Запорожская Сечь — описание законов и нравов в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Принципы украинского образования

Образ Запорожской Сечи только на первый взгляд представляется местом, где правил хаос. В действительности же эта территория со строгими порядками. Здесь присутствовал дух вольности и равноправные возможности для всех. Однако во главе верховенства был поставлен закон.

Характеристика Запорожской Сечи особенно наглядно проявляется в эпитетах к этому краю:

  • гнездо;
  • горница;
  • вольность.

Все нравы вольницы подчинялись строгому образу жизни, который нарушать, никому было не позволено. Безусловно, в мирный период это было место разгула и пьянства. Со стороны создавалось ощущение, что происходил масштабный бал, не имеющий своего конца.

Действительно, такой обычай вольной жизни существовал. Но это было только до той поры, пока не было войны.

В случае возникновения опасности все в корне менялось. Это уже были не праздные люди. Сечь превращалась в военный стан, где разгулу уже не находилось места. Пьянство в военное время не прощалось и каралось смертью.

Однако и в мирное время существующие законы имели свою особенность. Их жесткость позволяла сформировать характер казацкого братства. Выражались они в следующих правилах:

  1. Воровство каралось привязыванием к позорному столбу, и каждый желающий мог ударить стоящего там человека.
  2. Должников приковывали к пушке цепью. Если у него был товарищ, желающий спасти друга, он мог это сделать.
  3. За убийство человека клали в гроб вместе с мертвецом и живым закапывали в землю.

Такие обычаи позволяли воспитывать в казачестве стойкость и мужество. Это формировало внутри структуры нерушимое братство.

Казацкая вольница

Николай Гоголь рассказывал о казацком поселении как об очень веселом месте. В свободное время мужчины вели беспечную жизнь, безудержно гуляли и пили. В книге автор дал такую характеристику Запорожской Сечи: «Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой».

Сюда приезжали самые разные представители сильной половины человечества. Но объединяло их одно — непокорный дух вольности. Любовь к свободе заставляла их бросать родные дома, оставляя все и всех, кто там с ними жил. Ради защиты своих земель от нападения соседних государств они отказывались от спокойной жизни.

Запорожская Сечь воспитывала людей мужественных с бесстрашным характером. Главной ценностью для них была преданность родине и верность казацкому уставу.

Структура Сечи

Внутренняя структура Запорожской Сечи отличалась четким характером. Основной ячейкой было войсковое подразделение, которое называлось курень. Таких отделений насчитывалось 60 и каждое из них имело свое отдельное жилье.

Что такое сечь в тарасе бульбе

Во главе каждого куреня стоял атаман, который именовался куренным. В его компетенцию входили заботы о своих людях, которые не имели собственности, поскольку все отдавали главе. Последний должен был заботиться о пропитании, топливе и одежде.

Во главе всех куреней стоял старшина, в обязанности которого входило править над всеми. Эта должность была выборной.

Таким образом, в основе всей казацкой жизни был положен принцип самоуправления.

Образец сочинения

Ознакомившись с литературным произведением Н. В. Гоголя, можно написать сочинение про образ Запорожской Сечи. Чтобы работа получилась уникальной, нужно добавить в нее собственные мысли и поделиться впечатлением от прочитанного.

Повесть «Тарас Бульба» — это настоящий шедевр мировой литературы. Николай Васильевич Гоголь создал одно из лучших произведений в 1835 году. В своей работе он поднял тему любви к родине. На написание автора вдохновили старинные рукописные летописи, исторические рассказы и украинские народные думы. Из этих источников писатель почерпнул самое важное для будущей повести: национальный дух, характеры и нравы Запорожской Сечи.

Казацкое братство в произведении Н. В. Гоголя производит на читателя двойственное впечатление. С одной стороны, Сечь была воплощением свободной жизни. Здесь жил вольный народ, любивший выпивку, драки и веселье. С другой стороны, четкий свод правил не позволял казакам преступать закон. И тот, кто поступал нечестно по отношению к другим жителям Сечи, обязательно был наказан.

Запорожская Сечь стала олицетворением авторских идеалов о чести, равенстве и преданности. Вольный дух казацких сердец не позволял им покоряться вражеским силам. Они безжалостно расправлялись со всеми, кто смел посягать на их землю, веру и свободу.

Старый казак Тарас отправляется на Сечь вместе с сыновьями в надежде сделать из них храбрых рыцарей. В сюжете показано, как по-разному в итоге сложилась судьба Остапа и Андрия. Старший и младший братья становятся по разные стороны баррикад: один из них теперь почетный куренной атаман, а другой — предатель. По правилам казачества изменник должен быть убит собственным отцом. И Андрию не удалось избежать этой участи.

«Тарас Бульба» — повесть об истинном патриотизме, когда преданность Родине сильнее семейных уз.

Помогите по литературе пожалуйста!!!

«Тем не менее Сечь не любила слишком загружать себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и просвещалось в ней самим опытом, в самом разжигании битв, которые через то почти не прекращались. А в перерывах казакам скучно было браться за изучение какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель и изредка лошадиных гонок» .

И все же таки необходимой военной наукой молодые казаки овладевали: обучались сабельному бою, учили метко стрелять, вести рукопашный бой или осаду, руководить лодкой и т.

п. . Нужно также обратить внимание на суровые обычаи и законы, которым подчинялись абсолютно все казаки, без исключения.

«Когда казак прокрался, хоть за какой-нибудь пустячок, это уже считалось позором для всего казачества: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали около него кий, которым каждый, кто проходил, должен был ударить его, аж пока не забивали до смерти.

Анализ «Быт и нравы Запорожской Сечи». (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).

Быт и нравы Запорожской Сечи.

(по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).

«Тарас Бульба» — одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Писатель работал над этой повестью около 10 лет. Она была любимым его детищем.

В повести нарисована широкая картина жизни людей Запорожской Сечи, которая являлась своеобразной сторожевой заставой на южных и юго-восточных границах Украины. И быт, и административное устройство, и нравы – все было необычно и своеобразно в Сечи. Запорожская Сечь – это вооруженный лагерь, в котором жили молодые и старые люди без семей. Ни одна женщина не смела показываться даже в предместье Сечи, находившейся за полверсты от нее самой. Предместье, одевавшее и кормившее Сечь, «было похоже на ярмарку»: здесь жили и работали кузнецы, «сильные кожевники» возделывали «своими дюжимы руками бычьи кожи», торговцы (крамари) продавали кремни и порох, армяне – дорогие платки и т.д.

В Сечи же козаки жили просто. «Нигде не видно было забора или тех низеньких домиков с навесами на низеньких деревянных столбиках, какие были в предместье. Небольшой вал и засека, не хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность». Только стояло «насколько курений, покрытых дерном, или, по-татарски войлоком. Иные уставлены были пушками».

Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали, но большая часть гуляла с утра до вечера… Веселость была пьяна, шумна, но при всем том это не был черный кабак, где мрачно – искажающим весельем забывается человек; это был тесный круг школьных товарищей…»

Сечь принимала под свое крыло всех: бурсаков, не вытерпевших академических лоз и не вынесших из школы ни одной буквы; офицеров; опытных партизанов, «которые имели благородное убеждение мыслить, что все равно где бы ни воевать, только бы воевать, потому что неприлично благородному человеку быть без битвы».

В Сечь приходили как в «свой собственный дом», и она принимала любого верующего «во Христа» и в «Троицу святую», ходившего в церковь и умеющего креститься. «Вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании». Сечь состояла из шестидесяти с лишком курений, которые очень походили на отдельные, независимые республики, а еще более походили на школу и бурец детей, живущих на всем готовом. Никто ничем не заводился и не держал у себя. Каждое землячество возглавлялось выборным куренным атаманом, который подчинялся выборному главному начальнику коша, или общины, — так называемому кошевому атаману. Куренного атамана называли «батька». Все было у него на руках: одежда, еда, топливо. Ему отдавали и деньги под «сохрану».

Дело, точнее правота дела, часто доказывалось кулаками. Даже кошевой атаман не всегда мог усмирить козаков, так как «разъярившаяся, своевольная толпа» могла прибить насмерть и кошевого, несмотря на чин. В особо важных случаях, когда необходимо было созвать всех козаков Сечи, били в литавры, привязанные к столбу. Это означало сбор. «И тогда все козаки стекались на площадь. Кошевой и старшины снимали шапки и раскланивались на все стороны козакам, которые гордо стояли». После чего начинался совет.

В Сечи были свои законы, которые кажутся даже слишком строгими среди такой своевольной республики». «Если козак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось уже поношением всему казачеству: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которую всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть. Не платившего должника приковывали цепью к пушке, где должен был он сидеть до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей не решался его выкупить и заплатить за него долг». Самым страшным наказанием являлась казнь за смертоубийство». Перед приговоренным вырывали яму, затем живым его туда опускали, ставили сверху гроб, в котором находилось «тело им убиенного», а затем засыпали их землею. Вот в таких условиях и по таким законам жила Запорожская Сечь в перерыве между битвами.

Как только начинались военные действия, то вмиг запорожское войско преобразовывалось. Вот как описывает Гоголь:»Кошевой вырос на целый аршин. Это уже не был тот робкий исполнитель ветреных желаний вольного народа; это был неограниченный повелитель. Это был деспот, умевший только повелевать. Все своевольные и гульливые рыцари стройно стояли в рядах, почтительно опускали головы, не смея поднять глаз, когда кошевой раздавал повеления, раздавал он их тихо, не вскрикивая, не торопясь, но с расстановкою, как старый, глубоко опытный в деле козак, приводивший не в первый раз в исполненье разумно задуманные предприятия». «Вся Сечь сразу отрезвилась, козаки сразу принялись за дела. Перед походом в деревянной церкви священник совершает молебен, затем окропит всех святой водой, а затем, поцеловав крест, козаки двинутся в поход».

Запорожцы – суровые, жестокие воины. Все, кто могли, разбегались и спасались от них. С козаками трудно иметь дело. Никто не мог уйти от их суровой сабли. Жалости козаки не испытывали. «Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, — пишет Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» — которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног ипо колена у выпущенных на свободу…» где бы не проходили козаки, то везде оставляли после себя выжженные, разграбленные деревни. Но запорожские козаки не только жестокие воины, им присущи и другие черты: мужество, решительность, смелость, верность и любовь к своей родине, чувство товарищества. Это мы видим в сцене казни Остапа и Тараса Бульбы. В последний миг жизни Остап хотел увидеть твердого мужа, который бы разумными словами освежил его и утешил при кончине. А у Тараса Бульбы рука не дрогнула убить своего родного сына за предательство, а на костре, он думал не о себе, а о своих товарищах. И не зря Гоголь восклицает: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

законы запорожской сечи в рассказе Тарас Бульба

жизнь в Сечи Б) учёба в бурсе В) осада Дубны 4. Что взял с собой в Дубну Андрий?

А) оружие Б) пленных В) хлеб 5. О ком из персонажей повести идёт речь в данном отрывке? А «он также кипел жаждою подвига ,но вместе с нею душа его была доступна и другим.

он был очень хорош собою» Б« О! да этот будет со временем добрый полковник!.ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт!» 6. Дополните фразу. А «Стой и не шевелись! Я тебя ……., я тебя и убью!- сказал Тарас…» » Бывали и в других землях., но таких, как и в Русской земле,не было.» 7.

Какова судьба Тараса Бульбы? А) был казнён В) возглавил Запорожскую Сечь Б) ушёл за Днестр 8. Кому принадлежат следующие слова?

Рекомендуем прочесть: Приобретение подарочного сертификата косгу 2021

А) «Не смейся, не смейся, батьку! .хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!.

За обиду не посмотрю и не уважу никого». Б) » Пусть же знают они все, что такое значит в Рсской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать,- так никому ж из них не доведется тк умирать.» 5-9 класс Senivmasha / 04 сент.

законы запорожской сечи ответьте пожалуйста очень надо

12.

Не платившего должника приковывали к пушке, пока товарищи не выкупали его и не отдавали за него долги. 13.В бою действовал принцип: сам погибай. а товарища выручай. Законы запорожской сечи в рассказе «Тарас Бульба»:Прием в Сечь был прост: надо было сказать: * «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься.

На Сечи была церковь, куда казаки ходили на службу, хотя никогда не постились. Законов на Сечи было мало, но были они жестокими.

Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества.

Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю.

Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к

Законы Запорожской Сечи по 3 главе повести Тарас Бульба.

произведения [править] сборники стихов [править] атомные прелюды (1962); сто поэзий (1967); поэзии (1971); на серебряном берегу (1978); киев (1982); губами тёплыми и оком золотым (1984); эту женщину я люблю (1990); с обнимаемых тобою дней (1993); любовь, не уходи!

(1997). сборники для детей [править] андрийко-говорийко; мак; летнее утро; летний вечер; ласточка возле окна; спокойной ночи; в глубине дождей; первинка. повести [править] первинка; сироманец; в глубине дождей; мир без войны (1958); президент (1960); конь на вечерней заре (1986); лето на десне (1983); наливайко (роман, 1990); четырнадцать столиц украины (1997, очерк).

публикации стихов в переводе на язык [править] третья книга (м., 1972); козерог (м., 1977).

стихотворения (м., «х. л.», 1986). фильмография [править] актёр [править] иван орлюк («повесть пламенных лет», 1961); дончак («сейм сходит с берегов», 1962); вацлав купка («берег надежды», 1967); несвятыласка («дума о британке», 1970).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: