Старые и новые хозяева вишневого сада (По пьесе Чехова)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Старые и новые хозяева вишневого сада

Одним из последних творений Антона Павловича, была пьеса «Вишнёвый сад». Пьеса была закончена в 1903году, а поставлена уже в начале 1904 года. Примерно через шесть месяцев поэт скончался. В этом произведении поэт ярко выразил свои мысли на современную жизнь. Сад в пьесе олицетворяет воспоминания о прошлом, идеальном времени, которое уже ушло. Прошлое в этом произведении представляют такие герои как Гаев и Раневская. Они росли в том времени, и если судить по этим персонажам то в их жизни было больше плохого нежели хорошего.

Раевская была именно тем человеком, который жил прошлым, она очень часто вспоминает те времена своей юности. А о своих близких и будущем она практически не думает. Она была не очень стара, если судить по тому что Ане было уже 17 то ей около сорока лет.

Если судить о ее возрасте по современным меркам, то она не совсем еще стара, чтобы бросать свои деньги на любовника. И проводить остаток своей жизни где то в дали от родных мест. Ее абсолютно не волнует тот факт, что эти деньги должны были достаться Анне. Вся ее молодость и души остались там в Вишневом саду.

Но и Гаев был ничем не лучше ее. Конечно в нем можно распознать огромное количество привлекательных черт. Которые так же присущи были и Раневской. Он абсолютно ни как не был приспособлен к труду, а жил просто за счет других. Когда он получает место в банке, очень трудно представить себе сможет ли он там удержаться хотя бы какое-то время. Единственное что увлекало этого человека, это игра в бильярд, больше он ничем не интересовался. Гаев не мог даже сам одеться, без посторонней помощи. Ему было около пятидесяти лет, и единственное что он вызывает у читателя, чувство жалости. Особенно это заметно во время монолога со старым шкафом, где он показывает, что не привык относится к чему-то серьезно.

Даже разговоры на серьезные темы, он переводил в шутку и бессмысленную болтовню.

По этим двум персонажам можно сказать, что они не владельцы сада, а скорее наоборот, сад владеет ими обоими. Но не смотря на все это судьба Вишневого сада была им куда дороже собственной судьбы. А все потому что сад для них был их жизнью, без которого они не имели смысла дальше существовать.

Еще одним интересным персонажем является Лопахин. Именно этот герой по мнению писателя олицетворял настоящее. Он отличался от выше указанных персонажей своей деловитостью. Его всегда заботило состояние сада. Его можно считать единственным человеком, который обращал свое внимание на часы. Он постоянно куда то торопился, у него постоянно были какие-то дела.

Он был не просто купцом, он старался жить по законам и имел чувство совести и справедливости. Поступки его можно назвать двойственными, как он склонял голову перед предыдущими хозяевами, так же и пытался возвысится на ними.

А.П. Чехов — Учебное пособие (Гуткевич А.А.)

Старые владельцы вишневого сада.

Характеры, созданные Чеховым, сложны, в них противоречиво смешиваются добро и зло, комическое и трагическое. Создавая образы обитателей разоряющегося дворянского гнезда Раневской и ее брата Гаева, Чехов подчеркивал, что подобные «типы» уже «отжили». Они выказывают любовь к своему имению, вишневому саду, но ничего не предпринимают, для того , чтобы спасти имение от гибели. Из-за праздности, непрактичности разоряются так «свято любимые» ими «гнезда», уничтожаются вишневые сады.

Раневская показана в пьесе очень доброй, ласковой, но легкомысленной, порой равнодушной и небрежной по отношению к людям (последний золотой отдает случайному прохожему, а дома прислуга живет впроголодь); ласкова к лакею Фирсу, заботится о его здоровье и оставляет его больного в заколоченном доме. Она умна, сердечна. Эмоциональна, но праздная жизнь развратила ее, лишила воли, превратила в беспомощное существо.

Мы узнаем, что она уехала из России 5 лет назад, что из Парижа ее «потянуло в Россию» только после катастрофы в личной жизни . В финале пьесы она все же покидает родину и , как ни жалеет о вишневом саде и имении, довольно скоро «успокоилась и повеселела в предчувствии отъезда в Париж.

Возвращение Раневской на родину

Чехов дает почувствовать всем ходом пьесы, что узкие жизненные интересы Раневской и Гаева свидетельствуют о полном забвении интересов родины. Создается впечатление, что при всех качествах они бесполезны и даже вредны, так как способствуют не созиданию, «не приумножению богатства и красоты» родины, а разрушению
Леонид Андреевич Гаев.

Гаеву 51 год, а он так же, как Раневская, беспомощен, бездеятелен, беспечен. Нежное обращение его с племянницей и сестрой сочетается у него с пренебрежением к «чумазому» Лопахину, «мужику и хаму», с презрительно-брезгливым отношением к слугам. Вся его жизненная энергия уходит на возвышенные ненужные разговоры, пустое многословие. Как и Раневская, привык жить на «чужой счет», не рассчитывает на свои силы, а только помощь извне: «хорошо бы получить наследство, хорошо бы выдать Аню за богатого человека».

Итак, на протяжении всей пьесы Раневская и гаев переживают крушение последних надежд, тяжелое душевное потрясение, лишаются семьи, дома, но оказываются неспособными что-либо понять, чему-либо научиться, сделать что-нибудь полезное. Их эволюция на протяжении всей пьесы – это разорение, крах не только материальный, но и духовный . Они вольно или невольно предают все, что, казалось бы, им дорого: и сад, и родных, и верного раба Фирса.

Лопахин Ермолай Алексеевич

Лопахин Ермолай Алексеевич – купец. Его отец был крепостным у предков Раневской. Сама Раневская много сделала для Л. Он благодарен ей за это, говорит, что любит, как родную. В новых условиях Л. разбогател, но остался, по его собственному выражению, «мужик мужиком». Л. искренне хочет помочь Раневской спасти их вишневый сад, который продают за долги. Он предлагает план – разбить сад на участки и отдавать в аренду под дачи. Для этого нужно вырубить сад. Л. не чувствует к вишневому саду никаких ностальгических чувств, он лишь замечает, что сад «большой».

Но хозяева не соглашаются так поступить с дорогим им садом. Л. удивляется легкомыслию и праздности Раневской и ее брата. Сам он встает в 5 утра и работает до ночи. В конце пьесы именно Л. приобретает вишневый сад. Это момент наивысшего его торжества: сын мужика, «малограмотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами». Здесь в Л. проступает грубое, хищническое начало, купеческая удаль («За все могу заплатить!») Он уже не задумывается о чувствах бывших хозяев имения. Радость так и рвется из Л., он хохочет и топочет ногами. Л – очень противоречивый образ. Трудолюбие, практический ум, смекалка соседствуют в нем с черствостью, грубостью, хищничеством.

Аня

Аня – дочь Раневской. Девушка 17-ти лет. А. влюблена в Петю Трофимова и находится под его влиянием. Увлечена его идей о том, что дворянство виновато перед русским народом и должно искупить свою вину. А. говорит, что уже не любит вишневого сада, как прежде. Она хочет уйти из родного дома с Петей. В Ане есть вера в счастье, в свои силы, в другую жизнь. Она говорит матери после продажи имения: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого» и искренне радуется отъезду из родительского дома. Аня безоглядно верит Трофимову, готова пойти за ним куда-угодно. Но, возможно, ее ждет разочарование, ведь Петя больше говорит, чем делает.

Трофимов Петя – бывший учитель погибшего сына Раневской, разночинец 26-ти или 27-ми лет. Трофимов – вечный студент, который никак не закончит курса. Судьба бросает его с места на место. Этот герой проповедует веру в лучшее будущее. Для этого, по его мнению, «надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».

Он ругает все то, что тормозит развитие России – «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. Но герой не замечает, что сам он яркий представитель такой интеллигенции: только красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Трофимова фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти» (до «высшей правды»). Трофимов отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким и призрачным». Он лишь призывает Аню верить ему, так как он предчувствует счастье. Раневская упрекает Трофимова в холодности, когда он говорит, что нет никакой разницы, продано имение или нет. Вообще Раневская недолюбливает героя, называет его недотепой и гимназистом второго класса. В финале пьесы Трофимов разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его никчемной, хоть и освещенной красивыми словами, жизни.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: