Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ на тему: Любовь к родине. Тема родины в русской литературе В каких произведениях проявляется любовь к родине

В данной подборке аргументов мы сконцентрировали свое внимание на всех самых проблемных аспектах смыслового блока «Родина». Во многих текстах для подготовки к ЕГЭ поднимаются соответствующие проблемы. Все литературные примеры доступны для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. Через всё творчество Сергея Есенина
    явно прослеживается тема любви к родине. Его стихи посвящены России. Сам поэт признавался, что без высокого чувства, испытываемого по отношению к своей стране, он не был бы поэтом. В тяжёлые времена Есенин пишет поэму «Русь», где показывает Россию с тёмной стороны и в то же время он пишет: «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу». Поэт уверен, что отчизна – это то, что особенно важно в жизни человека. Все эти реки, поля, леса, дома, люди – это наш дом, наша семья.
  2. Оды М.В. Ломоносова
    , великого русского учёного, изобретателя и поэта, переполнены любовью к своей родине. Писатель всегда восхищался природой России, верил в умы народа, преклонялся перед величием и мудростью русских царей и императоров. Так, в оде, посвящённой восшествию на престол Елизаветы Петровны, Ломоносов показывает и убеждает императрицу в силе и мощи своего народа. Он с любовью изображает родные просторы и с гордостью заявляет: «Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Важность патриотизма

  1. Тема Родины ярко прослеживается в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
    . Главный герой – отец двух сыновей, Остапа и Андрия, вместе с которыми он сражается за независимость своей страны, пытаясь освободиться от польских захватчиков. Для него отчизна – это нечто святое, то, на что нельзя посягнуть. Когда Тарас Бульба узнаёт, что его собственный сын перешёл на вражескую сторону, то убивает его. В этот момент он лишает жизни не родного человека, он наказывает предателя. Такой поступок говорит о многом. Сам Тарас в итоге также погибает, спасая своих товарищей и принося себя в жертву ради спасения своей страны. Если бы он не сделал всего этого, его народ перестал бы существовать.
  2. А.С. Пушкин
    , один из величайших поэтов России, всегда беспокоился о судьбе своей родины. В его творчестве можно заметить недовольство царским самодурством. Поэт гневно описывает крепостной режим. Как, например, в стихотворении
    «Деревня»
    : «Здесь барство дикое, без чувства, без закона». И в то же время, несмотря на всю боль от мысли о несправедливом отношении к крепостным, Пушкин любил свою родину. Он с особой нежностью описывает красоту природы, с трепетом относится к своей культуре. В стихотворении «Простите, верные дубравы!» он буквально говорит, что готов оставить своё сердце в родных местах.

Что такое патриотизм?

Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.

Противоположностью патриотизма является космополитизм – идеологическая концепция, согласно которой всё человечество представляет собой единую нацию, а каждый человек является гражданином мира.

В большинстве стран мира патриотизм считается основой жизнеспособности государства. Он выступает в качестве мобилизующего фактора, заставляя людей занимать активную гражданскую позицию и самоотверженно служить родине. Человек может испытывать патриотические чувства и по отношению к малой родине – своему краю и даже городу. К примеру, он может одинаково радоваться и когда сборная его страны побеждает на международных соревнованиях, и когда сборная его города побеждает на соревнованиях внутри страны.

Значение родины в жизни человека

  1. Советский прозаик Б. Н. Полевой в произведении «Повесть о настоящем человеке»
    пишет о нелёгкой судьбе советского лётчика. Главный герой – Алексей Мересьев, сумев пережить ампутацию обеих ног, возвращается на войну для защиты своей страны от фашистских захватчиков. Казалось бы, что восстановиться после такого трагического события практически невозможно. Однако Мересьев снова в строю. Не последнюю роль в этом сыграли его мысли и воспоминания о родных, о доме, о России.
  2. Писатель Н.А. Некрасов
    испытывал к России самые глубокие чувства. Он верил, что родина играет важную роль в жизни человека. Более того для писателя отчизна — это и есть сам народ. Эта мысль хорошо прослеживается в эпической поэме
    «Кому на Руси жить хорошо»
    . В своей работе Некрасов описывает страну такой, какая она была в его время – нищей и измученной. В такой обстановке главные герои произведения пытаются отыскать счастье. В итоге они находят его в том, чтобы помогать другим. Оно заключалось в самом народе, в спасении своей родины.
  3. В глобальном смысле, родина – это всё, что нас окружает: семья, страна, народ. Они являются основой нашего существования. Осознание единства с родной страной делает человека сильнее, счастливее. В рассказе И.А. Солженицына «Матрёнин двор»
    для главной героини её дом, её деревня значат гораздо больше, чем то же самое для ее соседей. Родные места для Матрёны Васильевны — это смысл бытия. Вся её жизнь прошла здесь, эти края содержат воспоминания о прошлом и о близких. Это вся её судьба. Поэтому старушка никогда не жалуется на бедность и несправедливость властей, а честно трудится и находит смысл бытия в помощи всем нуждающимся.
  4. Каждый видит в понятии «родина» что-то своё: дом, семью, прошлое и будущее, целый народ, всю страну. Говоря об этом, нельзя не вспомнить и один из древнейших памятников русской литературы – «Слово о полку Игореве»
    . Автор буквально в каждой строчке обращается к русской земле, к природе, к жителям нашей страны. Он рассказывает о прекрасном крае с его полями и реками, с холмами и лесами. И о людях, живущих в нем. Автор «Слова…» повествует о походе Игоря на половцев в борьбе «за землю Русскую». Переходя границу Руси, князь ни на минуту не забывает о родине. И в итоге эта память помогает ему вернуться обратно живым.

Тема патриотизма в русской литературе

Нас боятся, когда мы в силе, Только помнить надо всегда, Нет в Европе друзей у России, Нет, и не было никогда.

Чуть качнёмся мы – свалят сразу, Загрызут, как медведя псы, Ведь на Запад пришла зараза. И Европа, как хвост лисы.

А лиса закопалась в нору И, надев шутовской колпак, У границ наших держит свору Не голодных, но злых собак.

Да, такая сейчас эпоха. И не надо потом реветь, Если станет кому-то плохо, Если схватит кого медведь.

Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой…

Ф. Тютчев. в одном из стихотворений пишет о России:

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

Чувство патриотизма присутствует и в творчестве А. Пушкина. Достаточно вспомнить такие его стихотворения, как «Наполеон», «Бородинская годовщина», «Клеветникам России», повести «Капитанская дочка» и «Дубровский», поэму «Медный всадник» и роман «Евгений Онегин». Эти произведения, как и все творчество великого русского поэта, убеждают нас в том, что Пушкин был не только поэтическим гением, но и великим патриотом своей Родины. Стихи свои он читал немногим, но писал для всех! Можно сказать, что в его стихах судьба Родины и судьба человека слиты воедино.

После распада СССР с его идеями, идеалами и ценностями, патриотизм стал восприниматься достаточно односторонне, а порой и в ироничном, ругательном смысле. Многие ассоциировали патриотизм с любовью к Родине, выражающейся в любви к природе, родному краю, отчему дому; другие говорили о патриотизме, как любви к «малой» Родине, обычно национальной республике (что способствовало возрастанию сепаратистских настроений и росту социальной напряжённости). Некоторые связывали патриотизм с религиозным аспектом жизни, в том числе, говоря об исторической роли православия в становлении и развитии российской государственности. Русская литература претерпела в это время существенные изменения. Грязным, мутным потоком на страницы книг и с телеэкранов хлынуло из – за границы восхваление воров и преступников. Не отставали и наши литераторы и кинематографисты. Что стоят только такие перлы, как «Бригада», «Бандитский Петербург», «Бандитская Москва» и много- много произведений им подобных. Их авторы сделали себе имя на грязном ширпотребе. Алчность, богатство любой ценой – вот основная тема подобных книг. И эти произведения почти тридцать лет считались «новой» литературой. Одновременно шло планомерное уничтожение структуры русского литературного общества. Усилиями зарубежных «друзей» Союз писателей России, объединяющий лучшие литературные силы страны, распался на «Союз российских писателей» и «Союз писателей России». Повсюду стали образовываться новые писательские союзы. «Союз писателей Сибири», «Союз писателей Урала», Союз писателей Дона» и другие. Если так будет продолжаться дальше, то скоро в каждом городе появится свой союз писателей. Хочется привести один случай. В г. Армавир приехали два «писателя». Представившись членами «Союза писателей Москвы» они собрали в местном ДК людей, интересующихся литературой. После краткого вступительного слова был задан вопрос: кто хочет стать писателем? Желающих оказалось много. — Хорошо! Внесите вступительный взнос 6.500 рублей и получайте красную книжечку писателя. Так в России стало на три десятка писателей больше. А вот образец одного из стихотворений новоявленных писателей:

Жизнь в изгнании

  • Вдали от родного дома мы всегда тоскуем. Не важно, по каким причинам человек может находиться не в своей стране, не важно, насколько хорошо он там живёт – тоска всё равно овладевает сердцем. Так, в произведении А. Никитина «Хождение за три моря»
    рассказывается об отважном русском путешественнике, который побывал в разных уголках планеты. От Кавказа до Индии. Купец увидел множество зарубежных красот, восхитился многими культурами и обычаями. Однако в этой среде он постоянно жил только воспоминаниями о родной земле и очень тосковал по своей родине.
  • Чужая культура, другие обычаи, иной язык со временем приводят человека за границей к чувству ностальгии по своей родине. В сборниках рассказов Н. Тэффи «Русь» и «Городок»
    автор воссоздаёт жизнь эмигрантов. Наши соотечественники вынуждены жить на чужбине без возможности вернуться обратно. Для них такое существование — это лишь «жизнь над бездной».
  • Находясь в эмиграции, многие русские писатели и поэты признавались в своей любви к родине. Так, и И. А. Бунин
    с тоской вспоминает родные просторы. В стихотворении «
    У птицы есть гнездо, у зверя есть нора
    …» поэт пишет о своём крае, о доме, о месте где родился и вырос. Эти воспоминания переполняют произведение чувством ностальгии и помогают автору вернуться в те счастливые моменты.
  • Тема Родины традиционна для русской литературы, каждый художник обращается к ней в своем творчестве. Но, конечно, интерпретация этой темы всякий раз различна. Она обусловлена и личностью автора, его поэтикой, и эпохой, которая всегда налагает свою печать на творчество художника. Особенно остро звучит тема Родины в переломные, критические для страны времена. Драматическая история Древней Руси вызвала к жизни такие исполненные патриотизма произведения, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и многие другие. Разделенные веками, все они посвящены трагическим событиям древнерусской истории, полны скорби и вместе с тем гордости за свою землю, за мужественных ее защитников. Поэтика этих произведений своеобычна. В значительной степени она определяется влиянием фольклора, во многом еще языческим мироощущением автора. Отсюда обилие поэтических образов природы, тесная связь с которой чувствуется, например, в «Слове о полку Игореве», яркие метафоры, эпитеты, гиперболы, параллелизмы. Как средства художественной выразительности все это будет осмысливаться в литературе позже, а пока можно сказать, что для неизвестного автора великого памятника — это естественный способ повествования, не осознаваемый им как литературный прием. То же можно заметить и в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной уже в тринадцатом веке, в которой очень сильно влияние народных песен, былин, сказаний. Восхищаясь храбростью ратников, защищающих землю русскую от «поганых», автор пишет: «Это люди крылатые, не знают они смерти.., на конях разъезжая, бьются — один с тысячью, а два — с десятью тысячами». Просвещенный восемнадцатый век рождает новую литературу. Идея укрепления русской государственности, державности довлеет и над поэтами. Тема Родины в творчестве В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова звучит величественно, гордо. «Зря на Россию чрез страны дальны», Тредиаковский славит ее высокое благородство, веру благочестивую, изобилие и силу. Его Отечество для него — «сокровище всех добр». Эти «Стихи, похвальные России» изобилуют славянизмами: Твои все люди суть православны И храбростью повсюду славны; Чада достойны таковой мати, Везде готовы за тебя стати. И вдруг: «Виват Россия! виват другая!» Этот латинизм — веяние новой, Петровской эпохи. В одах Ломоносова тема Родины приобретает дополнительный ракурс. Славя Россию, «сияющую в свете», поэт рисует образ страны в ее реальных географических очертаниях: Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет… Россия у Ломоносова — «пространная держава», покрытая «всегдашними снегами» и глубокими лесами, вдохновляет поэтов, рождает «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». А. С. Пушкину, в целом в своем творчестве отошедшему от классицизма, в этой теме близок такой же державный взгляд на Россию. В «Воспоминаниях в Царском Селе» рождается образ могучей страны, которая «венчалась славою» «под скипетром вели- кия жены». Идейная близость к Ломоносову подкрепляется здесь и на языковом уровне. Поэт органично использует славянизмы, придающие стихотворению возвышенный характер: Утешься, мать градов Россия, Воззри на гибель пришлеца. Отяготела днесь на их надменны высь. Десница мстящая творца. Но вместе с тем Пушкин привносит в тему Родины и лирическое начало, не свойственное классицизму. В его поэзии Родина — это еще и «уголок земли» — Михайловское, и владенья дедовские — Петровское и дубравы Царского Села. Лирическое начало явственно ощущается и в стихах о Родине М. Ю. Лермонтова. Природа русской деревни, «погружая мысль в какой-то смутный сон», развеивает душевные тревоги лирического героя. Тогда смиряется души моей тревога Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!.. Любовь Лермонтова к Родине иррациональна, это «странная любовь», как признается сам поэт («Родина»). Ее нельзя объяснить рассудком. Но я люблю — за что не знаю сам? — Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее подобные морям… Позже о похожем своем чувстве к Отчизне почти афористично скажет Ф. И. Тютчев: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить… Но есть в лермонтовском отношении к Родине и другие краски: любовь к ее безбрежным лесам и спаленным жнивам сочетается в нем с ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия»). Этот мотив любви-ненависти получит развитие в творчестве Н. А. Некрасова: Кто живет без печали и гнева Тот не любит отчизны своей. Но, конечно, этим утверждением не исчерпывается чувство поэта к России. Оно гораздо многограннее: в нем и любовь к ее неоглядным далям, к ее простору, который он называет врачующим. Все рожь кругом, как степь живая. Ни замков, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор! В чувстве Некрасова к Родине заключены боль от сознания ее убожества и в то же время глубокая надежда и вера в ее будущее. Так, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть строки: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! А есть и такие: В минуту унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. Сходное чувство любви, граничащее с ненавистью, обнаруживает и А. А. Блок в стихах, посвященных России: Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма! Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться… Вольному сердцу на что твоя тьма В другом стихотворении он восклицает: «О Русь моя, жена моя!» Такая противоречивость характерна не только для Блока. В ней отчетливо выразилась раздвоенность сознания русского интеллигента, мыслителя и поэта начала двадцатого века. В творчестве таких поэтов, как Есенин, Цветаева, звучат знакомые мотивы поэзии девятнадцатого века, осмысленные, конечно, в другом историческом контексте и другой поэтике. Но так же искренно и глубоко их чувство к Родине, страдающей и гордой, несчастной и великой.

    Главный герой гениального романа Ф.М . Достоевского, «Преступление и наказание» Родион Раскольников задается вопросом, позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? Автор изображает его великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество, который приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла и в отчаянии решается «преступить» нравственный закон — убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Однако нормальному человеку, коим, несомненно, является и герой романа, чуждо кровопролитие и убийство. Чтобы понять это, Раскольникову потребовалось пройти через все круги нравственного ада и побывать на каторге. Лишь в финале романа мы видим, что герой осознает абсурдность своей безумной идеи и обретает душевное равновесие.

    В противовес сомневающемуся и мечущемуся Раскольникову Достоевский рисует в своем романе образ Свидригайлова, человека, не задумывающегося о средствах достижения своих целей. Опускаясь в пропасть разврата, теряя веру, Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова.

    Основанный на реальной истории роман американского писателя Т.Драйзера «Американская трагедия» повествует о судьбе честолюбивого молодого человека Клайда Грифитса, мечтающего вырваться из рамок своей среды, стремительно и упорно шагающего по ступенькам своей карьеры, вверх – к миру денег и роскоши. Соблазнив честную девушку и будучи уверенным в своей любви к ней, герой вскоре понимает, что эта связь является основной помехой на пути в высшее общество. Образуется классический любовный треугольник, третьим «углом» которого становится девушка из высшего света, открывающая Клайду всевозможные выходы к материальным благам. Будучи не в состоянии устоять перед таким соблазном, молодой человек тщательно продумывает возможность избавления от своей первой любви, которая мешает не только честолюбивым замыслам, но и просто мешает жить в свое удовольствие. Так свершается преступление – продуманное, серьезно подготовленное и трусливое. После смерти девушки полиция выходит на след Клайда и обвиняет его в умышленном убийстве. Суд присяжных приговаривает его к высшей мере и оставшуюся часть своей жизни Клайд проводит в тюрьме». В итоге он исповедуется, признает свою вину. Его казнят на электрическом стуле.

    Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, своей лени и распущенности, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

    В своем позднем романе «Острие бритвы» У.С. Моэм рисует жизненный путь молодого американца Ларри, половину жизни проведшего за книгами, а другую — в путешествиях, труде, поиске и самосовершенствовании. Его образ ярко выделяется на фоне молодых людей его круга, тратящих свою жизнь и незаурядные способности впустую на исполнение мимолетных прихотей, на развлечения, на беззаботное существование в роскоши и праздности. Ларри выбрал свой путь и, не обращая внимания на непонимание и порицание близких людей, искал смысл жизни в лишениях, странствиях и скитаниях по всему миру. Он целиком отдался духовному началу, чтобы достичь просветления разума, очищения духа, открыть смысл вселенной.

    Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден — рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз — девушкой из состоятельной буржуазной семьи. Руфь начинает учить полуграмотного Мартина правильному произношению английских слов и пробуждает в нем интерес к литературе. Мартин узнаёт, что журналы платят приличные гонорары авторам, которые в них печатаются, и твердо решает сделать карьеру писателя, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. Мартин составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает много книг. Железное здоровье и несгибаемая воля движет его к цели. В конце концов, пройдя долгий и тернистый путь, после многочисленных отказов и разочарований, он становится знаменитым писателем. (Дальше он разочаровывается в литературе, своей возлюбленной, людях вообще и жизни, теряет ко всему интерес и кончает жизнь самоубийством. Это так, на всякий случай. Аргумент в пользу того, что исполнение мечты не всегда приносит счастье)

    Акула, ecли перестает двигать плавниками, камнем пойдет на дно, птица, если перестанет махать крыльями, упадет на землю. Так и человек, если в нем угаснут стремления, желания, цели, рухнет на дно жизни, его затянет густая трясина серой обыденности. Река, которая перестает течь, превращается в зловонное болото. Так и человек, который перестает искать, думать, рваться, утрачивает «души прекрасные порывы», постепенно деградирует, его жизнь становится бесцельным, жалким прозябанием.

    И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

    Роман знаменитого английского писателя У.С.Моэма «Бремя страстей человеческих» затрагивает одну их наиболее важных и животрепещущих для каждого человека вопросов – есть ли смысл в жизни, а если есть, то каков он? Главный герой произведения Филип Кэри мучительно ищет ответ на этот вопрос: в книгах, в искусстве, в любви, в суждениях друзей. Один из них, циник и материалист Кроншоу, советует ему поглядеть на персидские ковры и отказывается от дальнейших пояснений. Лишь годы спустя, потеряв почти все свои иллюзии и надежды на будущее, Филип понимает, что тот имел в виду и признает, что «жизнь не имеет никакого смысла, и существование человека бесцельно. Зная, что ни в чём нет смысла и ничто не имеет значения, человек всё же может получить удовлетворение, выбирая различные нити, которые он вплетает в бесконечную ткань жизни. Существует один узор — самый простой и красивый: человек рождается, мужает, женится, производит на свет детей, трудится ради куска хлеба и умирает; но есть и другие, более замысловатые и удивительные узоры, где нет места счастью или стремлению к успеху, — в них скрыта, пожалуй, какая-то своя тревожная красота».

    Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы

     Во все времена патриотизм играл особую роль не только в духовной жизни народа, но и в экономическом, политическом, социальном и культурном плане. В каком-то смысле патриотизм выступает фундаментом государственности, залогом эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Возникает вопрос, а что представляет собой патриотизм, и какую роль он играет для российского общества?

    Понятие «патриотизм» имеет достаточно широкую трактовку. С греческого языка «патриотизм» означает «Patriotes» (земляк, соотечественник) и «Patris» (Родина). Патриотизм — это эволюционное понятие, в каждую эпоху оно имело различное социальное и ценностное содержание, но в тоже время оно всегда было неотделимо от таких категорий как «Отчизна», «любовь к Родине». Известный российский писатель и историк Н. М. Карамзин, говоря о патриотизме, выделял три элемента его составляющие. Первый — физическая любовь к Родине, то есть к месту, где человек родился и вырос. Второй — любовь гражданская, под которой понимается социальная связь человека с обществом комплексом прав, свобод и обязанностей. Третьем элементом является любовь политическая, то есть человек поддерживает и осуществляет в своей деятельности политические идеалы Родины [1].

    В настоящее время патриотизм выступает в качестве нравственного и политического принципа, под которым понимается любовь к Отечеству и готовность подчинить свои интересы интересам государства. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения своей страны, желанием сохранить ее культурные особенности, а также стремление защищать интересы Родины и своего народа.

    Однако, в современных реалиях, не смотря на достаточно сильную эмоциональную составляющую патриотизма, часто можно столкнуться с таким явлениями как «русофобия», «антипатриотизм», «лжепатриотизм». С чем же это связано, и какие методы противодействия существуют? Эти и другие вопросы освещены в данной статье.

    В настоящее время идет процесс глобализации, что приводит к усилению давления Запада на все слои и сферы жизни российского общества и, прежде всего, на молодежь в насаждении и навязывании западных образцов и ценностей. По телевиденью, в сети Интернет, в магазинах и кафе все чаще можно услышать песни на иностранном языке. В газетах и журналах постоянно всплывают словечки вроде «тренд», «лайфхак», «фэшн», «хайп» и т. п., словно русский язык — недоразвитый язык, которым совершенно невозможно выразить элементарные понятия.

    Особо сильно достается истории нашей страны. Ее всячески коверкают, искажают, и обесславливают. Особый упор делается на дегероизацию советского периода, когда ставят под сомнение героические подвиги и примеры самопожертвования людей в годы Великой Отечественной войны, всячески замалчивается усердный труд миллионов людей в мирное время. Все чаще на большом экране можно заметить киноленты, в которых сознательно понижается решающая роль Советского Союза в достижении победы над фашизмом во Второй Мировой Войне. Зачастую выдвигается тезис о том, что победу над гитлеровской Германии преимущественно одержали союзники, особенно США, несмотря на то, что второй фронт был открыт только 6 июня 1944 г. При этом совершенно не учитывается тот факт, что 75 % из общего числа потерь в боевой силе и технике, которую понесли немецко-фашистские армии во Второй мировой войне, приходится на советско-германский фронт. Самое пугающее то, что такие киноленты выпускает не только Европа и США, но и отечественный кинематограф.

    Нередко в СМИ можно встретить негативные высказывания в отношении политики И. В. Сталина, Петра I, Ивана Грозного, Владимира Святославича и других исторических деятелей. Причем огласки подлежат только отрицательные моменты их правления. Дескать, И. В. Сталин тиран и убийца, ведь именно он ответственен за массовый террор и репрессии в конце 30-х и начале 50-х годах прошлого столетия, Пётр I вообще искоренитель всего исконно русского. Разумеется, при такой оценке ни слова не упоминается о достоинствах проводимой ими политики.

    Вполне очевидно, что, при освещении исключительно негативных сторон тех или иных исторических личностей или событий, у граждан нашей страны складываются ложные представления о прошлом собственного государства. Именно незнание истории своей Родины в большей мере способствует развитию антипатриотизма в стране.

    Одной из причин оскудения патриотических чувств выступает тотальная безграмотность, особенно в молодежной среде. Ежегодно российскими ВУЗами выпускается примерно 900 тысяч дипломированных специалистов, однако большинство выпускников не знают даже основ отечественной истории. Такая непривлекательная тенденция связана с тем, что образование модифицировало в сферу услуг. А ведь отсутствие исторической памяти в совокупности с потребительским отношением в обществе это прямой путь вникуда [2].

    Конечно, в вышестоящих кругах неоднократно озвучивалась обеспокоенность по этому поводу. Еще в 2013 г. В. В. Путин выразил инициативу о создании учебников истории с единой концепцией и официальной оценкой на достоверные исторические события, не содержащие двойного толкования, и написанные хорошим русским языком. Однако на сегодняшний день, как можно заметить, данная идея не реализована, да и менять в первую очередь нужно не учебную литературу, а саму систему образования.

    Проблема патриотизма неразрывно связана с проблемой эмиграции интеллектуальной элиты страны. Сознательное уничтожение культуры русского народа началось после Октябрьской революции. В первую очередь, это связано с тем, что диктатура большевизма не терпела оппозиции, необходима была новая законопослушная интеллигенция, вышедшая из рабочего класса. Въезд в страну допускался только «лояльным лицам». К числу таких лиц не принадлежали многие видные деятели культуры и искусства, такие как Шаляпин Ф. И., Рахманинов С. В., В. В. Кандинский, М. З. Шагал, Стравинский И. Ф., известные ученные и технологи- И. И. Сикорский, В. К. Зворыкин, Г. Б. Кистяковский. Первая волна русской эмиграции 1917–1940 г. подарила миру трех нобелевских лауреатов: И. А. Бунин, В. В. Леонтьев и И. Р. Пригожин.

    Конечно, сегодня граждан РФ заграницу не выдворяют, да и свобода слова гарантируется Конституцией РФ, однако «утечка мозгов» за рубеж продолжается. Это связано с тем, что основная проблема отечественной науки заключается не в низком финансировании, как это может показаться на первый взгляд, а в невостребованности научных результатов обществом страны. По данным Евростата за 2021 г. получили разрешение на длительное проживание в ЕС 73,8 тыс. жителей России. Эмигрируют в основном высококвалифицированные специалисты на пике профессиональной продуктивности [3].

    О каком патриотизме может идти речь, если серьезной проблемой последнего десятилетия является неконтролируемое переселение народных масс из стран Средней Азии, Южного Кавказа и Китая, которые проживая на территории России, не особо стремятся интегрировать с российским сообществом [4]. Неконтролируемая миграция может привести к тому, что в скором будущем низкоквалифицированные эмигранты составят до половины экономически активного населения, конечно, при таких условиях ни о каком инновационном развитие страны речи идти не может. Также рост миграции ведет к падению уровня образования и культуры. В школах столицы уже есть классы, где дети мигрантов составляют значительную часть учащихся, при этом они плохо владеют либо вообще не знают государственный язык.

    Воспитательный процесс является неотъемлемой частью патриотизма. Патриотическое воспитание на протяжении столетия подвергалось активной деформации под влиянием действующей идеологии в стране, так в советский период пытались отказаться от всего дореволюционного, а сейчас активно критикуют советское прошлое, что не способствует формированию патриотизма в современной России [5]. И это вполне объяснимо, в стране, где 19 миллионов человек находиться за чертой бедности, а разрыв в доходах бедных и богатых продолжает увеличиваться, и представители государственной власти не спешат вкладывать свои активы в развитие нашей страны, а не Запада, вряд ли найдется много желающих отдать жизнь за интересы Родины. В настоящее время, по данным общемирового соцопроса ассоциации Gallup, проведенного в России «Ромиром», только 59 % опрошенных готовы выйти на защиту своей страны с оружием в руках, что значительно ниже показателей Финляндии, Марокко, Фиджи, Китая [6].

    Конечно, можно сколько угодно говорить о том, что такая тенденция является прямым следствием политике 90-х, с момента демонтажа советской социальной системы и развития рыночных отношений, которые были связаны с «шоковой терапией», кризисных процессов, которые преследует российскую экономику на протяжении последних двадцати лет, но Россия не будет развиваться в лучшую сторону, без каких-либо ощутимых действий со стороны правящей верхушки. Для сравнения, поле Гражданской войны СССР уже к середине 1930-х годов по объему ВВП вышла на первое место в Европе, и на второе место в мире, уступив только США. А какие успехи были сделаны в послевоенное время: освоение космоса, противостояние Западу в Холодной Войне.

    На сегодняшний день, патриотизм признан основной национальной идеей. В 2012 г. на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи в Краснодаре 12 сентября 2012 г. Президент РФ В. В. Путин обратился к идеологии патриотизма: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм». [7]

    Необходимость формирования патриотизма провозглашается во многих нормативно-правовых актах, стратегических программах, проектах и публикациях, посвященных проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения. С 2001 г. действовали 3 государственные программы патриотического воспитания.

    В 2021 г. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 была утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Данная программа включает в себя несколько разделов: научно-исследовательский, информационный, методический, а также разделы, ориентированные на усовершенствование направлений и форм работы в сфере патриотического воспитания, и пунктов по развитию волонтерского движения. Так же предполагается, что данная программа будет положена в основу закона о патриотическом воспитании [8].

    С целью патриотического воспитания во многих субъектах Российской Федерации стали возрождаться традиционные военно-патриотические мероприятия, такие как «Зарница», «Орленок». В 2013 году была озвучена инициатива руководством страны и региональными руководителями о возрождении комплекса ГТО в России в современном формате. И с 1 сентября 2014 года в силу вступил Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне“ (ГТО)» [9].

    Данные меры, безусловно, заслуживают положительной оценки, ведь воспитание молодого поколения должно осуществляться на истории и других гуманитарных дисциплинах. Именно в подростковом возрасте формируются морально-нравственные качества и ценности. От того, насколько удачно сформированы взгляды подрастающего поколения зависит не только их будущее, но и будущего всей страны.

    В заключение необходимо отметить, что эпоха глобализации и Европеизации медленно, но верно, толкает Россию к социально-культурной деградации, и как следствие отсутствием патриотизма, и полной пассивности граждан к будущему своей страны. В-первую очередь, это связано со сменой ценностных ориентиров в 90-е годы. Когда такие исторически устоявшиеся ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга перед Отечеством, безвозмездное служение свой стране, перестали быть основополагающими для российских граждан, и на первый план вышли материальные блага, порожденные либеральной идеологией. Материальное благополучие стало доминировать над духовным богатством, особенно, это можно наблюдать в ценностных ориентирах молодого поколения, на смену коллективизму пришел индивидуализм, идея сопереживания уступила место эгоцентризму. Такие непоколебимые социальные ценности, как любовь, семья, воспитание детей, были вытеснены сексом, половыми девиациями, однополыми браками. Стало модно жить как потребитель, ведь все можно купить, — любовь, дружбу, Родину, — так зачем же тогда жертвовать собой на благо той самой Отчизны?! Идеи патриотизма, памяти предков, своей истории была променяна на обезличенное западничество.

    Справедливо на этот счет высказался Солженицын А. И.: «Исторический Железный Занавес отлично защищал нашу страну ото всего хорошего, что есть на Западе: от гражданской нестесненности, уважения к личности, разнообразия личной деятельности, от всеобщего благосостояния, от благотворительных движений, — но тот Занавес не доходил до самого-самого низу, и туда подтекала навозная жижа распущенной опустившейся «поп-масс-культуры», вульгарнейших мод и издержек публичности, — и вот эти отбросы жадно впитывала наша обделенная молодежь: западная — дурит от сытости, а наша в нищете бездумно перехватывает их забавы. И наше нынешнее телевидение услужливо разносит те нечистые потоки по всей стране. (Возражения против всего этого считаются у нас дремучим консерватизмом.) Но, поучительно заметить, как о сходном явлении звучат тревожные голоса в Израиле: «Ивритская культурная революция была совершена не для того, чтобы наша страна капитулировала перед американским культурным империализмом и его побочными продуктами», «западным интеллектуальным мусором»»» [10].

    Народ Российской Федерации должен сохранить свою самобытность, восстановить национальную идентичность, а государство должно всячески этому способствовать, в первую очередь путем внедрения массового «культивирования». Знать историю просто необходимо, хотя бы потому что-то история циклична, и ее изучение может способствовать предотвращению многих ошибок.

    Большую часть своего существования Россия провела в войнах, и пора бы запомнить, что сильная Россия никому не нужна. В подтверждение этому служит ситуация с воссоединением с Крымом, что повлекло жесткое неприятие и ненависть у геополитических оппонентов России со стороны Запада. Целесообразно будет привести известное высказывание Александра III: «У России только два союзника: армия и флот».

    Хочется верить, что в скором времени, власть пересмотрит свою политику, и последуют перемены, и Россия вновь обретет статус самодостаточной и независимой державы, ведь игнорирование потребности населения властью не раз приводили к трагическим событиям. Без патриотических чувств ни одно государство не может существовать.

    Литература:

    1. Карамзин Н. М. Избранные сочинения: в 2 х т. М. — Л.: Художественная литература, 1964. Т. 2. 592 с.
    2. Лапина И. Ю., Каргапольцев С. Ю. Военная история и патриотизм в системе социально-экономических и политических связей в прошлом и настоящем (постановка проблемы) // Вестник гражданских инженеров. — 2015. — № 5 (52). — С. 330–342.
    3. Россия: Утечка мозгов ускоряется, угрожая будущему страны как «великой державы» // иносми.ру. URL: https://inosmi.ru/politic/20170403/239025595.html (дата обращения: 29.11.2017)
    4. Лапина И. Ю., Каргапольцев С. Ю. Патриотизм и национальное сознание в современной России (проблемы и перспективы) // Патриотизм-феномен Российской истории: материалы Междунар. науч.-практ. Конф./ под ред. И. Ю. Лапиной, С. Ю. Каргапольцева; СПб.; СПБГАСУ, 2013. — С. 84–116.
    5. Лапина И. Ю., Каргапольцев С. Ю. Патриотизм как индикатор креативность общественного сознания // Вестник гражданских инженеров. — 2014. — № 1 (42). — С. 197–204
    6. Gallup International: 60 % россиян готовы воевать за интересы своей страны // Gudok.ru. URL: https://gudok.ru/sociaty/?ID=1270829 (дата обращения: 28.11.2017)
    7. Путин: РФ сталкивается с попытками влияния извне на самосознание нации // РИА Новости. URL: https://ria.ru/society/20120912/74857253.html (дата обращения: 28.11.2017)
    8. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»// СЗ РФ от 11.01. 2021 г. N 2 (часть I) ст. 36
    9. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне“ (ГТО)»// СЗ РФ от 31.03.0014 г. № 13 ст.1452
    10. Солженицын А. И. Публицистика: в 3т.. — Ярославль: «Верхне-болжское книжное издательство», 1995. — 716 с.

    Любовь к Родине — это любовь к родной земле

    Родина — это дом. Дом, где ты родился, вырос, из которого каждое утро бежишь в школу и куда возвращаешься. Дом, в котором легко и радостно жить. И не важно, будет ли это хижина в тайге, шестнадцатиэтажный великан на берегу большой реки или юрта в далёкой тундре…

    Родина — это родной дом, земля, на которой жила и живёт твоя семья. Это родной край, его природа. Всё то, что глубоко врезалось в память на всю жизнь и хранится в душе как самое сокровенное.

    Родина часто ассоциируется с дорогим и милым сердцу городком. Воспоминания о его улочках и двориках погружают в беззаботное детство. Это время мечтаний и фантазий, которое сопряжено с ощущением абсолютного счастья.

    Родиной может быть всё: дом, улица, село, город, страна. Однако это не только географическое положение, а более широкое понятие. Оно не ограничивается собственным домом или определённой территорией. Это народ, родной язык, традиции, культура, природа родного края… Всё то, что мы представляем, когда говорим слово «Отечество». В любом уголке Родины легко дышится и радостно живётся — тому, кто считает этот уголок своей родной землёй.

    Патриотическое воспитание старшеклассников

    Воспитательная деятельность в старших классах несколько отличается от начальной школы. Пример и воспитательные методы уступают место темному взаимодействию педагога и учеников в совместной деятельности. Такое взаимодействие направлено на воспитание у старшеклассников патриотических чувств и гражданского сознания. Наиболее успешной формой патриотического воспитания является внеклассная деятельность, которая может сочетать разные виды деятельности.

    Неформальная обстановка, дружеская атмосфера и позитив положительно влияют на учащихся-подростков. Такая работа помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого из учащихся, которые не всегда заметны педагогу на уроке. Включать старшеклассников в различные школьные мероприятия правильно и полезно. Это обогащает их личный опыт. Патриотизм тесно переплетается с духовно-нравственным и трудовым воспитанием, поэтому решая одну задачу, помогаем в решении других.

    Важное педагогическое условие патриотического воспитания подростков – наличие программно-методического обеспечения. Должна быть разработана (желательно, педагогом) программа по патриотическому воспитанию учащихся старших классов, направленная на формирования и у них сознания, чувства верности своей Отчизне, готовности к выполнению своего гражданского долга, укреплению дружеских отношений к народам Российской Федерации.

    Что такое любовь к Родине в моём понимании?

    По моему мнению, любить родную землю означает относиться к ней с благоговением и уважением. Каждый человек должен не просто любить Родину, почитать её историю и культуру, но и быть готовым защитить её от врагов.

    Будущее весьма неопределённо. Нельзя исключать вероятность возникновения военного конфликта. Поэтому священный долг каждого сознательного гражданина — встать на защиту Отечества и не дать врагу поработить свой народ. В этом и заключается истинная сущность патриотизма — быть верным сыном своей страны, своей Отчизны.

    Особенности патриотического воспитания в России

    Россия – самая большая и многонациональная страна в мире. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического развития является формирование положительного восприятия представителей других наций и вероисповеданий. Кроме того, приоритетными считаются такие задачи как:

    • формирование у граждан патриотических ценностей, уважения к своей родине и её истории;
    • создание условий для участия граждан в совместном решении всевозможных проблем;
    • привитие уважения к Гербу, Флагу и Гимну России;
    • воспитание уважения к Конституции и законам Российской Федерации, а также к общепринятым нормам морали;
    • формирование у граждан национальной и религиозной терпимости.

    Важной особенностью воспитания патриотизма в России является также то, что необходимо учитывать специфику каждого субъекта федерации. Поэтому задачи патриотического воспитания разбиваются на различные сферы, и в этих сферах вырабатываются собственные программы для каждого региона.

    С чего начинается любовь к родной земле?

    Я считаю, что истоки любви к родной земле проистекают от любования её живописными пейзажами, милыми сердцу видами. Если человек не замечает красоту родного края и не гордится его природой, он не способен любить Родину — свою страну. Я в этом убеждён.

    Любовь к Родине чиста и бескорыстна. Она не предполагает каких-либо условностей и сродни любви к матери, к своей семье. Мы ведь не выбираем родителей, но считаем их самыми лучшими, самыми дорогими людьми во всём мире.

    Каждый гражданин обязан знать и уважать своей страны. Ведь это символ независимости государства, его самобытности. Даже те люди, которые по разным причинам вынуждены ежедневно общаться на иностранном языке, всё равно должны свободно владеть родным языком и не забывать его. Также важно знать историю и культуру своей страны.

    Родина — это место, где мы родились и провели лучшие детские годы. У каждого человека Родина одна, как и семья, поэтому её обычаи, традиции и праздники почитаются и соблюдаются. Любите родную землю!

    Тема : «Патриотизм — источник морального духа российского воина»

    Учебные вопросы:

    1. Российский патриотизм: его сущность, особенности и влияние на укрепление обороноспособности страны.
    2. Основные направления патриотического воспитания российских воинов.

    Цель:

    • 1.Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
    • 2.Объяснить л/с приоритетные направления развития и воспитания молодёжи в нашей стране.

    Время: 2*45 мин.

    Место: уч. класс.

    Метод: рассказ, беседа.

    Уч. лит-ра: опорный конспект.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]