«Бригадир» — краткое содержание комедии Д.И. Фонвизина


Жанр и литературное направление

«Бригадир» — традиционная для 18 века интермедия-фарс. Каждая отдельная сюжетная линия как будто отступление от слабо прорисованной основной (любовь Добролюбова и Софьи). Комичность каждой сюжетной ситуации становится самоцелью. Объединить отдельные интермедийные отрывки в один сюжет – целое искусство. «Бригадир» — классицистическая комедия. Каждый персонаж – это типичный характер, прописанный одним-двумя штрихами. В «Бригадире» есть черты комедии положений: комичны ситуации, в которые попадают герои. Это либо нарушение интимности объяснения любовников, либо мнимое (советница) или реальное (бригадирша) непонимание любовных ухаживаний или заигрываний.

Как и положено в классицистической комедии, действие в «Бригадире» статично, а персонажи схематичны.

По содержанию комедия Фонвизина просветительская. Устами положительного героя Добролюбова автор доводит до зрителя мысль, что положительные и отрицательные качества человека зависят от воспитания.

Жанр

Произведение Фонвизина полностью соответствует всем стандартам классицизма: Статичность во времени. Комедия проходит в течение суток, роль времени не влияет на ход событий. Отсутствие подробных характеристик персонажей. Все задействованные лица – лишь роли под масками, прописанными автором.

Обособленные друг от друга части сливаются в единую композицию, дополняя друг друга. Любовные линии произведения переплетаются между собой, выливаясь в глобальную проблему пороков и безнравственности. Жанровым подразделом пьесы можно назвать интермедия фарс комедию. Интермедия – это небольшая сценическая постановка. «Бригадир» составлен из 5 действий, в каждом из которых по несколько явлений. Комические ситуации поставлены во главу каждого явления, а пороки героев основывают целые действия.

Тема и проблематика, сюжет и композиция

Тема комедии связана с сатирическим осмеянием нравственных пороков общества. Проблематика позволяет рассуждать о том, откуда эти пороки берутся, почему отрицательные персонажи таковы. Комедия не случайно называется «Бригадир», хотя бригадир – не главный персонаж. Но на нём, как на представителе старшего поколения, ответственность за то, почему порочен его сын. Бригадир и сам в какой-то момент понимает, что был слишком мягок с сыном, позволил жене его избаловать и не отдал в военную службу. Он всё время грозится побить Ивана, да уже поздно.

Другая проблема связана с взяточничеством чиновников. К моменту написания пьесы вышел указ о борьбе с мздоимством. Привыкший брать взятки советник не видел смысла в дальнейшей службе и вышел в отставку, чтобы жить в нажитой взятками деревеньке.

Ещё одна проблема — в пристрастии молодёжи ко всему иностранному. Иван вворачивает отдельные французские слова и признаётся советнице, что его учил кучер-француз. Советница тоже лопочет по-французски, но презирает своих учителей. Фонвизин высмеивает такую «образованность». Для него идеал просвещённых дворян – Софья и Добролюбов. Они умны, скромны, образованны и любят отечество, уважают родителей и родной язык.

В «Бригадире» 5 действий. Их объединяет женитьба Ивана и Софьи. Но на деле сюжет распадается на отдельные эпизоды, каждый из которых связан с порочной любовной парой. При этом добродетельных влюблённых Добролюбова и Софью нельзя считать главными героями, они играют слишком незначительную роль, не связывают все сюжетные линии воедино. Сюжетные линии соединяются в конце, когда открываются любовные интриги героев.

Герои комедии «Бригадир»: характеристика

Иванушка — щеголь. Он глуп и невежествен. Воспитание Иванушка получил в пансионе, который содержал французский кучер. Иванушка истово преклоняется перед всем французским. Он побывал в Париже и считает себя истинно просвещенным человеком. Одновременно с этим он полагает, что родиться в России — глубокое несчастье для дворянина. Иванушка мнит себя в душе французом: «Тело мое родилось в России, это правда, однако дух мой принадлежит короне французской». Он презирает все родное, отечественное.

Советница — щеголиха, модница, любительница «свободной» жизни и светских развлечений. Она так же, как и Иванушка, обожает все французское и глубоко ненавидит русскую жизнь и ее обычаи. Советница скучает в деревенской глуши, где не с кем «амуриться». Соседи, по ее представлению, все сплошь «неучи» и «скоты», поэтому и сидят по домам со своими женами. Советница тоскует по «интрижке», часами просиживая за туалетом. Появление родственной души — Иванушки — воспринимается ею как подарок судьбы, и рядом с новоявленным «французом» совместная жизнь с советником кажется ей особенно убогой и скудной.

Бригадир — тип бравого служаки. Он груб и необразован, крутой нравом и резок на язык. Будучи «военным человеком», он свою лошадь любит больше, чем жену. Все его представления о науке сводятся к совету «читать Артикул и устав военный; не худо бы прочесть инструкцию межевую молодому человеку».

Бригадирша смертельно боится своего супруга-повелителя. Это простая, забитая и невежественная женщина, жадная до денег и в мыслях своих и делах не выходящая за пределы домашних забот. В то же время бригадирша, в отличие от советницы (да и от других персонажей) не испытывает греховных побуждений к кому-либо, сохраняя верность своему мужу. Будучи не только жалким, но и несчастным человеком, она вызывает сострадание к себе.

Источник: Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. — Воронеж: «Родная речь», 1995

Герои и образы

Положительные герои Софья и Добролюбов не прописаны подробно. Они связывают все сюжетные линии и произносят просветительские идеи автора о пользе воспитания. Софья — послушная дочь и не идёт против воли отца, хотя и объясняет своё нежелание вступать в брак, так что советнику становится даже совестно её принуждать. Но у советника свои интересы: он хочет больше общаться с матерью Ивана бригадиршей, в которую влюблён.

Отрицательные персонажи составляют любовные пары и треугольники. Комизм в том, что бригадирша, удивительно похожая на дубинноголовую Коробочку из «Мёртвых душ» Гоголя, даже не понимает, что советник её вожделеет. Советница и Иван в треугольнике советница – Иван – бригадир будто созданы друг для друга. Они обладают одинаковыми пороками: склонны к праздности и развлечениям, презирают всё российское и восхищаются французским. При этом они так же невежественны, как и бригадир с бригадиршей, которые грамоты не знают и считают её ненужной. Рачительная бригадирша жалеет денег на учебник по грамматике, так что супруги не учат грамоте и сына, а советница изорвала грамматику на папильотки. Порок советника – лицемерие, показная набожность и мздоимство. Бригадир бьёт свою жену, относится к ней хуже, чем к лошади. Он третий лишний в любовном треугольнике, советница делает вид, что не понимает его намёков, а сын готов вызвать его на дуэль.

Бригадирша даже вызывает сочувствие. По замыслу Фонвизина, она очень глупа, но она единственная не старается казаться умнее, чем есть. Советник, напротив, считает её женщиной умной и расчетливой, каковой она и является в хозяйственных вопросах.

Темы разговоров отрицательных героев так же ограничены, как и они сами. Бригадир обсуждает военные дела, советник говорит о судах, Иван – о Франции, советница – о нарядах, а бригадирша – о хозяйстве.

Сюжет комедии «Бригадир» (краткое содержание)

Сюжет комедии прост. Дочь советника Софья любит бедного дворянина Добролюбова, но отец намерен выдать ее замуж за сына отставного бригадира (генеральский чин) Иванушку. Комизм «Бригадира» проистекает от обилия и неожиданности любовных коллизий. Иванушка не любит Софью, зато буквально пылает страстью к жене советника. Советница отвечает ему взаимностью. Советник, в свою очередь, испытывает нежные чувства к бригадирше, которая, впрочем, к нему совершенно равнодушна. Бригадир увлечен советницей, являясь, таким образом, соперником своего сына. В финале пьесы все эти сложности и достаточно искусственные отношения разрешаются благополучно, потому что Добролюбов выигрывает судебный процесс и становится богатым. Теперь он может жениться на Софье, а все остальные герои уходят со сцены посрамленными.

Художественное своеобразие

Новаторство комедии состояло в том, что действие перенесено в обычный помещичий дом. Зрители чувствовали себя участниками пьесы. Комедия изобилует бытовыми подробностями, приметами времени. Герои даже играют в карты и пьют чай.

Заслуживает внимания речь персонажей. Бригадир всех сравнивает с животными, груб, постоянно бранится. Не отстаёт от него и советник. Его речь полна церковнославянизмов и божбы. Этот факт приводит к комичной ситуации, когда он намекает о своей любви бригадирше, проводя церковные аналогии и употребляя старославянские слова. Его набожность внешняя, ханжеская, как и образованность Ивана и советницы, говорящих по-французски. Бригадирша и бригадир всё время просят Ивана говорить по-русски.

Комедия наполнена остроумными шутками, многие из них понятны и современникам.

История создания

Некоторое время Денис Иванович жил во Франции, чтобы переложить их положительные черты на устав России и искоренить аморальные принципы. Фонвизин остроумен и рассудителен. Он понимал, что сколько бы указов против коррупции не выходило, чиновники всегда смогут найти путь ко взяточничеству и лихоимству. Тем не менее, за несколько лет до выхода пьесы, в 1762 вышел указ об удержании чиновников от коррупции. Тема жадных коррупционеров стала актуальной в России. Фонвизин же, глядя наперед, предсказал эту проблему в дальнейшем будущем. Поэтому темы и идеи его произведений понятны нашим современникам.

Пьеса «Бригадир» оказалась важной для социального статуса Фонвизина. Еще до того, как ее представили на сцене, писатель зачитывал строки перед публикой, в том числе и перед императрицей, Екатериной II. Таким образом он заслужил высокую государственную должность, лишь вызвав интерес у правящей династии.

Анализ комедии «Бригадир» Д.И. Фонвизина

В 1769 году вышла первая комедия писателя «Бригадир». Создание произведения совпало с большими событиями, которые происходили в общественной жизни. Полным ходом осуществлялась подготовка к открытию и работе Комиссии по составлению нового государственного законопроекта — уложения, затрагивающегося все дворянство. Возможно, не случайно в комедии главными героями стали именно дворяне, более того, большинство из них являлось персонажами отрицательными. Через почти водевильную форму, где все такие герои заигрывают друг с другом, кроме Бригадирши, вдруг проявляются довольно непривлекательные качества «хозяев жизни». В комедии под большое сомнение ставятся заслуги дворянства перед отчизной, тогда как в ярких красках показан произвол «благородного сословия» по отношению к крепостным крестьянам. Клеймо позора здесь падает не на отъявленных разбойников или преступников, а на, казалось бы, благопристойных граждан: дворянина в чине военного, чиновника и дворянина, увлекающегося всякой французской ерундой.

“Бригадир”, анализ пьесы Фонвизина

История создания

Комедия Фонвизина “Бригадир” написана в 1869 г., издана впервые в 1883 или 1886 году. Поставлена комедия была в 1880 г. По легенде, князь Потемкин именно о ней сказал: “Умри, Денис, лучше не напишешь”. По другой версии, речь шла о “Недоросле”.

Жанр и литературное направление

“Бригадир” – традиционная для 18 века интермедия-фарс. Каждая отдельная сюжетная линия как будто отступление от слабо прорисованной основной (любовь Добролюбова и Софьи). Комичность каждой сюжетной ситуации становится самоцелью. Объединить отдельные интермедийные отрывки в один сюжет – целое искусство. “Бригадир” – классицистическая комедия.

Каждый персонаж – это типичный характер, прописанный одним-двумя штрихами. В “Бригадире” есть черты комедии положений: комичны ситуации, в которые попадают герои. Это либо нарушение интимности объяснения любовников, либо мнимое (советница) или реальное (бригадирша) непонимание любовных ухаживаний или заигрываний.

Как и положено в классицистической комедии, действие в “Бригадире” статично, а персонажи схематичны.

По содержанию комедия Фонвизина просветительская. Устами положительного героя Добролюбова автор доводит до зрителя мысль, что положительные и отрицательные качества человека зависят от воспитания.

Тема и проблематика, сюжет и композиция

Тема комедии связана с сатирическим осмеянием нравственных пороков общества. Проблематика позволяет рассуждать о том, откуда эти пороки берутся, почему отрицательные персонажи таковы. Комедия не случайно называется “Бригадир”, хотя бригадир – не главный персонаж. Но на нем, как на представителе старшего поколения, ответственность за то, почему порочен его сын. Бригадир и сам в какой-то момент понимает, что был слишком мягок с сыном, позволил жене его избаловать и не отдал в военную службу.

Он все время грозится побить Ивана, да уже поздно.

Другая проблема связана с взяточничеством чиновников. К моменту написания пьесы вышел указ о борьбе с мздоимством. Привыкший брать взятки советник не видел смысла в дальнейшей службе и вышел в отставку, чтобы жить в нажитой взятками деревеньке.

Еще одна проблема – в пристрастии молодежи ко всему иностранному. Иван вворачивает отдельные французские слова и признается советнице, что его учил кучер-француз. Советница тоже лопочет по-французски, но презирает своих учителей. Фонвизин высмеивает такую “образованность”. Для него идеал просвещенных дворян – Софья и Добролюбов.

Они умны, скромны, образованны и любят отечество, уважают родителей и родной язык.

В “Бригадире” 5 действий. Их объединяет женитьба Ивана и Софьи. Но на деле сюжет распадается на отдельные эпизоды, каждый из которых связан с порочной любовной парой.

При этом добродетельных влюбленных Добролюбова и Софью нельзя считать главными героями, они играют слишком незначительную роль, не связывают все сюжетные линии воедино. Сюжетные линии соединяются в конце, когда открываются любовные интриги героев.

Герои и образы

Положительные герои Софья и Добролюбов не прописаны подробно. Они связывают все сюжетные линии и произносят просветительские идеи автора о пользе воспитания. Софья – послушная дочь и не идет против воли отца, хотя и объясняет свое нежелание вступать в брак, так что советнику становится даже совестно ее принуждать.

Но у советника свои интересы: он хочет больше общаться с матерью Ивана бригадиршей, в которую влюблен.

Отрицательные персонажи составляют любовные пары и треугольники. Комизм в том, что бригадирша, удивительно похожая на дубинноголовую Коробочку из “Мертвых душ” Гоголя, даже не понимает, что советник ее вожделеет. Советница и Иван в треугольнике советница – Иван – бригадир будто созданы друг для друга. Они обладают одинаковыми пороками: склонны к праздности и развлечениям, презирают все российское и восхищаются французским.

При этом они так же невежественны, как и бригадир с бригадиршей, которые грамоты не знают и считают ее ненужной. Рачительная бригадирша жалеет денег на учебник по грамматике, так что супруги не учат грамоте и сына, а советница изорвала грамматику на папильотки. Порок советника – лицемерие, показная набожность и мздоимство. Бригадир бьет свою жену, относится к ней хуже, чем к лошади.

Он третий лишний в любовном треугольнике, советница делает вид, что не понимает его намеков, а сын готов вызвать его на дуэль.

Бригадирша даже вызывает сочувствие. По замыслу Фонвизина, она очень глупа, но она единственная не старается казаться умнее, чем есть. Советник, напротив, считает ее женщиной умной и расчетливой, каковой она и является в хозяйственных вопросах.

Темы разговоров отрицательных героев так же ограничены, как и они сами. Бригадир обсуждает военные дела, советник говорит о судах, Иван – о Франции, советница – о нарядах, а бригадирша – о хозяйстве.

Конфликт

Конфликт в классицистической комедии всегда внешний. Герои – это носители определенных черт характера, положительных или отрицательных. В противостоянии порока и добродетели порок осмеян, а добродетель торжествует.

Добролюбов выигрывает тяжбу, несмотря на мздоимство судей, потому что обращается в высшие инстанции. Он становится состоятельным, и советник не препятствует больше его браку с дочерью.

Художественное своеобразие

Новаторство комедии состояло в том, что действие перенесено в обычный помещичий дом. Зрители чувствовали себя участниками пьесы. Комедия изобилует бытовыми подробностями, приметами времени.

Герои даже играют в карты и пьют чай.

Заслуживает внимания речь персонажей. Бригадир всех сравнивает с животными, груб, постоянно бранится. Не отстает от него и советник. Его речь полна церковнославянизмов и божбы.

Этот факт приводит к комичной ситуации, когда он намекает о своей любви бригадирше, проводя церковные аналогии и употребляя старославянские слова. Его набожность внешняя, ханжеская, как и образованность Ивана и советницы, говорящих по-французски. Бригадирша и бригадир все время просят Ивана говорить по-русски.

Комедия наполнена остроумными шутками, многие из них понятны и современникам.

Главные герои

Игнатий Андреевич (Бригадир) – офицер в звании бригадира, грубый и необразованный человек. Привык думать «не дальше» воинского устава; постоянно употребляет в речи военные термины. Влюблен в Советницу.

Акулина Тимофеевна (Бригадирша) – жена Игнатия Андреевича, наивная и простодушная женщина, трепещущая перед мужем. Все жизненные интересы Бригадирши сводятся к экономному ведению хозяйства.

Советник – чиновник, вышедший в отставку после ужесточения законов против взяточничества. Советник не видит ничего плохого в обмане и воровстве и даже разработал целую теорию на этот счет. Любит Акулину Тимофеевну.

Авдотья Потапьевна (Советница) – супруга Советника, очень глупая и легкомысленная женщина, преклоняющаяся перед всем «французским». Заводит любовный роман с сыном Игнатия Андреевича.

Иванушка – 25-летний сын Игнатия Андреевича, молодой щеголь, франт со смешными и претенциозными манерами. Совершив путешествие в Париж, Иванушка считает себя почти что французом. Очень часто употребляет в речи французские слова и выражения.

Софья – дочь Советника, молодая умная девушка, влюбленная в Боголюбова.

Боголюбов – благородный молодой человек, мечтающий о браке с Софьей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: