Верная и преданная любовь в рассказе Лескова «Тупейный художник»


Анализ рассказа Лескова Тупейный художник сочинение

Герои произведения крепостные и помещики, ужасные события, ломающие судьбу влюбленных, происходят в частном театре графа. Мир искусства, к которому они принадлежат, таким образом, выступает дополнительным контрастом бесчеловечной системе рабства.
Обращает на себя внимание, что Лесков не обращался к популярному тогда реализму, а скорее рассказал притчу о несчастливой судьбе. Главный герой – «тупейный художник» (парикмахер и гример) Аркадий показан сугубо положительным персонажем. Он красив и умен. Подобным образом изображена и его любовь – крепостная актриса Любовь Онисимовна.

В противоположность этого их хозяин граф Каменский характеризуется не только как исключительно злой человек и деспот, и в мелочах контролирующий жизнь своих крепостных, но подчеркивается, что он обладает некрасивой внешностью. Его брат, вообще, выглядит еще хуже. Он производит впечатление гротескного персонажа. В самом деле, даже по нравам того времени, несмотря на мало чем ограниченную власть помещика над крепостными, особенно дворовыми, угрожать убийством для того, чтобы быть хорошо постриженным стал бы далеко не каждый.

Аркадий бежит со своей любимой, чтобы не дать графу сделать ее своей наложницей, но их ловят. Неудача с побегом, как и конец жизни парикмахера, подчеркивают несправедливое устройство жизни.

Будучи отданным хозяином в солдаты и заслужив чин офицера, хочет выкупить Любовь Онисимовну, но убит с целью ограбления. Личные достоинства, в частности храбрость, которую на протяжении рассказа проявляет Аркадий, не могут изменить его судьбы.

Несмотря на то, что «тупейный художник» сначала и не пытался бороться за улучшение своего положения и предпринимает отчаянные шаги только из-за оказанного на него внешнего давления, он все равно остается жертвой системы, в которой у него нет не только прав, но и шансов.

Подобное впечатление подтверждается судьбой Любови Онисимовны, посланной на скотный двор и медленно губящей себя выпивкой. Талант актрисы, как и смелость парикмахера, не помогли им не только вырваться из под власти барина, но даже как-то устроиться в их крепостном состоянии.

Краткое содержание

В начальной части повествования автор рассказывает, что есть талантливые мастера, постигшие вершины искусства в разных проявлениях. К сожалению, иногда такие люди погибают от рук «толпы». В пример приводится история художника, который гримировал умерших, придавая их лицам разные выражения. Было предусмотрено 3 варианта:

  • «спокойствие»;
  • «возвышенное созерцание»;
  • «блаженство непосредственного собеседования с богом».

Произошло следующее: по просьбе скорбящих родственников мастер придал усопшему выражение лица, абсолютно не подходившее ему. При жизни почивший был «фальшивым банкиром» и обманул многих людей. Увидев, что сотворил художник, толпа забила его камнями. Так мастерство стало причиной гибели. Этой истории отводится первая глава произведения, а во второй автор представляет читателям Любовь Онисимовну. Далее в текст вплетается её рассказ.

Завязка повествования

У графа Каменского в крепостных был способный гримёр и парикмахер Аркадий Ильич. У этого же господина в молодые годы служила девушка Люба — няня автора и его брата. В юности женщина была талантливой актрисой и балериной, которой удавались самые сложные роли.

Пожилая няня рассказывает о запретном чувстве, возникшем между ней и «тупейным художником».

Молодым людям приходилось скрывать любовь от окружающих, а об отношениях или женитьбе не могло быть и речи. Однажды внезапно заболела одна из актрис. На её роль граф назначил Любовь, потому что был уверен в её мастерстве. Кроме того, он передал ей «камариновые серьги».

Щедрому подарку можно было обрадоваться, если бы не одно обстоятельство: презент означал, что девушка, бывшая на тот момент целомудренной, должна провести ночь в опочивальне графа. После этого она становилась наложницей господина («одалиской»).

У графа был брат Сергей, которому захотелось постричься определённым образом, чтобы появилось сходство. Чуя неладное, Николай не сразу согласился отправить своего парикмахера. Хитрый Сергей уговорил брата, солгав, что ему нужно остричь пуделя. Аркадий смело является к Сергею, несмотря на то, что последний приготовил пистолет, заряженный черкесскими пулями.

Выполнив указание, искусный цирюльник решился на безрассудный поступок. Его план состоял в следующем:

  • сговориться с Любовь Онисимовной;
  • в назначенное время вместе убежать;
  • добраться до соседней деревни, где жил священник, венчающий опальных крепостных;
  • обвенчаться;
  • бежать в турецкое село Хрущук, где от графского гнева уже укрылись многие крестьяне.

Кульминация и развязка

К сожалению, влюблённым не удалось осуществить план. Когда они явились к священнику и попросили обвенчать их, тот перепугался, ведь граф был очень грозен. Однако он принял беглецов и велел попадье, чтобы она дала какую-нибудь одежду девушке, ведь та была почти совсем раздета. Тут в дверь постучали, и священник отворил, впустив людей, которые гнались за беглецами.

Жестами показывая, где спряталась девушка, поп стал говорить, что ни в чём не виноват и предан графу. Однако же Любовь нашли, а Аркадий, увидев это, вышел из укрытия сам. Обратно к графу их везли на разных санях, а народ расступался, думая, что едет свадьба.

Любовь Онисимовне пришлось лишиться девственности «с постылым», после чего она пришла к себе в каморку и начала оплакивать свою долю.

Оказалось, что под её комнаткой мучают Аркадия. Услышав это, девушка стала душить себя косой, а очнулась уже на скотном дворе. К скотине отправляли тех, в отношении кого было подозрение в помешательстве. Граф и доктора считали, что скотники умеют распознавать неврозы и приглядывать за страдальцами.

От тётки Дросиды Любовь узнала, что Аркадия отправили на войну. В то время это считалось честью, ведь служивый мог не повиноваться графу, зато у него была возможность достойно погибнуть или вернуться домой с деньгами. Следующие 3 года девушка ухаживала за телятами. В один день в окошко упал камень, вокруг которого была обмотана записка. Оказалось, что это Аркадий подал весточку. Он вернулся с деньгами и решил, что предложит их графу в обмен на свободу девушки. По поводу потери целомудрия художник писал: «за страдание ваше, а не во грех и не за слабость поставляю».

Сочинение 2

Основой произведения является повествование о трагической истории романтических отношений двух крепостных, парикмахера Аркадия Ильича и актрисы Любови Онисимовны, представленное в виде рассказа в рассказе от лица маленького мальчика, передающего поведанное ему старой нянькой.

События рассказа переносят читателя во времена крепостного права в усадьбу графа Каменского, в крепостном театре которого играет Любовь Онисимовна, а готовит актеров к спектаклям крепостной цирюльник Аркадий, являющийся по состоянию души истинным художником, создающим из обычных дворовых актеров гениальные образы в виде божественных великолепных натур.

Между молодыми людьми вспыхивает страстное взаимное чувство, однако счастью влюбленных не суждено сбыться, поскольку граф является деспотичным, жестоким помещиком, наслаждающийся унижением собственных крепостных, жаждущим ласк юных невольниц. Парикмахер спасает любимую женщину от судьбы графской невольницы, сбежав вместе с Любовью из усадьбы в надежде тайного венчания. Сбежавших влюбленных настигает погоня, вернувшая их хозяину, который отправляет парикмахера в наказание на воинскую службу, а Люба оказывается невольной любовницей графа.

Аркадий достигает на службе определенных успехов, получив высокий чин и заработав немалые деньги, которые бывший парикмахер надеется потратить на выкуп своей возлюбленной. Однако на пути в графское поместье Аркадия убивает случайный знакомый, служащий городским дворником, решивший завладеть легкими деньгами, а Любовь, узнав новость о гибели суженого, пристращается к спиртному.

Описывая историю простых русских людей, мечтающих об обычном семейном счастье, писатель раскрывает на примере их судеб страдальческую судьбу своего народа, вынужденного терпеть жизненные лишения и тяготы, а порой и терять любимых и близких людей.

Образы героев произведения представляются автором путем эмоционального изображения, достигающего своей вершины в момент гибели главного персонажа, умершего несправедливой, невинной смертью, так и не постигшего истинного наслаждения от встречи с любимой женщиной.

На примере любви Аркадия и Любови писатель демонстрирует образец верности, преданности человека истинным чувствам, готовности на самопожертвование, беспристрастно и открыто изображая социальное неравенство царской России.

Популярные сегодня темы

В наше время, чтобы чувствовать себя уверенно и быть в центре внимания, достаточно модно одеваться и иметь при себе один из последних Iphone. Тогда да, ты будешь в центре внимания. Многие школьники в погоне за этой «модой»

Лев Николаевич Толстой – один из известнейших русских классиков. Его творчество затрагивало вопросы общественности, этот писатель старался показать все жизненные проблемы, с которыми сталкивается обычный человек его времени

Это произведение является первым в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В этом романе Михаил Берлиоз живёт не так уж долго. Собственно, с его странной смерти и начинается роман. Это тот самый, для кого Аннушка масло разлила

Александр Сергеевич Пушкин подарил миру русской и мировой литературы не мало гениальных произведений. Одно из них – роман или повесть «Капитанская дочка». Данное пушкинское творение можно отнести как к жанру романа

Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 10 классе.

«Необычайность судеб и обстоятельств в рассказе «Тупейный художник».

Цель: проследить необычайность судеб и обстоятельств в рассказе.

  1. Проанализировать эпоху,
  2. Проанализировать сюжет и композицию.
  3. Дать понятие крепостное право.

Вступительное слово. На сегодняшнем уроке мы проанализируем рассказ Лескова «Тупейный художник» и проследим нравственный смысл рассказа.

Записывают тему урока.

Какое название подобрал Лесков?

Чему посвящен рассказ ?

Что произошло в этот день? Почему этот день назван благословенный?

Рассказ на могиле.

Святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861года

В этот день отменили крепостное право в России.

Наверное, это был очень долгожданный день.

Что вы знаете о крепостном праве?

Прочитав рассказ , вы увидели те мерзости крепостного права.

– Почему мы, читатели, верим всему, что написано в произведении?

От чьего лица ведётся повествование?

От лица мальчика, слушавшего рассказ няни., Любови Онисимовны.

Чем притягивает читателя эта героиня?

Почему так трагично сложилась её судьба? Почему она не смогла её изменить?

– найдите описание жизни крепостных актрис.

Почему, во фразе «…но случилось. Что через Орел проезжал государь( не могу сказать , Александр Павлович или Николай Павлович)…не уточняется , какой император проезжал?

Почему актрисы так не любили «камариновые серьги»?

Какая деталь показывает читателю. Что таких , как Люба, беглых, пойманных, сошедших с ума актрис , было много?

Рассказать её судьбу., используя для описания текст рассказа.

Она была крепостной актрисой.

При этих государях, без разницы, творилось всё описываемое в рассказе.

Знак признания таланта и лишение невинности «хозяином».

Скотница Дросида, которая должна была «наблюдать психозы»

Как вы думаете, был ли предел терпению крепостных людей , или они могли терпеть до бесконечности?

Стр. 275. «А она ещё помнила, как старого графа наши люди зарезали, и сам главный камердинер ,- потому что никак уж не могли его адской лютости терпеть.

Какие были придуманы наказания для крепостных?

Отвечают по тектсу.

А как вы думаете, рассказчик- мальчик, ему рассказала обо всём няня,. А рассказ называется «Тупейный художник» Почему?

– кто такой художник?

-Какое определение даёт лесков этому слову?

-Как звали этого мастера? Аркадий.

-Как жилось Аркадию в господском доме?

-Какие же черты характера проявил Аркадий. Когда стриг старшего брата графа Каменского?

Как «пожалел» Аркадия крепостник Каменский?

Как вы думаете , была у Аркадия надежда изменить жизнь?

– не было ли у вас ощущения, когда вы дочитывали рассказ, что хорошего финала не будет?

Почему всё закончилось так?

ХУДОЖНИК (англ. artist; фр. artiste; нем. Kuenstler) — в широком смысле творческая личность, мастер, человек, наделенный художественным и творческим воображением. В более узком смысле слова мастер, ведущий творческую работу в области живописи.

Мастер в необычайном художественном роде. роде

Рассказывают о жизни.

Он отправил Аркадия не просто в армию, а на войну, где его могли сразу же убить.

Конечно, была, он не испугался сражаться, добился высокого чина, приехал выкупить Любу.

Граф не мог позволить. Чтобы бывший крепостной победил, сам стал свободным. Да ещё и любовь свою выкупил и отпустил на свободу. Тогда все крепостные будут так поступать. А этого Каменский допустить не мог. Он должен был сломить этих двух сильных людей.

Поэтому. вероятно, и был подговорён сторож на убийство.

Почему же рассказ называется «Тупейный художник»

В честь главного героя, который смог выступить против крепостного права, не побоялся проявить свою любовь и бороться за неё.

Подумайте. За счет какого приёма Лескову удаётся удерживать внимание читателя.?

Дополните композиционно- сюжетную схему:

Особое построение композиции:

1.рассказ в рассказе.

Особенная схема построения сюжета.

Домашнее задание:1. Вспомнить биографию Чехова, прочитать по учебнику.

2. индивидуально подготовить сообщение- анализ рассказов:

А)»Дом с мезонином»

В)»Дама с собачкой»

Г) «Случай из практики»,

3 все читают «Человек в футляре». Определяют , почему Чехов выбрал такое название. Какие детали показывают, как человек изменяется во время любви.

Письменно ответьте на вопрос: «Почему же главный герой умер?

История создания

Полное название издания, в котором было опубликовано произведение — «Художественный журнал с приложением художественного альбома». Николай Лесков озаглавил рассказ в честь главного героя и посвятил его сразу двум событиям: празднованию субботнего дня поминовения усопших и годовщине отмены крепостного права, которое перестало существовать в России 19 февраля 1861 года.

В то время у простого народа была популярна погребальная песня, слова из которой стали эпиграфом к произведению. «Души их во благих водворяются» — этот стих как нельзя лучше демонстрирует, что упокоившиеся приняли мученическую смерть. Рассказ посвящён крепостным крестьянам, которым пришлось пережить издевательства со стороны жестоких господ. Если говорить кратко, шедевр Лескова — история о трагической любви.

В эпоху, когда царило крепостное право, каждому крестьянину пришлось пройти через нечеловеческие унижения и жестокое обращение. Людей морили голодом, привязывали на солнцепёке, секли розгами и палками, травили собаками, и это далеко не полный перечень издевательств.

Но моральные страдания порой были ещё хуже, чем физические, и об этом повествует Лесков в своём рассказе.

В рамках школьной программы произведение изучают в 10 классе. На уроке ученики исследуют сюжет и композицию рассказа, знакомятся с прототипами и образами героев. Также подростки проводят анализ «Тупейного художника» и составляют читательский дневник. С помощью тестов учитель проверяет, как учащиеся усвоили материал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ произведения `Безумный художник`, написанного Буниным в 1921 году. Автор: Лунина Н.В.

Данный материал содержит в себе презентацию и конспект урока, предназначенный для проведения урока в 8 классе.

Тип урокаОбобщение и систематизация знаний Вид урокаУрок-семинар Тема урокаТрагедия человеческих судеб в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Цель урокаДать представление о личности.

Урок обобщающего повторения. Творчество А.П. Чехова.

Урок литературы в 5 классе посвящается анализу рассказа.

Тема:Анализ рассказа по Г.Скребицкому “Художник-весна”Тип урока: урок усвоения новых знаний.Методы: словесные, наглядные, практические.Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.Фо.

Сюжет и проблематика произведения «Тупейный художник» Н.С. Лескова.

Николай Семенович Лесков писал: «Пора уважать в людях неотъемлемые права человеческой свободы».

В своем творчестве он обличал крепостнические нравы, талантливо раскрывал драматические эпизоды городской и крестьянской жизни, все «неурядицы народного быта».

Эта тема отражена и в повести «Тупейный художник». В этом произведении рассказывается о трагической судьбе талантливой крепостной актрисы и о человеке, которого она любит. Аркадий, «тупейный художник», как и другие, – жертва жестоких феодальных нравов.

Это произведение по композиции – своеобразный рассказ в рассказе. Возможно, именно эта особенность, а также сравнительно небольшой объем дают критикам основание называть творение Ласкова то повестью, то рассказом. Зная любовь автора к «былям времени», можно с уверенностью утверждать, что в основе «Тупейного художника» лежат реальные факты.

Однако они, безусловно, творчески переосмыслены Н. С. Лесковым. В этом произведении причудливо переплетаются действительные события и предания, легенды.

Кроме обличения крепостничества в «Тупейном художнике» затронуты и другие, не менее важные, проблемы: судьба талантливого человека в обществе, поиск смысла жизни, счастья.

Отнюдь не случайно это произведение начинается с рассуждения о том, кого можно назвать истинным художником. Как мне кажется, автор пытается доказать, что большой талант, мастерство в любом деле заслуживают уважения и поддержки. Сюжет «Тупейного художника» на первый взгляд прост. История о любви двух крепостных и о зверстве их помещика – тема, достаточно часто раскрывавшаяся в русской литературе. Однако Лесков необычайно талантливо и своеобразно разрабатывает этот сюжет. Старая няня рассказывает мальчику историю своей жизни. Любовь Анисимовна была в молодости актрисой в театре графа Каменского. Там же она встретила свою единственную любовь – «тупейного художника» Аркадия Ильича, который по приказанию хозяина гримировал актрис. Человек этот был необычайно талантлив, мог придать лицу актрисы или актера любое требуемое выражение. Жизнь его была только в театре, потому что ему было запрещено отлучаться от хозяина куда-нибудь, кроме театра. Причесывал, стриг, брил Алексей толь! ко своего хозяина. Люба была не только молода и красива, но и талантлива. Граф обратил на нее свое благосклонное внимание, а все в театре знали, что это значит. Каменский был жесток, актеров, которые не знали текста роли или допустили какую-либо оплошность, он лично сек плетью, часто прямо за кулисами в антракте, так что крики наказываемого доносились до зрителей. Понравившиеся ему крепостные актрисы становились его недолгими фаворитками. Одной из причуд графа было то, что новую фаворитку всегда приводили к нему в костюме святой Цецилии, а причесывать ее должен был именно Аркадий. Так случилось и с Любой, которую несчастный «тупейный художник» искренне любил, Молодая девушка также тайно любила Аркадия. И вот, причесывая ее, он пообещал сделать все, чтобы спасти ее от позорной участи. Люба поверила ему, обещала ждать. Однако, понимая, что ее любимый не сможет ее спасти, решила воспротивиться графу. Для этого у нее был лишь один способ – лишить себя жизни и она «намоталась» на! свою прекрасную косу. К счастью, Люба не умерла, так как Аркадий, нарушив строгое приказание графа, согласился постричь и побрить его брата, к которому был послан «остричь пуделя». Он получил щедрую плату и попытался похитить свою любимую, но их схватили слуги Каменского. Недолгое счастье героев было разрушено, они ждали жестокого наказания. Однако граф решил предоставить Аркадию шанс изменить свое положение. Он отправил его на «царскую службу».

Любовь Анисимовна осталась крепостной графа, она обещала ждать любимого, который собирался вернуться, чтобы выкупить ее. Аркадий воспользовался этим шансом, он получил офицерский чин, не забыл своей любви, вернулся, чтобы выкупить Любу. Получив от него записку, Любовь Анисимовна сжигает ее и молится, потому что «хотя он и писал, что он теперь офицер, однако я никак вообразить не могла, чтоб граф с ним обходился иначе, чем прежде. Просто сказать боялась, что его еще бить будут».

Н. С. Лескову удается с большой силой и выразительностью показать, как калечит душу человека сознание собственной несвободы. Ведь в этих простых словах Любови Анисимовны ясно виден разлад между рассудком и чувством. Она понимает, что изменилось социальное положение Аркадия Ильича, но не верит этой возможности. Казалось бы, в произведении должен быть счастливый финал, но автор понимал, что в жизни все, вероятно, кончилось бы иначе. Аркадий и Люба так и не встретились вновь.

На следующий день она услышала, что на постоялом дворе зарезали офицера. Это был ее Аркадий.

Умение Н. С. Лескова отражать «неурядицы быта» проявилось и в том, что убийцей оказался дворник, который зарезал человека ради денег. Убийцу схватили, подвергли наказанию кнутом.

И тут Лесков проявил талант писателя-реалиста, способного в одной, казалось бы, незначительной детали показать драматизм жизни. Дворнику дали 41 удар кнутом, потому что Аркадий был «из простых, а не благородного звания». С тех самых пор Люба стала часто прикладываться к «плакону». Она постепенно спивалась, медленно губя себя, потому что не ждала уже счастья в жизни, стала «вечной вдовой», что автор использует слово «плакон» элемент народной речи. Ведь бывшая актриса, игравшая во многих французских пьесах, не могла не знать правильного произношения этого слова: Лесков этой деталью подчеркивает, что только неизбывное горе заставило героиню искать утешения в вине, легко восстанавливается близость «плакона» к словам «плач», «плакать».

Графа можно ненавидеть, его можно, наконец, убить. А к дворнику ни у Любы, ни у рассказчика таких чувств нет. Ведь это как стихия, и неизвестно, как с ней бороться. Увидел деньги – зарезал. Это – можно только терпеть. У Н. С. Лескова все необычайно по-русски. Молодой девушке сломали жизнь – высекли, сделали наложницей, затем отправили к свиньям. А потом, когда казалось, что близко избавление, счастье, зарезали жениха. И сделал это не граф-кровопийца, а свой, простой. Нет у героини сил даже на смерть от «уязвленности духа», как у Анеты из «Сороки-воровки». Выпила водочки, залила горе – и живет дальше.

Финальная фраза «Тупейного художника» символична. Кажется, говоря о том, что «более ужасных и раздирающих душу поминок он в жизни не видел, рассказчик думает уже не только об истории «тупейного художника», но о тех самых «неурядицах народного быта», непревзойденным мастером описания которых был Н. С. Лесков, Весь ужас пережитого венчает тихий домашний «плакончик» с водочкой.

В «Тупейном художнике», этом шедевре позднего Лескова, нашли отражение и взгляды писателя, и то чутье, которым он прозревал истину, которое и сделало его знатоком России. Творчество этого автора заслуженно занимает важное место не только в русской, но и в мировой литературе. Но, как мне кажется, оно заслуживает более внимательного прочтения, поскольку обращено и к разуму, и к чувству читателя.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

  • Автор: Н. С. Лесков
  • Произведение: Тупейный художник
  • Это сочинение списано 40 316 раз

Произведение имеет подзаголовок: «Рассказ на могиле (Свя­той памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)». Здесь опи­сан крепостной театр графа Каменского в Орле, однако автор говорит, что не может уточнить, при ком из графов Камен­ских — при фельдмаршале М. Ф. Каменском или его сыновьях — происходили данные события.

Рассказ состоит из девятнадцати глав. В данном произведении звучит тема гибели народных талантов на Руси, а также тема обличения крепостнического строя, и решаются они автором с большим художественным мастерством. В этой повести расска­зывается о зверски растоптанной любви, о жизни, погубленной деспотом, который в силу определенных обстоятельств имеет не­ограниченную власть над людьми. В русской литературе имеется небольшое количество книг, запечатлевших период крепостного права с такой художественной силой.

История крепостных напоминает сюжет повести Герцена «Сорока-воровка».

Жанр «Тупейного художника» очень своеобразный. Это рас­сказ, написанный в сатирико-элегических тонах. На элегический тон настраивает уже подзаголовок: «Рассказ на могиле». Эпиграф еще более усиливает это впечатление: «Души их во благих во­дворятся… Развитие сюжета предваряется рассуждениями по­вествователя о самом понятии «художник». С такого полемического захода начинается первая главка рассказа. Далее повество­ватель приводит несколько примеров, которые иллюстрируют, как именно понимают это слово другие люди. Русский «тупей­ный художник» Аркадий, всматриваясь в живое, неповторимое лицо, находит в нем всякий раз «новое воображение». Даже при­давая благородство и важность лицу графа-крепостника, жестко­го по своей натуре, Аркадий не лжет своим искусством, а как бы высвобождает при этом то доброе начало, которое обязательно таится в любом человеке, даже в самом ничтожном и никудыш­нем. По мнению Лескова, высшая одаренность заключается имен­но в чистоте нравственного чувства, человечности.

Повествовательная манера этого произведения многоступенча­та, так как здесь сложно переплетаются разные времена. Собы­тия, которые составляют сюжетную основу рассказа, воспроиз­водятся семидесятилетней женщиной, а происходили они в ее далекой молодости. В свою очередь, повествователь, уже будучи зрелым человеком, делится с читателями своими детскими вос­поминаниями. Бывшая крепостная актриса была его няней. Так в повести появляется живое единство времен. Взаимопонимание и сочувствие между няней и маленьким мальчиком, которое рож­дается в этом общении, укрепляет связь людей, не давая тем самым распасться цепи поколений. Здесь, в героях, органично присутствует прошлое, показывая свою огромную значимость для настоящего.

Слова из погребальной песни, приведенные в эпиграфе, озна­чают у писателя ненапрасность добра, совершаемого человеком. Ведь все, что происходит в жизни, не пропадает бесследно. Ар­кадий, защищая свою любовь, отстаивал добрые, светлые, ис­тинно человеческие жизненные начала. Все, что случилось с ним и его любимой девушкой, не напрасно, так как их история оказа­ла такое сильное нравственное влияние хотя бы на одного чело­века — повествователя. События чужой судьбы, возникшие в па­мяти, открывают простые, но мудрые истины уже взрослому мужчине, принимая участие в его духовном развитии, а чувство сострадания, к которому его призывала няня, вошло в душу ре­бенка и на всю жизнь вооружило человека страстным стремлени­ем к деятельному добру и красоте.

Таким образом, трагическая судьба крепостного художника-гримера Аркадия и актрисы Любови Онисимовны подтверждает основную мысль автора: «Простых людей ведь надо беречь, про­стые люди все ведь страдатели».

В этой повести Лесков проявляется как социальный сатирик, поднимаясь тем самым до уровня лучших произведений «гоголев­ского» литературного направления.

Посмотрите эти сочинения

  • Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести Лескова «Очарованный странник» Русский писатель XIX века Н. С. Лесков был знатоком русской патриархальной жизни. Его называли бытописателем за прекрасное знание психологии и нравов крестьянства, ремесленников и рабочих артелей, чиновников различных рангов, духовенства, интеллигенции и военных. Он прославился как оригинальный мастер русского языка и талантливый сатирик, обличающий несправедливость властей. В 60-е годы XIX века, когда Лесков начинал свою творческую деятельность, перед писателями остро встал вопрос о создании положительного […]
  • Кто виноват в страданиях героини? (по рассказу Лескова «Старый гений») Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов. И хотя героиня рассказа «Старый гений» не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: «по своей сердечной […]
  • Русская история в рассказе «Левша» Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту таких творцов литературы, как Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания ее бытовых загадок и тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников. Лесков обладал редким художественным кругозором, имел свой взгляд на историю России, на путь ее движения, развития. Пытливый исследователь русского национального […]
  • Язык рассказа Лескова «Левша» 1880‑е гг. – период расцвета творчества Н. С. Лескова. Он потратил всю жизнь и все силы на то, чтобы создать «положительный» тип русского человека. Он отстаивал интересы крестьян, защищал интересы рабочих, обличал карьеризм и взяточничество. В поисках положительного героя Н. С. Лесков часто обращается к людям из народа. «Левша» – одна из вершин художественного творчества писателя. Н. С. Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. «Там, где стоит „Левша“, […]
  • Языковые средства создания характера в рассказе Лескова Н. С. Лесков в своих статьях горячо отстаивает интересы крестьян, выступает в защиту прав рабочих, обличает карьеризм и взяточничество чиновников, алчность духовенства, пишет о положении учителей сельских школ, о преследованиях староверов. В поисках положительного героя Н. С. Лесков все чаще обращается к людям из народа. В одной из вершин своего художественного творчества – в рассказе «Левша» – таким положительным героем стал простой тульский мастер, бедный косой левша. Для создания характера героя речь […]
  • Образ повествователя в рассказе «Левша» Тридцатилетний Н. С. Лесков вступил на литературное поприще в начале 60‑х гг. XIX в., когда уже пришли в большую литературу старшие его современники: Толстой, Достоевский, Тургенев, Писемский. Лесков – обладатель редкостного художнического кругозора, «он пронзил всю Русь». Он был и вместе с тем одним из своеобразных мыслителей, имевших свой взгляд на историю России, на пути ее движения, развития. Одной из вершин художественного творчества писателя явился его знаменитый рассказ «Левша». Повествование ведется […]
  • Русский национальный характер в произведениях Лескова («Левша») В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем, уважает его. Но, несмотря на свою позитивную оценку, во время знакомства автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны». Н. С. Лесков показывает, что этот тульский […]
  • Русская действительность в рассказе Лескова «Старый гений» Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60–90‑х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве. Иные его рассказы составили циклы. Таковы святочные рассказы, довольно редкий в русской литературе XIX в. жанр. Это «Христос в гостях у лучника», «Штопальщик», «Маленькая ошибка» […]
  • Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос… обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище… на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
  • Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» «Роман этот я люблю больше всех моих вещей», — писал М. Булгаков о романе «Белая гвардия». Правда, тогда еще не был написан вершинный роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.Словно с высоты времени озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась.« Велик […]
  • Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
  • Художественные особенности «Слова о полку Игореве» Созданное восемь веков назад гением русского народа, «Слово» сохраняет значение немеркнущего образца для современности, для будущего – и своим мощным патриотическим звучанием, и неисчерпаемым богатством содержания, и неповторимой поэтичностью всех своих элементов. Для Древней Руси очень характерен динамический стиль. Он оказывается в архитектуре, в живописи и литературе. Это стиль, в пределах которого всё наиболее значимое и красивое представляется величественным. Летописцы, авторы житий, церковных слов […]
  • Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
  • Поэзия и судьба Фета Литературная судьба Фета не совсем обычна. Его стихи, написанные в 40-х гг. XIX в., были встре­чены очень благожелательно; их перепечатывали в хрестоматиях, некоторые из них были положены на музыку и сделали имя Фета очень популярным. И действительно, лирические стихи, проникнутые непо­средственностью, живостью, искренностью, не могли не привлечь внимания. В начале 50-х гг. Фет печатался в «Современни­ке». Его стихи высоко ценил редактор журнала Не­красов. Он писал о Фете: «Что-то сильное и свежее,чисто […]
  • Сочинение-отзыв по картине Ромадина «Село Хмелевка» В числе лучших учеников мне представилась возможность поехать в Москву. На следующий день после приезда нас повезли на экскурсию в Государственную Третьяковскую галерею. Я вошла в огромный зал. Меня окружило «общество» картин. Медленно шла я по залу, внимательно разглядывая каждую работу великих, известных художников, и вдруг остановилась почему-то возле самой, на мой взгляд, обычной картины. На ней был изображён пейзаж русской деревеньки. Рассматривая её внимательно, я, наконец, нашла создателя этой […]
  • Описание картины Левитана «Одуванчики» Умение выражать тончайшие оттенки настроения сопутствовало Исааку Ильичу Левитану на протяжении всего творческого пути. Избегая сцен, эффектных внешне, он стремился выразить душевные волнения, изображая милые русскому сердцу мотивы. Простоватые, на первый взгляд, сюжеты картин несут сильную эмоциональную нагрузку. Это утверждение в полной мере применимо и к его «Одуванчикам». Неспроста Левитан одним летним утром возвратился с прогулки без этюда. В его руках был букет из одуванчиков, который он хотел […]
  • Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
  • Гончаров. Жизнь и творчество. К середине XIX в. под влиянием реалистической школы Пушкина и Гоголя выросло и сформировалось новое замечательное поколение русских писателей. Гениальный критик Белинский уже в 40-х годах отметил появление целой группы талантливых молодых авторов: Тургенева, Островского, Некрасова, Герцена, Достоевского, Григоровича, Огарёва и др. В ряду этих многообещающих писателей стоял и Гончаров, будущий автор «Обломова», первый роман которого «Обыкновенная история» вызвал высокую оценку Белинского. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО И. […]
  • «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» занимает особое место как в истории русской классической литературы, так и в творческом наследии поэта. Она представляет собою синтез поэтической деятельности Некрасова, завершение многолетней творческой работы поэта-революционера. Все то, что Некрасов разрабатывал в отдельных произведениях на протяжении тридцати лет, собрано здесь в едином замысле, грандиозном по содержанию, размаху и смелости. В нем слились все основные линии его поэтических исканий, наиболее полно […]
  • «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что “Обломов” — именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и даже не предполагала, что эта леность Обломова приведет его к какому-нибудь возвышенному чувству. Постепенно скука стала уходить, и роман захватывал меня, я читала уже с интересом. Мне всегда нравились книги про любовь, но у Гончарова она получила неизвестную мне интерпретацию. Мне казалось, что скука, однообразие, лень, […]
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: