- Краткие содержания
- Распутин
- Нежданно-негаданно
Главным героем произведения «Нежданно-негаданно» является Сеня Поздняков. У мужчины есть супруга, которую зовут Галина. Их деревня находится далеко от города возле реки Ангара. Семен и Галина, очень добрые и порядочные люди. К окружающим людям они относятся доброжелательно и приветливо. Они не безразличны к чужому горю.
Однажды семья Поздняковых поехали в город на рынок, чтобы скупиться. На вещевом базаре «Шанхай» они увидели маленькую очаровательную девочку. Она была похожа на ангела. Ребенок просил милостыню. Они познакомились с девочкой и узнали, что ее зовут Катя. Семья Поздняковых принимает решение забрать малышку к себе. У ребенка не было документов, но это не помешало Сене и Галине забрать ребенка в деревню.
Живя вместе с Поздняковыми, девочка начала постепенно приходить в себя. Она превратилась из перепуганного ребенка в обыкновенного. Она радовалась мелочам, играла с собакой. Но, однажды ее прекрасная жизнь была омрачена появлением в доме Поздняковых, Катиного прошлого хозяина. Он использовал девочку в роли рабыни. Сеня не смог противостоять бандиту. Поэтому девочку увезли обратно в город.
В произведении нет счастливого конца, потому что автор описал жестокую действительность.
Читательский дневник.
Другие произведения автора: ← Последний срок↑ РаспутинМама куда-то ушла →
Популярные сегодня пересказы
- Тайна ночного леса — краткое содержание рассказа Бианки
Очень хорошее и поучительное произведение Виталия Бианки. Рассказывается о том, как один охотник, который был еще и орнитологом очень хотел поймать белую куропатку, но у него совсем не выходило подстрелить хотя бы одну - Разноцветная бабочка — краткое содержание рассказа Платонова
В рассказе повествуется о коренной жительнице Кавказских гор, проживающей в хижине, пожилой Анисье, которая даже не помнила, сколько ей лет. На соседствующем с хижиной улье проживал дед Ульян. - Степной волк — краткое содержание романа Гессе
В книге приводится жизнеописание Гарри Галлера, написанное и опубликованное по запискам героя племянником хозяйки квартиры, где тот жил в свое время. Галлер был весьма необычным - По Эдгар
Был рожден 19 января в 1809 году актерами, которые никогда не сидели на месте и постоянно путешествовали. Довольно рано Эдгар потерял двух самых близких людей, так как его отец бесследно исчез сразу через год после его рождения
Нежданно-негаданно — Валентин Распутин
Расположились в скверике напротив дебаркадера. Скверик уже не походил на скверик: на бойком месте земля была вытоптана до камня, с одного бока его поджимала стоянка для машин, выдвинутая из-под моста и огороженная высокой металлической сеткой, с другого — теснила расползшаяся, в ямах, дорога к Ангаре, с третьего — асфальтовая дорога вдоль Ангары. Высокие тополя в скверике стояли редко, но раскидисто и тень давали. К ним и повел Сеня Поздняков свою группу, как только объявили, что «Метеор», на котором предстояло им ехать, подадут с опозданием на час. Группа была из своих, из своей деревни, и из соседей, из замараевских, возвращающихся из города. Поровну по три человека оттуда и оттуда. Свои: Сеня, Правдея Федоровна, потерявшая свое имя Клавдея еще в старые времена за пристрастие к правде, когда, выступая на собраниях с разоблачительными речами против начальства, она повторяла: «Я правду люблю», — и Сенина соседка по деревенскому околотку бабка Наталья. Замараевские: муж и жена Темниковы, он инженер в леспромхозе, она — бывший врач. Но это еще по старой сдаче инженер и врач. Теперешняя жизнь сдала карты заново и козырей поменяла. И кто из них сейчас кто, они и сами не знали. Леспромхоз то работал, то не работал, больницу ужали до фельдшерского пункта, и поговаривали, что закроют и фельдшерский.
Третья замараевская — молоденькая девчушка по имени Лена, сдававшая вступительные экзамены в один из новых университетов.
Сеня, как человек бывалый, рассмотрел неподалеку за разбитой дорогой торгующую пивом коммерцию и приволок от нее три картонные коробки. Их сплющили, разодрали и устроили под седево — чтоб не на землю. Вышло вполне культурно. Расселись и принялись за разговором поджидать, когда стянется назначенный час.
Вот наступили времена: раньше, как лето, каждая деревенская изба полна городских гостей. Ехали и воздухом подышать, и стариков повидать, а у кого руки не отсохли — и помочь старикам в их непрестанном битье-колотье по хозяйству. Теперь в деревню не едут: для одних дорого, для других неинтересно. Одни спасаются участком подле дачки, который не отпускает к отцу-матери, другим позарез стал нужен и берег турецкий, и Африка вместе с Америкой. Теперь и писем в деревню не пишут, а заказывают при случае: пусть мама приедет, пусть папа приедет — соскучились.
А что такое «соскучились» — понятно.
Вот и Сене Позднякову, по которому донельзя соскучились внуки, пришлось набивать снедью два мешка и отправляться как Магомету к горе. Правдея Федоровна прямо называла себя «савраской». Уже второй раз за лето впрягалась она и ехала. Бабку Наталью на старости лет заставила сниматься с лежанки другая, как говорила она, «везея». Гостила зимой внучка и оставила золотые сережки. И два месяца уже: бабушка, отправь, бабушка, отправь. А с кем отправишь золотые сережки какого-то фасонистого издела? Пришлось снаряжаться самой. А сын привез сегодня на пристань и посадки не дождался: некогда.
Зачем ездили замараевские, муж с женой, осталось еще не расспрошено. Впереди длинная дорога. И до дороги сидение в маете. Девчонка, Ленка, сказала, что экзамены в университет сдала, но учиться, наверно, не будет: не понравились ни университет, ни преподаватели, а в общежитии и селиться опасно, там одни кавказцы.
Солнце нагревалось и начинало дышать горячо. По мосту через Ангару дребезжали трамваи и ползла из машин с краю с шипом огромная, во весь мост, разноцветная гусеница, то вздымаясь горбом, то опуская уродливые сочленения. А по другой боковине моста навстречу ей двигалась, поддергивая длинное членистое тело, точно такая же гусеница. И дух с моста сбрасывался едкий, злой. За Ангарой, вздымаясь в гору, продолжался город, сначала деревянный, низкий, закрытый зеленью, затем переходящий в коробчатые белые многоэтажки, нахальные и одновременно сиротски печальные. В одной из них, с шестью рядами разноцветных балконов по фасаду, и жили Сенины дочь с зятем и семи летним внуком. Сын жил по эту сторону Ангары далеко, за плотиной. Только в Сенины наезды они и сходились, что-то у них меж собой не ладилось. Но ни одна, ни другая сторона, ни дочерняя, ни сыновья, сколько ни выспрашивал Сеня, не признавались, в чем дело, закатывая одинаково при расспросах глаза, будто Сеня тронулся. Но не из тех был Сеня, кого можно оставить в неведенье надолго, и на следующее гостеванье у него появилась надежда на сватью, на невесткину мать, которую собирались осенью окончательно забрать в город. Деревня деревню поймет. Сеня видел однажды сватью, крупную старуху с больными ногами и пытливыми глазами; она без обиняков сразу же уставила их на Сеню с хитрым прищуром — будто Сеня когда-то до родства за нею приударял. Этого быть не могло. Сеня на всякий случай выспросил, где протекала ее жизнь. Не могло. Но, выспрашивая, убедился он, что сватья, которую звали Руфина Сергеевна, не поверху глядит на мир и все, что надо, выглядит. «Как вот в деревню залетают такие имена?» — подивился Сеня, знакомясь со сватьей, подбирая руку, которую она как-то быстро выронила, но имя еще больше его убедило: мимо Руфины Сергеевны ни одна семейная соринка не пролетит, она во все вникнет.
По скверику неприкаянно бродили люди, томившиеся ожиданием, натыкались на Сенин табор и отходили, морщась от убитого и захламленного угла, обманывающего сверху зеленью. У пивной за обнаженной земляной дорогой становилось веселей, оттуда доносились частый звон и бряк, возбужденные голоса. Дебаркадер, хорошо видимый по сквозящему скверику, был совершенно безлюден, на деревянном помосте причала, с которого была перекинута на дебаркадер под ступенчатым спуском стремянка с поручнями, высилась гора из огромных полосатых баулов, известных всей России.
Девчонка отошла от табора и стояла неподалеку. Отошел и инженер, рассматривая за решетчатой оградой машины.
Правдея Федоровна достала из сумки яблоки, тугие, краснобокие, с глянцевым отливом, и принялась угощать. А чего не угощать на прошлогодние зубы, которые хорошо кусали только в воспоминаниях? Сеня и бабка Наталья отказались, яблоки даже с виду были неукусные. Отказалась и фельдшерица и принялась рыться в старой черной сумке с испорченным ездовым замком, застрявшим посреди хода. Склонясь над сумкой, фельдшерица вытянула ногу. Сеня смотрел на крепкую неодрябшую ногу с безобидным интересом: есть на ней чулок или нет? Чулки пошли под цвет кожи, не отличишь, а отличить зачем-то хотелось.
Ехали обратно, сумки были полупустые, с обвисшими боками. Что давалось в гостинцы или что покупалось, шло в легкую укладку. Только инженер вез большой и плоский фигурный предмет, замотанный в целлофан. «Крыло для „жигуля“, — еще при встрече догадался Сеня, по привычке всем интересоваться, спросил, много ли отдано за крыло. Отдано было много, Сенина прикидка осталась далеко внизу. «Все в порядке, — решил он. — Никакого торможения». Он все угрюмей и терпеливей относился к загадке: если торможения нет и не предвидится, то куда же они взлетят?
Замараевская фельдшерица, елозя на Сениной картонке, вытянула из-под замка прозрачный пакет, а в пакете небольшой глиняный горшочек с землей и торчащим зеленым отростком. Бабы заинтересовались: что такое? Можно было и не спрашивать: комнатный цветок. Но из каких-то особых, сказала фельдшерица, живучих настолько, что хоть забудь о нем на полгода. Она выговорила и название, уж больно чужое, так что никто не решился переспросить. И рассказала то, чего Сеня не знал. Оказывается, на комнатные цветы в их краю нашел мор. Да, и на цветы тоже мор. Хиреют и мрут. Хоть заухаживайся, хоть глаз не спускай — никакого спасенья. Уж на что геранька терпеливый цветок, та самая геранька, без которой и солнышко не заглянет в окошко, а и на нее порча нашла. Не дает уж красного цветенья, корешок слабый, слизистый.
Урок литературы по рассказу В.Г. Распутина «Нежданно-негаданно». (11 класс)
Урок по рассказу В.Г. Распутина «Нежданно-негаданно». (11 класс)
Тема:
Идейно-художественное богатство рассказа В. Г. Распутина «Нежданно-негаданно».
Цели:
1.Обучающая: формировать умение анализировать рассказ.
2. Развивающая: развивать речь, умение мыслить.
3.Воспитывающая: воспитывать гуманное отношение человека к человеку.
Эпиграф к уроку:
«Все художественное пространство Распутина — и малые детали, и главные конфликты, даже пейзажи — насыщено этими вопросами, страхами перед «облегченностью», то есть беспочвенностью, бездомностью, и волей к самопознанию, то есть к возрождению надежных ориентиров жизни. Он умный и внимательный смотритель русской жизни». (В.А. Чалмаев)
Ход урока:
I. Слово учителя
.
Учитель говорит о новых тенденциях в творчестве Распутина, о «жестоком реализме» звучащем в его рассказах.
(Ученики читали рассказ к уроку)
II. Беседа.
Обучающиеся прочитали рассказ и осмыслили его самостоятельно.
Учитель:
Обратимся к заглавию рассказа. Какие ассоциации возникают, когда вы произносите эти слова?
Гипотеза ответа:
Произошло что-то непривычное, неожиданное, непредполагаемое, из ряда вон выходящее.
Учитель:
Так что же произошло, что изменилось? Кто главный герой рассказа?
Гипотеза ответа:
Изменились нравственные и социальные ценности людей, потерявших опору (в виде кодексов нравственности строителей коммунизма, трудовых коллективов), оставшихся в одиночестве перед натиском жестокости. Поэтому поражен деревенский герой Семен Поздняков всем тем, что он увидел в городе.
Учитель:
Чем поражен Семен? Что его удивило? Зачитайте цитаты.
Гипотеза ответа: «
Охвачен удивлением, жалостью и болью при виде того, как опускают и опускают деньги «ангельскому» созданию, выпрашивающему подаяние по воле пасущего её Ахмета. А от предложения купить девочку он точно на землю опустился…»
III. Работа в группах. (
Вопросы даны были заранее.)
1-я группа выявляет тематику и проблематику рассказа, анализирует время, место действия, широту изображаемого материала; характеризует самих героев и ситуации, в которые они поставлены автором, сопоставляет разные характеры и типы поведения.
Учитель:
Шокируют ли вас события, происходящие на страницах рассказа?
Гипотезы ответов:
Нет, здесь показана реальная жизнь.Хотя, конечно, все это ужасно, печально, обидно, но это происходит в нашей стране.
Учитель:
Как вы думаете, случайно ли среди всех этих «невинных» людей женщина выбрала именно этого «петушистого» Сеню.
Гипотеза ответа:
В нем есть что-то такое, на что можно положиться, ему можно довериться.
Учитель:
Как меняется настроение, состояние героев? О чем это говорит?
Гипотеза ответа:
Герой недоумевает, как это можно продавать ребенка; сетует, когда жена Галя ругает его за то, что он украл ребенка, теряется при виде мужиков, отчаивается.
Учитель:
Что происходит с девочкой?
Гипотеза ответа:
Ее состояние тоже меняется.
2-я группа работала над особенностями художественной манеры писателя.Продолжается работа над текстом.
Учитель:
Зачитайте портрет девочки. (Учащиеся зачитывают)
Учитель:
А что вы скажете о пейзаже в рассказе Распутина?
Гипотезы ответов
: Все очеловечено Распутиным. Любимая им Ангара «бурлила, закручивалась в воронки, пенилась, звенела» …
В этом заключается одна из особенностей его художественной манеры: метафорическое осмысление природы. Именно пейзаж создает у читателя соответствующее настроение.
Учитель: У Распутина ничего не бывает случайно. Даже название катера «Метеор» — символично. Жизнь тоже быстро проходит, поворачивается к людям то светлой, то темной стороной.
Психологически тонко, точно, с пониманием передает автор противоречивость чувств, переживаний своих героев.
Особую роль играет и такая художественная деталь, как лампа: «Катя так и обмирала перед лампой…»
3-я группа работала над композиционными особенностями рассказа.
Учитель:
Как писатель поддерживает наш интерес, интригу?
Гипотезы ответов:
Рассказчик, повествуя о Сене, его односельчанах, уезжающих из города в деревню, возвращает нас на несколько дней назад в город и рассказывает о неожиданной встрече Сени с девочкой, к судьбе которой он оказывается причастным: он увозит девочку к себе в деревню, где она постепенно приходит в себя.
Интересны как диалоги, так и монологи героя, сказки и внутренние думки. Все это помогает самораскрыться персонажу. Раскрытию персонажей помогает и контрастное поведение Сени, речь рассказчика, героев.
Учитель: Писатель — мастер, каждое слово его выверено и точно. Он использует яркие метафоры («пасть теплохода»), эффектные олицетворения («ветер наддавал сильней»), сравнения, эпитеты, лексические повторы, риторические вопросы, обращения, умолчания. Видна продуманность в выборе имен героев.
IV. Обобщение.
Учитель:
О чем рассказ Распутина? Какова его главная мысль? Какие проблемы подняты в рассказе? Какие чувства вызвали у вас герои рассказа?
V. Домашнее задание.
Ответить письменно на один из вопросов:
. О чем заставил задуматься рассказ Распутина?
. Что звучит в последнем риторическом обращении: «Сеня! Сеня! Сеня!»?