Сочинение Живые и мертвые души в поэме Гоголя Мертвые души

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Живые и мертвые души в поэме Мертвые души

В произведении Гоголя можно разглядеть, как хорошие, так и дурные стороны в России. Мёртвыми же душами автор позиционирует ни покойников, а чиновников и обывателей, чья душа затвердела от чёрствости и безразличия к другим.

Одним из главных героев поэмы был Чичиков, который посетил пять помещичьих усадеб. И в этой череде поездок Чичиков делает для себя вывод, что каждый из помещиков, обладатель скверной и запачканной души. В начале может показаться, что Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка совершенно разные, но всё-таки их связывает обыкновенная никчёмность, которая и отражает весь помещичий устой в России.

Сам же автор является в этом произведении подобно пророку, которой описывает эти страшные события в жизни Руси, а после вырисовывает выход пусть к далёкому, но светлому будущему. Сама суть человеческой неприглядности в поэме описывается, в тот момент, когда помещики рассуждают как ими быть с «мёртвыми душами», совершить обмен или выгодную продажу, а может и вовсе кому-то подарить.

И несмотря на то, что автор описывает достаточно бурную и активную жизнь города, по своей сути это всего на всего пустая суета. Самое страшное, что мёртвая душа это обыденное явление. Также Гоголь объединяет во едино всех чиновников города, в одно безликое лицо, которое отличается только наличием на нём бородавок.

Так со слов Соба-кевича, можно увидеть, что все вокруг мошенники, христопродавцы, что каждый из них ублажает и покрывает другого, ради собственной выгоды и благополучия. И над всем этим смрадом возвысилась чистая и светлая Русь, которая как надеяться автор обязательно возродиться.

Живые души по мнению Гоголя есть исключительно у народа. Который под всем этим прессом крепостного право, сохранил живую русскую душу. А живёт она в слове народа, в его деле, в остром уме. В лирическом отступлении автор создал тот самый образ идеальной Руси и его богатырского народа.

Сам же Гоголь не знает, какой путь выберет Русь, но он надеяться, что в нём не будет таких персонажей, как Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка. И только с пониманием и прозрением, всей этой без духовности русский народ может встать с колен, воссоздав идеальный духовный и чистый мир.

Вариант 2

В поэме Гоголя можно разглядеть Россию, как и с хорошей стороны, так и с плохой. К мертвым душам писатель относит ни покойников, а чиновников и обывателей, чье сердце затвердело и стало каменным от безразличия на судьбы простых граждан. Поэт пишет это произведение, прочувствовал всю боль и печаль народа.

Чиновники Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, совершено разные люди, но их соединяет никчемность, которая отражает весь устой властителей. Каждый чиновники покрывают другого в неправде, воровстве ради своей выгоды, лишь бы откусить чей-то кусочек и положить себе в карман. В их душах словно черви в яблоке ползают и уже прогрызли свои ходы, которые с каждым разом становятся все больше, и больше. И подгнивая выделяют отвратный запах самой личности чиновников. Они словно одно безликое существо, которое существует питаясь лишь живыми, цветущими, душами. Эти «живые» души подвергаются постоянным заключениям и подавлениям.

Настоящую душу России имеют русские мужики, которые сохранили человечность. В крепостном праве остаются благоразумный народ, на котором держится фундамент всей Руси. Именно в них заключается сама душа, сам тот центр, само то ядро, которое и держит всю суть страны. Гоголь пишет о крестьянах так, что выставляет их словно цветущие цветы, которые, не смотря на все трудности, прорастают через камни, разрушая их.

Гоголь яростно верит, что Россия пойдет по светлому будущему. Верит в скрытые таланты народа, которые могу подняться из глубин и показать, что не все потеряно. Он надеется на то, что даже и в мертвых душах чиновниках пронзится луч светлого и измениться их жизнь, их отношение к добрым душам, которые умеют жить, дышать полной грудью.

Разное отношение всегда можно получить. Но и в вера в добро не угаснет никогда. Потому что большое и верное, любящее покрывает все. Так как надежда Гоголя дает понять, что и в зачерствевшем сердце имеется отголоски добра, любви. На примере показан Чичиков, как он с теплотой в сердце отзывается о матери и вспоминает свое детство, окутанное лаской и заботой. Именно в такие моменты ты и веришь, что можно изменить худшие недостатки в лучшее. В рост, процветание, доверие и хорошее отношение. Послание писателя дает понять и раскрыть, как же несовершенен человек в своей жизни, как он имеет право отклонятся от пути добра, но все же ему всегда дается шанс вернуться к светлому пути.

Православная Жизнь

Проповедь на апостольское чтение 23-й Недели по Пятидесятнице.


В богослужении 23-й Недели по Пятидесятнице мы слышим в апостольском зачале такие слова: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2:4–5).

Состояние человека до пробуждения в нем христианской веры Павел обозначает как мертвое. «Нас, мертвых по преступлениям», Бог «оживотворил со Христом». Оказывается, можно быть живым телесно, но мертвым духовно. Священное Писание нередко напоминает об этом. «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3:1), – говорит Сардийской Церкви Христос. «Вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним» (Кол. 2:13), – пишет Павел колоссянам. Из этой мысли, кстати, происходит и гоголевский оксюморон «мертвые души», вынесенный в заглавие знаменитой поэмы. Бессмертное творение Николая Васильевича показывает примеры омертвения души в образах Коробочки, Манилова, Ноздрева и других героев книги. Физически эти люди прекрасно себя чувствуют, но души их давным-давно умерли.

Оказывается, человек по-настоящему начинает жить только тогда, когда приобщается к источнику жизни – Богу. Без богообщения человек не живет, он, скорее, «влачит существование». Бытие тела при омертвении души и духа еще не есть полноценная жизнь. Страшно сказать, братья и сестры, но по улицам наших городов ходит множество таких «живых мертвецов». Миллионы людей бегают, суетятся, строят, разрушают, покупают, продают, путешествуют, женятся и выходят замуж. Им кажется, что они в центре жизни и что сама жизнь бьет в них ключом. Но оказывается, они еще не родились духовно, еще и не начинали жить – ибо они не знают Господа. Или же знали и забыли.

Апостол Павел указывает причину таковой мертвости – преступления, т. е. грехи. Грех убивает духовную жизнь и делает человека живым трупом. «Как телесная смерть – прекращение жизни телесной, так со входом греха в человека подсекается корень внутренней жизни, – жизни духа, которая из Бога», – объясняет святитель Феофан Затворник (1).

Как именно это происходит? «В грешнике, преданном греху, чувственные склонности и страсти душевные все более и более берут верх над высшими духовными требованиями и подавляют их до того, что свет жизни духовной совсем наконец погасает. Вместе с тем вянет и телесная жизнь от нарушения целости жизни человеческой и пресечения должных ее отношений к верховному источнику бытия и жизни. Отсюда болезни, страдания и ранняя смерть. Так не духовно только, но и телесно грех убивает, – и не одно только лицо, но нередко целый род, коль скоро он усердно работает греху», – пишет святитель Феофан (2).

Как удивительно точно сказано! Грех убивает и духовно, и телесно. Привязанность ко греху есть нарушение целостности человеческой жизни и искажение замысла Божьего о ней. Грех затрудняет и порой делает невозможным общение с источником бытия – Богом. Ибо Бог свят, Он есть Свет (см. 1 Ин. 1:5) и Любовь (см. 1 Ин. 4:8), а в грехе нет ни света, ни любви. Если страсти и плотские движения правят человеком, он теряет связь со Светом и Любовью. А может, он и не знает ничего об этой связи, о жизни духовной. Как в одном из фильмов Тарковского герой говорит: «У них нет органа такого, которым верят». Все это и называется смертью души.

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя данное место, отмечает, что за омертвение души мы будем отвечать перед Богом: «Есть смерть телесная, и есть смерть духовная. Подвергнуться первой – не грешно и не страшно, потому что это (теперь) естественно; явившись вследствие грехопадения, смерть телесная потом соделалась как бы необходимою для нашей природы, хотя и она скоро упразднится. Другая же смерть душевная, – так как происходит от нашего произволения, – подвергает нас ответственности и не имеет никакого извинения» (3).

Мы очень боимся телесной смерти, братья и сестры. Так боимся, что предпочитаем не думать о ней. Смерти же душевной совсем не боимся – настолько не боимся, что также предпочитаем не думать о ней. О первой смерти не думаем от страха, о второй – из небрежения к своему спасению. Это какой-то род «окамененного нечувствия» – греха, упоминаемого в вечерних молитвах. А Златоуст напоминает: мы все ответим Богу за омертвение нашей души. Смерть тела – не грех. Смерть души – грех.

Поэтому забвение о неминуемой смерти тела и о возможной смерти души по сути и есть смерть духовная. А ведь и мы, церковные люди, редко осознаем, что мы мертвы, или же полумертвы духовно. А ведь это – начало покаяния. Признать себя мертвецом духовным и припасть к источнику жизни для того, чтобы ожить – вот первая ступень духовной жизни. Стопы нашего сердца обязательно должны коснуться этой ступеньки. Без видения своей мертвости греховной не начнется выздоровление души. Кто-то, возможно, и дальше пойдет, в бесконечные дали святости. Но без этой ступени – видения своего внутреннего омертвения – никакой духовной жизни не будет.

Дай Бог, чтобы наши души не были мертвы, чтобы грех-убийца не имел над нами власти. Дай Бог, чтобы мы разглядели нашу духовную парализованность, омертвение нашего сердца и обратились к источнику жизни вечной, жизни настоящей; к Тому, Кто есть Свет, Любовь и Жизнь вечная. Он наполнит нас истинной жизнью, которая никогда не отнимется у нас. Аминь.

Сергей Комаров

Примечания:

1) Святитель Феофан Затворник. Толкование на Послание апостола Павла к ефесянам. Толкование на гл. 2, стих 1. Эл. ресурс: https://predanie.ru/feofan-zatvornik-svyatitel/book/67824-tolkovanie-na-poslanie-k-efesyanam/#toc13 2) Там же. 3) Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Послание апостола Павла к ефесянам. Толкование на гл. 2, стих 1. Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_67/4

Сочинение 3

Великий русский писатель Н.В.Гоголь работал в сложное время для России. Неудачное восстание декабристов подавлено. По всей стране суды и репрессии. Поэма «Мертвые души» — портрет современности. Сюжет поэмы несложный, характеры героев написаны просто и читаются легко. Но во всем написанном чувствуется печаль.

У Гоголя понятие «мертвые души» имеет два значения. Мертвые души – это умершие крепостные, и помещики с омертвевшими душами. Писатель считал большим злом России рабское крепостное право, которое способствовало вымиранию крестьян, разрухе культуры и экономики страны. Говоря о помещичьих мертвых душах, Николай Васильевич воплощал в них и самодержавную власть. Описывая своих героев, он надеется на возрождение Руси, на теплые человеческие души.

Россия раскрывается в произведении глазами главного героя Чичикова Павла Ивановича. Помещики описаны в поэме не как опора государства, а как загнивающая часть государства, мертвые души, на которые нельзя опереться. У Плюшкина гибнет хлеб, без пользы для людей. Манилов беззаботно хозяйствует в заброшенной усадьбе. Ноздрев, приведя хозяйство в полный упадок, играет в карты и пьянствует. На этих образах писатель показывает, что творится в современной России. «Мертвым душам», угнетателям, Гоголь противопоставляет простых русских людей. Людей, лишенных всяких прав, которых можно купить и продать. Они предстают в образе «живых душ».

Гоголь с большой теплотой и любовью пишет о способностях крестьян, об их трудолюбии и талантах.

Плотник Пробка, здоровый богатырь, исходил почти всю Россию, построил множество домов. Красивые и прочные экипажи делает каретник Митяй. Печник Милушкин складывает добротные печи. Из любого материала мог пошить сапоги сапожник Максим Телятников. Крепостные люди у Гоголя показаны как добросовестными работниками, с увлечением занимающиеся своим делом.

Гоголь горячо верит в светлое будущее своей России, в огромные, но до поры до времени скрытые таланты народа. Он надеется, что даже в мертвые души помещиков пробьется лучик счастья и добра. Его главный герой Чичиков П.И. вспоминает любовь матери и свое детство. Это вселяет надежду автору, что даже у черствых людей, что-то человеческое осталось в душе.

Произведения Гоголя веселые и печальные одновременно. Читая их можно посмеяться над недостатками героев, но в то же время задуматься, а что можно изменить. Поэма Гоголя — яркий пример отрицательного отношения автора к крепостному праву.

Другие сочинения: ← Чичиков беда или надежда России↑ ГогольЗамысел поэмы Мертвые души →

«Будьте не мёртвые, а живые души…» (памяти Н.В. Гоголя)

Творчеству Н.В. Гоголя посвящена данная статья доктора филологических наук, профессора Аллы Анатольевны Новиковой-Строгановой. Произведения этого писателя исполнены всеохватывающей любви к Родине, чуткого внимания к тайнам бытия, а образы созданных им героев настолько тонко подчеркивают качества, свойственные человеческой душе, что и сегодня порой кажется, что гоголевские герои живут среди нас.

Нынешний год памяти Николая Васильевича Гоголя (1809 — 1852) — значимая дата для русского мира. Непреходящими остаются православные пасхальные идеи христианского писателя о духовном возрождении России, воскрешении «мёртвых душ».

Гоголь остро ощущал свою нерасторжимую связь с Родиной, предчувствовал заповеданную ему высокую миссию. Он благословил русскую литературу на служение идеалам добра, красоты и правды. Все отечественные писатели, по известному выражению, вышли из гоголевской «Шинели», но никто из них не решился сказать подобно Гоголю: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?..» (здесь и далее выделено мной. — А.Н.-С.)

Он был воодушевлён идеей патриотического и гражданского служения: «Назначение человека — служить, — повторял автор «Ревизора» и «Мёртвых душ». — И вся наша жизнь есть служба». «Писатель, если только он одарён творческою силою создавать собственные образы, воспитайся прежде всего как человек и гражданин земли своей…»

Гоголевское творчество носит учительную направленность, звучит как художественно-публицистическая проповедь. Пророческие предвидения об общественно-духовном кризисе и путях выхода из него стали нравственным ориентиром не только для следующего поколения русских классиков, но и проливают свет на эпоху сегодняшнюю, звучат на удивление современно: «Я почувствовал презренную слабость моего характера, моё подлое равнодушие, бессилие любви моей, а потому и услышал болезненный упрёк себе во всём, что ни есть в России. Но высшая сила меня подняла: проступков нет неисправимых, и те пустынные пространства, нанесшие тоску мне на душу, меня восторгли великим простором своего пространства, широким поприщем для дел. От души было произнесено это обращение к России: «В тебе ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться ему?..»В России теперь на каждом шагу можно сделаться богатырём. Всякое звание и место требуют богатырства. Каждый из нас опозорил до того святыню своего звания и места (все места святы), что нужно богатырских сил, чтобы вознести их на законную высоту» (XIV, 291 — 292).

Важно, чтобы мы всей душой осознали свою причастность всеобщему делу возрождения России, усовершенствования жизни, а для этого — учит Гоголь — необходимо осуществление простого правила, чтобы каждый честно выполнял своё дело на своём месте: «Пусть каждый возьмёт в руки <…> по метле! И вымели бы всю улицу» (IV, 22). Эти строки из «Ревизора» неоднократно цитировал Н.С. Лесков, и нам не мешает вспоминать их чаще.

В «апокрифическом рассказе о Гоголе» «Путимец» Лесков вложил в уста героя рассказа — молодого Гоголя — заветную мысль о способности русских людей к быстрому нравственному возрождению: «а мне всё-таки то дорого, что им всё дурное в себе преодолеть и исправить ничего не стоит; мне любо и дорого, что они как умственно, так и нравственно могут возрастать столь быстро, как никто иной на свете <…> я ценю, я очень ценю! Я люблю, кто способен на такие святые порывы, и скорблю о тех, кто их не ценит и не любит!» [ii]

Велико было внимание Гоголя к тайнам бытия, разделённого на уделы света и мрака. Борьба с чёртом, с силами зла — постоянная гоголевская тема. Писатель ощущал действенность этих сил и призывал не бояться их, не поддаваться, противостоять им. В письме к С.Т. Аксакову 16 мая 1844 года Гоголь предлагал использовать в борьбе с «нашим общим приятелем» простое, но радикальное средство в духе кузнеца Вакулы, отхлеставшего напоследок чёрта хворостиной, в повести «Ночь перед Рождеством»: «Вы эту скотину бейте по морде и не смущайтесь ничем. Он — точно мелкий чиновник, забравшийся в город будто бы на следствие. Пыль запустит всем, распечёт, раскричится. Стоит только немножко струсить и податься назад — тут-то он и пойдёт храбриться. А как только наступишь на него, он и хвост подожмёт. Мы сами делаем из него великана, а на самом деле он чёрт знает что.Пословица не бывает даром, а пословица говорит: «Хвалился чёрт всем миром овладеть, а Бог ему и над свиньёй не дал власти»» (XII, 299 — 302). Мысль о бессилии нечистой силы перед лицом твёрдого духом и стойкого в вере человека — одна из любимых у Гоголя — восходит к древнерусской житийной традиции. В «Повести временных лет» говорится: «Бог один знает помышления человеческие. Бесы же не знают ничего, ибо немощны они и скверны видом»[iii].

В то же время посрамление и одоление чёрта даётся совсем не просто, что и показывает Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Так, кузнец Вакула — религиозный художник — изобразил («намалевал») на стене храма побеждённого им беса. Высмеять зло, выставить его напоказ в комическом и уродливом виде — значит почти победить его. Однако в финале повести есть намёк на несмягчаемую силу чертовщины. В образе плачущего ребёнка воплощается тема страха перед нечистью. При виде изображения чёрта в аду дитя, «удерживая слезёнки, косилось на картину и жалось к груди матери». Гоголь даёт понять, что демонические силы можно унизить, высмеять, спародировать, но, чтобы окончательно победить «врага рода человеческого», нужны радикальные средства иного порядка — противоположно направленная, высшая Божья сила.

Писатель обращался к исследованию глубин человеческой природы. В его произведениях — не просто помещики и чиновники; это типы общенационального и общечеловеческого масштаба — сродни героям Гомера и Шекспира. Русский классик формулирует законы национальной жизни и целого мира. Вот один из его выводов: «Чем знатнее, чем выше класс, тем он глупее. Это вечная истина!»

Болея душой за судьбу России, Гоголь, согласно его глубоко лирическому, одухотворённому признанию, дерзнул «вызвать наружу всё, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога». Для этого «много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл создания». Эти творческие жемчужины — несомненно, из духовной, Божественной сокровищницы Творца.

Основное свойство классики — быть современной во все времена. Так же, как и Новый Завет, в каждое мгновенье и для каждого остаётся новым, каждый раз заново обновляя и возрождая человека.

Гениальные гоголевские типы оживают и воплощаются постоянно. В.Г. Белинский справедливо размышлял: «Каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет в себя с тем беспристрастием, с каким вникает в других, — то непременно найдёт в себе, в большей или меньшей степени многие из элементов многих героев Гоголя». Именно — «каждый из нас». «Не все ли мы после юности, так или иначе, ведём одну из жизней гоголевских героев? — риторически вопрошал А.И. Герцен. — Один остаётся при маниловской тупой мечтательности, другой буйствует a la Nosdreff, третий — Плюшкин и проч.».

Путешествуя в пространстве и во времени, приспосабливаясь к нему, гоголевские персонажи по-прежнему вполне узнаваемы и в нынешней жизни — продолжают оставаться жидоморами-чичиковыми, собакевичами, «дубинноголовыми» коробочками, петрушками, селифанами, «кувшинными рылами», ляпкиными-тяпкиными, городничими, держимордами и др. В современной чиновничьей среде, как в гоголевских «Мёртвых душах», по-прежнему «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы» (VI, 97).

Хлестаков в «Ревизоре» — это уже не просто нарицательный тип, а всепроникающее явление. «Этот пустой человек и ничтожный характер заключает в себе собрание многих тех качеств, которые водятся и не за ничтожными людьми, — объяснял Гоголь в своём «Предуведомлении для тех, которые хотели бы сыграть как следует «Ревизора»» — <…> Редко кто им не будет хоть раз в жизни». Не случайно Хлестаков кричит оцепеневшим от подобострастного ужаса чиновникам: «Я везде, везде!».

Открыв всеобъемлющую фантасмагорию хлестаковщины, Гоголь приходил к суду и над самим собой. Относительно своей книги «Выбранные места из переписки с друзьями» (1846) он писал В.А. Жуковскому: «Я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё… Право, во мне есть что-то хлестаковское». В апреле 1847 года в письме к А.О. Россет писатель каялся: «Я должен Вам признаться, что доныне горю от стыда, вспоминая, как заносчиво выразился во многих местах, почти а la Хлестаков». И в то же время Гоголь признавался: «Я не любил никогда моих дурных качеств… взявши дурное свойство моё, я преследовал его в другом званье и на другом поприще, старался себе изобразить его как смертельного врага…»

Мысль о Божественной сущности слова была основополагающей для Гоголя. Писатель обострённо ощущал священную сущность слова: «чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято » [iv]. Это привёло его к ос­новным убеждениям: «Опасно шутить писателю со словом» (6, 188); «Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними»; «Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку» (6, 187). Эти афористически выраженные христианские писательские убеждения определили смысл главы IV «О том, что такое слово» «Выбранных мест из переписки с друзьями» и пафос этой книги в целом: «Слово гнило да не исходит из уст ваших! Если это следует применить ко всем нам без изъятия, то во сколько крат более оно должно быть применено к тем, у которых поприще — слово и которым определено говорить о прекрасном и возвышенном. Беда, если о предметах святых и возвышенных станет раздаваться гнилое слово; пусть уже лучше раздаётся гни­лое слово о гнилых предметах» (6, 188).

Как никогда актуальны гоголевские мысли об особой ответственности всех, кто наделён этим Божественным даром: со словом надо обращаться трепетно, бесконечно бережно, честно.

Незадолго до смерти — после посещения Оптиной Пустыни — писатель изменился и внешне, и внутренне. По свидетельству А.К. Толстого, Гоголь «был очень скуп на слова, и всё, что ни говорил, говорил как человек, у которого неотступно пребывала в голове мысль, что «с словом надо обращаться честно»… По его собственному признанию, он стал «умнее» и испытывал раскаяние за «гнилые слова», срывавшиеся с уст его и выходившие из-под пера под влиянием «дымного надмения человеческой гордости» — желания пощеголять красным словцом.

Монах Оптиной Пустыни отец Порфирий, с которым был дружен Гоголь, в письме убеждал его: «Пишите, пишите и пишите для пользы соотечественников, для славы России и не уподобляйтесь оному ленивому рабу, скрывшему свой талант, оставивши его без приобретения, да не услышите в себе гласа: «ленивый и лукавый раб»» [v].

Писатель много молился, виня и себя самого в духовном несовершенстве.«Помолюсь, да укрепится душа и со­берутся силы, и с Богом за дело» (7, 324), — писал он накануне паломнической поездки по святым местам.

Учиняя строжайший суд над самим собой, предъявляя себе высочайшие духовно-нравственные требования, писатель являлся поистине титанической и трагической личностью и готов был пройти своим многотрудным путём до конца.

После его смерти И.С. Тургенев писал И.С. Аксакову 3 марта 1852 года: «…Скажу вам без преувеличения: с тех пор, как я себя помню, ничего не произвело на меня такого впечатления, как смерть Гоголя… Эта страшная смерть — историческое событие, понятное не сразу: это тайна, тяжёлая, грозная тайна — надо стараться её разгадать, но ничего отрадного не найдёт в ней тот, кто её разгадает… все мы в этом согласны. Трагическая судьба России отражается на тех из русских, кои ближе других стоят к её недрам, — ни одному человеку, самому сильному духу не выдержать в себе борьбу целого народа, и Гоголь погиб!» [vi]

Главное — он сумел пробудить в нас «сознание о нас самих». По справедливому суждению Н.Г. Чернышевского, Гоголь «сказал нам, кто мы таковы, чего недостаёт нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить».

В предсмертных записях Гоголь оставил «пасхальный» завет воскрешения «мёртвых душ»: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк прелазай иначе есть тать и разбойник»[vii].

Полная ожиданий и надежд Россия и сегодня всё так же обращается к своему великому сыну в поисках правды о себе самой. И недалеко уже то время, которое виделось Гоголю, «когда иным ключом грозная вьюга вдохновенья подымется из облечённой в святый ужас и блистанье главы и почуют в смущённом трепете величавый гром других речей…»

Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. — М.; Л.: АН СССР, 1937 — 1952. — Т. 6. — 1951. — С. 5 — 247. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с обозначением тома римской цифрой, страницы — арабской.

[ii] Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. — М.: ГИХЛ, 1956 — 1958. — Т. 11. — С. 49.

[iii] Гуминский В.М. Открытие мира, или Путешествия и странники: О русских писателях XIX века. — М.: Современник, 1987. — С. 20.

[iv] Гоголь Н.В.Собр. соч.: В 7 т. — М.: Худож. лит., 1986. — Т. 7. — С. 322. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с обозначением тома и страницы арабскими цифрами.

[v] Цит. по: Золотусский И.П. Гоголь. — М.: Молодая гвардия, 2009.

[vi] Тургенев И.С. Собр. соч. — Т. 11. — М., 1949. — С.95.

[vii] Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. / Сост., подг. текстов и коммент. В.А. Воропаева, И.А. Виноградова. — М.: Русская книга, 1994. — Т. 6. — С. 392.

https://bogoslov.ru/text/2980384.html

Понятие о ревизской душе

С самого начала повествования автор заинтриговывает читателя столь необычным названием. По определению душа никак не может быть мёртвой. Столкновение в одном словосочетании противоположных по смыслу понятий было сделано намеренно. Гоголь показывает абсурдность описываемых событий, которые происходили в то время как в некоторой степени происходят и сейчас.

Принято считать, что поэма — полностью творение Гоголя. Мало известен тот факт, что Пушкин сам кратко рассказал Гоголю историю о том, как в Бессарабии имена умерших людей отдавались беглым крестьянам из российских губерний.

Чичиков — яркий представитель чиновника и бюрократа, готового на мошенничество с бумагами ради собственной выгоды. На что только он ни готов, чтобы купить списки мёртвых мужиков по дешёвке и выдать их за живых. Ведь именно они сделают его богатым помещиком, что позволит ему занять более выгодное социальное положение. Самое интересное, что нашлись люди, готовые продать своих умерших мужиков, да подороже.

Существуют тематические сайты с достаточными объёмами информации, которые дают возможность изучить понятие ревизских душ более подробно.

«Мёртвые» помещики

Гоголь в название своей поэмы вложил ещё более глубокий смысл. Он показывает не только то, как низко готов пасть человек в погоне за наживой, но и то, что можно умирать оставаясь живым. Он раскрывает образ жизни большей части помещиков того времени:

  • Собакевич — не знает, что такое недуг и страдания;
  • Ноздрёв — врун, картёжник и пьяница, не знающий меры. Может перепить всех мужиков, при этом оставаясь здоровее трезвых. «Кровь с молоком» — пишет про него Гоголь. И он же «исторический человек», так как всегда попадает в непонятные ситуации.
  • Манилов — просто мечтающий бездельник, любующийся природой;
  • Коробочка — торгашка, готовая продать всё что угодно для собственного обогащения. В одноимённой статье Сергей Ежов дал точное описание людей такой породы — «души мёртвые, деньги живые»;
  • Плюшкин — тряпичник, заваливший свой дом хламом и рухлядью, почему-то решивший превратить своё поместье в свалку.

Чисто внешне они вполне здоровы, бодры и веселы. Однако, что представляет собой человек такого типа — пустую оболочку, без содержания. Каждый из помещиков удовлетворяет естественные потребности, но нет никакого развития, стремления к созиданию, помощи окружающим. Так и получается, что плоть ещё жива, а внутри человек мёртвый. С каждой главой читатель наблюдает «омертвление» духовного в помещиках. Это выражается деталями — мелочностью, закладкой в книжке всегда в одном и том же месте.

Критики пытались поспорить с автором, как можно назвать душу мёртвой, если человек испытывает страсти, присущие живым. Однако алчность, грубость и хитрость только подчёркивают бездуховность, мертвенность души. Недаром Гоголь расположил помещиков в таком порядке: от Манилова как олицетворения начальной стадии деградации до Плюшкина — полностью падшего человека.

Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей 19 века (350 слов)

Литературные герои XIX века не были близки к идеалу людей, а материальные ценности для многих играли ведущую роль в их жизни. Русские писатели с особой болью и горечью в своих произведениях показывали, что за пренебрежение законами морали всегда рано или поздно приходится расплачиваться. Иногда смертью, физической или духовной. Но духовное омертвление неизбежно приводит смерти физической.

Во-первых, потому что омертвление человеческой души может привести к разрушению личности человека. Он просто перестает сочувствовать окружающим, проявлять к ним великодушие. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы видим такой пример в образе Лужина. Это чопорный, высокомерный, угрюмый, самолюбивый человек. В жизни для него важны только материальные ценности, он считает других людей ничтожнее, чем он сам, что видно по его «брюзгливой физиономии». Как мне кажется, Лужин является «пустым человеком», который не понимает того, чего же он действительно хочет в жизни. Может случиться и такое, что вскоре деньги его кончатся, и именно в этом момент он поймет, что наступила духовная смерть. Депрессия, стресс от того, что его жизнь сильно поменялась, может привести к алкоголизму и усталости от реальности. Он начнет искать свое место в жизни. Будет чувствовать себя потерянным и разбитым, искать поддержку у других, которую ему вряд ли кто-то окажет. Ведь он не ценит людей в своей жизни. Жениться на Дуне Лужин хочет только ради собственной выгоды, чтобы сделать себе карьеру, а не по любви. Вся лужинская теория выстроена на голом расчете и только личной выгоде. Во-вторых, духовная смерть может привести к физической.

Образ Анатоля Курагина в романе «Война и мир» наглядно иллюстрирует нам данную ситуацию. Лицемерный, самодовольный, развращенный человек, с «робкой подлой улыбкой», он не останавливается ни перед чем ради своей прихоти. Например, Курагин пытается тайно увести Наташу из поместья и «жениться на ней», хочет вступить в брак с Марьей, при этом изменяя ей с мадмуазель Бурьен. Одним словом, Анатоль – это олицетворение подлости и разврата, за которым всегда следует расплата. На Бородинской битве Анатоль потерял ногу. Данная ситуация показывает нам, что духовная смерть вскоре разрушает человека физически.

Таким образом, можно сделать вывод, что материальные ценности развращающе влияют на человеческий характер, приводят к потере частички самих себя, духовному омертвлению, а потом и смерти физической.

(351 слово)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]