Сочинение-рассуждение «Он летел на похороны матери…», Ф. Искандер, проблема роли матери в жизни человека


Линия заданий 27, ЕГЭ по русскому языку

(1)С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. (2) Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. (3)Но ведь сказки и прибаутки — это язык.

(4)Подросток идёт в школу. (5)Юноша шагает в институт или в университет. (6)Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. (7)Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно сложная Вселенная. (8)Через слово он впервые узнает о том, чего ещё не видели его глаза.

(9)В звучном слове сверкают айсберги Арктики, шумят водопады Африки и Америки. (10)Раскрывается огромный мир звёздных пространств, зримыми становятся микроскопические космосы молекул и атомов. (11)Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. (12)И всё это только благодаря языку.

(13)Радостная или горькая, гневная или нежная, летит над просторами Родины крылатая песня. (14)Песня — это язык. (15)На чёрной доске аудитории резко белеет строгая формула математики. (16)Эта формула — тоже язык!

(17)И вы, и я, и каждый из нас — все мы постоянно думаем.

(18)А можно ли думать без слов?

(19)Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, они совершают при помощи языка. (20)Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. (21)Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство — жизнь.

(22)Оборонять будущее Родины и всего человечества от ненавистных врагов, сокрушать тяжкие заблуждения прошлого, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и своим гневом мы способны только при помощи слов. (23)А слова составляют язык.

(24)«Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, — говорил когда-то великий помор Ломоносов, — то бы не токмо лишены мы были согласного общих дел течения, которое соединением разных мыслей управляется, но и едва бы не хуже ли были мы диких зверей, рассыпанных по лесам и по пустыням!»

(25)Каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владеет как мастер. (26)А мастерски владеть любым из них — это значит до тонкостей знать, как они устроены, из каких частей состоят, как работают и в чём изменяются во время работы, какого обращения с собой требуют.

(27)Когда юноши и девушки нашей страны оканчивают среднюю школу, они обыкновенно попадают в положение «витязей на распутье».

(28)Стоит камень, а на камне надпись: «Кто пойдёт налево, попадёт в страну географов и всю жизнь будет прокладывать пути по неведомым землям. (29)Будет изучать далёкие народы.

(30)Будет с великим трудом пробиваться в местах, куда ещё не ступала нога человеческая…»

(31)Не пойти ли налево?

(32)Но другая надпись сулит: «Пойдёшь направо — станешь физиком. (33)Ты проникнешь в тайны атомного ядра и в недра гигантских звёзд. (34)Ты будешь решать величайшие загадки Вселенной, помогать и астрономам, и геофизикам, и строителям кораблей, и лётчикам. (35)Что может быть пленительнее такой жизни? (36)Иди направо, юный друг!»

(37)А рядом ещё приманки. (38)Вот крутая тропа геологии с её хребтами и скалами, ущельями и безднами. (39)Вот таинственная дорога археологов, извивающаяся в древнем тумане, среди руин и пещер, от стоянок каменного века до развалин южных акрополей. (40)А там, дальше, сады и леса ботаники, заповедники зоологов, тихие лаборатории и грохочущие заводские цеха, поля. (41)Всё это живёт, клокочет, кипит, движется. (42)Всё привлекает молодые сердца.

(43)И вдруг ещё одна незаметная надпись: «По этому пути пойдёшь — станешь языковедом…» (44) «Языковедом? (45)А что он делает? (46)Запереться на всю жизнь в четырёх стенах мрачного кабинета, обречь себя на копанье в пыльных хартиях, годами доискиваться, следует ли писать мягкий знак на конце слова «мяч»? (47)Кому это нужно? (48)Нет уж, знаете, спасибо!»

(49)Так думают многие. (50)Думают потому, что не представляют себе, какова работа языковеда, чем, как и для чего занят он.

(51)В Туркмении, роясь в земле древних парфянских городищ, археологи извлекли из праха множество глиняных черепков. (52)На их поверхности были обнаружены намазанные краской черты таинственных знаков. (53)О чём говорят эти письмена? (54)Кто их нанёс на глину, когда и зачем? (55)Черепки были бы обречены на вечное молчание, если бы у нас не было языковедов, занятых изучением восточных древних языков. (56)Они прочитали таинственные надписи. (57)Битые сосуды седой старины заговорили. (58)Учёные прорубили ещё одно окошечко в древний мир, который некогда шумел и пестрел всеми красками жизни.

(59)Или вот за тысячи миль среди буйных волн самого бурного из океанов, точно в насмешку названного Тихим, выдаётся из воды небольшая скала, таинственный остров Пасхи. (60)Остров этот загадочен от начала до конца. (61)Кто жил на нём и когда? (62)Кем на голом каменном утёсе воздвигнуты по побережью и высоко в горах гигантские статуи неведомых великанов? (63)Кто разбросал по острову дощечки из мягкого дерева, на которых начертаны ряды непонятных значков неведомой письменности? (64)Откуда пришли сюда эти безвестные скульпторы и писцы, какая катастрофа их уничтожила, куда они исчезли?

(65)Может быть, мы узнали бы хоть что-нибудь об этом, если бы сумели разгадать тайну деревянных табличек, бережно хранимых теперь во многих музеях мира. (66)Но доныне они настолько не поддавались усилиям учёных, что нельзя было даже начать их расшифровку.

(67)Казалось бы, дело безнадёжно. (68)Но вот перед самой Великой Отечественной войной за него смело взялся совсем юный исследователь, почти мальчик, Борис Кудрявцев, только что окончивший среднюю школу. (69)Он недолго занимался знаменитыми таблицами, но успел сделать ряд важных открытий, несколько существенных шагов по дебрям, до него казавшимся непроходимыми. (70)Война прервала жизненный путь Бориса Кудрявцева, однако его дело будет продолжено другими молодыми языковедами. (71)Вы не хотите оказаться в их числе? (По Л.В. Успенскому*)

*Лев Васильевич Успенский (1900-1978) — русский советский писатель, лингвист и филолог, публицист, переводчик.

Сочинение по тексту Ф.Искандера (вариант №20, Сенина Н.А.)

Почему нравственная брезгливость сегодня находится в застое? Как преодолеть трагедию культуры?” Эти и другие вопросы ставит в тексте писатель Фазиль Искандер. Думаю, что эта актуальная проблема должна волновать не только известного писателя, но и всех нас. Физическая брезгливость развивается вместе с цивилизацией, но этого нельзя сказать о брезгливости нравственной. Вторая, скорее всего, зависит от прирожденного нравственного слуха человека. По предположению автора, нравственная брезгливость развивалась вместе с религией и культурой. Читая настоящую литературу, «мы не только наслаждаемся красотой, но и невольно развиваем в себе нравственные мускулы». Но развитие технического прогресса намного опережает развитие культуры, это грозит человечеству гибелью, поскольку, к примеру, оружие огромной разрушительной силы может оказаться в руках бездуховных людей. Рассуждения автора-публициста о брезгливости производят глубокое впечатление. Раскрывая эту тему, он использует риторический вопрос «Откуда она вообще взялась?», который, казалось бы, и не требует ответа. Но автор вступает в полемику с читателем, заставляет его стать единомышленником. Точка зрения автора не только оригинальна, но и глубоко продумана, а манера изложения отличается точностью выбора слов.

Я полностью разделяю точку зрения автора. Мы должны развивать в себе нравственную брезгливость, бороться с псевдокультурой, которая легко усваивается в силу примитивности и поощряет низменное в человеке, поэтому её нужно признать опасной для общества. Автор заставляет нас переживать вместе с ним. Как не согласиться с тем аргументом, что, во-первых, драма человечества состоит в том, что «нравственная брезгливость нисколько не развивается» вместе с цивилизацией. Разве не является доказательством этого, что молодые люди вместо классики читают «глупые книги», или вообще подменили чтение просмотром пошлых телевизионных программ, или бездарно тратят время на компьютерные игры? А ведь по-настоящему талантливое литературное произведение благоприятно воздействует на человека: духовно обогащает его, учит жизни. Как не вспомнить факты отношения к поэме «Василий Теркин» Твардовского во время войны: бойцы меняли табак и хлеб на вырезки с главами поэмы из фронтовых газет. Для них поэма про бойца была дороже, казалось бы, самого дорогого. Или еще один пример: Василий Андреевич Жуковский, передавая впечатления от картины Рафаэля «Сикстинская мадонна», говорил о том, что это счастливейшие часы его жизни. Именно так воздействует истинное искусство на образованного человека. Таким образом, текст Ф.Искандера призывает развивать нравственную брезгливость, чтобы люди не были равнодушными, чтобы не разрушались нравственные ценности и культура не заменялась псевдокультурой.

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)

Похожее

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]