Сочинение «Образ матери» по творчеству Сергея Есенина.


Стихотворение «Письмо матери» относится к позднему периоду творчества Сергея Александровича Есенина, который стал вершиной литературного мастерства поэта. В нём звучит усталость от житейских невзгод, тоска по ушедшей чистой юности и отчему дому. Предлагаем краткий анализ «Письмо матери» по плану, который поможет подготовиться к уроку литературы в 11 классе или к написанию сочинения на заданную тему.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Письмо матери.
История создания – Произведение написано в 1924 году.

Тема стихотворения – Разочарование в жизни и раскаяние в собственных поступках перед матерью.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Послание.

Стихотворный размер – Пятистопный хорей с использованием укороченной стопы.

Метафоры – «струится свет».

Эпитеты – «тягостная», «несказанный», «горький».

Инверсии – «низенький наш дом», «тоски мятежной».

Просторечные выражения – «шибко», «саданул».

Средства выразительности

В своем произведении поэт мастерски пользуется самыми разнообразными средствами выразительности, среди которых метафоры («струится свет»), эпитеты («тягостная», «несказанный», «горький»), инверсии («низенький наш дом», «тоски мятежной»), просторечные выражения («шибко», «саданул»).

Предыдущая

Анализ стихотворений«Пора, мой друг, пора» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – тема, идея, жанр

Следующая

Анализ стихотворений«О дряни» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – жанр, тема, идея

История создания

После многолетней разлуки с матерью Сергей Есенин решил провести немного времени в кругу своей семьи. Он пригласил с собой двух приятелей, которым расписал все прелести отдыха на его малой родине – в селе Константиново.

Вдохновлённые живописным рассказом, товарищи Сергея Александровича согласились составить ему компанию. Однако, будучи уже на железнодорожном вокзале, вся троица задержалась в местном буфете и не села в свой поезд.

Мать Есенина, Татьяна Федоровна, так и не дождалась в тот день своего сына, который на следующее утро написал покаянное стихотворение «Письмо матери».

Это произошло в 1924 году, когда Сергею Александровичу удалось добиться в своём творчестве филигранной отточенности языка и образов. Однако новое стихотворение более походило на обычный разговор с собеседником, нежели на литературное произведение, что свидетельствует о сильных душевных переживаниях автора.

Расшифровка Есенин. «Письмо матери»

Содержание третьей лекции из курса «Русская литература XX века. Сезон 5»

Речь пойдет об одном из самых знаменитых стихотворений Сергея Есенина «Письмо к матери», написанном в 1924 году. На первый взгляд, это сти­хо­творение оставляет ощущение чего-то абсолютно цельного, монолитного. И впечатление оно всегда производило абсолютно цельное, еще с тех пор как Есенин начал читать его в разных гостиных и в разных редакциях: жалость, сочувствие, слезы. Прочита­ем воспоминания издательского работника Ивана Евдокимова:

«Помню, как по спине пошла мелкая холодная оторопь, когда я услы­шал: „Пишут мне, что ты, тая тревогу, / Загрустила шибко обо мне. / Что ты часто ходишь на дорогу / В старомодном ветхом шушуне“. Я искоса взгля­нул на него. У окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта. Есенин жа­лоб­но мотал головой: „…Будто кто-то мне в кабацкой драке / Саданул под сердце финский нож“, — тут голос Есенина пресекся. Он, было видно, трудно пошел дальше, захрипел, еще раз запнулся на строчках „Я вернусь, когда раскинет ветви / По-весеннему наш белый сад“. Дальше мои впечатления пропадают, потому что зажало мне крепко и жестоко горло. Таясь и прячась, я плакал в глуби огромного нелепого кресла, на котором сидел в темнеющем простенке между окнами».

Так не раз реагировали на стихотворение Есенина. Так реагируют и по сю пору. Между тем это стихотворение ни в коем случае не является цельным. Оно состоит из лоскутов, цитат, взятых из совершенно разных и несовместимых традиций.

Давайте прочитаем это стихотворение и посмотрим, какие традиции берет Есенин, чего он касается, чем пользуется.

Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.

«Несказанный свет» — это цитата из Блока. Причем мистического Блока:

И полны заветной дрожью Долгожданных лет Мы помчимся к бездорожью В несказанный свет.

Александр Блок. «Мы живeм в старинной келье…»

Эта цитата совершенно неуместна в есенинском стихотворении. У Блока это словосочетание совсем не значит то, что оно должно значить у Есенина. Дальше:

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Это уже Некрасов с его характерной знаковой рифмой «тревогу» — «дорогу»:

Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг? Знать, забило сердечко тревогу — Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

Николай Некрасов. «Тройка»

Далее:

И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож.

Финский нож — это жестокий городской романс, совершенно из другой оперы.

Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть.

Ситуация жестокого романса усугубляется, ассоциации с романсом становятся все крепче. Но резкий слом:

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Нежный-мятежный. Лермонтов, классический романс, Плещеев Алексей Плещеев (1825–1893) — писатель, поэт и автор романсов, переводчик, критик., роман­ти­че­ская традиция. Совершенно другие ассоциации. И они усиливаются в следую­щей строфе.

Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад.

Типичная романтическая романсовая формула «не буди». Дальше «не вол­нуй» — еще одна романсовая цитатная формула. Дальше «ранее утра» — это ро­ман­тические ассоциации. То жестокий романс, то салонный романс и роман­ти­ческая традиция, то горький Некрасов, то блоковская цитата. И все это — под знаком Пушкина. О том, как Пушкин всплывает в этом стихотворении, хорошо пишет Довлатов, вспоминая в «Заповеднике» о своей работе экс­кур­соводом в Пушкинских Горах:

«Перебираюсь в комнату Арины Родионовны… „Единственным по-настоящему близким человеком оказалась крепостная няня…“ Все, как положено… „…Была одновременно — снисходительна и ворчлива, простодушно религиозна и чрезвычайно деловита…“ Барельеф работы Серякова… „Предла­га­ли воль­ную — отказалась…“ И наконец: — Поэт то и дело обращался к няне в сти­хах. Всем известны такие, например, задушевные строки… Тут я на се­кун­ду забылся и вздрогнул, услышав собственный голос: „Ты жива еще, моя ста­рушка? / Жив и я. Привет тебе, привет! / Пусть струится над твоей из­буш­кой…“ Я обмер. Сейчас кто-нибудь выкрикнет; „Безумец и невежда! Это же Есенин, ‚Письмо к матери‘!“ Я продолжал декламировать, лихорадочно со­об­ра­жая: ‚Да, товарищи, вы совершенно правы. Конечно же это Есенин. И дей­стви­тель­но — „Письмо к матери‘. Но как близка, заметьте, интонация Пуш­кина лирике Сергея Есенина! Как органично реализуется в поэтике Есе­нина…“ И так далее. Я продолжал декламировать. Где-то в конце угро­жаю­ще сиял фин­ский нож… „Тра-та-тита-там в кабацкой драке, трат-та-там, под сердце финский нож…“ В сантиметре от этого грозно поблескивающего лезвия мне удалось затормозить. В на­сту­пи­вшей тишине я ждал бури. Все мол­чали. Лица были взволнованы и строги. Лишь один пожилой турист со значением выговорил: — Да, были люди…»

Вот эта пушкинская атмосфера, пушкинская общая большая ассоциация. Это еще один дополнительный кусок, взятый Есениным для эмоционального строя этого стихотворения.

Итак, лоскуты, разные традиции. Везде понадергал. И все же… Что объединяет две цитаты, которые я привел, Евдокимова и Довлатова? Публика слушает все это с замиранием сердца. Эмоции ответные абсолютно истинные. Это сти­хо­тво­ре­ние действительно воздействует. За счет чего? В чем секрет? Я думаю, секрета три.

Во-первых, дело в том, что Есенин, может быть, первый поэт, который так близко со­еди­нил свой личный опыт и стихи. То, что вчера было скандальным про­ис­шест­вием, сегодня становилось предметом стихотворения. Есенин не скрывал подно­гот­ной своей жизни. Она была ведома всем и ведома не столько через слухи, сколько через строки. Есенин делился с публикой тем, что происходило с ним — конечно, мифологизируя, приукрашивая, кладя свет и тени так, как было ему нужно. Но делился. Почти ничего не скрывал. И при этом он обра­щался к слу­шателям и читателям, к каждому, как к единственному доверитель­ному другу, который поймет: «Ты меня поймешь, а другие нет. Я тебе расскажу эту боль. А другие — а пусть их». Вот такая интонация — она не могла не воз­дей­ство­вать на публику и воздействует до сих пор.

И все, в том числе Евдокимов в тех воспоминаниях, все ощущают, что завтра с Есениным что-то может произойти. Что этот финский нож завтра реа­ли­зу­ется в жизни. Что саданут ему или произойдет что-то непоправимое. А мы-то теперь знаем, что это непоправимое произошло. От этой невероятной, не­ви­дан­ной прежде связи личного опыта и стиха и происходит во многом наша ответная реакция. Она почти неизбежна. Это первое.

Второе — это, конечно, есенинская поэтика, которая кажется эклектичной исследователю, но даже и для него оказывается все-таки единой и цельной. За счет чего? За счет ключевых слов. Моя версия, что такими ключевыми словами являются «шушун» и «шибко». Этот непонятный диалектный шушун (редко кто может представить, что это такое, — да и не надо) — он как-то все организует, все соединяет. И, соединяясь со словом «шибко», тоже разговор­ным и каким-то неловким, но при этом задушевным, он дает эту удивительную аллитерацию на «ш» и «ж».

Давайте прочитаем и прислушаемся: «Ты жива еще, моя старушка? / Жив и я. Привет тебе, привет! / Пусть струится над твоей избушкой / Тот вечерний несказанный свет. / Пишут мне, что ты, тая тревогу, / Загрустила шибко обо мне, / Что ты часто ходишь на дорогу / В старомодном ветхом шушуне». Вот она, эта плавность, эта песенность, которая всегда давалась Есенину, и это «ш», которое волнами расходится по стихотворению. Вот эти неловкие и стран­ные словечки, которые все делают настоящим.

И третье. Может быть, самое главное. В этом стихотворении есть настоящая, искренняя нота. Настоящая большая тема, тема последней ускользающей надежды. Последнего шанса, последнего смысла, за который можно за­це­питься. Дело в том, что все позднее творчество Есенина характеризуется ускользанием смыслов. Ему нечем становилось жить, не о чем писать. Только о себе и о веч­ной жалости к себе. Хорошая, большая русская тема, но ее для стихо­тво­ре­ний недостаточно — ему этого тоже было мало. И каждый раз он как будто ищет опору, ищет, за что зацепиться. И вот старая тема матери.

Любил он мать или не любил, этого никогда нельзя понять. Пытался любить, а скорее ненавидел, если судить по высказываниям мемуаристов и даже собст­венным его стихам иной раз: «А мать как ведьма с киевской горы». Но вот попытка зацепиться за еще один смысл через связь матери с родиной. А вот последний, решающий смысл, ко­торый на наших глазах ускользает.

Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось, Не волнуй того, что не сбылось, — Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось.

Надежда появляется и ускользает. Смысл появляется и ускользает. То ли верит он в свою нежность к матери, возвращение в низенький дом, то ли нет. Вот на этих колебаниях смысла, на этой последней надежде и держится наше восприятие стихотворений. И наше сочувствие этому стихотворению, этому поэту, которого уже не отменить. 

Тема

Центральная тема произведения – разочарование в себе, в собственной жизни. Это отчаянное желание очистить свою душу перед единственным человеком, который всегда простит и всё поймёт – перед матерью.

Ни друзья, ни женщины не способны оставить глубокий след в душе поэта, они проносятся суетливой вереницей, безжалостно предавая и изменяя. И только семья способна принять блудного сына таким, каков он есть, без прикрас.

В стихотворении прослеживается тема любви к матери, которая олицетворяет собой и малую родину – цветущий сад, отчий дом, в котором можно укрыться от жизненных невзгод и набраться душевных сил. Мать для Есенина является собирательным образом всего ценного и дорогого, что есть у него в жизни.

Идея этого произведения заключается в том, чтобы, невзирая ни на что, не забывать свою семью, свой родной дом. Ведь только там всегда можно найти поддержку и любовь, которые так необходимы каждому человеку.

Образы и символы

В анализируемом стихотворении присутствует образ лирического героя, в котором не сложно узнать самого поэта. Он предстает перед читателем в образе преданного человека, который очень любит свою семью и Родину. Он устал от жизни на чужбине и очень скучает по дому. Дом для него является самым священным и возвышенным местом.

Лирический герой с любовью и трепетом вспоминает родные места, мечтая как можно скорее туда вернуться.

Вторым образом в произведении является образ матери. Для лирического героя данный образ считается самым важным и священным. Он показывает её в роли доброй волшебницы, которая с трепетом хранит душу поэта. Для него она является защитой, опорой и поддержкой. Постоянно вспоминая мать, он придается воспоминаниям и ностальгии.

Ностальгия лирического героя передается даже читателю, благодаря живому языку и манере изложения. Читателю начинает казаться, что он перенесся в тот самый домик в деревне, сидит рядом с матерью-старушкой, дожидаясь, когда приедет из Москвы её сын.

Мать-старушку поэт ассоциирует с самой Родиной, к которой испытывает очень похожие чувства: любовь, преданность и теплоту. Только в этом домике рядом с матерью он понимал, что кому-то нужен в этом мире.

Есть в стихотворении и образ дороги. Именно на ней должен показаться лирический герой, который издалека возвращается домой. Автор ассоциирует её с долгожданным возвращением любимого сына. Они оба очень сильно ждут эту встречу, которая приносит им радость и счастье.

Образ дома является для лирического героя территорией безмятежности, где он отдыхает от всего. Ему очень нравится находиться дома, где он чувствует себя нужным и любимым. Живя в шумной столице, Есенину порой становилось жизненно необходимо уехать подальше от городской суеты и просто отдохнуть. Таким местом становится его родной дом, где он обретает долгожданный покой и умиротворение.

Композиция

Стих имеет кольцевую композицию, для которой характерно полное повторение фразы и в начале, и в конце. Подобный прием позволяет усилить смысловые акценты и придать произведению логическую завершенность.

Первая строфа является своеобразным вступлением, завязкой, которая продолжает развиваться в последующих строках. Бесприютность и неприкаянность лирического героя противопоставлена автором умиротворенности родного дома и силе материнской любви.

В четвёртой строфе лирический герой признается матери в своих грехах, будучи в полной уверенности, что она простит его.

В следующих строфах показаны нежные чувства героя к матери, светлые воспоминания его детства. В последней строфе автор подводит итог своей исповеди. Стихотворный размер – пятистопный хорей, с укороченной стопой во второй и четвёртой строках.

Краткое содержание

Лирический герой обращается к своей маме. Он приветствует ее и желает ей спокойной жизни. Герой рассказывает, что другие люди говорят ему, будто он совсем забыл о маме, а старушка грустит и постоянно ходит к дороге, надеется увидеть сына. Вечерами ее посещают одни и те же мысли, как ее повзрослевший ребенок в кабаке убит в драке.

Лирический герой торопится успокоить её. Он не такой уж горький пропойца, чтобы погибнуть в драке в кабаке.

Юноша все такой же нежный, мечтает вернуться в отчий дом. Он обещает приехать весной, когда яблони начнут цвести. Только маму герой просит не будить его в восемь утра.

Он говорит ей не беспокоиться о том, что было, ведь слишком ранние утраты и усталость пришлось испытать лирическому герою. Не стоит его учить молиться, так как к прошлому возврата нет.

Мама для героя является единственной отрадой и светлым моментом в жизни. Он просит ее не грустить и не ждать его у дороги.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году С. А. Есенин написал стихотворение «Письмо матери»?

Начать тест(новая вкладка)

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    
  • Юрий Лазарев

    6/7

  • Lilnait Student

    7/7

  • Екатерина Жапарова

    7/7

  • Лёня Войтович

    6/7

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Блока Предчувствую тебя
    Стихотворение «Предчувствую тебя» символизирует внутренние переживания самого автора. Его главный герой словно исповедуется перед возлюбленной, признаваясь ей в чувствах. Любимая Дама, словно тот образ женщины, которой на самом
  • Анализ стихотворения Заболоцкого Завещание
    Сталинское время очень сложное. Безвинные подвергались суровым наказаниям и тюрьме. Многие умирали из-за невыносимых тюремных условий. И Заболоцкого не миновала ссылка. Вот именно после нее,
  • Анализ стихотворения Александровой В школу
    Творчество русской поэтессы Зинаиды Александровой разнообразно, но в основном присутствует детская тематика, поскольку детство поэтессы было тяжелым, она росла сиротой. Многие детские стихи стали очень популярными и
  • sitemap
  • Анализ стихотворения Тоска по родине Цветаевой
    Все стихотворения Цветаевой, по праву считаются самыми глубочайшими по своему смыслу. Критики, нередко сравнивают её Творчество с произведениями Лермонтова. И ведь они это делают не зря. Все её стихотворения, написано с невероятно точной

Образ лирического героя

В целом, образ проходит три этапа развития:

  • деревенский молодой человек, который попадает из родного села в чуждый, враждебный мир городской цивилизации (эти мотивы звучат, например, в поэме «Сорокоуст», написанной в 1921 г.);
  • затем городской поэт-хулиган, мятежник, впоследствии ясно воплощённый в образе бандита Номаха в поэме «Страна негодяев» (1925);
  • и, наконец, — страдающий, тоскующий поэт, уставший от жизни, ощущающий приближение смерти, впавший в депрессию от безвыходности — «Чёрный человек» (1925).

Поскольку «Письмо к матери» сочинено в 1924 году, типаж лирического героя относится к третьей фазе развития образа. Он – усталый и вконец заблудившийся странник, который бежал из родного дома в поисках лучшей участи, но жизнь возвращает его к истокам, заставляя признать, что самое главное он не обрел, а оставил в родном краю. Уместно будет сравнить его с блудным сыном, который, согласно евангельской притче, приходит к отцу с покаянием, отбросив гордыню.

Основная идея

Самая главная идея, которую пытается донести до читателя Есенин – забота о живых родителях, вечная память об ушедших. Сердце матери всегда тревожится о детях, нельзя мучить родного человека неизвестностью.

Мать и сын

Если дети, живя своей жизнью, могут забывать уделять почаще внимание матерям, то те постоянно живут заботами только о своих детях. Необходимо уделять больше внимания родителям, им не нужны подарки и прочее, главное для них — сесть за один стол и поговорить по душам. Они любят, ничего не требуя взамен.

С этой идеей переплетена идея памяти о своей малой родине. Ведь это единственное место на земле, где всегда ждут, независимо от наделанных ошибок. Всегда поддержат, приласкают и предложат помощь безвозмездно.

Жанр, размер, направление

«Письмо матери» написано в жанре элегии, для которого характерно повествование от первого лица и печальные, тревожащие сердце, размышления. Есенинские стихотворения-письма — своеобразное поэтическое единство между лирическим героем и людьми, которые существовали в реальном мире и были поэту дороги. Размер данного стиха — пятистопный хорей.

Направление, выбранное Есениным, — философская лирика. «Письмо матери» — это стихотворение, которое отражает тягостные настроения лирического героя на последнем этапе развития — когда он, чувствуя приближение конца жизни, пишет послание самому дорогому члену семьи и сообщает ему о своих переживаниях. Поэтому мы видим в работе попытки переосмысления пройденного пути, а также желание приободрить мать, развеять ее тревоги.

Образ матери в творчестве Сергея Есенина

Образ матери практически отсутствовал в начале творческого пути Сергея Есенина, но стал остро чувствоваться к концу его жизни. Образ матери, как и образ Родины, занимает главное место в творчестве Есенина.

Татьяна Федоровна Титова-Есенина

Оторванный от родных и дома, его всегда притягивала тема материнской заботы и родины. В его стихах эти образы оживают, обладают светлыми, счастливыми и очищающими мотивами. «Ты одна мне помощь и отрада», признается автор.

Образ матери имеет необычную силу во время сочинения стихов для поэта, мать – единственная муза на всю жизнь писателя. Только она способна вновь оживить, вдохнуть жизнь в увядающую душу поэта. И эту силу чувствует читатель сквозь строки стихов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: