Итоговое сочинение: Зачем человеку заглядывать в будущее?


Экология – наука об охране окружающей среды, наука о среде обитания человека, животных и растений, о закономерностях развития живой природы во взаимодействии с человеческой деятельностью. В переводе с греческого «экология» – это наука о доме, в котором живёт человечество, наука о строении и развитии планеты Земля как колыбели жизни во Вселенной.

Экология ведёт борьбу за чистоту окружающей среды, за выживание человечества. Наше здоровье зависит от того, каким воздухом мы дышим, какую воду пьём, какие продукты употребляем в пищу. Экологических проблем у нас очень много. Природа находится в таком ужасном состоянии, что если мы самым решительным образом не повернёмся лицом к экологии, то нам не избежать экологической катастрофы. Жизненно необходимо, чтобы эту опасность осознали все…

Сейчас до предела загрязнены наши большие реки (Дон, Волга, Днепр, Обь и другие) промышленными стоками и отходами от интенсивного насыщения земель минеральными удобрениями. Гигантские водохранилища способствуют развитию застойных явлений в некогда быстрых реках, теряющих способность к самоочищению, болеет и гибнет рыба. До предела загрязнены Ладога и весь Санкт-Петербургский регион. Дамба, снизив самоочищаемость Финского залива и Невы, превратив их в стоячие резервуары, скоро лишит наш город питьевой воды и станет причиной непредсказуемых инфекций. Около трёх четвертей детей страдают заболеваниями крови, сердечно-сосудистой системы, аллергиями, нервно-психическими расстройствами. Что же будет со следующими поколениями, нашим будущим?

Катастрофическим для жизни на планете становится и исчезновение лесного покрова. Мы берём у природы значительно больше древесины, чем её успевает возобновляться. Уменьшение площади лесов резко изменяет климат, способствует росту пустынь, приводит к полному вымиранию многих видов растений и животных, ухудшает условия существования самого человека. Земля тоже часто выходит из строя, то есть продукты, выращенные на почве, отравленной кадмием, ртутью, свинцом, тяжёлыми металлами, также ядовиты.

Большой вред для окружающей среды и нашего здоровья наносят промышленные предприятия, биохимзаводы. Смог – это бич больших промышленных городов. Слово «смог» произошло от комбинации английских «смоук» – дым и «фог» – туман. В виде жёлто-серой пелены, состоящей из дыма, тумана и пыли, он нависает и над нашим городом, Санкт-Петербургом. В воздухе висит «шапка» – это и автомобильные выхлопные газы, и продукты сгорания литейного производства, выбрасываемые в воздух через трубы, и газовые отходы бесчисленных котельных и теплоэлектростанций. В результате образуются вещества, вызывающие заболевания органов дыхания. Ядовитые соединения смога останавливают в растениях работу хлорофилла. Именно поэтому деревья в крупных городах кажутся как бы поблекшими, желтоватыми. Они просто больны. Страдают и сельскохозяйственные посевы близ городов. Отравленные смогом, они не вызревают. В атмосфере начались изменения, ведущие к потеплению климату, появления опасных для существования всего живого на поверхности планеты.

Сейчас в каждой стране созданы общественные группы по защите окружающей среды. По мнению учёных, в нашей стране уже нет экологически чистого уголка. Одна только Чернобыльская катастрофа обошлась стране очень дорого, она унесла жизни многих людей.

Сегодня каждый человек просто обязан заботится о сохранении природы на Земле, так как речь идёт о сохранении жизни и человеческой цивилизации. Мне кажется, любовь к природе так же естественна для человека, как естественно чувство любви к матери. Природа – источник красоты. А разве человек не стремится к прекрасному? Я люблю природу, без сомнений…

Вариант 1

Люди живут в настоящем, но помнят о прошлом и мечтают о будущем. Представления о том, что будет через несколько лет или даже веков способствуют развитию человечества. Ученые стремятся к новым изобретениям, приближая будущее. Строители, создавая дома, думают, кто в них будет жить. Актуален вопрос, как отразятся действия людей на будущем планеты. Люди предполагают, какой след они оставят в жизни, как о них будут вспоминать. Таким образом, взгляд в будущее заставляет людей задуматься о своей жизни, установить связь с потомками. Писатели рисуют картины будущего в фантастических произведениях, которыми в своем сочинении я воспользуюсь в качестве доказательств.

Знаменитый французский мечтатель Ж. Верн был великим провидцем. Его произведения в свое время были похожи на машину времени. Он рассказывал о подводных лодках и авиации, о звуковом кино и путешествиях на Луну. Героем его произведений стал человек, целью жизни которого было научное познание. В романе «Таинственный остров» мы встречаемся с образованнейшим человеком капитаном Немо. На пустынном острове он по чертежам собрал подводную лодку «Наутилус», которая могла развивать большую скорость. В скафандре он выходил на прогулки по морскому дну. Он изобрел технологии, которые позволяли ему автономно существовать в подводной лодке. Все, что было необходимо для жизни, Немо получал в океане, в том числе ткань для одежды и пищу. Он ушел от мира и посвятил свою жизнь изучению морских глубин. Верн писал об этом в то время, когда подводные лодки были большой редкостью. С произведений Верна началась научная фантастика. Может быть, благодаря писателю современная техника и дошла до такого уровня. Он помог людям заглянуть в будущее.

Известный фантаст Р. Брэдбери в своих произведениях также пытается заглянуть в будущее. Вопросы, которые его волнуют, относятся к миру человеческих отношений, влиянию цивилизации на жизнь человека. Антиутопия «451 по Фаренгейту» переносит нас в будущее, в котором научно-технический прогресс разрушил простые человеческие отношения. Правительство с помощью средств массовой информации оболванивает людей. С экранов телевизоров на людей льется огромное количество информации, над которой не нужно думать. Книги находятся под запретом. Если где-нибудь находят несколько экземпляров, то вызывают пожарных, чтобы они уничтожили их. Почему книги вдруг стали опасными? Потому что они заставляют людей думать, в отличие от телевизора. Общество без книг деградирует, нарушаются привычные связи. Гаджеты заменяют общение. Общество без души населяет планету. Моральные ценности замещаются потребительскими. Таким обществом очень удобно манипулировать. Все, о чем вещают с экранов, воспринимается за чистую монету. Люди не могут правильно воспринимать информацию, они разучились логически мыслить, анализировать. Человечество медленно движется к краху. По мнению автора, технический прогресс может принести как пользу, так и нанести человечеству непоправимый вред. Все зависит от того, как использовать достижения науки и техники.

Эти два примера показывают две стороны одной медали. Ж. Верн восхищается научными достижениями, он мечтает о том, когда вся жизнь будет автоматизирована. Человек сможет постичь морские глубины и космос. Брэдбери видит в этом возможные последствия, которые уничтожат человечество как высший вид и превратят людей в бездушных существ. Заглядывать в будущее просто необходимо, чтобы предположить, каким оно будет. Мы должны оставить своим потомкам планету пригодную для жизни, а для этого нужно думать о последствиях своих слов и дел.

Эссе « Воспитание: взгляд в будущее»

-Вы настоящий учитель.

-А что такое учитель? Это не тот, кто учит чему — либо, а тот, кто побуждает ученика

выявить самое лучшее, в нём…

Пауло Коэльо

« Ведьма с Портолобелло»

Раннее утро. Я наливаю в чашку кофе и подхожу к окну. За окном ещё темно, в большинстве окон ещё не горит свет, город спит. Вот и наступил ещё один день моей жизни. Ещё несколько минут спокойствия, а потом быстрые сборы и дорога на работу. Я люблю приходить в школу рано, когда ещё нет учеников, в коридорах необычно тихо. В это время можно собраться с мыслями, подготовиться к встрече с учениками.

Сегодня в 10-ом классе классный час по теме: « Самореализация». Слово новое, звучит по-современному ярко и дерзко. А ведь если разобраться, вопрос древнее древнего. В старину должность называлась « путь», и люди стремились получить либо конюший путь, либо соколиный, либо ловчий. А людей без пути называли непутёвыми. И цель у меня сегодня одна, чтобы каждый задумался о своём пути, который бы позволил ему стать «путёвым». Школа наполняется детскими голосами, начинается учебный день. Звенит звонок.

— Здравствуйте! Скажите, а как вы понимаете смысл слова «самореализация»?- задаю я вопрос ученикам. Они начинают рассуждать, высказывают свои мнения. И вот один из учеников говорит, что самореализация – это, собственно, возможность добиться успеха в жизни. И сразу задаёт мне встречный вопрос:

« А вы считаете себя человеком, сумевшим реализоваться в этой жизни?»

-Ага, – думаю я про себя — вот тебя и застали врасплох. Что ты скажешь? Да, я самореализовавшийся человек? Или расскажешь, как долго металась в сомнениях, твоё ли это призвание учить детей?

В классе тишина, ученики ждут, что же отвечу я. Они, по сути, ждут правды. Ведь учитель, несмотря на всё « таинство» профессии должен быть открытым для детей. Только признание правоты другого и своих ошибок даёт возможность двигаться дальше.

И я начинаю говорить, что когда–то, более двадцати лет назад, я интуитивно выбрала себе профессию. Может, и не интуитивно, а решила продолжить семейную династию, так как мама тоже была учителем. И как долгое время не могла понять, моё ли это дело? Ну не было тогда такого предмета как предпрофильная подготовка, когда есть возможность, поразмыслив, сделать выбор профессии. Рассказываю, как несколько раз пыталась найти себя в других профессиях и уйти из школы. Но не уходила. Рассказываю, что мечтала играть на сцене, в качестве режиссера ставить спектакли. А ещё у меня было жгучее желание заняться политикой и многим чем другим.

-Но я сделала вывод: человек должен осознать, что в любой профессии он может воплотить всё то, о чём мечтал. Надо только очень захотеть этого.

Главное — поставить цель и идти к ней, несмотря на все преграды, ибо преграды даются нам для проверки прочности наших стремлений. А потом должна быть вера в себя, потому что если ты веришь в себя, то очень многое можешь совершить. Необходимо позитивное мышление: если ты хочешь добиться своей цели, то не кисни и не хнычь, а иди, улыбаясь, верь только в лучшее. И, конечно, будь сосредоточен, не надо выбирать сразу несколько целей, выбери сначала одну, но добейся её выполнения, а уж потом приступай к осуществлению следующей. И вот, когда ты добьёшься своей первой поставленной цели, ты почувствуешь такую радость! Это радость самореализации.

Я всегда говорю ребятам, что никогда не поздно в жизни начать всё заново, главное — осознать свои ошибки и начать действовать. Что правильный выбор профессии, безусловно, поможет человеку реализоваться в жизни. Отрывок из стихотворения американского поэта Роберта Фроста даёт ребятам толчок к дальнейшим рассуждениям:

И если станет жить невмоготу,

Я вспомню давний выбор по неволе:

Развилка двух дорог — я выбрал ту,

Где путников обходишь за версту.

Всё остальное не играет роли.

Даю задание по теме, ребята начинают обсуждать, каждый стремится высказаться, в классе оживлённая обстановка. Значит, и тема, и мой рассказ заставили многих начать размышлять. В первую очередь, о себе, о своей будущей жизни.

В конце классного часа, когда мы обсудили многие вопросы, касающиеся этой темы, я делаю некое обобщение и для себя по вопросу заданному мне учеником в начале классного часа: «На данном этапе я чувствую радость от своей работы, и это потому, что, работая учителем, воплотила в реальные дела многие свои планы и мечты. Мечтала писать сценарии, ставить спектакли — сейчас занимаюсь этим интересным делом, провожу различные мероприятия по собственным сценариям. Я занимаюсь таким интересным делом как социальное проектирование. Сейчас у меня есть масса новых идей, а значит, работа по самореализации продолжится. И ещё поняла, что не смогу уже прожить ни дня без общения с детьми. Учитель — это вовсе не профессия, а стиль жизни. А успех учителя это его ученики, их победы».

Звенит звонок, вот и закончились сорок пять минут разговора про самореализацию, мою и моих учеников, потому что и учитель, и ученик на уроке едины. Уча других, мы учимся тоже. Я считаю главным то, что мы, учителя, своим примером можем побудить учеников к раскрытию их потенциала. Чтобы, еще учась в старших классах, они уже делали первые шаги к своей осознанной взрослой жизни. И лет так через двадцать при встрече бы сказали: «Елизавета Владимировна, мы самореализованные люди, успешные и счастливые»!

Подошёл к концу ещё один рабочий день. Я закрываю кабинет, выхожу из школы. На улице ранний зимний вечер, падает снег. Пока иду на остановку, анализирую прошедший день, что успела, а что нет? Сажусь в маршрутку, гляжу в окно, мысли проносятся в голове: « Завтра вновь на работу, надо не забыть распечатать сценарий, сделать презентацию и ещё многое, многое». И вдруг понимаю, что я действительно счастлива! Счастлива оттого, что тогда, двадцать лет назад, выбрала эту профессию, профессию учителя.

Правду говорят, что без прошлого нет будущего. Обдумывая тему, вспоминаю, несколько лет назад готовясь к конкурсу « Учитель года» писала эссе. Нашла, прочитала и пришла к выводу: «Сейчас и в будущем мы должны воспитывать в детях стремление к самореализации, к открытости новым знаниям».

Именно мы формируем у подрастающего поколения представления о добре и зле, любви и ненависти, дружбе и вражде. Необходимо воспитывать подрастающее поколение с чёткой гражданской позицией. Учить быть ответственными как перед собой, так и другими членами общества. И здесь, конечно же, значимым является пример педагога.

Очень ценен союз педагога и родителей. Огромную роль в формировании мировоззрения детей играет авторитете взрослых, их взаимодействие и сотрудничество, целью которого является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитания личности готовой к жизни в конкурентном мире.

Будущее начинается сейчас. С наших мыслей о завтрашнем дне, с планов и проектов. А главное с нашего понимания, что как мы воспитаем детей, такими и они станут людьми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: