План пересказа
Повествование в этом произведении ведется от первого лица. От лица женщины, которая тридцать пять лет проработала учителем русского языка и литературы. Когда же вышла на пенсию, однажды вспомнила об одном из своих учеников – Ване Белове. Вернее, об этом необычном и сложном подростке героиня произведения Алексина и не забывала. Однако в силу некоторых обстоятельств ей пришлось восстановить в памяти все, что было связано с Беловым, тем самым мальчиком, которого на групповой фотографии учеников 6-го класса легко отыскать: он третий в пятом ряду.
Краткое содержание повести стоит изложить по плану:
- Елизавета.
- Сын учительницы.
- Алена.
- Болезнь Лизы.
- Письмо.
- Судьба Вани Белова.
А. Алексин, «Третий в пятом ряду»: краткое содержание. «Третий в пятом ряду»: отзывы
Искусство и развлечения 28 сентября 2016
На стене – старая школьная фотография. Самая обычная, чёрно-белая.
Многие годы писатель Анатолий Алексин всматривался в каждое лицо, в каждую судьбу, однажды запечатленную на вечную память: и в миловидную учительницу, сидящую в самом центре, и в учащихся вокруг неё, особенно в тех, которые удивительным образом оказались в пятом ряду… Кто они? Рассказ «Третий в пятом ряду» (краткое содержание следует далее) поведает нам об этой прекрасной и одновременно трагичной истории.
Особенности повествования
Многие произведения писателя Анатолия Алексина посвящены проблемам подросткового возраста, и повествование в них ведётся от имени этих самых подростков. Они выступают то в роли антигероев, то наоборот – бросаются на помощь, прежде всего взрослым, чтобы уберечь их от проблем, чтобы взять на свои ребяческие, ещё совсем хрупкие и доверчивые плечи их ответственность.
Но повесть «Третий в пятом ряду» (краткое содержание шести глав следует далее) отличается от других. Кажется, впервые автор предложил в качестве рассказчика не юного человека, а пожилую учительницу русского языка и литературы, которая всю свою жизнь посвятила обучению и воспитанию детей. Можно сказать, что Алексин изменил угол обзора, но не объект наблюдения.
И что же? Результат оказался неожиданным и вместе с тем предсказуемым: зрелость души – категория не возрастная, а нравственная. Один до истины доходит ещё в отрочестве, и не нужны ему для этого ни опыт, ни знания. А другой достигает её лишь тогда, когда голова полна седых волос. Но обо всём этом по порядку. Читаем краткое содержание: «Третий в пятом ряду».
Старая фотография
Над столом в комнате Веры Матвеевны висело множество фотографий. Это были выцветшие изображения классов, в которых пожилая учительница некогда преподавала русский язык и литературу, а в некоторых к тому же работала и классным руководителем. Помнила она всех своих учеников без исключения, и с ходу могла назвать их имена и фамилии.
Елизавета, четырёхлетняя внучка преподавательницы, всё любила водить пальчиком по чёрно-белым снимкам и спрашивать, кто этот мальчик, как зовут эту девочку.
Но особенно ей приглянулся один рыжеволосый парень – Ваня Белов. Почему? Автор не даёт прямого ответа. Читателю предлагается самому отыскать его, почувствовать.
И тогда ему откроется вся суть произведения «Третий в пятом ряду», краткое содержание которого приведено в данной статье.
Видео по теме
Ваня Белов
Каждый день Лиза настойчиво просила бабушку рассказывать истории об этом рыжем парне, который на фотографии выглядел обычным светловолосым подростком, но, в отличие, от других, улыбался, а ещё – стоял в пятом ряду, третьим сразу после папы Елизаветы. Да, отличий было много.
Каких? Читаем дальше повесть, которую написал А. Алексин – «Третий в пятом ряду». Краткое содержание второй главы подробно расскажет обо всех.
Елизавета
Важную роль в творчестве Алексина играет мотив справедливости, честности. На примерах историй из жизни подростков писатель стремится ответить на глубокие нравственные вопросы. Эту тему затронул прозаик и в произведении «Третий в пятом ряду». Краткое содержание повести следует все же начать с описания событий, которые произошли спустя двадцать лет, после того как для героя этой повести – Вани Белова – прозвенел последний звонок.
Вера Матвеевна (женщина, от лица которой ведется повествование), как уже было сказано, учительствовала более четверти века. Когда же родилась внучка, на семейном совете было принято решение именно ей доверить воспитание девочки. Во-первых, сын и невестка работали археологами и постоянно находились в разъездах. Во-вторых, кто лучше, нежели Вера Матвеевна, педагог с огромным стажем, справится с этой непростой задачей?
Елизавета – внучка главной героини – была девочкой необычной. Услышав однажды о своей тезке, императрице, она решила раз и навсегда не отзываться на уменьшительный вариант своего имени. Отныне, несмотря на весьма нежный возраст, ее стали величать Елизаветой.
Вера Матвеевна нередко рассказывала внучке о своем богатом педагогическом опыте. Однажды она рассказал девочке о Ване Белове. Этот подросток отличался от своих сверстников абсолютным нетерпением к малейшим проявлениям несправедливости.
Елизавета любила слушать истории о Ване. У Веры Матвеевны было всего одно фото с ним – черно-белый снимок, на котором были изображены ученика шестого класса. Школьники выстроились в пять рядов. В тот день, когда была сделана фотография, Ваня поспорил с друзьями, что сможет удержаться на сложной конструкции, состоящей из двух стульев. Спор он выиграл. Свидетельство тому – фото, на котором он третий в пятом ряду.
Краткое содержание повести следует продолжить рассказом о том, как в те далекие довоенные времена героиня произведения относилась к Белову.
Популярные сегодня пересказы
- Счастливый Принц — краткое содержание сказки Оскар Уайльд
В одном городе стояла высокая колонна, увенчанная прекрасной статуей Счастливого Принца. Он был полностью позолочен, в рукояти его меча сверкал рубин, а глаза были сделаны из сапфиров. - Верный друг Санчо — краткое содержание книги Яковлева
Главный герой – Санчо Родригес. Это подросток, который приехал из Южной Америки в Советский Союз. Его родители работают в международной фирме, которая поставляла сок. - Краткое содержание сказки Курица на столбах Пришвин
Автор рассказа «Курица на столбах» предлагает читателю удивительную историю из мира животных, в которой героями стала курица-наседка и четверо гусят. - Глупая история — краткое содержание рассказа Зощенко
Эта история случилась в самой обычной семье. Мальчику Пете уже четыре года. Но мама все еще считает его ни на что не способным малышом. Поэтому все делает за него, кормит с ложечки, одевает и раздевает.
Сын учительницы
События, о которых вспоминает Вера Матвеевна, происходили в тридцать седьмом году. Что заставило вернуться в прошлое героиню произведения «Третий в пятом ряду»? Содержание и смысл произведения изложить можно в нескольких словах: человек преклонного возраста осознаёт и признаёт ошибки, совершенные в молодости.
Вера Матвеевна всегда знала, как следует поступать в той или иной ситуации. И никогда не прислушивалась к чьему-либо мнению. Сын Володя учился в ее классе. Для того чтобы убедить себя и окружающих в своем беспристрастном профессиональном отношении, она занижала ему оценки, критиковала при всем классе его письменные работы.
Но был в классе ученик, который видел в этом несправедливость, а потому всячески протестовал. Однажды даже объявил голодовку. Этим правдолюбцем был Ваня. Именно он однажды решил отказаться от еды до тех пор, пока классный руководитель не исправит двойку Володе. Оценка, по мнению Белова, был поставлена несправедливо. Вере Матвеевне пришлось уступить.
Володя не любил математику. Более того, он панически боялся учителя, который вел этот предмет. Однажды, когда ученики должны были писать важную контрольную работу, математичку некто запер в учительской. Контрольная не состоялась. На следующий день Белов признался в том, что это он запер учительницу. Несложно было догадаться, что сделал он это ради Володи.
Любить всех одинаково
Ваня Белов – не просто один из главных героев повести, которую написал А. Алексин, «Третий в пятом ряду». Краткое содержание четвёртой главы произведения акцентирует внимание на том, что он – «проявитель» для старой учительницы, «химический раствор», помогающий получить явное изображение из скрытого. Вера Матвеевна – это открытая, умная, любящая женщина, мать, друг, которая каждый день одевала себя в «серое платье» педагога с огромным опытом работы, стремящаяся во что бы то ни стало любить всех «одинаково», никого не выделять в «ряду», и всех, не исключая мужа и сына, приводить к «одному знаменателю» своего мировоззрения. Прожила она долгую жизнь, но так и не смогла понять, кем же был для неё Ваня Белов: загадкой, мучением или всё же счастливым обретением. И только непредвиденное семейное несчастье побудило пожилую женщину пересмотреть своё отношение к окружающему миру, людям и самой себе.
Алена
Так звали воспитательницу в детском саду, который посещала Елизавета. Алена была не только доброй, но красивой и неимоверно женственной. Ее любили не только дети. Алене симпатизировали также и отцы ее подопечных. Вскоре популярность молодой воспитательницы стала слишком заметна. Матери ополчились против Алены, вспомнили о том, что в детском саду она оказалась случайно, то есть не имела специального образования. Было составлено коллективное заявление с требованием поменять воспитательницу. И вдруг Елизавета вспомнила о Ване Белове и решила последовать его примеру. А именно – объявить голодовку.
Вера Матвеевна рассказывала внучке о конфликтном ученике, дабы та не повторяла его проделок. Но вышло иначе. Елизавета влюбилась в Ваню. Она стала подражать ему. И так же, как и Белову, девочке удалось добиться своего: Алена осталась при своей должности.
Болезнь Лизы
Девочка с тяжелым аллергическим приступом оказалась в больнице. Это событие является кульминационным в произведении «Третий в пятом ряду». Сюжет повести прост. Немолодая учительница вспоминает о подростке, который для нее когда-то был злым гением, сложной личностью, проблемным ребенком. И только в самые тяжелые моменты жизни она понимает, кем был этот пресловутый Ваня Белов.
Елизавету отвозят в реанимацию. Добрая медсестра врет женщине, уверяя, что с девочкой все хорошо. А в нескольких метрах от Веры Матвеевны за жизнь ребенка борются врачи. Главный из них – Иван Белов. Женщина решает, что это именно тот Ваня, о котором она не могла вспоминать без содрогания много лет. А еще она вдруг осознает, что только он сможет ей помочь. Лишь такой решительный, бескомпромиссный человек, как Белов, способен спасти жизнь…
Ничтожные вчерашние беды
Перед нами повесть «Третий в пятом ряду». Краткое содержание по главам произведения А. Алексина на этом не заканчивается. Продолжаем…
С маленькой Лизой, которую родители отдали на воспитание бабушке, случилась беда – аллергический шок. Девочка оказалась в смертельной опасности. Нужна была срочная операция. И взялся за неё не кто иной, как известный хирург Белов. И старая учительница вдруг почему-то решает, что это тот самый её «злой гений» — Ваня, с которым она не знала, что делать, и из-за которого вынуждена была перейти работать в другую школу. Страх за внучку, безмерная благодарность за её спасение и непреодолимое чувство вины, заглушаемое ею в течение всей жизни, – всё это каким-то нежданным образом сплетается воедино, вырывается наружу и стремительно захлёстывает её целиком, вызывая глубокое раскаяние и перед Ваней, и перед собственным сыном, и перед бывшим мужем. Кажется, что автор подводит нас к логической, предсказуемой развязке.
Письмо
Все обошлось. Елизавету спасли. Врача, благодаря которому девочка осталась жива, действительно звали Иваном Беловым. Но это был не он.
Спустя несколько дней Вера Матвеевна написала письмо сыну, в котором напомнила ему о друге, который когда-то спас его от двойки по контрольной. И только тогда узнала правду. В учительской математичку запер вовсе не Ваня, а сын Веры Матвеевны. Белов же взял вину на себя. Героиня повести вдруг поняла, насколько несправедливо была по отношению к этому мальчику. Он не был сложным подростком. Он был человеком, который всего-навсего умел сопереживать, идти на жертву. И Вера Матвеевна решила, что пришло время встретиться и объясниться со своим бывшим учеником.
Анализ повести «Третий в пятом ряду» Алексина
Повествование ведется от лица пожилой женщины Веры Матвеевны, несколько десятков лет проработавшей в школе учительницей литературы.
Теперь она давно является пенсионеркой, и ее главной заботой становится шестилетняя внучка Елизавета, поскольку сын Веры Матвеевны и его жена, археологи по профессии, постоянно находятся в экспедициях.
Бабушка прекрасно знает о том, что девочка страдает тяжелейшими аллергическими реакциями на многие лекарства, однако она забывает предупредить об этой особенности Елизаветы молодую заведующую детским садом.
После одной-единственной таблетки внучка Веры Матвеевны оказывается в критическом состоянии, ее немедленно отправляют в больницу, и бывшая учительница едет с ней, жестоко упрекая себя за то, что не сообщила всем в дошкольном учреждении о проблемах девочки.
Елизавета сразу же поступает в реанимацию, и симпатичная медсестра в приемном покое рассказывает Вере Матвеевне о том, что оперировать ее внучку будет лучший хирург больницы Иван Белов.
При этом имени пенсионерка сразу же вспоминает Ваню Белова, одного из наиболее проблемных учеников, создававшего ей немало трудностей на протяжении всей своей школьной жизни. Ваня постоянно придумывал различные проделки, хотя при этом прекрасно учился и отличался явными способностями к точным наукам.
Вера Матвеевна, ожидая исхода операции, вспоминает все случаи, связанные с этим непростым и своеобразным мальчиком, который, не задумываясь, рисковал навлечь на себя серьезные неприятности ради того чтобы выручить товарищей, в частности, сына классной руководительницы Володю, отца Елизаветы, безумно боявшегося контрольной работы по математике. В тот день молодая преподавательница оказалась закрытой в учительской, и Ваня Белов взял вину на себя, хотя педагоги нисколько не сомневались в том, что на самом деле ее запер Володя, у которого всегда были немалые сложности с изучением этого предмета.
Ваня без колебаний стремился помочь другим людям, даже тем, кто неоднократно проявлял к нему недоброжелательность и неприкрытую враждебность, что касалось завистливого и ехидного Сени Голубкина, на которого Вере Матвеевне никогда не удавалось повлиять.
Размышляя обо всех событиях уже далекого прошлого, пожилая учительница приходит к выводу, что нет ничего удивительного в избрании Беловым профессии хирурга, в том, что Иван, действительно благородный и мужественный человек, решил посвятить жизнь спасению людей от смерти.
Вера Матвеевна верит в то, что Белов обязательно вернет ей внучку, она обещает себе, что непременно поговорит с ним после операции и попросит прощения за несправедливость, которую ранее допускала в отношении этого подростка.
Но в итоге из операционной выходит рослый, крупный мужчина, тогда как ученик Веры Матвеевны всегда был весьма невысоким и худощавым.
Женщина понимает, что хирург оказался лишь однофамильцем того Вани Белова, о котором она думала все это время, но решает все же разыскать именно этого парня, ставшего за эти годы взрослым, состоявшимся человеком.
Учительница приходит к выводу, что Ваня не случайно пришел к ней в воспоминаниях именно в эти ужасные для нее часы, когда самое дорогое для нее создание находилось между жизнью и смертью. Елизавета спасена, девочке больше ничего не угрожает, и Вера Матвеевна приступает к поискам Белова.
Встретившись с постаревшими родителями Ивана, она узнает о том, что их сын погиб в 1945 году, проявив в бою истинную храбрость и бесстрашие.
Женщина с горечью осознает, что уже никогда не признается ушедшему ученику в своей неправоте, к несчастью, она слишком поздно по-настоящему поняла «трудного подростка».
В финале повести читатель также неизбежно задумывается над тем, что за поступками окружающих его людей могут скрываться совершенно иные мотивы, и не так уж легко правильно оценить того или иного человека.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/05/analiz-povesti-tretij-v-pjatom-rjadu-aleksin.html
Анализ произведения
Ваня Белов с юных лет умел сострадать. Он всегда был готов пойти на жертву ради другого человека. Даже если такие действия заведомо влекли за собой неприятные последствия. Такие люди способны на настоящий подвиг. Но как ни странно, в мирной спокойной жизни подобные Белову раздражают, вызывают недоумение. Произведение «Третий в пятом ряду», анализ и содержание которого изложены в статье, – история о юном идеалисте, советском Дон Кихоте, который боролся бы с ветряными мельницами всю свою жизнь. Если бы не война…
Другой поворот
Но тут-то и проявляется основной смысл произведения «Третий в пятом ряду», краткое содержание которого подходит к завершению. Проводивший операцию хирург оказывается всего лишь однофамильцем Белова. И обновлённая душа Веры Матвеевны рвётся во что бы то ни стало найти бывшего ученика и поговорить с ним. Ощущается скорая счастливая развязка. Вот, наконец, и дом Вани. Дверь открывают постаревшие родители, которые с первого взгляда узнали бывшую классную руководительницу и, как прежде, предложили ей раздеться, но она не может, она торопится объясниться, поделиться сокровенным и окончательно успокоиться. Однако долгожданную точку не удается поставить: в руках изрядно потрепанный листок – похоронка от сорок пятого. Да, в самом конце войны, весной, возле города Пенцлау Ваня Белов погиб.