Любимые женщины Сергея Есенина. Личная жизнь поэта, и её влияние на творчество

«Я отвоевал свою свободу»: детство и юность Сергея Есенина

Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. Жизнь в русской глубинке с раннего детства вдохновляла мальчика, и уже в девять лет он написал свои первые стихи.


Родители поэта Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна. 1905. Фотография: cameralabs.org


Сергей Есенин (третий справа) среди односельчан. 1909-1910. Фотография: cameralabs.org


Сергей Есенин с сестрами Катей и Шурой. 1912. Фотография: cameralabs.org

Начальное образование Сергей Есенин получил в земской школе — будущий поэт закончил ее с отличием. Однако, как он позже вспоминал, учеба никак не отразилась на его становлении и не оставила ничего, «кроме крепкого знания церковнославянского языка». Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали в Спас-Клепиковскую учительскую школу: родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем. Но Есенин свое призвание видел в поэзии, поэтому в школе продолжал писать стихотворения. Он даже пытался издать в Рязани свой сборник «Больные думы», но книгу не напечатали.

После окончания школы, летом 1912 года, Сергей Есенин приехал в Москву: осенью он должен был поступать в Московский учительский институт. Но наперекор решению родителей устроился в книгоиздательство «Культура» и отказался учиться. «Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи. Эх, теперь, вероятно, ничего мне не видать родного. Ну что ж! Я отвоевал свою свободу», — писал он другу Григорию Панфилову.

Есенин присылал свои стихи в московские журналы, но их не публиковали. В одном из писем Панфилову поэт признавался: «Особенно душило меня безденежье, но я все-таки твердо вынес удар роковой судьбы, ни к кому не обращался и ни перед кем не заискивал». Чтобы иметь средства к существованию, молодой поэт подрабатывал продавцом в книжном магазине.

В 1913 году он стал вольнослушателем историко-философского цикла в Московском городском народном университете имени Альфонса Шанявского. Занятия проходили по вечерам, поэтому Есенин легко совмещал их с дневной работой. В это время он служил в типографии Товарищества Ивана Сытина. Сначала работал экспедитором, затем — помощником корректора.

В этот период Есенин увлекся идеями социал-демократической партии. Поэт распространял политические листовки, выступал перед рабочими в заводских районах и агитировал их бороться за свои права. 23 сентября 1913 года Есенин участвовал в общемосковской забастовке против гонений на пролетарскую печать. О происходящем поэт сообщал Панфилову: «Там возле тебя мирно и плавно текут, чередуясь, блаженные дни, а здесь кипит, бурлит и сверлит холодное время, подхватывая на своем течении всякие зародыши правды, стискивает в свои ледяные объятия и несет бог весть куда в далекие края, откуда никто не приходит».

Аресты демонстрантов, полицейские репрессии, гонения на рабочую печать — все это юный поэт остро переживал и отражал в своих стихотворениях. К тому времени у Есенина собралась книга стихов «Радуница». Некоторые сочинения из сборника он отправил в петербургские журналы, но ни одного ответа так и не получил. Зато московские издания стали печатать поэта: детский журнал «Мирок» опубликовал стихотворения «Береза», «Воробышки», «Пороша», «Село», «Пасхальный благовест», а большевистская газета «Путь правды» напечатала стихотворение «Кузнец».

Софья Толстая – последняя жена Есенина

Бениславская привечала всех знакомых Сергея, у неё в гостях регулярно собиралась богема.


Софья Толстая-последняя жена Есенина

В июне 1925 года зашёл писатель Б.Пильняк, его спутницей была Софья Толстая – внучка знаменитого Старца. Когда молодёжь стала расходиться, Сергей пошёл провожать Соню.

Уже через месяц после знакомства они решают пожениться. Роман нашёл отражение в стихотворении «Видно, так заведено навеки…». Зададим в очередной раз вопрос о чувствах. В чувствах Сони сомневаться не приходиться. А Сергея всегда тянуло к славе, в том числе и чужой.

В этот же период он знакомиться с одной из дочек знаменитого певца Ф. Шаляпина – Ириной. И, по воспоминаниям друзей, начинает примерять сочетания «Есенин-Шаляпина» или «Есенин-Толстая»? Выбор останавливается на Толстой. За неполные полгода брака Сергей умудряется разгромить знаменитую усадьбу, побывать в нескольких запоях, полежать в психиатрической клинике.

В декабре 1925 года его найдут повешенным в печально известном «Англетере». Софья всю жизнь будет заниматься научной работой и сохранением памяти о Есенине.

Скитания поэта в столице


Сергей Есенин (слева) с друзьями. 1913. Фотография: cameralabs.org


Сергей Есенин. 1914. Фотография: cameralabs.org


Сергей Есенин. Фотография: cameralabs.org

Вскоре жизнь в Москве стала угнетать Есенина. Город все больше казался поэту литературной провинцией, мимо которой проходила реальная общественная и культурная жизнь страны. В письме Панфилову он сетовал: «Москва — это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга». Так родилось решение переехать в столицу.

В 1915 году Есенин прибыл Петроград. Он сразу отправился к своему авторитету в мире литературы — Александру Блоку. Тот познакомил его с писателем Михаилом Мурашевым и поэтом Сергеем Городецким. Известные петроградские авторы дали юноше рекомендательные записки в редакции журналов, и наконец стихи Есенина появились в столичных изданиях.

Лето 1915 года поэт провел в родной деревне. Здесь он подготовил рукопись сборника «Радуница», написал стихотворения «Белая свитка и алый кушак…», «Разбойник», повесть «Яр», рассказы «Бобыль и Дружок» и «У белой воды». Поэт собирал народные песни, сказки, частушки и загадки — позже они вошли в сборник «Рязанские побаски, канавушки и страдания».

Вернувшись в Петроград Сергей Есенин стал членом объединения крестьянских писателей «Краса». Вместе с его участниками поэт впервые выступил на открытом литературном вечере. По словам Городецкого, это был «первый публичный успех Есенина». Вскоре «Краса» распалась, и Сергей Есенин перешел в литературно-художественное общество «Страда». Несмотря на большой успех, он едва сводил концы с концами: выступления почти ничего не приносили.

Айседора Дункан – мировая знаменитость и шлейф скандалов в жизни Есенина

Айседора родилась в обеспеченной американской семье. Но вскоре отец разорился, и малышка не получила образования (даже школу она бросила в 10 лет). На жизнь она зарабатывала музыкой и танцами, войдя в историю как основоположница босоного исполнения. Необычный подход к искусству и известные мужья и любовники способствовали всемирной известности.

Но к 1921 году финансовое положение Айседоры становится тяжёлым, а стране большевиков хочется казаться цивилизованной в глазах цивилизованного общества. Нарком просвещения А. Луначарский приглашает Дункан для открытия школы танцев.


Айседора Дункан и Сергей Есенин

Судьбоносная встреча произошла в день рождения Сергея в мастерской художника Якулова. Любопытно, что в этом же доме находится «нехорошая квартира» из булгаковского «Мастера и Маргариты»…Была ли это любовь? С её стороны – несомненно. А что Сергей? А его всегда тянуло к известности во всех проявлениях. Ей уже 44, ему сегодня исполнилось 26. Но они вместе вышли из мастерской и отправились в особняк, предоставленный звезде советским правительством.

Айседора намеревается показать Сергею мир, а миру – Сергея. Нужно оформлять документы на поездку, развод с Райх наконец-то завершён. И Есенин вступает в новый брак. В мировое турне он едет уже будучи мужем знаменитости. И только так, а не иначе он воспринимается публикой за рубежом. Сергей поражен и раздавлен, он постоянно напивается, громит отели, попадает то в полицию, то в психбольницу, избивает Айседору.

По возвращении в Москву в лучшую сторону ничего не меняется. Дункан уезжает из СССР, а Сергей возвращается к всегда ждущей его Галине Бениславской. О любви к Айседоре нам остались стихи «Пой же пой…».

Поэзия Сергея Есенина

В 1916 году вышел первый сборник — «Радуница». О Есенине заговорили как о самобытном поэте-лирике, художнике «дивных красок», творце, у которого есть будущее. Сам поэт писал: «Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени стали печатать меня, а осенью появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других».

Вскоре после выхода книги Есенина призвали в армию. Благодаря ходатайству полковника Дмитрия Ломана поэт отправился не на фронт Первой мировой войны, а в Петроградский резерв военных санитаров, оттуда — в Царскосельский лазарет. Своим покровительством Ломан рассчитывал приблизить к себе Есенина и сделать из него придворного поэта. Однако этот расчет не оправдался. Поэт написал ряд свободолюбивых стихотворений: «За темной прядью перелесиц», «Синее небо, цветная дуга…», «Микола».

«Неприятности» настигли Есенина в феврале 1917 года, когда он вновь «отказался написать стихи в честь царя», — вольнолюбивого поэта отправили на фронт в дисциплинарный батальон. Однако попасть на войну он не успел: началась Февральская революция, вслед за которой все решения царского режима были отменены. В этот период Есенин создал цикл поэм «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь» и «Октоих», в которых возник образ революции. Сам поэт признавался, что «первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно».

В марте 1918 года Есенин приехал в Москву. Здесь поэт подготовил к печати сборники стихов «Голубень», «Преображение» и «Сельский часослов», написал теоретический трактат «Ключи Марии» о творчестве и литературе, сочинил поэмы «Инония» и «Иорданская голубица» с библейскими мотивами. Несмотря на то что Сергей Есенин с воодушевлением принял Октябрьскую революцию, он тяжело переживал ломку крестьянского быта. Эти печальные, ностальгические настроения легли в основу поэмы «Сорокоуст».

У Есенина был свой поэтический мир. Он противостоял декадентам, с иронией относился к поэзии И. Северянина, Ф. Сологуба, К. Бальмонта. Весьма показательно, что первые стихи Есенина печатались в детских журналах: это были стихи, отличающиеся детской непосредствен­ностью, в них звучало изумление перед красотой мира природы, который окружал человека с детских лет. В стихах Есенина воспета и песенная «белая береза», и русская снежная зима, которая «поет и аукает стозвоном сосняка», и отливающая перламутром крапива, «поздравляющая» всех с добрым утром.

В конце 1914 года Есенин уходит из типографии и едет в Петербург. Знаменательной была его встреча с Александром Блоком. Блок, прослушав стихи Есенина, записал в дневнике: «Стихи… чистые, свежие, голосистые». Стихи Есенина публикуются во многих столичных журналах, а его имя получает известность. Он близко сходится с популярными тогда поэтами Н. Клюевым, С. Го­родецким. В 1916 году выходит первая книга его стихотво­рений «Радуница». Творчество поэта дооктябрьских лет многогранно и многожанрово. Основное место в нем занимают лирические стихи. Поэт пишет о красоте русской природы, рисует картины деревенского быта. Большое место в ранней поэзии Есенина занимает интимная лирика. Уже в этих стихотворениях Есенин оригинален и неповторим. Его поэзия навевает раздумья, будит чувство грусти, заставляет размышлять о человеческой жизни. Это происходит потому, что произведения поэта отличает глубокий философский подтекст. Его стихи предельно лаконичны. Иногда в одном четверостишии он может создать неповторимую картину природы, соотнести ее с жизнью человека:

Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет.

В большинстве стихотворений поэт присутствует как действующее лицо. Он высказывает свое отношение к жизни природы, слышит песнь соловья, одурманен весной. Иногда его чувства контрастны чувствам живого мира: «плачет иволга», «плачут глухари», а герою «не плачется», у него «на душе светло».

Многие стихотворения связаны с народной поэзией, с обрядовой лирикой и народными песнями:

Под венком лесной ромашки Я строгал, чинил челны. Уронил кольцо милашки В струи пенистой волны.

В таких стихах много взято из поэтического арсенала народной поэзии: «кольцо милашки», «лиходейная разлу­ка», «коварная свекровь», «темна ноченька», «береза-свечка», «девичья красота», «шелковы купыри» и т. д.

С большим сочувствием пишет Сергей Александрович о трагической судьбе крестьянской девушки. Так, в стихотворении «Хороша была Танюша…» рассказывается о гибели девушки, которая не склонила головы перед суженым, объявившим ей о своей женитьбе на другой. В ответ Таня сообщила, что и она выходит за другого. После этого — трагический финал стихотворения:

Не кукушки загрустили — плачет Танина родня, На виске у Тани рана от лихого кистеня. Алым венчиком кровинки запеклися на челе,— Хороша была Танюша, краше не было в селе.

Образно и зримо Сергей Александрович рисует деревенский быт, хату, «где пахнет рыхлыми драченами», «вьется сажа над заслонкою», «квохчут куры беспокойные», а «обедню стройную запевают петухи» («В хате», 1914).

Особое место занимают стихи о животных, о которых Есенин писал с такой любовью, как мало кто из русских поэтов. Трогательно он пишет о корове — кормилице крестьянской семьи, у которой «выпали зубы» и «свиток годов на рогах». Пишет Есенин о собаке, у которой «хозяин хмурый» утопил семерых щенят («Песнь о собаке»).

Есенин выступает художником, сумевшим создать и эпические произведения с широким охватом действитель­ности. В ряде стихотворений поэт рисует картины тяжелой жизни родного края. С чувством сожаления и горькой любви он пишет:

Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошенный, Лес да монастырь.

Здесь и «избы избоченились», и крыши «под соломой-ризою», а «в окна бьют без промаха вороны крылом».

Обращаясь к событиям мировой войны, Есенин пишет, что она тяжким бременем легла на жизнь народа. Рекруты-новобранцы «распевали про любимые да последние деньки», прощаясь с родимым селом, темной рощей и всем близким с детства.

Через раннее творчество Есенина проходит тема любви к Родине, народу, родному рязанскому краю:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

Чтобы лучше понять настоящее и заглянуть в будущее, Есенин обращается к истории. Он пишет «Песнь о Евпатии Коловрате» (1912), о герое земли рязанской, вступившем в единоборство с татарами после разорения Рязани, поэму «Марфа Посадница» (1914), поэму «Ус» (1914) о сподвижнике Степана Разина.

В 1916 году С.А. Есенин был призван в армию. Он служил санитаром в госпитале Царского Села. Поэт отказался писать ура-патриотические стихи о войне, к которым его побуждало начальство. Он больно переживал судьбы народа в войну, и это нашло отражение в поэме «Русь» (1914). Особенно его беспокоила и волновала участь крестьянина, безысходность положения которого он отразил во многих произведениях дооктябрьского периода.

В раннем творчестве Сергея Есенина отчетливо выразились традиции русской классической поэзии и народного творчества. В отличие от модернистской литературы его поэзия отличалась глубоким гуманизмом и про­никновенным лиризмом. Полноту человеческих чувств поэт воплощал в ярких, конкретных реалистических образах. Для него был характерен обостренный интерес к красоте родной природы, «ко всему живому на земле».

Читаемое в разделе:

  • Тема Родины в лирике Есенина
  • Лирика Есенина как восприятие действительности
  • Художественное своеобразие лирики Есенина
  • Анализ стихотворения С.А. Есенина «Русь советская»

Новые материалы раздела:

  • Художественное своеобразие лирики Есенина
  • Анализ стихотворения С.А. Есенина «Русь советская»
  • Тема Родины в лирике Есенина
  • Лирика Есенина как восприятие действительности

Поэт в «передовой линии имажинизма»


Сергей Есенин (слева) и поэт Сергей Городецкий. 1915. Фотография: cameralabs.org


Сергей Есенин (справа) и поэт Леонид Каннегисер. 1915. Фотография: cameralabs.org


Сергей Есенин (справа) и поэт Николай Клюев. 1916. Фотография: cameralabs.org

На одном из поэтических вечеров 1918 года Сергей Есенин вместе с Анатолием Мариенгофом, Вадимом Шершеневичем и Рюриком Ивневым решили создать новую школу поэзии — имажинизм. Главной идеей этого литературного направления стала независимость образа (по-латински imago) от действительности. В 1919 году поэты опубликовали декларацию имажинизма. Основной пункт программы они описывали так: «Образ как самоцель. Слово требует освобождения от идеи. Поедание образом смысла — вот путь развития поэтического слова».

Идеи имажинистов звучали провокационно, но не свежо: декаденты пропагандировали освобождение поэзии от смысла еще до революции. Есенин быстро убедился в несостоятельности новой программы, а основные ее положения позже раскритиковал в статье «Быт и искусство».

Однако порвать отношения с имажинистами Есенину сразу не удалось — он слишком привык к постоянным совместным кутежам. Разгульный образ жизни отразился на творчестве поэта: он создал цикл стихотворений «Москва кабацкая». Из лирики исчезла жизнерадостность и деревенские зарисовки, на смену пришли мрачные пейзажи ночного города, где бродит потерянный лирический герой.

Повседневный быт угнетал поэта: «Живу я как-то по-бивуачному, — жаловался он в одном из писем, — без приюта и без пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники. Им, видите ли, приятно выпить со мной! Я не знаю даже, как и отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко».

Выход из этого положения Есенин нашел в творчестве. Поэт работал над драматической поэмой «Пугачев» и решил отправиться в путешествие по местам пугачевского движения. В 1921 году Есенин уехал из Москвы в Среднюю Азию и Поволжье. В поездке поэт закончил поэму и смог отвлечься. Новое произведение публика приняла радушно. Максим Горький писал: «Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью», а режиссер Всеволод Мейерхольд планировал поставить поэму в театре РСФСР-1.

Весной 1922 года Сергей Есенин уехал за границу. Он побывал в Германии, Бельгии, Франции, Италии, Америке. Впечатления поэта от зарубежной поездки были противоречивыми. В своих письмах он отмечал внешнюю красоту — «после нашей разрухи здесь все прибрано и выглажено под утюг». Но в то же время он не чувствовал в этом духовности: «Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину». В путешествии Есенин продолжал работать. Он начал писать драматическую поэму «Страна негодяев», сделал наброски поэмы «Чёрный человек».

Таинственная смерть поэта

Гибель Есенина овеяна множеством слухов. Официально его смерть считается самоубийством, на которое поэта толкнули нападки бывших друзей и очередной несчастливый брак. Но сторонники теории заговоров уверенно говорят об убийстве неугодного советским властям и обладавшего особым талантом человека. Существует несколько версий, из которых наиболее популярны следующие:

  • На лбу Есенина была найдена небольшая вмятина, якобы представлявшая собой след от удара рукояткой оружия по лбу. Однако результаты экспертизы не подтверждают наличия серьезных травм на теле. Отметина же на лбу легко объясняется тем, что лицо поэта длительное время соприкасалось с трубой после повешения.
  • Некоторые исследователи считают, что высота потолка в номере Есенина не позволила бы ему повеситься самостоятельно. Но специально проведенная реконструкция комнаты по сохранившимся данным о размере номеров доказала, что высота потолка в помещении была не более 3,5 м. Так что поэт, рост которого составлял 168 см, вполне мог покончить с собой, используя тумбу высотой около 150 см (она и была найдена рядом с телом).
  • Иногда можно услышать мнение, что Есенину сначала перерезали вены, приведя в полуобморочное состояние, а затем имитировали самоубийство. Однако в номере и на самом трупе не нашли ни малейших следов крови или настолько глубоких порезов.

Последнее стихотворение поэта, написанное кровью

За день до смерти Есенина в гостинице навестил Вольф Эрлих – ленинградский поэт и один из его самых любимых в последние годы друзей. Сергей пожаловался ему на отсутствие в номере чернил и подарил на память стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…», написанное на обрывке бумаги кровью. Эрлих хотел прочесть его сразу, но Есенин остановил его, сказав, что это не к спеху. Только после самоубийства стихотворение стало достоянием гласности: друг поэта передал его следователю.

Графологическая экспертиза подтвердила, что произведение написано самим Есениным. Неровные строки, прыгающие то вверх, то вниз, свидетельствуют о глубокой подавленности его автора. Стихотворение считается последним прощанием гениального лирика с миром, так разочаровавшим его. В нем нет ни боли, ни отчаяния, лишь практически христианское смирение, тихая грусть и надежда на встречу в будущей жизни.

Личная жизнь Сергея Есенина

С Анной Изрядновой Сергей Есенин познакомился в 1913 году в типографии Сытина. Вместе они не только работали, но учились в университете Шанявского. Вскоре у них завязался роман. Изряднова вспоминала: «Ко мне очень привязался, читал стихи. Требователен был ужасно, не велел даже с женщинами разговаривать — «они нехорошие». Настроение было у него упадочное — он поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец журит… Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить».

Через несколько месяцев после знакомства Есенин и Изряднова начали жить вместе. Есенин почти сразу разочаровался в семейной жизни: свое предназначение он видел в литературе и поэтическом успехе. Изряднова чувствовала себя помехой: «Есенину пришлось много канителиться со мной (жили мы только вдвоем)». В 1915 году у них родился сын Юрий, а Есенин оставил Анну.

Первой официальной женой Есенина стала Зинаида Райх. Они познакомились весной 1917 года. К тому моменту Есенин уже был известным поэтом, а она работала секретарем-машинисткой в газете «Дело народа». Есенины жили в Орле, затем переехали в Петроград, оттуда в 1918 году — в Москву. Семейная жизнь вновь не ладилась, и поэт ушел от Райх. Официально они развелись только в 1921 году. В браке у Есениных родилось двое детей — дочь Татьяна и сын Константин.


Сергей Есенин с женой Айседорой Дункан. Фотография: cameralabs.org


Сергей Есенин с женой Айседорой Дункан. Фотография: cameralabs.org


Сергей Есенин с женой Айседорой Дункан. Фотография: cameralabs.org

Осенью 1921 года Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан. Американская танцовщица приехала в страну на гастроли. Чувства между поэтом и артисткой вспыхнули практически сразу. «Это была глубокая взаимная любовь», — писал Сергей Городецкий. «Конечно, — добавлял он, — Есенин был влюблен столько же в Дункан, сколько в ее славу, но влюблен был не меньше, чем вообще мог влюбляться».

В 1922 году Сергей Есенин и Айседора Дункан поженились. Литератор решил сопровождать свою жену на гастролях в Западной Европе и США. Сам он планировал за границей вести творческую пропаганду родины. Друзьям поэт заявлял: «Я еду на Запад для того, чтобы показать Западу, что такое русский поэт». Властям обещал наладить в Берлине издательство книг русских поэтов, а в Америке — урегулировать отношения между советским государством и Штатами.

В Советский Союз пара возвратилась в 1923 году, и вскоре супруги расстались. Есенина и Дункан многое разделяло: разница в возрасте (танцовщица была старше поэта на 17 лет), языковой барьер, разница в мировоззрении. Общий товарищ Сергей Коненков писал: «Дункан была яркая, необычная фигура. Она много дала Есенину, но еще больше забрала у него нравственных и душевных сил».

Сергея Есенина «всегда тяготила семейная неустроенность, отсутствие своего угла», — писала сестра поэта Александра. Это ощущение не оставило литератора и с новыми отношениями. В 1925 году Есенин познакомился с Софьей Толстой, внучкой Льва Толстого. Через несколько месяцев они поженились. Но и этот брак не осчастливил Есенина: «Все, на что я надеялся, о чем мечтал, идет прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеится, хочу бежать». С Софьей Толстой поэт развелся через полгода совместной жизни.

Любовь Есенина под прицелом НКВД

Отношения Есенина с женщинами не были последовательны: нельзя выстроить хронологию связей, одновременно он был близок сразу с несколькими. Встреча с Галиной Бениславской произошла в ноябре 1920 года. В тот день был поэтический вечер, названный «Судом над имажинистами». Галя заслушалась стихами златовласого юноши и влюбилась – на всю жизнь.

Непростая биография, активное участие в политике, неоднократная угроза расстрела наложили отпечаток на характер девушки и впоследствии приводили к нервным расстройствам. Их отношения были очень сложными. Галя стала ангелом-хранителем для Есенина. Она терпела его связи с другими женщинами, взяла на себя все дела, связанные с литературной деятельностью поэта, заботилась о его сёстрах, приехавших из Константиново, поселив их у себя в комнате, отваживала собутыльников. Список можно продолжать.

Любил ли её Есенин? Трудно сказать. Но уважал и ценил. Гале посвящены строки из «Дай, Джим, на счастье…»:

Ты за меня лизни ей нежно руку

За то, в чём был и не был виноват.

Но, самое главное, она регулярно вытаскивала Сергея из очень серьёзных передряг, не сопоставимых по значимости с пьяными гулянками. За несколько лет на поэта было заведено 13 (!!!) уголовных дел. Удивительно, но они так ничем и не закончились, и это в период «красного террора», когда один за другим гибли в застенках друзья поэта.

Может быть, дело в том, что Галина была сотрудницей НКВД (ранее ЧК, ГПУ, ОГПУ) и прикрывала любимого, как могла? Есть версия, что она регулярно доносила на поэта с тем условием, что его не тронут. Но разве большевиков остановили бы какие-то «условия»? Скорее всего, это домыслы. А фактом является то, что она не смогла пережить гибели Сергея и застрелилась на его могиле в годовщину смерти.

Болезнь и смерть Сергея Есенина

На родину поэт вернулся только через год. Он распрощался со всеми литературными направлениями, к которым себя когда-то причислял, и заявил: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт». Он решил стать «певцом новой жизни» и написал историко-революционную поэму «Песнь о великом походе», героическую повесть «Поэма о 36», стихотворение о революции «Воспоминание».

В сентябре 1924 года Есенин отправился в закавказские республики. За полгода своего путешествия он выпустил две книги стихов — «Русь Советскую» и «Страну Советскую», написал «Балладу о двадцати шести», стихотворения «Письмо к женщине», «Мой путь», в «Капитан земли», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Цветы», «Памяти Брюсова», начал поэму «Анна Снегина» и цикл стихов «Персидские мотивы».

Иногда поэт приезжал в родную деревню. Здесь он создал стихотворения «Возвращение на родину», «Отговорила роща золотая…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Видно, так заведено навеки…». Деревенские впечатления позже легли в основу других произведений поэта: «Этой грусти теперь не рассыпать…», «Не вернусь я в отчий дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело…».

К середине 1925 года на смену плодотворному творческому периоду Есенина пришла полоса душевного кризиса. Пессимистические настроения и расшатанные нервы осложнялись физическим недомоганием. Врачи настояли, чтобы поэт прошел курс лечения в психоневрологической клинике.

В больнице Есенин продолжал работать. Здесь он написал «Не гляди на меня с упреком…», «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Может, поздно, может, слишком рано…», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…», которые вошли в цикл «Стихи о которой…». Так и не долечившись в клинике, литератор решил резко порвать с прошлым и уехал в Ленинград. Однако обрести покой писателю не удалось: его постоянно посещали старые знакомые. 28 декабря 1925 года, ослабленный болезнью и депрессивными мыслями, поэт покончил с собой. Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве.

Зинаида Райх – главная любовь поэта?

И вот Есенин в революционном Петрограде. Это не первый визит поэта в столицу. И хотя ещё никто в полной мере не осознаёт последствий февральского переворота, и Сергей вроде как далёк от политики, крестьянская смекалка подсказывает не афишировать покровительство полковника Д. Ломана – доверенного лица последней императрицы – во время очень спорной службы поэта в армии.

История взаимоотношения с царской семьёй – особая страница в биографии поэта.


Зинаида Райх

Лето 1917 года – смутное время, большевики ещё не успели прийти к власти, в стране ещё наблюдается многопартийность. Сергей начинает печатать стихи в эсеровской газете «Дело народа».

Секретарём работает красавица Зинаида Райх. Есенин вместе со своим приятелем Алексеем Ганиным – частый гость редакции и библиотеки при ней. Он оказывает знаки внимания симпатичной библиотекарше – Мине Свирской, а Алексей планирует жениться на Зине.

Ганин предложил всей компанией съездить на свою родину -в Вологодскую губернию. Но Мина не смогла поехать, а в дороге случилось неожиданное: Есенин признался Райх в любви и предложил обвенчаться, что они и сделали в маленькой древней церкви возле Соловков.

Эту семейную жизнь сотрясали скандалы, расставания, взаимные обвинения, драки. Есенин уже начал обретать популярность, у него появились поклонницы, он стал выпивать. Что же было причиной? Сергей не смог смириться с тем фактом, что он был не первым мужчиной Райх (хотя она утверждала обратное). Через год родилась дочь Татьяна, но это не принесло мира в семью. В отчаянии Зинаида решается родить ещё одного ребёнка. Но Есенин и вовсе не признаёт его по причине того, что сын Костя родился тёмненьким, а не блондином. Вскоре Сергей попросил развод, его просьба была удовлетворена в октябре 1921 года.

После развода Зинаида решила стать актрисой, поступив в театральную мастерскую. Преподавал там знаменитый режиссёр Мейерхольд. Он влюбился в Райх, расстался с женой, усыновил детей Есенина, даже спросил его разрешения на брак!

Зина расцветает, становится очень известной актрисой, исполняя все ведущие роли театра. Сергей осознаёт, кого он потерял. Он начинает требовать встреч с детьми, Райх тайком от мужа бегает к нему на свидания. Всю трагедию своей любви и любовного треугольника Есенин опишет позже в стихотворении «Письмо к женщине». Периодические встречи продолжались почти до самой смерти поэта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]