Конспект урока литературы 10 класс Ф.М. Достоевский «Раскольников и «сильные мира сего»


Причины возникновения теории

Бедность – главная причина появления идеи Раскольникова.

Жизнь главного героя описывается автором трагично. Характерно описание комнаты, в которой живет Раскольников. Она тесна, находится под самой крышей, из чего следует, что она очень низка. Эта каморка, как называет ее автор, была похожа на гроб.

Не только тесная комната давила на Родиона, но и сам «желтый» город – город «полусумасшедших». Пыльный Петербург для него был невозможным местом для существования: в нем было душно и жарко. Весь Петербург был заполнен нищими и бездомными, пьяницами и людьми, которые не в состоянии найти даже работу.

Сам Раскольников средства для существования получал от своей матери, которой самой не хватало денег, чтобы прокормить себя и сестру Родиона Дуню.

Герой видел, как сильна разница между богатыми и бедными, как первые притесняют вторых. Раскольникова пугает эта общественная несправедливость, он доведен до крайней степени отчаяния. Поэтому и выдвигает свою теорию, чтобы изменить общество к лучшему и принести благо каждому человеку.

Идея и натура Раскольникова

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь!» — думает Раскольников, пораженный страхом встречи с квартирной хозяйкой. Герой считает «низким жанром» свою причастность к миру простых людей с их обыденным сознанием и мелкими заботами. Свойственные ему черты обыкновенности он презирает. Так возникает конфликт между сознанием Раскольникова и его поведением, неожиданным для самого героя, не поддающимся контролю его жестокого и беспощадного разума. Страшная ненависть героя к «пустякам», постоянная досада на то, что он не властен рассчитать себя,- прямое следствие его рабства в плену у ограниченной, оторванной от жизни, бесчеловечной идеи.

Отношение фанатически настроенного героя к жизни заведомо деспотично: он предрасположен особо остро реагировать лишь на те впечатления, которые подтверждают правоту его теории. Болезненно-раздраженный ум, отточенный на оселке идеи как бритва, часто не в состоянии улавливать все богатство жизненных связей, всю полноту мира Божьего, в котором рядом с человеческими страданиями существуют великие взлеты человеческой доброты, взаимного тепла, сострадательного участия. Ничего этого ослепленный идеей герой в окружающем мире не видит. Он воспринимает мир «вспышками», «озарениями» Он выхватывает из окружающего лишь те впечатления, которые укрепляют неподвижную идею, прочно засевшую в его душе. Отсюда многозначительные «мелькнуло на миг», «охватило его», «как громом в него ударило», «вскричал он вдруг в исступлении», «ему стукнуло в голову и потемнело в глазах», «вдруг он опомнился». Так Достоевский подчеркивает одно качество в характере размышлений и восприятия жизни у Раскольникова — предвзятость. Обратим внимание, что и роковое письмо матери он читает не просто так, а «с идеею»: «ухмыляясь и злобно торжествуя заранее (!) успех своего решения». Весь монолог героя по поводу этого письма выглядит слишком взвинченным: Раскольников как будто специально над собой издевается, с большим злорадством, с извращенным наслаждением обыгрывая каждую строчку: «Так он мучил себя и поддразнивал этими вопросами даже с каким-то наслаждением».

Но мотивировки поведения героя в романе постоянно раздваиваются, ибо сам герой, попавший в плен к бесчеловечной идее, лишается цельности. В нем живут и действуют два человека одновременно: одно раскольниковское «я» контролируется сознанием героя, а другое «я» в то же самое время совершает безотчетные душевные движения и поступки. Не случайно друг Раскольникова Разумихин говорит, что у Родиона «два противоположных характера поочередно сменяются».

Вот герой идет к старухе процентщице с ясно осознанной целью — совершить «пробу». По сравнению с решением, которое Раскольников осуществит завтра, ничтожны и последняя дорогая вещь, за бесценок покупаемая старухой, и предстоящий денежный разговор. Нужно другое: хорошо запомнить расположение комнат, тщательно подсмотреть, какой ключ от комода, а какой от укладки, куда прячет деньги старуха. Но Раскольников не выдерживает. Старушонка процентщица втягивает его в сети своих денежных комбинаций, спутывает логику «пробы». На наших глазах Раскольников, забыв о цели визита, вступает в спор с Аленой Ивановной и только потом одергивает себя, «вспомнив (!), что он еще и за другим пришел».

В душе героя все время сохраняется не поддающийся холодной диалектике его мысли остаток, потому и поступки, и монологи его постоянно раздваиваются. «О Боже! Как все это отвратительно!» — восклицает герой, выходя от старухи после совершения «пробы». Но буквально через несколько минут в распивочной он будет убеждать себя в обратном: «Все это вздор… и нечем тут было смущаться!» Парадоксальная двойственность в поведении героя, когда жалость и сострадание сталкиваются с отчаянным равнодушием, обнаруживает себя и в сцене на бульваре. Жалость к девочке-подростку, желание спасти невинную жертву, а рядом — презрительное: «А пусть! Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год… куда-то… к черту…»

За городом, незадолго до страшного сна-воспоминания, Раскольников вновь бессознательно включается в жизнь, типичную для бедного студента. «Раз он остановился и пересчитал деньги: оказалось около тридцати копеек. «Двадцать городовому, три Настасье за письмо,- значит Мармеладовым дал вчера копеек сорок семь али пятьдесят»,- подумал он, для чего-то рассчитывая, но скоро забыл даже, для чего и деньги вытащил из кармана». Вновь открывается парадокс как следствие «расколотой» души героя: решимость «на такое дело» должна исключать подобные пустяки. Но убежать от «пустяков» не удается, как не удается убежать от самого себя, от сложностей своей собственной души. Нелогичные с точки зрения Раскольникова-теоретика, эти «пустяки» обнажают существо живой, не порабощенной теорией натуры героя. Обыкновенная жизнь, неистребимая в Раскольникове, тянет в прохладу островов, дразнит цветами и сочной зеленью трав. «Особенно (!) занимали его цветы: он на них всего дольше смотрел».

Здесь, на островах, видит герой мучительный сон об избиении лошади сильными, большими мужиками в красных рубахах. Здесь же, очнувшись от этого сна, он в последний раз перед преступлением на миг освободится от «трихина» теории. Вдруг придет к нему мирное и легкое чувство той полнокровной тишины, которое он потом будет жадно ловить в тихих глазах Сонечки Мармеладовой. Раскольникову откроется природа с ее вечным спокойствием, гармонической полнотой. «Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца… Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода! Свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!»

Полагают, что Достоевский специально вводит в роман необъяснимые, иррациональные человеческие поступки. Вот и сейчас жизнь, как нарочно, подсовывает Раскольникову «роковое» совпадение, наталкивающее его на преступление. Почему герой, освободившийся от власти идеи, пошел на Сенную площадь и встретил там Лизавету? Раскольников видит в этом что-то роковое и необъяснимое. Автор же думает совсем другое: «Раскольников преимущественно любил эти места… когда выходил без цели на улицу». Одним замечанием — «без цели» — Достоевский оттеняет и объясняет авторскую позицию, в которой «роковые случайности», каким подвержен герой, получают художественную мотивировку. Раскольникову вернулось ясное зрение, вкус к жизни, столь скудно отмеренный людям такого склада. Его впечатления остры и радостны, он во все разговоры вслушивается, ко всему жадно присматривается. Вот почему в описании прогулки по Сенной встречается столько всяких подробностей, в том числе и нероковым образом подвернувшаяся Лизавета, которую при других обстоятельствах герой, пожалуй, просто бы не заметил.

Гораздо сложнее другой парадокс, совершающийся в психологии Раскольникова. Герой, пришедший к разумному пониманию бесчеловечности своей идеи, остается, тем не менее, у нее в плену. Вытесненная из сознания, она сохраняет власть над подсознанием раскольниковской души. Заметим, что герой идет на преступление, потеряв всякий контроль над собой, как «орудие, действующее в руках чужой воли». Он похож на человека, «которому в гипнотическом сне внушено его преступление, и он совершает его как автомат, повинующийся давлению внешней силы». «Последний же день, так нечаянно наступивший и все разом порешивший, подействовал на него почти совсем механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».

Оказавшись во власти идеи, одержимый ею, Раскольников потерял в ходе преступления всякую ориентировку в хаосе «мелочей» и «случайностей». Он совершил убийство, и под «топор» его теории попала Лизавета, то самое беззащитное существо, ради счастья которого Раскольников допускал кровь по совести и убийство которого не входило в его расчеты. Всем ходом преступления Достоевский отстаивает необходимость ответственного и осторожного обращения человека с общественными теориями, которые при определенных жизненных обстоятельствах способны воспламеняться в душах людей, порабощая их сознание и волю, превращая их в бездушных, стихийных исполнителей.

Теория

Раскольников пишет статью, в которой и отражается его теория. Герой делит людей на людей «обыкновенный», или «тварей дрожащих», и «особых» людей, или «право имеющих».

Те, кто имеет право, может идти к собственной цели, несмотря ни на что: совершать преступления ради блага всего народа. Преступление эти, как отмечает Раскольников, «разрушают настоящее во имя лучшего».

Такие люди, по мнению Родиона, способны сами решать, что совершать можно, а что нельзя. Они могут дать себе право «перешагнуть через кровь». Данный тип людей Раскольников называет «Наполеонами».

А «твари дрожащие» – это «материал», который нужен для «зарождения себе подобных». Такие люди должны быть послушными и консервативными.

Конспект урока по теме: Образ Раскольникова. Его теория. методическая разработка

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

ПО РОМАНУ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Тема: Образ Раскольникова. Его теория.

Цели: 1) дать характеристику героя;

  1. раскрыть суть теории Раскольникова; разобраться в ведущих мотивах преступления;
  2. показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за идею, которой руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую несет для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.

Ход урока :

  1. Образ героя романа:
  1. Кто такой Раскольников?
  2. Портретные и авторские характеристики героя.

Ответы:

3) Каким читатель видит Родиона Раскольникова в начале романа?

  • Герой не может принять «безобразия современного ему мира». Такая жизнь вызывает в нем чувства презрения, озлобленности по отношению к богатым и имеющим власть людям.
  • Герой находится в состоянии агрессии, нервного возбуждения, он подавлен как духовно, так и физически.
  • Раскольников мучается от того, что не может решить свой вопрос.

Какой именно?

  1. Слово учителя:

Чтобы ответить на это, необходимо сказать, что Раскольников — герой идеологический.

Значит ли это, что он одержим какой-то идеей? Конечно, значит.

Он выстраивает свою теорию, он полон презрения к людям, обществу, полон желания властвовать над этим стадом, полон деспотизма:

«Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее».

Его теория напрямую связана с актуальной в то время идеей отказа от веры.

Богоборческие идеи Раскольникова — разочарование его в сути христианской религии, потому что христианские заповеди и морально-нравственные нормы в современном ему обществе не помогают людям облегчить их страдания.

  1. Перед нами герой-мыслитель, идеолог, философ.

Теория Раскольникова.

  1. Теория и жизнь, жизнь по теории.

Возможно ли это?

Слово учителя:

Не раз мы сталкивались с тем, что в разговорах о русской общественной жизни вспоминали о развитии страны, о её будущем, о проблемах крестьянства и нищеты. Это вечные темы литературы и истории, рождающие массу споров.

Аналогичные этим споры рождали в умах молодых прогрессивных людей самые различные идеи и теории.

Какие же теории возникали в это время в России?

а) И. С. Тургенев «Отцы и дети» — теория нигилизма.

Жизнь сложнее, шире, многообразнее любой теории. Герой романа гибнет случайной, нелепой смертью, а его теория опровергается самой жизнью.

б) Н. Г. Чернышевский — теория «разумного эгоизма».

Революционеры-демократы: жизнь по теории возможна, что не подтвердилось реальностью.

Достоевский в романе «Преступление и наказание» вступает в полемику с Чернышевским. Его герой создает свою теорию, изложенную в статье «О преступлении», которая была опубликована в газете «Периодическая речь» за несколько месяцев до убийства.

В чем суть теории Раскольникова?Слово учителя:

Размышляя над ходом истории, герой приходит к выводу, что исторический прогресс всегда осуществляется на чьих-то страданиях. Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих» и «право имеющих», для которых не действуют законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед. Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель оправдывает средства», но определить эту цель и достичь ее может только личность исключительная. Так возникает в романе тема «наполеонизма» и связанная с ней проблема индивидуализма.

  1. Была ли в теории Раскольникова праведная цель?

Слово учителя:

Да, безусловно. Цель была высокая и праведная: исправить несовершенство современного мира, помочь «униженным и оскорбленным», избавить («очистить») мир от зла, помочь нуждающимся (Робин Гуд своего времени)

  1. Чем отличается Раскольников от других подобных ему героев русской литературы?

Теория —-> действие

Слово учителя:

Действие было простым: пойти и убить старуху-проценщицу, мерзкую старушонку, наживающуюся на других людях и не имеющих моральных ценностей.

Размышляя над теорией Раскольникова, мы постоянно возвращаемся к вопросу о целях и средствах. Все ли средства хороши для осуществления даже самых высоких, благородных целей? Этот вопрос, естественно, оправляет нас к обсуждению проблемы «крови по совести», известной нам по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  1. Достоевский и Некрасов.

Что утверждает Некрасов в «Легенде о двух великих грешниках»?

Революционеры-демократы считали, что во имя справедливости можно разрешить «кровь по совести».

Достоевский вступает с Некрасовым в полемику, утверждая, что нравственные законы нарушать нельзя.

  1. Преступление героя.

Слово учителя:

Возвращаясь к теории Раскольникова, мы должны подчеркнуть, что Достоевский стремился убедить читателя в том, что Раскольникова увлек идеал сильной личности. Мысль о праве сильной личности родила у Раскольникова желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решает проверить себя, а для этого нужно было пойти на преступление.

Какие события романа приводят Раскольникова к мысли о преступлении, а затем к оправданию «крови по совести»?

  1. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступить закон.
  2. Через 3,5 месяца он впервые идет к старухе заложить колечко.
  3. По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чай, задумывается и вдруг слышит разговор студента и офицера о старухе-проценщице и о «праве» на убийство.
  4. Через две недели у Раскольникова созревает решение: убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем — убийство.
  5. Исповедь Мармеладова еще раз убеждает героя в несправедливости и жестокости современного мира.
  6. Письмо матери.
  7. Встреча на бульваре с пьяной девочкой.

Что стало основной причиной преступления? Какую причину, толкнувшую Раскольникова на убийство, вы считаете главной?

— нищета, желание помочь матери. Сестре. Другим людям;

— мир жесток, а жизнь, полная страданий, толкает людей на преступление;

— Раскольников не может спокойно смотреть на страдания людей;

— идея героя, мысль об особых людях, которые выведут остальных на праведный путь; ради этой идеи они могут убрать с дороги других, и Раскольников причисляет себя к особым людям.

IV. Наказание героя.

1. Объяснение героя — зачем убил?

2.В чем вы видите наказание героя?

1) муки совести;

2) по природе своей Раскольников не способен на убийство. Это противоречит его натуре.

Первый сон Раскольникова (наказание начинается еще до убийства).

3) «как ножницами отрезал» себя от всего мира, одиночество тяготит и мучает героя.

4) «убить-то убил, а не переступил»

Как вы это понимаете?

И это только начало пути к воскрешению героя.

  1. Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?

Оправдать или осудить вам хочется героя?

Слово учителя:

А.С. Пушкин в «Цыганах» и «Пиковой даме» предупреждал, к чему ведет своеволие, безответственная игра в сверхчеловека, неуважение к чужой жизни. Но Раскольников этим предупреждениям не внял, к тому же ему очень помогли модные книги и журналы, новейшие естественные науки, социальные теории и политические учения. Тогда многие утверждали, что преступления нет, есть законный социальный протест личности против угнетения. Они забыли о человеческой натуре, забыл о ней и гордый мечтатель.

Гениальные произведения Достоевского (талант-гений) в начале 20 века в России обернулось реальной исторической трагедией: «Железной рукой загоним человечество в счастье» — вот лозунг большевиков времен гражданской войны. «Бесовством» называл Достоевский такие идеи, он не признавал социальной арифметики, которую в романе обосновывает Раскольников.

Достоевский считал, что в основе справедливого устройства общества не может лежать насилие — цель не оправдывает средства. Историей преступления и наказания Раскольникова он доказывает это. Крушение Раскольникова оглушительно: на практике его стройная теория сразу начинает ломаться (Лизавета)

«Арифметике» Раскольникова Достоевский противопоставляет высшую математику жизни.

Теория Раскольникова носит антигуманный характер, то есть оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие произвол.

Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с ее проповедью о превосходстве арийской расы. Тем более важно для нас сегодня гениальное пророчество-предупреждение Достоевского, потому что фашистские идеи живы и по сей день, об этом нужно помнить, потому что мы знаем, к чему они могут привести.

Закончить наш сегодняшний урок мне хотелось бы словами Достоевского: «Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного».

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?»

Несостоятельность теории

Раскольников, размышляя о том, к какому типу людей относится он, причисляет себя к людям «особенным». Именно это является причиной убийства старухи-процентщицы. Он хотел таким образом проверить свою теорию, то есть реализовать ее на практике – в жизни. Деньги процентщицы, по замыслу Раскольникова, должны были пойти на помощь бедным людям.

На убийство Родион решается не сразу, что уже говорит о том, что герой не является человеком «особенным», такие люди бы, по его идее, не стали бы задумываться о том, хорошо это или плохо. Теория была обречена на гибель.

Однако Раскольников все же решается на преступление во имя добра. Но когда герой совершил его, добрых поступков не последовало. Раскольников лишь разбирался в собственном «я», переживал из-за того, что убил. Но больше всего он переживал из-за того, что является «тварью дрожащей», а не «право имеющим». В этом проявилась вся несостоятельность теории главного героя.

С этой же целью в повествование Ф. М. Достоевским вводятся образы Свидригайлова и Лужина, которые являются своеобразными двойниками. Они тоже имеют свои теории, которые близки с идеей Раскольникова. Однако их образ жизни максимально ярко показывает то, как живет человек «особенный»: оба персонажа переступают через грани дозволенного ради собственных корыстных целей.

Так, «Преступление и наказание» – роман, который показал попытку воплотить теорию в реальную жизнь, что приводит к демонстрации всей ее недееспособности.

Данная статья рассмотрит причины зарождения теории Раскольникова, ее суть и воплощение в жизнь, а также поможет написать сочинение «Идея Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

  1. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского как роман идеи.
  2. Суть теории Раскольникова.
  3. Почему теория оказалась несостоятельной?

Ф. М. Достоевский — «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» — это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа «все позволено» (такая формулировка Достоевским была дана позднее, в «Братьях Карамазовых»). Недоучившийся студент с философским складом ума, неравнодушный к страданиям окружающих, совершает жестокое убийство. Что самое страшное, делает это не безотчетно, а на основании некой теории, «идеи». Человеческие страдания, которые видит Раскольников, наблюдаемые им нищета, бесправие и унижение вызывают напряженную работу мысли. Анализируя причины социальной несправедливости, герой приходит к выводу, что в мире всегда существовали две категории людей: «обыкновенные», «твари дрожащие», и «необыкновенные», «право имеющие». Большинство людей — просто «материал», они сохраняют мир и умножают его численно. «Необыкновенные» же, которых до странного мало, от рождения призваны стать «властелинами судьбы». Такие люди не покоряются молча установленному порядку вещей, а восстают против него, смело нарушают общепризнанные нормы морали, не останавливаясь ни перед чем. Люди «необыкновенные» — Наполеоны, Магометы, Солоны — дают новый закон, двигают мир. Любые жертвы и преступления могут быть оправданы величием цели, ради которой совершались. Необходимо доказать самому себе, что мораль, имеющая силу над другими людьми, не имеет власти над ним, что он не «тварь дрожащая», а «прирожденный властелин», — к такому выводу приходит Раскольников. Убийство старухи-процентщицы он рассматривает как своеобразный эксперимент, как проверку своей теории практикой. Достоевский не первым поднял тему человека «наполеоновского» склада. Как тут не вспомнить строки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Длянас орудие одно…

Или вспомним характеристику Германа, героя «Пиковой дамы»: у него «профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Таким образом, тема эта была подготовлена Пушкиным. Но у Достоевского проблема молодого человека, не останавливающегося ради достижения цели перед преступлением, предстает несколько иначе. Раскольникова заботит не только и не столько личное благополучие, сколько счастье других людей. Его теория — это протест против подлого устройства мира, а преступление — способ поставить себя в независимое положение, чтобы совершить потом «сотни, тысячи добрых дел». Здесь и возникает противоречие: бунт против бесчеловечности сам приобретает бесчеловечный характер. Теория Раскольникова призвана избавить мир от страданий, но какой ценой! Согласно ей ради будущего счастья человечества можно пренебречь жизнями отдельных людей. Страшную цену придется заплатить за такое счастье. Да и является ли добро добром, если оно куплено такой ценой?

Читая роман, замечаешь, что герой принимает свою «идею» как-то односторонне. В Раскольникове, по словам Разумихина, «точно… два противоположных характера поочередно сменяются». Не случайна и фамилия героя — он словно расколот надвое. Так вот, с теорией связан только один «характер». Вернее, рассудок. Что касается души, она противится «идее». Герой решается на преступление не сразу — его подталкивают к нему страдания, которые он видит вокруг (история семьи Мармеладовых, встреча с пьяной девочкой на бульваре, письмо из дома). Против теории восстает и подсознание Раскольникова: неприятие насилия отражается во сне об избиваемой лошади. По-моему, наиболее кратко и точно состояние Раскольникова отражают слова А. С. Грибоедова: «Ум с сердцем не в ладу». Это было сказано о Чацком, но, как видим, подобный разлад характерен и для других литературных героев девятнадцатого века. До Раскольникова через это прошли Онегин. Печорин, Бельтов. Нельзя строить жизнь по теории, если она противоречит принципу «оберегать жизнь». Нельзя переступать через кого-то, даже если тобой движет высокое чувство сострадания. Я думаю, жизнь не может уложиться в логическую схему, как бы тщательно та ни была просчитана. Жизнь, какая бы она ни была, всегда многограннее любой теории. Потому и нарушается план Раскольникова: неожиданно появляется Лизавета, и он вынужден избавиться еще и от нее. А ведь она и есть одна из тех страждущих, ради которых Раскольников идет на преступление.

Раскольникову казалось, что он несет нравственную ответственность за свои действия только перед собой, и мнение других для него безразлично. Однако со-вершенное преступление словно отрезает его от мира. Он не чувствует внутренней свободы от достижения цели, наоборот, словно попадает в замкнутый круг. Своим преступлением герой поставил себя вне элементарных норм морали. Он не решается даже обнять приехавших мать и сестру — такими чужими и далекими теперь они стали. Душевные муки Раскольникова, его разорванное сознание становятся наказанием за содеянное им зло. Каждый человек живет в обществе, социуме, он неразрывно связан с людьми. Отзывчивость Раскольникова к семейству Мармеладова, невозможность отрешиться от мира, эгоистически замкнуться в себе и является свидетельством несостоятельности «идеи» героя, причиной ее краха. Раскольников убил, но «не переступил», он «на этой стороне остался». Получается, что он — «обыкновенный» человек. «Необыкновенные» не рассуждают, правильно ли они поступили. «Право имеющие» идут не оглядываясь, «тратят» полмиллиона войска в Московском походе и «забывают» армию в Египте. Раскольников корит себя за малодушие. Но я считаю, что это не малодушие вовсе, а чувство совести, говорящее о человечности героя и дающее надежду на его духовное воскресение.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых компанейских — Главные герои «Преступление и наказание»
  • для самых любопытных — Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
  • для самых крутых — Читать «Преступление и наказание» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Раскольников и «сильные мира сего».

Уединившийся, отделившийся от людей перед преступлением, после него Раскольников вдруг почувствовал, как непоправимо нарушились его связи с ними. «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». И как раз тогда родные, знакомые и даже совсем чужие люди неотвратимо нарушили одиночество Раскольникова, вникая в его дела, вовлекая в свои, вынуждая к действию и соучастию. Всматриваясь в окружающих, вслушиваясь в их слова, испытывая их веру или уверенность, Раскольников ищет для себя ответ на вопрос, как жить дальше, на что опереться в жизни, чтобы вернуться к людям, если его теория неверна, если он так страшно ошибся в себе и своей идее.

И что он, собственно, видит, из чего выбирает?

Прочитайте откровенности жениха сестры Раскольникова Петра Петровича Лужина и подчеркните ключевые слова, словосочетания, выражающие его жизненную философию.

—…По моему же личному взгляду, если хотите, даже нечто и сделано: распространены новые, полезные мысли, распространены некоторые новые, полезные сочинения, вместо прежних мечтательных и романических; литература принимает более зрелый оттенок; искоренено и осмеяно много вредных предубеждений… Одним словом, мы безвозвратно отрезали себя от прошедшего, а это, по-моему, уже дело-с…

— Затвердил! Рекомендуется, — произнёс вдруг Раскольников.

— Что-с? — спросил Пётр Петрович, не расслышав, но не получил ответа.

— Это всё справедливо, — поспешил вставить Зосимов.

— Не правда ли-с? — продолжал Пётр Петрович, приятно взглянув на Зосимова. — Согласитесь сами, — продолжал он, обращаясь к Разумихину, но уже с оттенком некоторого торжества и превосходства, и чуть было не прибавил: «молодой человек», — что есть преуспеяние, или, как говорят теперь, прогресс, хотя бы во имя

науки и экономической правды…

— Общее место!

— Нет, не общее место-с! Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило? — продолжал Пётр Петрович, может быть, с излишнею поспешностью, — выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдёшь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь». Наука же говорит: возлюби прежде всех одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твёрдых оснований и тем более устраивается в нём и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. Мысль простая, но, к несчастию, слишком долго не приходившая, заслонённая восторженностью и мечтательностию, а казалось бы, немного надо остроумия, чтобы догадаться…

Другой герой «Преступления и наказания», уже по-настоящему искушавший Раскольникова, — Свидригайлов. Прочтите отрывки из его признаний Раскольникову в первую их встречу.

Напоминаем: Свидригайлов домогался сестры Раскольникова, из-за него она лишилась места у Марфы Петровны, супруги Свидригайлова, которая приревновала его к Дуне, отчасти из-за Свидригайлова она вынуждена была решиться на брак с Лужиным, к которому совершенно никаких любовных чувств не испытывала.

Читая, подчёркивайте слова, словосочетания, которыми Свидригайлов сам себя характеризует, а также ключевые слова, которые дают вам представление о его образе мыслей:

— То, что в своём доме преследовал беззащитную девицу и «оскорблял её своими гнусными предложениями», — так ли-с? (Сам вперёд забегаю!) Да ведь предположите только, что и я человек есмь et nihil humanum* … одним словом и я способен прельститься и полюбить (что уж, конечно, не по нашему велению творится), тогда всё самым естественным образом объясняется. Тут весь вопрос: изверг ли я или сам жертва? Ну, как жертва?

— Так что ж? Так что ж? — повторял Свидригайлов, смеясь нараспашку, — ведь это bonne guerre** , что называется, и самая позволительная хитрость!.. Но всё-таки вы меня перебили; так или этак, подтверждаю опять: никаких неприятностей не было бы, если бы не случай в саду. Марфа Петровна…

— Марфу-то Петровну вы тоже, говорят, уходили? — грубо перебил Раскольников.

— А вы и об этом слышали? Как, впрочем, не слыхать… Ну, насчёт этого вашего вопроса, право, не знаю, как вам сказать, хотя моя собственная совесть в высшей степени спокойна на этот счёт. То есть не подумайте, чтоб я опасался чего-нибудь там этакого: всё это произведено было в совершенном порядке и в полной точности: медицинское следствие обнаружило апоплексию, происшедшую от купания сейчас после плотного обеда, с выпитою чуть не бутылкой вина, да и ничего другого и обнаружить оно не могло… Нет-с, я вот что про себя думал некоторое время, вот особенно в дороге, в вагоне сидя: не способствовал ли я всему этому… несчастью, как-нибудь там раздражением нравственно или чем-нибудь в этом роде? Но заключил, что и этого положительно быть не могло. Раскольников засмеялся.

— Охота же так беспокоиться!

— Да вы чему смеетесь? Вы сообразите: я ударил всего только два раза хлыстиком, даже знаков не оказалось… Не считайте меня, пожалуйста, циником; я ведь в точности знаю, как это гнусно с моей стороны, ну и так далее; но ведь я тоже наверно знаю, что Марфа Петровна, пожалуй что, и рада была этому моему, так сказать, влечению. История по поводу вашей сестрицы истощилась до ижицы. Марфа Петровна уже третий день принуждена была дома сидеть; не с чем в городишко показаться, да и надоела она там всем с своим этим письмом (про чтение письма-то слышали?). И вдруг эти два хлыста как с неба падают! Первым делом карету велела закладывать!.. Я уж о том и не говорю, что у женщин случаи такие есть, когда очень и очень приятно быть оскорблённою, несмотря на всё видимое негодование.

— Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь, — сухо и как бы даже с оттенком высокомерия ответил Свидригайлов, — а потому отчего же и не побывать пошляком, когда это платье в нашем климате так удобно носить и… и особенно если к тому и натуральную склонность имеешь, — прибавил он, опять засмеявшись.

_______________________________________________________________________________

*и ничто человеческое (лат.) **добрая война (франц.)

— А вы были и шулером?

— Как же без этого? Целая компания нас была, наиприличнейшая, лет восемь назад; проводили время; и все, знаете, люди с манерами, поэты были, капиталисты были. Да и вообще у нас, в русском обществе, самые лучшие манеры у тех, которые биты бывали, — заметили вы это? Это ведь я в деревне теперь опустился. А всё-таки посадили было меня тогда в тюрьму за долги, гречонка один нежинский.

Тут и подвернулась Марфа Петровна, поторговалась и выкупила меня за тридцатьтысяч сребреников. (Всего-то я семьдесят тысяч был должен.) Сочетались мы с ней законным браком, и увезла она меня тотчас же к себе в деревню, как какое сокровище. Она ведь старше меня пятью годами. Очень любила. Семь лет из деревни не выезжал. И заметьте, всю-то жизнь документ против меня, на чужое имя, в этих тридцати тысячах держала, так что задумай я в чём-нибудь взбунтоваться, — тотчас же в капкан! И сделала бы! У женщин ведь это всё вместе уживается.

— Я не верю в будущую жизнь, — сказал Раскольников. Свидригайлов сидел в задумчивости.

— А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде, — сказал он вдруг.«Это помешанный», — подумал Раскольников.

— Нам вот всё представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится.

— И неужели, неужели вам ничего не представляется утешительнее и справедливее этого! — с болезненным чувством вскрикнул Раскольников.

— Справедливее? А почём знать, может быть, это и есть справедливое, и знаете,

я бы так непременно нарочно сделал! — ответил Свидригайлов, неопределённо улыбаясь.

— Где вы меня давеча утром видели? — с беспокойством спросил Раскольников.

— Случайно-с… Мне всё кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее…Да не беспокойтесь, я не надоедлив; и с шулерами уживался, и князю Свирбею, моему дальнему родственнику и вельможе, не надоел, и об Рафаэлевой Мадонне госпоже Прилуковой в альбом сумел написать, и с Марфой Петровной семь лет безвыездно проживал, и в доме Вяземского на Сенной в старину ночёвывал…

______________________________________________________________

Дом Вяземского (Вяземская лавра) — ночлежный дом, прибежище петербургских нищих.

Выпишите в соответствующие колонки слова и словосочетания, подчёркнутые вами в эпизодах с Лужиным и Свидригайловым.

Лужин Свидригайлов

___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ______________________________________________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ____________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________

И Лужин, и Свидригайлов в эпизодах, которые вы только что читали, имеют цель лично познакомиться с Раскольниковым и зарекомендовать себя перед ним ради своих видов на Дуню, его сестру. А какое впечатление они произвели на вас? Отчеркните выписанные вами из эпизода с Лужиным и эпизода со Свидригайловым слова и сюда же, в соответствующие колонки допишите слова и словосочетания, которые выражают ваше впечатление от Лужина и от Свидригайлова.

Сравните выписанные вами из рассуждений Лужина и Свидригайлова слова со словами, выписанными из теории Раскольникова. Могут ли взгляды Свидригайлова или Лужина быть альтернативой этой теории? Как вам кажется, знакомство со Свидригайловым и Лужиным способно укрепить Раскольникова в сознании собственного права на преступление или, наоборот, усомниться в нём? Объясните свою точку зрения, использовав выписанные вами слова.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Правда» Сони Мармеладовой.

Прочтите несколько отрывков из романа «Преступление и наказание», в которых фигурирует Соня Мармеладова. Подчеркните слова и словосочетания, которые дают представление о её отношениях с людьми, о её чувствах и представлениях. В особенности обратите внимание на слова, которые выражают её отношение к Раскольникову.

Из исповеди Мармеладова Раскольникову:

Теперь же обращусь к вам, милостивый государь мой, сам от себя с вопросом приватным: много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?.. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши! Да и то статский советник Клопшток, Иван Иванович, — изволили слышать? — не только денег за шитьё полдюжины голландских рубах до сих пор не отдал, но даже с обидой погнал её, затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком. А тут ребятишки голодные… А тут Катерина Ивановна, руки ломая, по комнате ходит, да красные пятна у ней на щеках выступают, — что в болезни этой и всегда бывает: «Живешь, дескать, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьёшь и теплом пользуешься», а что тут пьёшь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят! Лежал я тогда… ну, да уж что! лежал пьяненькой-с, и слышу, говорит моя Соня (безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое), говорит: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?» А уж Дарья Францев-на, женщина злонамеренная и полиции многократно известная, раза три через хозяйку наведывалась. «А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, -чего беречь? Эко сокровище!» Но не вините, не вините, милостивый государь, не вините! Не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле… Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает. И вижу я, эдак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зелёный платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело всё вздрагивают… А я, как и давеча, в том же виде лежал-с… И видел я тогда, молодой человек, видел я, как затем Катерина Ивановна, также ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись… обе… обе… да-с… а я… лежал пьяненькой-с.

Из разговора Раскольникова и Сони во время первого свидания:

А что ты великая грешница, то это так, — прибавил он почти восторженно, — а пуще всего, тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Ещё бы это не ужас! Ещё бы не ужас, что ты живёшь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама (только стоит глаза раскрыть), что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь! Да скажи же мне наконец, — проговорил он, почти в исступлении, — как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!

— А с ними-то <�то есть с детьми Катерины Ивановны, сводными братом и сестрой Сони> что будет? — слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению. Раскольников странно посмотрел на неё.

Он всё прочёл в одном её взгляде. Стало быть, действительно у ней самой была уже эта мысль. Может быть, много раз и серьёзно, что теперь почти и не удивилась предложению его. Далее жестокости слов его не заметила (смысла укоров его и особенного взгляда его на её позор, она, конечно, тоже не заметила, и это было видимо для него). Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала её, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном её положении. Что же, что же бы могло, думал он, по сих пор останавливать решимость её покончить разом? И тут только понял он вполне, что значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и та жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием об стену головою.

Но тем не менее ему опять-таки было ясно, что Соня с своим характером и с тем всё-таки развитием, которое она получила, ни в каком случае не могла так оставаться. Всё-таки для него составляло вопрос: почему она так слишком уже долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду? Конечно, он понимал, что положение Сони есть явление случайное в обществе, хотя, к несчастию, далеко не одиночное и не исключительное. Но эта-то самая случайность, эта некоторая развитость и вся предыдущая жизнь её могли бы, кажется, сразу убить её при первом шаге на отвратительной дороге этой. Что же поддерживало её? Не разврат же? Весь этот позор, очевидно, коснулся её только механически; настоящий разврат ещё не проник ни одною каплей в её сердце: он это видел; она стояла перед ним наяву…

— Так ты очень молишься богу-то, Соня? — сдросил он её. Соня молчала, он стоял подле неё и ждал ответа.

— Что ж бы я без бога-то была? — быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку.

«Ну, так и есть!» — подумал он.

— А тебе бог что за это делает? — спросил он, выпытывая дальше.

Соня долго молчала, как бы не могла отвечать. Слабенькая грудь её вся колыхалась от волнения.

— Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!.. — вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него.

«Так и есть! так и есть!» — повторял он настойчиво про себя.

— Всё делает! — быстро прошептала она, опять потупившись.

После того как Соню по ложному обвинению Лужина чуть не признали воровкой:

Соня, робкая от природы, и прежде знала, что её легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть её всякий мог почти безнаказанно. Но всё-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды — осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым.

Разочарование её было слишком тяжело. Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла всё перенести — даже это. Но в первую минуту уж слишком тяжело стало. Несмотря на своё торжество и на своё оправдание, — когда прошёл первый испуг и первый столбняк, когда она поняла и сообразила всё ясно, — чувство беспомощности и обиды мучительно стеснило ей сердце. С ней началась истерика. Наконец, не выдержав, она бросилась вон из комнаты и побежала домой.

Из разговора Сони и Раскольникова во время второго свидания на квартире у Сони. Лужин, о котором здесь поминает Раскольников, незадолго до этого разговора подложил Соне в карман деньги, потом попытался обвинить её в воровстве и едва не преуспел:

— …Вот мне именно интересно было бы узнать, как бы вы разрешили теперь один «вопрос» <�…>. Нет, в самом деле, я серьёзно. Представьте себе, Соня, что вы знали бы все намерения Лужина заранее, знали бы (то есть наверно), что через них погибла бы совсем Катерина Ивановна, да и дети; вы тоже, в придачу (так как вы себя ни за что считаете, так в придачу). Полечка также… потому ей та же дорога. Ну-с; так вот: если бы вдруг всё это теперь на ваше решение отдали: тому или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть? Я вас спрашиваю.

Соня с беспокойством на него посмотрела: ей что-то особенное послышалось в этой нетвёрдой и к чему-то издалека подходящей речи.

— Я уже предчувствовала, что вы что-нибудь такое спросите, — сказала она, пытливо смотря на него.

— Хорошо, пусть; но, однако, как же бы решить-то?

— Зачем вы спрашиваете, чему быть невозможно? — с отвращением сказала Соня.

— Стало быть, лучше Лужину жить и делать мерзости! Вы и этого решить не осмелились?

— Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?

— Уж как божий промысл замешается, так уж тут ничего не поделаешь, —угрюмо проворчал Раскольников.

Почему Соня отказывается разрешить дилемму Раскольникова? Что здесь проявляется — малодушие или недостаток ума, неспособность к разумному выбору?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раскольников признаётся Соне в совершённом преступлении. Обратите внимание на реакцию Сони: всё-таки она оказалась один на один со страшным убийцей, зарубившем топором и старуху-процентщицу, и родственницу её, подругу Сони, Лизавету:

…Он смотрел на неё и вдруг, в её лице, как бы увидел лицо Лизаветы. Он ярко запомнил выражение лица Лизаветы, когда он приближался к ней тогда с топором, а она отходила от него к стене, выставив вперёд руку, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети, когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет, отстраняются назад и, протягивая вперёд ручонку, готовятся заплакать. Почти то же самое случилось теперь и с Соней: так же бессильно, с тем же испугом, смотрела она на него несколько времени и вдруг, выставив вперед левую руку, слегка, чуть-чуть, упёрлась ему пальцами в грудь и медленно стала подниматься с кровати, всё более и более от него отстраняясь, и всё неподвижнее становился её взгляд на него. Ужас её вдруг сообщился и ему: точно такой же испуг показался и в его лице, точно так же и он стал смотреть на неё, и почти даже с тою же детскою улыбкой.

— Угадала? — прошептал он наконец.

— Господи! — вырвался ужасный вопль из груди её. Бессильно упала она на постель, лицом в подушки. Но через мгновение быстро приподнялась, быстро придвинулась к нему, схватила его за обе руки и, крепко сжимая их, как в тисках, тонкими своими пальцами, стала опять неподвижно, точно приклеившись, смотреть в его лицо. Этим последним, отчаянным взглядом она хотела высмотреть и уловить хоть какую-нибудь последнюю себе надежду. Но надежды не было; сомнения не оставалось никакого; всё было так. Даже потом, впоследствии, когда она припоминала эту минуту, ей становилось и странно, и чудно: почему именно она так сразу увидела тогда, что нет уже никаких сомнений? Ведь не могла же она сказать, например, что она что-нибудь в этом роде предчувствовала? А между тем, теперь, только что он сказал ей это, ей вдруг показалось, что действительно она как будто это самое и предчувствовала.

— Полно, Соня, довольно! Не мучь меня! — страдальчески попросил он.

Он совсем, совсем не так думал открыть ей, но вышло так. Как бы себя не помня, она вскочила и, ломая руки, дошла до средины комнаты; но быстро воротилась и села опять подле него, почти прикасаясь к нему плечом к плечу. Вдруг, точно пронзённая, она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего перед ним на колени.

— Что вы, что вы это над собой сделали! — отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками.

Раскольников отшатнулся и с грустною улыбкой посмотрел на неё:

— Странная какая ты, Соня, — обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про

это. Себя ты не помнишь.

— Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете! — воскликнула она, как в исступлении, не слыхав его замечания, и вдруг заплакала навзрыд, как в истерике.

Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило её. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах.

— Так не оставишь меня, Соня? ~ говорил он, чуть не с надеждой смотря на неё.

— Нет, нет; никогда и нигде! — вскрикнула Соня, — за тобой пойду, всюду пойду! О господи!.. Ох, я несчастная!.. И зачем, зачем я тебя прежде не знала! Зачем ты прежде не приходил? О господи!

— Вот и пришёл.

— Теперь-то! О, что теперь делать!.. Вместе, вместе! — повторяла она как бы в забытьи и вновь обнимала его, — в каторгу с тобой вместе пойду! — Его как бы вдруг передёрнуло, прежняя, ненавистная и почти надменная улыбка выдавилась на губах его.

— Я, Соня, ещё в каторгу-то, может, и не хочу идти, — сказал он.

Как вам кажется, что за человек Соня? Что является главным в её натуре, в её отношении с людьми. Что в ней есть такого, в чём нуждается Раскольников, раз именно ей первой он признаётся в своём преступлении?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы думаете, человек живёт для самого себя или для другого человека, для людей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вам кажется, какими будут отношения между людьми, между государствами лет эдак через 100, изменятся или останутся неизменными?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: