Сочинение Проблема взаимопонимания между поколениями рассуждение

  • Сочинения
  • 11 класс ЕГЭ
  • Проблема взаимопонимания между поколениями

Тема взаимоотношений поколений существует не одно столетие. Каждый знаком со множеством реальных примеров этой проблемы, начиная с тех, которые меняли историю и описывались в литературе, заканчивая ссорами между старшими и младшими на бытовом уровне, которые встречаются практически в каждой семье.

Казалось бы, никто не найдёт единого способа примирить людей разного возраста. Каждая семья по-своему преодолевает эту трудность. А кто-то и не преодолевает вовсе.

Как всем известно, корень зла таится в различии жизненных взглядов и принципов. То, в чём росло и чем жило одно поколение, не всегда будет понято следующим. Старшие считают, что если они прожили немалый срок, то им лучше знать, как и что делать правильно, а молодёжь полагает, что возраст не имеет отношения к состоянию внутреннего мира человека и его умственным способностям. К тому же, наблюдая за неудачным опытом своих мам и пап в какой-то сфере жизни, дети решают, что взгляды их родителей на жизнь — устарели, и новые, те, которые придуманы нынешними поколениями — самые верные. Бывает, что старшие в семье не хотят видеть, что их чадо уже выросло и что у него появились собственные интересы, ценности и убеждения. Они, побуждаемые благими намерениями, хотят передать наследникам свой опыт, но часто делают это слишком настойчиво, и выросшие сын или дочь решают, что родители намерены лишь помешать им строить свою жизнь.

Кто лучше или хуже, кто прав, а кто нет — некорректные вопросы. Каждое поколение живёт в своё время, и оно отличается от предыдущих и следующих, значит, и жизненные устои, помогающие человеку выжить и развиваться, будут у всех разные.

Надо проявить терпимость и мудрость. В первую очередь старшим. Ведь они уже были молодыми и могут представить себя на месте своих потомков. А дети пока не могут представить себя взрослыми и хорошо их понять. Родителям нужно научиться не навязывать своё мнение и не заставлять подчиняться, а мягко направлять, спокойно объяснять преимущества своих взглядов и искать компромиссы. Иногда даже опытным людям стоит пересмотреть свои стереотипы и изменить свои взгляды. Молодёжи, в свою очередь, следует помнить, что и у старших есть чему поучиться. Если бы каждое новое поколение отвергало опыт своих предков и начинало всё с нуля, то развитие человечества так бы и осталось на уровне пещерных людей. И обеим сторонам надо помнить, что выясняя что-либо, всегда нужно слушать друг друга и уважать.

ЕГЭ

проблема взаимоотношений отцов и детей, разногласий поколений (ЕГЭ по русскому)

В тексте В. Тендрякова, предложенном для анализа, затрагивается вечная проблема взаимоотношений отцов и детей, разногласий поколений. Она возникла в обществе «не вчера», а имела место быть еще в 7, веке до нашей эры. Автор раскрывает проблему на примере семьи Севы. Герой-рассказчик,родитель Сева, взволнован поведением своего ребёнка, это не даёт ему покоя :»Щемит в сердце, хоть кричи!» Ну и в тоже время он прекрасно понимает, что в жизни каждого подростка наступает момент, когда ему кажется, что он взрослый и забота семьи ему не нужна: «В ее рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности.» Только герою от этих мыслей не легче. Позиции В. Тендрякова по этой проблеме видна из заключительных фраз рассказчика: разногласие между поколениями существует всегда, и каждый человек через это проходит, но каждый должен стремиться находить компромисс. Я полностью согласна с мнением автора. Я сама подросток, и у меня часто возникают разногласия с родителями, но тем не менее мы находим общие решения наших проблем. Это проблемы неоднократно затрагивали в своих произведениях русский писатели. Например, К.П Паустовский в рассказе «Телеграмма» описал девушку, которая было не в радость жить с матерью в деревне и она уехала в Ленинград. Там она занималась карьерой, забыв про мать, не обращай внимание на письма, в которых самый родной человек просит её вернуться домой. Так же в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» видна большая разница между старшим и младшим поколением. Тарас Бульба-представитель старшего поколения. Долг перед родиной для него превыше всего. Андрий — сын Тараса, представитель младшего поколения. Для него любовь оказалась важнее долга перед родиной, с чем отец не смог. Таким образом, проблема взаимоотношений отцов и детей всегда волновала людей, она остается актуальной и по сей день.

Вечная проблема отцов и детей (Итоговое сочинение)

Вечная проблема «отцов и детей» всегда актуальна. Она тревожила многих и является очень важной. Поколение «отцов» старается сберечь то, во что оно верило и стремилось к покою. А поколение «детей», всегда находится в движении и не понимает старших. Данная проблема проявляется во многих сферах жизни, например, в семье и на работе. Столкновение «отцов и детей» сказалось в творчествах многих русских писателей. Образцом может стать роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений выражается во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства к родителям. С одной стороны, он говорит, что любит их, а с другой – презирает «глупую жизнь». При всем этом родителям очень дорог их сын, они очень любят Евгения, и только эта любовь смягчает взаимоотношения с сыном. Также, примером является комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все, несмотря на то, что она грубая и алчная помещица. Но сын отворачивается от нее в самую трагическую минуту в ее жизни. Данный пример учит нас тому, что родители все делают во благо своим детям, но дети это, к сожалению, не всегда ценят и не понимают. Когда «дети» понимают насколько беспокоятся о них родители, часто бывает слишком поздно. Примером может служить произведение Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма», в которой девушка Настя, живя далеко от мамы, в Ленинграде, получает телеграмму, из которой узнает, что ее мать больна. Важные дела, не позволили ей поехать к матери, и когда она поняла утраченную возможность проведать мать, оказалось поздно: ее мать умерла. Проблема «отцов и детей» очень важная, нужно пытаться идти на уступки, ценить моменты, заботу близких, беречь родителей. Либо однажды может стать слишком поздно. Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Отражение проблемы в художественной литературе

Проблема взаимопонимания поколений отражена во многих шедеврах художественной литературы, в том числе:

  • романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»,
  • романе Л. Н. Толстого «Война и мир»,
  • драме А. Н. Островского «Гроза».

В романе Тургенева «Отцы и дети» столкнулись не просто поколения, но и представители разных социальных классов — дворянство и прогрессивная молодежь, разночинцы-демократы с новыми, свежими взглядами на жизнь. Тургенев показал, как слабы, ограничены и вялы вековые дворянские принципы, обветшалость и оскудение которых нашла отражение не только в характерах, но и в окружающей обстановке поместья Кирсановых.

Антагонистом дворянству выступает Базаров — дерзкий нигилист, не представляющий своей жизни без труда, который является для него оплотом самостоятельности и независимости. Неудивительно, что Кирсанов-старший постепенно проникается все большим чувством вражды к Базарову — плебею, который отрицает все, на чем так долго основывалось существование дворянства. Споры героев, олицетворяющих собой настоящее и будущее России, ведутся вокруг всего, что волновало тогда общество:

  • культурного наследия,
  • искусства,
  • науки,
  • нравственных ценностей,
  • воспитания,
  • общественного долга.

Проблема отсутствия взаимопонимания между разными поколениями отражена и в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». История семьи Болконских — красноречивое свидетельство того, как эгоизм и нежелание понимать своих детей воздвигает стену между самыми близкими людьми.

Между Николаем Болконским, главой семейства, и его детьми часть возникают разногласия. Человек военный и привыкший командовать подчиненными, Болконский ведет себя властно и дома — он требует строго порядка и безоговорочного подчинения от своих домашних. При этом себе Николай Андреевич прощает маленькие слабости вроде привязанности к мадемуазель Бурьен.

Судьбы князя Андрея и княжны Марии Болконского-старшего волнуют мало. Он не хочет принимать невест сына и черств с ними. По этой причине умирает первая жена Андрея — Лиза. Наташа Ростова для него — представитель бедного семейства, поэтому она «ниже» их, Болконских. Мария и Андрей пытаются противостоять старику, но не всегда достигают успеха. Лишь перед смертью Болконский-старший соглашается на некоторые уступки.

Острые конфликты между разными поколениями можно наблюдать и в драме А. Н. Островского «Гроза». Кабаниха и Дикой — старшие — живут по домостроевским порядкам, требуя повиновения от младших. В их понимании уважение — синоним подчинения.

Такой уклад лишь подавляет волю и разрушает личность детей. Как результат, сын Кабанихи, Тихон, вырастает типичным маменькиным сынком, неспособным принять ни одного самостоятельного решения, и находит утешение в алкоголе, как это часто бывает с безвольными людьми. Дочь Варя же более сильна духом, поэтому она не безвольна, но приобретает такие черты, как лживость, притворство и некоторая душевная черствость.

Попавшая в это «темное царство» Катерина, жена Тихона, не может найти в нем покоя. Она привыкла к совершенно иному воспитанию, к любви и ласке, поэтому у героини чистая душа. Она готова давать свекрови уважение и любовь, но Кабаниха хочет лишь одного — полного подчинения. Катерина не может жить в несвободе, для нее тирания — хуже смерти. Самоубийство героини — отчаянный протест против старых порядков, который дает младшему поколению толчок к изменениям. После этого Тихон начинает перечить матери, а Варвара сбегает из дома.

Что подразумевает понятие «разные поколения»?

Зачастую, когда человек употребляет понятие «разные поколения», он подразумевает другого человека или людей, которые или гораздо старше его по возрасту, или ощутимее младше.

Но только ли такую разницу подразумевает это понятие?

На самом деле, не совсем. Дело в том, что годами ранее несколько ученых установили, что интересы, ценности и характер людей во многом зависит от года их рождения. Причем схожие параметры человеческих качеств сменяются каждые 20 лет.

Это дало возможность выделить 5 основных поколений человечества, которые имеют свои устои и нравы. Каждое поколение получило свое название.

Расскажу вам о них подробнее.

ПоколениеХарактеристика
«Молчуны» (1923-1942 гг.)Люди, родившиеся после 1920 года, отличаются скромностью и твердым соблюдением традиций, правил и этических норм. Их жизнь в большинстве пришлась на годы, когда резко развивалась науки и техника, появлялись новые устройства и блага человечества. Они склонны экономить и «запасаться». Совсем не готовы к экспериментам и высоко ценят уважительное отношение и нравственность.
«Бэби-бумеры» (1943-1962 гг.)Граждане, появившиеся на свет в период войны, очень отличаются от предыдущего поколения. Они очень активные, но в то же время не любят выходить из зоны комфорта. Нередко такие люди немного агрессивные – их детство было слишком тяжелым, многие рано потеряли родителей, от чего недополучили их любовь. Они во многом истинные созидатели, ведь их руками отстраивался современный мир. Считают, что лучший показатель успеха – материальная стабильность, а работать на одном заводе всю жизнь – очень почетно.
«Поколение Х» (1963-1982 гг.)Поколение Х, то есть, дети бэби-бумеров – это открытые всему новому люди, которые всегда готовы к экспериментам и переменам. Они считают, что основное в жизни – это хорошее образование, ведь только оно способно сделать человеческую жизнь полноценной и не затруднительной в финансовом отношении. Люди этого поколения не склонны тратить большие суммы денег, любят экономить и откладывать деньги на большие покупки. В отношении психологии бэби-бумеры – люди, которые выросли в детских садах советской «закалки», от чего нередки проявления детских травм. Такие люди молчаливы и не привыкшие говорить о том, что доставляет им дискомфорт.
«Поколение Y» (1983-2000 гг.)Игреки – это нынешняя молодежь, люди, которым едва ли исполнилось 30 лет. На противовес другим поколениям, игреки невероятно оптимистичны, они открыты для всего нового и совсем не боятся экспериментировать. Образование для них не так важно, как работа, которая нравится не только из-за высокой зарплаты, а и вовсе потому, что приносит счастье. Они привыкли путешествовать самостоятельно на лоукостерах без помощи турфирм. Покупки предпочитают делать онлайн, а на работу и вовсе не привыкли ходить. Большинство из них – фрилансеры. Им характерно понимание хрупкости жизни, от этого они стараются прожить ее исключительно, как хочется им самим.
«Поколение Z» (2000-наши дни)Самое современное поколение – это поколение Z. Они отличаются инфантильностью, свободолюбием и мечтательностью. Нередко такие люди (а это в основном дети и подростки) лучше разбираются в гаджетах, нежели в людях. Они не любят живое общение, предпочитая ему общение в соцсетях. Любое устройство, выходящее на рынок, сразу «подчиняется» им, чего не скажешь ни об одном предыдущем поколении.

Исследователи уверены, что конфликт поколений неразрывно связан с тем, что каждому из них присущи свои основополагающие черты. Разве будет легко общаться тем, кто с легкостью осваивает каждый новый девайс и тому, кто едва ли может самостоятельно создать аккаунт в Инстаграм?

Разумеется, роль разницы между поколениями очень велика, но существует еще несколько факторов, которые сильно влияют на беспрерывное недопонимание между людьми.

Связь поколений в семье

Марина Жукова

Связь поколений в семье

Взаимодействие ребенка со старшим поколением в семье очень важно для воспитания. С бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек начинается приобщение ребенка к истории семьи, истории страны. Семейные реликвии, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки и игрушки из детства бабушек и дедушек – источник исторических знаний, которые отвечают образному характеру познания окружающего мира. Рассказы старших членов семьи, их взгляд на различные события и отношение к ним подводят ребенка к пониманию того, что жизнь страны меняется. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее, думает, выглядит иначе. Приходит понимание того, что люди, события, вещи имеют свое прошлое, настоящее и будущее. Так формируются первые представления о связи между поколениями.

Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к бабушкам и дедушкам является знакомство с семейным фотоальбомом, составление родословной «Дерево моей семьи»

и рассказов о
семье.
Речевые игры помогают воспитывать уважительное отношение, чувство сострадания и любви к пожилым людям, учат выражать доброе отношение к старшим, находить нужное слово, преодолеть ложный страх перед выражением своих эмоций.

Игра «Вот какая бабушка!»

Показать фотографию бабушки, предложить ребенку подобрать слова, которые ее характеризуют.
(Ласковая, заботливая, внимательная, нежная, веселая и т. д.)
Игра «Письмо бабушке»

. Ребенок знакомится с жанром письма, учится составлять послание близкому человеку. (Дорогая бабушка! Вчера мы с мамой смотрели альбом с фотографиями, и я увидела нашу с тобой фотографию. Ты помнишь, мы ходили с тобой в зоопарк? Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Я очень хочу тебя увидеть. Приезжай к нам в гости. Твоя внучка Саша».)

Игра «Комплименты»

. Ребенок,глядя на бабушку или дедушку должен сказать как можно больше комплиментов: «Какой ты молодой! Какой ты нарядный! Какой ты сильный! Какая ты ласковая! У тебя доброе сердце! Бабулечка, ты очень ласковая!» и т. д.Эта игра помогает ребенку понять: приятно не только получать комплименты, но и дарить их.

Игры-упражнения. Придумать как можно больше предложений, начинающихся со слов «моя бабушка»

или
«мой дедушка»
. (
«Моя бабушка печет вкусные пирожки»
,
«Мой дедушка был военным моряком»
,
«Моя бабушка самая добрая»
и т. д.

Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, мультфильмов, затрагивающих тематику взаимоотношений с людьми пожилого возраста, позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека, обогатить опыт эмпатийных переживаний. Беседы по прочитанному способствуют уточнению представлений о нормах поведения в общении со старшими, развивают умение поступать тактично, деликатно. Литература становится источником знаний о взаимоотношениях между людьми, о добрых и дурных поступках, о переживаниях людей, об их устремлениях, а также живительным источником чувств дошкольников.

Проблема взаимоотношений представителей разных поколений

В первую очередь проблема взаимоотношений поколений базируется на желании подростков самоутвердиться, доказать свою правоту. Старшие зачастую смотрят на действия и поступки молодежи свысока. Выделяют три основные сложности в отношениях с детьми:

  • Влияние научно-технического прогресса. Современные дети значительно лучше разбираются в технике, чем взрослые люди, что приводит в к подрыву авторитета;
  • Неуважение к опыту прошлых лет. Называть разницу в возрасте между родителями и детьми слишком большой нельзя. Молодые люди часто не учитывают жизненный опыт родителей, поэтому сами делают ошибки. Возникает недопонимание, ссоры между людьми разных лет;
  • Нежелание старших давать подросткам больше самостоятельности. Подсознательно дети, чья свобода ограничена, многое делают назло. Один раз ошибившись, ребенок столкнется с последствиями. Чрезмерно заботливые родители не дают ему сделать ошибку, но молодой человек все равно будет стремиться к самостоятельности.

Причины отсутствия взаимопонимания

Классики в своих произведениях показывают нам, что глубокая убежденность людей в своей правоте — вот в чем причина непонимания между людьми разных поколений. Нежелание понять позицию другого, взглянуть на мир его глазами, принять самостоятельность и независимость другого — все это рождает конфликты и порой настоящую вражду, приводя к трагедиям. Чтобы преодолеть этот барьер, каждому человеку нужно научиться быть гибким и открытым, понимая, что времена постоянно меняются, и люди меняются вместе с ними.

Старшему поколению, вместо того чтобы говорить «А вот в наше время…», нужно осознать, что сегодня старые ценности и ориентиры уже неактуальны, потому что изменились условия жизни. Но и молодежь не должна воинственно относиться к своим предкам. Важно понимать, что наши родители движимы лучшими побуждениями и зачастую просто пытаются уберечь нас от собственных ошибок.

Отношение к деньгам

Х – им важно создать финансовую подушку безопасности для семьи. Не доверяют банкам.

Y – выросли во время потребительского бума и экономического роста, поэтому им непривычно копить. Позитивно воспринимают бренды и тратятся на них: айфоны, модные кроссовки, бренды, марки важны для них. Поэтому могут потратить на одежду все деньги. Что хорошо для экономики, но не для банковской сферы.

Z – любят копить: на новые спортивные принадлежности, игрушки, книги и на благотворительность. Они уже знают – есть те, у кого ничего нет или кому сложно, и им нужно помогать. Знают, что можно купить что-то бэушное, обменяться вещами, и это нормально. Это поколенческая история, такого не было у их родителей.

Z стремятся повысить финансовую грамотность и финансовую вовлеченность. Их хорошими друзьями будут банки. Они будут учитывать каждый рубль и читать договоры полностью, в том числе написанное мелким шрифтом. Однозначно отношения с деньгами у них будут гораздо лучше, чем у поколения Y (дяди Дани), хотя последние любят мобильные банки и активно ими пользуются.

Пример: Даня все карманные деньги откладывает, копит на сигвей, у него даже есть своя карта. Однажды мама сняла с Даниной карты деньги без спроса. Даня очень расстроился, но мама быстро все вернула и даже добавила тысячу от себя.

Дядя Даниила тоже иногда одалживает у племянника. Он тратит всю зарплату до последнего: снимает квартиру, обедает в ресторанах, одевается в бренды. Родители Даниила откладывают деньги с каждой зарплаты, у них всегда есть «на черный день», они уже выплатили кредит за собственную квартиру и сейчас отдают кредит за новую машину.

Система накопления Z многофункциональная, многозадачная. Сами они иногда просят денег в долг у родителей, но просят без процентов. А вот дают родителям с процентами. Но не из меркантильных соображений. Просто это установка современного общества с рекламных постеров – при пользовании кредитом плати процент.

Z уже слышали про кризис и знают, что надо экономить. Они начали это делать, даже будучи детьми. Для них важнее не модель телефона, а технологии. Z все равно, что на них надето, им важнее качество. Им важнее скачать нужные приложения, программы, игры, а еще лучше – создать их.

Сейчас в их детстве появляется сильная научно-техническая составляющая. Дети играют в карточки, счета, QR-коды. Биткойны становятся популярными деньгами, все счета и транзакции прозрачны. Нас уже отучают от наличных, и скоро мы легко будем обходиться без них. В этом смысле нашим детям будет гораздо проще. Они уже сейчас с деньгами на «ты».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]