- Сочинения
- По литературе
- Есенин
- Тема Родины в лирике Есенина
Большинство талантливых людей решались говорить о родине как о долге, как о патриотической любви, как о нечто близком. Среди таких индивидуумов ярко проявил себя на литературном поприще Сергей Александрович Есенин – русский поэт, искренне любивший родину.
Истоки любви к Родине творец берет со своего дома: села Константиново. Именно там прошло его счастливое детство и юность, там он начал писать прекрасные стихотворения, известные и сейчас, в которых явно отражена любовь к дорогой родине. Чувство теплое в сердце к ней не связано ни с политикой, ни с социалистической жизнью, нет. Любовь – это то, что внутри. Для Есенина – это родные края. И это не могло ни отразиться в его творчестве.
Первым сборником стихов, с которых и всё началось – это «Радуница», вышедший в 1916 году. В эту пору Есенин становится известным поэтом крестьянской культуры. Сергею Александровичу были близки просторы краев Константинова, простая крестьянская жизнь. В стихотворениях поэта нет никаких противоречий. Перед народом он предстает как выразитель понимания простого люда, его тяжелой судьбы.
Есенину ничего не нужно было: ни слава, ни каких-то материальных ценностей. Как писал он в стихотворении: «Не надо рая», лучше «дайте родину мою».
Последующий сборник необычных стихов – «Голубень», опубликованный в 1918 году, стал продолжением ранней лирики Сергея Александровича. Русь у поэта перерастает в образ храма, обители. Родина становится воплощением мира Божества. Мира, где есть спокойствие и гармония, где нет места корысти, зависти. В каждом произведении Есенина остро ощущается его единение с Родиной. Как ни странно, но поэт всегда в ней нуждался. Даже, когда покинул Россию, он не смог долго находиться в разлуке с близкими сердцу местами. Слишком дорога Сергею Александровичу родина! Слишком дорога!
Когда в 1917 году в страну нахлынула революция, Есенин явно понимал перемены народной жизни. Все становилось на свои места, поэзия его постоянно была обращена к Родине, говорилось о безмерной любви к ней.
«Край ты мой заброшенный» — вот оно единение поэта с природой. Вот, как сильно он любит дорогие места. Есенин обожает родину, принимает ее такой, какая она есть. Верит в светлое ее будущее, чувствует перемены.
Так, за всю историю своего творчества Сергей Александрович сумел создать образ Родины как нечто возвышенное, наполненное гармонью, спокойствием.
Тема Родины, бесконечная любовь к ней – вот, что главное для Есенина. Сочиняя великие творения, он хотел донести до читателей, как важно заботиться и быть единым с природой, ибо она – наш дом!
Сочинение Тема родины в лирике Есенина (в поэзии, стихах)
Безусловно, можно сказать, что каждый поэт видит и изображает тему родины по-разному. Заключается все в том, в каких исторических и социальных условиях жил поет. Что можно сказать о Есенине, то он сам родом из-под Рязани. Рожденный поэт был в старинном селе Константинове, где прошли главные годы его жизни и появились первые произведения. Поэтому у Сергея Есенина с образом родины на первом плане становиться сельская и крестьянская Россия.
Уже в раннем творчестве Есенина можно увидеть произведения о родине. В его стихотворениях полностью отсутствует противоречие, а преобладает гармония. В них поэт пишет о человеческом мировосприятии. У Сергея Есенина насчитывается не мало сборников стихов как в юном возрастете, так и уже когда достигает зрелого возраста жизни, продолжает развивать свои мотивы ранней лирики. Для Есенина родина была как некое духовное отечество, это отражает это поэт во многих своих стихотворениях, в которых у Есенина буквально вся Русь приобретает образ храма. Из его лирических стихотворений можно понять, как происходит уединение героя произведения с самой великой и могущей Родиной.
У Сергея Есенина очень много стихотворений, которые написаны и посвящены именно Родине, в них автор раскрывает и показывает ее со всех сторон. Но это не как не влияет на любовь поэта к России, он любит и воспринимает ее такой, какая она есть.
Автор надеться, что грядущие перемены пойдут на пользу Руси. И происходит революция, которую ждали многие поэты и писатели. Что касается Есенина, то он ее принял с большим воодушевлением, она для него стала религиозной идеей для изменения. Именно этот период и повлиял на создание новых и немало интересных произведений Есениным.
Уже к финальному этапу творческой жизни Есенина, стихотворения становятся похожи на трагедию. При сравнение с первыми его изданиями, то можно увидеть происшедшее изменения в его творчестве. Его перестает радоваться красота природы своей деревни, и уже в последнем своем стихотворении о Родине автор описывает явные произведшие изменения из-за революции, которая не чего хорошего не принесла, и что даже до боли родная деревня изменилась в плохую сторону.
Поэтому на всем этапе жизненного пути Сергей Есенин пишет в своих душевных стихотворениях о Родине, только то, что чувствует и видит своими глазами.
Краткая биография поэта
Сергей Александрович Есенин появился на свет осенью 1895 года в селе Константиново под Рязанью. Биография поэта яркая, печальная и насыщенная, но очень короткая. Мужчина стал популярным при жизни. Его персона вызывала неподдельный интерес современников.
Воспитанием мальчика занималась преимущественно бабушка. Благодаря последней у Сережи и проявился талант. Мать будущего поэта против ее воли выдали замуж за крестьянина, однако женщина не смогла жить с нелюбимым мужчиной. Вскоре она с маленьким сыном вернулась к родителям.
Спустя время женщина оставила ребенка на попечении матери и отправилась на заработки в Рязань. Вспоминая о своем детстве, Сергей говорил, что начал писать стихи благодаря бабушке, которая читала ему сказки. Мальчик же в шуточной форме переделывал их.
В 1904 году Сергея отправили в четырехгодичное сельское училище, а затем в церковную школу. Так Есенин оказался вдали от родного дома и близких. Его творческие задатки проявлялись во время посиделок с друзьями. На таких мероприятиях подростки читали стихи, но творчество Сергея особенно выделялось на фоне остальных.
Начиная с 1915 года произведения Есенина стали часто публиковаться рядом с работами популярных поэтов того периода. Его творчество стало общеизвестным.
Во время службы в госпитале царского села Есенин читал свои произведения раненым военным. Это выступление услышала императрица. Мероприятие вызвало негодование петербургских литераторов, которые были враждебно настроены к семье царя.
В 1921 году Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан. Вскоре они сыграли свадьбу. Затем влюбленные отправились в путешествие по Америке и Европе. Сначала Сергей Александрович восторгался всем заграничным, но очень скоро затосковал по дому. Ему не хватало тепла и душевности родной страны. Летом 1923 года поэт развелся.
Особое место в творчестве Есенина занимает тема родины. В его поэзии прослеживается любовь к природе родного края, гордость и надежда. Сергей Александрович погиб 28 декабря 1925 года. Обстоятельства его смерти так и неизвестны.
Стихи поэта нравились не всем современникам. После гибели мужчину неоднократно поливали грязью, поэтому его произведения практически не издавались до Оттепели. Нередко его творчество распространялось в рукописях.
Вариант 3
Тема любви к Родине, к своему Отечеству отражена в творчестве многих поэтов, но у каждого она представлена по-разному. Сергей Александрович Есенин почти в каждом своём стихотворении упоминал о родном крае. Своё первое стихотворение поэт написал еще в юности, когда жил в Константинове. Именно своей малой Родине, деревенской жизни и крестьянской России Есенин посвящал свои ранние стихи. Для Есенина образ Родины представляется милым, простым, нетронутым ничем плохим местом. Он описывает леса с русскими берёзками, поля с посеянной пшеницей, речки с прозрачной водой и многое другое. Поэт считает себя частичкой этого «маленького рая».
Позже стихи Есенина приобретают некий политический оттенок. Во время Первой мировой войны он начинает писать стихи о том, как сложна мужская судьба, как воины уходят на фронт, а девушки остаются ждать их, о голодных ребятишках и о нехватке хлеба. Грустные ноты прослеживаются в написанных поэтом строках.
Облик Родины в понимании Есенина существенно изменился после революции. Ему казалось, что вторжение в привычную жизнь земли, села, деревни “железного гостя” это не есть хорошо, ведь естественная красота природы портится. В этот период Есенин подвергается глубочайшему духовному кризису.
Со временем в сознании поэта меняется образ окружающего его мира, он становится шире. Родиной он теперь называет не только свой родной край, но и весь мир в целом. Поэт мечтает о том, чтобы все нации были едины, чтобы не было войн и вражды между народами, чтобы царил мир во всём мире. Для него важно быть не просто поэтом, а «братом».
Будучи интернационалистом, Есенин воспевает родной рязанский край. Для него нет места краше, уютнее и роднее. И как бы ни были красивы другие города и страны, малая родина всегда будет для него превыше всего.
И как бы далёк от родных мест ни был Есенин, каких бы высот ни достигал, любовь к родной земле, крестьянскому быту и деревенским просторам сохранялась в его сердце и крепла с каждым днём. С такой искренностью и душевной теплотой, наверное, ни один поэт не отзывался о своей малой родине, о своей деревеньке. Есенин в своих стихах невольно признавался в любви к своему отечеству, к тем местам, где ему довелось родиться.
Для 11 класса
Эволюция темы Родины в стихах С. Есенина
Многие люди считают, что Родину надо любить за что-то: за красоту, которая нас окружает, за высокий уровень жизни, за авторитет в мире. А некоторые поступают иначе: при возможности, не раздумывая долго, покидают страну. Я считаю, что в этом случае торг неуместен. Любить Родину надо не за что-то, а вопреки, просто любить, как любил её русский поэт Сергей Есенин. Творчество поэта многогранно, но, прежде всего, он является великим певцом России. Читая стихи С.А. Есенина, понимаешь, что для него не существовало ничего важнее и дороже Родины. Сам поэт признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Ему выпало несчастье (или счастье?) жить в эпоху великих перемен, ломки уклада жизни, в судьбоносную для России эпоху… С. Есенин – крестьянский сын, для него Родина – это, прежде всего, деревня. Образ России в его стихах складывается из пейзажных зарисовок, описаний национальных обычаев, крестьянского быта. Жизнь русского мужика немыслима без хозяйства, без природы, поэтому поэт вводит образы животных в свои стихи. Корова — кормилица крестьянской семьи. Это, казалось бы, совершенно непоэтическое существо, вырастает у Есенина до символа России. Поэт говорил, что » без коровы нет России». Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию – старость животного: Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах. Бил ее выгонщик грубый На перегонных полях. («Корова», 1915) Также узнает читатель и её дальнейшую участь: Свяжут ей петлю на шее И поведут на убой. Жалобно, грустно и тоще В землю вопьются рога… Это неизбежный исход… Это вполне соответствует народному, крестьянскому миропониманию, отношению крестьянина к животным. Вводя образ собаки в стихотворения, поэт показывает давнюю дружбу этого зверя с человеком. Однако «Песнь о собаке» запоминается, прежде всего, щемящей концовкой: Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. («Песнь о собаке»,1915) Есенин воспевает святое чувство материнства, свойственное собаке в такой же степени, как и женщине-матери. Животное переживает гибель своих детенышей, которых «хозяин хмурый» утопил в проруби. Это стихотворение – не просто бытовая зарисовка, а символ. Ведь Родина – тоже мать, которой часто приходится оплакивать своих сынов… 1917 год … Октябрьская революция … С. Есенин в автобиографии писал: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Первый период революции, давший крестьянам землю, был встречен поэтом сочувственно. Это нашло отражение в его творчестве: Листьями звезды льются В реки на наших полях. Да здравствует революция На земле и на небесах!… ( «Небесный барабанщик», 1918) Это стихотворение пронизано оптимизмом, судьба Родины видится мощной и светлой: Верьте, победа за нами, Новый берег недалек. Но революция не торопилась оправдать надежды поэта на скорый «мужицкий рай», в ней проявилось много такого, чего Есенин положительно воспринимать не мог. Он пишет, что «история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал…» Вскоре Есенин пишет стихотворение «Сорокоуст», (1920) первая часть которого наполнена предощущением надвигающейся беды: Трубит, трубит погибельный рог! Как же быть, как же быть теперь нам На измызганных ляжках дорог?.. Никуда вам не скрыться от гибели, Никуда не уйти от врага… В третью часть Есенин вводит образ жеребенка как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни . Образом этого «прошлого», которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок. Он «соревнуется» между «чугунным конем — поездом » и «красногривым жеребенком»: Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? В заключительной четвертой части стихотворения предчувствие беды усиливается и приобретает трагическую окраску: Оттого-то в сентябрьскую склень На сухой и холодный суглинок, Головой размозжась о плетень, Облилась кровью ягод рябина… Упоминание крови ягод рябины вызывает в сознании образ живого существа, вместившего в себя сомнения, муки, трагизм, противоречия эпохи … В 1922-1923 годах Есенин совершил большое путешествие по Европе и Америке. Достижения индустрии на Западе не могли не впечатлить поэта, и ему «показался смешным и нелепым» тот мир, в котором он жил раньше. Стихи последних лет жизни Есенина наполнены меланхолией, грустью, предчувствием конца. .. Но поэт не жалеет, что именно так прошла его жизнь: Кого жалеть? Ведь каждый в мире — странник… Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь («Отговорила роща золотая», 1924) Но в душе поэта – смятенье, исцелить которое может лишь родная сторона: «И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом» («Письмо к матери», 1924). Все-таки вот где отрада, бальзам для израненной души – в крестьянской избе. С неё начинается Родина для Есенина. Лишь мать для поэта — «несказанный свет», выражение умиротворения и святости. И всё же душа лирического героя Есенина так изранена, что в лирике появляются совершенно новые ноты. Все вокруг кажется «нездоровым, хилым, низким». Но поэт не отрекается от всего, что открывается взору: «Это все мне родное и близкое», «Это все, что зовем мы Родиной» ( «Этой грусти теперь не рассыпать», 1924). В стихотворении «Неуютная, жидкая лунность» (1925) мотив разочарования проявляется еще ярче: Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил… «Равнодушен», «не мил», «разлюбил» — вот слова, которые теперь выражают отношение поэта к родной стороне. Столь же негативную окраску обретают и эпитеты: лунный свет оказывается неуютным и чахоточным, равнины — наводящими тоску, вербы — усохшими, поля – бедными. Поэт оглядывается назад, пытаясь разобраться в том, «что сталось в стране», оглядывает свой край, который «тих после бурь, после гроз» («Несказанное, синее, нежное», 1925). Одно из последних стихотворение Есенина «В этом мире я только прохожий», посвященное сестре Шуре, заканчивается словами: «… любить не отдельно, не врозь Нам одною любовью с тобою Эту родину привелось». Читая эти стихотворения, поражаешься противоречивым чувствам, терзающим душу Есенина. Мне кажется, что неприятие родной стороны шло больше «от головы», от сознания. Душой же поэт оставался с милой сердцу старой живой деревней, о чем лишний раз свидетельствует стихотворение «Спит ковыль…», в котором Есенин как бы вопреки всему заклинает: Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. За стихами Есенина встаёт его время, его эпоха. Почти столетие живет неповторимое есенинское песенное слово, но всё, что он воспевает, глубоко касается каждого из нас. Человек, прикоснувшийся к его поэзии, становится богаче душой, ибо нет ничего прекрасней и святее, чем любовь к родной земле.