История создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова


I этап. Начало работы над романом

В 1836 году Лермонтов, вдохновившись романом Пушкина «Евгений Онегин», задумал написать будущее произведение, где в полной красе была бы показана жизнь его современника в свете столичных событий. Главный герой по замыслу должен отражать в душе дух противоречия того времени. Даже фамилию ему он старался подобрать созвучную с Онегиным, взяв за основу названия двух рек, Онега и Печора. Так и получился Печорин.

1837 год стал эпохальным в жизни Михаила Юрьевича. На дуэли погибает его друг Пушкин А.С. Потрясенный смертью, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта» за что был впоследствии сослан в ссылку на Кавказ. За рукопись он возьмется несколько позже.

Слуга богов

Главную роль во всех эпизодах God of War играет Кратос – великий спартанский воин, настолько преуспевший в боевом ремесле, что сам Арес, бог войны, сделал его своим слугой. С дарованным ему божественным оружием – Клинками Хаоса (Blades of Chaos) – Кратос был непобедим, но почетная служба не принесла ему счастья. Коварный, как и все боги Олимпа, Арес обманом вынудил Кратоса уничтожить свою собственную семью, тем самым оставив в его жизни только одну цель – сражаться, убивать и мстить. О дальнейшем служении покровителю воинов не могло быть и речи, но мучимый кошмарами и терзаниями о содеянном Кратос все равно оставался непревзойденным бойцом. И воспользоваться его силой не преминули другие небожители.

Тем более что сами они оказались в незавидном положении. В God of War: Chains of Olympus Кратоса о помощи просит Афина. Титан Атлант сумел похитить солнечного бога Гелиоса, из-за чего мир погрузился во тьму. Властелин сновидений Морфей воспользовался ситуацией и напустил на олимпийских богов дремотное оцепенение. Чтобы развеять чары, необходимо освободить Гелиоса, и с этой целью Кратос отправляется в подземное царство. Правда, лодочник Харон не захотел пустить туда героя по-хорошему и даже сбросил его в Тартар, но Кратос в итоге расправился с нахалом.

Спустившись по реке Стикс, герой попал в храм Персефоны, королевы подземного мира. Но хитрая богиня мертвых сумела без боя его остановить. Она сделала Кратосу предложение, от которого невозможно отказаться. Ему было дозволено отправиться на Елисейские поля, обитель чистых душ, где ныне находится его дочь Каллиопа. Персефона поставила лишь одно условие – воин должен был отринуть все свое оружие и силы, дарованные ему богами. Согласившись, Кратос стал простым смертным, попал на Елисейские поля и узнал правду, заставившую его содрогнуться.

На встречу с дочерью Персефона толкала героя отнюдь не из благих побуждений. Некогда преданная Зевсом и обманутая Аидом, она задумала отомстить всем олимпийцам сразу, разрушив с помощью Атланта колонну, на которой зиждется мир. Боги в оцепенении, Кратос обессилен, и исполнению плана ничто не мешает. Герою приходится переступить через себя, через свою любовь и боль, навсегда расставшись с надеждой еще когда-нибудь увидеть дочь ради спасения и богов, и человечества. Он возвращает себе свой арсенал, покидает Елисейские поля, вступает в бой с Персефоной и побеждает ее. Правда, столп во время драки таки разрушается, но Кратос успевает приковать к своду Атланта, и тот остается держать на себе мир.

Наконец, Гелиос возвращается на небо, но изможденный и убитый горем герой вываливается из его огненной колесницы. Разбиться насмерть ему не дают Афина и сам Гелиос, оставляя угрюмого Кратоса на утесе, нависшем над Эгейским морем…

II этап. Основа сюжета. Определение круга остальных героев романа

Путешествуя по Кавказу, Лермонтов попадает в водоворот событий, носящих приключенческий характер. Новые люди, эмоции, впечатления вдохновили его вновь взяться за написание романа. Так помимо Печорина появилась княжна Мэри, Бэла, контрабандисты, горцы с их дикими обычаями и традициями, светское общество той поры.

Лермонтов стремился, чтобы персонажи романа были максимально похожи на обычных людей со свойственными им пороками, желаниями, чувствами. Чтобы каждый читатель мог увидеть в них себя. Примерить понравившийся образ и представить себя на его месте. Ему это удалось.

Долгожданная месть

С этого-то утеса и бросается Кратос в начале оригинальной God of War, но попытке суицида предшествует еще одна эпическая история (действие игры проходит как бы в воспоминаниях). После спасения Гелиоса и всего мира в придачу Афина вновь обратилась к Кратосу за помощью. В этот раз ей понадобилось расправиться с богом войны Аресом, а сделать этого сама она не могла – Зевс запретил богам напрямую воевать друг с другом. Кратоса не пришлось долго упрашивать, ведь к Аресу у него давние счеты.

Чтобы обрести силы, необходимые для битвы со столь могущественным противником, герой отправился за шкатулкой Пандоры, укрытой в храме Пандоры, что выстроен на спине титана Хроноса, сосланного Зевсом в пустыню Потерянных душ. Пройдя через суровые испытания, Кратос добрался до заветного артефакта, но Арес прознал о его планах и, пока воин не успел воспользоваться шкатулкой, убил его.

Но что такое смерть для того, кто выбрался из Тартара и справился с Атлантом? После гибели Кратос провалился в подземное царство, как и подобает покойному, но с боем проложил себе путь назад в мир живых. Вернув себе шкатулку Пандоры, воин распахнул ее и обрел божественную силу. Впрочем, это не сделало его победу над Аресом легкой. Фактически, герой едва вновь не погиб, но бог войны все же был повержен.

Увы, вожделенной награды Кратос не дождался. Афина обещала, что боги избавят его от кошмаров, связанных с чудовищным прошлым, но выяснилось, что такое не под силу даже жителям Олимпа. Под грузом боли и отчаяния воин бросается с памятного утеса в Эгейское море, но и в этот раз смерть обходит его стороной. Афина спасает Кратоса и берет его на гору Олимп, где спартанец становится новым богом войны. Так заканчивается первая часть God of War, однако драматичные события неслыханного масштаба с этого лишь начинаются.

III этап. Завершающий

О последовательности написания частей романа до сих пор ходят споры. Известно, что писатель работал над ним с 1838-1841гг. Предположительно первой частью стала «Тамань». После возник «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч». Сначала планировалась серия записок, вроде путевых заметок. Потом замысел автора поменялся. Он решил слить отдельные истории в одну.

Первой была издана «Бэла» (1839г). В этом же году был опубликован «Фаталист». «Тамань» была опубликована в 1840г. В этой части романа Лермонтов описал события, происходившие лично с ним. Последней частью романа стал «Максим Максимыч». Его завершающий штрих. Теперь роман стал целостным произведением, понятным и доступным для читателя.

На протяжении всего романа образ Печорина раскрывается постепенно, обнажая его истинную сущность.

Краткая история создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова

В 1838-1840-ых годах Михаил Лермонтов работал над одной из самых важных своих работ. Будучи поэтом по натуре, он создавал свой самый известный роман «Герой нашего времени». Уже в 1840 году роман вышел в свет в Санкт-Петербурге с тиражом в 1000 экземпляров.

Как и в каждого известного писателя, который работает над своей главной работой, в Лермонтова тоже выделяют этапы создания и написания истории. В основном, литературные критики называют три таких этапа:

  1. Вдохновение и появление очертаний главного героя.
  2. Создания других персонажей и разработка (эскиз) сюжета.
  3. Написания истории с некоторыми изменениями или дополнениями.

Наверное, уже все знают, что кумиром для юного Лермонтова был Пушкин. Именно он «помогал» создавать поэту произведение в прозе.

Для Лермонтова любимым сочинением Пушкина был рассказ об Онегине. Поэт настолько влюбился в образ молодого дворянина, что решил создать подобного персонажа, со схожим характером. Так появился Печорин. Как известно, фамилия Онегин была взята с реки Онега, к которой очень похожа река Печора. Вот откуда появились имена популярных литературных героев.

'Краткая история создания романа

Лермонтов почал разрабатывать образ Печорина, который был полным прототипом Онегина. Но персонаж Лермонтова почти не отличался от героя Пушкина, поэтому создать «свой» сюжет не получалось.

Неожиданно для всей империи в 1837 году Пушкин был убит на дуэли. Это событие очень огорчило молодого Лермонтова и он пишет свой известный стих «Смерть поэта», который не очень понравился властям. За этот стих Лермонтова решили отправить на Кавказ как офицера, служить Родине.

Там Лермонтов столкнулся со всеми реалиями Кавказкой войны, познакомился со многими местными жителями, выучил их колорит и традиции. Он также тесно общался со своими солдатами. Благодаря этой отсылке, которую называют вторым этапом написания истории, Лермонтов закончил образ Печорина. Теперь это был не дворянин, а офицер, который служит на Кавказе и пытается найти себя. Поэт также создал образы главных героинь — княжны Мери и Белы. Оба персонажа были взяты с произведений Пушкина, но, вместе с тем, со своими собственными историями. Соединив этих главных героев, Лермонтов создал любовную линию своего романа, а также продумал психологию персонажей. Для того, чтобы рассказ получился хорошим, писатель решил добавить самого рассказчика — простого, спокойного солдата или офицера, который был бы знаком с главными героями. Так появился образ Максима Максимыча, штабс-капитана, который служил с Печориным.

Потом начался сам процесс написания истории. Но Лермонтов неоднократно изменял сюжет, часто откидал некоторые части или вставлял новые. Таким образом части будущего романа выходили не по известному нам порядку. Сначала появился рассказ «Тамань», позже, возможно, «Фаталист», а тогда уже части про Максима Максимыча и Бэлу.

В 1839 году Лермонтов решил начать публиковать части романа отдельно. Сначала он выпустил рассказ о Беле, который, правда назывался «Из записок офицера на Кавказе». Читателям сразу полюбились персонажи, а критики назвали Лермонтова создателем абсолютно нового жанра прозы о войне на Кавказе. В этом году вышла часть «Фаталист». Сюжет для этого рассказа Лермонтов брал или с собственных сведений, либо с историй его дяди, который тоже был офицером.

В 1840 году, до того, как в полном собрании выйдут все части «Героя нашего времени», Лермонтов публикует «Тамань». Читатели были в восторге от произведения, и тогда Лермонтов решается на публикацию всего романа. Так, в типографии Ильи Глазунова и Кº, что находилась в Петербурге, выходит «Герой нашего времени», поделен на 4 рассказа. Потом рот рассказа о Максиме Максимыче отделился ещё одна часть о княжне Мери как отдельная любовная история Печорина.

Так был создан самый главный роман всей жизни Лермонтова — «Герой нашего времени». Он был похожим на «Евгения Онегина» Пушкина, но, в то же время, совершенно другим. И даже сегодня произведение пользуется большой популярностью среди читателей.

Написание и издание

Исследователи творчества М. Ю. Лермонтова в своих сообщениях отмечают, что непосредственно вся история написания «Героя нашего времени» происходила на протяжении 1838 − 1841 годов. И хотя научные работники ведут споры о хронологии написания частей этого романа, общепринятой считается последовательность:

  1. «Тамань».
  2. «Фаталист».
  3. «Максим Максимыч».
  4. «Бэла».

Опубликование составных частей будущего целого произведения не согласовывалось с хронологией их написания. Первой читатель увидел в виде печатного текста часть, озаглавленной как «Бэла» (первоначально «Из записок офицера на Кавказе»). Маленькое повествование привлекло внимание известного критика того времени В. С. Белинского, который кратко отметил, что Лермонтов стал создателем нового жанра прозы о Кавказе. Он также противопоставил стилистику лермонтовского произведения стилю и жанру «Записок Марлинского» (автор — сосланный служить на Кавказ декабрист А. А. Бестужев).

В виде повести поэт отдаёт на публикацию «Фаталиста» уже в 1839 году. Произведение имело большой успех у современников Лермонтова. Пугающая и полная загадок история, основанная на реальных событиях, смогла произвести неизгладимое впечатление на читателей того времени.

«Тамань» читатель увидел в 1840 году. При этом исследователи творчества поэта считают, что события, описанные здесь, в некотором роде автобиографичны. Он по служебным делам в 1838 году приехал на Тамань, где и был местными контрабандистами принят за офицера полиции.

После успешного принятия читателями и критиками уже напечатанных повестей Михаил Юрьевич решается в том же 1840 году на издание цельного романа, добавив часть под названием «Максим Максимыч». В ней автор предоставляет описание портрета Печорина и знакомит читателей с его дневником, дающим ключ к пониманию того, кто такой главный герой романа.

История написания М. Ю. Лермонтовым «Героя нашего времени» вызывает споры у литературоведов по сей день. И одним из предметов, их вызывающих, является прототип Печорина. Одни считают, что это известный в своё время дуэлянт и красавец А. П. Шувалов. Другие видят в главном герое непосредственно М. Ю. Лермонтова. Но все сходятся во мнении, что «Герой нашего времени» является великим произведением, показавшем человечеству огромный пласт культуры и российской жизни первой половині ХІХ века.

Первые редакции

В «Отечественных записках» была опубликована «Бэла» в марте 1839 года.

герой нашего времени история создания

В августе этого же года завершена поэма «Мцыри», и приблизительно в это время началась интенсивная подготовка «Героя нашего времени» к печати. Тогда был значительно изменен состав романа — в него включена новелла «Фаталист». Продолжается, таким образом, история создания. «Герой нашего времени» переживает в этот период уже вторую редакцию. Сведений о первой довольно мало, но можно заключить, что она состояла лишь из произведений «Максим Максимыч», «Бэла» и «Княжна Мери».

Включение «Фаталиста» оказалось органичным прежде всего потому, что имелась внутренняя близость между Печориным и автором. Кроме того, в данной новелле затрагивались важнейшие социальные проблемы поколения, современного Лермонтову.

герой нашего времени история создания сюжет и композиция

Включение этого произведения подчеркивало философичность романа, а также придавало большую глубину образу Печорина.

Продолжим рассматривать произведение «Герой нашего времени». История создания романа, кратко изложенная, представлена следующими дальнейшими событиями.

Вторая редакция произведения относится к 1839 году, периоду с августа по сентябрь. Состоял тогда из двух новелл и двух повестей «Герой нашего времени». История создания, композиция романа в заключительном варианте будет описана чуть ниже. В этой редакции произведение делилось на следующие две части: записки офицера, являющегося повествователем, и записки героя. В первую входили повесть «Бэла» и рассказ «Максим Максимыч», а во вторую — рассказ «Фаталист» и повесть «Княжна Мери».

Сюжет и действующие лица

Во время кавказского этапа жизни поэт попадает в круговорот событий, наполненных разного рода приключениями. Его окружают новые лица, появились эмоции, которые он не мог испытывать, находясь в столице империи. Эти впечатления и стали новым толчком вдохновения для возобновления работы над произведением, о написании которого он задумался ещё в Петербурге.

В кавказской ссылке М. Ю. Лермонтов окончательно определяется с образом Печорина. И он уже представляет своего героя не как скучающего молодого дворянина, не обременённого конкретными делами и заботами, а в образе офицера, занятого служением Родине и страдающего от внутренних разочарований.

Здесь же, на Кавказе, происходит и определение с остальными персонажами романа «Герой нашего времени». В сочинении появляются:

  • влюблённая в Печорина русская княжна Мэри;
  • черкешенка Бэла, также испытывающая нежные чувства к герою;
  • горцы-контрабандисты;
  • представители светского общества того времени.

При этом автор стремится написать персонажей своего романа так, чтобы они представали в образах, максимально отражающих обычных живых людей, проявляющих чувства, имеющих желания и страдающих от пороков. По замыслу писателя человек, читающий произведение, должен в каком-нибудь из героев увидеть самого себя будто со стороны.

Воспоминания Жигмонта

Григорович, к сожалению, не сообщил ничего о местонахождении данного автографа, а также о том, кто является его владельцем. Но сегодня стало известно еще одно воспоминание, которое перекликается с рассказом этого современника. В 1947 году опубликовали переписку с П. С. Жигмонтом, родственником поэта, его первого биографа, П. А. Висковатого. Жигмонт сообщал, что вроде бы в 1839 году в Ставрополе поэт набросал «Тамань», а затем передал набросок Петровым, у которых тот мог сохраниться.

Датировка эта была сделана, таким образом, через полвека после данного события, и сам автор воспоминаний писал, что не уверен в этой дате. А. В. Попов отметил, что С. О. Жигмонт и Лермонтов встречались в 1837 году в Ставрополе, а в 1839 никого из них в этом городе не было. Следовательно, к 1837 году следует отнести черновик «Тамани».

Воспоминания Шан-Гирея

А. П. Шан-Гирей своими воспоминаниями предоставляет нам некоторую информацию о времени работы поэта над данным произведением. Этот родственник и друг поэта утверждал, что «Герой нашего времени», история создания которого нас интересует, был начат после возвращения Лермонтова из первой ссылки, в Петербурге, в 1838 году. Большинство лермонтоведов придерживаются именно этой точки зрения. Но существуют данные, которые позволяют считать, что уже в 1837 году был написан черновик «Тамани». Сегодня известна авторизированная копия этой новеллы с пометкой Висковатого, который говорит о том, что рукопись эта написана Шан-Гиреем, двоюродным братом Лермонтова, которому последний иногда диктовал свои сочинения. Судя по всему, «Тамань» была надиктована с чернового варианта, а не экспромтом (об этом свидетельствует чистота копии).

Данное предположение подтверждают ряд свидетельств родственников и современников поэта. Например, Григорович, видевший черновой автограф данного произведения, писал в воспоминаниях, что повесть «Тамань» звучит с начала и до конца единым гармоническим аккордом. Но если взять первую рукопись, то можно отметить, что она полна вставок, перемарана, в ней есть множество отметок на наклеенных облатками бумажках.

Заключительная редакция произведения

Продолжаем рассказывать о том, какова была у этого произведения история создания. «Герой нашего времени» в конце 1839 года претерпел значительные изменения при подготовке романа к отдельному изданию. На этой стадии, уже заключительной, была введена в него «Тамань», в которой функции рассказчика, как и в «Фаталисте», были переданы герою от автора-повествователя. В этой редакции было уже шесть «глав». Сюда включалось также «Предисловие» к запискам героя — «Журналу Печорина» — которое Белинский назвал «главой», учитывая его значимость. В данной редакции поэт разделил на две части роман, что в первых двух лишь подразумевалось. Также к этой заключительной стадии создания относится определение окончательного названия произведения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: