Примеры сочинений по направлению «Надежда и отчаяние»


Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?

Направление «Надежда и отчаяние».

(Автор сочинения – Ишкина Анна Александровна)

Как часто мы надеемся на что-то хорошее, а в итоге всё происходит совершенно наоборот? Человеку свойственно ожидать от будущего лучшего, видеть лишь положительный исход событий, закрывая глаза на возможность потерпеть неудачу. Однако в моменты, когда в нашей жизни всё-таки случается фиаско, а надежды рушатся, на смену им приходит отчаяние. Мир больше не видится в былом свете, а мечты превращаются в крах. Но значит ли это, что надежда – это всего лишь пустой звук, чувство, которое впоследствии оборачивается разочарованием? Бернард Шоу говорил: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться». И я склонна согласиться с этим утверждением.

Для подтверждения своей точки зрения хочу привести в пример произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», ведь Григорий Печорин – это человек, которому чуждо такое чувство, как надежда. У него нет ни целей, ни стремлений, ни планов на жизнь, он ни о чём не мечтает и не смотрит в будущее с поднятой головой. Наоборот, Печорину скучна и однообразна реальность, и именно поэтому он, порой сам того не осознавая, разрушил жизнь ни одного человека. Он равнодушен к дальнейшим судьбам этих людей, он не стремится получить их прощение. Живя одним днём, главный герой не испытывает никаких надежд ни относительно взаимоотношений с окружающим, ни относительно своего будущего.

Повесть «Шинель» Н.В. Гоголя является ещё одним подтверждением того, что человек без огромных надежд на будущее, не может отчаяться и разочароваться в настоящем. Главный герой – Акакий Акакиевич Башмачкин живёт и наслаждается обычной тихой и размеренной жизнью. Он не мечтает о лучшей доле, он вполне доволен тем, что имеет. Единственная проблема, которая появляется у него – это пропажа шинели, любимой вещи, без которой он не может представить своё существование. Башмачкин хочет вернуть потерянную вещицу, и это по-прежнему всё, что его волнует. Он не стремится вылезти из своей раковины, не хочет мыслить шире и ставить перед собой какие-то цели. Нет, Акакию Акакиевичу комфортно в том мирке, который он создал для себя, мирке, где нет места надеждам и, как следствие, неудачам и отчаянию.

Таким образом, можно сказать, что человек, который никогда ни на что не надеялся, не мечтал о большем, действительно не может отчаяться по-настоящему, ведь отчаяние – это те самые несбывшиеся надежды и желания.

Материал для аргументации

В драме Максима Горького «На дне» странник Лука даёт обитателям ночлежки надежду на лучшее будущее. Но у него нет веры в людей, для него все люди равны: все одинаково несчастны, слабы, жалки: «Мне – всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают…». Он искренне пытается поддержать всех: умирающей Анне обещает счастливую загробную жизнь, вору Пеплу Лука советует ехать в прекрасную Сибирь, Актёру рассказывает про бесплатную лечебницу для алкоголиков. Лука стремится облегчить страдания ночлежников, поддерживает радужные иллюзии людей и даёт им надежду на изменение их жизни в лучшую сторону. Однако Лука уходит из ночлежки, и все надежды её жителей рушатся, а жизнь наполняется отчаянием: Васька Пепел окажется на каторге за убийство Костылёва, Актёр кончает жизнь самоубийством, искалечена Наташа. Проповедь Луки, несущего утешение, сострадание, терпит крах при проверке жизнью. Объяснение этому простое: герои ничего не делают, они пассивны, безвольны, поэтому они никогда не смогут выбраться со «дна».

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Петербург является не фоном, на котором разворачиваются события произведения, а одним из героев романа. Достоевский наделяет город определёнными чертами: с одной стороны, грязные и душные улицы, а с другой – величественная, прохладная Нева. Общее впечатление, которое создают сцены уличной жизни (пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми, шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного заведения», смерть Катерины Ивановны и т.д.), пейзажи («отвратительный и грустный колорит» городского дня и т.д.) – это ощущение враждебности, атмосфера безысходности, отчаяния. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам, провоцирует на преступления.

В произведении использован приём психологического параллелизма, когда состояние людей и города совпадает. Герои чувствуют себя одинокими, отчаявшимися, раздражёнными, но в то же время они абсолютно беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников). Город же погружён в духоту, он сам является причиной для раздражения и отчаянного состояния персонажей.

В повести К.Г. Паустовского «Телеграмма» одинокая пожилая женщина до последнего надеется увидеть свою дочь. Дочь выросла и уехала в Ленинград. Там она живёт яркой и наполненной жизнью. Она совсем не навещает маму, изредка только присылает деньги. Но Катерине Петровне нужна не материальная поддержка, а человеческое участие: «Ненаглядная моя, – писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Катерина Петровна умерла – она так и не дождалась своей дочери: «– Не дождалась, – пробормотал Тихон. – Эх, горе её горькое, страданье неписаное!». Настя приехала только «на второй день после похорон». Она искренне раскаялась в своём равнодушии, но было уже поздно.

Можно ли называть отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто рушится весь мир?

Направление: Надежда и отчаяние

(Автор сочинения –Чмель Иван Васильевич)

Как назвать то чувство, когда теряешь всё? Я думаю его можно назвать отчаянием. Отчаяние может проявится из-за разбитой любви или потери дорого человека. И такое чувство наверняка знакомо каждому, однако не каждый человек способен его преодолеть.

“Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется будто рушится весь мир?”-да и я считаю, что это утверждение абсолютно верно, ведь пребывая в отчаянии люди вредят своим близким, своему положению в обществе и психологическому, а также и физическому здоровью. Однако, я считаю, что в каком тяжёлом положении не находился бы человек, нужно не позволять отчаянию управлять вами и принижать вас. Отчаяние можно сравнить с зыбучими песками, то есть чем дольше вы в нём пребываете, тем тяжелее вам из него выбраться. Поэтому я считаю, что если вы прибываете в отчаянии, то выбирайтесь из него как можно скорее и выбравшись вы почувствуете себя обновленным, смотря на гнетущие вас раньше проблемы с высока.

В подтверждение моим словам приведу героя романа Пушкина «Евгений Онегин»- Татьяну. После отказа Евгения, Татьяна ещё долго не могла прийти в себя, однако спустя годы она вышла замуж. Пережив в своей жизни отчаяние Таня смогла стать мудрой и самодостаточной женщиной. Переборов тяжёлое признание, она позже сама смогла отказать Онегину, хотя до сих пор его любила в глубине души.

Также отчаянием можно назвать как бы предсмертным состоянием души. Таким примером отчаяние обладает произведение Тургенева «Отцы и Дети» со своим главным героем Базаровым. Евгений Базаров влюбился в Одинцову, но эта любовь не оказалась взаимной. И из-за этого он не мог заниматься обычными вещами и был занят только мыслями о неразделённой любви. В конце концов он совсем отчаялся и перестал дорожить своей жизнью. И однажды оперируя больного Базаров совершил оплошность и заразил себя тифом, который на то время считался неизлечимым. Будучи при смерти Евгений решил, что он смешон и его желание снести основы старого мира. Тем самым главный герой был убит отчаянием и самобичеванием быстрее, чем тифом.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что отчаяние нельзя долго терпеть и от него нужно как можно быстрее избавиться, иначе оно избавится от вас.

Надежда и отчаяние

Введение

В жизни любого человека бывают очень трудные ситуации, которые ему необходимо каким-то образом преодолеть. Главным способом для этого является надежда. Утратив это последнее спасительное средство, человек впадает в отчаяние, что уже ставит его на грань физической или духовной смерти.

Проблема

Что помогает людям справиться с отчаянием и сохранить надежду на лучшее?

Тезис №1

«Надежда — это умение бороться в безнадежном положении»

Г. Честертон

Аргументация

Самый тяжелый момент в своей жизни человек может пережить один раз и, благодаря надежде, успешно преодолеть его. Но как найти в себе силы, когда судьба преподносит все новые и новые беды и неприятности, которым не видно конца? Ответ дает М. А. Шолохов в основанном на реальной истории рассказе «Судьба человека».

Главному герою произведения, Андрею Соколову, удалось найти свое счастье. Беспечный (нередко выпивающий) молодой человек встретил девушку, которая стала его любящей и преданной женой. После рождения троих детей Андрей мог считать, что его жизнь удалась. Эту идиллию полностью разрушила начавшаяся Великая Отечественная война.

Участие в боевых действиях Соколов даже не считает за серьезную беду. Идет война, поэтому место каждого уважающего себя мужчины только на фронте. Настоящие испытания начинаются после того, как главный герой попадает в фашистский плен.

Шолохов лишь слегка затрагивает тему впавших в отчаяние русских пленных (убийство предателя в церкви). А ведь таких людей явно было немало. Мучительный голод, постоянные побои и унижения могли сломить волю любого человека. Однако Андрей стойко переносит свою неволю. Как он сам признается, выжить ему помогает надежда на встречу со своей семьей. Каждый день главный герой мысленно разговаривает с близкими и обещает им вернуться.

Андрей совершает успешный побег. Спасительная надежда вот-вот должна осуществиться. Но находящийся в госпитале главный герой узнает, что жена и дочери уже давно погибли. Практически все время в плену он разговаривал с мертвыми…

Страшный удар Соколов старается компенсировать новой надеждой — на встречу с сыном. Они сражаются на разных фронтах, но рано или поздно дойдут до Берлина. Счастливой встречи так и не происходит: в День Победы сына Андрея убивает немецкий снайпер.

Во имя чего дальше жить Соколову? Враг разбит, а вся семья погибла. Андрей машинально устраивается на привычную работу шофером и вновь начинает выпивать. Однако на жизненном пути человека с безжалостно изломанной судьбой встречается сирота Ванюшка. Этот ребенок становится новой надеждой Андрея, не позволяющей ему впасть в отчаяние.

Вывод

Сохранение надежды дает силы преодолеть самые жестокие удары судьбы.

Тезис №2

«Надежда — самая великая и самая трудная победа из всех, какие человек способен одержать над своей душой»

Ж. Бернанос

Аргументация

Вполне понятно уважение, которые мы испытываем к человеку, выжившему благодаря надежде в экстремальных ситуациях. Но ведь люди могут впасть в отчаяние и в такие моменты, которые не требуют максимальной концентрации всех усилий. Яркий пример — произведение Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Алексей Мересьев (реальный прототип — летчик Маресьев) потерпел крушение в бою и получил тяжелое ранение обеих ног. Он совершил настоящий подвиг, ползком добираясь до своих. Никто не ждал от геройского летчика чего-то большего. Алексей мог спокойно признать себя инвалидом и в тылу дождаться окончания войны.

Вопреки всему Алексей жил лишь одной надеждой на возвращение в небо. Лишение обеих ног он воспринял лишь как серьезное препятствие на пути к цели, но не окончательный приговор. Мучительные боли от ходьбы на протезах, непонимание окружающих, неизменные отказы на врачебных комиссиях — ничто не могло заставить Алексея впасть в отчаяние. Летчик одержал победу прежде всего над самим собой и смог вновь вернуться в кабину истребителя.

Вывод

В деле сохранения надежды человеку приходится рассчитывать только на самого себя.

Тезис №3

«Жизнь есть вечная надежда. Как только она умирает, человеку уже нечего делать на этой земле»

Д. Волкогонов

Аргументация

Есть люди, которые на протяжении всей жизни хранят лишь одну, пусть и совершенно бесперспективную, надежду. Образцом такого человека является главный герой рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Бедный чиновник Желтков безнадежно влюблен в княгиню Веру Николаевну. Он сам прекрасно понимает, что шансов на взаимную любовь нет никаких. Тем не менее бессмысленная надежда на протяжении нескольких лет является для Желткова единственной целью, ради которой он живет.

Желтков не впадает в отчаяние. Княгиня становится для него недосягаемым идеалом, к которому применима лишь одна фраза: «Да святится имя твое». Такая возвышенная любовь является лучшим примером надежды, которая неподвластна ничему на свете.

После встречи с мужем Веры Николаевны и ее братом главный герой видит единственный выход в самоубийстве, потому что гибель надежды для него равноценна физической смерти.

Вывод

Порою жить лишь с одной глупой надеждой намного важнее, чем влачить бесцельное существование.

Заключение

Умение хранить надежду — одно из самых главных качеств человека, позволяющее ему успешно преодолевать все жизненные тяготы.

Аргументы из жизни

  1. Как часто надежда становится нашим единственным спасением в море житейских проблем и забот. Она не дает нам возможности совсем отчаяться, опустить руки и перестать бороться. Свидетелем и участником случая, о котором хочу рассказать, была я сама. В декабре прошлого года в страшную аварию попал наш родственник, двадцатилетний студент одного из Московских вузов. Молодой человек, который вчера еще ходил, учился, любил и был счастлив, оказался прикованным к постели, так как в той аварии серьезно был поврежден позвоночник. Он был так раздроблен, что понадобились две операции, чтобы собрать осколки и скрепить их между собой. Наверное, в тот день и рождается у матери парня надежда на то, что она сумеет поставить сына на ноги, чтобы он вновь вернулся к нормальной жизни. Только надежда помогала в материнском горе, давала силы бороться, искать, находить, работать, поддерживать сына. Она всегда была рядом: в реабилитационном центре и дома. Много разговаривала с ним, не давая возможности предаваться плохим мыслям, поддерживала сына добрыми словами и никогда ничем не выдала своего волнения, своей тревоги, не показала своих слез. Она, наверное, ни на минуту не сомневалась в том, что сын встанет на ноги, и ее уверенность передалась и парню. Ежедневные упражнения, массаж и положительные эмоции сделали свое дело: постепенно стала возвращаться чувствительность. Это была радость для всей семьи. Надежда не покидает нас всех, и мы верим, что однажды парень встанет на ноги, и мы отпразднуем это счастливое событие.
  1. Как долго может жить надежда? Всю жизнь. Пока живет человек. Не удивляйтесь. Случай, о котором я хочу поведать, доказывает это. История произошла лет тридцать назад. Двое друзей — Михаил и Николай — после работы поехали за клюквой. Из леса Михаил вернулся один. Он сказал, что с другом они разошлись в лесу, а потом он до него не докричался, хотя долго звал его и ждал около машины. Поиски ни к чему не привели. Николай как в воду канул, не оставив никаких следов. Его жена осталась с тремя детьми одна. Старшей дочери было 9 лет. Женщина каждый день ждала мужа, на всякий шум на лестничной площадке бежала к двери, надеясь, что вернулся муж и отец. Но он не возвращался. Прошло несколько лет, семья не смогла жить в том городе и в той квартире, откуда так неожиданно исчез их любимый человек. Женщина с детьми переехала к своим родителям в другой город, замуж больше не вышла, вырастила детей и все надеялась, что муж все-таки однажды вернется. Через почти три десятка лет старшей дочери Николая позвонила дочь Михаила и рассказала, что отец тяжело заболел и умер, а перед смертью признался, что в тот злополучный день Николай попал в глубокую яму, сломал ноги, поранился, а Михаил смалодушничал, не помог, оставил его умирать. Когда дочь хотела рассказать об отце, мать не стала слушать. Она сказала, что будет ждать мужа и надеяться на его возвращение.

↑ Разрушенные надежды. А.П. Чехов «Ванька»

Рассказ А. П. Чехова «Ванька» посвящен разрушенным надеждам. Маленький мальчик Ваня пишет письмо своему дедушке. Он описывает свою тяжелую жизнь, лишенную любви и заботы. Описание всех ужасов, с которыми вынужден справляться Ванька, наталкивает читателя на мысль о том, что дедушка, прочитав письмо мальчика, обязательно приедет и заберет его в деревню. Но все ожидания разрушаются в последних строчках рассказа, когда вместо адреса Ваня пишет «на деревню дедушке». Рассказ производит очень сильное впечатление. Горькое чувство возникает, когда осознаешь, что Ванька будет продолжать ждать, надеяться, но суровая реальность не позволит его надеждам оправдаться.
ЧИТАТЬ РАССКАЗ «ВАНЬКА»

А. С. Пушкин «Дубровский»

Проблема отчаяния в романе А.С. Пушкина «Дубровский» тесно связана с сюжетом всего произведения. Начинается оно тем, что друзья Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров начинают ссориться. В результате этого конфликта герои становятся врагами, никто не готов идти друг другу навстречу. Кирила Петрович пользуются своим положением знатного дворянина и с помощью суда присваивает себе имение Дубровского. Это по-настоящему сломило Андрея Гавриловича, он был в отчаянии. У героя не было больше ничего. Кирила Петрович забрал у Дубровского последнее. Это становится причиной внутренних потрясений Андрея Гавриловича, вскоре он умирает. Такой финал жизни героя показывает, что часто отчаяние приводит к трагичным последствиям.

Отчаянно поступает и Владимир Дубровский, сын Андрея Гавриловича. После смерти отца герой предпринимает попытки отомстить Троекурову. Дубровский создает свою шайку, которая причиняет вред богатым и знатным людям. Фактически отец – это все, что было у Владимира. И когда он его лишился, терять главному герою было нечего, поэтому его месть была действительно отчаянным поступком. Причем отчаяние здесь соединялось с надеждой. Надеждой на то, что ему удастся показать знатным кругам населения, что их вседозволенность несправедлива и неправильна. Дубровский хочет изменить социальное устройство общества, показав все его несправедливости.

Вскоре отчаяние Дубровского, связанное с местью Троекурову, сменяется на надежду. Владимир влюбляется в дочь своего врага – Машу. Теперь все его мечты направлены только на обретение счастья рядом с ней. Все надежды героя связаны с влюбленностью в Машу. Он устраивает все так, что устраивается в дом Троекуровых, чтобы как можно чаще видеться с возлюбленной. Автор романа показывает, что отчаяние Дубровского было связано с его бесцельностью существования, надежды сразу же дали герою стимул для жизни.

Между Владимиром и Машей происходят сдвиги в отношениях. Девушка просит помочь ей избежать нежелаемого брака. Но Дубровский не успевает на венчание Маши с князем Верейским. Теперь она замужем. Дубровский предлагает ей уехать с ним, однако героиня отказывается, потому что брак для нее священен. Главный герой находится в отчаянии, ведь теперь счастью с любимой девушкой не быть. Владимир Дубровский оставляет все свои дела и в отчаянии уезжает за границу.

А.Н. Островский «Гроза»

С образом Катерины, главной героини драмы А.Н. Островского «Гроза», связана тема надежды. В молодости девушка мечтает о счастливой жизни рядом с любимым человеком. Но надежды сталкиваются с реальностью: мужем Катерины является человек, который не может сказать своей матери ни слова против. Тихон полностью подчиняется Кабанихе, которая в свою очередь притесняет Катерину. Любви между героиней и ее мужем нет. Катерина близка к отчаянию, однако она все еще надеется на лучшее. Неудача с Тихоном и его семьей не останавливают Катерину от романтических мечтаний о прекрасном принце.

Именно таковым является для героини Борис, в которого Катерина безоговорочно влюбляется. Отношения с ним становятся для Катерины спасательным кругом. Она думает, что любовь Бориса спасет ее от того состояния несвободы, с которым она столкнулась в доме Кабановых. Кабаниха притесняла Катерину, когда она находилась в браке с Тихоном, делала ее несвободной. А Катерина, которая выросла в покое и заботе, мечтала о свободе. Знакомство с Борисом дало надежду на эту свободу.

Казалось бы, мечты Катерины исполнены: она встретила свое счастье в отношениях с Борисом. Однако все происходит не так, как думает Катерина. Угрызения совести не позволяют девушке скрывать свою измену, она признается Тихону, об этом узнает и Кабаниха. Гнет становится еще больше, но Катерина спокойна, потому что она уверена, что Борис спасет ее, ведь он так любит ее. Но Борис отказывается брать на себя ответственность за собственные поступки. Главная героиня «Грозы» фактически остается одна. Она понимает, что оказалась не нужна Борису.

И именно сейчас Катерина понимает всю трагичность ситуации. Она одинока и несчастна. Мечте о любви и свободе не суждено сбыться. Катерину охватывает настоящее отчаяние. Она уверена, что для нее больше нет будущего, поэтому она решается на отчаянный шаг – на самоубийство.

А.Н. Островский с помощью судьбы Катерины и ее внутреннего мира показывает, что надежда и отчаяние – понятия, между которыми проходит тонкая грань. Всю свою жизнь Катерина надеялась на то, что в мире темноты на нее прольется свет. Надеялась главная героиня «Грозы» долго, однако позже поняла, что больше не в состоянии ждать от мира чего-то большего. Ее надежды резко сменились диким отчаянием, которое привело Катерину к смерти.

↑ И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско».

Главный герой рассказа – собирательный образ людей, которые не живут, а существуют: «До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук, — китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! — и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть».
Господин из Сан-Франциско – богатый, целеустремленный человек, который всю жизнь работал, чтобы когда-нибудь потом отдохнуть. Наконец, поняв, что добился многого герой решается исполнить свою мечту: пуститься в путешествие на 2 года. За много лет представление об идеальном отдыхе обросло подробностями, оно было выверено до мелочей. «В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов и тем, что люди в его годы чувствуют особенно тонко, — любовью молоденьких неаполитанок, пусть даже и не совсем бескорыстной; карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же стукаются белыми комочками о землю; начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим, чтобы слушать там Miserere; входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония, — разумеется, уже на обратном пути»

Представления о прекрасном отдыхе и реальность не совпали: испортилась погода, его укачало, ощущения были совершенно не такими, какими представлял себе главный герой: «И господин из Сан-Франциско, чувствуя себя так, как и подобало ему, — совсем стариком, — уже с тоской и злобой думал обо всех этих жадных, воняющих чесноком людишках, называемых итальянцами; раз во время остановки, открыв глаза и приподнявшись с дивана, он увидел под скалистым отвесом кучу таких жалких, насквозь проплесневевших каменных домишек, налепленных друг на друга у самой воды, возле лодок, возле каких-то тряпок, жестянок и коричневых сетей, что, вспомнив, что это и есть подлинная Италия, которой он приехал наслаждаться, почувствовал отчаяние…» Даже испорченную версию своей мечты герою не суждено было воплотить в жизнь, он умер в самом начале путешествия, медленно, мучительно, цепляясь за реальность. Проанализировав произведение, можно сделать вывод: мечта главного героя – это то, что он мог сделать и год, и два, и пять лет назад. Но почему-то не решался, не считал, что может себе это позволить.

Если задуматься, то он хотел когда-нибудь начать жить по-настоящему, дышать полной грудью, тратить заработанные деньги. Однако все вышеперечисленное ассоциировалось у героя обязательно с ощущением счастья, которое он при это будет испытывать. И даже если бы солнце светило, мы не знаем, принесло бы это главному герою счастье или нет.

Выходит, что мечта господина из Сан-Франциско – жить счастливо, вот только герой, к сожалению, так и не успел понять, что счастье – это не то, что маячит за горизонтом, оно в самой жизни. Мечта – это не то, что делает человека счастливым в тот же миг, когда осуществится. Более того, мечта и цель совершенно разные вещи. Несмотря на то что герой – целеустремленный, волевой человек, все же его мечта – это скорее цель, чем нечто большее, хотя он этого и не понимает. Герой умирает, так и не осуществив свою мечту. Даже если принять тот факт, что мечта всей жизни может быть заключена в рамки двухгодового путешествия, то стоила ли жизнь, полная лишений и бессмысленного труда, этих двух лет? И стоило ли откладывать мечту так надолго?

Откладывая мечту на потом, можно никогда не успеть ее осуществить, как главный герой рассказа И.А. Бунина. Более того, если возлагать на мечту слишком большие надежды, то можно горько разочароваться, и тогда солнце будет не так светить, а ветер будет дуть совершенно иначе, чем ты представлял.

ЧИТАТЬ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»

ДРУГИЕ АРГУМЕНТЫ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ

↑ А. Грин «Алые паруса».

В повести автор развивает свою давнюю мысль о том, что людям необходима вера в сказку. Она будоражит сердца, не дает успокоиться, заставляет страстно желать такой романтической жизни. Писатель был убежден, что если отнять у человека надежду, то исчезнет самая главная потребность, рождающая культуру, искусство и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Маленькая мечтательница Ассоль живет в нехитром мире среди игрушек, созданных ее отцом Лонгреном, а позже сама начинает творить маленькие чудеса: Ассоль мечтает «изловчиться, чтобы (у нее) на доске сама плавала лодка, а гребцы гребли бы по-настоящему; потом они пристают к берегу и честь честью, точно живые, сядут на берегу закусывать». Грей также попадает в неизведанный мир, потому что ему душно и тесно в фамильном замке, где его гнетут условности света. Юноша стремится в бурную стихию морской жизни и добивается своего: «…Грей шел к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой». Неукротимая вера в мечту, надежда на светлое будущее не оставляет героев даже в самые трудные минуты: Ассоль преодолела насмешки, издевки, жестокость окружающих и дождалась свои алые паруса. А Грей сумел подарить чудо возлюбленной, воплотив её мечту в реальность. Надо только очень желать, чтобы мечта осуществилась, стремиться к намеченной цели, трудиться для ее воплощения в жизнь.

↑ Надежда сильнее обстоятельств. Д. Митчелл «Облачный атлас»

Действие романа происходит в антиутопическом государстве Ни-Со-Копрос, которое развилось на территории современной Кореи. В этом государстве общество делится на две группы: чистокровных (людей, рождённых естественным путём) и фабрикантов (людей-клонов, выращенных искусственно в качестве рабов). К ним относятся очень негуманно и жестоко: не считают людьми, их уничтожают, как сломанную технику. В центре внимания автора находится героиня Сонми-451, которая волей случая оказывается вовлечённой в борьбу с государством. Когда она узнает страшную правду о том, как по-настоящему устроен мир, Сонми не может больше молчать и начинает сражаться за справедливость. Это становится возможным только благодаря неравнодушным «чистокровным», понимающим несправедливость такого разделения. В ожесточённой схватке убивают ее товарищей и любимого человека, а Сонми приговаривают к смертной казни, но перед смертью она успевает рассказать свою историю «архивисту». Это единственный человек, который услышал ее исповедь, но именно он потом изменил мир. Мораль этой части романа заключается в том, что, пока существует хотя бы один человек, для которого гуманизм – не просто слово, надежда на справедливый мир не угаснет.

↑ Пустые надежды. М. Горький «На дне»

Желая добра, Лука не способен бороться за него. Лука — тип утешителя пассивного. Он не задумывается об истинном положении вещей, об их объективной сути: «Во что веришь, то и есть…» Главное, по его мнению, с добром и состраданием отнестись к человеку. Он искренне хочет помочь людям. И вряд ли можно назвать его советы намеренной ложью. Теоретически и от алкоголизма можно излечиться, и настоящую любовь наконец найти… Ночлежники, поддержанные сострадательным словом Луки, раскрываются лучшими сторонами личности. Они обретают возможность хотя бы на время стать людьми, у которых есть будущее. Но как только Лука исчезает, они теряют едва обретенную надежду. Благородные устремления ночлежников, да и самого Луки не переходят в поступки. У ночлежников не хватает сил бороться с тяжелыми обстоятельствами своей жизни. Всем ходом сюжета позиция Луки ставится под сомнение, а его исчезновение в кульминационный момент действия демонстрирует несостоятельность этого героя в столкновении с реальными конфликтами жизни. Он и сам предпочитает скрыться, предвидя неизбежную драматическую развязку. А в случае с Актером драматическое противоречие оказывается неразрешимым, и он кончает жизнь самоубийством. Авторская точка зрения выражается именно в сюжетном развитии. Все обещанное Лукой приводит к прямо противоположным результатам. Актер удавился, как и герой притчи о праведной земле, рассказанной Лукой. Хотя Лука говорил в ней о необходимости надежды. Жизнь ночлежников возвращается в прежнее страшное русло.
«На дне» Краткое содержание

↑ Последствия отчаяния. М.А. Шолохов «Тихий Дон».

Беспредельно отчаяние Натальи. Жизнь без верности и любви Григория потеряла для нее всякий смысл и ценность. Возвращаясь домой, Наталья повинилась перед Ильиничной, но твердо решила: «Буду я с Григорием жить или нет, пока неизвестно, но родить от него больше не хочу. А я беременная зараз, маманя…»
Гордая, оскорбленная, она не захотела больше иметь детей от неверного мужа. После неудачного аборта, сделанного деревенской бабкой, Наталья умирает.

Описание последних минут жизни Натальи доведено в романе до глубочайшего трагического напряжения. Жизнь тихо отходила от нее, уже покорной и страдающей. Она оставляла все самое дорогое, что было для нее в этом мире: детей, «единственного» Григория. Перед смертью она простила ему все и по-прежнему вспоминала и любила его. «Маманя, вы меня оденьте в зеленую юбку, в энту, какая с прошивкой на оборке… Гриша любил, как я ее надевала… и в поплиновую кофточку…»

Прощаясь с детьми, она наказывает Мишатке: «Придет отец – поцелуй его за меня и скажи ему, чтоб он жалел вас…» Одному Григорию отдала Наталья свое верное сердце. Мир семейного счастья, который она создавала с таким трудом, который был единственным смыслом всей ее жизни, – разрушился, и она погибла.

«Тихий Дон»- краткое содержание

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]