Романтизм в литературе — основные черты, признаки и жанры направления

Обновлено 22 июля 2021
«Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм». Эдуард Асадов, советский поэт

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Романтика ассоциируется с любовью, страстными порывами, звездным небом и туристическими походами по нехоженым тропам.

Сама суть романтизма в том, чтобы чувства переполняли, душа звала на подвиги (это что?), а ты ощущал себя частью удивительной природы. Так было в XIX веке, ничего не изменилось и сейчас.

Влюбленные

Романтизм — это культурное течение, возникшее на стыке XVIII и XIX веков как оппозиция классицизму (что это такое?). На смену разуму просветителей пришли чувства романтиков.

Романтизм с реализмом (что это?) — еще и два основных творческих метода XIX века в искусстве, которые до сегодняшнего времени не сдают позиций, и в этом раскладе вряд ли что-то поменяется.

«В жизни много больших романтических моментов. И ради них стоит жить. Но есть одна проблема: моменты проходят. И из-за угла этих моментов уже выглядывает жестокий, небритый засранец, имя которому — реальность». «Как я встретил вашу маму», американский сериал

Историческая справка

Определение «романтизм» впервые появилось в 1798 году. Первые, кто стал использовать романтизм в произведениях – немецкие писатели. В XVIII веке слово «романтизм» обозначало чего-то нестандартное, даже фантастическое. Это слово передавало суть новой эпохи. Ввиду публицистичности Просвещения, романтизм быстро обрёл популярность и вскоре распространился на Европу и Америку. Авторы стали акцентировать внимание на чувствах. Произведения писателей стали более сентиментальными, классицизм ушёл на второй план. Теперь основополагающей целью стала передача эмоций читателю, выражение внутреннего мира персонажей. В романтизме смешалась история, народная жизнь, легенды, разочарование общества и самих писателей. Конечно, не стоит забывать о душевных любовных переживаниях, которые вскоре стали основой романтизма. Примечание. Романтизм также распространился и на живопись. Обычно художники использовали стихию, чтобы передать эмоции на картинах. Музыканты выражали романтические переживания глубокой музыкой.

Основные черты

Романтизм различают по степени утверждения духовных и моральных ценностей человека. Если в произведении прослеживается борьба с прагматизмом и материализмом, воспевается человеческая натура и раскрыты характеры персонажей – можно быть уверенным, что это романтизм. Можно структурировать все признаки романтизма в следующий список: 1. Культ личности. Основным классическим сюжетом романтизма можно считать конфликт одного человека и социума. Индивидуум отличается от общества, выделяется и, как следствие, не ладит с людьми. Другой пример – романтическая двойственность бытия. Мир, который видит персонаж и общество – один, однако взгляды совершенно разные. Зачастую герой сильно страдает, когда ему приходится возвращаться в реальность. В романтизме важны высокие чувства, страсть, душевные терзания, идеалы. 2. Высокие и низменные чувства. Противопоставление любви, злобы и честолюбия. 3. Природа часто используется как выражение общей атмосферы, эмоций и чувств персонажей, иногда в отрицательном смысле. К примеру, чтобы сравнить непогоду с неприятностями, с которыми борется человек. Это может быть море, горы или ярко выраженная стихия. 4. Реальный и идеальный мир постоянно сопоставляются. Реальность — скучна, а воображаемый мир ярок и недостигаем. Примечание. Романтизм может быть связан с мифами, экзотикой, фольклором.

Романтизм в музыке

Романтики боготворили музыку, считая ее высшим видом искусства, так как именно она наиболее полно выражает чувства и движения души.

И если в литературе и живописи романтизм вытесняется реализмом к середине XIX века, то в музыке он обосновался до самого конца столетия.

Музыка романтизма — это:

  1. мотив одиночества;
  2. напряженный конфликт личности с окружающим миром;
  3. двоемирие;
  4. автобиографичные темы;
  5. образы лирической любви;
  6. новый подход к фантастическим и сказочным сюжетам.

Композиторы-романтики тоже обращаются к фольклору — народные песни, баллады, эпос (что это за жанр?) обогатили авторские музыкальные произведения.

Франц Шуберт

*Франц Шуберт (1797–1828), первый композитор-романтик

Романтизм связан с именами величайших композиторов.

Шуберт, Лист, Григ, Вагнер, Брамс, Мендельсон, Штраус, Паганини, Верди, Бизе, Берлиоз, Шопен, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков — музыка этих композиторов-романтиков до сих пор собирает полные залы и не теряет популярности.

Литературные герои

Главные действующие персонажи этого стилистического направления в большинстве своём романтики. Каждый отдельный индивидуум – не просто фигура на «шахматной доске», а Личность с большой буквы. Герой противодействует обществу и мрачной, грубой реальности. «Лишний» для социума человек – классический образ романтизма. Иногда авторы изображали жителя не городского и одинокого, а свободного и самодостаточного. Например, дикаря, который не знает благ цивилизаций, но доволен этим. Таким героям была присуща наивность, простота, беззлобность. Третий образ романтизма – яростный, противостоящий, несломленный бунтарь. Иногда может быть антигероем. В романтизме, как и в драматизме, концовка главных героев, как правило, печальна. Человек одинокий остаётся одиночкой, дикарь — умирает, а антигерой становится винтиком в системе.

Поджанры романтизма

Романтизм дал очень сильный толчок в направлении развития литературы. В связи с его стремительным распространением стали появляться новые жанры. Благодаря романтизму появился ряд поджанров: • новелла; • роман; • идиллия; • баллада; • фантастическая повесть; • лиро; • исторический роман; • лирическое стихотворение. Самый распространённый жанр в романтизме – новелла. Однако, несмотря на распространённость новелл, наибольший фурор в обществе произвёл исторический роман, основоположником которого был Вальтер Скотт. Основной особенностью его произведений были средневековые сюжеты, ссылки на исторические события, подчёркивание быта простого народа и его обычаев. Эпоха романтизма также ознаменовалась появлением многочисленных сказок. Многие авторы этого направления известны до сих пор, например, братья Вильгельм и Якоб Гримм. Самыми известными произведениями считаются «Горшочек каши» и «Бременские музыканты».

Что такое романтизм в литературе

Романтизм в литературе — это, во-первых, литературное направление начала XIX века, пришедшее на смену классицизму и подавленное позже реализмом, и, во-вторых, художественный метод, который особым образом переосмысливает и изображает действительность.

Романтический метод напоминает юношеский максимализм. Мир романтика, как и мир подростка, полярен и замешан на борьбе противоположностей.

Бог и дьявол, возвышенное и низменное, истина и ложь, свобода и зависимость, исключительность и обыденность — у романтика нет золотой середины, он стремится к идеалу, но идеал этот абсолютен, а поэтому недостижим.

Трагедия романтика в том, что он не может примирить идеальный замысел с неидеальным воплощением. На этом строится двоемирие романтизма.

Рождение романтизма связано с немецким городом Йеном. Здесь в 1798–1802 годах образовался кружок молодых писателей: братьев Шлегелей, Новалиса, Вильгельма Вакенродера, Людвига Тика. На их взгляды повлияли философские концепции (что это такое?) идеализма Фихте и Шеллинга (см. что такое идеализм).

«В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней — бесконечным». Иоганн Готлиб Фихте, немецкий философ

Вторая волна немецкого романтизма делала ставку на фольклор. Гейдельбергская школа знаменита собирателями народных сказок братьями Вильгельмом и Якобом Гримм. Жанр сказки взлетает на немыслимые доселе высоты.

Братья Гримм

*Братья Гримм

Поздний романтизм в Германии — это налет безысходности и ощущения внутреннего разлада. Мечта об идеале вдребезги разбивается о суровую реальность.

Яркие представители позднего романтизма в немецкой литературе драматург и автор новелл (что это?) Генрих фон Клейст, сказочники Эрнст Теодор Амадей Гофман, Вильгельм Гауф, Адельберт фон Шамиссо.

Черты романтизма в английской литературе намечаются в мистической поэзии Уильяма Блейка, в готических романах Горация Уолпола, но не выстраиваются в однородную систему.

Английский романтизм — это и воспевание простых чувств, красоты природы Уильяма Вордсворта, и настроения протеста Джорджа Байрона, и средневековые исторические сюжеты Вальтера Скотта.

Во Франции романтизм сложился позднее, т.к. традиции классицизма здесь были наиболее сильны. Французский романтизм опирается на философию Жан-Жака Руссо с его культом чувств и страстей «естественного человека».

Самые громкие имена французских писателей-романтиков — Шатобриан, Жермена де Сталь, Виктор Гюго, Жорж Санд.

Романтизм в русской литературе развивался на фоне бурной деятельности разнообразных литературных кружков и объединений. Первыми поэтами-романтиками становятся В.А.Жуковский и К.Н.Батюшков, хотя их поэзию трудно сравнивать, настолько отличается она по темпераменту.

Меланхоличный (это какой?) и лирический Жуковский близок к сентиментализму (что это?), а взрывной Батюшков отдается сильным чувствам, причем как радостным, так и печальным. Видимо, это его и сгубило — поэт в 35 лет сошел с ума.

*Константин Батюшков

Романтические идеи были близки раннему Пушкину, но работая над «Евгением Онегиным», он становится реалистом, а Ленского — символ поэта-романтика — безжалостно убивает, показывая читателю, что у романтизма нет будущего.

Повести Гоголя имеют яркие черты романтизма:

  1. мистичность,
  2. полярность добра и зла,
  3. стремление к мечте,
  4. тоска одиночества,
  5. обращение к национальной культуре.

Кульминация (что это?) романтизма в России — творчество М.Ю.Лермонтова, недаром его называют «русским Байроном», хотя сам поэт попытался откреститься от этого звания в своем стихотворении-пророчестве:

«Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой…» 1832 г.

Закат литературного направления романтизма в России связан с философской поэзией Ф.М.Тютчева.

Художественные особенности

Для романтизма очень типичны следующие характерные художественные особенности: 1. Преобразование реальности. Карикатурное счастье, доброта и невинность против всего отрицательного. Зачастую романтизм перемешивается с нотками мистики. Реализма в такой книге ждать не стоит. 2. Невозможный в реальности сюжет: неправдоподобные спасения главного героя, катастрофы, случайности, в которые невозможно поверить, и многое другое. 3. Зачастую в романтизме используют гиперболу. 4. Нагнетание атмосферы, таинственность. Некоторые вещи вообще могут не объясняться, оставляя читателя с массой вопросов и недопонимания. 5. Отсутствие конкретности. Нет чёрного и белого, нет ничего абсолютно плохого, как и хорошего. 6. Стилистическая вычурность, окрашенность текста, много деталей и лирических отступлений. Используется ряд литературных приёмов: фразеологизмы, метафоры, многословие.

Основоположники жанра

Самыми первыми представителями романтизма считаются Вильгельм Ваккенродер и Август Шлегель. Наиболее многочисленными представителями жанра романтизма были немцы. Они тяготели к мифологии и необычным сказкам, что отчётливо выражалось в творчестве. В качестве примера можно привести работы Генриха Гейне, который, однако, в дальнейшем отошёл от романтизма и раскритиковал данное направление. Германия была охвачена романтизмом. Даже художники начали изображать на полотнах первые картины в романтическом жанре. В большинстве своём акцент делался на проблемы буржуазии и простых людей. Это был своеобразный народный бунт, возможность высказаться. Ярчайшими представителями Англии считались Джордж Байрон, Уильям Блейк, Джон Китс, Перси Шелли. В США можно выделить Генри Логфелло, Вашингтона Ирвинга и Джеймса Купера. Италия прославилась такими фамилиями как Леопарди и Фосколо. Красинский и Словацкий – представители жанра родом из Польши. Нетипичным представителем данного литературного направления был Стендаль. Он старался реалистично описывать характеры своих персонажей, без особой возвышенности. По мнению автора, рассказ должен быть понятен и доступен любому читателю. Стендаль был против преувеличенной эмоциональности, привносящей в искусство элемент субъективизма.

Жуковский и пушкинская эпоха

Жизнь Жуковского во второй половине 1830-х годов была связана в значительной степени с общим состоянием культуры Петербурга. На его пятницах постоянным посетителем стал Н.В. Гоголь, который читал свою новую комедию «Ревизор» и рассказ «Нос». С именем Жуковского и по его содействию был создан журнал «Современник». На его собраниях бывали многие писатели, а также М.И. Глинка с замыслом новой оперы об Иване Сусанине. Жуковский принял участие и в разработке либретто. Вместе с В. Одоевским Жуковский подготовил русский текст «Гимна к Радости» для первого исполнения Девятой симфонии Бетховена. В 1836 г. Глинка написал романс на стихи Жуковского «Ночной смотр» и сам исполнил его перед своими гостями – Пушкиным и Жуковским. Первые репетиции «Ивана Сусанина» проходили также в присутствии Жуковского. Жуковский был посвящён в семейные проблемы Пушкина, его волновали те слухи, которые ходили в свете в отношении Натальи Николаевны и Дантеса. Он старался быть посредником, стремился угасить ситуацию с дуэлью, но Пушкин категорически отказался следовать советам Жуковского. Он писал Пушкину: «Хотя ты и рассердил и даже обидел меня, но меня всё к тебе тянет – не брюхом, которое имею уже весьма порядочное, но сердцем, которое живо разделяет то, что делается в твоём…» Узнав о смертельном ранении Пушкина, он поехал к нему, заботился о том, чтобы сохранить бумаги Пушкина, хлопотал о том, чтобы не был наказан секундант Пушкина Данзас. В последнюю ночь Пушкина у его постели сидел В.И. Даль, а Вяземский, Жуковский и Виельгорский находились в соседней комнате. После выноса тела Жуковский опечатал кабинет поэта своей печатью. Именно Жуковскому царь повелел проводить тело Пушкина для захоронения. Жуковский с друзьями взял на себя продолжение издания «Современника». Он же добился печатания полного собрания сочинений Пушкина, начатого в 1838 г.

Бюст В. А. Жуковского работы В.П. Крейтана в Санкт-Петербурге

  • < Prev
  • Next >

Русский романтизм

В конце XVIII века российские писатели тоже стали создавать произведения в романтическом направлении. Интересной особенностью русского романтизма было то, что он сочетался с классицизмом. Следует отметить, что эти два направления были противоположны друг другу. Такого рода стиль написания считается ранним. Вскоре данный жанр породил на свет драматургию. Русские писатели в своих произведениях умерщвляли главных героев. Многие классические произведения в жанре романтизма заканчиваются плохо, однако в русской литературе это выражено особенно ярко. Именно российский романтизм стал самостоятельным направлением. Отечественные поэты сочиняли многочисленные стихи, воспевая человеческие пороки и достоинства. Благодаря русскому романтизму к произведениям данного литературного жанра стали относиться серьёзно. Основоположниками романтизма в России считают Жуковского и Батюшкова. Большая часть произведений этого направления была написана Жуковским. Романтизм прослеживается в литературных сочинениях у таких знаменитых писателей, как Пушкин, Гоголь и Лермонтов. Эпоху романтизма в русской литературе закончил Тютчев, который считается последним классиком, писавшим в романтическом стиле. Тютчев, как никто другой, смог указать на ценность всего душевного и морального в человеке.

О творчестве Василия Андреевича Жуковского

Карл Брюллов. Портрет В.А. Жуковского (1837)

В.А. Жуковский считается духовным и поэтическим наставником Пушкина. В.Г. Белинский сказал: «… без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Лирика Жуковского уже намного современнее, она близка лирике Пушкина по лексике, а также по силе чувств.

В. Жуковский «Песня»

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье, Как сон пленительный, вся жизнь моя текла. Но я тобой забыт, — где счастья привиденье? Ах! счастием моим любовь твоя была!

Когда я был любим, тобою вдохновенный, Я пел, моя душа хвалой твоей жила. Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный: Ах! гением моим любовь твоя была!

Когда я был любим, дары благодеянья В обитель нищеты рука моя несла. Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья! Ах! благостью моей любовь твоя была! 1806

В. Жуковский «Песня»

Мой друг, хранитель-ангел мой, О ты, с которой нет сравненья, Люблю тебя, дышу тобой; Но где для страсти выраженья? Во всех природы красотах Твой образ милый я встречаю; Прелестных вижу – в их чертах Одну тебя воображаю.

Беру перо – им начертать Могу лишь имя незабвенной; Одну тебя лишь прославлять Могу на лире восхищенной: С тобой, один, вблизи, вдали. Тебя любить – одна мне радость; Ты мне все блага на земли; Ты сердцу жизнь, ты жизни сладость.

В пустыне, в шуме городском Одной тебе внимать мечтаю; Твой образ, забываясь сном, С последней мыслию сливаю; Приятный звук твоих речей Со мной во сне не расстается; Проснусь – и ты в душе моей Скорей, чем день очам коснется.

Ах! мне ль разлуку знать с тобой? Ты всюду спутник мой незримый; Молчишь – мне взор понятен твой, Для всех других неизъяснимый; Я в сердце твой приемлю глас; Я пью любовь в твоем дыханье… Восторги, кто постигнет вас, Тебя, души очарованье?

Тобой и для одной тебя Живу и жизнью наслаждаюсь; Тобою чувствую себя; В тебе природе удивляюсь. И с чем мне жребий мой сравнить? Чeгo желать в толь сладкой доле? Любовь мне жизнь – ах! я любить Еще стократ желал бы боле.

Почти все произведения Жуковского, за отдельными исключениями, являются либо переводами, либо переработками иностранных источников. В ранний период своего творчества Жуковский даже собственные лирические стихотворения нередко писал на основе перевода и переработки стихотворений других поэтов. Он сам это отлично сознавал и писал Гоголю 6 февраля 1848 г.: «Я часто замечал, что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надобно импровизировать в выражение или в дополнение чужих мыслей. Мой ум – как огниво, которым надобно ударить об кремень, чтоб из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти всё или чужое или по поводу чужого, и всё однако мое». Поэт всегда умел проявить оригинальность и самобытность даже в поэтических переводах произведений зарубежных писателей различных эпох и различных народов. Широкую известность сразу же после своего появления принесло Жуковскому произведение «Певец во стане русских воинов», которое являлось поэтическим откликом на события Отечественной войны 1812 г., участником которой он был. Жанр этого произведения разнообразен. Это героическая песнь, кантата, но в нее автор включил и высокое послание, и застольную песнь, и элегические размышления. Стихотворение написано накануне сражения при Тарутине, в штабе Кутузова. Это не описание военных действий, а монолог поэта-патриота. Он обращается ко всем «ратным и вождям», тем, «кто одной пылает славой», тем, кто первыми «летят в бой». Одиннадцать раз поднимает он кубок – во славу отчизны и русского царя, воинов, «святого братства», «любви» – напоминая о том, ЧТО защищают воины, о том, что дорого их сердцу.

За гибель – гибель, брань за брань, И казнь тебе, губитель… Мы села – в пепел; грады – в прах; В мечи – серпы и плуги.

Это произведение – образец русской гражданской поэзии. Жуковский обращается к тем, кто прославил Россию на полях сражений: Дмитрию Донскому, Петру I, Суворову, в этом для Жуковского нерасторжимая связь прошлого с настоящим. Произведение наполнено глубоким и искренним лиризмом:

Любви сей полный кубок в дар! Среди борьбы кровавой, Друзья, святой питайте жар: Любовь одно со славой.

К. Брюллов «Гадающая Светлана» (1836). Масло, холст, 94 × 81 см. Нижегородский государственный художественный музей

В 1808-1833 гг. Жуковский плодотворно работал в жанре баллады. Им написаны баллады «Светлана» (1812), «Людмила» (1808), «Адельстан» (1813), «Ивиковы журавли» (1813), «Алина и Альсим» (1814), «Эльвина и Эдвин» (1814), «Эолова арфа» (1814), «Теон и Эсхин» (1814), «Божий суд на епископом» (1831), «Лесной царь» (1818) и др. Своими балладами Жуковский утвердил прочную традицию балладного жанра в русской литературе.

В. Жуковский. Баллада «Лесной царь» (вольный перевод баллады немецкого поэта В. Гёте)

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» – «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой». – «О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит». – «О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей». – «О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой». – «Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал.

Жуковский перевел балладу Гёте, которая была обработкой немецкой народной баллады. Мрачное и драматичное повествование знакомит нас с трагической историей гибели ребенка, которого не удается спасти его отцу. Мальчик был напуган тем, что было вокруг: ему чудились сказочные существа, он слышал необычные страшные звуки. Мальчик погиб от ужаса, который охватил его при встрече с тем, чего он не в силах был понять. Мы не можем сказать, по чьей вине погиб ребенок, был ли лесной царь тому виной, или он привиделся мальчику в бреду болезни, но автор заставляет нас испытывать вместе с отцом скорбь по поводу этой гибели. В балладе торжествует загадочный мир германского фольклора. На слова этой баллады Жуковского писали музыку Ф. Шуберт и русский композитор А.Аренский.

П. Соколов. Портрет В. А. Жуковского (1820-е). Бумага, акварель. 19,5 × 15,5 см. Музей В. Тропинина (Москва)

С началом 1820-х годов в творчестве Жуковского появляются лиро-эпические произведения. В повестях в стихах «Двенадцать спящих дев», «Шильонский узник», «Ундина», «Красный карбункул», «Две были и ещё одна», «Суд в подземелье» и других автор затрагивает этические проблемы человеческой совести, духовности, добра и зла. Жуковский переводит много древнего эпоса: «Слово о полку Игореве» (1817-1819), «Наль и Дамаянти» (1837-1841), «Рустем и Зораб» (1846-1847), «Одиссея» (1849) и др. В древнем эпосе Жуковский находит актуальные для его времени мотивы, которые затрагивают его современников. Психологизм поэзии Жуковского являлся выражением его романтизма как нового мировоззрения. Современники ощущали поэзию Жуковского как начало нового периода в развитии русской литературы, считая именно Жуковского первым русским романтиком. Отчётливо эту точку зрения высказал В.Г. Белинский: «Жуковский, этот литературный Коломб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии, по-видимому, действовал как продолжатель дела Карамзина, как его сподвижник, тогда как в самом-то деле он создал свой период литературы, который не имел ничего общего с карамзинским… Жуковский внёс романтический элемент в русскую поэзию: вот его великое дело, его великий подвиг…»

Наследие Жуковского как оригинального поэта-романтика и переводчика оказалось востребовано всей последующей русской культурой от Пушкина до символистов, Цветаевой и Пастернака.

В. Жуковский «К моей лире и к друзьям моим»

…Не нужны мне венцы вселенной, Мне дорог ваш, друзья, венок! На что чертог мне позлащенный? Простой, укромный уголок, В тени лесов уединенный, Где бы свободно я дышал, Всем милым сердцу окруженный, И лирой дух свой услаждал, – Вот все – я больше не желаю, В душе моей цветёт мой рай. Я бурный мир сей презираю. О лира, друг мой! утешай Меня в моём уединеньи; А вы, друзья мои, скорей, Оставя свет сей треволненный, Сберитесь к хижине моей…

Самые знаменитые произведения

«Гранатовый браслет», Александр Куприн

Необычайно интересное произведение. В качестве главного действующего лица выступает княгиня Вера Николаевна, которая в момент начала рассказа находится на даче. Её семья имеет финансовые трудности. Вера Николаевна всеми силами старается помочь и поддержать своего мужа, страстная любовь к которому давным-давно ослабла. Княгиня счастлива, что не приходится оставаться в городе, где пришлось бы устраивать званый ужин в честь своих именин, поскольку это наверняка ещё более сильно отразится на достатке супругов. Именины Веры Николаевны, которые должны были пройти тихо и спокойно, неожиданно заканчиваются трагедией. Во время празднества, после получения подарков, женщина обнаруживает письмо и посылку от неизвестного. Подарком оказывается гранатовый браслет, а в письме рассказывается о горячей привязанности и дружбе. В результате оказывается, что всю жизнь Веру Васильевну, вплоть до брака, любил некий мужчина, однако не стал мешать её счастью. Раздражённый муж Веры Васильевны и её брат отправляются на поиски загадочного поклонника. Они обнаруживают некоего господина Желткова. Мужчина признаётся, что ему проще убить себя, чем перестать любить Веру Васильевну. Вскоре, не выдержав напряжения, мужчина совершает суицид. Вера Васильевна отправляется попрощаться с ним, и, неожиданно для себя, осознаёт, что именно этот мужчина любил её всю жизнь. Осознание того, что, возможно, она пропустила свою единственную любовь, тяготит главную героиню. Она сравнивает мужчину со своим мужем и понимает, что с Желтковым страсть и привязанность никогда бы не угасли, и вся жизнь была бы совершенно иной, не такой серой, обыденной и скучной.

«Бедная Лиза», Николай Карамзин

Произведение «Бедная Лиза» о чистой невинной девушке, которое до сих пор трогает сердца читателей. Молодая и красивая Лиза живёт в окрестностях Москвы, старушка-мать после смерти отца начала слабеть. Причиной тому стала скорбь по мужу и плохое финансовое состояние. Когда кормилец семьи умер, Лизе пришлось брать на себя все обязанности по дому и зарабатывать деньги. Девушка отчаянно искала способы подработать: шила на заказ, собирала ягоды и продавала их в Москве. Когда девушка, как обычно, продавала цветы, симпатичный молодой человек обратил на неё внимание и предложил за ландыши высокую цену. Лиза, конечно, отказалась, но молодой человек не расстроился и сказал, что будет покупать цветы только у неё. Молодого человека звали Эрнест, он оказался дворянином. Влюбившись в Лизу без памяти, герой старательно ухаживал за ней несколько месяцев. Эрнест был избалован женским вниманием, и те платонические отношения, что были между им и его возлюбленной, казались ему возвышенными. Эрнесту показалось, что именно этого он искал всю жизнь. Лиза была скромна и невинна. Вопреки тому, что дворянин — весьма ветреный человек, ввиду социального положения, позволявшего ему многое, к Лизе герой относился серьёзно. Однако, рассказ не закончился хорошо. К Лизе пошёл свататься богатый крестьянин. Мать главной героини понимает, чем может закончиться роман с Эрнестом и была согласна дать согласие на брак. Лиза, охваченная горем и ужасом, обращается с рыданиями к Эрнесту. Спустя некоторое время Эрнест охладевает к возлюбленной и ему начинает казаться, что Лиза точно такая же, как другие женщины. Отношения с Лизой стали ему не интересны. Героиня замечает изменения в его поведении и сильно огорчается, однако виду не подаёт. Эрнеста забирают на службу, Лиза преданно его ждёт. Молодой человек проигрывает состояние и ему приходится жениться на старой, но богатой вдове, а Лизе он отказывает. Расстроенная и растерянная девушка прощается с матерью и тонет в реке.

«Страдания юного Вертера», Иоганн Вольфганг Гете

«Олеся», Александр Куприн

«Старый моряк», Самюэль Кольридж

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

Орест Кипренский. Портрет Василия Андреевича Жуковского (1815). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

В.А. Жуковский родился в селе Мишенском Белёвского уезда Тульской губернии. Он был незаконнорожденным сыном дворянина А.И. Бунина и пленной турчанки, затем был усыновлён небогатым дворянином А. Жуковским. В возрасте 14 лет стал учеником Московского Благородного пансиона, учился очень хорошо и получил гуманитарное образование. Ещё в пансионе начал сочинять – в основном это были подражательные оды. Но юноша быстро уловил новые литературные веяния, связанные с сентиментализмом и предромантизмом. Началом своей серьёзной литературной деятельности Жуковский считал элегию 1802 г. «Сельское кладбище». Эта элегия – русскоязычный перевод одноименного произведения английского поэта Томаса Грея. В ней поэт размышляет о том, что перед смертью все равны. Элегия наполнена романтикой сельской жизни, которой искренне восхищается Жуковский. Описанию мирного быта английских крестьян посвящены первые строки произведения: пастухи гонят с лугов стада, пахари возвращаются домой. Окружающий мир находится в том состоянии, когда на смену суете дня приходят прохлада и тишина весеннего вечера:

В туманном сумраке окрестность исчезает… Повсюду тишина; повсюду мертвый сон; Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает, Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

Однако ночь проходит, и новый день вновь вступает в свои права. Но существует место, которого не касается вся эта суета. Это место – старинное сельское кладбище, где единственным живым существом является сова. Древние могилы поэт сравнивает с кельями, двери в которые навеки затворены за усопшими. Они обрели вечный покой, которого так не хватает живым, но покоящиеся под тяжелыми плитами люди уже не в состоянии что-то изменить. Ничто не может их разбудить:

Денницы тихий глас, дня юного дыханье, Ни крики петуха, ни звучный гул рогов, Ни ранней ласточки на кровле щебетанье — Ничто не вызовет почивших из гробов.

Денница – утренняя заря, рассвет.

Он сожалеет о том, что усопшим больше недоступны простые и привычные радости жизни, они не могут наслаждаться красотой природы и спокойствием теплого весеннего вечера. Но у них есть вечность, в которой они равны друг перед другом. В мире живых остались люди, которые помнят их титулы и звания, по-прежнему восхищаются их богатством или же осуждают нищету. Однако перед высшим судом всё это не имеет никакого значения, потому что здесь оценивают не по статусу в обществе и благосостоянию, а по мыслям и поступкам. К могилам простых людей, лишенных положения в обществе, автор испытывает особое благоволение. В жизни людей не стоит судить по внешности или же речам, а после смерти – по роскошным надгробьям. И это подтверждает надпись на одном из памятников, которая гласит:

«Здесь пепел юноши безвременно сокрыли; Что слава, счастие, не знал он в мире сем. Но мызы от него лица не отвратили, И меланхолии печать была на нем.

Он кроток сердцем был, чувствителен душою – Чувствительным Творец награду положил. Дарил несчастных он чем только мог – слезою; В награду от Творца он друга получил.

Прохожий, помолись над этою могилой; Он в ней нашёл приют от всех земных тревог; Здесь всё оставил он, что в нём греховно было, С надеждою, что жив его Спаситель – Бог.

Романтические тенденции в творчестве Жуковского в дальнейшем развиваются в его элегиях «Вечер» (1806), «Славянка» (1815), «Невыразимое» (1819), «Море» (1822), а также в песнях, романсах, посланиях, посвящениях и др. В дневниках и письмах 1814-1815 гг. Жуковский рассказал историю своей любви к племяннице Маше Протасовой. Согласия на брак с ней от её родных он так и не получил. Переживания эти воплотились в романтических стихах «К ней» (1810), «9 марта 1823 года» и других.

Маша Протасова в 1811 г. Рисунок В. Жуковского

В. Жуковский «К ней»

Имя где для тебя? Не сильно смертных искусство Выразить прелесть твою!

Лиры нет для тебя! Что песни? Отзыв неверный Поздней молвы об тебе!

Если бы сердце могло быть Им слышно, каждое чувство Было бы гимном тебе!

Прелесть жизни твоей, Сей образ чистый священный, В сердце, как тайну, ношу.

Я могу лишь любить, Сказать жe, как ты любима, Может лишь вечность одна!

Талант, образованность, культура, личное обаяние поэта обратили на себя внимание царской семьи, и в 1817 г. он стал учителем русского языка великой княгини Александры Фёдоровны, а в 1826-1841 гг. – учителем будущего императора Александра II. Будучи приближенным к царской семье, Жуковский стал помогать многим талантливым поэтам и писателям того времени: Е. Баратынскому, А. Герцену, М. Лермонтову, Ф. Глинке, А. Пушкину. Он содействовал освобождению от крепостной неволи украинского поэта Т. Шевченко. В 1818 г. В.А. Жуковский был избран членом Российской Академии.

Елизавета Рейтерн. Гравюра В. Шертля с портрета фон Зона (1840)

В 1841 г. в связи с отъездом в Германию и женитьбой на Елизавете Рейтерн, дочери его друга, немецкого художника, Жуковский подаёт в отставку. По семейным обстоятельствам он до конца жизни оставался в Германии.

Бюст В. А. Жуковского работы А.Н. Бурганова в Баден-Бадене

Умер В.А. Жуковский 12 апреля 1852 г. и был похоронен в Баден-Бадене. Вскоре его прах был перевезён в Петербург и захоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры рядом с Н.М. Карамзиным.

Романтизм в разных странах

Англия В Англии романтизм зародился очень давно, однако только в середине XVIII века его смогли выделить в отдельный жанр. Для английских произведений характерен гротеск, мрачность и готика. В мистических рассказах присутствуют элементы истории, фольклора и быта обычного народа. Чаще всего сюжетом английского романтизма является преследование высокой цели или путешествие в поисках смысла жизни. Германия Немцы в своём романтизме придерживались философии и размышлении о вечном. Писатели подчёркивали индивидуальность личности. Вселенная, на их взгляд, являлась единой живой системой. Германия славится большим количеством мифологических историй. Америка Романтизм в этой стране появился довольно поздно. Пик расцвета жанра пришёлся на сороковые годы, а спад — на 60-е. Общество США под впечатлением от недавних политических событий, связанных с войной за независимость, занялось писательством. Романтизм тогда делился на две части: аболиционистский и восточный. В 1830 году романтизм теряет популярность и практически прекращает существовать.

История и определение термина «романтизм»

В словаре Даля, который был составлен в середине XIX века, дано определение романтизма «по горячим следам» — так, как его понимали живые участники событий:

«Романтизм, романтический говорится об изящных сочинениях: вольный, свободный, не стесненный условными правилами, подражающий быту, либо природе, противоположное: классицизм, классический».

Любопытно, что романтизм Даль не выводит отдельной словарной статьей, а дает вместе со словами РОМАН, РОМАНИСТ, РОМАНС.

Французское слово romantisme корнями уходит к средневековой итальянской героической песне-романсу и к понятию «роман» — так в XVII веке называли легкое чтиво, написанное на романских языках, в противовес настоящей литературе на классической латыни и древнегреческом.

Рождение нового культурного течения связано с грандиозной перестройкой общества, которая началась во время Великой французской революции 1789–1794 гг. и сотрясала Европу всю первую половину XIX века.

Романтики — мечтатели, люди с активной гражданской позицией — хотели борьбы, перемен, не могли мириться с существующим положением вещей, стремились к свободе.

Эжен Делакруа

*Эжен Делакруа, Свобода ведущая народ, 1830 г.

«Романтики перекраивают мир, а реалисты думают только о своей утробе». Ирвинг Стоун, американский писатель

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: