Большой Бейсуг
Духовное обновление народа — тема, особенно волновавшая Горького. Его роман М. Горького «Мать» стал одним из наиболее значительных произведений русской литературы начала двадцатого века. На его страницах перед нами предстает русское революционное движение — движение народных масс, героических в своем порыве.
Роман «Мать» сыграл огромную роль в развитии социального мышления многих поколений читателей и обозначил новую веху в развитии русской и мировой культуры. Не случайно «Мать» Горького стала настольной книгой для многих русских революционеров того времени. Центральный персонаж повествования — мать Павла Власова Пелагея Ниловна. Произведение построено таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описанных событий. Если роман «Мать» — это произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении — наиболее яркий и убедительный пример. Жизненный путь Ниловны сложен и противоречив. Женщине, проведшей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было освободиться от старого. Пелагея Ниловна испытала всю горечь тяжелой участи жены рабочего человека. Она угнетена бедностью, пьяным и грубым мужем, религиозностью, осознанием, что «все так живут». На первых страницах романа мы видим робкую, покорную, забитую подневольной жизнью, боящуюся людей женщину. Она учит сына спасаться от людей, ибо они «ненавидят друг друга». В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, что сын читает запрещенные книги, она сначала испугалась, но потом сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей. Героиня Горького неожиданно попадает в иную среду, в среду людей веры и самопожертвования, в среду преданности делу будущего. Наблюдая за товарищами Павла, Ниловна поняла, что революционеры — лучшие люди на земле, и она полюбила их как родных. Сначала она потрясена их неверием в бога, ощущением своей несознательности, недостаточным пониманием событий, но все это она преодолевает силой своей материнской любви. Ниловна охотно начинает выполнять поручения сына, постепенно втягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном.
Постепенно из темного, забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям. Уверенность в том, что она может помочь в революционной борьбе, распрямляет душу Ниловны. Беден был круг ее интересов и привязанностей. Ее интересы, поведение ранее были ограничены бытовыми заботами. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Таким образом, смысл заглавия «Мать» расширился, приобретя значение символа.
Постепенно сознание того, что она своими действиями приносит существенную пользу революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, является основой возникшего у нее чувства самоуважения. Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына. И хотя процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но Ниловна преодолела трудности. В ее первом агитационном выступлении на первомайской демонстрации представление о социальной борьбе еще соседствует с религиозным. Постепенно ее кругозор расширяется. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу с крестьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила дело сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягает последние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее груди вырывается пламенный призыв: «Собирай, народ, силы свои во единую силу». Пелагея Ниловна Она проникается большой любовью к миру, к людям, к народу. Писатель показывает возрождение Ниловны к борьбе за свободу, рисуя тип человека из народных глубин: «Казалось, тысячи жизней говорят ее устами». Важной особенностью книги является ее агитационная направленность, а авторская позиция дана в восприятии событий Ниловной. Велика заслуга Горького, создавшего в романе «Мать» образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния. Образ Ниловны воспринимается как олицетворение огромных перемен в сознании людей, вступивших на путь революционной борьбы.
похожие материалы
- Образ Пелагеи Ниловны в романе М. Горького «Мать»
< Предыдущая | Следующая > |
klassreferat.ru
В своём романе «Мать» Горький показал, как под влиянием революционных идей просыпается рабочий класс всей России, поднимается на организованную сознательную борьбу. Большую роль в романе играет образ Павла Власова – рабочего-революционера. Этот образ показывал молодым рабочим России путь в революцию, учил их стойкости, непреклонности, партийному отношению к жизни, умению не бояться трудностей борьбы и уметь их преодолевать. Образ Павла Власова нарисован в развитии, в росте, в движении. Из названия романа видно, что центральную роль играет образ матери Павла. В первых главах романа перед нами обычная русская женщина. Тяжёлая жизнь рабочей слободки, где прошли все сознательные годы её жизни, наложила отпечаток на её характер и поведение. Она всего боится, перед всем дрожит. «Думала я о своей жизни… Ну зачем я жила? Побои…и работа… Ничего не видела, кроме мужа, ничего не знала, кроме страха… Заколочена душа наглухо, ослепла, не слышит». Рассказывая о Ниловне в первых главах Горький пишет: «Мать была незаметна в доме, молчалива и жила в ожидании побоев. Её тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком, точно боялась задеть что-то. Вся она была мягкая, печальная, покорная». Главное ощущение Ниловны в этот период – страх. «Как мне не бояться, — говорит она,- всю жизнь в страхе жила, вся душа страхом обросла». Страх рождает покорность. Всё в жизни её казалось неизбежным, она привыкла подчиняться. Слёзы – единственный ответ на все невзгоды. Но у Ниловны тоже недовольство жизнью уже выше страха. Она ещё не поняла всего, что с ней происходит, но душа её была готова к борьбе, протестовала. Пелагея Ниловна горячо любит своего сына. При жизни мужа она не задумывалась над этим; некогда было. Все силы души были обращены на то, чтобы оградить себя и ребёнка от побоев и оскорблений. Но когда умер муж, Ниловна почувствовала, как дорог её единственный близкий человек, сын. Многого не понимала она в поведении Павла, боясь за него. Она привыкла к горю и узнав, что Павел читает запрещённую литературу, подчиняется этому новому несчастью, как неизбежному. Чувство страха за сына заставляет его о многом задуматься, присматриваться к его товарищам, прислушиваться к их разговорам. «Запрещённые люди» и пугают мать и радуют так как она видит их душевную чистоту, мягкость обращения друг к другу. Дружеские, товарищеские встречи с чтением книг и спорами заставляют мать с гордостью думать о сыне: ведь у неё в молодости, да и во всей жизни, не было ничего подобного. Каждую минуту жизнь Ниловны наполняется всё большим и большим содержанием, и незаметно прежний страх за сына уступает место радости и гордости за него. Любовь к сыну растёт и распространяется на его друзей, и матери начинает казаться, что всех она любит одинаково. Когда Павла арестовывают в первый раз, жизнь Ниловны становится пустой, теряет для неё смысл. Первое партийное задание: проносить на фабрику листовки – Ниловна берёт с радостью, но не потому, что решила стать революционеркой, а потому, что хочет помочь сыну. Но участи в революционной работе выводит её из узкого мирка своей семьи, сближает с рабочими. Она видит, что сын её не одинок, видит, с какой жадностью тянутся руки рабочих к «листкам», руки тех, кто начинает верить её сыну. Она начинает понимать великую правду революционной борьбы. И вся жизнь её осветилась изнутри ярким светом! «Ниловна, и ты бунтовать пошла?» — спрашивает её первого мая старый рабочий Миронов. И мать отвечает: «Надо хоть перед смертью рядом с правдой походить!». Даже тревога за сына уменьшается по мере того, как ширится её любовь к людям, боль за их страдания. Ниловна стала борцом за народное счастье. Во имя этого великого дела она готова пожертвовать жизнью. Горький показал в образе Ниловны тот путь, которым шли в революцию массы. Прослеживая путь Ниловны в революцию, Горький говорил этим образом, что раз уж пришло время, когда проснулись самые забитые слои рабочих, когда они сердцем своим поняли правду революционной борьбы и встали на этот нелёгкий путь, то это значит, что сломить волю народа невозможно. Образ Ниловны типичен, так как её жизнь – это жизнь сотен людей из народа, пришедших в революцию в начале двадцатого века.
Рекомендуем посмотреть:
- Построение романа вокруг образа Ниловны в романе Горького “Мать”
- Духовное перерождение Ниловны в романе Горького «Мать» (Образ Ниловны).
- Герои этого романа «Мать»
- «Мать» новаторское произведение М. Горький»
- Человек и идея в романе Горького «Мать»
- «Когда человек может назвать мать свою и по духуродной – это редкое счастье» (По роману М. Горького «Мать»)
- «Мать», как произведение реализма
- Трудное счастье матери (по роману М. Горького «Мать»)
- Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века (М Горький «Мать»)
Your description goes here
Произведение построено таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описанных событий. Если роман «Мать» — это произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении — наиболее яркий и убедительный пример. Путь Ниловны сложен и противоречив. Женщине, прожившей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было освободиться от старого. Пелагея Ниловна испытала всю горечь тяжелой участи жены рабочего человека. Она угнетена бедностью, пьяным и грубым мужем, религиозностью, осознанием, что «все так живут». В начале романа мы видим робкую, покорную, забитую подневольной жизнью, боящуюся людей женщину. Она учит сына спасаться от людей, ибо они «ненавидят друг друга». В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, что сын читает запрещенные книги, она сначала испугалась, но потом сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей. Героиня Горького неожиданно попадает в иную среду, в среду людей веры и самопожертвования, в среду преданности делу будущего.
Авторское отношение к Ниловне очевидно. Неслучайно именно ей отводится решающая роль в развитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих в книге, описание часто ведется от ее лица. Появляется Ниловна не сразу. Не сразу дается и ее портрет. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению в романе, — страх. Сначала это страх забитого человека. Позже — страх за то, что люди не поймут правды, идей Павла. Страх преследует мать на протяжении всей книги, но постепенно переходит в другое чувство — в гордость за сына. И в конце произведения — это уже страх за то, что она не будет достойна Павла, и опасения за людей, которые делают одно с ее сыном дело. Ниловна не оставляет сына, она всегда рядом, а что может быть прекраснее в жизни! Неудивительно, что именно чувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолеть страх. (Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: «Не позорь сына-то. Никто не боится!»).
С образом матери в произведении связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький не упрощает это воскрешение. Процесс же перерождения Ниловны вообще сложен. Во-первых, ей сорок лет, а для того времени это уже был возраст, на котором «бабий век» заканчивался. В начале книги Горький вообще утверждает, что, «прожив такой жизнью лет 50, человек умирал». Ниловна — сложившаяся личность. Кроме того, она женщина религиозная. В вере матери писатель видит определенную систему взглядов на мир, помогающую ей выжить. Поэтому-то Ниловна так боится разрушения своей веры в Бога. Неслучайно она просит Павла и Рыбина: «Уж вы мне Бога-то оставьте, как я без него жить буду?»
Поставив в центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессе постепенного перерождения расширяется значение слова «мать». Сначала Ниловна — источник жизни Павла, ее любовь — эгоистическая любовь к сыну. Позже Ниловна начинает ощущать себя матерью Находки, Наташи. В конце книги она мать всех детей: «Теплая тень ласково окружила женщину, грея сердце чувством любви к неведомым людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромного человека». Особое значение приобретает и следующая фраза: «Мы все дети одной матери-правды». Мать многого не понимает, но она чувствует правду, ибо это заложено в ней изначально.
Наблюдая за товарищами Павла, Ниловна поняла, что революционеры — лучшие люди на земле, и она полюбила их как родных. Сначала она потрясена их неверием в бога, ощущением своей несознательности, недостаточным пониманием событий, но все это она преодолевает силой своей материнской любви. Ниловна охотно начинает выполнять поручения сына, постепенно втягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном. Постепенно из темного, забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям.
Уверенность в том, что она может помочь в революционной борьбе, распрямляет душу Ниловны. Беден был круг ее интересов и привязанностей. Ее интересы, поведение ранее были ограничены бытовыми заботами. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Таким образом, смысл заглавия «Мать» расширился, приобретя значение символа. Сознание того, что она своими действиями приносит существенную пользу революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, является основой возникшего у нее чувства самоуважения. Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына. Процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но она преодолела трудности. В первом агитационном выступлении Ниловны на первомайской демонстрации ее представление о социальной борьбе еще соседствует с религиозным. Постепенно ее кругозор расширяется. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу с крестьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила дело сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягает последние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее груди вырывается пламенный призыв: «Собирай, народ, силы свои во единую силу». На новом пути Пелагеи Ниловны в революционном движении сгорает все старое, отсталое, рождаются новые мысли и чувства. Она проникается большой любовью к миру, к людям, к народу.
Писатель показывает возрождение Ниловны к борьбе за свободу, рисуя тип человека из народных глубин: «Казалось, тысячи жизней говорят ее устами». Велика заслуга Горького, создавшего в романе «Мать» образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния. Образ Ниловны воспринимается как олицетворение огромных перемен, происшедших в сознании людей, вступивших на путь революционной борьбы.
В романе М. Горький создал образ женщины-революционерки, для которой все бойцы за общую правду — ее дети. «Мать», которая доносит до них лозунг своей жизни: «Не оставляйте детей своих на одиноком пути!». После своего сна Пелагея полностью освобождается от старой веры. И мы больше не сомневаемся, что Пелагея Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, для борьбы, поддержит их в самую тяжелую минуту, потому что она — самая настоящая мать!
Сочинение по литературе. Смысл заглавия романа М. Горького «Мать». Образ ниловны
В 1909 году М. Горький записывает: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более ёмкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбирая Ниловну, а не Павла Власова в качестве центрального персонажа, Горький стремится подчеркнуть всемирный масштаб тех изменений, которые происходят, по его мнению, в среде рабочего класса.
Писатель указывает на реальный прототип своей героини: “Ниловна — портрет матери Петра Заломова, осужденного в 1902 году за демонстрацию 1 мая. Она работала в организации, развозила литературу, переодетая странницей, в Иваново-Вознесенском районе. Она — не исключение”. То, что существование человека, подобного Ниловне, подсказано действительностью, очень важно. Путь Ниловны — это путь простого человека в революцию.
Авторское отношение к Ниловне очевидно. Не случайно именно ей отводится решающая роль в развитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих в книге, описание часто ведется от ее лица. Появляется Ниловна не сразу. Не сразу дается и ее портрет. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению в романе, — страх. Сначала это страх забитого человека. Позже — страх за то, что люди не поймут правды, идей Павла. Страх преследует мать на протяжении всей книги, но постепенно переходит в другое чувство — в гордость за сына. И в конце произведения — это уже страх за то, что она не будет достойна Павла, и опасения за людей, которые делают одно с ее сыном дело. Ниловна не оставляет сына, она Всегда рядом, а что может быть прекраснее в жизни! Неудивительно, что именно чувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолеть страх (“Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: “Не позорь сына-то. Никто не боится!”).
С образом матери в произведении связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький не упрощает это воскрешение. Процесс же перерождения Ниловны вообще Сложен. Во-первых, ей сорок лет, а для того времени это уже был возраст, на котором “бабий век” заканчивался. В начале книги Горький вообще утверждает, что, “прожив такой жизнью лет 50, человек умирал”. Ниловна — сложившаяся личность. Кроме того, она женщина религиозная. В вере матери писатель видит определенную систему взглядов на мир, помогающую ей выжить. Поэтому-то Ниловна так боится разрушения свой веры в Бога. Не случайно она просит Павла и Рыбина: “Уж вы мне Бога-то оставьте, как я без него жить буду?”
Если в начале произведения Ниловна верует глубоко и страстно, то по мере развития действия ее вера отходит на второй план, она даже замечает, что стала меньше молиться. Таким образом, процесс перерождения матери связан с изменением ее мировосприятия.
И наконец, Ниловна — просто женщина, а традиционные для ее времени и среды представления о назначении женщины ограничивались семьей и детьми. И это тоже в известной мере осложняет ее включение в активную деятельность. А потому вся книга становится историей возрождения души, освобождения личности от страха.
Поставив в центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессе постепенного перерождения расширяется значение слова “мать”. Сначала Ниловна — источник жизни Павла, ее любовь — эгоистическая любовь к сыну. Позже Ниловна начинает ощущать себя матерью Находки, Наташи. В конце книги она мать всех детей: “Теплая тень ласково окружила женщину, грея сердце чувством любви к неведомым людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромного человека”. Особое значение приобретает и следующая фраза: “Мы все дети одной матери-правды”. Мать многого не понимает, но она чувствует правду, ибо это заложено в ней изначально.
Для Горького чрезвычайно важен момент поиска истинной веры. На протяжении всей книги мать ищет. В тексте постоянно появляется слово “Бог”. Воспитанная на православных канонах, Ниловна видит в Боге единственную силу, способную восстановить справедливость если не на этом, то на том свете. То, что рядом с ней живут люди, стремящиеся создать справедливость на земле, производит на Ниловну сильнейшее впечатление. А потому она говорит: “Несчастная она, наша бабья любовь. Любим мы то, что нам надо… Другие люди за народ страдают, в тюрьмы идут, и в Сибирь, умирают. Кто их толкает, кто гонит? Любят они! Вот они — чисто любят, веруют. Веруют, Андрюша. А я не умею так, а люблю свое, близкое”. Что же отвечает ей Андрей Находка? “Все любят близкое, но в большом сердце и далекое близко. Вы много можете. Велико в вас материнское”. Любовь матери, дарующей жизнь и охраняющей эту жизнь, по мнению Находки, — любовь природная, подобно той, что рождает новое общество. Воскрешение Ниловны — это вера в Андрея, который мечтает: “Я знаю, будет время, когда люди будут любоваться друг другом, когда каждый будет как звезда перед другим! Будут ходить по земле люди вольные, великие свободой своей! Тогда не жизнь будет, а служение человеку, образ его вознесется высоко”.
Смысл заглавия произведения заключается в символике образа матери-созидательницы, матери, рождающей “будущее в детях своих”. М. Горький подытоживает те представления о матери, которые появились еще в ранних его произведениях, где он говорит: “Прославим женщину-мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни, прославим в мире женщину-мать — единую силу, перед которой склоняется смерть” (“Сказки об Италии”).
Чрезвычайно важным моментом произведения становится сон Ниловны, в котором звучит основная тема жизни матери: “Не оставляйте детей своих на одиноком пути!” Этот сон становится переломной чертой в жизни героини. Она полностью освобождается от старой веры. И мы не сомневаемся — Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, поддержит их в самую тяжелую минуту. Ибо она — мать.
Образ Пелагеи Торцовой
Произведение Островского «Бедность не порок» было написано в 1853 году, в 1854 году она была напечатана как отдельное произведение в трех действиях. Пьеса не схожа ни с одним произведением писателя. Если посмотреть с одной стороны, то она достаточно проста, а если с другой, то мы можем увидеть необычный колорит этой комедии. В первую очередь в этом произведении автор превозносит патриархальную семью, главной «воспитательницей» этого является Пелагея Егоровна.
В произведении «Бедность не порок» Пелагея Торцова занимает одну из главных ролей. Это исконно русская женщина является ценительницей старейших и глубоко национальных традиций и принципов. Муж Торцовой, Гордей Карпыч, наоборот устремляется ко всему новому, неизведанному и заграничному, что в свое время Пелагея Егоровна не поддерживает. Она не может понять стремления своего любимого мужа. Подругам же она плачется про то, что с тех пор как муж приехал с Москвы он и вовсе лишился рассудка и здравого смысла.
В свою очередь муж Пелагеи старается уговорить ее носить различные заграничные вещи, но жена не подается уговорам и остается верна русским порядкам и от русской жизни. Это ярко выражено в строках комедии, где Пелагея размышляет о моде как о чем-то постоянно изменчивом, что она не может сказать о традициях своего государства, которые были придуманы давным-давно и существуют, по сей день. Именно так рассуждает Торцова, не разделяя взгляды своего мужа. Писатель дает нам явно понять, что ей не по нраву что-то новое и заграничное. Но, не смотря на это, она очень хорошая и внимательная женщина. Ее волнение и внимание устремляется на любимую дочь. Но и забота о дочери не дает ее нарушить устоявшие старинные обычаи.
Именно сильная покорность старым традициям и устоявшим правилам мешает Пелагеи дать благословение своей любимой дочери, когда любимый мужчина хочет увезти Любовь Гавриловну вопреки ее отцу. Быстрее всего именно это является удивительным в образе Пелагеи Егоровны. В конце, когда все заканчивается хорошо, мать всем сердцем радуется за Любу, что в свою очередь вновь показывает ее доброту сердца и преданность любимой дочери.
Вариант 2
В произведении Островского «Бедность не порок» важная роль отводится Пелагее Егоровне. А поскольку она старая, то соблюдает все правила и законы, которые были важны еще в то время. А вот муж ее старается жить по-новому и поэтому старается соблюдать правила и законы, которые являются действительными на сегодняшнее время. Хотя жена с этим не согласна и на этом фоне между ними постоянно происходят скандалы и ссоры. Недавно ее муж вернулся с Москвы, где пробыл очень долго и теперь она его не узнает, ведь теперь он все делает совсем по-другому. Ему нравилась та жизнь, которая была в городе, а теперь он недоволен своей жизнью. Именно поэтому когда Пелагея встречается со своими подругами, то рассказывает про него всякие гадости.
А вот муж нашей главной героини по имени Гордей старается купить жене разные новые наряды, которые сейчас ценятся и почитаются, вот только все эти вещи ей не важны и она ничего в себе не хочет менять. Она говорит, что ей не нравится все то, что происходит сегодня и больше всего на свете ей хочется вернуться назад.
Но, не смотря на это, Пелагея является положительным героем. У них есть дочь, которую она больше всего любит на свете. И все чтобы она не делала, она делает для нее. И ради нее она может пожертвовать многим, но поменяться и жить совсем другой жизнью она не хочет и даже ради дочери. Дочь уже давно влюблена в обычного парня по имени Митю. Он работает в конторе. Вот только отцу совсем не нравится такой зять, и он хочет разными способами их развести, и женить ее на богатом парне, который живет в Москве. Для того чтобы они потом забрали их в столицу и уже там он смог обосноваться навсегда. Хотя мать во всем поддерживает дочь и помогает им встречаться втайне от отца, но повлиять на мужа она не может, а все, потому что очень сильно его боится. И хватило бы всего лишь дать благословение дочери и парню, которого выбрала дочь. Но и этого Пелагея не может сделать, потому что не хочет соблюдать все порядки, которые на сегодняшний день являются правильными.
Вот только дочь не собирается ради своих родителей ломать себе всю жизнь и делать все, что прикажет ей отец. И поэтому собирается и тайно убегает из дома вместе со своим любимым. Конечно же, все заканчивается очень хорошо, и родители соглашаются с выбором дочери и благословляют их.
«Жизненный путь Ниловны»
Это редкое счастье, когда сын может назвать свою мать родной и по духу. А. М. Горький Не случайно первым словом ребенка, на каком бы языке оно ни звучало, было, есть и будет слово «мама». Сколько нежности и благодарности сливается в нем! Каким глубоким смыслом оно наполняется с годами! Горький утверждал, что в материнской любви заключена вся поэзия жизни. В образе матери для Горького идеально слились нравственное и созидательное начала. Мать – источник жизни, источник любви. Мать и ее дети – единое целое, если они родные не только по крови, но и по духу.
Тему духовного родства раскрывает Горький в романе «Мать», само название которого указывает на главного героя произведения. В центре повествования Пелагея Ниловна – мать Павла Власова, рабочего-революционера. Роман построен таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описываемых событий. Название романа и его композиция подчинены задаче, которую Горький поставил перед собой: показать, как под влиянием революционных Идей пробуждалось самосознание трудовых масс, формировалось в рабочих чувство собственного достоинства, как включались они в борьбу за правду и справедливость. Именно поэтому главной героиней романа была выбрана простая русская женщина, неприметная вдова из рабочей слободки, принадлежащая к самым отсталым и угнетенным слоям населения, сын которой – революционер. Благодаря ему Ниловна становится не просто свидетелем, но и непосредственным участником борьбы. Из темного, забитого я безмолвного существа она превращается в горячего пропагандиста, знающего правду и уверенно несущего ее людям.
В начале романа мы видим робкую, покорную женщину, которая «двигалась бесшумно и как-то боком». Она угнетена пьяным и буйным мужем, постоянными побоями, бедностью. Дикая, беспросветная жизнь! Сегодняшний день похож на вчерашний. Будущего нет. Страх, страх, страх… За себя, за сына. После смерти мужа Ниловна всё свое внимание устремила на сына, который уже прошел путь, свойственный обыкновенным парням из слободки, и теперь сосредоточенно и упрямо выплывал «из темного потока жизни».
«Она сердцем поняла, что сын ее обрек себя навсегда чему-то тайному и страшному». Ниловна с тревогой прислушивается к тому, о чём говорят Павел и его товарищи. Она боится, что подобные разговоры плохо кончатся для Павла. Но что-то уже сдвинулось в душе Ниловны, вместо страха рождается новое чувство — гордость за сына. Ненависть к прошлому, «похожему на болото», вырастает в ней. Ее большое сердце, до этого умевшее только бояться, начинает биться в ином ритме.
Постепенно Ниловна освобождается от страха и рабской покорности, религиозных предрассудков. У нее появляются общие духовные интересы с сыном. Из любви к сыну мать выполняет свое первое революционное поручение: распространяет листовки на фабрике. Она начинает понимать идеи сына. «Правду вашу я тоже поняла: покуда будут богатые — ничего не добьется народ: ни правды, ни радости — ничего!» Ближе она стала сыну, гораздо ближе. И на первомайской демонстрации старается не отстать от Павла, идет рядом с ним.
Ниловна меняется духовно в окружении чутких, добрых людей, таких как Андрей Находка, который обучает ее грамоте, Софья, Егор Иванович. С жадным любопытством всматривается она в окружающий мир, который словно впервые распахивается перед пожилой женщиной. Появляется любовь к прекрасному, а вместе с ней — ненависть к «свинцовым мерзостям жизни». Появляются революционные убеждения и «требовательное желание своим языком говорить людям о несправедливостях жизни». Ниловна становится профессиональной революционеркой. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Сознание того, что она приносит пользу в революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, пробуждает в ней чувство самоуважения. «Душу воскресшую — не убьют!»
Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему и по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына.
Когда царский суд осудил Павла, мать не поддалась горю. Она мужественно понесла в массы слово сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, она напрягает последние силы, чтобы бросить людям листовки с речью Павла. Из груди ее вырывается пламенный призыв: «Собирай, народ, силы свои во единую силу!». Только на секунду сердце ее «оделось едким дымом страха», но она подумала о чести сына: «Не позорь сына-то! Никто не боится».
Образ Ниловны свидетельствует о глубоком изменении мировосприятия людей, вступивших на путь революционной борьбы. Причем образ этот типичен, реален, не идеализирован автором. Горький писал, что Ниловна — «портрет матери Петра Заломова, осужденного … за демонстрацию 1 Мая в Сормове. Она работала в организации, развозила литературу, переодетая странницей, в Иваново-Вознесенском районе…»
Горький обогатил галерею женских образов, которыми вправе гордиться русская литература, новым для своего времени и совершенно неповторимым, талантливо написанным портретом Ниловны. Литературная героиня намного пережила свой прототип. И хотя сегодня революционное движение начала прошлого века представляется нам в ином свете, чем автору романа, написанного по свежим следам событий, — образ Ниловны понятен и близок сегодняшнему читателю. Близок тем, что это живой образ живого человека, посвятившего себя служению людям.
В ранних произведениях и в пьесах 900-х годов М.Горький напряженно искал ответ на вопрос о том, как сделать человека свободным. В романе «Мать» М. Горький утверждает, что подлинное освобождение человечества — на путях социальных преобразований: не случайно в его романе процесс революционной борьбы за социальные преобразования изображен и как процесс духовного обновления героев, участвующих в этой борьбе.
Если роман «Мать» — это произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении — наиболее яркий и убедительный пример.
Путь Ниловны к новому сложен и противоречив. Женщине, испытавшей особенно тяжкий гнет, прожившей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было понять правду новых людей, не так просто было освободиться от старого.
Духовное возрождение Ниловны, победа над страхом, развитие новых качеств личности, таких, как чувство собственного достоинства, мужество, изменили и внешний облик матери. Раньше была «она высокая, немного сутулая, ее тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком, точно она всегда боялась задеть что-то. Широкое, овальное лицо, изрезанное морщинами и одутловатое, освещалось темными глазами, тревожно грустными, как у большинства женщин в слободке. Над правой бровью был глубокий шрам, он немного поднимал бровь кверху, казалось, что и правое ухо у нее выше левого, это придавало ее лицу такое выражение, как будто она всегда пугливо прислушивалась. В густых, темных волосах блестели седые пряди. Вся она была мягкая, печальная, покорная…» Совсем другой рисует автор Ниловну в конце романа, у нее даже походка стала иной — прямой, гордой. Когда она говорила с Людмилой о понятой ею правде, «ее доброе большое лицо вздрагивало, глаза лучисто улыбались и брови трепетали над ними, как бы окрыляя их блеск. Ее охмеляли большие мысли, она влагала в них все, чем горело её сердце, все, что успела пережить, и сжимала мысли в твердые, емкие кристаллы светлых слов. Они все сильнее рождались в осеннем сердце, освещенном творческой силой солнца весны, все ярче цвели и рдели в нем».
Слушая речь сына Павла по поводу «болотной копейки», наблюдая уважительное отношение к нему со стороны рабочих, мать постепенно стала привыкать к мысли, что эти смелые люди сумеют сплотить вокруг себя рабочий народ. И опять же — не простым материнским утешением были слова Ниловны подавленному неудачей Павлу: «Сегодня не поняли — завтра поймут».
После ареста Павла, доставляя на фабрику листовки, Ниловна увидела, с какой жадностью рабочие читают слово правды. Она все чаще слышит от простых людей пугавшие ее когда-то слова: «бунт», «социалисты», «политика», — и вера ее в революционеров окрепла, более того — она слилась с верой в народ. Поверив в народ и его руководителей, Ниловна окончательно поверила в возможность победы революции. Это открытие преобразило ее.
Отношение к Ниловне окружающих: близких, товарищей по революционной работе, людей, слушающих ее, — помогает довершить образ матери. «Славная вы какая», — говорит ей Наташа. В ответ на просьбу матери доверить ей распространение листовок Егор хрипло кричал: «Вы — красавица». Когда Ниловна после демонстрации впервые заговорила с людьми о понятой ею правде, люди, «повинуясь неясной силе, тянувшей их за матерью, не торопясь, шли за ней, вполголоса перекидываясь краткими словами».
В финальной сцене романа на вокзале люди плотно обступили мать. «Их властно привлекла седая женщина с большими честными глазами на добром лице, и, разобщенные жизнью, оторванные друг от друга, теперь они сливались в нечто целое, согретое огнем слова, которого, быть может, давно искали и жаждали многие сердца, обиженные несправедливостями жизни. Ближайшие стояли молча, мать видела их жадно-вопросительные глаза и чувствовала на своем лице теплое дыхание».
Как видим, духовный перелом произошел не скоро, процесс преодоления старого был длительным и трудным, но Ниловна окончательно связала свою судьбу с соратниками Павла. Она непосредственно включается в революционную борьбу, через нее осуществляется связь с деревней. От той робкой, запуганной женщины, которая даже ходила как-то боком, не осталось и следа. Апофеозом матери-революционерки явилась ее предельно лаконичная, страстная речь на вокзале во время ареста — призыв к народу объединиться для решительной схватки с царизмом.
Образ Ниловны — большая удача Горького. Таким образом, мы видим, что одной из основных проблем, которые решает Горький в романе «Мать», является проблема духовного обновления человека в революционной борьбе. Решению этой проблемы подчинена вся образная система романа. В истории главных героев романа, в тех штрихах, которыми очерчены второстепенные персонажи, в изображении массовых сцен, в системе деталей и лейтмотивов романа утверждается положительное оптимистическое решение проблемы.
Читаемое в разделе:
- Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»
- Финал четвертого акта. Анализ по пьесе Горького «На дне»
- Неоромантизм и раннее творчество Максима Горького
- Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
- Рассказ М. Горького «Макар Чудра». Жизненная позиция героев
- Реалистическое и романтическое в рассказе «Старуха Изергиль»
- Жизнь ночлежников до появления Луки. Анализ по пьесе «На дне»
Ранее опубликованные в разделе:
- Смысл названия пьесы Горького «На дне»
- Тема любви в пьесе Горького «На дне»
- Реалистическое и романтическое в рассказе «Старуха Изергиль»
- Рассказ М. Горького «Макар Чудра». Жизненная позиция героев
- Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»
- Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
Школяру.ру | В помощь школьнику
Произведение построено таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описанных событий. Если роман «Мать» — это произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении — наиболее яркий и убедительный пример. Путь Ниловны сложен и противоречив. Женщине, прожившей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было освободиться от старого. Пелагея Ниловна испытала всю горечь тяжелой участи жены рабочего человека. Она угнетена бедностью, пьяным и грубым мужем, религиозностью, осознанием, что «все так живут». В начале романа мы видим робкую, покорную, забитую подневольной жизнью, боящуюся людей женщину. Она учит сына спасаться от людей, ибо они «ненавидят друг друга». В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, что сын читает запрещенные книги, она сначала испугалась, но потом сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей. Героиня Горького неожиданно попадает в иную среду, в среду людей веры и самопожертвования, в среду преданности делу будущего. Авторское отношение к Ниловне очевидно. Неслучайно именно ей отводится решающая роль в развитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих в книге, описание часто ведется от ее лица. Появляется Ниловна не сразу. Не сразу дается и ее портрет. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению в романе, — страх. Сначала это страх забитого человека. Позже — страх за то, что люди не поймут правды, идей Павла. Страх преследует мать на протяжении всей книги, но постепенно переходит в другое чувство — в гордость за сына. И в конце произведения — это уже страх за то, что она не будет достойна Павла, и опасения за людей, которые делают одно с ее сыном дело. Ниловна не оставляет сына, она всегда рядом, а что может быть прекраснее в жизни! Неудивительно, что именно чувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолеть страх. (Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: «Не позорь сына-то. Никто не боится!»). С образом матери в произведении связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький не упрощает это воскрешение. Процесс же перерождения Ниловны вообще сложен. Во-первых, ей сорок лет, а для того времени это уже был возраст, на котором «бабий век» заканчивался. В начале книги Горький вообще утверждает, что, «прожив такой жизнью лет 50, человек умирал». Ниловна — сложившаяся личность. Кроме того, она женщина религиозная. В вере матери писатель видит определенную систему взглядов на мир, помогающую ей выжить. Поэтому-то Ниловна так боится разрушения своей веры в Бога. Неслучайно она просит Павла и Рыбина: «Уж вы мне Бога-то оставьте, как я без него жить буду?» Поставив в центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессе постепенного перерождения расширяется значение слова «мать». Сначала Ниловна — источник жизни Павла, ее любовь — эгоистическая любовь к сыну. Позже Ниловна начинает ощущать себя матерью Находки, Наташи. В конце книги она мать всех детей: «Теплая тень ласково окружила женщину, грея сердце чувством любви к неведомым людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромного человека». Особое значение приобретает и следующая фраза: «Мы все дети одной матери-правды». Мать многого не понимает, но она чувствует правду, ибо это заложено в ней изначально. Наблюдая за товарищами Павла, Ниловна поняла, что революционеры — лучшие люди на земле, и она полюбила их как родных. Сначала она потрясена их неверием в бога, ощущением своей несознательности, недостаточным пониманием событий, но все это она преодолевает силой своей материнской любви. Ниловна охотно начинает выполнять поручения сына, постепенно втягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном. Постепенно из темного, забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям. Уверенность в том, что она может помочь в революционной борьбе, распрямляет душу Ниловны. Беден был круг ее интересов и привязанностей. Ее интересы, поведение ранее были ограничены бытовыми заботами. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Таким образом, смысл заглавия «Мать» расширился, приобретя значение символа. Сознание того, что она своими действиями приносит существенную пользу революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, является основой возникшего у нее чувства самоуважения. Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына. Процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но она преодолела трудности. В первом агитационном выступлении Ниловны на первомайской демонстрации ее представление о социальной борьбе еще соседствует с религиозным. Постепенно ее кругозор расширяется. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу с крестьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила дело сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягает последние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее груди вырывается пламенный призыв: «Собирай, народ, силы свои во единую силу». На новом пути Пелагеи Ниловны в революционном движении сгорает все старое, отсталое, рождаются новые мысли и чувства. Она проникается большой любовью к миру, к людям, к народу. Писатель показывает возрождение Ниловны к борьбе за свободу, рисуя тип человека из народных глубин: «Казалось, тысячи жизней говорят ее устами». Велика заслуга Горького, создавшего в романе «Мать» образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния. Образ Ниловны воспринимается как олицетворение огромных перемен, происшедших в сознании людей, вступивших на путь революционной борьбы. В романе М. Горький создал образ женщины-революционерки, для которой все бойцы за общую правду — ее дети. «Мать», которая доносит до них лозунг своей жизни: «Не оставляйте детей своих на одиноком пути!». После своего сна Пелагея полностью освобождается от старой веры. И мы больше не сомневаемся, что Пелагея Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, для борьбы, поддержит их в самую тяжелую минуту, потому что она — самая настоящая мать!
Следующая > |
Смотрите также:
- Изображение купечества в повести Горького «Фома Гордеев»