоянном поиске смысла своего существования и очень устал от своей неприкаянности. Печорин ко всему безучастен и равнодушен; ничто не привлекает его в жизни. Причина кроется в его эгоизме, неспособности любить никого, кроме себя.

Глава «Максим Максимыч» рассказывает о последней встрече главных героев в одной из гостиниц Владыкавказа. Узнав о том, что в город приехал Печорин, штабс-капитан очень обрадовался и очень хотел с ним встретиться. Он попросил лакея Григория сообщить об этом своему хозяину. Максим Максимыч с нетерпением ждал приятеля весь день, отложив по такому случаю все важные служебные дела. Однако Григорий так и не появился в гостинице, отдав предпочтение остаться на ночлег у своего старого знакомого. На следующий день Максим Максимыч, узнав о том, что Печорин собрался уже уезжать, мчался со всех ног от коменданта, чтобы обнять друга. Григорий встретил его прохладно, но с приветливой улыбкой протянул лишь руку для пожатия. Максим Максимыч просил его задержаться хотя бы на два часа, чтобы поговорить, но Печорин отказался, сославшись на занятость. У старика от обиды слёзы выступили на глазах, но он старался изо всех сил держаться. На прощание Печорин всё-таки обнял Максим Максимыча. Больше им не пришлось встретиться. Возвращаясь из Персии, Печорин умер.

Несмотря на незначительный объём, глава «Максим Максимыч» наиболее полно раскрывает характер главного героя. В его образе представлены черты всего инфантильного молодого поколения того времени. Главная мысль произведения — не потерять себя умному и образованному человеку в поисках смысла жизни.

Анализ для 9 класса

В романе «Герой нашего времени» все главы являются автономными, самостоятельными историями. С целью возрастания читательского интереса к образу главного героя Григория Александровича Печорина Лермонтов нарушает прямую временную последовательность в их расположении.

Повествователь странствующий офицер рассказывает о том, как повстречался с Максимом Максимычем на одной из горных дорог. Он штабс-капитан, давно служит на Кавказе, знает характер горцев. Вместе с ним повествователь ожидает оказии в придорожной гостинице и коротает время за разговорами.

Главное событие главы «Максим Максимыч» — встреча Максима Максимыча с Печориным, которая не оправдала ожиданий пожилого человека. Максим Максимыч ждет своего товарища к ужину, готовит угощение и вино, рассчитывает, что они побеседуют по-приятельски, ведь они давно не видались. Нетерпеливое ожидание Максима Максимыча проявляется в том, как он спрашивает о Печорине, часто выбегает за ворота, чтобы его встретить. Однако все хлопоты были напрасны. Для Печорина не существует понятий привязанности, дружбы, и он разговаривает со стариком достаточно холодно, равнодушно, односложно отвечает на его вопросы.

Важный композиционный элемент главы – подробный психологический портрет Печорина. Мы видим его глазами Максима Максимыча, человека, хорошо с ним знакомого, но не понимающего глубоко его натуры, его склонностей. Портрет Печорина принято называть психологическим, потому что за чертами внешности изображаются его черты характера, особенности, странности. Первостепенное значение в портрете имеют глаза, ведь не случайно принято говорить, что глаза – зеркало души. Глаза Печорина словно скрывают его истинный внутренний мир, они не выражают тех эмоций, которые выражает в данный момент его лицо, им присущ холодный стальной блеск. Да и вся натура героя сплетена из противоречий: крепкое сложение, но изнеженность, выносливость и стойкость – и хрупкое здоровье, подверженность простудам. В его натуре привычка хорошо одеваться, привычка к роскоши – и одновременно небрежность и лень.

Уже покидая гостиницу, Печорин всё же успел сказать несколько слов со старинным знакомым, разрешил ему поступать на его усмотрение с оставшимися у него бумагами. Таким равнодушием Печорин больно обидел старика, но, возможно, даже не почувствовал этого.

Глава «Максим Максимыч» — важное звено в характеристике Печорина, здесь читатель может составить впечатление о характере главного героя романа, его отношении к людям.

Другие темы: ← Анализ главы Фаталист: Герой нашего времени — роман Лермонтова↑ ЛермонтовГрушницкий в романе Герой нашего времени →

`

Характеристика Печорина в главе Максим Максимыч

В 1840 году Михаил Юрьевич Лермонтов написал первый, в истории русской литературы, психологический роман. Главный герой произведения – Григорий Печорин. Полностью его характеристика и внешний вид раскрываются в главе «Максим Максимыч». Автор показывает читателю полный образ молодого человека, со всеми его достоинствами и недостатками.

Лермонтов «рисует» главного героя, как аристократичного юношу. Он описывает его бархатную и ослепительно чистую одежду, благородно-бледное лицо, белые зубы и крепкое телосложение. Автор отмечал и действия Печорина. Главный герой редко жестикулировал руками – это говорило о скрытности его характера. При этом на аристократичном лице Печорина, можно было разглядеть мелкие мимические морщинки, это являлось свидетельством того, что Григорий был очень эмоциональным человеком.

Еще одна деталь, которая цепляет рассказчика – глаза Печорина. Его взор был всегда серьезен, даже если на лице проступала легкая улыбка, глаза оставались безэмоциональны и равнодушны к происходящему. В Печорине гармонично противостояли противоположные характеристики: эмоциональность и отрешение. Этот симбиоз делает Печорина уникальным персонажем.

Образ Печорина раскрывается не только через описание характеристики молодого человека, но и через взаимоотношения с самим рассказчиком – Максимом Максимычем. В этой же главе Григорий пытается самостоятельно проанализировать собственные поступки и дать им определенную характеристику. Максим Максимыч искренне считал главного героя своим другом. Однако Печорин относился к рассказчику холодно, не выказывая дружеских чувств. Даже при встрече со «старым другом», Печорин демонстративно зевает, показывая все свое равнодушие и скуку. Максим Максимыч глубоко переживает эту ситуацию, он недоволен и обижен на Печорина. Но для Григория этот поступок – обыденность, он привык «втаптывать в грязь» чувства окружающих.

Читатель видит и психологический портрет молодого человека. Печорин не может найти свое место в этой жизни, ничто не приносит ему истинную радость и удовольствие. Он пытается найти утешение в путешествиях, но «куда бы ты ни поехал, ты всегда берешь с собой себя»! Поездка в Персию должна была скрасить жизнь главного героя, сделать ее более насыщенной. В Григории снова противостоят два чувства: желание найти смысл жизни и безучастие к обществу.

Популярные сочинения

  • Сочинение про Снегурочку
    Самый любимый праздник в нашей стране, который празднует все от мало до велика — Новый Год. Главными символами этого события являются наряженная елка
  • Птицы — наши друзья — сочинение
    Птицы на протяжении всех веков были верными спутниками человечества. Они не только украшают наш мир своими цветными перышками и прекрасным пением, но и трудятся на благо человечества и приносят много пользы
  • Сочинение Роль бабушки в жизни Алеши Пешкова (7 класс)
    Бабушка появилась в жизни маленького Алеши Пешкова в ту пору, когда умер его отец. Акулина Ивановна приехала из Нижнего Новгорода, чтобы забрать их с матерью к себе.

Самохарактеристика

Григорий Печорин дал себе характеристику собственными поступками. То, как он поступил с Максим Максимычем, показывает истинность его образа.

Максим Максимыч считает Печорина своим настоящим другом, поэтому он так обрадовался тому, что он встретится с ним. Однако Печорин не поспешил к герою, который прождал его до глубокой ночи и отложил свои служебные дела ради центрального персонажа. Печорин встретил его довольно холодно, показывая свое отношение своим скучающим видом. Он не согласился на предложение Максима Максимыча остаться, а почти сразу уехал, перекинувшись с приятелем парой фраз. Все это приводит Максима Максимыча к недовольству, обиде и глубоким внутренним переживаниям. Персонаж видит Печорина через года и делает свое заключение относительно него: «А, право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!..

Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!».

Мнение рассказчика о Печорине

Рассказчик, зная о некоторых подробностях жизни Григория Александровича Печорина, с нетерпением ждал встречи с героем. По словам повествователя, убеждения по поводу внешности Печорина и его характера пришли ему на ум, потому что он уже со слов Максима Максимыча понимал, что за человек находится перед ним. Вероятнее всего, «на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление».

Рассказчик, описывая внешность Печорина, говорит про статность и стройность его фигуры, про его аристократичные манеры, выраженные в деталях внешности («бархатный сюртучок», «ослепительно чистое белье», «маленькая аристократическая рука», «бледный, благородный лоб», «зубы ослепительной белизны»). В целом внешность центрального персонажа была отмечена так: Печорин владеет «оригинальной физиономией, которая особенно нравится женщинам светским».

Повествователь обращает внимание на незаметные черты внешности Печорина, которые характеризуют его как человека.

Из того, что Печорин при походке не размахивал своими руками, рассказчик сделал выводы, что герой имеет скрытный характер.

Лоб Печорина имел следы морщин, однако их можно было обнаружить лишь «при долгом наблюдении», что говорит о нежелании показывать свои чувства мимикой.

Глаза, по мнению рассказчика, рассказывали о Печорине многое. «Ослепительные», но «холодные», они никогда не смеялись. Это говорило о том, что главный герой либо имеет злой нрав, либо находится в «глубокой постоянной тоске».

Повествователь подчеркивает, что его мнение относительно Печорина основано лишь на его наблюдениях. Однако они наиболее полно характеризуют героя.

«Конкретизация образа Печорина в новелле «Максим Максимыч»»

Новеллой «Максим Максимыч» завершаются путевые записки и подготовляется введение «Журнала Печорина», так как именно здесь становится впервые известным о существовании печоринских «бумаг» и разъясняются обстоятельства, благодаря которым они очутились у проезжего офицера. Таким образом, по внешней композиции романа эта новелла выполняет роль связки, сцепляя между собой отдельные его части. Вместе с тем здесь дается, как было сказано, дальнейшая конкретизация образа Печорина, в частности описание его внешности: под пером проезжего офицера портрет Печорина получает углубленную, развернутую обрисовку, с попыткой проникнуть в тайну этого характера, чего не мог бы сделать простодушный Максим Максимыч. В фабульной канве событий, изображенных в «Герое нашего времени», новелла «Максим Максимыч» занимает важное место: здесь дается их финал. В последний раз показывается фигура мятущегося, не находящего себе пристанища героя.

После этого в роман проникает лишь сухое сообщение о его смерти на обратном пути из Персии в Россию, упомянутое в предисловии к «Журналу Печорина». Но наиболее существенное значение новеллы заключается, конечно, во внутреннем ее смысле, вытекающем из сопоставления двух фигур — Печорина и Максима Максимыча.

Новелла построена как дорожный эпизод, как случайная встреча в пути, и поэтому здесь не может быть богатого внешними событиями развернутого действия. Идейный смысл с предельной концентрированностью выступает из столкновения двух характеров: внутренний драматизм обстоятельств встречи «старых приятелей», несложные ее внешние перипетии и обрисовка характеров Печорина и Максима Максимыча исчерпывают собою содержание новеллы.

Выводы из него еще больше, чем в других новеллах, зависят здесь от освещения Лермонтовым двух основных образов. Печорин появляется в данной новелле после разнообразных жизненных событий, описанных во всех остальных частях романа и оставшихся за его пределами. Позади — опостылевший Петербург, впереди — дорога в Персию, откуда уже не суждено ему вернуться обратно. Что же нового дало ему пережитое после «Бэлы», как оно отразилось в его облике? Обратимся прежде всего к его портрету.

В характеристике Печорина, намечающейся через его портрет, следует отметить три особенности: во-первых, Лермонтов и во внешности Печорина подчеркивает черты личности необычной, сильной, выделяющейся над окружающими. Во-вторых, в портрете Печорина бросается в глаза, что это человек «странный», непонятный, так как весь он соткан из противоречий: наряду с чертами, свидетельствующими о силе физической («крепкое сложение») и волевом складе натуры (скрытность, сказывающаяся во внешней манере держаться — «не размахивая руками» при ходьбе, сила личности, обнаруживающаяся во взгляде), — «что-то детское» в улыбке, «женская нежность» кожи, небрежность и ленивость походки; наконец, надо упомянуть о противоречии между выражением глаз и выражением лица («они не смеялись, когда он смеялся»).

В числе противоречий внешности Печорина следует особенно выделить одну черту, составляющую третью особенность его портрета, — это «нервическая слабость» героя. В столь резком своем проявлении эта черта — расслабленность, размягченность, усталость — представляют нечто новое в образе Печорина. В «Тамани» и «Бэле» Печорин был поставлен перед лицом необыденных приключений, в обстановку не совсем каждодневную, и, как ни мало были способны эти приключения дать содержание всей его жизни, все же на время они увлекали его, вызывали наружу скрытые потенции его существа, давали пищу деятельности.

И в «Бэле», и особенно в «Тамани» раскрываются преимущественно сильные стороны его личности и ее могучие внутренние возможности. В «Максиме Максимыче» мы видим Печорина в будничной обстановке, на одной из маленьких остановок монотонного, надоевшего пути, а главное, Печорина, уже завершившего сложный цикл разнообразных жизненных событий и стоящего вновь у исходной точки: сначала был Петербург, шумная, пустая жизнь аристократа-офицера, затем — Кавказ, с его приключениями, не оставившими глубокого следа, затем снова Петербург, отставка, вероятно, новые попытки заполнить существование.

Все испробовано, все исчерпано, но снова он стоит у того же рокового вопроса: чем наполнить жизнь, где ее цель? «Нервическая слабость» Печорина — это глубокий след от сознания бессмыслицы и пустоты существования, оставленный в повседневном поведении человека, это горький итог неутомимых и бесплодных поисков деятельности. Его короткие, уклончивые ответы на расспросы Максима Максимыча говорят о том же итоге. Как не похож этот Печорин на того, который несколько лет тому назад мог в неожиданном порыве откровенности посвятить Максима Максимыча в «странности» своей несчастливой судьбы. Тогда Печорин еще был способен загореться надеждой на излечение от своего недуга любовью прелестной «дочери природы». Сейчас едва ли он на что-либо надеется.

Пред нами замкнутый человек с «равнодушно-спокойным» взглядом, настрого скрывший свою внутреннюю жизнь от окружающего и ограничивший свои сношения с этим окружающим пределами лишь самого необходимого поверхностного соприкосновения. Старое его «несчастье» — скука окончательно превратилась в неизлечимую болезнь, и от нее так, видимо, все немило, так все болит, что остается лишь затаить ее, стоически стиснув зубы, и не позволять никому прикасаться к больному месту.

Но даже и этот Печорин, неукротимая натура которого все глубже разъедается ядовитым действием скуки, остается прежним Печориным: он не сдается, не складывает рук, не завидует, подобно Онегину, с «юмором висельника» участи паралитических стариков; сняв военный мундир, он продолжает гоняться за призраком полноты жизни, идя по пути всех мятущихся одиночек, вступивших в разлад со средой: всесветное скитальчество, беспокойная перемена мест. И этого человека, со столь многообразным жизненным опытом, с едким беспощадно-аналитическим умом, с непокорной, властной, активной натурой, Лермонтов сталкивает с наивным добряком, который во всем представляет живую антитезу Печорину.

Противоположность Печорина и Максима Максимыча — это прежде всего противоположность ярко выраженного индивидуального начала и почти полного отсутствия личного самосознания. Все остальные различия уже как бы являются частными случаями или применениями этой главной разделяющей два характера черты. Если Печорин во всем противостоит окружающей среде и выделяется из нее по своим взглядам, стремлениям, характеру, поступкам как отдельная, притом выдающаяся и оригинальная личность, то Максим Максимыч во всем совпадает со своей средой, растворяется в ней.

Отношения Максима Максимыча и Печорина

Характер Печорина в главе «Максим Максимыч» в полной степени выразился в его отношении к старому другу.

Максим Максимыч, узнав о приезде Печорина, с которым они в свое время жили под одним кровом, нетерпеливо ждет встречи с героем. Он убежден, что Печорин, лишь услышав имя старого приятеля, сразу поспешит к нему навстречу. Однако этого не происходит. Он появляется лишь наутро. Рассказчик замечает, что Максим Максимыч после долгой разлуки хотел, что Печорин «кинулся ему на шею», однако тот лишь протянул ему руку, причем сделал это «довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой».

Максим Максимыч уже тогда «остолбенел», однако не подал вида, желая пообщаться со своим другом. Но Печорин сказал ему, что он должен ехать, и никакие попытки уговорить его остаться, сделанные Максимом Максимычем, его не останавливали.

Данная ситуация глубоко задела душу «необразованного старика», как он самостоятельно называет себя. Он называет Печорина представителем светской «гордой» молодежи, для которой дружба не имеет никакую цену в обществе. «Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!…», – такой вывод о Печорине делает Максим Максимыч.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]