Горе от ума Александр Сергеевич Грибоедов : краткое содержание, характеристика героев, жанр произведения, идея, главная мысль. Читательский дневник 9 класс Горе от ума. Чему учит Горе от ума. Сочинени


Краткий пересказ сюжета пьесы Грибоедова «Горе от ума»

Действие пьесы отражают события одного дня. Чацкий, молодой дворянин, после трёхлетнего отсутствия возвращается в дом Фамусовых, где воспитывался. Здесь у него оставалась девушка Софья Фамусова, в которую он влюблён. За время его отсутствия Софья начала тайно от отца встречаться с бедным писарем Молчалиным. Старший же Фамусов хочет выдать дочь за полковника Скалозуба, уже не молодого, но богатого жениха.

Новый возлюбленный Софьи на самом деле очарован служанкой Лизой, а с дочкой Фамусова крутит лишь в надежде на дальнейшее расположение её отца и взлёт по карьерной лестнице. Чацкий всё это видит и постоянно глумится над выбором бывшей возлюбленной. Не доволен герой и привычками здешнего общества — стремлением слепо подражать Западу и отсутствием желания заниматься самопросвещением. О своих наблюдениях он открыто высказывается на званном вечере Фамусовых.

Софья, возмущенная тем, что друг детства высмеивает её Молчалина и их отношения, пускает слух о его сумасшествии. Общество поддерживает эту догадку, так как не приемлет идей и высказываний Чацкого. К концу дня Фамусов узнаёт о тайных свиданиях дочери и понимает, что планы на выгодный брак разрушены. Софья осознав, что Молчалин её обманывал, прогоняет его. Чацкий произносит обличительную речь и покидает дом Фамусовых.

Действие 4

Некоторые гости расходятся, обсуждая других за спиной. Собирается уходить и Чацкий. Он разочарован во свете. Но лакей никак не находит ему кучера. Вдруг в дом врывается Репетилов — старый знакомый Чацкого. Он кается в грехах и приглашает товарища в секретный союз, который состоит из решительных людей. Однако Александр Андреевич не видит цены в словах болтуна Репетилова. Тогда последний заводит разговор со Скалозубом, но опять не находит понимания. Только с Загорецким они находят точки соприкосновения, но их общение сводится к обсуждению «сумасшедшего» Чацкого. Репетилов поначалу не верит в слух, но остальные убеждают его, что Александр Андреевич действительно сошел с ума. Чацкий все это слышит и обеспокоен — слышала ли это София? Ему и в голову не приходит, что слух пустила именно она.

Лизанька идет будить Молчалина, ведь его зовет София. Алексей Степанович признается, что не любит барышню и говорит о чувствах к служанке. Роман с Софьей для него — всего лишь способ подняться по карьерной лестнице. Это все слышат София и Чацкий. Молчалин продолжает: отец учил его всем угождать ради собственной выгоды, поэтому герой решил пробиться в свет путем лжи и притворства. Несмотря на щедрые подарки, Лиза его отвергает и упрекает: ей жаль барышню. Барышня, не выдерживая, выходит из тени и обрушивается на обманщика. Секретарь понимает, что она все слышала, и бросается ей в ноги. Софья непреклонна. Она обещает ничего не рассказывать отцу, если Алексей Степанович больше не появится. Врывается в разговор Чацкий. В этот момент Молчалин уходит в комнату. Александр Андреевич обвиняет Софью во лжи и сетует на то, что его променяли на какого-то подхалима. На шум стекаются все, кто находился в доме. Фамусов думает, что дочь связалась с Чацким, и угрожает Софье отправить ее в глушь, а Лизу — в птичницы. Из его слов Чацкий узнает, что именно Софья выставила его сумасшедшим. Взбешенный отец говорит, что теперь Чацкого никто не примет в доме, так как он опозорил его дочь.

Чацкий смеется над ситуацией, над Софией, над Павлом Афанасьевичем. Лишь в душе его сохраняются горечь и обида. Он произносит монолог, осуждает лицемерную и алчную Москву и покидает навсегда когда-то дорогой сердцу дом. А Фамусов лишь озабочен мнением княгини Марьи Алексеевны: на горе дочери ему наплевать.

Автор: Мария Шнайдер

Краткое содержание комедийной пьесы Грибоедова «Горе от ума» по действиям

Москва. Начало XIX века. Дом богатого чиновника Фамусова.

Действие I. Возвращение Чацкого или «третий лишний»

За спиной хозяина дома, богатого чиновника Фамусова его дочь София и секретарь Молчалин тайно встречаются по ночам. Служанка Лиза сторожит за дверью, пока парочка общается. Фамусов начинает подозревать неладное, но подозрения откладываются с приездом Александра Андреевича Чацкого, воспитанника дома Фамусовых, который отсутствовал долгих три года. Александр Андреевич до своего отъезда был влюблён в Софью и она отвечала ему взаимностью. Не забыв свои чувства, Чацкий вновь надеется заполучить расположение девушки, которая совсем ему не рада. Софья влюблена в Молчалина, хоть и надеется, что их встречи остаются в тайне. Девушка не знает, как назвать имя своего возлюбленного Чацкому. Отец Софьи не рад этим двум ухажёрам дочери, по его мнению, лучшей партией для неё станет полковник Скалозуб.

Действие II. Чацкий узнаёт, кто стал его соперником

В доме Фамусовых появляется Чацкий и беседы с Фамусовым. По мнению Чацкого смешно и не правильно гоняться за чинами и богатством. Фамусов не доволен такими изречениями воспитанника и, когда к нему с визитом приходит Скалозуб, он уводит его в свой кабинет, подальше от «смутьяна». Софья наблюдает за Молчалиным в окно и видит, как тот падает с лошади. Переволновавшись, девушка теряет сознание. Чацкий всё видит и догадывается, кто является тайным возлюбленным Софьи. Выясняется, что Молчалин не пострадал, когда он остаётся наедине со служанкой Лизой, то признаётся девушке в любви. Лиза возмущена по этому поводу и осуждает секретаря за обман и лживые ухаживания за Софьей. Самой крепостной нравится слуга Петруша, Молчалин ей безразличен.

Действие III. Званый вечер в доме Фамусовых

Между Чацким и Софьей происходит объяснение. Понимая, что он отвергнут, Чацкий начинает упрекать Софью и не очень лестно отзывается о её новом возлюбленном. Софью задевают слова Чацкого, и она покидает его, торопясь на очередное тайное свидание.

К Фамусовым съезжаются гости. Во время беседы с одним из приглашённых Софья говорит, что Чацкий не в своём уме. Слух о его сумасшествии быстро распространяется среди остальных гостей. Когда приходит Чацкий, он замечает, что на него все смотрят как на сумасшедшего.

Действие IV. Разоблачение

После ухода гостей, к Фамусовым вбегает Репетилов. Старый товарищ приглашает Чацкого в Английский клуб, но тот решает остаться. Чацкий, спрятавшись за колонну, подслушивает, как Молчалин ухлёстывает за Лизой. Хитрец вновь признаётся служанке в любви, и этот разговор слышит Софья. В ярости девушка прогоняет обманщика из дома. Входит Чацкий и высказывает Софье свои возмущения по поводу роспуска слухов о его сумасшествии. Появляется Фамусов, ругает и стыдит дочь за непристойное поведение и обещает ей в воспитательных мерах «ссылку» в деревню. Он запрещает Чацкому ухаживать за своей дочерью, однако это лишнее — Александр Андреевич разочарован в Софье и в московском обществе. Он желает покинуть Москву навсегда и вызывает карету.

Гости разъезжаются с бала у Фамусова. Хрюмина-внучка жалуется бабушке, что Фамусов «назвал на бал каких-то уродов с того света». Платон Горич вздыхает от назойливых забот жены. Чацкий горько сетует наедине с самим собой: он ожидал найти в Москве радость от встречи со знакомыми и живое участие от них, однако не обнаружил ни того, ни другого. (См. полный текст «Горя от ума».)

Лакей Чацкого долго не может найти кучера. На Чацкого тем временем натыкается приехавший с опозданием суетливый Репетилов. Начинает торопливо рассказывать: порвал со своей прежней разгульной жизнью – и сошёлся с умнейшими людьми. В Английском клубе они образовали «секретнейший союз» с тайными собраниями по четвергам. На них ведутся разговоры о «камерах», о присяжных, «О Бейроне, ну о матерьях важных». Предлагает свести и Чацкого со своими друзьями («Что зá люди, mon cher! Сок умной молодёжи!»). Чацкий: «Да из чего беснуетесь вы столько?» – «Шумим, братéц, шумим». – «Шумите вы? и только?»

Горе от ума. 4-е действие. Краткий пересказ. Иллюстрированная аудиокнига

Репетилов начинает описывать членов «секретнейшего союза»: князь Григорий, чудак, нас морит со смеху, век с англичанами, вся áнглийская складка, и так же он сквозь зубы говорит; Евдоким Воркулов – исполнитель любовных итальянских арий; братья Левон и Боринька, о которых и «не знаешь, что сказать»; «но если гения прикажете назвать: Удушьев Ипполит Маркелыч!!» [намёк на Чаадаева]. Советует Чацкому прочесть его сочинения, хотя Удушьев, впрочем, почти ничего не пишет, в журналах можно сыскать лишь его отрывок, взгляд и нечто, «но голова у нас, какой в России нету», хотя «крепко нá руку нечист; да умный человек не может быть не плýтом». Однако Удушьев любит говорить о «высокой нечисти» с горящим лицом, да так, что все вокруг рыдают. На собраниях члены репетиловского «союза» сочиняют водевили, кладут их на музыку – и сами же хлопают, когда их дают в театрах.

На нашем сайте вы можете прочитать полный текст 4 действия «Горя от ума» и краткое содержание всей комедии целиком в одной статье

Выходит садиться в карету Скалозуб. Репетилов бросается к нему с объятьями. Чацкий, пользуясь удобным моментом, скрывается от Репетилова в швейцарскую. Репетилов зовёт и Скалозуба на собрания «союза»: там «напоят шампанским на убой». Но Скалозуб отвечает: «учёностью меня не обморочишь». Обещает прислать в союз фельдфебеля вместо Вольтера: «Он в три шеренги вас построит, а пикните, так мигом успокоит». Репетилов советует ему не слишком думать о службе. Рассказывает, как сам затесался в зятья к немцу фон Клоцу, метившему тогда в министры, женился на его дочери, но не получил ни богатого приданого, ни чинов. «Тьфу! служба и чины, кресты – души мытарства».

Разглагольствуя, Репетилов даже и не замечает, что Скалозуб уже уехал, и его место перед ним заступил Загорецкий. Загорецкий уверяет Репетилова в своём либерализме, потом начинает рассказывать ему про сумасшествие Чацкого. Репетилов не верит, но его начинают уверять в этом и как раз вышедшие княжны Тугоуховские: «Мсьё Репетилов! чтó вы! Да как вы! Можно ль против всех!» О том, что Чацкого надо лечить, говорит и старуха Хлёстова.

Тугоуховские уезжают. Репетилов, постояв немного в недоумении, думает, куда бы ещё поехать среди ночи. Садится в карету и велит, чтобы лакей вёз его «куда-нибудь».

Потрясённый Чацкий выходит из швейцарской. Он слышал разговоры о своём сумасшествии и гадает: кто же пустил этот слух? Знает ли о нём Софья? В это время Софья появляется на втором этаже опустевшего дома со свечкой. Глядя в темноте на Чацкого, спрашивает: «Молчалин, это вы?» – но потом быстро исчезает за своей дверью.

Чацкий замечает, что стоит у двери в комнату Молчалина. Прячется за колонну, решив следить за тем, что будет дальше.

Входит Лиза со свечкой. Говорит сама с собой: барыне померещился внизу Чацкий, она послала меня проведать, нет ли здесь его и заодно позвать Молчалина. Стучится к Молчалину: «барышня зовёт вас к себе».

Молчалин выходит, зевая. Наверху опять появляется Софья, начинает тихо спускаться. Молчалин, не видя её, вновь принимается заигрывать с Лизой. Лиза советует ему думать о свадьбе с барышней, однако он говорит, что не видит в Софье ничего завидного: «Мой ангельчик, желал бы вполовину к ней то же чувствовать, что чувствую к тебе». Лиза: «И вам не совестно?» – Молчалин:

Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину, где доведётся жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. ……… И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека… ……… Пойдём любовь делить плачевной нашей крали. Дай обниму тебя от сердца полноты. Зачем она не ты!

Софья выходит и становится перед ним. Молчалин бросается перед нею на колени, ползает у ног. Она отталкивает его: «Не подличайте, встаньте, лжец!» Требует, чтобы он завтра же уезжал из дома и чтобы она больше никогда не слыхала о нём. И

…будьте рады, Что при свиданиях со мной в ночной тиши Держались более вы робости во нраве, Чем даже днём, и при людях, и в яве, В вас меньше дерзости, чем кривизны души…

Радуется, что этой сцене между ними нет свидетелей, как давеча, когда Чацкий видёл её обморок.

Но из-за колонны выходит Чацкий: «Я здесь, притворщица! Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован кому!.. Ах! как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич! – Молчалины блаженствуют на свете!»

Молчалин скрывается в своей комнате. Зато на шум прибегает Фамусов с толпой слуг. Кричит:

Ба! знакомые всё лица! Дочь, Софья Павловна! страмница! Бесстыдница! где! с кем! Ни дать ни взять, она, Как мать её, покойница жена. Бывало, я с дражайшей половиной Чуть врознь — уж где-нибудь с мужчиной!

Вопрошает: чем прельстил тебя Чацкий, ты ведь сама назвала его безумным? Чацкий Софье: «Так этим вымыслом я вам ещё обязан?» Фамусов считает, что Чацкий, возмущаясь Софьей, лишь разыгрывает роль, чтобы обмануть его. Бранит Лизу: «Бегая за нарядами на Кузнецкий мост, ты научилась там сводить любовников?» Грозит отправить её в деревню, в избу, за птицами ходить, а Софью – «в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов, там будешь горе горевать, за пяльцами сидеть, за святцами зевать». Чацкому впредь отказывает от дома. Грозит ославить его на всю Москву, да ещё «в Сенат подам, министрам, государю».

Чацкий произносит свой заключительный монолог: «Слепец! я в ком искал награду всех трудов! Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко… (Софье:) Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали, что всё прошедшее вы обратили в смех?!» Пророчит, что Софья ещё помирится с Молчалиным: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей». Разуверяет Фамусова: я не собираюсь свататься к вашей дочери, «Другой найдётся благонравный, низкопоклонник и делец, достоинствами, наконец, он будущему тестю равный».

С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков, Дряхлеющих над выдумками, вздором, — Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нём рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорблённому есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!

Чацкий уезжает. Фамусов говорит Софье: он и вправду безумный – такую сейчас молол чепуху! Но ты-то, ты-то! «Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

Кратко о героях комедии «Горе от ума»

Для качественного восприятия краткого содержания комедии Грибоедова «Горе от ума», необходимо знакомство с характеристиками её главных и второстепенных персонажей.

Характеристика основных персонажей пьесы

  • Фамусов Павел Афанасьевич – состоятельный помещик и чиновник, который служит управляющим в госструктуре. Павел Афанасьевич вдовец, воспитывающий дочь. Он слишком озадачен тем, что думают о нём окружающие. Основные его ценности: блат, богатство, высокие чины. Павел Афанасьевич настороженно относится к образованным «выскочкам» и просвещению масс. Для своей единственной дочки Софьи Фамусов выбрал достойного жениха — уже не юного, но уважаемого и материально обеспеченного офицера Скалозуба.
  • Фамусова Софья Павловна – семнадцатилетняя дворянка, единственная дочь Фамусова. Девушка росла без матери, но её воспитание от этого не пострадала. Она получилась сметливой, привлекательной и прогрессивной барышней. Как и другие девушки на выданье, Софья играет на музыкальных инструментах, поёт, танцует, свободно владеет французским языком. Влюбившись в небогатого Молчалина, девушка встречается с ним тайно, так как её отец, считает очень важным положение в обществе и вряд ли одобрит такой союз. Софья распускает слухи о сумасшествии Чацкого, желая, таким образом, ему отомстить за подтрунивания над Молчалиным.
  • Молчалин Алексей Степанович – молодой неименитый мужчина, служащий секретарём при доме Фамусовых. Молчалин с детства приучен угождать окружающим ради получения выгоды. Из себя ничего особенного не представляет, мнение своё держит при себе и поддакивает тем, кто выше рангом, умом особым не обременён. В угоду своему господину ухаживает за его дочкой, которая ему совершенно безразлична, при этом тайно симпатизирует служанке Лизе.
  • Чацкий Александр Андреевич – молодой дворянин, воспитанник дома Фамусовых. Рано осиротел, рос рядом с Софьей и долгое время был влюблён в неё. Чацкий вырос человеком «нового поколения»: он горд, умён и отрицает ценности московского дворянства. Вернувшись из длительного путешествия заграницу, молодой человек узнаёт об отношениях Софьи и Молчалина. Его самолюбие оскорблено, он изводит соперника нападками и встречает неожиданно резкий отпор от бывшей возлюбленной.

Характеристика второстепенных персонажей пьесы

  • Скалозуб Сергей Сергеевич – богатый холостяк, полковник, карьерист. Человек ограниченных взглядов, интересуется исключительно наградами и повышением по военной службе. Очень нравится Фамусову, который приглядел его в качестве супруга для дочери.
  • Репетилов – товарищ Чацкого, дворянин. Забавный и неловкий человек, у которого не вышло с карьерой и семейной жизнью. Любитель кутежа и званых вечеров.
  • Лиза – крепостная служанка в доме Фамусовых. Ветреная, но не глупая особа. Девушка нравится Фамусову и Молчалину, а сама неровно дышит в сторону буфетчика Петруши.

Другие персонажи пьесы «Горе от ума»

  • Загорецкий Антон Антонович – дворянин, знакомый Фамусова.
  • Хлестова Анфиса Ниловна – сестра покойной супруги Фамусова.
  • Горич Платон Михайлович – отставной офицер, дворянин.
  • Горич Наталья Дмитриевна – молодая дворянка, супруга Платона Михайловича.
  • Тугоуховский Пётр Ильич – князь, глухой старик.
  • Тугоуховская Марья Алексеевна – супруга Петра Ильича, мать шести дочерей на выданье.
  • Графини Хрюмины – древняя бабушка и внучка, ищущая себе супруга.
  • Петрушка – крепостной слуга Фамусовых.

Другие персонажи

  • Лиза — молодая служанка Софьи. Рассудительна, скромна. Умеет выкручиваться из сложных ситуаций, так как вынуждена угождать Софье и увёртываться от ухаживаний Фамусова и Молчалина.
  • Скалозуб Сергей Сергеевич — полковник, но «метит в генералы». Богатый человек, не интересуется ничем кроме службы, но любит распространять сплетни.
  • Загорецкий Антон Антонович — плут, мошенник, картёжник и сплетник.
  • Хлёстова Анфиса Ниловна — старуха, свояченица Фамусова. Властная барыня-крепостница, не очень умна, имеет вздорный характер, бесцеремонна с людьми.
  • Репетилов — глупый, ленивый человек, болтун и лгун.
  • Господа N. и D. — заядлые сплетники.
  • Петрушка — буфетчик в доме Фамусова, грамотен. В него влюблена Лиза.

Горичи:

  • Платон Михайлович — давнишний сослуживец Чацкого, во всём подчиняется жене.
  • Наталья Дмитриевна — его жена, всегда и везде командует мужем.

Тугоуховские:

  • Князь Пётр Ильич — старый, больной человек, подкаблучник жены.
  • Княгиня — озабоченна как бы выгодно выдать замуж дочерей.
  • 6 дочерей.

Графини Хрюмины:

  • Бабушка — мечтает выдать внучку замуж.
  • Внучка — злая «старая дева», завидующая замужним дамам.

Кратко об истории создания комедии «Горе от ума»

В далёком 1816 году Александр Сергеевич Грибоедов вернулся на родину из длительного заграничного путешествия и был приглашён на светский вечер. Поражённый тем, как русская знать преклоняется перед всем заграничным, он возбуждённо произнёс обличительную речь на публику. Многие из знатных господ всерьёз задумались о психическом здоровье Грибоедова. Так родилась идея создания сатирической комедии «Горе от ума», которая обещала стать сладкой местью недалёкому аристократическому обществу.

Грибоедов работал над пьесой около четырёх лет. Точку в своей работе он поставил в 1824 году, но в публикации автору было отказано цензурой. Рукописные копии расходились по рукам, пока Грибоедов осуществлял новые правки, надеясь, что его работа всё же попадёт в печать. Но впервые полная версия «Горе от ума» была напечатано лишь в 1831 году, на немецком языке, уже после смерти автора. В России, претерпев сильнейшие цензурные правки, пьеса увидела свет в 1833 году, а авторский вариант получил свой «звёздный час» лишь в 1862 году.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]