Взаимоотношения человека и природы у есенина. Сочинение на тему природа в лирике сергея есенина

  • Анализ стихов
  • Есенин
  • О природе

Есенин один из известных писателей, который затрагивал тему природы. Любовь ко всему живому связано с тем, что писатель родился и вырос в маленькой деревушке. Ему нравилось наблюдать за явлениями в природе и писать о них стихи. В раннем творчестве Есенина природа, описанная им, выглядит иначе, более, радостнее и живее. На закате лет писатель все с большей грустью будет описывать родные края и деревню, в которой он вырос.

В своих стихотворениях о природе Есенин писал, о её красоте и многогранности. Все произведения наполнены любовью и нежность. Есенин всегда уделял особое предпочтение красотам своей великой и необъятной родины. Писатель провел свое детство и юность в деревне, которую очень любил. Ему нравился деревенский быт, и красота бескрайних полей. Есенин всегда относился к природе по-особому, часто сравнивая свою жизнь со временами года. Осень для него выступала в роли уходящих лет, а вот весна наоборот что-то новое и молодое.

Есенин в последние годы жизни все чаще писал о том, что его жизнь увядает так же как опадает лист с дерева. Он никогда ни о чем не жалел. Писатель был дебоширом и хулиганом, но любовь к родине никогда не забывал. Есенин помнил каждый куст, каждый камушек и каждую тропинку своего родного села.

Писатель сравнивал природу, будто это живой человек. Для него обычное озеро становилось зеркалом души, а дерево рябины сравнивалось с огнем. В каждом дереве он видит русскую красавицу. Поля, которые описывал Есенин, наполняли его жизнью и здоровьем.

В каждом стихотворении Есенин пытался передать всю теплоту и любовь к родине. Он был патриотом и до последнего воспевал родные края. Для него его родная деревня была смыслом жизни. Каждое дерево обретало, словно облик человека, когда писатель его описывал. Время года означало какое-то событие в жизни Есенина. Его стихотворения были наполнены метафорами и эпитетами. На протяжении всего творчества Есенин воспевает природу России и родные края.

5, 6, 9 класс кратко

Поёт зима – аукает

Данное стихотворение было написано совсем ещё юным поэтом, ему тогда было всего 15 лет. Одним из центральных образов произведения выступает зима, суровая и непокорная царица. Она подчиняет всю природу своей воле. Но есть в лирическом пространстве маленькие создания, готовые противостоять холодной госпоже. Это маленькие воробышки. Они прижались у окна и, согревая друг друга теплом, мирно спят, мечтая о весне. Несмотря на все усилия метели, мирный сон птичек безмятежен, ведь он наполнен счастьем предвкушения ожидания красавицы весны.

Автор рисует в своём произведении живые, яркие картины с помощью олицетворения. Так, и зима, и весна предстают перед нами живыми существами. А птиц мы можем соотнести с людьми, которые, мечтая о тепле, вместе стараются пережить холода. Читать текст стихотворения…

Сергей Есенин стихи о природе

Сергей Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. В его лирике сливаются чувства и слова, образы и мысли. Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки переживаний и настроений, которые возникали в его душе. Такой гармонией проникнуто вся жизнь и творчество Есенина: стихи о родине, о любви, о природе и о животных. Богатство словесной живописи художника помогает нам почувствовать красоту и силу природы. В его стихах она живет собственной богатой жизнью, постоянно изменяется: рождается, растет, умирает, грустит и радуется. Часто поэт прибегает к приему олицетворения, поэтому его природа всегда многоцветна, многокрасочна и жива.

Синий и голубой (любимые цвета Есенина) усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов, например, “вечером синим”, “вечером лунным”, “заметался пожар голубой”, “предрассветное, синее, раннее” и др.

Природа у Есенина не просто составляет пейзаж: она живет, реагирует на судьбы людей. Ее невозможно отделить от человека, его чувств, мыслей, настроения. Такое отношение к природе можно увидеть в стихотворение “Отговорила роща золотая…”. Оно построено на развернутой метафоре: роща предстает перед нами как живое существо, которое наделено теми же возможностями и чувствами, что человек. Она может говорить “березовым, весенним языком”, “милым” лирическому герою.

Но этот язык мил ему не только потому, что состояние природы очень сходно состоянием самого поэта:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Осень в природе сравнивается с “осенью” в душе лирического героя. Этот мотив ушедшей юности вводится предложением “отговорила роща золотая” и продолжается: “о всех ушедших грезит конопляник”. Лирический герой, с одной стороны, принимает жизнь такой, какая она есть:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире — странник.

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

А с другой — его мучают воспоминания о юности, о которой он думает не без сожаления:

Я полон дум о юности веселой…

А дальше:

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

И, несмотря на эти слова, действительность для него вовсе не привлекательна:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль.

Юность же в памяти лирического героя осталась как “цветы”. Повторяющееся слово “не жаль” еще больше подчеркивает чувство утраты.

Двойственное отношение к прошлому передает инверсия “отговорила роща золотая”: с одной стороны, она “отговорила”, причем “веселым языком”, а с другой — ее уже “не жаль”. Однако автор называет ее “золотой”, то есть прошло самое лучше время в жизни лирического героя. Сам эпитет “золотая” вызывает в сознании читателя самые прекрасные эмоции.

Все эпитеты, сравнения и метафоры здесь существуют не только для красоты форм, но и для того, чтобы полнее выразить отношение лирического героя к уходящей молодости: журавли теперь пролетают “печально”, конопляник “грезит”, дерево “роняет тихо листья”.

Природа и лирический герой в этом стихотворении неразрывно связаны. Все перемены, происходящее в природе, можно наблюдать и в жизни человека, который не только является ее частью, но и должен слиться с нею, чтобы достичь гармонии с миром.

Особое место в лирике Есенина занимают образы животных. “Братья наши меньшие” наделены абсолютно всеми человеческими чувствами, в том числе и человеческими образами, одним из которых является трагедия материнства. Стихотворение, в котором наиболее ярко это описано, — “Корова”.

С самых первых строк мы понимаем, что перед нами старое животное, прожившее очень тяжелую жизнь:

Дряхлая, выпали зубы,

Свиток годов на рогах.

И ее выгонщик грубый

На перегонных полях.

Бедной корове осталось жить недолго. И вот в самом конце жизни ей выпало счастье: родился теленок. Но эта радость оказалась непродолжительной:

Не дали матери сына,

Первая радость не впрок.

Старая корова знает, что и ее ожидает та же участь, что и сына:

Скоро на гречневом свее

С той же сыновней судьбой

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой.

Но животное беспокоит не столько собственная смерть, сколько смерть своего дитя. Ведь, вопреки всем мнениям, животные тоже очень тяжело переживают разлуку со своими детьми. Это стихотворение наполнено сострадания к бедной корове, поэтому здесь практически нет эпитетов, а если и есть, то только те, которые усиливают печаль: “выгонщик грубый”, “сердце неласково к шуму”, “грустная дума”, “жалобно”, “грустно”, “тоще” и т.д.

Но, как и у человека, у животного есть надежда. Последние строки стихотворения помогают понять, о чем мечтает корова:

Снится ей белая роща

И травяные луга.

“Белая роща” символизирует жизнь без мук, без огорчений. Но этой мечте не суждено сбыться, этот мотив введен для того, чтобы противопоставить реальную жизнь той, которая грезится корове.

Таким образом, природа в лирике Есенина предстает со всеми ее печалями и радостями, но в то же время только она способна исцелять душу человека.

С добрым утром!

В стихотворении «С добрым утром!» Сергей Есенин описывает момент пробуждения природы от ночного сна. Всё произведение наполнено светом. Пейзаж, каждый его элемент, предстают в стихотворении живыми существами. Так, свет брезжит и «румянит сетку небосклона», берёзки улыбаются, крапива шепчет, а звёзды наоборот заснули.

Написано произведение хореем, который передаёт плавное, но стремительное пробуждение природы. Создавать атмосферу неумолимо наступающего утра помогает и перекрёстная рифма, которая создаёт восходящий темп. Всё в произведении живёт и дышит счастьем нового дня, именно поэтому финальная строчка выбивается по ритму. Автор делает акцент на том, что наступает доброе утро. Читать текст стихотворения…

Весна

Припадок кончен. Грусть в опале. Приемлю жизнь, как первый сон. Вчера прочел я в «Капитале», Что для поэтов — Свой закон.

Метель теперь Хоть чертом вой, Стучись утопленником голым, — Я с отрезвевшей головой Товарищ бодрым и весёлым.

Гнилых нам нечего жалеть, Да и меня жалеть не нужно, Коль мог покорно умереть Я в этой завирухе вьюжной.

Тинь-тинь, синица! Добрый день! Не бойся! Я тебя не трону. И коль угодно, На плетень Садись по птичьему закону.

Закон вращенья в мире есть, Он — отношенье Средь живущих. Коль ты с людьми единой кущи, — Имеешь право Лечь и сесть.

Привет тебе, Мой бедный клен! Прости, что я тебя обидел. Твоя одежда в рваном виде, Но будешь Новой наделён.

Без ордера тебе апрель Зеленую отпустит шапку, И тихо В нежную охапку Тебя обнимет повитель.

И выйдет девушка к тебе, Водой окатит из колодца, Чтобы в суровом октябре Ты мог с метелями бороться.

А ночью Выплывет луна. Ее не слопали собаки: Она была лишь не видна Из-за людской Кровавой драки.

Но драка кончилась… И вот — Она своим лимонным светом Деревьям, в зелень разодетым, Сиянье звучное Польёт.

Так пей же, грудь моя, Весну! Волнуйся новыми Стихами! Я нынче, отходя ко сну, Не поругаюсь С петухами.

Земля, земля! Ты не металл, — Металл ведь Не пускает почку. Достаточно попасть На строчку, И вдруг — Понятен «Капитал».

Пороша

Умиротворённые картины русской зимы рисует Сергей Есенин в своём стихотворении «Пороша». Лирический герой едет по снежной русской дороге и наблюдает красоту зимы. Природа неподвижна и тиха. То, что перед ним настоящая природа, а не нарисованная картина, напоминает лишь крик ворон на лугу.

Ездок смотрит по сторонам и наблюдает, как причудливо зима окутала деревья, поля. Так, на снеговые шапки на сосне в воображении героя превращаются в косынку. И сама сосна не воспринимается читателями чем-то неживым. Вот она, русская старушка, матушка-сосна. В последнем катрене Есенин рисует картины русских просторов. Он использует такие эпитеты, как «бесконечная дорога», лента дороги убегает вдаль. Лирический герой наслаждается величием и спокойствием русской зимы. Читать текст стихотворения…

Слышал дух мой про край холмов

Человек и родная природа в стихотворениях Есенина

Еду. Тихо. Слышны звоны…

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Словно серые вороны Раскричались на лугу.

Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Повязалася сосна.

Принагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку.

Скачет конь. Простору много. Сыплет снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.

Дымом половодье…

Дымом половодье Зализало ил. Желтые поводья Месяц уронил.

Еду на баркасе, Тычусь в берега. Церквами у прясел Рыжие стога.

Заунывным карком В тишину болот Черная глухарка К всенощной зовет.

Роща синим мраком Кроет голытьбу… Помолюсь украдкой За твою судьбу.

Восход солнца

Загорелась зорька красная В небе темно-голубом, Полоса явилась ясная В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко Отразили в небе свет. И рассыпались далеко От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые Осветили землю вдруг. Небеса уж голубые Расстилаются вокруг.

Вот уж вечер. Роса…

Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве.

От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки.

И вдали за рекой, Видно, за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой.

Под красным вязом крыльцо и двор…

Под красным вязом крыльцо и двор, Луна над крышей, как злат бугор. На синих окнах накапан лик: Бредет по туче седой Старик.

Он смуглой горстью меж тихих древ Бросает звезды — озимый сев. Взрастает нива, и зерна душ Со звоном неба спадают в глушь.

Я помню время, оно, как звук, Стучало клювом в древесный сук. Я был во злаке, но костный ум Уж верил в поле и водный шум.

В меже под елью, где облак-тын, Мне снились реки златых долин. И слышал дух мой про край холмов, Где есть рожденье в посеве слов.

Описывая природу, С. Есенин подбирает простые слова, но они звучат, как песня…

Берёза

Одним из самых чистых, мирных и светлых стихотворений о природе можно назвать «Берёзу» Сергея Есенина. В центре изображения сонная берёза. Лирический герой наблюдает за ней во время её зимнего сна. От неё веет умиротворённостью, уютом и теплом. С помощью трёхстопного хорея автор создаёт плавную мелодию стихотворения, которая погружает читателя в состояние мечтательного сновидения.

Сергей Есенин в своём произведении активно использует средства художественной выразительности для передачи живого образа берёзы и зимнего сна. Так, автор включает в канву произведения такие эпитеты, как «на пушистых ветках», «белая берёза», «снежною каймой», «золотой огонь снежинок». Мы можем встретить такие сравнения, как «принакрылась снегом точно серебром», метафоры «распустились кисти белой бахромой». Сергей Есенин в данном произведении выступает настоящим пейзажистом. Читать текст стихотворения…

Черёмуха

Стихотворение «Черёмуха» проникнуто счастьем и радостью наступления весны. Зима прошла, и природа начинает жить по-новому. Произведение начинается образом душистой черёмухи. Мы видим её в момент прекрасного расцвета. Она сияет и излучает счастье, и рядом с нею всё сияет. Так, зелень под черёмухой не простая, автор использует эпитет «пряная», она серебриться, превращается в волшебный ковёр у подножия проснувшейся красавицы.

Компанию черёмухе составляет резвый ручей, который сам только-только пробудился и готов петь о приходе весны всегда и везде. Сергей Есенин создаёт удивительную картину радости жизни и света. Читать текст стихотворения…

Черемуха

Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет.

Зима

Своё стихотворение «Зима» Сергей Есенин посвятил одному из красивейших времён года. Поэт пишет о быстром приходе зимы. Он использует олицетворения «примчалася зима», «морозы затрещали и сковали». Зима, как настоящая хозяйка, быстро начала осваивать свои владения. Эту быстроту смены событий автор передаёт с помощью двустопного размера стиха – хорея и перекрёстной рифмовки. Так поэт показывает постоянное развитие и движение природных стихий.

В стихотворении большое количество глаголов, что также подчёркивает динамику произведения. Кроме того, Есенин подчёркивает единение людей и природы. Мальчишки благодарят зиму за её старания. Именно снежная царица укрыла поля снегом и устроила катки на реках и озёрах. Читать текст стихотворения…

Весенний вечер

Дар художника-пейзажиста у Есенина с большой силой проявился в стихотворении «Весенний вечер». Поэт рисует мгновения заката, когда и природа, и человек освобождаются от дневных тревог и уходят на покой. Именно поэтому мы видим и пастуха, возвращающегося с полей в избушку, и уход солнца.

На смену дневному светилу выплывает месяц, начинают зажигаться звёзды, соловей запевает ночную песню свою. Мир погружён в гармонию и некую сонную меланхолию. Данный пейзаж дарит лирическому герою покой. Ничто не тревожит природу. Ничто не может потревожить душу, погружённую в этот идеалистический мир. Читать текст стихотворения…

Автор: Екатерина Евсеева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Темы лирики Есенина

Есенин писал о том, что волновало его самого и современников. Он был дитем своей эпохи, познавшей много катаклизмов. Именно поэтому основные темы поэзии Есенина — судьба русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и религия.

Красной ниткой через все творческое наследие поэта проходит животрепещущая любовь к Родине. Это чувство — отправная точка всех его дальнейших литературных изысканий. Причем в понятие Родины Есенин вкладывает в первую очередь отнюдь не политический смысл, хотя не обошел он стороной горести и радости крестьянской Руси. Родина для поэта — это окружающие его поля, леса, равнины, которые начинаются от родительского дома лирического героя и простираются в необъятные дали. Невероятной красоты образы поэт черпал из воспоминаний детства и природы своей вотчины — деревни Константиново, откуда и начиналась для Есенина его «малиновая Русь». Такие чувства трепетной любви к родной земле выразились в нежнейших стихотворных акварелях.

Все темы в частности тема любви к Родине и настолько тесно переплетаются, что их нельзя отличить одну от другой. Он восхищался окружающим миром, как дитя, «родившееся с песнями в травном одеяле», считая себя неотъемлимой его частью.

Любовная лирика — отдельный пласт творчества поэта-самородка. Образ женщины из его стихотворений списан с русских красавиц «с алым соком ягоды на коже», «со снопом волос овсяных». Но любовные отношения всегда происходят как бы на заднем плане, в центре действия всегда все та же природа. Девушку поэт часто сравнивает с тонкой березкой, а ее избранника — с кленом. Для раннего творчества характерна юношеская пылкость, сосредоточенность на физическом аспекте отношений («зацелую допьяна, изомну, как цвет»). С годами, познав горькие разочарования на личном фронте, поэт выражает свои чувства презрения к продажным женщинам, саму любовь цинично считая не более чем иллюзией («наша жизнь — простыня да кровать»). Сам же Есенин вершиной своей любовной лирики считал «Персидские мотивы», где оставила отпечаток поездка поэта в Батуми.

Следует отметить множество философских мотивов в стихах Есенина. Ранние работы искрят ощущением полноты жизни, точным осознанием своего места в ней и смысла бытия. Лирический герой находит его в единении с природой, называя себя пастухом, чьи «палаты — межы зыбистых полей». Он осознает быстрое увяданье жизни («все пройдет, как с белых яблонь дым»), и от этого его лирика просякнута светлой грустью.

Особый интерес вызывает тема «Бог, природа, человек в поэзии Есенина».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]