Викторина с ответами по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». методическая разработка по литературе (7 класс) на тему


Тест Тарас Бульба с ответами

I вариант.

1. К какому эпическому жанру относится произведение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? а) роман-эпопея; б) роман; в) повесть;+ г) рассказ.

2. Действие повести происходит в: а) России; б) Польше; в) Белоруссии; г) Украине.+

3. Укажите основную тему произведения: а) история семьи Тараса Бульбы; б) любовь Андрея к полячке; в) борьба украинского народа с польской шляхтой;+ г) быт и обычаи Запорожской Сечи.

4. Как звали сыновей Тараса Бульбы? а) Орест и Арсен; б) Одиссей и Ахилл; в) Остап и Андрей;+ г) Давид и Голиаф.

5.Сыновья Тараса Бульбы из повести Гоголя учились: а) в Киевской академии;+ б) в Острожской академии; в) за рубежом; г) в России.

6.Тарас Бульба мечтал: а) женить сыновей; б) дать им работу; в) отвезти их на Сечь.+

7. Тарас заставил своего сына Остапа взяться за учебу, потому что: а) он избил своего сына, б) пообещал, что возьмет его на Сечь;+ в) купил ему красивого коня.

8. Мать восприняла решение Тараса о немедленном отъезде на Сечь: а) с удивлением; б) с радостью в) с тоской.+

9. К дубу Бульбу привязали: а) колючей проволокой б) железными цепями + в) прибивают гвоздями

10. Тарасу не по душе была гулящая жизни на Сечи, потому что: а) он хотел настоящего дела;+ б) хотел обогатиться; в) старый казак хотел отдохнуть.

11. Укажите правильное толкование слова «бурса» в предложении: «Были они тогда, как и все, попавшие в бурсы, дикие, взлелеянные на свободе, и там их уже понемногу обтесывали на один лад, после чего становились друг на друга похожи». а) город на северо-западе Турции; б) общежитие для бедных студентов; в) духовное училище;+ г) университет.

12. Глава казацкого войска в Запорожской Сечи: а) наблюдатель б) староста в) кошевой +

13. Кличка коня Тараса, на котором он отправляется в Запорожскую Сечь: а) Черт + б) Икар в) Драгун

14. Чтобы попасть в тюрьму к Остапу, Тарас переоделся в: а) пастуха б) немецкого графа + в) скомороха

15. Старшего сына Бульбы зовут: а) Остап + б) Андрей в) Янкель

16. О ком идет речь? «… Был один из числа коренных, старых полковников: был он весь создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». а) о Тарасе Бульбе;+ б) об Андрее; в) об Остапа; г) о Степане Гуске.

17. О ком идет речь? «Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодрав его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских слугах целых двадцать лет и не поклялся, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всех наук». а) об Андрее; б) об Остапе;+ в) о Бовдюге; г) о Кукубенко.

18. “Выносил все: терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему … кости … » – это портрет: а) Тараса Бульбы;+ б) Остапа; в) атамана Кукубенко.

19. Тарас Бульба на вражеской земле попал в плен, потому что не захотел оставить: а) саблю; б) лошадь; в) медальон; г) трубку.+

20. Каким образом Андрей попал к полячке, оказавшейся в осажденном городе? а) через подземный ход;+ б) подкупил охрану; в) сдался в плен.

21. Во время обучения в семинарии, на Андрея наибольшее впечатления произвело именно это событие: а) наказания розгами + б) получение аттестата в) встреча с красавицей-полячкой

22. Почему Тарас не очень доволен жизнью на Сечи: а) он был уже стар, поэтому шумная жизнь и потасовки были не для него б) уже давно не было никаких войн и сражений, а Бульба считал, что только в битвах может закалиться характер + в) Бульбу устраивал образ жизни запорожцев

23. Как Бульба отреагировал на смерть сына Андрея: а) он сам убил Андрея и считал это правильным решением + б) не верил в гибель Андрея в) впал в отчаяние и две недели его никто не видел

24. Какой город казаки держат в осаде в произведении: а) Ровно б) Львов в) Дубно +

25. Остров, на котором находится Запорожская Сечь: а) Тузла б) Хортица + в) Труханов

II вариант.

1. Жанровая форма произведения “Тарас Бульба”: а) роман б) пьеса в) повесть +

2. “Тарас Бульба” входит именно в этот сборник произведений: а) “Арабески” б) “Миргород” + в) “Мёртвые души”

3. Имена сыновей Бульбы: а) Тарас и Остап б) Остап и Андрей + в) Андрий и Иван

4. Мать у сыновей: а) худощавая и добрая мать + б) добрая и заботливая в) не худая но в меру упитанная

5. Что делает Бульба по случаю приезда сыновей: а) устраивает гуляние б) уезжает на Сечь в) созывает всех сотников +

6. Имя человека, который помогает Тарасу Бульбе доехать до Варшавы: а) Янкель + б) Ицхак в) Яков

7. Какой город казаки держат в осаде в произведении: а) Ровно б) Львов в) Дубно +

8. Остров, на котором находится Запорожская Сечь: а) Тузла б) Хортица + в) Труханов

9. Кому принадлежит высказывание: «Терпи казак, – атаманом будешь!», «Есть еще порох в пороховницах! «? а) Тарасу Бульбе;+ б) Остапу; в) куренному атаману.

10. “Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! ” Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью: а) Мусия Шила; б) Остапа; в) Тараса.+

11. Укажите причину измены Андрея: а) нежелание воевать с поляками; б) ссора с отцом; в) любовь к прекрасной полячке;+ г) жажда славы.

12. Служанка панночки по национальности была: а) полячка б) француженка в) татарка +

13. Город, в котором учились сыновья Бульбы: а) Харьков б) Киев + в) Москва

14. Чтобы найти своего сына Остапа, Тарас отправляется в: а) Варшаву + б) в Ровно в) Краков

15. Где прячется Тарас, когда едет в повозке в Варшаву: а) под мешками с мукой б) под тыквами в) под кирпичами +

16. Пока казаки воюют у города Дубно, на Сечь напали: а) турки + б) греки в) монголы

17. Сына Тараса, который предал казаков и перешёл на сторону поляков звали: а) Янкель б) Андрей + в) Остап

18. Укажите правильное толкование слова «бурса» в предложении: «Были они тогда, как и все, попавшие в бурсы, дикие, взлелеянные на свободе, и там их уже понемногу обтесывали на один лад, после чего становились друг на друга похожи». а) город на северо-западе Турции; б) общежитие для бедных студентов; в) духовное училище;+ г) университет.

19. О ком идет речь? «… Был один из числа коренных, старых полковников: был он весь создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». а) о Тарасе Бульбе;+ б) об Андрее; в) об Остапа; г) о Степане Гуске.

20. О ком идет речь? «Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодрав его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских слугах целых двадцать лет и не поклялся, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всех наук». а) об Андрее; б) об Остапе;+ в) о Бовдюге; г) о Кукубенко.

21. Младший сын Бульбы влюбился в: а) полячку + б) турчанку в) татарку

22. “Я тебя породил, я тебя и убью!” -, Тарас Бульба сказал этому герою произведения: а) Остапу б) Товкачу в) Андрию +

23. События в произведении разворачиваются: а) на территории Украины и Польши + б) в Турции в) в Турции и Украине

24. Повесть написана в стиле: а) эпического сказа;+ б) семейной хроники; в) исторического исследования.

25. Причина, по которой Бульба так быстро принял решение поехать с сыновьями на Сечь: а) он желал приобщить сыновей к воинскому делу, ведь только в Запорожье настоящая школа и наука + б) ему нужно было завершить личные дела, а сыновья могли ему помочь в) дабы показать Запорожскую Сечь и отправить обратно в Киев

История написания повести «Тарас Бульба»

Факты биографии Н.В. Гоголя. Историческая канва повести

Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 г. в малороссийской мелкопоместной помещичьей семье. Детство его прошло в отцовском имении Васильевка Полтавской губернии. В 10 лет мальчик был отдан в Полтавскую гимназию, через два года в Нежинский лицей, где он провел семь лет. После окончания лицея в 1828 г. юноша переехал в Петербург, где пробовал стать актером, служил чиновником, но служба его не привлекала. Около года преподавал в Петербургском университете историю и окончательно решил заняться литературным творчеством.С детства Гоголь интересовался историей своего родного края. Особенно будущего писателя занимали предания и рассказы о казачестве Запорожья. Гоголь мечтал написать историю Малороссии, в течение пяти лет собирал различные материалы. Научный труд так и не был создан, а собранные материалы были использованы для написания исторической повести «Тарас Бульба».

При создании повести Гоголь тщательно изучал исторические и фольклорные источники: малороссийские летописи, «Историю Русов или Малой России», «Историю о казаках запорожских», «Описание Украины», украинское народное творчество. Из исторических материалов Гоголь черпал достоверные факты. Народные песни, думы и предания помогали познать народный дух, черты национального характера, нравы и быт украинского народа.Гоголь работал над повестью «Тарас Бульба» почти 9 лет: с 1833 г. по 1842 г.Повесть была опубликована в 1835 г. в составе сборника повестей «Миргород». В 1842 г. Гоголь во II томе своих «Сочинений» опубликовал повесть в обновленной редакции. Вторая редакция стала объемнее по содержанию: число глав возросло с девяти до двенадцати. Появились новые герои, образы главных героев стали более сложными, добавлены подробности в описаниях Запорожской Сечи, более масштабными стали батальные сцены. Тема народно-освободительной борьбы украинского народа против польской шляхты[1] обрела более яркое звучание.

Гоголь не придерживался исторической хронологии в изображения событий, его целью было отражение непростой жизни средневековой Украины. Гоголь сознательно отнес сюжет повести к концу XVв., когда начало формироваться запорожское казачество, хотя подобные исторические события имели место в конце XVI в. и первой половине XVII в. Тогда вспыхивали многократные восстания украинских казаков против польского засилья. В 1569 г. в Люблине между Польским королевством и Великим княжеством Литовским был заключен союз, по которому было образовано единое государство Речь Посполитая. Часть украинских земель в составе Литовского княжества отошла к Польше, которая стала насаждать культуру,чуждую для украинцев, и католичество. В это сложное для Украины время Запорожская Сечь стала оплотом вольного казачества в борьбе против иноземных захватчиков.

Запорожская Сечь находилась в незаселенных степях в низовьях Днепра за труднопроходимыми речными скалистыми порогами. Эти места назывались Диким полем. По историческим сведениям, поселения казаков в этих местах появились в конце XV в. Казаки были вольными людьми, жившими по собственным внутренним законам. Казачество пополнялось беглыми крепостными крестьянами, людьми, спасавшимися от преследований по закону, нищеты и нападений татар.

Запорожская Сечь стала своего рода казацкой республикой с особой системой самоуправления.Атаманы выбирались и снимались на общем собрании запорожского казачества. Сечь объединяла более 60 куреней[2], управляемых куренными атаманами, которых величали «батьками». Возглавлял казачье войско кошевой атаман.Запорожское войско предпринимало походы против крымских татар и турок, освобождая христианских невольников из плена и возвращаясь с богатыми трофеями.

Казаки считали себя защитниками православной веры, отстаивали национальную независимость.Хотя Гоголь откровенно писал о беспощадной мести и жестокости казачества, он воспел патриотизм свободолюбивых казаков,героических защитников своей земли и веры. В повести «Тарас Бульба»казаки названы русскими, вставшими на защиту Руси. Это не авторский вымысел, в средневековые времена украинцы,считавшие себя потомками Киевской Руси, чаще назывались русскими.

Фольклорные мотивы в повести

Особенности описания героев и природы. Героическая и патриотическая идея повести «Тарас Бульба»

В повести «Тарас Бульба» переплетены элементы реализма и романтизма. Бытовые сцены и нравы Запорожья изображены в исторически верных, реалистических чертах. Но Гоголь не только описывает, но и воспевает, словно романтик, образы главных героев. Образ казака-запорожца, защищающего от бусурманов[6] родную землю, можно соотнести с образом эпического богатыря из русских былин. Запорожские казаки, подобно русским богатырям, несут неустанный дозор пределов родной земли, охраняя ее от посягательств врагов. Родине казаки служили беззаветно, чувство патриотизма было главным смыслом их жизни, преобладающим над всеми иными чувствами.

Дух запорожского казачества, его размах, раздолье, стихийная сила, не знавшая удержу и пределов, уподоблены неизмеримому пространству украинской степи. Не случайно в повести «Тарас Бульба» описание степи, «бесконечной и вольной»,предшествует описаниям Запорожской Сечи. «Зелено-золотой океан» никогда не паханой степи с «неизмеримыми волнами диких растений» с «миллионами разных цветов», небо которой наполнено «тысячью разных птичьих свистов» и криками «диких гусей», представляет собой никем не покоренное бескрайнее пространство. Образ степи олицетворяет образ Родины, прекрасной, безграничной, свободной. Едущих в Запорожскую сечь казаков степь «приняла в свои зеленые объятья», как своих защитников.

По мнению В. Белинского, повесть «Тарас Бульба» стала «поэмой великих страстей», «величайшей эпопеей героической борьбы народа за свою свободу и национальную независимость». Гоголь, обратившись к далекой эпохе Запорожской Сечи, представил героизм предков, выходцев из «казачьего рыцарства», людей с могучим характером, который сформировался в сложных условиях борьбы за родную землю и веру. Гоголь описал невозвратное прошлое легендарной старины,героическое время доблести и брани, невольно сравнивая его со временем скучной, пошлой и ничтожной обывательщины эпохи Николая I, с ее низменными житейскими идеалами и всеобщей скукой. Жизнь «героев» современного ему общества Гоголь отразил в «Ревизоре», «Шинели», «Мертвых душах» и других произведениях.

Краткий пересказ повести

Запорожская Сечь, ее законы, нравы и обычаи. Чувство боевого товарищества запорожского казачества. Самоотверженный героизм казаков в защите Отечества. Образ Тараса Бульбы

Повесть начинается встречей Тараса Бульбы с сыновьями, приехавшими в родной дом после окончания учебы в Киевской бурсе[3]. Бульба принимает решение увезти их в Запорожскую Сечь, которую он считал лучшей школой, где можно научиться чему-то стоящему, набраться разума. При первом знакомстве с казачьей вольницей Остапа и Андрия поразило многоголосье торговых лавок, звон молотов в кузницах, удальской разгул казаков. Сечь жила шумной мирной жизнью, казаки бражничают от бездействия. Братья с упоением предались разгульной новой жизни.

Бульбу это не устраивает, не для праздного безделья привез он сыновей, которых хотел видеть воинами, познавшими «ратную науку». Бульба, после отказа кошевого атамана организовать поход на турок или татар, начинает сам агитировать казаков послать молодежь на удалой набег. В это время доносится весть, что ляхи[4] разоряют украинские селения, православные храмы сдают в аренду иноверцам. Принимается решение о военном походе на Польшу. В этом походе сыновья Тараса проявили свои воинские качества и смелость.

Казаки, не сумев штурмом взять польский богатый город Дубно, осаждают его. Жители города были обречены на голодную смерть. Андрий еще во время учебы в Киеве влюбился в дочь польского воеводы, которая теперь оказалась в осажденном Дубно. Ради нее молодой казак пробирается в осажденный город по подземному ходу,переходит на сторону врагов.

Во время осады запорожцы узнали о нападении татар на Запорожскую Сечь, приняли решение разделиться. Половина войска возвратилось в Запорожье. Оставшиеся полки потерпели поражение. Андрия во время атаки поляков заманили в засаду, Тарас казнил его за измену. Остапа пленили, тяжело раненого Тараса спасли соратники. За его голову поляки назначили щедрую награду. Тарас,надеясь спасти Остапа, заплатил шинкарю[5] Янкелю, который привез его в телеге под грудой кирпичей в Варшаву. Переодевшись в костюм немецкого графа, Тарас Бульба пробирается к месту казни запорожцев, видит мучения и гибель сына.

Месть Тараса за смерть сына была страшной, он со своим полком устроил кровавые поминки по Остапу, сжигая польские местечки и костелы, не щадя никого. Заканчивается повесть казнью Тараса Бульбы.Он попал в плен к полякам. На возвышенном месте его сожгли живьем, привязав к сухому дереву. Умирая на костре, старый атаман думает о том, как выручить соратников, попавших в беду, кричит, указывая верный путь к спасению. Видя с высоты привязанные челны у берега,он направляет казаков к ним. В последних словах его звучит надежда, что боевые товарищи продолжат святое дело, на которое он положил жизнь, и отомстят за поругание веры и родной земли.

Особая роль в повести отводится миру Запорожской Сечи, которую Гоголь называл «колыбелью» казачества. Представлена Запорожская Сечь как идеал вольной жизни, основанной на равенстве, товариществе и взаимовыручке. Это свободный союз отважных и прямодушных людей, объединенных общими интересами и стремлениями, представлениями об истинных ценностях.Главным законом Запорожской сечи была верность товариществу, вере, родной земле.

Тарас Бульба уверен, что нет «лучшей науки» и школы возмужания для сыновей, чем Запорожская Сечь: только там можно познать силу духа боевого товарищества. Тарас воспринимает сыновей изначально как товарищей. Родственные узы для казаков не так важны, как душевное родство воинского братства. Запорожцы не дорожили домашним очагом и своим семейством, женщины не допускались в Сечь, мать и жена были менее дороги, чем соратники.Родной матерью казаки называли Сечь, считая себя членами одной большой семьи и братьями.

Для казаков, лишенных корысти и стремления к личной выгоде, воля была желаннее всего иного, потому они предпочитают быть свободными от дома, собственности, привязанностей. Батьки ведали всеми пожитками и средствами казаков, не обзаводившихся хозяйством, отдававших даже собственные деньги на сохранение атаману. Презрение выражали казаки к богатству, деньгам, большинство из них «по благородному обычаю не могли удержать в кармане ни копейки».Торговцы жили около Сечи, словно у подножия вулкана. Щедрые казаки, не торгуясь, платили столько денег, сколько из кармана рука достанет. Но если у казаков заканчивались деньги, они громили торговые лавки и брали все даром.

Казачество Запорожской Сечи вело не слишком обустроенный образ жизни, ценя более всего преданность родной земле и православной вере, чувство товарищества.Тарас в своей речи перед сражением под Дубно говорил о святости уз товарищества, в котором человек может обрести родство«по душе, а не по крови». Эти идеалы облагораживали поступки запорожцев, наполняя их жизнь смыслом, служили оправданием их набегов и безжалостных расправ с иноверцами. Запорожские казаки почитали себя «лыцарями», их воинское братство можно сравнить с католическими рыцарскими орденами. Подобно рыцарям, казаки тоже связаны священными обетами.

Духом казачества являлось особое отношение к вере, принадлежность к которой была связующим звеном товарищества. Запорожцы считали себя православными рыцарями, не щадили жизни в борьбе за веру. В Сечи все казаки посещали одну церковь, ноне хотели слышать о воздержаниях и соблюдении постов. В Сечь принимали всех, несмотря на сословие, звание, национальность. Кошевой атаман только интересовался у новичка, верует ли он в Христа, Святую Троицу, ходит ли в церковь и может ли перекреститься. Только православным было дано право стать членом братства.

Во славу христианства бились запорожцы с турками и татарами. Но особенно непримиримой была вражда с польскими «недоверками» – ляхами, насаждавшими оскорбительные порядки на Украине. Стремительность и напор казаков в походах внушали страх. Их наступления вызывали панику среди поляков, «всё, что могло спасаться, спасалось», в ужасе все разбегались, избегая встречи с войском запорожцев, этой «закаленной вечной бранью толпой». Это было отчаянное содружество воинов, в котором почти не было престарелых, большинство казаков «не умирало своей смертью».

Мирная жизнь Сечи протекала в беспрерывном беспутном пиршестве, но в походах пьяный разгул карался смертью. Законы Запорожской Сечи были жесткими, сурово карались преступления против своих товарищей. Проворовавшегося казака оставляли привязанным к позорному столбу, каждый проходивший мимо должен был нанести удар приговоренном у лежащей рядом дубинкой. Так продолжалось до тех пор, пока вора не забивали насмерть. За денежный долг казака приковывали цепью к пушке. Должник сидел на цепи, показа него не заплатит кто-либо. За смертоубийство своего товарища убийцу закапывали живым в могиле с гробом погибшего.

В собирательном художественном образе Тараса Бульбы представлен тип казака, олицетворяющего вольный дух Запорожской Сечи. Он с гордостью говорит о себе: «Я казак». Он бесконечно предан идеалам Сечи. Бульба не представляет себя без воинского братства, ему никогда не стать степенным хозяином, «гречкосеем, домоводом», разводящим овец и свиней. Хотя Бульба был зажиточным казаком, имел три хутора, угодья, табуны лошадей, он равнодушен к роскоши, предпочитал простую жизнь. Он был суровым мужем и строгим отцом. Не баловал сыновей, неласков был и с женой, мог нагрубить и даже ударить. Материнская нежность и любовь, по его мнению, были большой опасностью для становления казака, который «обабится» и погибнет для великого дела служения Родине.

Тарас Бульба, отличавшийся грубоватой прямотой, упрямством и крутым нравом, был казачьим полковником, представлявшим себя только в походах и на поле брани. Как военачальник, Бульба энергичен, неутомим, не ведает страха и усталости. Казаков своего полка он знает прекрасно, умеет влиять на них и словом, и делом, и собственным примером. Он может воодушевить их проникновенной речью перед боем, может поднять боевой дух шуткой. Тарас великодушен к своим товарищам, но жесток и суров в деле расправы и мести.

Страшным злом считает Бульба предательство, когда «свой своего продает, как бездушную тварь на рынке». Он казнит даже собственного сына, предавшего товарищей, изменившего Отчизне. Тарас застрелил прежде всего казака-предателя, не ставшего наследником казацкой доблести и славы. Трагизм конфликта отца и сына в повести «Тарас Бульба» отражен в непростом выборе главного героя. Бульбе пришлось выбирать между любовью отца к сыну и любовью гражданина к Родине. Без сомнений и колебаний он ставит гражданский долг выше родительских чувств.

Жестокий сыноубийца остался до последнего трогательным отцом по отношению к другому сыну, плененному поляками, но не посрамившего казачьего звания. Он был готов все отдать ради спасения Остапа, стремился поддержать его в последний час, жестоко отомстил за мучительную гибель сына.

Критик В. Белинский назвал Тараса Бульбу человеком с «железным характером» и «железной волей».Это герой, одержимый идеей борьбы против угнетения, готовый положить голову за веру. У старого полковника сильная, воинская, мужественная натура, боевой дух он сохранил в себе до последней минуты жизни. Обреченный быть сожженным заживо на виду у всех,он помогает спастись товарищам от вражьей погони, чтобы было кому мстить «за посмеянье прав своих», «за позорное унижение своих нравов», «за оскорбление веры предков и святых обычаев», «за посрамление церквей» и бесчинства иноземных панов на православной земле.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: