Сравнение с романом А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Григорий Печорин — главный герой произведения, его образ — определенный социальный тип. Как и пушкинского Онегина, его называют «лишним человеком». В характерах двух персонажей прослеживаются близкие моменты: мелкие детали, некоторые черты характера, даже события, которые происходят с ними.
Но конфликт личности с обществом в «Герое нашего времени» сложнее, чем в пушкинском романе, поскольку Печорин полон жизни, настойчиво ищет ее, но все попытки обречены на неудачу, Онегин же «плывет по течению».
Отношения с женщинами
Печорин по-настоящему в своей жизни любил лишь девушек, как отмечал сам герой. Однако он быстро становился равнодушным к ним. Примером могут послужить отношения Печорина с Бэлой, в которых любовь сменилась равнодушием. В отношениях с княжной Мери любви не было вообще, только желание потешить свое самолюбие. Вероятно, Печорин любил в своей жизни только Веру, однако и с ней он не мог построить счастья. Герой признается: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия».
Роль композиции в раскрытии проблемы личности и общества
Композиция произведения служит достижению главной цели, поставленной писателем, — раскрытие и разрешение проблемы личности. Ключевое место принадлежит повести «Княжна Мери». В ней герой раскрывается в наибольшей степени, потому что используется такое литературное средство, как исповедь. Остальные художественные приемы (портреты, диалоги, пейзажи и так далее) добавляют этой части произведения психологизма.
Развернутая система образов раскрывает тайны героя, скрытые, на первый взгляд, черты его характера.
Конфликт Печорина с окружающем его обществом
Как и другие представители романтического направления, Михаил Лермонтов противопоставляет личность и ее окружение, принятые в нем нормы и правила. Автор помещает героя в разные социальные среды: то он представлен как офицер армии во время Кавказской войны, то общается с контрабандистами, то вращается среди дворянства.
В «Княжне Мери» подробно описывается конфликт Печорина с «водяным обществом», взаимоотношения Григория Александровича с ним и со всем обществом.
«Водяное общество» представляет собой квинтэссенцию петербургского и провинциального дворянства. Их поведение и стиль жизни несут четкий отпечаток современной автору эпохи. Столкновение личности с окружением воплощен во взаимоотношениях главного героя с «водяным обществом», ценностей и интересов его представителей, типичных развлечений.
Все провинциальное и столичное дворянство противопоставлено Григорию Печорину, но в романе довольно много героев, которые не просто противопоставлены главному персонажу, но сопоставлены с ним.
Сопоставление Печорина с другими персонажами произведения
Грушницкий — своего рода карикатуры на главного героя. Глубинная сущность Печорина у Грушницкого становится всего лишь позой, принятой для того, чтобы впечатлить окружающих. Это антиромантический герой.
Его романтизм почти карикатурен. Его поведение часто не соответствует ситуации. В бытовых делах пытается найти романтические нотки, но в по-настоящему романтические моменты теряется. Его участие в дуэли не имеет ничего общего с благородством, он не отказывает от нее лишь из-за самолюбия. Грушницкий немного напоминает Ленского: романтизм, гибель на дуэли, молодость.
Только один мужской персонаж не противопоставляется Печорину — Вернер. Они действительно похожи, оба скептичны и остроумны, находятся в конфликте с обществом. Но немало и различий: Печорин — человек действия, Вернер пассивен. Характер последнего не настолько глубок и сложен, он более практичен. Его внешность наполнена романтическими деталями, но его личность противоречива.
Основные черты «водяного общества», представленного автором в романе
Особый класс в нем составляют статские и военные мужчины, особняком стоит молодежь. Но невозможно представить иные черты, кроме тех, что уже подробно описаны в работах А.С. Грибоедова и А. С. Пушкина. Те же самые чинопочитание, праздность, балы и сплетни, абсолютно пустая, лишенная высшего смысла жизнь.
Все одинаково, но в «Герое нашего времени» мы видим провинциальное общество, а не столичное. Стиль жизни местного дворянства, атмосфера небольшого города, описана с невероятной, тонкой иронией.
Можно сказать, что «водяное общество» — далеко не проходной образ в «Герое нашего времени». Проблема взаимоотношений человека с обществом — основная цель творчества Михаила Лермонтова. При этом, поэт и писатель продолжает традиции отечественной литературы того периода.
Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”- одно из лучших произведений русской литературы. Этот роман стоит в одном ряду с такими шедеврами, как “Горе от ума”, “Евгений Онегин”, “Ревизор”. Роман был написан в эпоху, наступающую после декабрьского восстания. В центре романа – человек, стоящий по своему развитию выше окружающего его общества, но не умеющим найти применение своим способностям. Автор точно вывел образ молодого человека, олицетворением которого в произведении стал Печорин. Это умный, хорошо образованный молодой офицер, который служит на Кавказе. Он устал от светской жизни, избаловавшей его. Герой страдает от своей неприкаянности, в отчаянии задает себе вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я родился? Печорин – типичный герой времени, лучший представитель свой эпохи, но плата за это – его одиночество. В первой главе романа мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, старого офицера: “Славный был малый, только немного странен”. Сам Максим Максимыч не в состоянии понять сложный характер героя, которого он любит и считает своим другом. В “Беле” проявляется противоречивость героя. Характер его сложен. Герой сам говорит о себе: “ Во мне два человека: один живет в прямом смысле этого слова, а другой мыслит и судит его…” В своих словах он скрывает суть своего характера: его душа “испорчена светом”. По натуре своей Печорин – эгоист, об этом мы узнаем из первой повести романа. Это качество проявляется в любви к Бэле, а также в отношении с Мери. В повести “Максим Максимыч” автор дает портрет Печорина. Описывая внешность героя, автор подчеркивает его аристократическое происхождение. Печорин является представителем светского общества и живет по его законам. Если в первой повести Печорина описывает Максим Максимыч, то здесь рассказчик меняется. “Странствующий офицер: человек тонкий и наблюдательный, рисует психологический портрет героя, отмечает главное в нем: он весь соткан из противоречий и контрастов. “Стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение”, а в улыбке было что-то детское, какая-то нервическая слабость”; “несмотря на белый цвет его волос, усы и брови его были черные”. Особое внимание уделяется описанию глаз героя: …они не смеялись, когда он смеялся! Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный”. В “Княжне Мери” мы встречаем человека, способного на самоанализ. Здесь Печорин характеризует себя сам, он объясняет, как сформировались у него дурные свойства: …такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен…, я сделался завистлив, я выучился ненавидеть, я начал обманывать, я сделался нравственным калекой. Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Герой не видит смысла жизни. Это понимание своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти является кульминацией не только повести “Княжна Мэри”, но и всего романа. Печорин-человек смелый, что проявилось в дуэли. К положительным чертам героя можно отнести и его способность понимать и чувствовать людей. Печорин – честный, порядочный человек. Несмотря на малоприятную историю княжной Мэри, Печорин решает сказать правду, хотя было нелегко. И в этом эпизоде проявилась его сила воли. В.Г.Белинский сравнивал душу Печорина с высушенной зноем землей, которая после благодатных дождей” могла бы родить прекрасные цветы. Роман М.Ю.Лермонтова ставит одну из проблем – неспособность людей этого времени к действию, порожденную их собственной средой. Печорин – герой своего времени. Я думаю, это почетное “звание”, ведь само слово “герой” подразумевает необычность, исключительность. В своем романе Лермонтов сумел показать не только образ героя, но и раскрыть историю души человеческой”. Роман М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени – целостное произведение, все части которого объединены одним героем, причем его характер раскрывается от части к части постепенно, раскрывается от внешнего к внутреннему, от следствия к причине, от эпического – через психологическое – к философскому. Роман сразу же был причислен к шедеврам русской литературы.
Взаимоотношения Печорина с другими персонажами («Герой нашего времени»)
Образ Печорина — новаторский. В чём же заключается это новаторство? Сравните его с другими персонажами. О Печорине мы узнаем от Максима Максимыча, бесхитростного и непосредственного человека. Он не судит и не осуждает Печорина, а просто рассказывает о нём. В истории с Бэлой Печорин совершил немало предосудительных поступков, которые в конце концов привели к гибели девушки, но и тут Максим Максимыч воздерживается от оценок. Кроме одного раза: не понимает Максим Максимыч смеха от отчаяния, которое овладело Печориным после смерти Бэлы. «Я бы на его месте умер с горя», — недоумевает штабс-капитан…
Они не просто разные люди: Лермонтов показывает, насколько духовный мир Печорина более развит, чем у окружающих его людей. Ему удалось создать характер настолько глубокий, что переживания и поступки которого недоступны пониманию даже его друзей. Максим Максимыч никак не может объяснить поведение Печорина, его человеческие качества: избалованность, заносчивость, ветреность, наконец: «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!» Печорин — другая личность, сложная, противоречивая, постоянно размышляющая над своим психологическим состоянием и мотивами своих поступков, — о таких вещах Максим Максимыч, конечно же, не задумывается. Он просто живет.
Глава «Тамань» — настоящая приключенческая повесть. Печорин пускается в приключения, чтобы разнообразить свою жизнь, добавить в неё риска, проверить своё знание людей. Морской пейзаж словно окрылил его, вдохнул в него новые надежды. Его влечёт любопытство, жажда новых впечатлений и переживаний. В его скучной жизни отправленного на Кавказ офицера не хватает эмоций. (Вы уже поняли это из главы «Бэла».) И вот он вновь готов рискнуть размеренностью и предсказуемостью своей службы. Сейчас он узнает, действительно ли он настоящий «физиогномист», смог ли он понять окружавших его людей. Правда ли, что они, подобно тому как лодчонка борется с высокими волнами, способны бороться за свою судьбу? Увы, в очередной раз люди разочаровали Печорина. Они оказались жадными и жестокими, готовыми пойти на любое преступление ради мелкой наживы. Так что все приключение заканчивается иронической и печальной записью в дневнике героя: «Что сталось со старухой и бедным слепым, не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казенной надобности!..»
История с Бэлой могла создать впечатление, что Печорин особенно актвен тогда, когда в нём кипит страсть, затронуты его сугубо личные чувства. Приключение в Тамани рассеивает такое предположение. Печорин очертя голову бросается в рискованное предприятие не более как из любопытства и желания испытать сильные ощущения.
Но если в «Тамани» наш герой в значительной мере был вовлечён в приключение, то в Пятигорске, среди «водяного общества», он сам пытается создать — и создаёт — конфликтную ситуацию, потому что размеренная жизнь для него неприемлема. Правда, эта ситуация мелка и недостойна могучей натуры Печорина.
С Грушницким у Печорина никогда не могло быть даже сколько-нибудь длительной дружбы. Печорин презирает романтическое позёрство. В лице Грушницкого перед нами — карикатура на Печорина, всё то скверное, что он всю жизнь старается изжить в себе: кичливость, нарочитость, поверхностность. Решительность, с которой Печорин тщетно стремится побороть в себе эти пороки, заставляет его идти на крайние меры: подслушай, что его дуэльный пистолет собираются подло оставить незаряженным, Печорин доводит дуэль до кровавой развязки и убивает Грушницкого. Этот символический «расстрел» своего позёрства, своего желания нравиться и быть интересным людям трагичен прежде всего для самого героя. Дуэль мало что изменяет в его жизни. В этом смысле Печорин становится провидцем в отношении собственной судьбы.
Отношения Печорина с женщинами — история душевной драмы. В конце он описывает себя несчастным существом, способным на горькое сожаление и раскаяние. Герой подчас предстаёт перед нами человеком сильных эмоций, но эти страсти причиняют боль, приносят лишь страдания не только ему, но и другим. Всякий раз его отношения проходят несколько стадий: от пылкой влюбленности до обиды и равнодушия.
Стоят ли эти шаблонные персонажи истинной глубокой страсти Печорина? Конечно, он несравненно глубже и интереснее княжны Мери — заурядной представительницы «водяного общества». И всё же Мери в чём-то оказывается выше него: она способна целиком отдаться своему чувству, а Печорин из холодного расчёта играет роль влюблённого, хотя и казнит себя за это.
Для Печорина влюблённость — родимое пятно романтизма, а он презирает в людях всё романтическое. И всё же любовь к женщине возвращает его к романтической риторике, когда появляется Вера. Но им не суждено было встретиться. Печорину не удалось обрести Веру — как многозначительна эта деталь, эта игра слов… Действительно, для одинокого скептика Печорина Вера — дороже жизни. Автор подсказывает нам — вот один из поворотных пунктов его судьбы, вот одна из утраченных возможностей. Быть может, поэтому именно здесь в его внутренней речи вновь рождаются известные читателю романтические формулы: «как безумный выскочил», «молился, проклинал, плакал, смеялся», «дороже жизни, чести, счастья!». И далее — формула, повторённая в сотнях, а то и в тысячах романтических произведений: «Я думал, грудь моя разорвётся». И всё же маска ироничного циника оказалась сильнее романтического пробуждения: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведённая без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок». Печорин боится выглядеть сентиментальным, влюблённым.
Источник (в сокращении): Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Вентана-Граф, 2016
Конфликт Печорина с обществом и с самим собой
«Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения».
Самоанализ Печорина направлен на формирование себя как личности.
Живет, совершает поступки, ошибается — Анализирует и судит
Скептик, разочарованный человек, живет «из любопытства» — Огромная жажда жизни, деятельности, желание понять свое назначение.
Борьба сердца и ума:
Не может не чувствовать красоту природы, переживания других людей: «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко». «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».
Отношение к женщинам:
«Женщины! Женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает . то они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков. » «Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости».
Главное противоречие героя:
Мелкие недостойные поступки. Приносит людям лишь зло и страдания. Полная безнадежность, сознание своей обреченности. — Необъятные силы души. Стремится «любить весь мир». Жажда полноты жизни.
«Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть на самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? А все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового. Смешно и досадно». «С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!»
Расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность?» Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца, они там и умерли», «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин сожаления».
Источник
Отношение Печорина к дружбе
Печорин отмечает, что у него нет друзей, что он сам никогда не сможет быть настоящим другом, потому что «из двух друзей всегда один раб другого». К приятельским отношениям Печорин относится равнодушно. То, как главный герой отнесся к Максиму Максимычу при встрече, показывает то, что дружба для Печорина не имела большого значения. Даже его взаимоотношения с доктором Вернером были обречены с самого начала, потому что они оба не ценили дружбу. Внешне дружеские отношения с Грушницким также приводят к трагичному финалу: Печорин в результате дуэли убивает своего приятеля.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях», рассмотрит то, каким был центральный персонаж в отношениях с женщинами и друзьями.