Образ и характеристика Ярославны в поэме Слово о полку Игореве сочинение 9 класс

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ Ярославны в поэме Слово о полку Игореве

В образе Ярославны собраны все сильные русские женщины. В те времена женщина была хранительницей очага, она должна была ждать мужа с походов и войн. Женщина всегда направляла мужчину и поддерживала его во всех его действиях.

Когда Ярославна узнает что войско мужа разбито, сам он попал в плен, она плачет. Ее плач сравнивают с самым горьким плачем, а ее монолог можно считать красивым стихами. На самом деле мало кто может понять, что все то, что говорит Ярославна больше похоже на заклинание. Ярославна словно просит стихии природы прийти ей на помощь и освободить мужа. Она очень хочет, чтоб князь Игорь вернулся к ней, ей не интересны княжеские междоусобицы.

Автор поэмы собирает всю любовь русской женщины в одном образе, в образе прекрасной молодой и хрупкой женщине. На первый взгляд может показаться, что Ярославна бессильна, но ее вера настолько сильна, что она верит в воссоединение семьи.

Каждая женщина обладает огромной силой, внутренней силой любви и исцеления. Мужчина воюет, решает проблемы, а женщина в это время должна сохранить семейный очаг. Женщина дает жизнь и исцеляет своей любовью, как душевные раны, так и физические. Лишь любящая женщина может указать своему мужчине правильный путь и направить его.

В произведении показывают невероятную и преданную любовь женщины к своему мужу. Ярославне пришлось просить жизнь для своего мужа у сил природы, и она сделала. В момент отчаянья она просит природу вызволить ее мужа с плена. У нее выходит и Игорю удается бежать.

В поэме «Слово о полку Игореве» Ярославне всего шестнадцать лет. Она была дочерью Галицкого князя, и у нее было очень красивое имя Ефросинья, что на древнерусском языке означает — радость. В то время девушку, которая вышла замуж не называли по имени, на Руси ее называли по отчеству или по имени мужа. Девушку все называли Ярославна, ведь ее отец Ярослав Осмомысл.

Ярославна не смогла предостеречь Игоря от похода. В тот момент ему захотелось всемирной славы, чтоб о нем слагали песни и стихи. Игорь не мог знать того, что его гордыня обернется против него, и он бесславно будет разгромлен половцами.

Ярославне это было неважно, ей не интересна слава и лавры. Главной задачей для нее является возвращение мужа домой в родные земли. Когда автор описывает плач девушки, то, кажется что ее сердце, разорвется от боли и отчаянья. Она должна быть сильной и волевой для того чтобы когда князь Игорь вернется она дала ему жизненные силы и душевное умиротворение.

Во многих русских поэмах, романах и рассказах существует образ главной героине. Они бывают, скромны и нежны, некоторые из них коварны и лживы, многие из них сильные и волевые женщины. Образ Ярославны собрал все в одном человеке. Она трепетно и нежно относиться к своему мужу, и в то же время она настолько сильна и непоколебима, что спасает своего мужа из плена.

Вариант 2

Одним из выдающихся произведений культуры древней Руси является поэма «Слово о полку Игореве». Благодаря ему мы видим события, того далёкого времени, мысли и деяния живших в ту эпоху людей.

Автор «Слова о полку Игореве» говорит не только о князьях, он описывает и соратниц великих воинов, их жен.

Большое внимание в поэме уделено прекрасному образу дочери князя Галицкого Ярославне, супруге князя Игоря.

Мороз по коже проходит от ее горького плача, скорбящего о погибших воинах ее мужа Игоря, о полученных от рук неприятеля его ранах!

Ярославна с глубокой печалью сожалеет о том, что она вдали от князя и ничем не может помочь ему.

И хотя Русь уже приняла крещение, в стоне Ярославны звучит вера в языческие традиции. Ища помощи для князя и его дружины, Ярославна взывает к природным силам.

Собирательный образ Ярославны олицетворяет в себе мужественный и стойкий характер женщин Руси, верных и преданных, нежных и сильных, ласковых и любящих. Ее образ является воплощением могущественной Руси.

Плач Ярославны выражает все чувства женщин, любящих искренне и преданно своих мужей — воинов, тоскующих в ожидании их с поля брани.

Во все времена женщины были поддержкой своим мужьям, сыновьям, отправляющимися на кровопролитную битву с врагами, во все времена они хранили мир и уют домашнего очага, выражая этим созидательное начало.

Самой популярной героиней великой Руси является княгиня Ярославна, которая становится вдохновительницей множества поэтов и писателей, художников и музыкантов.

Ярославна — идеал русской женщины, патриотизм которой безграничен, а ее плач является настоящей молитвой, заговором на мирную спокойную жизнь.

Печаль и скорбь всей земли родимой звучит в плаче Ярославны, великой и самоотверженной женщины, и с тех давних времён Ярославна стала символом нежности и верности, горький ее плач согрет теплом и любовью.

Всепоглощающая сила безмерной любви Ярославны даёт возможность князю Игорю совершить побег из плена печенегов и возвратиться к любимой и любящей жене. Пусть на все последующие времена Ярославна останется ярким примером для подражания.

Эпохальное произведение народного творчества » Слово о полку Игореве» дошедшее до наших дней из глубины веков и в наше время не утеряло своей актуальности и злободневности, и таким оно останется на все времена как величайший памятник культуры древней Руси.

Языческие элементы

Следует отметить, что, несмотря на то, что на момент написания текста «Слова» христианство уже было широко распространено между славянами, плач Ярославны, фактически лишен каких-либо символов или образов связанных с этой религией. Напротив, множество языческих вкраплений составляют основу ее речи.

Вначале определимся с понятием «плач». Само слово связано с глаголом «плакать» и означает горестную речь со слезами за кем-либо. Такие плачи были обычным явлением во время похоронных процессий. Действие это – не детище современности. Своими корнями эта традиция уходит в языческое прошлое народа.

Плач Ярославны недалеко отходит от этой традиции. На первый взгляд, это кажется странным, ведь князь Игорь, ее муж попал в плен, но его никто не лишал жизни. Однако следует учесть, что образ Ярославны – собирательный. Это значит, что автор показывает нам не конкретного человека, а образ, наделенный общепринятыми чертами характера идеала женщины того времени, поэтому устами Ярославны глаголит не только княгиня, но и фактически любая русская женщина, ждущая с похода своего мужа.

Символы-образы плача Ярославны

Текст «Слова» практически лишен художественных троп, поэтому производить анализ необходимо, в первую очередь, взирая на образы-символы.

Я кукушкою печальной По Дунаю полечу, И в реке Каяле дальней Я рукав свой омочу.

Так начинается речь княгини. В первых же строках мы встречаемся с таким символом, как кукушка. В мифологии древних славян этой птице уделялось не последнее место. Для них она была в первую очередь, прорицательницей. Предсказывать кукушка могла как радостные, так и горестные моменты. Присутствующий эпитет «печальной» указывает нам на трагичность события, автор выбрал образ этой птицы не зря – надежда на положительный исход еще есть, но необходимо взирать на то, что самого эпитета в тексте оригинала нет, переводчик употребил его, чтобы передать настрой, диктуемый автором.

Важным моментом является тот факт, что у кукушки нет мужа (предания называют разную причину). Как видим, автор с первых строк показывает нам двойственный характер этого персонажа: муж Ярославны жив, а мужья многих русских жен умерли, их любимые остались «кукушками» – вдовами. Следующий, к кому обращается Ярославна – ветер:

Ветер, ветер в чистом поле, Быстролетный, милый друг, По неволе иль по воле Веешь сильно так вокруг?

Бог ветра Стрибог был одним из самых важный богов в пантеоне древних славян. Его культ сохранялся необычайно долго. Славяне безоговорочно считали его единственным правителем воздушного пространства и властителем над всеми птицами.

Эпитет «быстролетный», в оригинале также отсутствует, это авторская интерпретация функций божества – в то время переместиться самому или передать какую-либо информацию на значительное расстояние было затруднительным действием, а ветер мог сделать это быстро, к тому же минуя все преграды.

Следующий образ – река: Славный Днепр мой! Ты в просторы Волны быстрые промчал…

Этот символ носит в себе тоже двойственный принцип. С одной стороны, река – источник еды (рыба) и воды, а значит жизни. С другой стороны, это довольно коварная стихия – неудачи во время плавания, паводки могут стать причиной гибели. Усиливает символику смерти присутствующая традиция у некоторых древнеславянских племен устраивать погребальные кострища на берегу реки. Таким образом, автор вновь-таки подчеркивает тонкую границу между жизнью и смертью.

Последний образ, который можно увидеть в плаче – это Солнце.

Солнце, солнце золотое, В небе ярко ты горишь, Солнце красное, родное, Всем тепло и свет даришь.

Такое обращение имеет в своей основе не только небесное светило, но и языческого бога. Дажьбог (бог солнца) был наделен двумя функциями. Первая заключалась в том, чтобы быть источником света, без которого не могла бы существовать жизнь. Вторая коренилась в представлениях древних славян о происхождении княжеских родов. Исходя из верований, можно сделать вывод, что в обществе образ солнца был источником княжеской власти, но говорить о том, что под образом солнца скрывается образ князя Игоря нельзя. Риторический вопрос (в оригинале: «Чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладе вои?»), следуемый далее, подтверждает, этот факт.

Другие тропы и стилистические фигуры, присутствующие в тексте

На втором месте, после образов-символов, по частоте употребления находятся риторические обращения и вопросы. Ярославна вопросы задает ветру и солнцу. И в первом, и во втором случае вопрос содержит некий упрек, который противопоставляется достижениям или могуществу божеству-стихии.

Ярославна говорит ветру (в оригинале): «Чему мычеши хиновьскыя стрелкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои?». В дословном переводе это означает: почему мечешь ты на своих крыльях стрелы хана, на воинов моего мужа? (упрек действия). В противопоставление этому женщина восклицает: «горе под облакы веяти, лелеючи корабли на сине море» (ты под облаками веешь, лелеешь корабли на синем море).

По отношению к солнцу, которое всем дарит тепло, княгиня восклицает: «Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады?

В поле безводном жаждою им луки скрутило, горем им колчаны заткнуло?» Единственный, к кому обращается Ярославна с просьбой – это Днепр. «Прилелей же, господин, моего милого ко мне» – говорит она.

Ко всем божествам женщина обращается, употребляя распространенное обращение: «О Днепр Словутич!», «О ветер, ветрило», «Светлое и трижды светлое солнце». Присутствуют в тексте и нераспространенные формы обращений: «господин», «владыко», они выполняют экспрессивную функцию.

В небольшом количестве присутствуют в тексте и другие тропы.

С помощью эпитетов («легких», «синем», «горячие», «безводном») подчеркивается либо могущество владыки-стихии, либо трагичность произошедшего.

Усиливают экспрессию метафоры: «мое веселье по ковылю развеял» – принес огорчения; «простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады» – указывает на жару и зной; «горем им колчаны заткнуло» – обозначает степень уныния.

Таким образом, плач Ярославны – это не только личное выражение скорби княгини, это плач по всем воинам, которых постигла неудача в землях половецких. Наличие языческой символики, широкая система обращений, риторических вопросов, употребление эпитетов и метафор частично приближают речь княгини к молитве, в которой смешалось личное и общественное, просьбы о благополучном завершении похода и восхваление силы и могущества стихий.

  1. Прочитайте переложения плача Ярославны В. И. Стеллецкого и И. И. Козлова. Чем отличаются эти тексты и что в них общего?
  2. И тот и другой — поэтические переводы «Слова о полку Игореве». Авторы с ува-жением относятся к тексту произведения, стремятся передать характер Ярославны, ее любовь к мужу, увидеть в плаче выра-жение обобщенной скорби русских жен-щин в тяжелую для страны годину испы-таний.

    Вместе с тем следует отметить, что пере-ложение ученого В. И. Стеллецкого бли-же, нежели поэтический перевод И. И. Коз-лова, к тесту древнерусского памятника с сохранением присущей ему ритмики. Лю-бопытно знать, что именно Стеллецкий защитил докторскую диссертацию о про-блемах ри в 1978 году. Перевод И. И. Козлова можно считать свободным, и в нем в наибольшей степени отразилось эмоционально-личностное восприятие поэтом плача Ярослав-ны. Он вводит древнерусский текст в свою поэтическую систему. Так, к примеру, Стеллецкий, следуя за памятником, обра-щает слова Ярославны к Днепру Словутичу, господину: «Прилелей ко мне ты ладу, господин мой, чтоб не слать к нему мне слез на море рано!» В тексте Козлова она обращается просто «Днепр мой славный», обращение к нему становится более раз-вернутым:

    «О река! отдай мне друга — На волнах его лелей, Чтобы грустная подруга Обняла его скорей; Чтоб я боле не видала Вещих ужасов во сне, Чтоб я слез к нему не слала Синим морем на заре».

    Переложение выполнено уже в прави-лах стихосложения, принятых в первой половине XIX века. В переложении Коз-лова углубляется любовно-личностное начало. Примечательно, что оно посвяще-но княгине 3. Волконской, поэтессе, хо-зяйке музыкально-литературного салона времен А. Пушкина.

  3. Какой образ стремились создать поэты?
  4. Оба стремились создать образ верной, любящей жены, в котором собирательно отразились лучшие черты облика русской женщины. Образ Ярославны близок к прекрасным женским образам русского фольклора.

  5. Найдите в плаче Ярославны характерные для народной поэзии черты. Сравните текст «Слова…» и его литературные переложения. Объясните значе-ние фольклорных символов, возникающих в словах Ярославны.
  6. Прежде всего это обращение к силам природы за помощью. Основными такими силами, как и в народном творчестве, яв-ляются река (море), солнце, ветер. Это традиционные фольклорные символы. Че-ловек, обращаясь к ним, воздает, как пра-вило, хвалу. То же самое делает Ярослав-на. Сам род плача (причитания) исходит из народного творчества. Так как плач ис-полнялся в связи с трагическими собы-тиями в жизни, в нем очень сильно лири-ческое начало. И в «Слове…», и в обоих приложениях плач Ярославны глубоко лиричен. Как и во всем тексте «Слова о полку Игореве», в речи героини широко используются устно-поэтические эпите-ты, метафоры, сравнения, олицетворе-ния. И тот и другой поэты передают фольклорную лексику в своих переложе-ниях. Однако есть и определенные разли-чия в обращении к ней. Так, Стеллецкий, следуя строго за словами древнерусского текста, использует прямое сопоставление Ярославны с кукушкой, а Козлов — со-поставление отрицательное.

    То не кукушка в роще темной Кукует рано на заре — В Путивле плачет Ярославна Одна на городской стене…

    Сама Ярославна тоже не ассоциирует себя именно с кукушкой, в ее плач вхо-дят элементы романтической стилистики (Козлов был поэтом-романтиком): Материал с сайта

    «Я покину бор сосновый, Вдоль Дуная полечу, И в Каяль-реке бобровой Я рукав мой обмочу; Я домчусь к родному стану, Где кипел кровавый бой, Князю я обмою рану На груди его младой».

  7. Почему Ярославна трижды обращается к раз-ным силам природы?
  8. Это традиционный прием русского фольклора, часто встречаемый в народ-ных сказках, песнях, причитаниях, за-клинаниях. В произведениях устного на-родного творчества положительный герой после троекратного обращения к природ-ным или волшебным силам получал по-мощь в самых сложных жизненных ситу-ациях. Такую же помощь получает Яро-славна, выступающая здесь от всех жен-щин Русской земли, — князю Игорю си-лы природы помогают освободиться из плена.

Садовникова Анна, 11 класс

Сочинение Характеристика и образ Ярославны в поэме Слово о полку Игореве

Слово о полку Игореве прекрасное произведение, достойное звание лучшее литературное произведение своего времени. В основном это благодаря своему уникальному способу подачи, и раскрытии проблем то времени.

Сюжет поэмы повествует о том, как молодой князь города Путивль, Игорь, отправляется в поход на половецкое войско с целью разгромить их и принести славу Руси и себе в том числе. Во время похода он встречает на своём пути множество дурных знаков, например, тоже затмение, но, несмотря на это он не зная, с боевым настроем, шагает на собственную смерть. Добравшись до поля брани, он побеждает в первой схватке, благодаря чему становится ещё более уверенным в неизбежности успеха своего похода. Но вскоре после победы, войско князя терпит сокрушительное поражение. Вы пылу сражение многие дезертируют, князь погибает, а оставшихся в живых берут в плен.

Далее повествование помещает нас в Путивль где вовсю идут дискуссии о том, что же всё таки делать с половецкой угрозой, и как с ней справляться. Там же в замке осталась и жена князя Ярославна. Услышав о поражении своего мужа, она проклинает силы природы за то, что они допустили смерть любимого. Она бы отдала жизнь, лишь бы князь не погибал на поле брани. Как она сама говорит в произведении, она бы стала птицей, чтобы залечить раны мужа.

Всё это характеризует её как женщину, которая является ярким примером русской женщины, храброй и самоотверженной. Она буквально готова умереть вместо мужа, лишь бы он остался жив. Она проклинает силы природы за смерть мужа, что показывает её храбрость, ведь во времена язычества это было непростительно. Настолько она любила своего мужа, что была готова идти против всех.

Эта женщина является прямым ответом на вопрос, какие в древней Руси были женщины. Она готова рискнуть всем, лишь бы только отомстить за своего любимого и его честь. Она также ругает его за то, что он не послушал её и, торопясь отправился в поход. Чувствуя что-то, она и представить, не могла, что всё может обернуться смертью Игоря. Пускай и ей уделено пару строф, но даже их хватает, чтобы понять, что это за женщина, какие у неё принципы и идеалы. В произведении ещё множество образов, но образ Ярославны является самым запоминающимся.

Сочинение Ярославна (Слово о полку Игореве)

Важным для нынешнего мировоззрения и культуры сейчас считаются легенды и сказания из прошлого. Одним из таких произведений стало «Слово о полку Игореве». Она повествует о временах правления великих князей. В повести рассказывается о битве между войском князя Игоря с половцами, в котором он терпит поражение. Но одной из главных сцен является молитва его жены и его чудесное спасение из плена.

Супруга князя Игоря – Ярославна была молодой девушкой-ведуньей. Описание ее красоты всегда вводило в восторг художников разных времен. Многие в ее образе находили вдохновение, приравнивая внешность девушки к образу самой Руси.

Вокруг этой загадочной девушки ходит немало тайн. Одной из их является настоящее имя супруги князя. Ярославна – это отчество девушки, по которому ее все и знают. Ходит мнение, что она была дочерью князя Галицкого, которою звали Ефросинья.

В древней Руси женщина для мужчины являлась заботой и опорой, хранительницей семейного очага и уюта. Каждая женщина побуждала своего мужчину совершать подвиги. Для Игоря его жена была чем-то большим, чем просто спутница жизни. Она стала для него настоящим сокровищем.

В повести Ярославна объединяет в себе две противоречивые стороны характера. Рядом с мужем она женственная, нежная и ласковая. Она уважает супруга, признает главенство его в семье.

Но одновременно девушка является сильной женщиной, способной на все, ради попавшего в беду мужчины. Так как своей незначительной физической силой она не может помочь ему, но силой молитвы она спасает любимого мужа.

Стоя на стене города, она плачет и молит о помощи все силы природы – ветер, солнце, реку, о том, чтобы они помогли Игорю. Она убита горем, но не теряет надежды на спасение мужа. Плач Ярославны стал общим плачем всех вдов и матерей, потерявших в том бою своих мужчин. Сильная и преданная натура девушки навсегда останется в истории России.

Молитвы девушки были услышаны. Все вокруг помогало Игорю по дороге домой: ветер толкал мужчину в правильном направлении, птицы пели только в той стороне, в которую нужно было идти, на берегу Днепра удалось отдохнуть и не попасть в руки преследовавшим князя половцам.

Образом Ярославны автор хочет показать, какое большое значение женщина имеет в жизни мужчины и всей страны. Такими мощными оружиями, как мудрость, величие и природная сила, она способна спасти из самых гибельных и сложных ситуаций.

9 класс

Ефросинья Ярославна

Ефросинья Ярославна. Жила во 2-й половине XII века. Княгиня Новгород-Северская. Супруга новгород-северского князя Игоря Святославича. Один из центральных персонажей «Слово о полку Игореве».
Время и место рождения Ефросиньи Ярославны неизвестны.

Точное имя неизвестно и в летописях не упоминается. В «Родословнике» императрицы Екатерины II она названа Ефросиньей. По версии историка А. В. Соловьева, имя Ефросинья восходит к «Любецкому синодику».

В то же время исследователь «Любецкого синодика» Р. В. Зотов считал, что имя жены Игоря было Ефросинья, хотя и сомневался в идентификации упоминающегося там князя Феодосия с Игорем Святославичем. Христианским именем Игоря было Георгий, а Феодосий, по мнению С. В. Алексеева, было христианским именем князя Всеволода Святославича, младшего брата Игоря. Однако привлечение данных Введенского синодика позволяет показать, что Феодосий было монашеским именем черниговского князя, с большой вероятностью именно Игоря Святославича, других кандидатов на роль монаха Феодосия среди черниговских князей нет.

Также есть версия, что Ярославне по ошибке приписали иноческое имя ее матери, Ольги Юрьевны. Но имя Ефросинья закрепилось в литературе за княгиней.

Личная жизнь Ярославны:

Около 1169 года ее выдали замуж за новгород-северского князя Игоря Святославича. В некоторых источниках Ефросинья указывается второй женой Игоря, дату брака относят к 1184 году. Впервые эта дата появилась в «Родословнике» императрицы Екатерины II. По мнению современных исследователей, эта дата брака возникла в результате неточного прочтения «Истории Российской» В. Н. Татищева. Историк А. В. Соловьев доказал, что матерью всех детей Игоря была Ярославна. Поскольку старший сын Игоря и Ярославны, Владимир, родился в 1171 году, брак не мог быть заключен в 1184 году.

У них родились дети:

— Олег Игоревич (1175-1205);

— Роман Игоревич (уб. сентябрь 1211), князь Звенигородский в 1206-1208 и 1210-1211 годах, князь Галицкий в 1208-1210 годах;

— Ростислав Игоревич (уб. сентябрь 1211), князь Теребовльский в 1210-1211 годах;

— дочь; муж: с 1190 года Давыд Ольгович, княжич Стародубский.

В 1185 году состоялся поход Игоря Святославича против половцев. Игорь был разбит и попал в плен, из которого позже бежал.

Ярославна и «Слово о полку Игореве»:

Ефросинья Ярославна известна благодаря «Плачу Ярославны», начинающий третью часть «Слова о полку Игореве». Плач Ярославны считается одним из самых поэтических мотивов «Слова». На городском забрале в Путивле Ярославна рано плачет: «полечю зегзицею (кукушкою) по Дунаю, омочу бебрян (шелковый) рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны». Она обращается к ветру, к Днепру-Славутичу, к светлому-пресветлому солнцу. Ветер развеял её радость по ковылю, Днепр может только нести её слёзы до моря, а солнце в поле безводном русичам жаждою луки стянуло (они бессильны натянуть лук), горем им колчаны со стрелами заткнуло.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]